Работа педагога всегда отличалась от других профессий своим особым статусом. Педагог — работник, который должен обладать множеством профессиональных и человеческих качеств. Понимание психологии ребенка, умение общаться с родителями обучающихся, педагог также должен соответствовать ожиданиям и требованиям администрации, умение использовать современные технологии обучения и т. д. Вопрос о профессиональных компетенциях педагога нередко обсуждается и родителями, и профессиональным сообществом, и руководителями образовательных учреждений. Что должен знать и уметь педагог, его права и обязанности описаны в нормативных актах. Помимо прав и обязанностей существует также целая система ограничений для тех, кто не имеет права на занятие педагогической деятельностью. Обратимся к законодательной базе, которая закрепляет за педагогами особый статус и предъявляет требования к тем, кто должен обучать детей.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз. Работник школы должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Ст. 46 Закона определяет, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Учитель обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Прохождение аттестации на соответствие должности также является обязательным для педагога, если он не пожелал добровольной пройти процедуру аттестации на присвоение квалификационной категории. В ходе аттестации педагог подтверждает свое право на преподавание и обучение.
Существующий единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих определяет должностные обязанности и те знания, которыми должны обладать работники образовательного учреждения. В данном справочнике определены требования к руководителю школы, руководителю структурного подразделения, социальному педагогу, тьютору и другим педагогическим работникам. Должностные обязанности педагога также определены в данном документе. Отметим некоторые из них.
Высокие требования предъявляют и к знаниям педагога в образовательной сфере. Педагог должен знать:
Как определить квалификацию педагога?
Профессиональные качества педагога — важнейшая его характеристика, как работника. Квалификация педагога подтверждается результатами аттестации.
Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности, присвоении первой или высшей квалификационной категории. По этим данным можно судить о профессиональном уровне педагога. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
По результатам аттестации аттестационная комиссия может либо отказать, либо установить высшую квалификационную категорию.
При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Перечень лиц, не имеющих права на педагогическую деятельность является исчерпывающим. Поэтому при поступлении на работу работодатель запрашивает у работника перечень документов, необходимых для того, чтобы исключить случаи принятия на работу лица, не имеющего права обучать детей.
Особенности отстранения от работы педагогических работников
Работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
В ходе профессиональной деятельности могут возникнуть ситуации, когда работник не может выполнять свои обязанности и директор имеет право расторгнуть трудовой договор или отстранить работника от деятельности.
В данном случае увольнение возможно только после учета результатов дисциплинарного расследования, на основании жалобы. Работник должен быть ознакомлен с письменной жалобой, которую на него подали. Работнику передается, копия жалобы. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защите интересов обучающихся, воспитанников.
Также директор имеет право не допускать работника до работы в следующих случаях.
В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
Кто не имеет права заниматься
педагогической деятельностью
Работа с детьми – это очень большая ответственность, поэтому законодатель установил дополнительные требования к педагогическим работникам.
В ст. 331 Трудового кодекса РФ
перечислены основания, по которым сотруднику может быть отказано в приеме на работу в качестве педагога. Согласно указанной норме закона к работе
с детьми в качестве педагогов не могут привлекаться сотрудники, которые:
признаны недееспособными, имеют уголовное прошлое;
лишены судом права заниматься педагогической деятельностью;
имеют опасное заболевание.
Работники с уголовным прошлым:далеко не все лица, которые были привлечены к уголовной ответственности, не могут быть допущены к работе с детьми. Закон содержит ограниченный перечень преступлений, наличие судимости за которые могут помешать работе в качестве педагога:
против жизни и здоровья;
против свободы, чести и достоинства (исключение – незаконная госпитализация в психиатрическую больницу и клевета);
против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
против здоровья населения и общественной нравственности;
против основ конституционного строя и безопасности государства; против общественной безопасности.
Если сотрудник имеет (имел) судимость или подвергался уголовному преследованию за указанные преступления, то он не может работать с детьми. Исключение составляют случаи, когда уголовное преследование в отношении человека прекращено по реабилитирующим основаниям. Если уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, то работник может работать с детьми только при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, закон запрещает работать с детьми тем лицам, у которых имеется неснятая или непогашенная судимость за иные не указанные выше умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Перечень тяжких и особо тяжких преступлений можно найти в Указании Генпрокуратуры России N 744/11 от 31.12.2014 (Перечень № 6 и 7). Судимость признается погашенной: при совершении тяжких преступлений – через 8 лет после того, как осужденный отбыл наказание; при совершении особо тяжких преступлений – через 10 лет после того, как осужденный отбыл наказание; при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (если преступление совершено в период несовершеннолетия) – через 3 года после отбытия лишения свободы. Снятие судимости возможно только по решению суда и при наличии следующих условий: безупречное поведение осужденного; возмещение вреда причиненного преступлением.
Обратите внимание! Требование закона об отсутствии уголовного прошлого у работника распространяется не только непосредственно на педагогов, но и на любых сотрудников, которые трудятся в сфере образования (ст. 351.1 ТК РФ). Это подтверждается и судебной практикой (см. например, Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24.07.2014 по делу N 11-7669/2014). При приеме на работу сотрудников необходимо получить от них справку о судимости. Получение указанной справки от работника при приеме на работу является обязанностью работодателя. Если данная обязанность будет нарушена, то руководитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см. например, Решение Московского городского суда от 23.09.2014 по делу N 7-3154/14). Если при приеме на работу указанная справка не была предоставлена уже действующим работником по тем или иным причинам, то необходимо попросить работника предоставить её. Кроме того, Минобрнауки разъясняет, что указанную справку в информационном центре территориальных органов МВД России могут запросить государственные или муниципальные органы, оформив соответствующий запрос с подписью руководителя отдела кадров (Письмо Минобрнауки РФ от 23.12.2011 N МД-1703/03). При обращении за указанными сведениями государственные или муниципальные органы должны предоставить следующие документы: перечень лиц, которых необходимо проверить; согласие проверяемого работника на обработку его персональных данных; выписку из приказа о назначении или копию заявления о приеме на работу проверяемого сотрудника (Приказ МВД России от 07.11.2011 N 1121).
Обратите внимание! Если в организацию поступит информация от правоохранительных органов в отношении сотрудника данной организации о том, что он подвергся уголовному преследованию за одно из преступлений, указанных выше, то работодатель обязан отстранить от работы такого сотрудника. А в случае получения сведений из полиции об уголовном прошлом сотрудника, которое препятствует его дальнейшей работе с детьми, с таким работником придется расстаться. Пример Суд подтвердил законность увольнения педагога школы в связи с тем, что у работодателя появилась информация об уголовном прошлом данного сотрудника (совершение преступления против жизни и здоровья 7 лет назад). Учитывая данное обстоятельство, указанный работник был уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.12.2014 по делу N 33-17352/2014).
Недееспособность: к работе в качестве педагога не могут быть допущены лица, которые были признаны в судебном порядке недееспособными. Над указанными гражданами устанавливается опека. Наличие заболеваний Согласно трудовому законодательству Министерство здравоохранения должно было утвердить единый перечень заболеваний, наличие которых препятствует работе с детьми. Но на настоящую дату данный документ не был утвержден. Поэтому пока при приеме на работу педагогических работников стоит руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. Выявить заболевание у сотрудника возможно не только при его приеме (прохождение предварительного медицинского осмотра), но и уже во время трудовых отношений (при прохождении обязательных периодических осмотров).
По материалам статьи Ирины Добрыниной, юриста
Татьяна Сердюкова
Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников»
Введение
Я считаю, что педагог - это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи , я пришла к выводу, что государство уделяет особое внимание педагогическим работникам и их деятельности . Педагогическим работникам предоставлен особый статус в обществе , и это говорит о важности данной сферы деятельности .
Во время изучения данной темы, мной были рассмотрены следующие документы :
Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;
"Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .
Педагогические работники
Педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность .
Для того, чтобы раскрыть данную тему, мной был проанализирован Федеральный Закон "Об образовании в РФ" и выделена следующая статья :
Статья 46 . Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица , имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках , и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций , осуществляющих образовательную деятельность , должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Также, о праве на занятие педагогической деятельностью упоминается в статье 331 ТК РФ :
Статья 331 . Право на занятие педагогической деятельностью
К педагогической деятельности допускаются лица , имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
К педагогической деятельности не допускаются лица :
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи ;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ)
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)
Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности .
(часть третья введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)
Правовой статус педагогических работников указан в статье 47 Федерального Закона "Об образовании в РФ". Мной выделены следующие пункты статьи :
Статья 47 . Правовой статус педагогических работников . Права и свободы педагогических работников , гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод , трудовых прав , социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности . Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы , меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда .
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами :
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм , средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ;
4) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности , участие в экспериментальной и международной деятельности , разработках и во внедрении инноваций;
5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность , в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
6) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления , в порядке, установленном уставом этой организации;
7) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
8) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
9) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников .
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии :
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;
2) право педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Заключение
В процессе анализа статей , приведенных в данной работе мной были сделаны следующие выводы :
право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с образованием не ниже среднего профессионального;
К педагогической деятельности допускаются лица не имеющие судимости и не имеющие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе ;
педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности .
Я считаю, что приведенные выше выводы являются плюсами для педагогических работников , общества, государства.
Список литературы :
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46 ; статья 47 ) ;
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года) - статья 331 .
Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.
Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.
Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.
Педагогическая деятельность - процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.
О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.
Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.
Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.
Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.
Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты - практики, приглашенные для проведения занятий.
Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.
Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:
Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.
Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.
Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:
Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.
Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.
По закону, на работу в сферу образования не примут:
За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.
Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.
Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.
Есть разница между "преследованием" и "делом". Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.
Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет - частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.
Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.
Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.
При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику. При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.
ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.
На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.
Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.
Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.
Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент. Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.
Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.
Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:
Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством. Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.
Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.
В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:
Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.
Должности работников образования распределяются по трем уровням:
Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.
В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.
Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.
Цели аттестации:
Задача руководства ОУ - провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.
Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.
Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.
Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.
Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.
Нельзя отказывать в заключении трудового договора:
Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:
Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости. Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.
. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Педагогическая деятельность - это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в соответствующих образовательных организациях.
2. Порядок определения образовательного ценза, который является условием допуска к педагогической деятельности, установлен в ст. 46 Закона об образовании , согласно которой право на занятие указанной деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
3. Квалификационные требования установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.
4. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.
5. Для работы в образовательных организациях определенных типов и видов требуется не только образование соответствующего уровня, но и специальная подготовка. Так, образовательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанной организации, что предусмотрено в п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.
6. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).
Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
7. Согласно комментируемой статье к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие в прошлом судимость за отдельные преступления, к числу которых относятся: преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ), а также лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение указанных преступлений.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" признаны противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 данной статьи и ст. 351.1 ТК:
В той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;
В той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, - до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;
В той мере, в какой данные законоположения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - означают, что к занятию педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются:
Лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК преступлений;
Лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
Лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, - постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.
Согласно указанному Постановлению федеральному законодателю предписано внести в ТК изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), в том числе установить, имея при этом в виду приоритет прав и интересов несовершеннолетних как нуждающихся в особой государственной защите, скорректированный с учетом содержащихся в указанном Постановлении правовых позиций перечень видов преступлений, сам факт совершения которых - вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств - дает основание утверждать, что совершившие такие преступления лица представляют безусловную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие - подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
8. Препятствием к осуществлению лицом педагогической деятельности является наличие неснятой и непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
УК РФ предусматривает четыре категории преступлений. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.
9. При заключении трудового договора о работе в соответствующей образовательной организации лицо, поступающее на работу, обязано помимо прочих документов представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
10. Запрещена педагогическая деятельность для лиц, признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В статье 29 ГК РФ предусматривается, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над указанным гражданином устанавливается опека. Согласно ч. 2 ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение - по месту нахождения этого учреждения.
В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значения своих действий или руководить ими (ч. 2 ст. 282 ГПК РФ). Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК РФ). Заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию здоровья гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ). Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным. Суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 2 ст. 284 ГПК РФ).
Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК РФ).
11. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, который должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, в настоящее время не разработан. До принятия указанного перечня следует руководствоваться Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715.
12. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.05.2011 N 394 "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией" к педагогической деятельности, а также к деятельности, непосредственно связанной и непосредственно не связанной с образовательным процессом, в образовательных организациях не допускаются лица, больные наркоманией.
13. Препятствием для занятия педагогической деятельностью является наличие острых и хронических заразных заболеваний, в том числе открытые формы туберкулеза легких, активный туберкулез легких без выделения микобактерий с мокротой, внелегочные формы туберкулеза с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезная волчанка лица и рук, что предусмотрено в Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утв. Минздравом СССР 27.12.1973 N 1142"а"-73.
14. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"), общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления работниками учебно-воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
15. Для выявления заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, работники образовательных организаций всех типов и видов обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотров по направлению работодателя, что предусмотрено в ст. 48 Закона об образовании и в п. п. 18 - 20 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
16. При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат в соответствии со ст. 73 ТК переводу с их письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Если педагогический работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить педагогического работника от работы с сохранением места работы (должности). Если в соответствии с медицинским заключением педагогический работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
17. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к определенным видам деятельности и, в частности, к работе в образовательных организациях.
18. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог