Публичные торги. Курс: Организация коммерческих сделок - Публичные торги Реальные кейсы на торгах по банкротству

Биржа – это юридическое лицо, которое обеспечивает регулярное организованное функционирование торгов различными финансовыми инструментами. Сегодня выделяют фондовые, валютные и товарные биржи. Торги ведутся по установленным биржей стандартам, практически все сделки проводятся при помощи компьютеров и специальных компьютерных программ.

История биржи

Однако раньше этот процесс выглядел совсем иначе. История биржи началась ещё со времён Древнего Рима. В середине 2-го века до нашей эры Римская республика превратилась в крупнейшую средиземноморскую державу, в состав которой, кроме Италии, входили обширнейшие заморские владения в Европе, Азии и Африке. Рим стал центром торговли. Для сбыта своих товаров сюда съезжались купцы с разных концов света.

Естественно, в таких масштабах торговля не могла вестись стихийно, поэтому лучшим местом были ярмарки и рынки, которые и стали прототипом сегодняшних бирж. На рынках торговля велась постоянно, а товар поставлялся сразу. Ярмарки уже проводились реже и по определённым дням, а сам товар не присутствовал. Торговля велась по образцам оптовых партий.

Своё название биржа, как полагают историки, получила в Нидерландах. В 16-м веке город Брюгге был одним из основных торговых и портовых центров для всех европейских стран. Тогда Брюгге ещё был частью Нидерландов. Для обмена торговой информацией и осуществления разного рода торговых операций купцы сходились на площадь, где стоял дом, на котором был изображён герб с тремя кошельками. Недалеко от гостиницы были расположены представительства крупнейших торговых центров того времени – Флоренции и Генуи. Сами сделки заключались прямо в гостинице.

Примерно в то время торговцы сделали вывод, что физическое присутствие товара не требуется, а можно просто договориться о его цене. На фоне развития международной торговли появилась необходимость в создании стабильного оптового рынка, который послужил бы связующим звеном между растущими хозяйственными областями. Так в 1531 году была создана первая международная биржа в Антверпене, которая соответствовала новому уровню развития экономики. Городской совет города, чтобы облегчить проведение сделок, недалеко от порта возвёл большое и красивое здание биржи с просторным внутренним двором. На её фасаде была надпись «Для торговых людей всех народов и языков», а войти имели право все желающие.

В начале 17-го века центр торговой и финансовой деятельности «перекочевал» в Амстердам. Именно здесь, в 1608 году была открыта одна из известнейших бирж мира. Затем она «переселилась» в большое здание на площади Дам, рядом с банком и резиденцией Ост-Индской компании. Именно она впервые предложила торговым людям покупать и продавать ценные бумаги. Сначала торговали британскими, португальскими и голландскими облигациями государственных займов, затем стали торговать и акциями голландских, британских, Ост-Индских и Вест-Индских компаний.

В Амстердам тянулись нити всех значимых деловых операций. Около 4,5 тысяч человек каждый день собирались на местной бирже с двенадцати до двух часов. Порядок на биржевом собрании был образцовым – каждая коммерческая отрасль занимала определённое место. Около тысячи маклеров и присяжных занимались обслуживанием посетителей.

Нет ничего удивительного в том, что первый биржевой «пузырь» произошёл именно в Нидерландах, получив название «Тюльпановая лихорадка». Как раз в середине 16-го века в Голландию была привезена первая луковица тюльпанов. Цветы получили широкое распространение, а после того, как стали выводить новые сорта, они полностью овладели умами людей.

Спрос на луковицы рос очень быстро. Поскольку биржа к тому времени уже работала, нашлись те, кто решил на этом разбогатеть. Не дожидаясь урожая, цветы стали продавать наперёд, то есть бойко велась торговля фьючерсными контрактами. Затем, в разгар сезона, ранее закупленные луковицы можно было продать в несколько раз дороже. Операциями с тюльпанами занимались почти все. Спустя какое-то время, цены стали просто заоблачными: за одну луковицу тюльпана отдавали квартиру или ресторан. Потом, конечно же, «тюльпановый пузырь» лопнул, кто-то нажил капитал, а кто-то обанкротился.

К началу 18-го века центр торговой деятельности стал перемещаться в Лондон. С 1695 года Лондонская Королевская биржа начала проводить сделки с государственными бумагами и акциями. На бирже стали встречаться, кто, уже имея состояние, желал разбогатеть ещё больше. Количество сделок быстро росло, а Лондон постепенно обретал статус финансового центра.

Столица Британии и по сегодняшний день остаётся биржевым центром Старого света. Однако появилась и новая фондовая столица – Нью-Йорк. Именно здесь впервые опробовали многие технологии и выпустили биржевые продукты, которые помогли превратить торговые площадки из развлечения для избранных в массовое увлечение.

Нью-Йоркская фондовая биржа открылась в далёком 1792 году. Двадцать четыре местных брокера спокойно заключали сделки с ценными бумагами, а затем приняли решение подписать друг с другом договор о едином размере комиссионного вознаграждения для клиентов. Также этим договором они, по сути, обязали себя торговать только между собой на взаимовыгодных условиях. Сделано это было на Уолл-стрит. В то время в Америке существовало только два типа бумаг, представляющих ценность: облигации и акции самого первого национального банка страны. Эти ценные бумаги и были размещены через новую биржу.

Впоследствии именно Нью-Йоркская биржа стала первым органом, призвавшим компании вести бухгалтерию и делать её видимой для своих инвесторов и акционеров. Именно в США впервые возникла проблема кредитного «пузыря»: люди брали деньги в долг, чтобы вложить в акции, и расплатиться могли лишь в условиях постоянного роста рынка. Торговля процветала, и американская публика в 20-х годах сильно рисковала, раздувая цены на акции. Итог — знаменитая Великая депрессия, начавшаяся с биржевого краха в 1929 году.

Биржа сегодня

Даже после краха, биржа не потеряла своей притягательности.

В наше время, с внедрением высоких технологий, торговать на финансовых рынках стало значительно проще. Это возможно уже из любой точки мира. Точно так же усовершенствовались и сами финансовые инструменты, а наиболее изобретательными в этом деле оказались американские финансисты.

Увы, неизменной осталась только человеческая жадность и жажда к обогащению. Именно по этой самой причине финансовые пузыри наблюдаются и сегодня. Кстати, кризис 2008 года влияет на финансовую систему и до сих пор.

Стоит напомнить и о крахе «доткомов». Здесь современные технологии в очередной раз сыграли с инвесторами злую шутку. Распространение интернета привело к появлению огромного количества компаний на просторах Сети. Колоссальный спрос взвинтил цены на акции, в результате чего даже самые слабые предприятия оценивались в сотни раз дороже своей фактической стоимости.

Стоит посмотреть и на ситуацию с Фейсбук, Твиттер и другими лидерами современного рынка. История повторяется: биржевое развитие – постоянная борьба за свободу на грани хаоса. Например, валютный рынок Форекс, где торги ведутся 24 часа, стал возможен только после отмены «золотого стандарта» и ограничений по волатильности валют.

Куда приведёт экономику эта свобода? Несмотря на все кризисы и разочарования, летопись биржи пишется до сих пор.

Страница 25 из 47


Публичные торги

Особой формой организации оптового торгового оборота выступают публичные торги, проводимые в форме аукциона или конкурса . Интерес представляет соотношение понятий «конкурс», «торги» и «тендер». В одних случаях они используются как синонимы, в других - как самостоятельные понятия. При этом тендер рассматривается как:

отдельный вид торгов;

– форма проведения конкурса;

– цель проведения конкурса;

– возможная форма конкурса.

В качестве организаторов торгов могут выступать собственники товаров, обладатели прав на имущество либо специализированные фирмы, которые действуют на основании договора с собственниками товаров и выступают от их или от своего имени. Сами торги могут быть открытыми и закрытыми.

На аукционе подлежат продаже реальные товары, обладающие индивидуальными свойствами, в то время как предметом конкурса может быть право на заключение договора, что особенно характерно для договоров поставки для государственных нужд. Подготовкой и проведением торгов руководит аукционный комитет (конкурсная комиссия).

Извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о них должен быть указан предоставляемый для этого срок. Организатор открытых торгов, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения торга в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса не позднее, чем за 30 дней. При нарушении указанных сроков организатор обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытых торгов обязан возместить приглашенным участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, определенных в извещении о проведении торгов. Он возвращается, если торги не состоялись или участники торгов не выиграли их.

Подготовка аукционных торгов начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, где указывают полное наименование товаров, их краткое описание, характеристику потребительских свойств и качеств, сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца, после чего владельцам товаров, направляются приглашения для оформления аукционных соглашений. К операциям по подготовке аукциона и торгам относятся также: подготовка помещений для хранения, предпродажная подготовка товаров, выпуск каталогов, где указаны составы и номера лотов и проч. Покупателям предоставляется возможность заблаговременно ознакомиться с выставленными товарами.

Аукционные торги проводятся в заранее определенный день и час в специальном аукционном зале. Их открывает аукционист, который дает краткую характеристику товара, составляющего лот, с указанием стартовой цены и минимального размера надбавок. Причем лот может формироваться из продукции нескольких поставщиков. Победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за товар. Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсутствия интереса к данному товару не удается достичь намеченной аукционом продажной цены. При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар возвращается владельцу с взиманием за определенный период хранения платы в размерах, установленных аукционом в процентах к стартовой цене. После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы получают за свои товары деньги, а покупатели вносят соответствующие суммы стоимости купленных ими товаров и получают их в течение срока, установленного правилами аукциона. Порядок распределения аукционной выручки предусматривается в аукционном соглашении.

В ходе подготовки конкурсных торгов разрабатывается конкурсная документация, содержащая инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе, требования к его участникам, составу технической документации на поставляемые товары, критерии оценки поступивших заявок, условия государственного контракта, если предметом конкурса является его заключение; проводится предварительный отбор участников в целях выявления поставщиков, соответствующих установленным требованиям.

Содержание торгов, проходящих в форме конкурса, образует рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в нем. Для этого в установленное конкурсной документацией время проводится заседание конкурсной комиссии, на котором председатель комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе. Участники конкурса или их представители вправе присутствовать при этом. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление поступивших заявок в целях определения победителя конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации. Она вправе потребовать от участников конкурса разъяснения положений поданных ими заявок. Заявка отклоняется, если: участник конкурса не соответствует установленным требованиям, отказался дать разъяснение положений заявки, сама заявка не отвечает конкурсным требованиям.

Победителем конкурса признается его участник, в заявке которого предложены лучшие условия. При этом комиссия вправе потребовать от победителя подтверждения соответствия установленным требованиям. Если предметом конкурса является только право на заключение Договора, то он должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в Извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.



Индекс материала
Курс: Организация коммерческих сделок
Дидактический план
Понятие и классификация коммерческих сделок
Этапы реализации коммерческих сделок
Роль информации при организации коммерческих сделок
Виды информации
Коммерческая корреспонденция
Коммерческая тайна и способы ее защиты
Товарная информация и товарные знаки
Правовая охрана товарного знака
Использование товарного знака
Понятие и правовое регулирование договоров
Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле
Порядок заключения и исполнения договоров
Ответственность за нарушение договорных обязательств
Изменение и расторжение договора
Содержание закупочной работы
Особенности договора поставки, его содержание
Закупка товара на оптовых ярмарках
Контроль за осуществлением коммерческой сделки
Сущность и методы оптовой продажи товаров
Коммерческие сделки при биржевой торговле
Аукционная торговля
Публичные торги
Коммерческие сделки при продаже товаров на оптовых рынках и ярмарках
Понятие и организация розничной торговли

(введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

1. Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

(см. текст в предыдущей)

2. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.

Из истории аукционов

Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества.

5. В публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

6. В протоколе о результатах публичных торгов должны быть указаны все участники торгов, а также предложения о цене, которые они вносили.

7. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.05.2016 N Ф10-4452/2015 по делу N А36-6083/2014 Вывод суда: само по себе отсутствие разногласий по порядку и условиям продажи заложенного имущества между залоговым кредитором и конкурсным управляющим не может заменить обязанность суда по определению начальной продажной цены этого имущества с указанием в соответствующем судебном акте. 4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 N Ф05-3870/2014 по делу N А40-147866/2012 Суд также обратил внимание на п. 11 Постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 г.

Публичные торги по продаже недвижимого имущества

№58. Указал, что судом нижестоящей инстанции не был соблюден надлежащий порядок одобрения начальной продажной цены предмета залога.

Iii. определение начальной продажной ценызаложенного имущества

Такой же порядок будет действовать и при назначении судом процедуры конкурсного производства, в случае банкротства должника. В такой ситуации начальная продажная цена заложенного имущества и стоимость его оценки, проведенная сторонами в договоре о залоге будут находиться в определенной зависимости друг от друга. Суд, при назначении начальной продажной цены должен учитывать оценку предмета залога, установленную сторонами в договоре.

Установив начальную цену реализуемого имущества ниже цены, указанной в договоре, при условии, что предмет залога находится в таком же состоянии, как и при заключении самого договора, суд нарушил бы таким образом права залогодателя, а чрезмерное завышение начальной продажной цены могло бы оттолкнуть потенциальных покупателей.

Начальная продажная цена заложенного недвижимого имущества (предмета ипотеки)

Внимание

Начальная продажная цена имущества на публичных торгах определяется на основе соглашения между залогодателем и залогодержателем, а в случае спора – самим судом. Согласно заключению эксперта … рыночная стоимость домовладения №, расположенного по … с учетом стоимости земельного участка по состоянию на момент проведения исследования составляет …руб.; рыночная стоимость земельного участка общей площадью … кв.м при указанном домовладении составляет … руб. Данное заключение эксперта судом обоснованно принято во внимание при определении начальной продажной стоимости заложенных по договору об ипотеке жилого дома и земельного участка, оценка заключению дана судом по правилам ст.

Интересные факты: определение начальной продажной цены при обращении взыскания

Согласно статьи 54 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» принимая решение об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке, суд должен определить и указать в нем в том числе начальную продажную цену заложенного имущества при его реализации. Аналогичное правило содержится в Законе Российской Федерации «О залоге», согласно которому начальная продажная цена заложенного движимого имущества определяется решением суда в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке или в соответствии с договором о залоге (соглашением об обращении взыскания на заложенное движимое имущество во внесудебном порядке) в остальных случаях.

Сам себе юрист

Рекомендуем с учетом установленных законодательством о залоге сроков проведения повторных торгов <* также установить срок для предоставления судебному приставу-исполнителю информации о том, воспользовались ли стороны указанным правом на обращение в суд. <* Повторные торги по продаже заложенного имущества проводятся не позднее чем через месяц после даты проведения первых торгов. При поступлении к судебному приставу-исполнителю в установленный срок информации о подаче в суд заявления об изменении начальной продажной цены заложенного имущества при его реализации он откладывает в соответствии со статьей 38 Закона исполнительные действия до вступления в силу решения об изменении начальной продажной цены заложенного имущества либо решения об отказе в изменении начальной продажной цены. 3.1.2.

Установление начальной продажной цены предмета залогового имущества

Поскольку специальные законодательные акты не содержат особенностей определения начальной продажной цены заложенного имущества, на которое обращается взыскание на основании исполнительной надписи в рамках исполнительного производства, то с учетом положений части 1.2 статьи 78 Закона рекомендуем применять в данном случае общий порядок оценки арестованного имущества, предусмотренный статьей 85 Закона. 3.3. В действующем законодательстве прямо не урегулирован порядок определения начальной продажной цены заложенного имущества, на которое обращается взыскание в ходе исполнительного производства о взыскании суммы задолженности в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом.
В ряде случаев предусмотрено обязательное проведение оценки с участием специалистов, например, при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки. Сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению специалиста (пункт 3 статьи 52 Закона об исполнительном производстве). Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге (пункт 5 статьи 350 Гражданского Кодекса РФ).
Данное правило диспозитивно, оно может быть изменено законом или договором.

Начальная продажная стоимость заложенного имущества судебная практика

После объявления публичных торгов по продаже заложенного имущества несостоявшимися в связи с тем, что на публичные торги явилось менее двух покупателей либо не была сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества, залогодатель или залогодержатель вправе до проведения повторных публичных торгов обратиться в суд, по решению которого обращено взыскание на предмет залога и установлена начальная продажная цена, с заявлением об изменении начальной продажной цены заложенного имущества при его реализации. При этом заявитель должен доказать, что рыночная цена предмета залога значительно уменьшилась после вступления в законную силу решения суда об обращении на него взыскания <*. <* Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге.
Поэтому, если по инициативе заинтересованной стороны будут представлены доказательства, свидетельствующие о том, что рыночная стоимость имущества, являющегося предметом залога, существенно отличается от его оценки, произведенной сторонами в договоре о залоге, а также в решении суда, суд в порядке статьи 203 ГПК РФ вправе решить вопрос об изменении начальной продажной цены такого имущества в соответствии с представленными доказательствами независимо от его оценки сторонами в договоре о залоге, что не свидетельствует о переоценке обстоятельств о стоимости имущества, установленных решением суда (по материалам судебной практики Ленинградского областного суда).

Ранее действовавшая редакция этой статьи не содержала указанной нормы, а лишь отсылала к законодательству РФ об ипотеке и о залоге (утратил силу), и поэтому отсутствие четкого урегулирования вынудила ВАС РФ принять постановление ВАС, которое, в свою очередь, является действующим. В то же время, данную норму можно найти в ст. 18.1 ФЗоБ. Следовательно, нельзя говорить о ее полном исключении из закона.

В силу абз. 3 п. 11 указанного постановления, «поскольку реализация предмета залога в ходе конкурсного производства осуществляется под контролем суда, рассматривающего дело о банкротстве, в целях получения максимальной выручки в интересах всех кредиторов должника, начальная продажная цена предмета залога должна быть указана судом в определении о порядке и условиях продажи заложенного имущества». Чтобы понять, как именно трактовать указанное, обратимся к практике судов: 1.

Главная страница/Новости рынка

Из истории аукционов

Аукционы — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества, произведений искусства и других объектов. Она происходит по заранее установленным правилам, покупатели соревнуются между собой. Торги затронули практически все сферы человеческой жизни, а их история уходит в глубь времен. Так что никто уже и не знает, как, когда и при каких обстоятельствах состоялся первый аукцион.

«АУКЦИОН» в переводе с латинского означает «возрастание», «умножение».

Первые упоминания о такой форме сделок датируются 500 годом до н. э. и связаны с экзотичным для современного общества товаром — юными девушками.

В Древнем Вавилоне устраивались аукционы жен, на которых любой желающий мог приобрести супругу. Торги проходили на понижение цены: тот, кто первым соглашался с названной суммой, становился мужем. Сейчас такая система определения стоимости называется голландской.

В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался.

Сейчас таким сигналом служит удар деревянного молотка. С падением Римской империи аукционы пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена по ходу аукциона всегда снижалась.

Статьи по предмету Гражданское право

А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie’s.

ПЕТРОВСКИЙ СЛЕД

В Россию публичные торги пришли из Европы с прочими петровскими новшествами.

Государь во время Великого посольства поучаствовал во многих аукционах, где покупал книги, инструменты, разные диковины и так называемые антики (древние вещи). Большая часть экспозиции первого в России музея — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных им на европейских торгах.

Началом аукционной деятельности в России считается указ Петра Первого «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где оговаривались условия реализации такого имущества посредством публичного торга. Уже через несколько лет аукционы начали использовать на государственном уровне для продажи земель, имений, движимого имущества, а также сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX века широкое распространение получили торги по просроченным банковским залогам. Они проводились не только в Петербурге и Москве, но и на удаленных сибирских территориях и Дальнем Востоке.

Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах. В архивах Российской национальной библиотеки хранятся подобные указы Екатерины Великой, Павла Первого и других российских императоров. Помимо организации публичных продаж монархи активно участвовали в зарубежных торгах через эмиссаров, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Первая мировая война и последующая революция на несколько десятков лет внесли аукционы в список пережитков царизма. В социалистической России, где конкуренция не приветствовалась, а граждане были обделены не только деньгами, но и товарами первой необходимости, само понятие «торги» противоречило государственной идеологии. Однако со временем руководство страны Советов пришло к выводу, что некоторые сектора экономики требуют публичных аукционов.

Так, чтобы упорядочить и централизовать операции по экспорту пушнины, в 1931 году было создано Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Меха стали выставлять на открытых торгах.

Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931го, куда прибыло порядка 80 представителей из 12 стран. По его итогам удалось реализовать 95% мехов в среднем на 6-8% дороже, чем на лондонском аукционе, который состоялся в феврале того же года. Со временем примерно 80% всех мехов (от белки до соболя) продавали именно таким способом.

Позже в СССР на торги стали выставлять скаковых лошадей, книги, предметы искусства. Нередко конечные цены на редкие и дорогие лоты оговаривались с потенциальным покупателем неофициально до проведения торгов.

В середине 70х годов крупный американский предприниматель Арманд Хаммер приобрел редкого арабского скакуна на аукционе конезавода в Пятигорске за $1 млн менее чем за минуту, так как ранее эта сумма была согласована на приватной встрече с министром сельского хозяйства СССР.

С началом перестройки на торги стали выставлять все виды товаров - от предметов искусства до холодильников и запчастей для сельскохозяйственной техники.

В конце 1980х — начале 1990х начали возрождаться антикварные торги.

В 1988 году был создан первый в современной России антикварный аукционный дом «Гелос».

МОЛОТОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Наибольшую популярность торги приобрели к середине 1990х, когда государство дало старт крупномасштабной приватизации.

В российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий, акций, имущества банкротов для последующих расчетов с кредиторами.

Правила организации и порядок проведения аукционов законодательно закреплены в Гражданском кодексе РФ с 1994 года.

Во многих городах создаются местные фонды имущества, реализующие государственную недвижимость, участки, предприятия и пр.

Последнее десятилетие стало наиболее насыщенным и успешным для развития института публичных торгов. Начали появляться частные аукционные дома узкой специализации, а также такие крупные мультифункциональные площадки, как Российский аукционный дом.

ВЫШЛИ В СЕТЬ

Активное развитие аукционной деятельности в мире вывело ее на электронный уровень.

Распространение в США и Европе как государственных, так и частных электронных торговых площадок привело к появлению подобных и в России. Они работают в разных секторах (недвижимости, сельском хозяйстве и пр.), торгуют антиквариатом, предметами искусства и многими другими товарами.Отдельную нишу занимают частные сайты аукционы, такие как eBay и Молоток.ру, где любой может продать принадлежащую ему вещь. К примеру, предприимчивые жители Челябинской области выставляли на онлайн аукционы части метеорита, упавшего в феврале 2013 года.

С каждым годом объем реализованного в Сети имущества увеличивается в разы. Только с 2011 по 2013 год были опубликованы объявления о проведении более 300 000 торгов на разных электронных торговых площадках страны (без учета частных сайтов аукционов). С начала 2011 года их число увеличилось в 12 раз. С развитием электронных торгов связывают будущее публичных продаж.

Однако ничто не сможет заменить стук деревянного молотка и лаконичное «Продано!» из уст аукциониста.

вернуться назад

О ПОНЯТИИ «ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ» И НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Юридические науки

Непомнящих Алексей Алексеевич

Ключевые слова: ДОГОВОР; ТОРГИ; ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ; CONTRACT; AUCTION; PUBLIC AUCTION.

Аннотация: В статье анализируется понятие публичных торгов, их специфика. Выявлены подходы к необходимости использования данной дефиниции в гражданском законодательстве РФ.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс, среди прочих, была привнесена новелла, касающаяся торгов – введена статья 4491 «Публичные торги». Данное понятие уже использовалось в нормативных правовых актах до введения указанной статьи в Кодекс. В частности, оно было использовано (и имеется до сих пор) в Федеральных законах «Об исполнительном производстве», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства». Гражданский кодекс Российской Федерации также оперировал данным понятием, однако не раскрывал его содержания. Введение в ГК РФ статьи 4491 явилось реализацией положений Концепции развития гражданского законодательства, касающихся изменений положений ГК о заключении договора на торгах (п. 8.1, п. 8.6 разд. V Концепции). Тем не менее, понятие публичных торгов по настоящее время остается спорным в цивилистической доктрине: дискуссии ведутся относительно правильности данного определения, а также того, стоит ли вообще выделять подобное понятие в инструментарии гражданского права касательно торгов.

Существование в гражданском законодательстве РФ понятия «публичные торги» является в некоторой степени отражением правовой традиции: данный термин употреблялся ещё в дореволюционном законодательстве, затем был отражен и в Гражданских кодексах советского периода. Ныне законодатель определил публичные торги как торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Особое положение публичных торгов подчеркнуто законодателем. Так, установлено, что публичные торги в первую очередь регулируются специальными нормами ГК РФ, их касающимися, а также процессуальным законодательством (в т.ч. законодательством об исполнительном производстве, через положения которого собственно и сформулировано определение публичных торгов), а уже в субсидиарном порядке к ним применимы нормы, определяющие общие правила проведения торгов (ст. ст. 448, 449 ГК РФ). Л. А. Новоселова подчеркивает, что публичные торги определяют особый механизм в области гражданско-правовых отношений; слово «публичные» определяет не возможность привлечения публики на такие торги, а их особый характер, сближающий публичные торги с областью публичного права.

А. В. Ермакова пришла к выводу, что выделение термина «публичные торги» несостоятельно; автор считает, что следует заменить данный термин на «открытые торги», приводя соответствующую аргументацию. В то же время, подчеркивая, как мы уже говорили, специфику публичных торгов наличием публичных интересов, А. В. Ермакова считает, что следует расширить способы применения данного института применительно ко всем торгам, которые связаны с интересами публично-правовых образований, органов государственной власти.

Торги и аукционы по банкротству: суровая правда покупки недвижимости за 1% от стоимости

Ф. Казанцев, говоря о классификации торгов, отмечает, среди прочего, что торги можно разделить на открытые и закрытые в зависимости от степени свободы участия в них, что также предусмотрено ст. 448 ГК РФ. Помня о выводе Л. А. Новоселовой относительно термина «публичный», также учитывая классификацию М. Ф. Казанцева, как нам представляется, выводы А. В. Ермаковой следует подвергнуть критике. Публичные торги не суть открытые, это, как становится всё более очевидным – вид торгов, который устраивается организатором, как правило, как открытые торги, то есть такие, в которых могут участвовать любые лица (за исключениями, предусмотренными законом). Кроме того, довод автора о том, что легальная дефиниция публичных торгов отсутствует в законодательстве, ныне несостоятелен.

Термин «публичные торги» подвергается критике и со стороны других ученых-цивилистов. В частности, О.А. Беляева пишет: «…представляется целесообразным в принципе отказаться от использования данного термина, поскольку публичные торги суть открытые, т.е. такие торги, в которых может принять участие неопределенный круг лиц» . В другой своей работе О. А. Беляева, анализируя понятийный аппарат Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», приходит к выводу, что понятие «публичные торги» и «открытый аукцион» не имеют принципиальных отличий. Вместе с тем Ольга Александровна Беляева отметила справедливость мнения Л. Ф. Гатаулиной о том, что публичные торги есть вид торгов, а аукцион – форма торгов, причем одно из этих понятий не исключает другого.

Трудно не согласиться с мнением Л. Ф. Гатаулиной, учитывая также, что законодательно аукцион, конкурс и др. определены как формы проведения торгов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что замена понятия «публичные торги» иными предложенными терминами (иными законодательно закрепленными понятиями видов торгов) представляется невозможной. Некоторые авторы полагают, что во избежание подобной терминологической путаницы следует заменить понятие «публичные торги» иным. Например, О.А. Беляева, поддерживая позицию Н. Н. Тупикина, считает, что предложенная им дефиниция «торги, которые проводятся на основе свободного волеизъявления» является весьма удачной, и ей следует воспользоваться для отграничения торгов, проводимых в частном интересе и в интересах публичных. Однако, как мы отмечали, термин «публичные торги» в некотором смысле является традиционным для российского законодательства, поэтому вряд ли возможен отказ от него и замена во всех нормативных правовых актах на иной термин; также это приведет к ещё большей путанице в процессе правоприменения законодательства о торгах.

Выделим некоторые особенности, присущие публичным торгам:
1. Особо детализированный правовой режим, что мы затрагивали выше. Причем это касается не только отмеченных нами ГК РФ, Федеральных законов, но и многих подзаконных нормативных правовых актов (Постановления Правительства РФ, ФССП РФ и др.). Учитывая то, что организатором торгов может выступить орган местного самоуправления, можно сказать, что порядок проведения конкретных публичных торгов может быть регламентирован муниципальными правовыми актами.
2. Публичные торги имеют особенности субъектного состава. Как мы отмечали, термин «публичные» означает наличие публичных интересов в проведении торгов; публичные торги являются принудительными, реализуемыми государственными и муниципальными органами. Реализацией имущества, по общему правилу, должно заниматься Росимущество в лице своих территориальных органов или иные специализированные организации (как представляется, возможно заключение договора комиссии или иных подобных договоров).
3. Несмотря на то, что публичные торги, как правило, проводятся в форме открытого аукциона, законодатель ограничивает перечень лиц, которые могут участвовать в публичных торгах (п. 5 ст. 4491 ГК РФ);
4. Установлены особенности извещения о проводимых публичных торгах (п. 4 ст. 4491 ГК РФ).
5. По итогам проведения публичных торгов больший перечень лиц может оспаривать их результат – это обладатели как вещных, так и обязательственных прав на предмет торгов, помимо лиц, непосредственно участвующих в торгах. Проведение публичных торгов и их оспаривание имеет и публично-правовые последствия, а не только гражданско-правовые.

Специфика публичных торгов заключается в том, что при их проведении наличествуют публичные интересы, в связи с чем становится необходимой отдельная законодательная регламентация особенностей проведения данного вида торгов, в том числе по способам защиты прав организатора, участвующих в торгах лиц и должника. Имеются особенности субъектного состава в публичных торгах. Преимущественное проведение публичных торгов в какой-либо форме не даёт основания соединять или же отождествлять понятие «публичные торги» с иными терминами института торгов (определениями видов и форм проведения торгов). Также порой в правоприменительной практике термин «публичные торги» и иные («аукцион», «открытый аукцион») отождествляются, что является недопустимым. Введение в Гражданский кодекс понятия публичных торгов, определение особенностей их проведения представляется верным ходом законодательной мысли, который приведет к более правильной регуляции отношений в сфере торгов, будет способствовать единообразию правоприменительной практики.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: введ. Федеральным законом от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ: в ред Федер. закона от 28 дек. 2016 г. № 497-ФЗ // Рос. газ.. – 1994. – 8 дек.; 2017 – 9 янв.
  2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. - 2009. – № 11.
  3. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. - М.: Юриспруденция, 2011. - 296 с.
  4. Беляева О. А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. 12.00.03. / Ольга Александровна Беляева. – М., 2012. - 54 с.
  5. Ермакова А. В. Особенности правового регулирования торгов, организуемых в сфере публичных интересов: автореф. дисс… на соискание ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.03. / Анна Валентиновна Ермакова. – М., 2010. - 36 с.
  6. Новоселова Л. А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. - М.: Статут, 2006. - 253 с.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27 - 29 / В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М: Статут, 2016. - 223 с.
  8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2016 г. № Ф06-12154/2016 по делу № А12-735/2016 . Документ опубликован не был. Доступ из справ-прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 27.05.2017).

Статья 139. Продажа имущества должника

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Публичные торги

В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье — имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

Аукционы — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества, произведений искусства и других объектов. Она происходит по заранее установленным правилам, покупатели соревнуются между собой. Торги затронули практически все сферы человеческой жизни, а их история уходит в глубь времен. Так что никто уже и не знает, как, когда и при каких обстоятельствах состоялся первый аукцион.

«АУКЦИОН» в переводе с латинского означает «возрастание», «умножение».

Первые упоминания о такой форме сделок датируются 500 годом до н. э. и связаны с экзотичным для современного общества товаром — юными девушками.

В Древнем Вавилоне устраивались аукционы жен, на которых любой желающий мог приобрести супругу. Торги проходили на понижение цены: тот, кто первым соглашался с названной суммой, становился мужем. Сейчас такая система определения стоимости называется голландской.

В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался.

Сейчас таким сигналом служит удар деревянного молотка. С падением Римской империи аукционы пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена по ходу аукциона всегда снижалась. А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie"s.

ПЕТРОВСКИЙ СЛЕД

В Россию публичные торги пришли из Европы с прочими петровскими новшествами.

Государь во время Великого посольства поучаствовал во многих аукционах, где покупал книги, инструменты, разные диковины и так называемые антики (древние вещи). Большая часть экспозиции первого в России музея — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных им на европейских торгах.

Началом аукционной деятельности в России считается указ Петра Первого «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где оговаривались условия реализации такого имущества посредством публичного торга. Уже через несколько лет аукционы начали использовать на государственном уровне для продажи земель, имений, движимого имущества, а также сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX века широкое распространение получили торги по просроченным банковским залогам. Они проводились не только в Петербурге и Москве, но и на удаленных сибирских территориях и Дальнем Востоке.

Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах. В архивах Российской национальной библиотеки хранятся подобные указы Екатерины Великой, Павла Первого и других российских императоров. Помимо организации публичных продаж монархи активно участвовали в зарубежных торгах через эмиссаров, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Первая мировая война и последующая революция на несколько десятков лет внесли аукционы в список пережитков царизма. В социалистической России, где конкуренция не приветствовалась, а граждане были обделены не только деньгами, но и товарами первой необходимости, само понятие «торги» противоречило государственной идеологии. Однако со временем руководство страны Советов пришло к выводу, что некоторые сектора экономики требуют публичных аукционов.

Так, чтобы упорядочить и централизовать операции по экспорту пушнины, в 1931 году было создано Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Меха стали выставлять на открытых торгах.

Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931го, куда прибыло порядка 80 представителей из 12 стран. По его итогам удалось реализовать 95% мехов в среднем на 6-8% дороже, чем на лондонском аукционе, который состоялся в феврале того же года. Со временем примерно 80% всех мехов (от белки до соболя) продавали именно таким способом.

Позже в СССР на торги стали выставлять скаковых лошадей, книги, предметы искусства. Нередко конечные цены на редкие и дорогие лоты оговаривались с потенциальным покупателем неофициально до проведения торгов.

В середине 70х годов крупный американский предприниматель Арманд Хаммер приобрел редкого арабского скакуна на аукционе конезавода в Пятигорске за $1 млн менее чем за минуту, так как ранее эта сумма была согласована на приватной встрече с министром сельского хозяйства СССР.

С началом перестройки на торги стали выставлять все виды товаров - от предметов искусства до холодильников и запчастей для сельскохозяйственной техники.

В конце 1980х — начале 1990х начали возрождаться антикварные торги.

В 1988 году был создан первый в современной России антикварный аукционный дом «Гелос».

МОЛОТОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Наибольшую популярность торги приобрели к середине 1990х, когда государство дало старт крупномасштабной приватизации.

В российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий, акций, имущества банкротов для последующих расчетов с кредиторами.

Правила организации и порядок проведения аукционов законодательно закреплены в Гражданском кодексе РФ с 1994 года.

Во многих городах создаются местные фонды имущества, реализующие государственную недвижимость, участки, предприятия и пр.

Последнее десятилетие стало наиболее насыщенным и успешным для развития института публичных торгов. Начали появляться частные аукционные дома узкой специализации, а также такие крупные мультифункциональные площадки, как Российский аукционный дом.

ВЫШЛИ В СЕТЬ

Активное развитие аукционной деятельности в мире вывело ее на электронный уровень.

Распространение в США и Европе как государственных, так и частных электронных торговых площадок привело к появлению подобных и в России. Они работают в разных секторах (недвижимости, сельском хозяйстве и пр.), торгуют антиквариатом, предметами искусства и многими другими товарами.Отдельную нишу занимают частные сайты аукционы, такие как eBay и Молоток.ру, где любой может продать принадлежащую ему вещь. К примеру, предприимчивые жители Челябинской области выставляли на онлайн аукционы части метеорита, упавшего в феврале 2013 года.

С каждым годом объем реализованного в Сети имущества увеличивается в разы. Только с 2011 по 2013 год были опубликованы объявления о проведении более 300 000 торгов на разных электронных торговых площадках страны (без учета частных сайтов аукционов). С начала 2011 года их число увеличилось в 12 раз. С развитием электронных торгов связывают будущее публичных продаж.

Однако ничто не сможет заменить стук деревянного молотка и лаконичное «Продано!» из уст аукциониста.

по состоянию на 01.01.2008.

На белорусских землях понятие «торги» было известно издавна, однако, современные формы они приобретают уже во времена вхождения Беларуси в состав Российской империи.

В XIX веке социальные и правовые отношения в обществе усложнились, область применения торгов расширилась. Но своими корнями отношения, возникающие при проведении торгов, уходят в такую важную сферу, как государственные поставки и размещение подрядов. Именно в этой сфере можно найти наиболее детальное правовое регулирование указанных отношений и проследить их историческое развитие.

В 1830 г. принимается так называемый «Лист для торга», зафиксировавший основные правила проведения торгов и послуживший основой для конструирования многочисленных правил торгов в различных областях имперского хозяйства, практически, до конца века.

На рубеже ХIХ и ХХ веков интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождаются изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров, строительство и продажу промышленных объектов, недвижимости. Например, в соответствии с нормами о торгах, предусмотренными Горным уставом Российской империи 1893 г., по результатам конкурсных процедур, в пользование предоставлялись нефтеносные земли, расположенные на казенных землях, закрытых для частных заявок. Конкурсный механизм по Горному уставу реализовывался в двух формах: в виде торгов (т.е. аукционов) и в виде соревнований (т.е. конкурсов). Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга (в соответствии со ст. 781 Горного устава) назначалась условная цена нефти. На арендатора (по условиям торгов) возлагалась обязанность поставлять в казну сырую нефть в количествах, предусмотренных «торговыми кондициями» (т.е. условиями торгов). Поставленная нефть оплачивалась арендатору по условной цене (даже если рыночная цена нефти превышала условную цену). В случае непоставки (или несвоевременной поставки) обязательного объема сырой нефти в казну, такой объем нефти мог быть приобретен казной в ином месте за счет арендатора. В случае продажи арендатором нефти по рыночной цене (не казне), арендатор уплачивал в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и ее стоимостью по условной цене. Нефть, добытая сверх обязательной нормы, подлежала оплате по рыночной цене (в том числе и в случае ее покупки казной).

В 1900 г. было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», действовавшее до октября 1917 г. Положение предусматривало проведение торгов трех типов: изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений и смешанные. Изустные торги представляли собой аукцион. В публикуемых приглашениях к торгам через запечатанные объявления указывались день и час, с которого принимались пакеты с предложениями и начинались торги. Казенная цена устанавливалась по заранее составленным сметам, с учетом сведений о ценах в местностях, где предполагалось выполнение госзаказа. Казенная цена представлялась на торги в запечатанном пакете. Если полученные заявки удовлетворяли казенной цене, этот конверт уничтожался невскрытым. Если всем претендентам отказывали в подряде, казенная цена предавалась огласке. Смешанные торги отличались тем, что сначала принимали устные заявления, а затем вскрывали конверты с заявками.

После принятия 1 сентября 1928 года Программы Коммунистического Интернационала страна начала «сворачивать» НЭП, хозяйство становилось плановым, распределение – государственным, «частный элемент» – враждебным. Формально присутствуя в законодательстве, торги исчезли, как и все относившееся к рыночному хозяйству.

Ситуация, при которой, практически, отсутствовало нормативное регулирование организации и проведения торгов, продолжалась до вступления в силу 1 июля 1999г. Гражданского кодекса Республики Беларусь. В главе 28 Кодекса содержатся три статьи (417-419), посвященные заключению договора на торгах. Кроме того, пунктом 6 статьи 417 установлено, что правила ГК применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. С этого момента Гражданский кодекс Республики Беларусь стал основополагающим нормативным актом, содержащим положения о торгах.

В зарубежных же странах с развитой рыночной экономикой торги продолжали применяться и получать распространение в большинстве отраслей хозяйства.

Торги, как способ заключения договора, известны абсолютному большинству правопорядков как континентальной, так и англо-саксонской систем права. Так, например, в США источниками правового регулирования проведения публич­ных торгов всех разновидностей является законодательство отдель­ных штатов и законодательные акты, принимаемые органами ме­стного самоуправления и специаль­ными государственными агентства­ми штатов. Например, в штатах Калифорния и Нью-Йорк общие правила о торгах содер­жатся: в Гражданском кодексе, Гражданско-процессуальном ко­дексе, Кодексе корпораций, в Ад­министративном кодексе (Управле­ние), в Торговом кодексе штата Калифорния, а также в Своде за­конов штата Нью-Йорк (главы «Об­щие положения о торговле», «Сельскохозяйственное производ­ство и продажа», «Административ­ное регулирование», «Торговый кодекс штата Нью-Йорк», «Муни­ципальное регулирование», «Об­щие положения об обязательствах» и др.).

В США организаторами аукцио­нов и публичных торгов могут выс­тупать лица (в том числе корпорации, партнерства, ассоциации, не­коммерческие организации и фи­зические лица), получившие соот­ветствующую лицензию. Единый торговый кодекс (ЕТК) опре­деляет аукциониста как лицо, ко­торое привлекается продавцом управлять, проводить, контролиро­вать или быть ответственным за продажу через аукцион (§ 6-102 (в)). По законодательству штатов Кали­форния и Нью-Йорк, аукционист является специальным агентом, наделенным полномочиями, в от­сутствие специальных полномо­чий, возлагаемых на него догово­ром.

Порядок проведения коммерчес­ких конкурсов, аукционов и процедура подведения их итогов в США устанавливается правила­ми, разрабатываемыми и утверж­даемыми местными органами вла­сти, специальными государствен­ными агентствами.

Если правилами проведения аук­циона не установлены какие-либо особые условия на этот счет, то после полной оплаты цены к поку­пателю переходит право собствен­ности на приобретенную вещь.

При совершении на аукционе покупки через представите­ля, и до момента раскрытия аукционисту лица, для которого осуществлена покуп­ка, право собственности на вещь, в случае оплаты, считается перешедшим к лицу, сделавшему предложение на аук­ционе (то есть представителю).

В соответствии с законодатель­ством штатов Нью-Йорк и Кали­форния (США) торги могут быть при­знаны недействительными в случаях: выявления ошибки в описании вещи, выставленной на продажу, в каталоге или в извещении о проведении торгов; неточного описания вещи; отсутствия согласия собствен­ника вещи выставить ее на про­дажу.

Если покупатель не выполнит условий продажи, продавец впра­ве аннулировать результаты торгов.

К нарушениям, влекущим при­знание торгов недействительными, от­носятся, кроме перечисленного выше, невнесение частич­ной оплаты вещи на депозит орга­низатора торгов, а также ве­дение торгов лицом, не имею­щим лицензии на право осуществ­лять эту деятельность.

В случае признания торгов недействительными все права на имущество остаются у первона­чального собственника, а у орга­низатора торгов появляется обязанность вернуть полученные денежные средства, если они были уплачены или депонированы. Если продажа не состоялась по вине покупате­ля, то последний обязан возмес­тить организатору торгов понесенный им ущерб.

Правовой режим торгов в пра­ве Швейцарии установлен, главным образом, на федеральном уровне. Немногочисленные общие положения об организации и осу­ществлении торгов содержат­ся в Титуле «Куп­ля-продажа и мена» Швейцарского обязательственного закона от 30 марта 1911 года (да­лее - ШОЗ). Основной массив правил, относящихся к коммерчес­ким торгам, содержится в специ­альном законодательстве и подза­конных актах: Федеральном зако­не «О пуб­личных торгах» (далее - Закон о публичных торгах); одноименном Ордонансе Федерального Совета Швейцарской Конфедерации (далее - Ордонанс о публичных торгах). Кантоны вправе издавать в развитие поло­жений федеральных актов не противоречащие им правовые акты (поскольку в силу ст. 64 Конститу­ции Швейцарской Конфедерации правовое регулирование договоров купли-продажи отнесено к компе­тенции Конфедерации). К настоя­щему времени достигнут определенный уровень унификации кан­тональных правил о публичной продаже путем подписания 25 но­ября 1994 года семнадцатью кан­тонами Межкантонального согла­шения о публичных торгах.

Швейцарское право оперирует понятием «публичные торги», которому придается обобщающий ха­рактер. По смыслу и конкретным формулировкам Закона и Ордонан­са о публичных торгах это поня­тие включает в себя различные виды коммерческих торгов, кон­курсов и аукционов, в результате которых победителям присуждает­ся какое-либо специальное или исключительное право. Наряду с этим, в законодательстве Швейца­рии встречаются и конкретные наименования: «аукцион» (примени­тельно к продаже движимых и недвижимых вещей и к способу раздела наследственной массы), «публичное обещание награды» и «конкурс» (применительно к кон­курсам на создание произведений искусства, на проведение научных исследований и конкурсам проек­тов).

Классификация публичных тор­гов проводится по следующим основаниям.

Чаще всего это объект торгов. Закон о публичных торгах выде­ляет три основных его вида: пуб­личные торги на поставки, на ока­зание услуг и на проведение стро­ительных работ. При этом, под ними понимаются торги, проводимые в целях заключения договоров на приобретение имущества (в том числе и недвижимого) в соб­ственность или в аренду (включая аренду с правом выкупа).

Также основанием для классифи­кации торгов является начальная (стартовая) цена при их осуществлении.

В швейцарском праве специально регулируются конкур­сы на проведение научных иссле­дований и конкурсы проектов. Нор­мы, относящиеся к публичным торгам, и в этом случае подлежат восполнительному применению. Специфика правового режима та­ких конкурсов состоит в большем усмотрении их организаторов в ходе принятия решений, посколь­ку последние базируются на сугу­бо оценочных суждениях (хотя и принимаются с учетом мнения про­фессионального жюри).

Обращает на себя внимание сло­жившаяся в швейцарском праве высокая степень обобщения и асси­миляции режимов различных аук­ционов, конкурсов и торгов, сочета­ющаяся с приданием отдельным их видам специфических черт. Такое правовое решение - результат про­думанной юридической техники (в частности, широкого использования приема аналогии и общих процедур­ных конструкций и принципов).

Публичные торги в Швейцарии проводятся на основе свобод­ной конкуренции, равенства швей­царских и иностранных участни­ков. Организаторы присуждают со­ответствующее специальное, или исключительное, право только тем участникам, которые в состоянии обеспечить надлежащее соблюде­ние норм об условиях труда и ох­ране работников, равенство тру­довых прав мужчин и женщин. На­конец, организаторы не должны разглашать предоставленную учас­тниками торгов информацию, нося­щую конфиденциальный характер.

Для соблюдения перечисленных выше общих требований и созда­ния необходимых предпосылок пра­вомерного принятия решения о выборе победителей законодатель­но разработана процедура отбора претендентов на участие в торгах.

Правовые результаты отбора за­висят от избранной организатора­ми торгов процедуры их проведе­ния - открытой, отборочной или процедуры прямого безотборочно­го присуждения результатов. В первом случае отбираются лица, которые вправе направить органи­заторам оферту; во втором - лица, которые вправе лишь подать заявку на участие в торгах (а орга­низаторы из их числа будут отби­рать оферентов), и в третьем - непосредственно победители торгов.

В ходе рассмотрения заявок на участие, еще до оценки оферт, происходит предварительное опре­деление приблизительного круга участников торгов путем, так назы­ваемой, квалификации. Эта стадия подготовки к торгам оказывается на практике достаточно размытой во времени; она даже может практи­чески сливаться с оценочной ста­дией самих торгов. Представляет­ся, что такой результат входил в намерение законодателя, который создал возможность непрерывного контроля участников и одновремен­но возможность «в любое время» присоединиться к их числу, но не позднее вынесения организатора­ми решения о допуске к торгам (при отборочных торгах) или об оценке оферт (при открытых тор­гах).

Квалификация осуществляется по усмотрению организаторов тор­гов. По сути, она является допол­нительным, факультативным, усло­вием участия в торгах и основани­ем для создания системы дополни­тельного контроля.

Критерии квалификации разра­батываются самими организатора­ми и содержатся в тексте извеще­ния о проведении торгов. Законо­дательством задаются лишь от­правные точки квалификации (как, например, «оценка финансовых, экономических и технических воз­можностей» будущих участников с точки зрения «характера и масш­таба торгов»).

В Швейцарии на федеральном уровне разработаны типовые фор­мы договоров, которым должны следовать организаторы торгов, а также тарифы. Если тарифы пре­вышают этот уровень, договор со­вершается в квалифицированной письменной форме и подлежит ут­верждению со стороны Федераль­ного министерства финансов или учреждения, им назначенного.

Как исключение из этого пра­вила, договоры на открытых доб­ровольных аукционах по продаже считаются заключенными в момент присуждения результата. Переход же права собственности на вещь происходит лишь при продаже на аукционе движимости.

В отношении недвижимости та­кой переход связывается с момен­том регистрации сделки в реестре недвижимости.

Основное последствие наруше­ния правил организации и прове­дения публичных торгов в Швей­царии - возможность обжалова­ния и пересмотра решений, при­нятых организаторами торгов, и возмещения причиненных участни­ку убытков.

Страны, отошедшие от плановой экономики, также стремятся к внедрению в хозяйственную деятельность конкурентных способов ведения бизнеса. Примером тому может послужить нижеприведенный обзор законодательства о торгах Венгрии и КНР.

Так, в Венгрии источниками право­вого регулирования данных отно­шений являются: Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям» и Закон «О публичных торгах».

В законодательстве Венгрии под публичными торгами понимаются договорные отношения, устанавли­ваемые в целях приобретения то­вара, осуществления капиталовло­жения в строительстве или оказа­ния услуг.

Конкурсы и аукционы организу­ются для заключения договоров купли-продажи государственного имущества (Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям»). В рамках конкур­сов и аукционов реализуется так­же имущество государственного казначейства.

Торги проводятся в следующих формах: открытые, с ограниченным кругом участников, со смешанным составом участников.

Организаторами публичных тор­гов в Венгрии могут выступать: а) государство, органы местно­го самоуправления, центральные бюджетные органы и бюджетные органы местного самоуправления; б) публичные ассоциации и пуб­личные благотворительные фонды; в) благотворительные фонды и общественные организации, со­зданные указанными выше орга­нами или с их участием и другие хозяйствующие организации.

Организацией публичных торгов занимается также специально со­зданный Совет по публичным тор­гам, который в соответствии с нор­мами Закона «О публичных торгах» является са­мостоятельным хозяйственным бюд­жетным органом, подчиняющимся исключительно Государственному собранию.

Реализация государственного имущества осуществ­ляется в форме открытых или зак­рытых конкурсов, открытых аук­ционов.

Объявление о проведении от­крытого конкурса, аукциона пуб­ликуется в двух общегосударствен­ных ежедневных газетах или в од­ной общегосударственной и одной местной газете за 30 дней до сро­ка их проведения.

Изложенные в объявлении усло­вия конкурса аукциона не могут меняться до подведения их резуль­татов или до признания их несос­тоявшимися.

Закрытый конкурс проводится только в исключительных случа­ях; его организатор непосредствен­но обращается в письменной фор­ме к заинтересованным лицам с предложением о подаче заявок.

Открытый аукцион организует­ся в случаях, указанных в законе, или по решению министра финансов.

Проведение таких аукционов показано в случае реализации не­движимого имущества, оборудова­ния, средств транспорта, которые предназначены для удовлетворения потребностей широкого круга на­селения, заинтересованных част­ных лиц; причем стоимость этих предметов невысока.

Срок внесения предложений на участие в открытом конкурсе со­ставляет 30 дней после опублико­вания объявления. В обоснованных случаях он может быть однократ­но продлен не более чем на 30 дней с повторной публикацией объявлений в тех же средствах массовой информации.

При закрытом конкурсе срок ответа на сделанное предложение об участии составляет 15 дней после его получения. В случае продления срока закрытого конкурса об этом оповещаются только заинтересованные лица.

Объявление о проведении кон­курса может быть отозвано до окончания срока, определенного для внесения предложений. Об от­зыве объявления помещается со­ответствующая информация в пе­чати.

Участник конкурса может внести изменения или отозвать внесенное им предложение до истечения ус­тановленного в объявлении срока подачи предложений.

Торги, проведенные в Венгрии, признаются недействительными, если: 1) не по­ступили предложения об участии в торгах; 2) поступили исключитель­но недействительные предложе­ния; 3) всех лиц, внесших предложе­ния, следует исключить из числа участников торгов вследствие не­совместимости со статусом участ­ников; 4) ни одним из внесших предложения не соблюдены условия, оговоренные в объявлении о про­ведении торга; 5) организатор не рас­смотрел внесенные предложения в установленный срок; 6) организатор торга выносит решение о призна­нии его недействительным, по­скольку один из участников совер­шает проступок, серьезно наруша­ющий интересы остальных лиц, внесших предложения.

Аукционом, в соответствии с Законом КНР, признается форма продажи определенных вещей или вещных прав, передаваемых участнику, предложившему максимально высокую ставку в ходе публичных торгов.

Управление и надзор за аукционной деятельностью осуществляется Департаментом по надзору за аукционной торговлей при Государственном Совете КНР.

Предметом аукциона в Китае может быть любое имущество или имущественные права, продажа которых не запрещена законом.

Организатором торгов по Закону могут быть специализированные корпоративные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством КНР. Регистрация таких компаний производится Департаментом по надзору за аукционной торговлей при соответствующей территориальной администрации, а деятельность по организации и проведению торгов лицензируется Департаментом по индустрии и коммерции.

Продавцом признаются физические или юридические лица, передавшие имущество или имущественные права организатору торгов для продажи на аукционе. Продавец участвует в организации и проведении аукциона лично либо через своего агента.

Продавец вправе снять лот с торгов до их начала. Если такое происходит, то он обязан уплатить организатору торгов обусловленную сумму, а в случае отсутствия соглашения о стоимости услуг организатора торгов – реальные расходы.

Участниками торгов признаются физические или юридические лица, предлагающие свои ставки за определенный лот. В случае, когда закон требует соблюдения определенных условий при продаже соответствующего лота, участники торгов должны быть ознакомлены с ними.

Участники торгов вправе принимать участие в торгах лично либо через своих представителей, получать информацию о дефектах лота, осматривать лот и изучать материалы, относящиеся к нему.

Ставка, предложенная участником торгов, не может быть им отозвана, но теряет силу обязательства с момента, когда более высокая ставка предлагается другим участником.

Продавцы, выставляющие на аукцион имущество или имущественные права, обязаны представить идентифицирующие их документы, а также документы, подтверждающие правовой титул на вещь (право), либо иным образом (по требованию организатора торгов) доказать свое право на аукционную продажу лота в соответствии с законом и другими нормами. Организатор торгов обязан проверить документы и иные материалы, предоставленные продавцом.

За нарушение правил о торгах китайское законодательство предусматривает довольно суровые санкции. Так, если государственный орган реализует без соответствующего разрешения конфискованное имущество, реализация которого должна осуществляться аукционной компанией, аккредитованной правительством провинции, автономного региона, муниципалитетом либо администрацией районного города по месту нахождения такого имущества, то лица, непосредственно отвечающие за реализацию, должны понести дисциплинарное наказание. При наличии убытков государству эти лица должны их полностью возместить.



Что еще почитать