Кто не может быть главой государства. Государство вводит новые меры по выявлению зарубежных счетов чиновников

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПМР

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“Конституционное право Отечества и зарубежных стран "

ТИРАСПОЛЬ 2008 г.

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российского государства. В советской республики такого рода институт был не востребован, так как существующий на тот момент политический режим не приветствовал демократические принципы такие как разделение властей одним из выражением которого было наличие президентской власти. Тоталитарный режим изживший себя к 1990 году в силу процесса демократизации был свергнут и в последствии был введён институт президентской власти, который повлёк существенные изменения конституции СССР.

В виду сложности данного вопроса в России учреждения данного поста решался очень сложно из - за того, что съезд народных депутатов РСФСР высказывался против его введения, но по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учреждён, а первый президент был избран путём прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.

Вопрос № 1: Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского (prasides) - “ сидящий впереди ”. В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Исходя из Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

Таким образом, видно что Президент как глава государства наделён большим объемом полномочий, и занимает особое место в системе органов государственной власти, но не входит на прямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четыре года, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующим Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

Вопрос № 2: Конституционный статус Президента РФ

Президент РФ как государственный институт занимает особое специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о президенте РФ.

Основы статуса Президента РФ закреплены в ст.80 Конституции РФ. Президент РФ является главой государства , лицом воплощающим собой представление о данном государстве как во внутренних делах государства так и в международных отношениях .

Президент РФ является гарантом Конституции РФ . Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполняет функции гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путём обращения в компетентные органы, прежде всего в суд. Президент РФ вправе направлять в Конституционный суд РФ запросы о конституционности различных нормативно - правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.

Президент является гарантов прав и свобод человека и гражданина . Этот конституционный статус он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При президенте РФ действует комиссия по правам человека.

Президент признан принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ , её независимости и государственной целостности.

Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности является прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Президент РФ - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства.

Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства . Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства н обязательность для него договора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнею политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.

Президент РФ обладает неприкосновенностью . Во время исполнения им своих полномочий никто не вправе применять против него физическое или психическое насилие, задерживать его, обыскивать, арестовывать, допрашивать, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставлять его в суд в качестве свидетеля. Попытка насильственного захвата власти Президента РФ в нарушении Конституции РФ или насильственное удержание власти Президента РФ, срок пребывания в должности которого истёк, карается уголовной ответственностью .

Вопрос № 3: Основные функции Президента РФ

Функции президента РФ вытекают из его полномочий и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам отнесённым к его компетенции. Те функции которые присущи только Президенту РФ и не разделяются им с парламентом, Правительством РФ и органами судебной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения Президентом РФ высших должностных лиц (назначение высшего командного состава Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ, предложение Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального Прокурора РФ и т.д.)

Статья 83 Конституция РФ предусматривает несколько вариантов освобождения высших должностных лиц (освобождение по представлению Председателя Центрального банка РФ, освобождение по предложению председателя Правительства РФ - Заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, предложение Совету Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и т.д.)

Президент принимает активное участие в законно творческом процессе. Прежде всего он наделён правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента РФ внесенные им на рассмотрение в Государственную Думу РФ считаются приоритетными в программе законотворчества.

Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, но тем не менее Президент РФ оказывает влияние на законодательную власть путём использования “ вето ", под которым подразумевается возвращение Президентом РФ законов парламенту на повторное рассмотрение.

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу РФ при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране.

Президент РФ наделен правом назначать референдум

Важным средством воздействия Президента РФ на парламент является его право на роспуск Государственной Думы РФ.

Глава государства – это высший должностной орган, первое лицо в структуре управления страной, носитель исполнительной власти, гарант конституции, суверенитета, свобод и прав граждан. В большинстве стран глава государства – это одна из главных составляющих законодательной и исполнительной власти. Без подписи такого лица закон считается недействительным. При этом в каждой стране формы, полномочия, правовая форма, компетенция и особенности выбора главы государства могут различаться.

Виды глав государства

Сегодня в мире есть два основных вида первых лиц государственных образований:

1. Индивидуальный глава государства :

Особенность такого правителя – получение своего статуса по наследству, то есть править государством могут представители царствующей династии. При этом порядок перехода власти определяется на законодательном уровне или исходя из обычаев народа. В некоторых странахтакие главы государства назначаются или избираются;

- президент . В этом случае первое лицо страны может выбираться на определенный термин (правительством, народом).

2. Коллегиальное управление государством . К примеру, в Андорре роль главы возлагают на себя две личности – епископ испанкой епархии и президент Франции. В Швейцарии глава государства – это Федеральный совет.

Формы глав государства

В современной практике можно выделить шесть основных форм, которые позволяют тем или иным органам реализовывать функции правителя государства:

1. Монарх – один из самых древних способов правления. Такой правитель может получить свое место тремя способами:

- по наследству. Такой вариант является наиболее популярным. В качестве примера можно привести Бельгию, Нидерланды, Таиланд, Великобританию, Японию и так далее;

- быть назначенным на свою должность или выбранным семьей старейшин. Такая форма выбора популярна в таких странах, как Катар, Саудовская Аравия и так далее;

- быть избранным другими монархами, руководящими субъектами страны. Подобный пример в мировой практике единственный – это Малайзия. Особенность этой страны в том, что глава государства выбирается султанами на пятилетний срок.

2. Президент . Такой глава государства может быть выбран тремя способами – путем голосования парламента, волеизъявления народа или рекомендаций специальный Коллегий. Последние формируются из представителей власти на местах и членов парламентского правления.

3. Коллегиальный орган . Такая руководящая структура выбирается парламентом и имеет ограниченный срок правления. К примеру, коллегиальный орган считался правящим при СССР, сейчас – на Кубе и в ряде других стран. Особенность
коллегиального органа – неспособность принимать какие-то окончательные решения, поэтому такое право дается одному из представителей (как правило, это глава коллегиального органа). Именно он может подписывать документы, принимать грамоты от послов других стран, вести внешнеполитическую деятельность и так далее.

4. Верховный правитель по совместительству . Здесь речь идет о выполнении основных функций главой правительства – премьер-министром. К примеру, подобная форма популярна в ФРГ, где существует несколько субъектов Федерации (земель). При этом у каждой «земли» есть свое правительство и парламент.

5. Генерал-губернатор . Как правило. это представитель британского монарха. Если вспомнить историю, то Великобритания ранее имела множество колоний по всему миру, которые сегодня объединены в Содружество. Начиная с 1950 года многие страны стали республиками (к примеру, Индия), но при этом они признавали королеву Великобритании, как своего правителя. На сегодня из 49 государств она является правительницей только в 17. К таковым можно отнести Барбадос, Новую Зеландию, Канаду, Австралию и так далее.


В свою очередь гунерал-губернатор – это не правитель в чистом виде, а ставленник, который выполняет функции главы государства. При этом форма его правления является весьма условной, как и правление самой Королевы.

6. Хунта – это орган правления, который добился права руководить путем государственного переворота, незаконным путем. Чаще всего хунта – это военные люди, которые сначала возглавили движение, а затем выбрали себе президента (как правило, это командир движения). Такие органы – обычно дело для стран Латинской Америки (в 19-20 годах), Африки и так далее. Лидер хунты возлагает на себя основные полномочия – верховного главнокомандующего, военачальника, исполнительного и законодательного органа.

7. Руководитель государства (глава) . Такой оригинальная форма правления есть в Иракском государстве. Здесь по конституции на роль «руководителя» назначается опытный человек, который имеет соответствующую подготовку и определенные личностные качества. К полномочиям такого руководителя можно отнести назначение даты президентских выборов и выполнение ряда других функций.


8. Племенной вождь – такой правитель является весьма экзотическим, но по своей легитимности он ничем не отличается от описанных выше коллег. Племенной вождь выбирается народом и возглавляет свое государство. К примеру, вождь Западного Самоа является пожизненным правителем. После его смерти будет выбираться новый президент.

Власть главы государства

В зависимости от вида верховного правителя и конституции функции главы государства могут различаться. Но есть и общие черты:

1. В сфере государственного управления глава государства имеет право объявлять чрезвычайно положение (в части страны или на всей территории), выполнять функции главнокомандующего, участвовать в формировании новой правительственной структуры (чаще всего формально), органов судебной власти, вносить предложения в финаносово-кредитную политику страны, банковское законодательство и так далее. В последних двух функциях роль главы государства часто сводится к поднятию вопроса об отставке.


2. В сфере законодательного управления глава государства может выдвигать различные инициативы, назначать очередные или внеочередные выборы, распускать нижнюю (иногда – верхнюю) палаты, созывать парламент. Кроме этого, верховный правитель имеет право давать предложения по изменениям в законодательной сфере, может промульгировать (санкционировать, публиковать) законы, обращаться к органам конституционного контроля при наличии сомнений в подлинности того или иного закона.

Отдельно стоит выделить право главы государства на , которое может быть:

- абсолютным (резолютивным). В этом случае первое лицо государства имеет право безапелляционно отменить какое-либо законодательное решение. Преодолеть такое вето парламент или другая руководящая структура не в состоянии;

- относительное (отлагательное) . Глава страны имеет право наложить запрет на какое-либо решение, но парламент определенным числом голосов может его преодолеть;

- выборочное. Руководителю страны дается право накладывать вето лишь на какие-то отдельные постановления и законы. При этом в целом он должен одобрить законопроект.

3. В сфере внешнеполитической деятельности глава государства представляет страну на внешней «арене», назначает послов и прочих работников дипломатических структур, проводит международные переговоры, участвует в ратификации соглашений и договоров (в случае одобрения парламентом), при необходимости объявляет войну или мир.

4. В сфере внутренней политики глава государства имеет право на помилование, награждение медалями (орденами и прочими наградами), восстановление (предоставления) гражданства, присвоение титулов (званий), участие в праздниках и крупных мероприятиях (открытии дорог, школ, государственных учреждений и так далее).

Выборы главы государства

В большинстве стран мира встречается два основных типа руководителей – президент и монарх. Рассмотрим особенности их выбора.

1. Президент может выбираться несколькими способами:

- путем голосования в парламенте . Здесь глава страны выбирается в Албании, Турции, Венгрии, Словакии и прочих странах. Чтобы пройти первый тур претенденту необходимо набрать абсолютное большинство, что при большом количестве претендентов происходит очень редко. Чаще всего право голоса распределяется между несколькими основными кандидатами. В следующем туре требования могут быть уже менее строгими. К примеру, в Словакии для избрания главы государства необходимо 2/3 голосов членов парламента. Есть мнение, что президент, избранный парламентом, является «слабым». В некотором роде это так. Парламент избирается народом, а глава государства – всего лишь представителями власти;

- путем голосования выборщиков . В этом случае избиратель голосует заодного из выборщиков. Победители при этом собираются и определяют президента из представителей различных партий. При таком способе избрания президент может быть определен еще до подсчета голосов выборщиков. Главой государства станет тот, у кого больше выборщиков. Такая форма выбора действует в США, Аргентине и прочих странах;

- избрание верховного правителя (президента) избирательной комиссией, к примеру, Федеральным Собранием в Германии, членами верхней и нижней палаты в Индии, коллегии Италии (как правило, в нее входят делегаты областных советов и члены верхней и нижней палаты);

Путем голосования народа (выбор избирателями). Так выбирается президент во Франции, Мексике, Украине и ряде других стран. В некоторых государствах президент может переизбираться на новый срок сколь угодно раз (во Франции, Египте). В ряде других стран одно лицо может быть президентом не больше двух раз (США, Германия). Также на два года президент избирается в Аргентине, то там различаются сроки правления. В первом случае глава государства избирается на 6 лет, а второй – на 4 года. Такие ограничения введены специально, чтобы исключить различные проявления авторитаризма.

2. Монарх, как правило, получает свою власть по наследству по одной из систем наследования:

- салической. Здесь престол могут занять только представители мужского пола. При этом первоочередное право на трон имеет старший сын. В свою очередь женщины к правлению не допускаются. Такая форма выбора главы государства в Японии, Норвегии, Бельгии. При этом в большинстве стран такой монарх выполняет функции формального правителя. Основная власть в руках премьер-министра (к примеру, Япония);

- кастильская . В этой форме наследования женщины наравне с мужчинами получают право наследования престола в том случае, если у монарха не было сыновей. В случае, если в семье есть старшая дочка и младший сын, то предпочтение отдается второму (Дания, Испания, Нидерланды, Великобритания);


- шведская.
Женщины могут наследовать престол наравне с мужчинами. При этом предпочтение мужскому полу не отдается. Так, в Швеции у короля есть старшая дочь и младший сын. В случае отъезда главы государства бразды правления передаются в руки дочери;

- австрийская . При такой форме наследования женщины могут получить трон, но только в том случае, когда во всех поколениях не было представителей мужского пола. Но это только в теории. На практике по австрийской системе женщины еще трон никогда не занимали;

- мусульманская . Трон наследует не какое-то конкретное лицо, а правящая династия (целое семейство). При этом право выбора правителя лежит уже на ней. Такая система работает в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и прочих странах. Также семья имеет право сдвигать правитель в случае его неуспешной деятельности и ставить другого главу государства из состава семьи;

- племенная . Здесь король – это вождь племени. При этом будущего наследника престола может определить только племенной совет. Последний состоит из сыновей умершего (погибшего) главы государства.

После наследования престола проходит обряд коронации. Если на трон достается несовершеннолетнему правителю, то при согласии одного из родственников помощником главы государства становится регент. Последний может быть утвержден парламентом или назначен правительством. Иногда может быть создан небольшой совет из 2-3 человек.

Критерии для назначения на должность главы государства

Наиболее строгие требования предъявляются при выборе одной из форм индивидуального главы государства – президента:

1. Наличие гражданства. В некоторых странах есть требование, чтобы кандидат в президенты был гражданином своего государства с рождения (Колумбия, Монголия, Казахстан, Эстония и так далее). Чаще всего устанавливаются определенные ограничения – 5, 10, 15 лет гражданства страны.

2. Постоянное проживание на территории государства в течение определенного периода времени до выборов. К примеру, в России, Украине и Азербайджане – это 10 лет, в Казахстане – 15, в Монголии – 5 лет.

3. Достижение определенного возраста (чаще всего от 35 лет и выше). В России, Украине, Армении и других странах – 35 лет, в Эстонии, Латвии, Греции – 40 лет и так далее.

4. Наличие избирательного права. К слову, такое право может быть не у всех граждан страны. Многое зависит от владения государственным языком (Украина, Молдова, Казахстан), наличия высшего образования (Турция, Азербайджан), принадлежности к коренной нации (Туркменистан, Сирия), исповедания официальной религии (к примеру, Тунис).

По принципу политического устройства США представляет собой президентскую республику. Население страны представлено в Конгрессе. Данный орган состоит из двух палат. Там заседают представителя штатов и партийные деятели, которые занимаются законотворчеством. Принимаемые законы имеют общеобязательную силу для всего населения страны.

Кто является главой государства в США

Чтобы понять, кто является главой государства по Конституции США, следует рассмотреть особенности государственного устройства страны более подробно:

  • Конституция США закрепляет именно за президентом пост главы государства. Он наделен правом решать вопросы об использовании армии, вводить чрезвычайное положение, предлагать принятие тех или иных законов;
  • президент избирается выборщиками. В США не существует всеобщего голосования. Сначала граждане голосуют за определенного выборщика. При этом число выборщиков от каждого штата может быть различным. Это зависит от населения того или иного штата. Чем больше жителей, тем больше выборщиков. Соответственно, голоса жителей более крупных штатов имеют большее влияние на исход выборов;
  • глава государства может избираться только два раза. Даже если президент исполнял свои обязанности два раза, он не может избираться после перерыва еще и в третий раз;
  • президенты подчиняются все члены правительства. Это министры и вице-президент;
  • глава государства наделен полномочиями по помилованию преступников, которые приговорены к смертной казни. Данный вид наказания по-прежнему исполняется в США.

Таким образом, главой государства по Конституции США является президент.

Сколько было президентов в США

Нынешний президент США Д. Трамп является 45 по счету. Первым главой государства был Д. Вашингтон, которого избрали в 1789 году после войны за независимость.

В США существуют прецеденты, когда президентом избирался близкий родственник бывшего главы государства. Например, шестой президент страны Адамс был родным сыном второго президента Д. Адамса. Внук главы государства У. Гаррисона Б. Гаррисон стал 23 президентом.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Законопроект, согласно которому Генеральная прокуратура РФ должна получить новые полномочия в сфере противодействия коррупции. Согласно проекту закона, надзорное ведомство сможет проверять наличие у российских чиновников зарубежных счетов во взаимодействии с органами иностранных государств. По закону, госслужащие из России не могут открывать счета, хранить деньги и ценности в банках других стран и пользоваться их финансовыми инструментами.

Значение антикоррупционной темы в России повышается, и власть на это реагирует, сказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора .

«Запрос населения на позитивные результаты в антикоррупционной деятельности растет. В 2014 году эта тема отошла на периферию в связи с проблемами геополитики — все консолидировались, все вместе. Сейчас это уходит — во внешней политике сохраняется, но не переносится на внутреннюю. Видимо, власть должна на это реагировать, тем более что это влияет на отношение к власти в частности после пенсионной реформы. У населения усилилось требование справедливости и солидарности. А поскольку в обществе есть представление о высокой коррумпированности лиц, то и требования к антикоррупционной политике растут», — сказал он.

Коррупция неизменно входит в лидеры проблем, которые волнуют россиян. Таковой ее в августовском опросе называли 33% респондентов.

Латентная коррупция

В Генпрокуратуре отмечают «некоторое снижение статистических показателей» в сфере противодействия коррупции. Так, в январе-июне 2018 года ведомство выявило на 13,4% меньше нарушений законодательства о противодействии коррупции, чем за аналогичный период прошлого года — 139,5 тыс. против 161,1 тыс. нарушений.

За последние годы снизилось и количество обвинительных приговоров, сообщили в Генпрокуратуре в ответ на запрос «Газеты.Ru».

В 2016 году с участием прокуроров суды РФ вынесли более 12 тыс. обвинительных приговоров по уголовным делам о коррупционных преступлениях, а в 2017 году — около 11 тыс. приговоров. Верховный суд также сообщал в мае, что число взяткодателей за последние два года сократилось в четыре раза.

Снижение показателей «объясняется тем, что в последние годы имело место сокращение числа выявленных коррупционных преступлений, которое вместе с тем не отражало реального масштаба совершаемых деяний с учетом их высокой латентности», говорится в ответе официального представителя ведомства Александра Куренного «Газете.Ru».

О сокращении показателей говорит и статистика . Согласно сведениям о деятельности СК за январь-июнь 2016 года, расследовано около 3500 преступлений получения взяток, дачи взяток — 3800. В 2017 году за аналогичный период эта статистика сократилась в два-три раза (1500 и 1100 преступлений соответственно). В 2018 году статистика значительно не изменилась — 1400 и 1200 преступлений.

Выявляют больше

Вместе с тем уже в первом полугодии этого года зарегистрировано на 1,7% больше преступлений коррупционной направленности, чем за аналогичный период 2017 года — 18 696 преступлений, сообщили в Генпрокуратуре. Возросло на 3% и число зарегистрированных преступников — 8,7 тыс. человек против около 8,5 тыс. человек. Коррупционные преступления по итогам полугодия заняли 1,9% от общего числа преступлений.

«При этом увеличение показателей за первое полугодие текущего года произошло во многом за счет представляющих повышенную общественную опасность и по существу составляющих ядро коррупционных преступлений, в том числе получения и дачи взяток», — подчеркнул .

Так, за полгода фактов взяточничества зарегистрировано на 5,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (7 519 против 7140). Доля взяточничества составляет 40,2% от общего количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, в том числе мелкого взяточничества — 17,8%.

За полгода Генпрокуратура направила в суды направлено 3,1 тыс. исковых заявлений, что значительно меньше показателя первой половины 2017 года — 4,1 тыс. исков. При этом сумма заявленных исковых требований увеличилась более чем в два раза — 2,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб., рассказали в надзорном органе.

Преступление и наказание

«Мы не гонимся за показателями», — отмечают в Генпрокуратуре. Основные усилия сосредоточены на выявлении и предупреждении правонарушений, и привлечении коррупционеров к ответственности, указывает надзорный орган.

За последние годы разгорелось несколько коррупционных скандалов. 2017 год запомнится процессом над экс-министром экономического развития и приговором ему (8 лет колонии строго режима). Резонансным стало и дело бывшего кировского губернатора — он также приговорен к восьми годам в . До этого — дело , губернатора Брянской области , губернатора Сахалина , главы Коми и других.

«Позитивные эффекты от борьбы с коррупцией в основном исчерпаны», — сказал «Газете.Ru» политолог, президент холдинга «Минченко консалтинг» , говоря о громких делах последних лет.

«Не надо обнадеживаться, что подобного рода сбрасывание боярских голов на секиры бунтующих стрельцов будет иметь длительный системный эффект. А для такого эффекта нужно системное улучшение качества жизни населения», — полагает он.

В Генпрокуратуре подчеркивают, что основные усилия ведомства направлены и на возмещение вреда, причиненного актами коррупции. За последние полтора года прокурорами предъявлено 3,7 тыс. исковых заявлений в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, а также принято иных, в том числе внесудебных, мер на общую сумму 20,7 млрд руб.

Всего за полтора года взыскано в бюджет свыше 900 млн руб.

Помимо уголовного преследования, широко распространена практика привлечения к административной ответственности. За полтора года за коррупционные правонарушения привлекали 10,6 тыс. лиц. «При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно внушительными — за все административные правонарушения с коррупционной составляющей в 2017 года — первом полугодии 2018 года наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд руб.», — отметили в ведомстве.



Что еще почитать