Федеральный законо внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации. Федеральный законо внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации Фз от 29.12 15

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

№ 389-ФЭ от 29 декабря 2015 года

Статья 1

Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №16, ст. 1815; №42, ст. 5293; № 49, ст. 6409; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 43, ст. 5797; № 52, ст. 7540; 2015, № 29, ст. 4367) изложить в следующей редакции:

"3. К заявлению о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения прилагаются документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, документ, содержащий результаты мониторинга безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, проводимого заявителем, по форме, установленной соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя лекарственного препарата для медицинского применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданный компетентным органом страны производителя лекарственного препарата для медицинского применения и заверенный в установленном порядке, документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя фармацевтической субстанции требованиям правил надлежащей производственной практики, выданный компетентным органом страны производителя фармацевтической субстанции, заверенный в установленном порядке и содержащий наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование и адрес производителя фармацевтической субстанции, срок годности фармацевтической субстанции.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, №30, ст. 4257; №49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 2 после слов "медицинским работником" дополнить словами "и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности,";

2) часть 2 статьи 14 дополнить пунктом II 1 следующего содержания:

"11 1) организация проведения аккредитации специалистов;";

3) в статье 69:

а) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. Па педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лег. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специатиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

в) часть 4 дополнить словом "специалиста";

г) в части 6 слова "сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти," исключить, после слов "прохождения аккредитации" дополнить словом "специалиста";

4) в статье 76:

а) часть 2 после слов "норм и правил," дополнить словами "в разработке", после слов "квалификационных категорий" дополнить словами "и в проведении аккредитации специалистов";

б) часть 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) в формировании аккредитационных комиссий и проведении аккредитации специалистов.";

5) в статье 100:

а) в абзаце первом части 1 цифры "2016" заменить цифрами "2026";

6) дополнить частью 1 1 следующего содержания:

"Г. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

в) в части 2 цифры "2016" заменить цифрами "2021".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства

Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2014, №30, ст. 4217) следующие изменения:

1) в части 6 статьи 47 слова "учебная (преподавательская), воспитательная работа" заменить словами "учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся";

2) часть 5 статьи 82 изложить в следующей редакции:

"5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, но согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.".

Статья 4

Президент Российской Федерации В.Путин
Москва. Кремль

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ
СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ, ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ
ПЕНСИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

Приостановить до 1 января 2017 года действие:
1) абзацев четвертого и шестого статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 19, ст. 1835; 2006, N 48, ст. 4946; 2009, N 29, ст. 3624; N 30, ст. 3739; 2011, N 14, ст. 1806; 2014, N 30, ст. 4217);
2) частей 20 — 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965).

——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Статья 2 вступает в силу с 1 апреля 2016 года.
——————————————————————
Статья 2

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417, 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 50, ст. 6597; 2011, N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7037, 7057; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6155; N 49, ст. 6915) следующие изменения:
1) абзац тринадцатый статьи 1 после слова «признаются» дополнить словом «месяц,»;
2) в статье 11:
а) дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:
«2.2. Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.»;
б) в абзаце первом пункта 4 слова «пунктами 2 и 2.1» заменить словами «пунктами 2 — 2.2»;
3) в статье 17:
а) часть третью после слов «отчетного периода,» дополнить словами «который составляет более месяца и»;
б) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:
«За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».»;
в) часть четвертую считать частью пятой.

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965) следующие изменения:
1) часть 12 статьи 21 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона»;
2) дополнить статьей 26.1 следующего содержания:

«Статья 26.1. Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности

1. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 — 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
2. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
3. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 — 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац шестой пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
4. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 — 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац седьмой пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
5. Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац восьмой пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
6. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац девятый пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
7. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац десятый пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
8. В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
9. При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
Абзац двенадцатый пункта 2 статьи 3 вступает в силу с 1 мая 2016 года.
——————————————————————
10. При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
11. Пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность за пределами территории Российской Федерации, в период которой они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», для выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности и выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.».

1. С 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируются на коэффициент, равный 1,04.
2. Индексация размеров социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Размер коэффициента индексации устанавливается федеральным законом.
3. С 1 января 2016 года размеры пенсий, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируются на коэффициент, равный 1,04.

1. С 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.
2. Корректировка стоимости одного пенсионного коэффициента осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.
3. Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

1. С 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4 558 рублям 93 копейкам.
2. Увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии проводится по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается федеральным законом.

1. Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. В случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
3. При представлении пенсионером заявления в соответствии с частью 2 настоящей статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением положений частей 1 и 3 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, подлежащие выплате с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Пенсионный фонд Российской Федерации информирует пенсионеров о положениях настоящего Федерального закона путем размещения информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», через средства массовой информации, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в организациях, осуществляющих доставку страховой пенсии, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2016 года.
3. Абзацы шестой — двенадцатый пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 мая 2016 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
29 декабря 2015 года
N 385-ФЗ

——————————————————————

29 декабря Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон №391-ФЗ, положения которого существенно расширяют полномочия нотариуса и устанавливают более действенные способы защиты прав граждан, предоставляют новые возможности бизнесу, открывают новые направления развития нотариата.

Новым законом решаются задачи защиты прав собственности, вводится обязательная нотариальная форма супружеского согласия на сделки, требующие государственной регистрации.

Для бизнеса предоставляются новые, более комфортные возможности для совершения опционных сделок. Регулируется процесс доверительного управления наследственным имуществом.

Появилась возможность удостоверения электронных документов.

Законом устанавливается право нотариуса бесплатно получать сведения из кадастра недвижимости для удостоверения сделки, а также появился ряд других новелл, значимых для граждан и предпринимателей, обзор которых приведен ниже.

Основные новеллы Федерального закона № 391-ФЗ, значимые для граждан и предпринимателей:

1. Нотариусы защитят интересы супругов при сделках, а также при разводе. Теперь раздел имущества должен происходить в обязательной нотариальной форме.

Нотариусы защитят интересы супругов при сделках, а также при разводе. Теперь раздел имущества должен происходить в обязательной нотариальной форме.

Вносятся изменения в статью 35 Семейного кодекса Российской Федерации в соответствие с действующими нормами гражданского права, не требующими осуществление государственной регистрации большинства договоров.

Это означает, что теперь требуется нотариально удостоверенное согласие супругов на сделки по распоряжению имуществом, право на которое требует государственной регистрации (прежде всего - недвижимость, но не только она).

Ранее в законе речь шла о государственной регистрации самих сделок, и к настоящему времени многие сделки выпали из-под такого регулирования, так как государство прекратило регистрацию самих сделок, оставив только регистрацию прав на имущество. Отсутствием необходимости нотариально удостоверенного согласия супругов на сделки зачастую пользовались мошенники либо недобросовестные супруги, намеренно ущемлявшие права другого супруга. Теперь закон ликвидирует эти прорехи.

Также приводятся в соответствии с действующим законодательством положения Основ законодательства Российской Федерации о порядке раздела супругами совместно нажитого имущества.

Новым законом установлено, что теперь соглашение о разделе общего имущества супругов должно носить обязательную нотариальную форму.

До настоящего момента при разделе общего имущества супругов (при разводе) зачастую соглашение о разделе имущества заключалось на кабальных для одной из сторон условиях.

Данное обстоятельство вызвано финансовой зависимостью одной стороны от другой и оказываемым в связи с этим давлением. Установление обязательной нотариальной формы таких соглашений позволит защитить права всех участников соглашения.

В соответствии с Семейным кодексом теперь раздел имущества можно осуществлять только соглашением о разделе совместно нажитого имущества или брачным договором.

2. Нотариус сможет удостоверить электронный документ.

Теперь нотариус сможет по просьбе обратившегося лица изготавливать нотариальные документы в электронном виде, что позволит упростить реализацию некоторых прав граждан и юридических лиц.

Например, когда необходимо срочно предоставить путем пересылки в электронном виде в компетентный орган или в какую-либо структуру электронный документ, удостоверенный нотариусом.

Для получения удостоверенного в электроном виде документа гражданин должен иметь личную квалифицированную электронную подпись (далее по тексту - ЭЦП).

Учитывая, что на сегодняшний день не так много граждан имеют такую ЭЦП, можно сказать, что эта новелла законодательства - определенный задел на будущее, когда полностью электронный, безбумажный документооборот будет доминировать. Хотя уже сегодня квалифицированными ЭЦП обладают многие юридические лица, и они могут прибегать к такой услуге.

Процедура будет выглядеть следующим образом.

Нотариус проверяет предъявленный заявителем электронный документ, гражданин применяет свою электронно-цифровую подпись, нотариус удостоверяет документ своей электронно-цифровой подписью. После этого документ в электронном виде удостоверен и может быть предъявлен в компетентные органы либо иному получателю.

Есть еще один момент, который стоит учитывать.

Для того чтобы проверить, что электронный документ действительно удостоверен, получатель должен иметь собственную ЭЦП.

Это означает, что пока еще невозможно предъявить сотруднику ДПС скан водительского удостоверения на своем смартфоне, даже если он удостоверен нотариусом. Сотрудник ДПС вряд ли имеет возможность на месте проверить соответствие электронно-цифровой подписи.

Но определенные тенденции налицо.

То, что недавно выглядело фантастикой - не носить с собой истрепанные документы, а предъявлять их на экране планшета либо передавать на флешке, в скором времени станет реальностью.

Нотариат развивается опережающими темпами и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот.

Ведь и тогда, когда электронные файлы заменят нам паспорта и справки с удостоверениями, нотариальное удостоверение останется тем инструментом, с помощью которого можно будет твердо знать - доверять этому документу или же нет.

3. Нотариусы помогут бизнесу использовать современные механизмы опционных сделок.

Глобальная конкуренция требует от бизнеса использования эффективных и удобных инструментов для осуществления сделок и инвестирования. При этом своей актуальности не теряет задача защиты прав собственника.

Как показывает практика, избежать мошеннических, рейдерских и прочих криминальных посягательств на свои права бизнесу помогает именно удостоверение нотариусом сделок с долями предприятий.

Прежде всего, это важно для малых и средних предприятий, не способных содержать штат опытных юристов. Сейчас все сделки с долями ООО требуют обязательного нотариального удостоверения.

Такая форма сделок с долями ООО, как опционный договор, в течение определенного времени встречала законодательные ограничения.

Внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части предоставления возможности участникам обществ с ограниченной ответственностью заключать опционные соглашения в отношений долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

Данные поправки разработаны с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ и вступивших в силу с 1 июня 2016 года.

Этими изменениями регламентирована процедура удостоверения нотариусом опционного договора в отношении долей с ООО.

Ранее такую сделку приходилось совершать по сути дважды - сначала заключить опционный договор, а затем, при наступлении условия реализации опциона, стороны второй раз шли к нотариусу для удостоверения сделки с долей ООО, и только тогда это доля переходила к новому собственнику.

Теперь же второй раз не надо ходить к нотариусу - в первый же раз выдается удостоверенная нотариусом безотзывная оферта. То есть исчезла необходимость заключать договор в виде единого нотариального документа, теперь возможно выдать нотариально удостоверенную безотзывную оферту, и при наступлении определённого условия лицо, имеющее оферту, может у любого нотариуса ее акцептовать, и договор по отчуждению доли считается заключенным с этого момента.

Важно отметить, что право собственности на отчужденную долю возникает с момента регистрации изменения в ЕГРЮЛ (раньше - с момента нотариального удостоверения отчуждения доли) - это снимает много проблем для бизнеса.

Эти изменения в законе открывают для бизнеса в России возможности использовать современные механизмы сделок, улучшают условия для инвестирования путем эффективной защиты прав собственника и одновременно возможностью комфортной реализации современной формы сделок.

4. Первый шаг к решению проблем долевой собственности на недвижимость.

Суть проблемы заключалась в том, что в результате наследования, разводов или иных обычных житейских событий образовывалась долевая собственность.

Например, двухкомнатной квартирой могли владеть несколько человек, у одного из которых была ½ доли, у другого - ¼, а двое могли иметь по 1/8 доли. Могло доходить и до микродолей в 1/16 и еще меньше.

Естественно, разменять квартиру по таким долям невозможно, но и пользоваться ими нельзя. А если людям не удавалось договориться о продаже этих долей друг другу, возникали проблемы. Тогда и возникали квартирные рейдеры, скупавшие такие доли за бесценок. Затем они вселялись в квартиры (т.к. право собственности никто у них не отменял), и начинали буквально выживать других жильцов.

Законодатель обратил на эту проблему пристальное внимание, и теперь сделан первый и серьезный шаг в ее решении.

Так как отказать собственнику правом распоряжаться своей долей, какая малая она не была бы, невозможно, теперь законом установлено обязательное нотариальное удостоверение сделок купли-продажи долей на недвижимое имущество, если эти сделки совершаются с посторонними лицами, которое вступает в силу с 01.01.2016 года.

Сразу следует отметить, что если размер доли позволяет выделить отдельную комнату в квартире, то такой случай под закон уже не подпадает.

Что это означает?

Теперь, при удостоверении такой сделки, нотариус, прежде всего, проверяет, что продавец предоставил возможность другим собственникам долей в указанной квартире воспользоваться преимущественным правом покупки, и только при их отказе доля продается третьим лицам. То есть проживающие в квартире люди имели возможность приобрести продаваемую долю по цене не выше, чем ее купят посторонние.

И, конечно же, процедура нотариального удостоверения сделки позволяет сторонам в полной мере осознать последствия сделки, нотариус удостоверится, что сделка совершается в добровольном порядке и в соответствии с законом.

Также новым законом устанавливается, что в обязательном порядке должны быть нотариально удостоверены сделки в отношении любого недвижимого имущества несовершеннолетних или лиц, находящихся под опекой (недееспособных).

Теперь присутствие нотариуса поможет защитить их права.

А в случае, если нотариус допустит ошибку, и по его вине граждане понесут ущерб, то этот ущерб в полной мере будет возмещен нотариусом за счет страховки и Компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

5. Мошенникам станет сложнее использовать нотариальные акты, совершенные не нотариусами, а должностными лицами органов местного самоуправления.

Новым законом устанавливается возможность совершать нотариальные действия должностными лицами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах.

6. Бесплатное получение нотариусом сведений из государственного кадастра недвижимости.

С 12 октября 2015 года вступила в силу статья 47.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой в случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариусы не вправе требовать представление таких сведений от обратившегося за совершением данного нотариального действия лица, а обязаны их получить самостоятельно.

В этой связи Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» дополнен положениями, согласно которым нотариус вправе бесплатно получать сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости.

Иными словами, граждане избавлены от необходимости получать самостоятельно сведения из кадастра, необходимые для совершения сделки.

В рамках развития идеологии «одного окна» нотариус сам получает все необходимые сведения.

Но ранее нотариусу приходилось оплачивать получение таких сведений, как если бы их получал сам гражданин. Теперь же законом такая плата отменяется, и для граждан, обратившихся к нотариусу, плата за это действие также исчезает.

7. Тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью для родственников вновь снижены.

Поправки в законодательство предлагают также снизить нотариальный тариф за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества супругу, родителям, детям, внукам.

Федеральный закон № 457-ФЗ, вступивший в силу в начале 2015 года, в несколько раз снизил тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью.

Так, тариф на удостоверение купли-продажи квартиры ценой в 5 миллионов рублей теперь составляет всего 18 000 рублей, а если сделка совершается между близкими родственниками - 15 000 рублей.

Как показывает практика, теперь услуги нотариуса по оформлению сделки с квартирой стали в несколько раз дешевле услуг риелторских агентств по оформлению сделки.

При том, что нотариус предоставляет гражданам режим одного окна: исчезла необходимость получать выписки из кадастра и ЕРГП, срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество сокращен до трех дней, а в случае электронной подачи документов - до одного дня, депозит нотариуса - безопасный и комфортный способ расчетов.

Сниженные тарифы подразумевали под собой льготные условия для сделок между близкими родственниками.

Новым же законом проведено дополнительное урегулирование тарифа для сделок между родственниками, которое имеет значение для дорогой недвижимости - ценой более 10 миллионов рублей.

Теперь при родственных сделках с таким жильем стороны получат еще более низкую стоимость нотариального удостоверения.

8. Нотариат обеспечит работу в труднодоступных и малонаселенных территориях.

Будет создан новый фонд Федеральной нотариальной палаты - фонд поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, что будет способствовать развитию нотариата на указанных территориях.

Этот фонд будет формироваться из текущих взносов в ФНП, то есть его создание никаким образом не отразится на стоимости нотариальных услуг.

Со вступлением в силу этого положения закона нотариат должен будет принять положение о фонде, которое будет регламентировать принципы поддержки и механизмы расходования средств фонда, определение получателей помощи и прочие условия.

Это означает, что нотариат самостоятельно, без получения средств государственного и муниципального бюджета, будет обеспечивать наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где сейчас у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору.

На необходимость обеспечения граждан нотариальными услугами, в каких удаленных районах не находились бы люди, обратил внимание Президент России Владимир Путин еще в 2014 году.

9. Развитие структуры Единой информационной системы нотариата.

Еще один шаг в борьбе с рейдерством и мошенничеством в корпоративной сфере, защита интересов собственников предприятий.

В рамках развития Единой информационной системы нотариата (ЕИС) и подготовки к переходу на ведение всех нотариальных реестров в электронном виде законом вводится внесение с 15.01.2016 в ЕИС сведений об удостоверенных нотариусом договорах об отчуждении долей в ООО и об удостоверении нотариусом подлинности подписи на заявлении о внесении изменений в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Этот шаг также продиктован необходимостью дальнейшего обеспечения достоверности реестра юрлиц и пресечения мошеннических схем.

Наличие в ЕИС сведений обо всех таких нотариальных действиях в дальнейшем поможет оперативно проверять подлинность документов, на которые ссылаются заявители.

Помимо этих нотариальных действий, с 15.01.2016 в ЕИС также должны вноситься сведения о совершении нотариусом исполнительной надписи, удостоверении договоров залога долей в ООО и удостоверении нотариусом решений органов управления хозяйственных обществ.

10. Доверительное управление наследственным имуществом.

Приводятся в соответствии с действующим законодательством положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о порядке осуществления мер по охране наследственного имущества и о выдаче свидетельства о праве на наследство несовершеннолетним.

Этими изменениями решается проблема, которую испытывали, в том числе, граждане, которым в наследство доставался бизнес.

Проблема заключалась в том, что по закону доверительное управление, устанавливаемое нотариусом, осуществлялось только до принятия наследства, а потом прекращалось, и нельзя его было продлить.

Теперь нотариус может устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства, после истечения которого граждане смогут получить свидетельство о праве на наследство.

11. Установлена повышенная доказательственная сила нотариального акта в Арбитражный процессуальный кодекс.

В целях повышения стабильности и достоверности экономического оборота, соблюдения единообразия норм процессуального законодательства, внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления повышенной доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса, аналогичные нормам, содержащимся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.

По материалам сайта Федеральной нотариальной палаты

Обязательное нотариальное заверение сделки с участием несовершеннолетних, а так же при продаже доли в недвижимости. Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С нового 2016 года произошли изменения в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Теперь сделки по продаже долей и сделки с участием несовершеннолетних собственников будут проводиться в нотариальной форме. Это конечно осложнит и так не очень простые операции с недвижимостью с участием органов опеки. Думаю оплата нотариата ляжет теперь на плечи продавцов таких квартир, поскольку покупатель и так будет вынужден ждать решения органов опеки и попечительства.
Но есть один плюс в этой схеме — регистрация такой сделки будет длиться 5 рабочих дней вместо 10 рабочих дней, но стоимость оформления сделки, безусловно вырастет.
Вот текст изменений.

1) пункт 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием ее цены и других условий, на которых продает ее.
Сделка по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу подлежит нотариальному удостоверению и может быть совершена не ранее чем по истечении месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
В случае, если нотариусом будет установлено, что продавец доли представил документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки его доли, сделка может быть совершена до истечения срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в праве общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.»;
2) пункт 3 статьи 24.1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Сделка по продаже земельной доли подлежит нотариальному удостоверению.»;
3) Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.».

Перечень документов для органов опеки и попечительства можно посмотреть в статье:

______________________________________________________________________

У вас могут запросить и дополнительные справки к пакету документов для органов опеки. Все зависит от вашей ситуации по сделке. Желаю вам удачи.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Часть 3 "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; N 49, ст. 6409; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5797; N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367) изложить в следующей редакции:

"3. К заявлению о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения прилагаются документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, документ, содержащий результаты мониторинга безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, проводимого заявителем, по форме, установленной соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя лекарственного препарата для медицинского применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданный компетентным органом страны производителя лекарственного препарата для медицинского применения и заверенный в установленном порядке, документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя фармацевтической субстанции требованиям правил надлежащей производственной практики, выданный компетентным органом страны производителя фармацевтической субстанции, заверенный в установленном порядке и содержащий наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование и адрес производителя фармацевтической субстанции, срок годности фармацевтической субстанции.".

Внести в "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6927; 2015, N 10, ст. 1425; N 29, ст. 4397) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 2 после слов "медицинским работником" дополнить словами "и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности,";

2) часть 2 статьи 14 дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

"11.1) организация проведения аккредитации специалистов;";

3) в статье 69:

а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со , а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

в) часть 4 дополнить словом "специалиста";

г) в части 6 слова "сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти," исключить, после слов "прохождения аккредитации" дополнить словом "специалиста";

4) в статье 76:

а) часть 2 после слов "норм и правил," дополнить словами "в разработке", после слов "квалификационных категорий" дополнить словами "и в проведении аккредитации специалистов";

б) часть 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) в формировании аккредитационных комиссий и проведении аккредитации специалистов.";

5) в статье 100:

а) в абзаце первом части 1 цифры "2016" заменить цифрами "2026";

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

в) в части 2 цифры "2016" заменить цифрами "2021".

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 30, ст. 4217) следующие изменения:

1) в части 6 статьи 47 слова "учебная (преподавательская), воспитательная работа" заменить словами "учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся";

2) часть 5 статьи 82 изложить в следующей редакции:

"5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.".

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН



Что еще почитать