Часть 1 подпункт а статья 95. Юридическая консультация

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 , пункта 2 части 2 настоящего Федерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Положения статьи 95 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Применение национального режима при осуществлении закупок
    6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
  • Контракт
    2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. Открыть статью Содержание документации об электронном аукционе
    3) ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Минфин России в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 502-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) до вступления в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № ЗОЗ-ФЗ), сообщает следующее.

Возможно ли изменить смету по контракту, заключенному в рамках 44-ФЗ?

По результатам аукциона на проведение работ по капитальному ремонту был заключен контракт с единственным поставщиком (остальных отклонили). В ходе выполнения работ выясняется, что одни виды работ проводить не требуется, а другие работы необходимо проводить с использованием других более дорогих материалов. Можем ли мы заменять одни работы другими и изменять характеристики отделочных материалов?

Можно ли изменить поставщика в электронном аукционе?

Поставщик выиграл электронный аукцион (на поставку лекарственных препаратов), но после заключения контракта прислал письмо о закрытии организации. Теперь предлагает поставку товара от другого поставщика, товар абсолютно соответствующий характеристикам, даже с улучшенными. Можем ли мы сменить в контракте поставщика?

Минфин обозначил свою позицию по основным вопросам, возникающим в госзакупках при переходе на новую ставку НДС

В связи с поступающими вопросами о порядке действий государственных и муниципальных заказчиков при увеличении с 01.01.2019 ставки НДС с 18% до 20%, Минфин РФ подготовил согласно которому обозначил свою позицию по следующим вопросам.

Можно ли увеличить количество запасных частей на 10% при условии, что цена контракта не изменяется?

Как можно внести изменение в государственный контракт размешенный на портале после подписания?

Как можно внести изменение в государственный контракт размешенный на портале после подписания, в контракте указано что НДС не облагается, а надо чтобы облагалось.

Можно ли продолжать работать по контракту расторгнутому в одностороннем порядке, сведения о расторжении которого не внесены в ЕИС?

Заказчик 26.06.2018 г. вынес решение об одностороннем расторжении контракта, опубликовали на сайте ЕИС в этот же день, также оповестили телеграммой Поставщика о данном решении. По истечении 10 дней контракт считается расторгнут, в течении 3х дней направляем в УФАС заявление о включении Поставщика в РНП. УФАС отказало в включении в РНП.

Что делать если победили в аукционе, но контракт заключать не хотим?

Победили в аукционе, но по результатам более внимательного изучения документации поняли, что контракт исполнять нам не выгодно и заключать его не хотим? Что можно сделать?

Можно ли каждый год увеличивать контракт на 10%?

Контракт заключен по 44-ФЗ на 3 года. Правомерно ли вносить ежегодно изменения в контракт увеличивая его сумму на 10%?

Есть ли необходимость предоставления в 2018 году Сведений об операциях с целевыми средствами по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным в 2017 году?

Установлен ли предельный срок, до которого необходимо заключить контракт с единственным поставщиком после размещения извещения?

Подскажите пожалуйста, в случае закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, в случае когда предусмотрено размещение извещения, после размещения извещения каков срок заключения контракта, можно ли, допустим, разместить извещение в одном месяце согласно размещенному плану-графику, а заключить контракт в следующем месяце или вообще в другом?

Нужно ли вносить изменения в контракт и в реестр контрактов если у одной из сторон контракта, заключенного по 44-ФЗ, изменился адрес или директор?

У исполнителя по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ "О контрактной системе", сменился адрес и директор. Нужно ли в этом случае заключать дополнительное соглашение и вносить сведения в реестр контрактов?

Что делать если поставщик нарушает сроки поставки товара по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ?

По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт на поставку картриджей для оргтехники. В контракте указано, что поставщик поставляет картриджи по заявкам заказчика в течение 10 рабочих дней. Однако поставщик постоянно нарушает сроки поставки. Что в данном случае делать заказчику?

Обязательно ли указывать сумму обеспечения исполнения контракта?

Есть ли нарушение 44 фз если в проекте гос.контракта не указан размер обеспечения контракта все остальное касаемо обеспечения указано в соотоветсвии с 44 фз,но в документации все прописано подробно касаемо обеспечения

Какие наши действия, если поставщик по госзаказу не может выполнить свои обязательства?

Заключили контракт, но Поставщик прислал письмо с просьбой о расторжении по соглашению сторон. Его причина(дословно): "Хотим проинформировать вас о том, что наша компания переживает на данный момент серьёзный производственный кризис в связи с юридической тяжбой по факту внесения нашей организации в список недобросовестных поставщиков, что ограничивает нашу деятельность и финансовые отношения с заказчиками" , ниже приведена ссылка. Прошу Вашей консультации, как нам действовать дальше?

Можно ли увеличить при заключении контракта количество товара только по одной позиции спецификации?

Можно ли на стадии заключения контракта увеличить количество поставляемого товара по 2 позициям (всего в контракте 5 наименований) в 4 разаа другие позиции не изменять?

Письмо Минфина России от 12.12.2017 № 24-03-07/82773 "О форме контракта и о возможности обмена электронными документами при проведении запроса котировок"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения контракта по итогам запроса котировок, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 21.12.2017 № 24-02-06/85477 "Об увеличении количества товара при закупке разноименных товаров либо при поставке нескольких позиций товара"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 14.04.2017 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части возможности увеличения количества поставляемого товара в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае закупки разноименных товаров, а также в случае предложения нескольких позиций торговых наименований на одно МНН, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 02.03.2018 № 24-02-08/13720 "О содержании контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 25.12.2017 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части трактовки понятий проекта контракта, извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе и заявки на участие в электронном аукционе согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, сообщает следующее.

  • Страница 1 из 11
  • При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
    Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
    В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
    Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
    Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

    Обоснование позиции:
    В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами РФ с учетом особенностей, установленных N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила РФ о договоре строительного подряда ( ГК РФ).
    Согласно ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
    Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы ( ГК РФ).
    ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
    В соответствии с Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же Закона N 44-ФЗ.
    В силу Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика - контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта ( Закона N 44-ФЗ).
    Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в РФ, ни в N 44-ФЗ, в связи с чем правило Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N , от 23.09.2016 N , от 01.03.2016 N , от 16.11.2015 N ).
    Однако, как следует из Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
    Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных Закона N 44-ФЗ (смотрите Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N , от 27.07.2016 N , от 22.06.2016 N , от 18.04.2016 N , от 17.03.2016 N , от 28.12.2015 N , от 04.12.2015 N , от 18.08.2015 N ). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
    Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам ( ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно ( АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
    Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
    С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
    Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций ( КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
    Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
    Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон ( Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Порядок одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта: теория и практика.

    Требования Федерального закона

    44-ФЗ от 05.04.2013 (статья 95).

    1. Основания расторжения контракта по инициативе заказчика
    1.1. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом, документацией об электронном аукционе, конкурсе, запросе предложений, а также извещением о проведении запроса котировок.
    1.2.


    • осуществление поставки товаров ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок, а также в случае обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 523, пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • осуществление поставок некомплектных товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами (пункт 2 статьи 480 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки товаров, предусмотренных контрактом, включая график поставки (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • если подрядчик (исполнитель) не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом или нарушает график выполнения работ (оказания услуг), предусмотренный контрактом, или выполняет работу (оказывает услугу) так, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы (оказания услуги) стало очевидно, что работа (услуга) не будет выполнена (оказана) надлежащим образом в установленный контрактом срок (п.2,3 ст. статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • если отступления в работе (услуге) от условий контракта или иные недостатки результата работы (услуги) в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 15 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

    • иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    2. Порядок расторжения контракта заказчиком
    2.1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Выбор экспертов, экспертной организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
    2.2. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, заказчиком может быть принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
    2.3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик в обязательном порядке:


    • размещает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе в сфере закупок Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС);

    • направляет решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. А также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта дополнительно направляется одним из следующих способов, обеспечивающих фиксирование даты и времени получения такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю):

    • телеграммой;


    • по адресу электронной почты;

    Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта рекомендуем составлять по прилагаемой форме (приложение № 1 к методическим рекомендациям).
    Датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта признается :


    • дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;

    • дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте;

    • дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения вышеуказанных подтверждения либо информации.

    2.4. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Только в этом случае формируются сведения о расторжении контракта и размещаются в ЕИС.
    2.5. Если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    При отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) способами, предусмотренными пунктом 2.3. настоящих методических рекомендаций.
    При повторном нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, правило по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется.
    2.6. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Федеральным законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков.
    2.7. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта и не были исполнены предыдущим поставщиком (подрядчиком, исполнителем), путем проведения запроса предложений в соответствии с положениями части 6 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ.

    3. Основания расторжения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя )
    3.1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    3.2. Основаниями для одностороннего отказа от исполнения контракта являются:


    • неоднократные (от двух и более раз) нарушения сроков оплаты товаров, работ, услуг (пункт 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • неоднократный (от двух и более раз) отказ от приемки товаров, работ, услуг (пункт 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • непредоставление материала, оборудования, технической документации, которые препятствует исполнению контракта, а также при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (пункт 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации);

    • отказ заказчика увеличивать установленную цену при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых подрядчику третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении контракта (пункт 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    4. Порядок расторжения контракта

    поставщиком (подрядчиком, исполнителем ).
    4.1. Не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте.

    А также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта дополнительно направляется одним из следующих способов, обеспечивающих фиксирование даты и времени получения такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику:


    • телеграммой;

    • посредством факсимильной связи;

    • по адресу электронной почты;

    • с использованием иных средств связи и доставки.

    К решению об одностороннем отказе от исполнения контракта должны быть приложены документы, фиксирующие факт нарушения условий контракта (акты, предписания и прочее).
    Датой надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    4.2. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    4.3. Если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    При отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляет заказчика способами, предусмотренными пунктом 4.1. настоящих методических рекомендаций.

    5. Обязательства при расторжении контракта в связи с односторонним отказом
    5.1. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
    5.2. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
    5.3. Если до расторжения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, и заказчиком приняты товары (работы, услуги), то заказчик обязан до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта оплатить фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

    При этом, если в расторгаемом контракте предусмотрено право на удержание неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, заказчику следует уменьшить сумму, подлежащую перечислению поставщику (подрядчику, исполнителю) за фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги на сумму такой неустойки.

    Приложение № 1

    РЕШЕНИЕ

    об одностороннем отказе __________________________________________________

    (наименование заказчика)

    от исполнения контракта от___________ №_______

    На основании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения__________________ протокол от «____» ____________ 20___ года № _________;
    закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом ________ части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд » об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя),
    на право заключения контракта_____________________________________________________

    (предмет контракта)

    Ваша организация признана победителем.

    «___»__________ года между ______________________________________________________

    (наименование заказчика)

    и ______________________________________________________________________ заключен

    (наименование поставщика (подрядчика, исполнителя))

    контракт № ______________, зарегистрированный «___»_______ года за номером _________.
    В соответствии с условиями контракта Ваша организация обязалась _______________________________________________________________________________.

    (перечислить обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием сроков)

    Однако, по состоянию на «____» ____________ 20___ года Вашей организацией обязательства по контракту не выполнены /выполнены ненадлежащим образом, а именно ________________________________________________________________________________

    (перечислить невыполненные обязательства, в том числе выполненные ненадлежащим образом, с указанием нарушенных сроков)
    В соответствии с пунктом____ контракта ______________________________________

    заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с законодательством (указать основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от отдельных видов обязательств ).
    Настоящее решение вступает в законную силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления.
    Приложения: документы, фиксирующие факт нарушения условий контракта.

    __________________________________________ ___________ /___________

    (должность лица, подписывающего решение от заказчика) И.О. Фамилия подпись

    Практика.


    1. Не устроило качество услуг - заказчик расторгает контракт? Не всегда!
    По условиям контракта исполнитель принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

    30.01.2015 заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

    На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

    Исполнитель направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру - односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Исполнитель считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

    Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).


    1. Подрядчик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?
    Подрядчик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

    При рассмотрении дела суд установил, что подрядчик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

    В связи с тем, что подрядчик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

    В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока подрядчик к выполнению работ не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

    Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).


    1. Подрядчик нарушил сроки.
    Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание - не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

    Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

    В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

    Применительно к контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

    При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

    Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

    Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок - ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.


    1. Отказ от приемки товара.
    Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

    Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

    Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания контракта. То есть в срок до 11.04.2014.

    Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

    В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

    Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

    Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

    Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

    Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

    Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).

    Вывод

    Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное - придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

    Часто задаваемые вопросы.


    1. Может ли заказчик отказаться от контракта, если в ходе его исполнения поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков?

    Ответ: Нет, не может.

    Обоснование: По мнению ФАС России, включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным контрактам и не является основанием для одностороннего отказа заказчика (Письмо от 06.08.2015 N АЦ/40483/15). Аналогичного подхода придерживаются суды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015-ГК, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 N 17АП-15953/2014-АК).

    Минэкономразвития России разъяснило, что включение поставщика в указанный реестр по результатам исполнения отдельного контракта не является основанием для расторжения иных заключенных с ним контрактов. Данное обстоятельство может лишь ограничить его дальнейшее участие в закупках, если заказчик установил требование об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28и-387).


    1. Можно ли считать надлежащим уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, если решение об отказе, размещенное в ЕИС, направлено только по почте заказным письмом с уведомлением о вручении?

    Ответ: Практика по данному вопросу неоднозначна.

    Обоснование: В практике территориальных органов УФАС России существует подход, согласно которому уведомление может быть признано надлежащим, если заказчик в установленном порядке разместил решение в ЕИС и направил заказное письмо с уведомлением поставщику (подрядчику, исполнителю), который это письмо получил (решения Алтайского УФАС России от 23.04.2014 по делу N РНП04-30/14). В судебной практике также есть пример, когда суд при толковании аналогичной нормы Федерального закона N 44-ФЗ указал, что уведомление об одностороннем отказе можно признать надлежащим, если заказчик направил его в адрес подрядчика по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также разместил соответствующую информацию на своем официальном сайте (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N 17АП-9270/2014-ГК).

    Представляется, что данный подход учитывает цели, на которые направлены требования к способам информирования поставщика: точно зафиксировать момент, с которого поставщик считается уведомленным, исключив тем самым дальнейшие споры и обеспечив заказчику возможность своевременно осуществить новую закупку. Отправка решения заказным письмом позволяет решить эти задачи и определить дату надлежащего уведомления в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

    В то же время следует учитывать позицию, основанную на буквальном прочтении ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ: уведомление поставщика (подрядчика, исполнителя) считается надлежащим, если заказчик разместил решение об отказе от контракта в ЕИС, направил его заказным письмом с уведомлением о вручении и дополнительно еще одним из способов, которые обеспечивают подтверждение того, что поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомлен об отказе (решение Новгородского УФАС России от 21.08.2014 N РНП-53-43, 4754/03). При таком толковании существует риск привлечения заказчика, который не направил решение об отказе дополнительными способами, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ. Кроме того, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в данном случае не будут включены в реестр недобросовестных поставщиков.

    3. В каком разделе ЕИС размещается решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта?
    Ответ: В личном кабинете заказчика в разделе «Реестры», подраздел «Дополнительная информация о закупках, контрактах» - заполнить соответствующие поля и опубликовать сформированную информацию.
    4. Возможно ли расторжение договора в одностороннем порядке, срок действия которого истек?

    Ответ: Нет. Нормами гражданского законодательства Российской Федерации расторжение контракта, срок действия которого истек, не предусмотрено.

    Заметим, что начало ч. 1 ст. 95 нового Закона может вызвать вопросы, поскольку в нем говорится: "Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях...", при том, что понятие "существенных условий" не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, напомним, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ): существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 2 ст. 432 ГК РФ).

    Таким образом, к существенным условиям контракта следует отнести все условия, которые подлежат включению в контракт в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе те, которые в силу указаний нового закона должны быть указаны в извещении о закупке и документации о закупке, а также в заявке участника закупки (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что новый закон тем самым указывает, что изменение иных, не существенных условий контракта (допустим, количество выездов представителей заказчика на объект строительства и т.п.) допускается по общему правилу. (Отметим, что в настоящее время суды иногда исходят из того, что то же самое вытекает и из норм Закона N 94-ФЗ*(11)). Однако поскольку прямых указаний такого рода нет, толкование этой нормы судебной практикой может быть и иным. Особенно если не будет внесено соответствующих изменений в ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

    Итак, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ перечисляет следующие случаи, когда допускается изменение существенных условий контракта:

    Во-первых, (пп. "а" п. 1 указанной части) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного контрагента - контрактом допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (сравните с третьим предложением ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ);

    Во-вторых, (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) изменение условий контракта - также если оно предусмотрено извещением и документацией о закупке и (или) контрактом - допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (см. также ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
    Как видим, пп. "б" п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ развивает положения ч.ч. 6, 6.5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, однако им не ограничивается число видов работ и услуг, по которым возможна дозакупка дополнительного объема.
    Подчеркнем, что изменение условия контракта в вышеописанных случаях должно быть предусмотрено самими условиями этого контракта.

    В-третьих, п.п. 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ развивают нормы ч.ч. 6.2, 6.3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ относительно изменения долгосрочных контрактов, цена которых превышает установленные пределы, которые могут быть изменены по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в зависимости от того, осуществляется ли закупка для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд. По новому закону эта возможность устанавливается для контрактов любого вида, а не только контрактов на выполнение работ, а предельные суммы не указываются в нормах, а должны быть определены Правительством РФ.
    Вместе с тем, возникает вопрос о возможности изменения соответствующих контрактов бюджетных учреждений. Закон N 44-ФЗ не содержит нормы, прямо указывающей, что нужды бюджетных учреждений не являются государственными и муниципальными (сравните ст. 3 Закона N 94-ФЗ), однако из п.п. 5-8 ст. 3 этого Закона можно сделать именно такой вывод. Соответственно, получается, что вышеприведенные нормы к договорам бюджетных учреждений применяться не могут.

    В-четвертых, п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, как и ч. 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, предусматривает изменение контракта в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги, не давая, однако, перечня случаев, когда такое регулирование возможно (видимо, это должно исключить разночтения) и о пропорциональности изменения цены.

    В-пятых, изменение существенных условий контракта предусмотрено для случаев, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ. Принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
    Значение последнего указания не вполне ясно. Указания о том, что для контрагента предложение заказчика обязательно в законе нет, и контрагент вполне может отказаться от согласования новых условий контракта, ссылаясь на принцип свободы договора, закреплены в ч. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.

    В-шестых, при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).



    Что еще почитать