Основные направления правового регулирования бжд. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности нормативные правовые акты

Конституция РФ составляет основу для последующего правового регулирования.

Государство осуществляет функцию защиты охраняемых законом прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Это основная функция правового государства. Ограничения прав граждан, связанные с предоставлением полномочий органам, обеспечивающим безопасность, устанавливаются федеральными законами.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп.) устанавливает основные понятия в области обеспечения безопасности.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности может быть следующих видов:

Реальная и потенциальная;

Исходящая от внутренних и внешних источников.

Соответственно организуется система и структура органов безопасности.

Объекты безопасности – личность (ее права и свободы); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Субъекты обеспечения безопасности:

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

Иные государственные органы.

Субъекты безопасности:

Государственные, общественные и иные организации и объединения,

Граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Таким образом, граждане, их объединения обладают не только обязанностями, но и правами в области обеспечения безопасности.

Силы и средства обеспечения безопасности:

Вооруженные Силы;

- федеральные органы безопасности (органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы обеспечения безопасности средств связи и информации);

Государственная противопожарная служба;

Органы ЧС и ГО;

Органы внутренних дел, внутренние войска;

Налоговая служба;

Таможенные органы;

Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; в атомной энергетике; природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы.

Принципы обеспечения безопасности:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.


Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Это не закреплено как принцип, но имеет принципиальное значение в связи с историей страны.

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Принципы деятельности федеральной службы безопасности:

Законность;

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Гуманизм;

Единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Гарантии прав граждан. Специальными статьями закона о безопасности (ст.6) в 2005 году продублированы и закреплены положения из других законов относительно соблюдения прав граждан.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

Концепция национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. (ред. от 10 янв. 2000 г). Это политический документ, отражающий государственную стратегию в области обеспечения безопасности. Впервые в истории страны современная Концепция безопасности страны была утверждена Указом Президента РФ как нормативный акт, опубликованный для всеобщего сведения. Вводится понятие национальной безопасности.

Национальная безопасность – это безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и источника власти.

Виды безопасности по концепции: экономическая, военная, демографическая, безопасность государства как субъекта международных отношений, конституционная, правовая, экологическая.

Национальные интересы России – это интересы личности, интересы общества, интересы государства. Реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики.

Виды безопасности по законодательству: г осударственная, экономическая, экологическая, дорожная, пожарная, техническая, пожарная, атомная и др.

В данной главе представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности жизнедеятельности на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные положения и статьи Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и иных федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от существующих опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера.

После изучения данной темы студент должен:

знать

  • основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;
  • основные положения и статьи Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года в области безопасности жизнедеятельности;
  • систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, структуры, отвечающие за ее реализацию;
  • общие положения основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств;
  • основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь

  • соблюдать основные правила безопасного поведения (на улице, в местах массового скопления людей, при возникновении криминогенных, террористических опасностей и угроз), предусмотренные действующим законодательством РФ в области безопасности;
  • соблюдать меры безопасности в различных ситуациях;

владеть

  • алгоритмом безопасного поведения в случае возникновения ЧС;
  • правилами личной безопасности, регулируемыми существующим законодательством РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • общими положениями основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств.

Основные понятия: федеральный закон, Конституция РФ, правовой акт, подзаконные акты, безопасность, безопасность жизнедеятельности, правовая система, законодательство в области БЖД, правовое обеспечение безопасности, пожарная безопасность, дорожно-транспортная безопасность, безопасность человека, общества и государства, международная безопасность.

Нормативные документы и правовые акты

Обеспечение принципов правового государства невозможно без высокой эффективности законодательного регулирования общественных отношений, основой которой являются единая правовая система, строгая соподчиненность и взаимодействие нормативных правовых актов, уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность законов и различных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Нормативный акт – это документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, т.е. общеобязательные, исходящие от государства, правила поведения. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы подразделяются на две большие группы, составляющие систему нормативных правовых актов, – федеральные законы и подзаконные акты (рис. 2.1).

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются Конституция РФ и федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые в совокупности составляют федеральное законодательство.

Строгое соблюдение законности является одним из основополагающих принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. От современного специалиста требуется глубокое знание законов РФ и правовых актов, так как это поможет создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Система общеобязательных норм, установленных или разрешенных государственными органами и охраняемых от нарушений

государством, является регулятором взаимоотношений между личностью и обществом.

Рис. 2.1.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является основной закон государства – . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций;
  • правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления);
  • приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Среди органов, осуществляющих безопасность, можно выделить следующие основные:

  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Министерство труда и социального развития РФ;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная пограничная служба РФ.

Рассмотрим более подробно некоторые из нормативных документов.

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, определяющая его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

В ст. 2 Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Статья 17 гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 59 защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В п. "ж" ст. 83 определен государственный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности – Совет Безопасности РФ, определяющей полномочия Президента РФ в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил РФ).

В 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР. В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета РФ по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности", но некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности, и 28 декабря 2010 г. принимается новый Федеральный закон № 390-Φ3 "О безопасности" (далее – Закон о безопасности). В нем определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и личности, общественной, экологической, информационной и иных видов безопасности. Определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон о безопасности устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Данным документом также устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ, федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также муниципалитетов.

В Законе о безопасности определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи, и другие вопросы. Принципы, которые закреплены в законе, легли в основу разработки многих законодательных актов в сфере безопасности.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности РФ диктуется положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года , утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537 (далее – Стратегия-2020), которая представляет "официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу".

В документе раскрывается ключевое понятие: "национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Стратегия-2020 является базовым документом для планирования развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Стратегическая цель национальной обороны состоит в предотвращении войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Основы и организацию обороны РФ определяет Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон об обороне).

Закон об обороне устанавливает полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Статья 9 данного закона регулирует правовые отношения граждан в области обороны, определяя исполнение воинской обязанности в соответствии с Законом об обороне. Раздел IV документа характеризует деятельность Вооруженных Сил, определяет общий состав, комплектование и штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Одним из важных элементов национальной безопасности РФ является гражданская оборона, обеспечивающая выживаемость государства в военное время. Правовые основы области гражданской обороны закреплены в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28 "О гражданской обороне" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о гражданской обороне).

Закон о гражданской обороне определяет основные задачи гражданской обороны, одной из которых является обучение населения защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также раскрывает принципы организации и ведения гражданской обороны, определяет органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Государство определяет силы гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 относятся спасательные воинские формирования, подразделения Федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о защите населения), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон о защите населения определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие Закона о защите населения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовой формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия закона приводим ниже.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Основные цели Закона о защите населения – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с данным Законом определяются нрава и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует общественные отношения, возникающие в этой области, закрепляет основные понятия.

Закон о пожарной безопасности описывает систему обеспечения пожарной безопасности в России, устанавливает виды и задачи пожарной охраны, указывает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области пожарной безопасности, регламентирует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации, и т.д. Законом предусматривается обязательное обучение различных категорий населения мерам пожарной безопасности, в том числе в образовательных учреждениях различного уровня.

Деятельность, в основе которой лежит противодействие терроризму, регламентируется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о противодействии терроризму).

Документ устанавливает организационные и правовые основы профилактики терроризма и борьбы с ним, а также применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом, основные принципы противодействия терроризму, формы ликвидации или возможность минимизации последствий терроризма.

Статьи 1–4 упомянутого Закона регулируют общие положения закона, они устанавливают правовую основу документа, описывают основные принципы, дают определения всем понятиям, используемым в законе, и определяют форму международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом. В ст. 5–8 трактуются организационные основы и применение Вооруженных Сил РФ в противодействии терроризму, а также пресечение террористических актов в воздушной среде и внутренних водах.

Закон о противодействии терроризму определяет правовой режим и условия проведения контртеррористических операций, в том числе задействованные в борьбе с терроризмом силы и средства, участие Вооруженных Сил РФ и форма руководства.

Статьи 18 и 19 упомянутого Закона регламентируют порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в гой или иной мерс от террористических актов, а также вопросы социальной и правовой защиты для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Закон устанавливает ответственность организаций за причастность к терроризму, а также форму и размер вознаграждения за содействие в борьбе с данной преступной деятельностью.

Таким образом, исходные законодательные принципы обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты органов государственной власти и управления, а также международные договоры и обязательства РФ, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Фокин Сергей Владимирович, преподаватель Социально-правового института экономической безопасности.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности бизнеса, указывается на целый ряд проблем, которые связаны с обеспечением безопасности бизнеса. В работе обращается внимание на административно-правовые средства, которые могут носить наиболее эффективный характер в сфере обеспечения безопасности бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательская деятельность, предприниматель, бизнесмен, безопасность, средство, регулирование, рейдерство, рейдер, противодействие.

Administrative and legal regulation of business security

The article considers the legal and organizational problems of business security. The author of the article points out a number of problems related to business security. Special attention is paid at administrative and legal measures which can be more effective in the sphere of business security.

Key words: business, entrepreneurship, entrepreneur, businessman, security, mean, regulation, raider, combating.

В настоящее время проблемы безопасности бизнеса имеют крайне актуальное значение. Угрозы безопасности бизнеса достаточно разнообразны. Для того чтобы минимизировать угрозы в сфере бизнеса, необходим комплекс административно-правовых и организационных средств. Данные средства должны касаться как самого предпринимателя (бизнесмена), так и собственно хозяйственной предпринимательской деятельности. Кардинальное реформирование экономической системы, развитие экономики и связанные с этим объективные противоречия в административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности привели к существенным изменениям в административных правоотношениях. Необходимо согласиться с тем, что административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности находится в стадии становления, в связи с чем имеет целый ряд проблем <1>.

<1> См.: Чмырев С.Н. Административно-правовые основы пресечения милицией административных правонарушений в области предпринимательской деятельности // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2005. С. 52.

Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации осуществляют различные субъекты. Согласно действующему законодательству субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, юридические лица - хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Во всех случаях субъекты предпринимательской деятельности осуществляют общественно полезную деятельность, которая согласно действующему законодательству осуществляется самостоятельно, на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). В научной литературе предпринимательская деятельность определяется несколько иначе.

Предпринимательская деятельность обладает следующими признаками: носит самостоятельный характер; осуществляется на свой риск; осуществляется под имущественную ответственность; направлена на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2>. Предпринимательская деятельность регламентируется нормами права, которые содержатся в законодательных актах различной отраслевой принадлежности, в частности, данные нормы содержатся в таких законодательных актах, как: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" <3>, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <4>, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <5>, КоАП РФ и др.

<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
<3> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Следует отметить, что государственная регистрация является одним из административно-правовых средств обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательства. Формирование регистрационно-разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности как средства обеспечения безопасности субъектов предпринимательской деятельности объективно необходимо <6>.

<6> См.: Журавлев Р.А. Формирование разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2007. N 7. С. 56.

Связано это с тем, что Российская Федерация стремится войти во Всемирную торговую организацию, ежегодно привлекает в экономику финансовые ресурсы зарубежных предпринимателей, а также международных финансовых институтов. Все это возможно только при должном уровне безопасности предпринимательской деятельности. Несмотря на предпринимаемые усилия в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, говорить о том, что в этом направлении имеются большие успехи, пока к сожалению, не приходится.

В этой связи вполне понятно, что независимо от организационно-правовой формы и форм собственности субъекты предпринимательской деятельности хотят осуществлять свою деятельность в условиях безопасности. Без должного режима безопасности невозможно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, планировать получение прибыли, распоряжаться своим имуществом и финансовыми ресурсами и др. В этой связи в современных условиях вопросы безопасности предпринимательской деятельности выдвигаются на первый план.

Как отмечает А.А. Фомин, "безопасность - это социально-правовое явление, которое должно рассматриваться в единстве функционального и институционального подходов как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству, в результате чего достигается состояние защищенности социальных отношений, обеспечивается их устойчивость и нормальное функционирование, гарантируется независимость от влияния негативных факторов, стимулируется экономическое, политическое, культурное развитие общества" <7>.

<7> См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12.

А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, проанализировав категорию "безопасность" с философской и правовой точек зрения, отмечают, что "сегодня есть множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу данного явления. Безопасность приобретает фактически значение философской категории, поскольку охватывает все аспекты жизни и играет в ней существенную и определяющую роль. Исследователям пока не удалось выявить четкие и существенные признаки этого явления, и оно выступает пока некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Представление о безопасности развивается от поверхностного к более глубокому пониманию данного явления" <8>.

<8> См.: Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 26.

Безопасность - это отсутствие опасности. Общественно опасная обстановка разрушает общественную безопасность, являясь проявлением реальной действительности. Как отмечает В.В. Лукьянов, общественная безопасность - это состояние реальной действительности, которая исключает причинение вреда <9>.

<9> См.: Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. N 3. С. 83.

Состояние безопасности нарушается различными факторами, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Предпринимательской деятельности, а также субъектам предпринимательства угрозу, как правило, представляют действия людей, которые осуществляют недобросовестную конкуренцию, различными незаконными действиями создают угрозу предпринимательской деятельности и субъектам предпринимательства.

Исходя из общих определений безопасности, в научной литературе начинает разрабатываться содержание различных видов социальной безопасности, некоторые из них непосредственно связаны с безопасностью предпринимательской деятельности. В частности В.У. Хатуаев, разрабатывая содержание имущественной безопасности, отмечает, что имущественная безопасность представляет собой состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и иными мерами <10>.

<10> См.: Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 10.

По мнению И.Г. Напалковой, экономическая безопасность как политико-правовой институт представляет собой систему нормативно оформленных мер, направленных на защиту экономических интересов того или иного институционально-правового субъекта от несанкционированных вторжений и посягательств по отношению к формам его функционирования и деятельности, которые имеют целью реализацию полноценного общественно полезного и расширенного воспроизводства данного субъекта <11>.

<11> См.: Напалкова И.Г. Политико-правовые средства обеспечения экономической безопасности РФ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 15.

В научной литературе разрабатывается понятие правовой безопасности, в частности, Б.В. Дрейшев говорит о том, что правовая безопасность занимает ведущее место среди других видов безопасности <12>.

<12> См.: Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. N 2. С. 11.

Обеспечивая различные виды безопасности, так или иначе обеспечивается безопасность предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность осуществляется субъектами различных форм собственно, а также в различных организационно-правовых формах. Государство в начале 90-х гг. XX в. освободилось от части своей собственности в связи, с чем бремя обеспечения безопасности данной собственности перешло к новым собственникам. В этой связи прав В.В. Вандышев, говоря о том, что "...неизменно возрастает роль собственника, на котором лежит обязанность по принятию мер, обеспечивающих безопасность предприятий. Однако это обстоятельство не снимает ответственности с государственного гаранта безопасности всех областей жизни гражданского общества" <13>.

<13> См.: Вандышев В.В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994. С. 83.

Как уже указывалось, государство не обладает монопольным правом осуществлять предпринимательскую деятельность, государство также не обладает монопольным правом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательской деятельности. Во многих государствах субъектами обеспечения безопасности являются негосударственные службы безопасности, частные детективные и охранные структуры. Как отмечает А.В. Крысин, "одной из существенных экономических причин развития частных детективных и охранных структур в США явилось стремление предпринимателей в условиях обострения конкурентной борьбы на многих товарных рынках и в сфере банковско-страховых услуг максимально сохранить конфиденциальность своих коммерческих операций <14>.

<14> См.: Крысин А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996. С. 26.

Безопасность предпринимательской деятельности (бизнеса) осуществляется по целому ряду направлений, в частности, безопасность обеспечивается посредством:

  • физической охраны сотрудников предприятия;
  • технических средств охраны и личной безопасности субъектов предпринимательской деятельности;
  • материально-финансового обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;
  • информационно-технического обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;
  • осуществления частной охранной и сыскной (детективной) деятельности в интересах охраны руководства и персонала предприятия. В нашей стране негосударственные охранные структуры начали создаваться в начале 90-х гг. XX в. Связано это было с принятием Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <15>.
<15>

Однако данный Закон далеко не в полной мере создал должный административно-правовой режим функционирования частных детективных и охранных предприятий. Данный законодательный акт по подсчетам В.В. Вандышева содержит около 40% статей, которые отсылают к подзаконным нормативным правовым актам различных ведомств. В этой связи деятельность негосударственных субъектов обеспечения безопасности регламентируется не законом, а инструкциями, которые защищают ведомственный интерес <16>.

<16> См.: Вандышев В.В. Указ соч. С. 83.

По данным информационных центров МВД в Российской Федерации на учете в органах внутренних дел состоит свыше 23 тысяч частных охранных предприятий и около 4 тысяч служб безопасности, под охраной которых находится около 250 тысяч объектов, общая численность сотрудников частных охранных предприятий составляет 740 тысяч человек. На вооружении частных охранных предприятий находится 119 тысяч единиц огнестрельного оружия, 83,7 тыс. пистолетов. По данным специалистов, частные охранные предприятия и службы безопасности осуществляют следующие услуги, которые прямо или косвенно направлены на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: охрана грузов и объектов; личная охрана; информационное и техническое обеспечение предпринимательской деятельности; сыск, расследование; криптографическая защита информации; комплексное обеспечение безопасности банков; обеспечение тайны переговоров; борьба с электронным шпионажем; защита коммерческой тайны (информации); проведение экспертиз; проведение расследований (обследований) по фактам пропажи и исчезновения людей, материальных ценностей и др.; производство охранной сигнализации; сбор информации о контрагентах по договорам, сбор информации относительно платежеспособности клиентов и др.; разработка и внедрение средств обнаружения подслушивающих устройств; защита компьютерных систем и программ от компьютерных вирусов и вредоносных программ; экспертиза сделок <17>.

<17> См.: Дашков Г.В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994. С. 80.

Перечень услуг, которые оказывают негосударственные субъекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, выходит за те рамки, которые определены Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <18>. В этой связи субъекты негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности вызывают серьезные нарекания.

<18> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

В механизме обеспечения безопасности субъектов предпринимательской деятельности необходимо использовать силы и средства правоохранительных органов, а также служб собственной безопасности хозяйствующих субъектов. Для консолидации усилий различных субъектов в обеспечении безопасности субъектов предпринимательской деятельности необходимо создание соответствующего правового режима, в частности, назрела объективная необходимость в принятии таких законодательных актов, как закон "О рейдерстве", "Об основах обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов", "Об охранной и детективной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, в КоАП РФ необходимо внести соответствующие составы административных правонарушений, в которых целесообразно предусмотреть ответственность за создание угрозы безопасности, субъектов предпринимательской деятельности.

К административно-правовым средствам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности необходимо отнести: лицензионные средства; регистрационные средства; информационные средства; административно-технические средства; контрольно-надзорные средства; административно-юрисдикционные средства.

В завершение исследования рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что безопасность предпринимательской деятельности - это состояние защищенности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, состояние защищенности информации, а также материально-технических средств, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность, от внутренних и внешних угроз посредством информационных, технических, организационных, экономических и правовых средств.

Библиографический список:

  1. Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996.
  2. Вандышев В.В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994.
  3. Дашков Г.В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994.
  4. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. N 2.
  5. Журавлев Р.А. Формирование разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2007. N 7.
  6. Крысин А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996.
  7. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. N 3.
  8. Напалкова И.Г. Политико-правовые средства обеспечения экономической безопасности РФ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д, 2007.
  9. Чмырев С.Н. Административно-правовые основы пресечения милицией административных правонарушений в области предпринимательской деятельности // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2005.
  10. Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  11. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.

| Сухаренко А.Н. Sukharenko A.N.

Правовое регулирование обеспечения безопасности в России

The legal regulation of security in Russia

В статье содержится краткий анализ нормативной базы обеспечения общественной безопасности в России и Приморском крае.

Ключевые слова: безопасность, преступность, стратегия

The article provides a brief analysis of the regulatory framework to ensure public safety in Russia and Primorsky Krai.

Key words: security, crime, strategy

Эффективность обеспечения общественной безопасности напрямую зависит от состояния правового регулирования в этой сфере. Сегодня вопросы общественной безопасности регламентированы множеством нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» статьи 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В ст. 132 Конституции РФ говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления. По вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах РФ были приняты 63 отдельных закона.

В целях модернизации правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности». Согласно ему, государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики России и представляет собой совокупность скоординированных и объединённых единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Она реализуется органами государственной власти и местного самоуправления на основе Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в её реализации участвуют также граждане и общественные объединения .

Ранее действовавший Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» определял безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних

СУХАРЕНКО Александр Николаевич, директор АНО «Центр новых вызовов и угроз национальной безопасности» (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы подразумевали совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства . В связи с этим содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется, прежде всего, реальной и потенциальной угрозой объектам безопасности, исходящей от внешних и внутренних факторов. Угроза безопасности всегда характеризуется совокупностью тех условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству. Отсюда следует, что объектами безопасности являются: личность - её права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, «угроза национальной безопасности» определяется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путём применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и групп, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией .

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются, в том числе, совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р , определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; повышение безопасности населе-

ния и защищённости критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём; борьба с коррупцией.

Согласно Разделу I Концепции приграничного сотрудничества в РФ (2001 г.), одной из основных задач такого сотрудничества является содействие обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе РФ, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. При этом в Разделе III рекомендовано развивать сотрудничество в правоохранительной сфере, в том числе совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере экономики . Впоследствии эти рекомендации были закреплены в «Перечне мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в РФ», утверждённом распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. № 826-р.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 390, деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование; правовое регулирование; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности .

Распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» . Документ включает четыре подпрограммы: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России» и «Обеспечение реализации государственной программы». Её выполнение в целом предусматривается в один этап - с 2013 по 2020 год. Общий объём финансирования программы составляет 9 574 141 882, 77 тыс. рублей.

Цель программы - повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышение доверия к органам внутренних дел со стороны населения.

Целевые индикаторы программы: количество тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела о которых впервые приостановлены по пп. 1 - 3 ч.1 ст. 208 УПК РФ, по отношению к 2011 году; удельный

вес возмещённого ущерба от фактически причинённого по уголовным делам, оконченным следователями, и по уголовным делам, оконченным дознавателями; количество неразысканных преступников по отношению к 2011 году; число тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых в общественных местах, по отношению к 2011 году; уверенность граждан в защищённости своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных); социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчёте на 100 тыс. населения).

По итогам выполнения программы планируется достижение таких результатов как:

Реализация принципа неотвратимости ответственности за совершённое преступное деяние за счёт сокращения числа наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми, а также числа неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осуждённых;

Увеличение удельного веса возмещённого ущерба от фактически причинённого по оконченным уголовным делам за счёт повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации;

Повышение уровня безопасности граждан за счёт сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых на улицах, площадях, в парках, скверах;

Повышение уровня уверенности граждан в защищённости своих личных и имущественных интересов;

Сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Распоряжение предусматривает организацию мониторинга показателей (индикаторов) реализации программы, требующих официального статистического наблюдения, и утверждение в установленном порядке методик расчёта показателей (индикаторов) реализации.

Кроме того, учитывая, что программа направлена на решение вопросов, относящихся к предмету совместного ведения федеральных и региональных властей, распоряжением предусмотрена рекомендация органам государственной власти субъектов РФ о принятии соответствующих региональных программ.

Что касается Приморского края, то с середины 2000-х годов действует Закон № 138-К3 от 09.08.2004 «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края». Документ устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей в охране общественного порядка, оказании содействия полиции.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г., утверждённой Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. № 324-К3 , предусмотрено проведение мероприятий, направленных на сокращение преступлений против личности, а также принятие профилактических мер по снижению преступности в целом.

Общеизвестно, что уровень преступности, общественной и личной безопасности граждан, их защищённости является одним из ведущих факторов, влияющим на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие Приморского края, его инвестиционную привлекательность, а также уровень доверия жителей к полиции и иным органам государственной власти. Именно поэтому особую важность приобретает выработка комплексных мер, направленных на профилактику правонарушений и снижение уровня преступности, в том

числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.

В целях совершенствования системы профилактики преступлений и иных правонарушений, повышения уровня обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности, в том числе в местах массового пребывания граждан, постановлением Администрации Приморского края от 19 августа 2011 г. № 219-па была утверждена краевая целевая программа «Комплексные меры программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае» на 20112015 гг. Основными задачами программы являются: снижение уровня преступности, в том числе подростковой, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности, проводимой на территории края с целью повышения уровня доверия к правоохранительным органам .

Несмотря на столь обширную нормативно-правовую базу, по-прежнему сохраняются пробелы в правовом регулировании отдельных аспектов обеспечения общественной безопасности. Так, до сих пор не приняты следующие федеральные законы: «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О потерпевших от преступлений», «О борьбе с организованной преступностью», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Принятие перечисленных законов, несомненно, повысит эффективность деятельности государственных органов в рассматриваемой сфере.

Литература

1. Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2008. № 89. Ст. 1-2.

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, Ст. 769.

3. Приморская газета от 26.08.2011.

4. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р

5. Российская газета от 29.12.2010.

6. Российская газета от 19.05.2009.

7. Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

8. Собрание законодательства РФ. 2013. № 11. Ст. 1145.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Vedomosti Zakonodatel"nogo Sobraniya Primorskogo кгауа. 2008. № 89. St. 1-2.

2. Vedomosti S"ezda патс^пу^ deputatov Rossijskoj Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossijskoj Federatsii, 1992, № 15, St. 769.

Введение

Обеспечение безопасности, как, собственно, все функции любого государства, подвергается нормативно-правовому регулированию. В объективном смысле понятие безопасность можно определить как состояние защищённости жизненно-важных интересов государства, общества и личности. В силу обширности данного понятия нормативно-правовое и правоприменительное регулирование осуществляется по различным направлениям. К числу этих направлений можно отнести обеспечение безопасности государства в целом, безопасность трудовой деятельности личности, обеспечение социальной безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и так далее.

В Конституции Российской Федерации, являющейся Основным Законом, содержащим общие отправные положения, закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты которых, в том числе снижение риска для жизни, здоровья и имущества граждан, является целью государственной политики в области безопасности.

Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72).

Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, о которых в данном реферате будет упомянуто более подробно.

Целью данного реферата является характеристика деятельности государственных органов в области обеспечения безопасности и характеристика нормативно-правовых актов в этой области. В реферате будут рассмотрены некоторые направления деятельности государственных органов по принятию управленческих решений в области безопасности, правовые основы их деятельности, а также основные тенденции развития законодательства в указанной области.

Правовое регулирование в области безопасности

Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации

Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты - Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Помимо этой юридической классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция Российской Федерации, в которой содержатся основополагающие положения и принципы защиты прав человека и гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой области, следует назвать, закон Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения безопасности при трансформации отдельных видов опасностей в ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К этой же группе актов относится закон Российской Федерации "О страховании" (действующий в некоторых положениях до сих пор), устанавливающий цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют от страхователя соблюдения норм и правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска и связанного с ним ущерба. При соблюдении этих норм и правил закон предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя прямо или косвенно понесенный им ущерб.

Специального упоминания заслуживает Федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее важны и постановления Правительства России от 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.

Вместе с тем следует отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня. Конечно, для изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого региона России они будут различны), были определены, что является задачей экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.

Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях - законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности - законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.

Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.



Что еще почитать