Ндфл со стипендии по ученическому договору. Облагаются ли выплаты по ученическому договору ндфл и страховыми взносами

Ученики и студенты, работающие во время каникул или учебы (но не в ущерб ей), получают доходы от самостоятельной или несамостоятельной трудовой деятельности, которые подлежат налогообложению. Независимо от формы трудовой деятельности - самостоятельная или несамостоятельная, трудовые отношения оформляются договором. Если ученик или студент выступает в качестве наемного работника, то он связан указаниями работодателя относительно места, времени и содержания работы. При самостоятельной или промысловой деятельности работник, получив задание или заказ, самостоятельно определяет место, время и порядок выполнения работы.

Индивидуальное налогообложение

Этот способ взимания подоходного налога с заработка наемного работника применяется при выполнении им достаточно значимой работы в течение продолжительного времени в режиме полного (во время каникул) или неполного (в период учебы) рабочего дня. При отсутствии предпосылок для освобождения заработка от налогообложения ученики и студенты должны к началу работы предъявить работодателю свою налоговую карту. На основании занесенных в нее сведений работодатель должен удержать из зарплаты подоходный налог, «надбавку солидарности», взносы в кассы социального страхования и, при необходимости, церковный налог.

При определении размера подоходного налога с зарплаты за конкретный месяц работы должны учитываться установленные законом паушальные суммы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы. К их числу относятся:

  • доход, не подлежащий налогообложению (Grundfreibetrag);
  • паушальная сумма расходов, связанных с получением трудового дохода (Arbeitnehmer-Pauschbetrag für Werbungskosten);
  •  паушальная сумма особых расходов (Sonderausgaben-Pauschbetrag);
  •   паушальная сумма взносов в кассы социального страхования, рассчитываемая в зависимости от размера заработка (Vorsorgepauschale für Versicherungsbeiträge).

Опыт показывает, что при отдельном налогообложении трудовых доходов студентов и школьников удержанный с них налог часто оказывается завышенным по отношению к налогу, рассчитанному за весь год с учетом реальных жизненных обстоятельств. Поэтому по истечении календарного года студентам и школьникам рекомендуется составлять и подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги. Покажем это на примере.

Не состоящая в браке 22-летняя Штефани на протяжении всего 2009 г. училась в университете. Во время учебных каникул, в марте, июле и августе, т. е. в течение трех месяцев, она работала подсобницей в фирме «Унгер» в режиме полного рабочего дня, зарабатывая при этом 2700 € в месяц (брутто). Штефани передала в бухгалтерию фирмы свою налоговую карту, в которой был указан I класс налогообложения. На основании данных налоговой карты работодатель каждый месяц удерживал из зарплаты Штефани:

  •  подоходный налог в размере 465,75 € (ставка 17,25%);
  •  «надбавку солидарности» в размере 25,61 € (5,5% от 465,75 €),
  •  церковный налог в размере 36,85 € (7,5% от 491,36 €).

Всего за три месяца из заработка Штефани было удержано 1584,63 € налоговых платежей. В октябре студентка выполняла Mini-Job в кафе за 400 € в месяц. При этом паушальные налоговые платежи взял на себя работодатель. По истечении года Штефани подала налоговую декларацию, из которой следовало, что ее суммарный годовой брутто-доход, подлежащий налогообложению, ниже необлагаемой налогом суммы, которая в 2009 г. составляла 7834 €. Действительно, если из полученных Штефани трудовых доходов в размере 6915,37 € вычесть свободные от налогообложения паушальные суммы (Arbeitnehmer-Pauschbetrag в размере 920 €, Sonderausgaben-Pauschbetrag в размере 36 € и Vorsorgepauschale в размере 1620 €), то подлежащий налогообложению годовой доход окажется равным 4339,37 €. Значит, налоговое ведомство возвратит Штефани удержанную с нее сумму налоговых платежей в полном объеме.

В данном примере мы исходили из того, что у Штефани нет иных доходов, кроме полученных во время каникул. Но даже если это и не так, подача налоговой декларации в большинстве случаев позволяет вернуть часть удержанных налогов.

Паушальное налогообложение

В определенных случаях расчет и удержание подоходного налога может производиться не согласно индивидуальным данным, указанным в налоговой карте, а на основании паушальных ставок налога. Соответственно, учащийся или студент не должны предоставлять свою налоговую карту работодателю. В данном случае работодатель не удерживает подоходный налог и социальные отчисления с зарплаты работника, а принимает эти выплаты на себя.

Так, если наемный работник трудится в режиме неполного рабочего дня на протяжении следующих друг за другом не более чем 18 рабочих дней, а его средняя заработная плата не превышает 62 € в день и 12 € в час, то может применяться паушальная ставка подоходного налога и социальных отчислений в размере 25% заработка. Если при тех же условиях месячный брутто-заработок не превышает 400 €, то паушальная ставка налога составляет 20%.

В случае так называемой Mini-Job или 400-Euro-Job (в смысле § 8 абз. 1, № 1 или § 8a SGB IV) применяется паушальная ставка налога и социальных отчислений в размере 31,08% (при работе в домашних хозяйствах - 14,27%).

В случае краткосрочной работы в режиме неполного рабочего дня (например, в период каникул), продолжительность которой заранее ограничена договором и не превышает двух месяцев или 50 рабочих дней в течение года, паушальная ставка отчислений Minijobzentrale составляет 1,08%.

Во всех вышеназванных случаях превышение указанной продолжительности работы и размера брутто-заработка допускается только тогда, когда содержание выполняемой работы соответствует учебной специальности (например, при прохождении учебно-производственной практики). Даже если вышеназванные условия не выполняются, студенты в определенном случае могут быть освобождены от уплаты взносов в больничные кассы и кассу страхования на случай безработицы (т. н. Werkstudentenprivileg). Это возможно в том случае, если студент работает параллельно с учебой и продолжительность его работы не превышает 20 часов в неделю. В каникулярное время это правило действует и в том случае, когда студент работает более 20 часов в неделю.

Хотя при паушальном налогообложении работодатель, как правило, производит налоговые и социальные платежи за свой счет, встречаются и ситуации, когда стороны договариваются о том, что эти платежи будет производить наемный работник. Если подобная договоренность достигнута и зафиксирована, она является вполне законной.

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Налог Ситуация Решение Норма закона Подтверждение Арбитражная практика
Налог на прибыль После обучения соискателя приняли на работу Выплата включается в расходы подп.8, подп.49 п.1 ст.264 НК РФ.
Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77
Отсутствует
Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257 Отсутствует
После обучения соискателя не приняли на работу Выплата включается в расходы ст.252 НК РФ; подп.49 п.1 ст.264 НК РФ. Авторы указывают, что расходы на обучение кандидатов, даже если в итоге кандидат не был принят на работу, изначально направлены на получение дохода и могут признаваться для целей налогообложения. Отсутствует
Выплата не включается в расходы Письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297;
Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257;
Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77;
Письмо Минфина России от 30.11.2006 N 03-03-04/2/252.
Отсутствует
Страховые взносы на обязательное соцстрахование Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, либо выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия (даже если она выплачивается работнику организации) не подлежит обложению взносами.
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 г. №2519-19 (п. 2.2).
Отсутствует
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев Взносы на выплаты не начисляются На выплаты по ученическому договору взносы не начисляются, поскольку лица, заключившие ученический договор, не отнесены к категории застрахованных Отсутствует
НДФЛ Выплаты облагаются НДФЛ Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164;
Письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-04-06-01/294;
Письмо УФНС России по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233 "Об обложении НДФЛ стипендии, выплачиваемой на основании ученического договора". Разъясняется, что стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ и облагается НДФЛ.;
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 N 28-10/114805.
Отсутствует
Выплаты не облагаются НДФЛ Автор указывает, что стипендия является разновидностью компенсационной выплаты, связанной с переобучением и повышением квалификации работника, и выплачивается на основании ст. 204 ТК РФ. Поэтому в силу п. 3 ст. 217 НК РФ НДФЛ она не облагается. Отсутствует

Бухгалтерский учет

Учет расходов ведется на счетах учета затрат. Если ученик не является работником организации, то применяется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Стипендии, выплачиваемые организацией, согласно ученическому договору на профессиональное обучение, не являются компенсационными выплатами (п. 11 ст. 217 НК РФ) и подлежат обложению НДФЛ. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ также подлежит налогообложению.

Бухгалтерские записи:

Д-т сч. 44, 20"Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена стипендия ученику;

Д-т сч. 44, 20 "Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена оплата за работу, выполненную учеником на практических занятиях;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - удержан НДФЛ;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 50 "Касса" - произведена выплата из кассы начисленной ученику суммы.

Если ученик, заключивший с организацией ученический договор, по окончании ученичества отказывается от заключения трудового договора без уважительных причин, он обязан вернуть полученную за время стажировки стипендию, а также возместить другие понесенные организацией расходы в связи с подготовкой кадров (ст. 207 ТК РФ).

Когда ученик после окончания учебы к работе приступил, но, не отработав до конца оговоренный срок, увольняется без уважительных причин, он должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на учебу (ст. 249 ТК РФ). Сумма рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Если размер ущерба не превышает среднего заработка работника и имеется согласие работника, то взыскание производится на основании распоряжения работодателя. В противном случае взыскание возможно только в судебном порядке.

Компенсация части затрат работодателя на обучение признается в составе прочих доходов на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника. Если же работник долг не признал и организация в суд по этому поводу не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет.

Бухгалтерские записи:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы", - отражена задолженность ученика по возмещению затрат на выплату стипендии;

Д-т сч. 50 "Касса" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в кассу внесена сумма возмещения затрат.

Если после завершения обучения работник не приступил к работе по уважительной причине, то он освобождается от обязанности возмещать расходы, понесенные работодателем.

Здравствуйте! Стипендия, которая выплачивается в рамках такого договора, не облагается взносами на обязательное страхование. НДФЛ с суммы стипендии нужно удержать. Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) [Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 217] Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат... 11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.." Стипендия по ученическому договору не является компенсацией расходов ученика, поскольку ее размер определяется не понесенными затратами, а получаемой в результате обучения квалификацией (ст. 204 ТК РФ). Поэтому п. 3 ст. 217 НК РФ на нее не распространяется. Не подпадает она и под действие п. 11 ст. 217 НК РФ, так как выплачивается работодателем, а не учреждением, в котором обучается ученик. Это подтверждает и Письмо Минфина РФ от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 Вопрос: Организация заключила с физлицом ученический договор, по которому оно в течение нескольких месяцев должно обучаться и выполнять определенную работу. Физлицу выплачивается стипендия и вознаграждение за проделанную работу. Подлежат ли налогообложению ЕСН и НДФЛ указанные выплаты? Вправе ли организация учесть в расходах при исчислении налога на прибыль сумму выплат за работу в случае расторжения ученического договора по инициативе физлица? Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 мая 2008 г. N 03-04-06-01/123 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения стипендий и вознаграждения за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, выплачиваемых организацией в соответствии с ученическими договорами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. ...Налог на доходы физических лиц. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Пункт 11 ст. 217 Кодекса содержит перечень видов стипендий, не подлежащих налогообложению. Стипендии, выплаченные организацией в соответствии ученическими договорами, не относятся к числу стипендий, освобождаемых от налогообложения на основании п. 11 ст. 217 Кодекса, и указанные стипендии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 Кодекса также подлежит налогообложению..." Письмо Минтруда РФ от 26.02.2015 N 17-3/В-83 Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на суммы выплат, произведенных организацией на основании ученических договоров, заключенных с физическими лицами, и сообщает следующее. Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором (статья 204 Трудового кодекса). Ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг. Это следует из статей 56, 198, 199 Трудового кодекса. Следовательно, стипендии, выплачиваемые по ученическому договору, заключенному с физическим лицом, ищущим работу, а также по ученическому договору на получение образования без отрыва от работы, заключенному с работником данной организации, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые не в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Заместитель директора Департамента Л.А. КОТОВА Это же подтверждают письма ПФР № НП?30-26/9660 и ФСС России № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) и суды (постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 10905/13).

М.А. Кокурина, юрист

Налогообложение выплат по ученическим договорам

Если у вас заключен ученический договор с сотрудником или человеком, который планирует стать вашим работником, то, возможно, помимо оплаты самого обучения, придется выплачивать ученику стипендию и оплачивать проезд к месту учебы. Что с налогами, взносами и признанием в расходах всех этих сумм, вы узнаете из статьи. А образец ученического договора можно найти на .

Расходы на обучение

Стоимость любого обучения не является доходом, облагаемым НДФЛп. 21 ст. 217 НК РФ ; Письмо Минфина от 19.11.2015 № 03-04-06/66941 .

Законодательством прямо предусмотрено, что на плату за обучение не нужно начислять страховые взносы:

  • на «несчастное» страхование при любом виде обучения (при получении профессионального образования, дополнительного профессионального образования или при профессиональном обучени и)п. 13 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ;
  • в ФСС, ПФР и ФОМС, если ваш ученик учился по программа мп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); п. 2 ч. 3 , п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ :
  • <или> профессионального образования (получал среднее профессиональное или высшее образование);
  • <или> дополнительного образования (проходил повышение квалификации или профессиональную переподготовку).

Но отсутствие в списке сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, расходов по программам профессионального обучени я, видимо, является чисто техническим упущением. И на плату за любое обучение взносы начислять не нужно. Нам подтвердили это и в Министерстве труда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

“ Не облагаются страховыми взносами все расходы работодателя, связанные с любым обучением работника в целях производственной необходимости. Это может быть как основное профессиональное образование, так и профессиональное обучени еп. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ . А также и дополнительное профессиональное образование. Например, бухгалтера с экономическим образованием могут направить на дополнительное обучение с целью получения им юридического образования, так как в сегодняшних реалиях такие специалисты нужны для компани и” .

Плату за обучение можно учесть в прочих расхода хподп. 23 п. 1 , п. 3 ст. 264 НК РФ , если:

  • вы отправили человека учиться в российскую образовательную организацию, имеющую лицензи юпп. 18, 19, 20 , 31 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
  • у вас есть документы, подтверждающие прохождение обучения (например, договор с обучающей организацией, приказ руководителя о направлении работников на обучение, учебная программа образовательного учреждения, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услу гп. 1 ст. 252 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77 );
  • ученик:
  • <или> ваш работник;
  • <или> соискатель, в ученическом договоре с которым есть такое условие:

5. Ученик обязан:

5.1. Не позднее чем через 3 месяца после получения диплома заключить с Работодателем трудовой договор.

5.2. Проработать по такому трудовому договору не менее 1 годаТакой срок может быть любым разумным, о котором вы договоритесь с учеником. Но чтобы плату за обучение можно было учесть в расходах, он должен быть не менее годап. 3 ст. 264 НК РФ в соответствии с полученной квалификацией.

При этом оплата обучения учитывается в расходах так:

  • <если> обучение кратковременное (менее одного отчетного периода), то на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных образовательных услу гподп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ ;
  • <если> обучение долгосрочное (более одного отчетного периода), то плата включается в расходы ежемесячно равными частям иПисьмо Минфина от 16.03.2015 № 03-03-06/13706 .

Иные траты на ученика

Стипендии

Выплачиваемые по ученическому договору стипендии:

  • облагаются НДФЛ;
  • не облагаются страховыми взносами, поскольку ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договоро мстатьи 56 , 198, 199 ТК РФ ; ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 26.02.2015 № 17-3/В-83 ; Постановление Президиума ВАС от 03.12.2013 № 10905/13 .

Включить стипендию в расходы по налогу на прибыль вы может е , :

  • <если> ученик - ваш работник, то в периоде ее выплаты;
  • <если> ученик - соискатель, которого взяли на работу по окончании ученичества, то в периоде оформления трудового договора с ним. А вот стипендию ученика, которого вы не возьмете на работу, лучше не учитывать в расходах, чтобы не спорить с проверяющим иПисьма Минфина от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621 , от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275 .

Оплата практики

Если ученик обучается в вашей организации и по программе обучения предусмотрены практические занятия, то произведенную на таких занятиях продукцию вы обязаны оплачивать по расценкам, зафиксированным в ученическом договор ест. 204 ТК РФ .

На оплату ученику работы, выполненной на практических занятиях, не надо начислять страховые взнос ыПостановление 3 ААС от 23.01.2015 № А33-7188/2014 , но с них нужно удерживать НДФЛ, поскольку это доход ученика, не являющийся стипендие йст. 217 НК РФ .

Расходы компании на оплату практических занятий ученикам можно учесть при налогообложении прибыли в прочих расходах, связанных с производством и реализацие йподп. 49 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 252 НК РФ .

Плата за проезд

Работникам, получающим профессиональное образование по заочной форме, работодатель должен один раз в учебном году оплачивать проезд к месту учебы и обратн оПисьмо Минфина от 01.09.2015 № 03-04-06/50182 :

  • <если> работник получает высшее образование по аккредитованной государственной программе, то в полной сумм ест. 173 ТК РФ ;
  • <если> работник получает среднее профессиональное образование по аккредитованной государственной программе, то в размере 50% стоимости проезд аст. 174 ТК РФ .

С компенсации в указанном пределе НДФЛ удерживать не нужно, а также не нужно на нее начислять страховые взнос ыабз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ ; подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

Иные компенсации при получении высшего образования (допустим, если вы возмещаете стоимость проезда в большем размере, чем установлено ТК РФ) облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

А вот для работников, которых вы отправляете на профобучение или на получение дополнительного образования, проезд - это командировочные расход ыст. 187 ТК РФ . Они не облагаются НДФЛ, и на них не нужно начислять взнос ыабз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ ; Письмо Роструда от 12.05.2011 № 1277-6-1 ; ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ .

В налоговом учете траты на проезд учеников нужно учитывать в расходах на оплату труд ап. 13 ст. 255 НК РФ или в прочих расхода хподп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Сумма возмещения учеником ученических расходов

Если работник увольняется раньше периода, который предусмотрен ученическим договором для отработки обучения, и возмещает компании затраты на свое обучение, то сумму возмещения нужно учесть в составе внереализационных доходов в месяце прекращения действия его трудового договор а



Что еще почитать