С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на . Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.
Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.
Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:
Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.
С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:
Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.
Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто .
Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к . При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.
Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.
Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.
Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):
Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:
У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:
1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:
2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.
3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.
4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.
5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.
6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.
7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.
8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.
Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:
Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.
Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.
Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.
Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.
В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.
См. также:
Варианты изменения организационно-правовой формы предприятия
В соответствии с действующим законодательством и статистическими данными наиболее актуальными для коммерческих организаций Российской Федерации являются два варианта изменения организационно-правовой формы предприятия:
Соответствующие процедуры регулируются Федеральными законами №14-ФЗ «Об общества х с ограниченной ответственностью» и №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Изменение организационно-правовой формы предприятия представляет собой сложный законодательно регулируемый процесс со множеством тонкостей. В первую очередь при проведении преобразований необходимо учитывать требования, которые закон предъявляет к вновь образуемым организационно-правовым формам.
Замечание 1
Требования к уставному капитала общества с ограниченной ответственностью отличаются от соответствующих требований к открытому акционерному обществу. При преобразовании общества с ограниченной ответственностью в ОАО минимальная сумма уставного капитала увеличивается до 100000 рублей.
Решение об изменении организационно-правовой формы предприятия принимается добровольно, участниками общества, или принудительно, на основе требований законодательства.
Замечание 2
В соответствии с требованиями законодательства РФ при превышении числа в 50 участников общество с ограниченной ответственностью должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью может быть осуществлено на основе решения акционеров или уполномоченного органа. Вопрос о преобразовании ставится на голосование общего собрания акционеров на основе предложения совета директоров общества. В рамках принятия решения о реорганизации определяется порядок обмена акций на доли участников общества и утверждаются новые учредительные документы.
После принятия соответствующего решения акционерное общество, являющееся публичной компанией, обязано, помимо уведомления налоговых и социальных органов, опубликовать объявление о своей реорганизации и уведомить кредиторов.
В процессе реорганизации акционерного общества после проведения обмена акций на доли в уставном капитале вновь образованного ООО акции аннулируются.
Замечание 3
Проведение преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество проводится в соответствии с аналогичной процедурой, при этом перед началом процедуры реорганизации общество должно обеспечить соответствие всем требованиям законодательства вновь создаваемой организации.
Как и в случае предыдущего варианта преобразования акционерного общества, решение об изменении организационно-правовой формы принимается на общем собрании акционеров открытого акционерного общества. Однако в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью, преобразование в закрытое акционерное общество не требует создания нового юридического лица.
Для преобразования после принятия соответствующего решения организации необходимо внести изменения в устав общества, подать необходимые документы в регистрирующий орган и зарегистрировать новую редакцию устава, что и станет окончанием процесса изменения организационно-правовой формы. При этом реорганизованное общество должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым законодательством к закрытым акционерным обществам.
Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.
Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.
В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:
Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.
По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.
К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.
При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.
Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.
Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:
Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
В заключение подведем некоторые итоги:
Изменение организационно-правовой формы любого предприятия возможно. Данная процедура предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, как преобразование.
Структура организации одного юр. лица изменённая в другое не влияет на изменение прав и обязанностей перед другими лицами. Исключением в таком случае будут учредители реорганизованного предприятия, правовые отношения с которыми теперь будут устанавливаться в соответствии с формой преобразованного предприятия.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В форме преобразования потерпела внесение некоторых изменений упрощающих процедуру в сентябре 2019 года, но уже через год все изменения были отменены.
Процедура преобразования предприятия предусматривает наличие некоторых особенностей, которые стоит учитывать, прежде чем начинать реорганизацию:
Реорганизация в форме преобразования |
|
ГК РФ устанавливает ограничение на изменение формы предприятия |
|
Изменение собственников предприятия | Не может быть произведено в ходе реформы предприятия. Состав изменяется отдельным распоряжением. |
Также юридическое лицо любой организационно-правовой формы, должно соблюдать следующие требования, установленные ГК РФ:
Проведение процедуры реорганизации сложный процесс. Он включает не только множество особенностей, но и множество нюансов. Не принимая во внимание некоторые тонкости преобразования, владелец организации рискует нарушить действующее законодательство.
При проведении нужно учитывать:
Сроки проведения процедуры реорганизации составляют от 2-х до 3-х месяцев
При выборе новой формы будущего предприятия его участникам необходимо основываться на некоторых моментах.
Выбор новой организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия ограничен и устанавливается в рамках действующего законодательства:
Статья ГК РФ | ОПФ ликвидируемого предприятия | ОПФ нового предприятия |
Ст. 56 | ООО | АО, производственный кооператив, Общество с доп. ответственностью |
Ст. 20 №208-ФЗ | ЗАО, ОАО | ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство |
Ст. 17 № 7-ФЗ | Автономная некоммерческая организация | Фонд |
Учреждение | Хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию | |
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ | Некоммерческое партнёрство | Общественная организация, хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию |
Ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ | Благотворительная организация | Невозможно реформировать в хоз. товарищество или общество |
Другие правовые формы организаций реформируются в соответствии с законом, действующим в их отношении или ГК РФ.
Изменение наименования для преобразованного предприятия. Здесь стоит учитывать, что наименование должно раскрывать суть работы, проводимой организацией. Если предприятие носит название ООО «Общепит», то оно и должно заниматься общественным питанием.
Запрещается использовать в названии другие ОПФ, к примеру, название ОАО «Строительная акционерная компания «Жильё»» будет неправильным.
Помимо этого, слова и символы, принадлежащие к субъектам РФ (Москва, Екатеринбург, гербы городов и областей) могут использоваться только при получении соответствующих разрешений. К этому списку также относятся слова «Россия», «Федеральный», «Государственный». Также запрещено использовать в названиях аббревиатуры зарубежных ОПФ, на русском языке.
Возможно изменение при реорганизации юридического адреса предприятия. В таком случае будет увеличен срок преобразования. Документы на проведение процедуры подаются в органы по указанному изначально адресу.
Передаточный акт был упрощён в 2019 году. Составление и утверждение положений о правах и обязательствах, передаваемых от одного предприятия другому, не требовалось. Все права предавались автоматически. Послабления были отменены спустя год в 2019.
Структурные изменения предприятия также включают и другие особенности.
Реформа ЗАО и ОАО в ООО предполагает уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам о намерении изменения ОПФ предприятия. Уведомление должно включать указание о том, что все акции были погашены. Помимо этого при реформе ОАО необходимо уведомлять всех сторонних держателей реестра.
Обратная же реорганизация ООО в акционерное общество требует выпуска акций в Федеральной службе по финансовым рынкам и их гос. регистрацию. Акции являются ценными бумагами, формирующими уставной капитал предприятия.
Как уже было сказано перевод ЗАО в ОАО или наоборот не является реорганизацией.
Реформирование МУП или ФГУП в ООО или ОАО запрещено законом. Такое ограничение указано в ст. 34 от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.
Здесь говорится о том, что унитарное предприятие может быть преобразовано только в муниципальное или государственное учреждение. Изменение формы организации может быть только после того, как инициатор приватизирует государственное учреждение.
На примере реорганизации ООО в ЗАО можно рассмотреть пошаговый план процедуры преобразования предприятия. Это позволит учесть все важные моменты и не допустить ошибок.
Составление отчётности и подтверждения всех финансовых и материальных передвижений от ликвидируемого предприятия к новому указываются в передаточном акте.
Сюда входят:
Бухгалтерская отчётность | Отчётность в 2019 году определяет не только состав имущества, но и обязательства реформируемого предприятия. На её основании даётся оценка, составляемая на день предшествующий окончанию ликвидации. |
Акты инвентаризации | В них включено не только казённое имущество предприятия, но и его обязательства. |
Учётные документы | По материальным ценностям первичного характера, описи другого имущества организации которые необходимо передать при преобразовании. |
Опись кредиторской и дебиторской задолженностей | Необходимо также прикладывать информацию, о том, что кредиторы и дебиторы были письменно уведомлены об изменениях ОПФ предприятия. |
Ряд ограничений касается не только формы преобразования, но и минимальных требований к учредителям, уставному капиталу и другим аспектам реформируемого предприятия:
В отношении некоторых форм предприятий также присутствуют некоторые обязанности при реорганизации:
Для проведения процедуры реорганизации инициатор обязан предоставить ряд документов, которые могут быть различны в зависимости от того, какая форма была и будет у юридического лица
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог