Первое высшее образование военнослужащих по контракту. Высшее образование для военнослужащих

Алексей Владимирович (27.11.2016 в 02:17:41)

Здравствуйте,

В соответствии с действующим законодательством Вы обладаете полным правом на получение высшего образования. Указанное право предусмотрено в частности в ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих":

1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Порядок приема военнослужащих в указанные организации и порядок обучения в них, порядок подготовки военнослужащими диссертаций на соискание ученой степени определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Абзац утратил силу.

Военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Абзац утратил силу.

Перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования утверждается Правительством Российской Федерации.

Тем самым, если Вы четко решили подавать документы для обучения, то имеете полное на это право. Главное успешно пройти вступительные испытания. После этого Ваша учеба будет зависеть только от Вас.

Более того, для сдачи вступительных экзаменов Вы имеете право на . Для реализации этого права необходимо подавать соответствующий рапорт на имя командования с приложением справки-вызова из военнного ВУЗа.

6. Учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года также устанавливается следующие льготы:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):

а) в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них;

б) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

В соответствии п. б ч. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного указом Президента РФ 1999 г. № 1237, учебный отпуск предоставляется военнослужащим без каких-либо ограничений.

Отказы либо препятствия со стороны командования в прохождении Вашего обучения не допустимы и должны быть обжалованы в военную прокуратуру.

#право #военноеправо #прававоеннослужащих #образование #Россия

(комментарий к постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155 и 1156)

В.М. Корякин,
доктор юридических наук

Право на получение образования относится к числу основополагающих прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Особенности реализации данного конституционного права такой специфической категорией граждан, как военнослужащие, определены в ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, где предусмотрены следующие способы получения ими образования:
а) обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) подготовка и защита в установленном порядке диссертаций на соискание ученой степени (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
в) обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (данное право имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

г) прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (данное право имеют военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Как следует из содержания п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по содержанию и объему прав в области получения образования в гражданских образовательных организациях военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, разделены на две большие группы: 1) офицеры; 2) все остальные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных организациях. В целях реализации данных полномочий Правительством Российской Федерации изданы два важных нормативных правовых акта, вступивших в силу с 15 ноября 2014 г.:
- Правила реализации права , проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156;
- Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением ), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155.
Рассмотрению указанных актов Правительства Российской Федерации посвящена настоящая публикация.

Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156, документом, подтверждающим право на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования. Форма такой справки утверждена приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1368.
Наиболее значимым видом гарантий реализации военнослужащими права на получение образования в гражданских образовательных организациях являются учебные отпуска, продолжительность которых дифференцирована в зависимости от вида образовательной организации и курса, на котором обучается военнослужащий (см. приложение к настоящей статье).
Кроме отпусков, военнослужащим, совмещающим прохождение военной службы с обучением в гражданских образовательных организациях, предоставляются следующие гарантии:
а) по денежному довольствию*(1):
- при нахождении в учебном отпуске, предоставленном для сдачи вступительных испытаний или для прохождения итоговой аттестации по окончании подготовительных отделений образовательных организаций, денежное довольствие военнослужащему не выплачивается;
- при нахождении в учебном отпуске, предоставленном в период обучения в гражданской образовательной организации для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, военнослужащему выплачивается среднемесячное денежное довольствие;
б) по сохранению права на обучение в случае невозможности прибытия в образовательную организацию в связи с занятостью по службе:
- при невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, образовательная организация обязана предоставить данному военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время;
- в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
Очень важная норма содержится в п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156: учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях правильного применения рассматриваемого акта Правительства Российской Федерации следует уяснить, что представляет собой понятие "уровень образования", а также каким образом можно определить уровень образования, имеющегося у офицера, желающего получить в гражданской образовательной организации еще одно образование.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с п. 5 ст. 10 указанного законодательного акта в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и адъюнктуре.
В связи с тем что подавляющее большинство , проходящих в настоящее время военную службу, уже имеют высшее образование, полученное в большинстве случаев в военных образовательных организациях до установления ныне действующей структуры профессионального образования*(2), при реализации их права на получение образования в гражданских образовательных организациях на практике могут возникнуть серьезные проблемы. Нередкими являются ситуации, когда командиры (начальники) отказывают подчиненным им офицерам в предоставлении гарантий (в частности, учебных отпусков), связанных с обучением в гражданских образовательных организациях, ссылаясь на то, что они получают высшее образование не впервые.
В целях предупреждения таких конфликтных ситуаций следует руководствоваться положениями ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где определено, каким образом образовательные уровни (образовательные цензы), действовавшие в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, действующим в настоящее время (см. таблицу 1).

Таблица 1

Таблица соответствия образовательных уровней (образовательных цензов), действовавших до 1 сентября 2013 г., уровням образования, действующим с 1 сентября 2013 г.

Среднее (полное) общее образование

Среднее общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Высшее профессиональное образование - бакалавриат

Высшее образование - бакалавриат

Высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура

Высшее образование - специалитет или магистратура

Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре)

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Послевузовское профессиональное образование в ординатуре

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры

Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Следует также иметь в виду, что изложенные выше правила реализации права на обучение в гражданских образовательных организациях должны применяться в системном единстве с нормой, предусмотренной абз. 5 п. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая сформулирована следующим образом: "Обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования".
Исходя из изложенного, право на обучение в гражданских образовательных организациях и на получение соответствующих гарантий, связанных с таким обучением, в целях наглядности можно представить в следующем виде (см. таблицу 2):

Продолжительность учебных отпусков, предоставляемых военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных организациях*

Цель предоставления учебного отпуска

Вид образовательной организации, в которую поступает или в которой обучается военнослужащий

образовательные организации среднего образования

образовательные организации высшего образования

Прохождение вступительных испытаний

10 календарных дней

15 календарных дней

Прохождение итоговой аттестации на подготовительных отделениях

15 календарных дней

Прохождение промежуточной аттестации:
- на первом и втором курсах;
- на каждом последующем курсе

по 30 календарных дней по 40 календарных дней

по 40 календарных дней*(3) по 50 календарных дней

Прохождение государственной итоговой аттестации

до 2 месяцев

до 4 месяцев

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Согласно п. 157 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, при предоставлении военнослужащим учебных отпусков денежное довольствие за периоды этих отпусков установленной продолжительности, увеличенные на время проезда к месту нахождения указанной организации и обратно, выплачивается в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников, совмещающих работу с обучением (данный порядок установлен ст.ст. 173 , 174 ТК РФ).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определить:

порядок выдачи и учета направлений на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет;

порядок предоставления военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений

1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет в календарном исчислении (далее - военнослужащие), на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений (далее - гражданские образовательные учреждения) с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

2. При переводе военнослужащих в установленном законодательством Российской Федерации порядке из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в продолжительность непрерывной военной службы по контракту, учитываемую при определении права военнослужащих на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях, включается непрерывная продолжительность военной службы по контракту до перевода.

В случае поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе и ранее проходивших военную службу по контракту, при определении их права на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданских образовательных учреждениях продолжительность предыдущей военной службы по контракту не учитывается.

3. Документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в гражданском образовательном учреждении, является направление на обучение в гражданское образовательное учреждение, оформленное в соответствии с приложением (далее - направление на обучение), выдаваемое командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Порядок выдачи и учета направлений на обучение определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. Направления на обучение выдаются военнослужащим, получающим образование соответствующего уровня впервые.

Военнослужащим в период их обучения в гражданских образовательных учреждениях, а также военнослужащим, проходящим обучение в военных образовательных учреждениях, направления на обучение не выдаются.

Военнослужащим, поступившим в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава гражданского образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

5. При невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданское образовательное учреждение предоставляет такому военнослужащему возможность прохождения аттестации в другое время.

Основанием для переноса времени прохождения промежуточной или итоговой аттестации является справка, подтверждающая участие военнослужащего в указанных мероприятиях, выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

6. В случае направления военнослужащего, обучающегося в гражданском образовательном учреждении, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

7. Военнослужащий, обучающийся в гражданском образовательном учреждении, переведенный к новому месту прохождения военной службы, имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, перевестись для продолжения обучения в другое гражданское образовательное учреждение, находящееся вблизи нового места военной службы.

8. Военнослужащим при поступлении (обучении) в гражданские образовательные учреждения дополнительно предоставляются:

а) военнослужащим, поступающим на обучение в гражданские образовательные учреждения:

для сдачи вступительных экзаменов при поступлении в гражданские образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

для сдачи вступительных экзаменов при поступлении в гражданские образовательные учреждения среднего профессионального образования - 10 календарных дней;

для сдачи выпускных экзаменов на подготовительных отделениях (курсах) гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

б) военнослужащим, успешно обучающимся в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 50 календарных дней;

при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц;

в) военнослужащим, успешно обучающимся в гражданских образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней;

для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;

для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

9. Военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов по их желанию устанавливается специальный регламент служебного времени с сокращением продолжительности еженедельного служебного времени на 7 часов.

10. При обучении военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях, находящихся вне места прохождения ими военной службы, они имеют право на проезд на безвозмездной основе один раз в период учебного отпуска железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту нахождения гражданского образовательного учреждения и обратно в порядке, установленном для проезда военнослужащих в отпуск и обратно.

11. Порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением, определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Березуцкий Владимир Николаевич (31.10.2012 в 13:13:54)

Статья 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ определяет право военнослужащих на образование, в которой указано, в частности, следующее:

ОФИЦЕРЫ, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ ЛЕТ, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Такое же положение содержится и в ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ.

Таким образом, исходя из условий Вашего вопроса. Вы не имеете право на обучение за счёт средств федерального бюджета в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Отсутствие в указанных выше положениях ст.19 ФЗ «О статусе военнослужащих» прав иных категорий военнослужащих не ограничивает их право на обучение. Иное противоречило бы требованиям статьи 43 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на образование.

Порядок предоставления военнослужащим предусмотрен статьёй 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента

1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):

а) в военно - учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них;

б) в образовательные учреждения профессионального образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно - заочной форме обучения) и в период обучения в них.

2. Продолжительность учебных отпусков для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в военно - учебные заведения и в образовательные учреждения профессионального образования, а также в период обучения в них устанавливается в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру, военную докторантуру предоставляется учебный отпуск продолжительностью:

а) военнослужащим, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, - 30 суток;

б) военнослужащим, поступающим с частично сданными кандидатскими экзаменами, - 10 суток на каждый оставшийся экзамен.

Военнослужащим, зачисляемым в адъюнктуру, военную докторантуру без сдачи вступительных экзаменов, учебный отпуск не предоставляется.

Основанием для предоставления учебного отпуска является извещение, подписанное начальником военно - учебного заведения или руководителем научно - исследовательского учреждения, о допуске военнослужащего к сдаче вступительных экзаменов.

4. Продолжительность учебного отпуска увеличивается на время проезда к месту нахождения военно - учебного заведения (научно - исследовательского учреждения) и обратно.

Однако в данном Положении не указано, что данный доп. отпуск и проезд во время него являются оплачиваемыми. Поэтому данный вопрос Вам необходимо решать с командованием Вашей части. а в случае отказа обращаться в военный суд за защитой своих прав.

Как реализовать право военнослужащего на обучение в гражданском вузе

И.П. Машин, полковник юстиции, начальник Приемной Министра обороны Российской Федерации

Не секрет, что, выбирая себе профессию после окончания школы, зачастую ввиду недостаточного жизненного опыта либо из-за авторитетного родительского мнения, юноша не всегда полностью осознает последствия принятого решения о поступлении в военное учебное заведение. Получив после его окончания военно-учетную специальность и прибыв к месту дальнейшего прохождения службы, офицер понимает, что ему нужна иная профессия, иной род деятельности. Возникает закономерный вопрос: как быть дальше?

Исходя из действующих норм военного законодательства, а именно в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих” “… военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения”.

Положение данной нормы полностью согласуется с Конституцией Российской Федерации, ее ч. 1 ст. 43, провозглашающей право каждого гражданина на образование, а также нормами международного права, в частности ст. 26 “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Причем данное гарантированное право является абсолютным и не зависит от социального, должностного положений гражданина, пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Аналогичный запрет на ограничения прав граждан на профессиональное образование закреплен ст. 5 Закона “Об образовании”, гарантирующей получение образования вне зависимости от личности гражданина, его убеждений, социального положения, принадлежности к общественным организациям (объединениям) и т.д.

В ранее действовавшей Конституции СССР 1978 г. данное право также было провозглашено, однако оно обеспечивалось “…бесплатностью всех видов образования, осуществлением обязательного всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионального технического, среднего, специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством”.

Таким образом, государство брало на себя право определения возможности обучения для получения специальности в зависимости от жизненных потребностей и потребностей производства. В соответствии с этим, Советом Министров СССР 24 декабря 1982 г. было принято постановление “Об утверждении Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях” № 1116, которое было объявлено для руководства в Вооруженных Силах приказом Министра обороны СССР “О введении в действие Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях” 1983 г. № 55 (далее – Положение) в редакции приказа Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242.

В соответствии с вышеуказанным Положением “обучение офицеров должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных армии специалистов” и ставилось в прямую зависимость от получения разрешения на поступление (не более трех раз!) в высшие гражданские учебные заведения по вечерней и заочной формам обучения от прямых начальников от командира воинской части, ему равного и выше (в редакции приказа Министра обороны СССР 1989 г. № 242).

Более того, даже в ходе обучения командиры (начальники), давшие военнослужащим разрешение обучаться в заочных и вечерних гражданских учебных заведениях, имели право запретить им обучение ввиду недисциплинированности либо если они не справлялись с обязанностями по службе.

До конца 2000 г. одновременно действовали нормы Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласующиеся с Конституцией Российской Федерации, и нормы Положения, явно не соответствующие закону, что давало возможность некоторым командирам (начальникам) исходя из действующих предписаний приказа Министра обороны 1983 г. № 55 решать по своему усмотрению вопрос обращения военнослужащих об обучении в гражданских учебных заведениях.

Данные разногласия были устранены Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 по жалобе Володина С.В., в соответствии с которым Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. № 55 и измененное приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242, в части перечисленных ограничений реализации военнослужащими, проходящими службу по контракту, своего права на образование было признано незаконным и недействующим со дня вступления в силу Закона “О статусе военнослужащих” 1 .

К данным ограничениям, признанным судом незаконными, поскольку они не предусмотрены действующим законодательством, относятся следующие:

1. Не может быть основанием для отказа военнослужащему в получении профессионального гражданского образования требование, содержащееся в ст. 1 Положения, где указано, что обучение офицеров, прапорщиков и мичманов в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных для армии и флота специалистов .

2. Не применимо предписание ст. 2 Положения, в котором было предусмотрено, что в вечерних и заочных гражданских высших учебных заведениях разрешено обучаться только положительно аттестуемым по службе офицерам, прапорщикам и мичманам по профилям, родственным их военной специальности или способствующим повышению военных и специальных знаний по характеру выполняемой ими работы.

3. Не является обязательным предусмотренное ст. 4 Положения согласие прямого начальника для поступления военнослужащего в гражданское учебное заведение, а также возможность его поступления не более трех раз.

4. Отменено требование ст. 5 Положения, устанавливающее срок подачи рапорта военнослужащим не позднее 1 декабря года, предшествующего году поступления.

5. Командир (начальник) лишен права, запретить обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, ранее предусмотренного ст. 8 Положения.

Таким образом, несмотря на то, что приказ Министра обороны СССР от 23 февраля 1989 г. № 55 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1983 г. № 242) до настоящего времени не отменен и продолжает действовать, он не может применяться в части ограничений прав военнослужащего на обучение, перечисленных выше.

Следовательно, реализовать право военнослужащего, проходящего службу по контракту, на обучение в гражданском вузе, любой желающий может путем самостоятельной подачи документов для поступления, не испрашивая на это согласия своего командира (начальника), причем количество попыток поступить в выбранный гражданский вуз в настоящее время не ограничивается.

Командир (начальник) не имеет права отказать в предоставлении обучающемуся в вузе военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, учебного отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренного п. 6 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. При этом основанием будет являться предъявление справки-вызова из учебного заведения. Не могут являться мотивами для отказа недисциплинированность военнослужащего, отрицательная аттестация его по службе, противоречия избранной для обучения профессии интересам службы и т.д.

Отказ командира (начальника) может быть обжалован как вышестоящему командованию, так и в военный суд в порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 2 .

Права запрета на обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, командир (начальник) теперь лишен.

Таким образом, порядок реализации права военнослужащего на обучение в гражданском вузе полностью зависит от самого военнослужащего, и, по мнению автора, вмешательство в реализацию этого права со стороны должностных лиц недопустимо.

1 При работе над данной темой и изучении решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 у автора постоянно возникал вопрос, о каком именно законе идет речь в судебном решении: Законе “О статусе военнослужащих” или о Федеральном законе “О статусе военнослужащих”. Так, в описательной и резолютивной части решения имеются ссылки на Закон Россий- ской Федерации “О статусе военнослужащих”, в то время как данный Закон был принят в 1993 г. и к моменту рассмотрения дела в суде был уже признан утратившим силу Федеральным законом “О статусе военнослужащих” 1998 г.

Рассматривая буквально решение Верховного Суда Российской Федерации по данному делу, можно сделать вывод, что вышеперечисленные приказы Министра обороны СССР признаны незаконными и недействующими со дня вступления в силу Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” 1993 г.

Однако, сопоставляя приведенные в судебном решении извлечения из п. 2 ст. 19 Закона “О статусе военнослужащих”, автор пришел к выводу, что в судебном решении речь идет о Федеральном законе “О статусе военнослужащих” 1998 г., а в тексте решения имеются ошибки в наименовании нормативного акта.

2 Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).Документ

Кадров, реализующих новые... обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; к 2016 году как минимум один российский вуз ... военнослужащих . ... на преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав ...

  • Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности

    Реферат

    Специальным) понимается обучение в гражданском вузе (после обучения в полицейской... методов реализуется на практике... этих возможностей. Как правило , воспитательный потенциал... -эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой...

  • Учебник

    К обучению , но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило , не реализуются ...



  • Что еще почитать