Система государственных органов рф презентация. Презентация к уроку органы государственной власти рф

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционные принципы организации и деятельности системы государственных органов Российской Федерации.

2. Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов РФ.

3. Президент Российской Федерации.

4. Органы законодательной власти.

5. Федеральное Собрание Российской Федерации.

6. Законодательный процесс в Российской Федерации.

7. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Органы исполнительной власти Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации.

1. Конституционные принципы организации и деятельности системы государственных органов Российской Федерации

Органы государственной власти - это звено государственного аппарата, реализующее то или иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями.

Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

2. Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов РФ

Конституционные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

самостоятельность и независимость;

государственная целостность и единство системы органов государственной власти;

Защита прав граждан на всей территории РФ;

разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ;

Принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов РФ

Государственная и территориальная целостность России;

Распространение суверенитета России на всю её территорию;

Верховенство

федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России;

Единство системы государственной власти ;

Федеральные требования для всех субъектов РФ:

Регулярность выборов органов власти;

Запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ;

Запрет устанавливать языковые цензы;

Установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права;

Установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ – 5 лет.

3. Президент Российской Федерации

Президент – это должностное лицо, обеспечивающее конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма государственной власти, а также высшее представительство в международных отношениях; глава государства, наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

вносит законопроекты в Государственную Думу

осуществляет руководство внешней политикой РФ

является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации

подписывает и обнародует федеральные законы

Президент РФ

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ

утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности

назначает на должность и освобождает от должности Заместителей Председателя Правительства, федеральных министров

4. Органы законодательной власти

Органы законодательной власти – это органы, основной функцией которых является издание законов.

Органы законодательной власти РФ

5. Федеральное собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным

и законодательным органом Российской Федерации.

Совет Федерации (СФ). В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет;

Государственная Дума (ГД). Она состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на четыре года. ГД собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Думы нового созыва полномочия ГД прежнего созыва прекращаются.

6. Законодательный процесс в РФ

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:

Законодательная инициатива

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе

Одобрение законов в Совете Федерации

Подписание законов Президентом РФ

7. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим и единственным органом его законодательной власти.

Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру .

Порядок формирования и количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией или уставом данного субъекта Федерации и региональными законами о выборах.

Компетенция законодательных органов Субъектов РФ складывается из следующих основных групп полномочий:

В области конституционного строительства;

В области экономического и социально-культурного строительства; В области внешних сношений;

8. Органы исполнительной власти Российской Федерации

Орган исполнительной государственной власти - это государственная организация, наделённая управленческой компетенцией и осуществляющая задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

Классификация государственных органов исполнительной власти

По территории деятельности

Федеральные органы

Органы субъектов Федерации

9. Органы исполнительной власти субъектов РФ

В единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ.

В большинстве субъектов РФ основными

структурными звеньями системы исполнительной власти выступают:

Губернатор Правительство субъекта

отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти

Слайд 2

План урока

  1. Законодательные органы государственной власти
  • Слайд 3

    Понятие государственных органов в РФ

    Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях.
    Органы государственной власти (Государственный орган) – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру и, определенные законом, полномочия властного характера.

    Слайд 4

    Признаки государственных органов

  • Слайд 5

    Классификация государственных органов

    1. По порядку их создания и характеру выполняемых задач

    Слайд 6

    1. В зависимости от территориальной сферы деятельности.

    Слайд 7

    3. По порядку осуществления компетенции.

    Слайд 8

    Исполнительные органы государственной власти

    Президент РФ

    Слайд 9

    Президент РФ – высшая государственная должность.Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, гарантом прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным главнокомандующим вооруженными силами в РФ.

    Штандарт Президента

    Президент РФ- Медведев Дмитрий Анатольевич

    Слайд 10


    Президент Российской Федерации избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и
    прямого избирательного права при тайном голосовании
    Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать -должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    Слайд 11

    Порядок избрания и вступления в должность
    Изначально (в 1991 году) президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Б. Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов президент будет избираться на шестилетний срок.

    Слайд 12

    Полномочия Президента РФ
    Назначает, с одобрения Государственной Думы, председателя правительства РФ;
    Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
    Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
    По предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

    Слайд 13

    Полномочия Президента РФ
    Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
    Распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;
    Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Слайд 14

    Исполнительные органы государственной власти.

    Полномочия Президента РФ
    9. Вносит законопроекты в Государственную думу;
    10. Подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

    Слайд 15

    Исполнительные органы государственной власти

    ИМПИЧМЕНТ
    (англ. impeachment - обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк»)
    Отрешение Президента от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.
    В России процедура импичмента инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин.
    Согласно ст. 92 Конституции Российской Федерации, если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ - исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

    Слайд 16

    Правительство Российской Федерации -
    высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ.
    Состав правительства:
    Председатель Правительства Российской Федерации.
    Заместители Председателя Правительства Российской Федерации.
    Федеральные министры.

    Слайд 17

    Виды правительств.
    Коалиционное
    (входят представители двух и более партий)
    Однопартийное
    (входят представители только одной партии)

    Слайд 18

    Задачи Правительства РФ
    Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным
    органом государства (Парламентом).
    Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
    -Разрабатывать федеральный бюджет
    Управлять федеральной собственностью
    Осуществлять меры по обеспечению обороны страны

    Органы Государственной Власти

    Президент – глава государства, гарант Конституции. (ст. 80 КРФ)

    Судебная

    Законодательная

    Исполнительная

    Конституционный суд

    Верховный суд

    Федеральное Собрание РФ

    Правительство РФ

    Высший Арбитражный суд

    Совет Федерации

    Государственная Дума РФ

    Местное самоуправления


    Президент - глава государства, занимаемый высшее место в иерархии государственных органов, обеспечиваемый стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляющий верховное представительство страны на международной арене.

    Кандидатура Президента

    Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

    Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.


    • (с согласия Государственной Думы) Назначает Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
    • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
    • представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и назначает судей федеральных судов РФ;
    • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ;
    • назначает выборы Государственной Думы, а также распускает Государственную Думу;
    • назначает референдум в установленном Законом порядке;
    • Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации;
    • назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение или чрезвычайное положение (ст.88).

    • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
    • принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
    • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
    • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
    • представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
    • ведет переговоры и подписывает международные договоры;
    • Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

    Правительство РФ - это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти по всей территории России.

    Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров.

    Состав Правительства РФ:

    • Председатель Правительства;
    • Заместитель Председателя Правительства;
    • Федеральные министры.

    Полномочия Правительства РФ

    • Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
    • Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах;
    • Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента.

    Федеральное Собрание РФ- избираемый двухпалатный парламент России, постоянно действующий представительный и законодательный орган.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых населением страны сроком на 5 лет.

    В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Формируется в порядке предусмотренным законом ФЗ «О Порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»


    Полномочия Государственной Думы РФ

    • Принятие законов.
    • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от неё председателя Центрального банка РФ.
    • Объявление амнистии
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

    Амнистия - мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам,

    совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания.


    Полномочия Совета Федерации РФ

    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ.
    • Отрешение Президента РФ от должности.
    • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
    • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.

    Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

    Денонса́ция - надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора.


    Местное самоуправление - это форма власти предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

    Муниципальное образование – самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город).

    Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

    • непосредственно (на выбора, референдумах, общих собраниях жителей);
    • через создаваемые местные представительные органы (совет, земство, дума, муниципальный комитет)
    • через органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации.

    • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
    • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
    • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы её развития).
    • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
    • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

    Полномочия местного самоуправления:

    Полномочия представительных органов местного самоуправления

    Полномочия главы местного самоуправления

    • Утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении.
    • Устанавливают местные налоги.
    • Утверждают программы развития соответствующих территорий.
    • Осуществляют контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
    • Осуществляет управление муниципальным хозяйством.
    • Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности.
    • Разрабатывает местный бюджет.
    • Осуществляет регулирование земельных отношений.


    Первые лица города Липецка и Липецкой области

    Глава Администрации города Липецка ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович.

    Председатель Липецкого областного Совета депутатов ПУТИЛИН Павел Иванович.

    Глава Администрации Липецкой области КОРОЛЕВ Олег Петрович.

    ТИНЬКОВ Игорь Владимирович

    Председатель Совета депутатов г. Липецка.



    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Функции судебной власти:

    • Правосудие.
    • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
    • Толкование правовых норм.
    • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

    • Основные: граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
    • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена, не должны допускать порочащих их поступков.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Конституция РФ Конституция РФ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края« (о неприкосновенности депутатов ЗАКС. Не требуется согласие ЗАКС на привлечение к ответственности). Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 37-О"Об отказе в принятии ходатайства Законодательного Собрания Санкт-Петербурга об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации« (о согласии ЗАКС на лишение неприкосновенности до принятия Постановления от 12.04.2002. Указано, что прокурор субъекта должен вносить запрос в ЗАКС, тот может отказать, но это решение можно обжаловать в суде). Постановление КС РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» (подтверждено право роспуска ЗАКС, отрешать ВДЛ, временно отстранять его от должности) Постановление КС от 18 января 1996 года N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (о выборах ВДЛ непосредственно населением субъекта РФ) Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» (о представлении кандидатур на пост ВДЛ в ЗАКС)

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Слайд 19

    Описание слайда:

    Слайд 20

    Описание слайда:

    Слайд 21

    Описание слайда:

    Слайд 22

    Описание слайда: Описание слайда:

    Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Основания отзыва: (1) нарушение законодательства РФ и (или) субъекта, факт совершения которого установлен судом; (2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей, установленное судом. Обратиться в суд с заявлением об установлении этих фактов вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории субъекта и обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность проведения агитации за и против его отзыва, проводится по инициативе граждан, проживающих на территории субъекта обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ. Инициатива проведения голосования может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность В поддержку инициативы собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта и должно составлять не менее ¼ от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта. Не более чем через 15 дней комиссия должна принять решение по документам, а ЗАКС не более чем через 15 дней должно назначить голосование или отказать. Голосование проводится не позднее 60 дней со дня принятия ЗАКСом решения о назначении голосования по отзыву. Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву

    Слайд 26

    Описание слайда:

    Целью работы является изучение органов государственной власти субъектов Российской Федерации Задачи работы: Изучить систему органов государственной власти субъектов РФ; Проанализировать принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов РФ; Рассмотреть полномочия высшего должностного лица субъекта РФ Объектом исследования являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации Предмет исследования – деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации Источниками информации выступили нормативные и законодательные акты, специальная литература


    В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации: 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.




    В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами Констуционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом.


    В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.


    Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с: Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред)


    Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти 2. Высший исполнительный орган государственной власти 3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ)


    Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. Государственная и территориальная целостность 2. Распространение суверенитета России на всю ее территорию 3. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России 4. Единство системы государственной власти 5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную 6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектов РФ 7. Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежавших им полномочий


    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.


    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: 1. Принимает Конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним 2. Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ 3. Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственного власти субъекта РФ 4. Устанавливает административно - территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ 5. Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ


    Высшее должностное лицо субъекта РФ: 1. Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ 2. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ 3. Вправе требовать созыва внеочередного заседания з законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса 4. Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ 5. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ Высшее должностное лицо субъекта РФ издает приказы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ


    Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.


    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


    Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.


    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Юрайт, с. Резепов, И.Ш. Конституционное право России [Текст] / И. Ш. Резепов.- М.: Окей-книга, с. Умнова, И.А. Конституционное право РФ [Текст] / И. А. Умнова, И. А. Алешкова.- М.: Юрайт, с. Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред) // СПС Консультант плюс





  • Что еще почитать