УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением Председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 16 февраля 2004 года N 18p-1
1. Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат) является постоянно действующим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы), депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутатские объединения в Государственной Думе), Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Государственной Думы), комитетов и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - комитеты и комиссии Государственной Думы), Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы), первых заместителей Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - первые заместители Председателя Государственной Думы), заместителей Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместители Председателя Государственной Думы), Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Руководитель Аппарата), работников Аппарата. Аппарат является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету расходов, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных организациях, а также лицевой счет в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием "Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
2. В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Государственной Думы, , решениями Совета Государственной Думы, распоряжениями Председателя Государственной Думы и Руководителя Аппарата, настоящим Положением.
3. В Аппарате не могут создаваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
4. Аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратами парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций.
5. Структура и штаты Аппарата, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников Аппарата, а также расходы на содержание Аппарата определяются Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата, согласованному с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в пределах сметы расходов Государственной Думы.
6. Штаты аппаратов комитетов Государственной Думы, за исключением аппарата Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, определяются исходя из:
численности депутатов Государственной Думы - членов соответствующего комитета;
количества подготовленных комитетом к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и принятых (одобренных) Государственной Думой законов за предшествующий год;
количества законопроектов, находящихся на рассмотрении в комитете, их объема и сложности;
вопросов ведения комитета.
7. Штаты аппаратов депутатских объединений определяются исходя из численного состава соответствующего депутатского объединения.
8. Контроль за деятельностью Аппарата осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
1. Возглавляет Аппарат Руководитель Аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
2. Руководитель Аппарата в пределах своей компетенции:
представляет Аппарат во взаимоотношениях с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратами парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций;
распределяет обязанности между своими заместителями;
организует деятельность Аппарата и несет ответственность за выполнение возложенных на Аппарат функций;
определяет вопросы ведения структурных подразделений Аппарата (далее - структурные подразделения), устанавливает порядок их взаимодействия, координирует и контролирует их деятельность;
решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Аппарате;
делегирует своим распоряжением отдельные полномочия Руководителя Аппарата подчиненным ему должностным лицам;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Руководитель Аппарата издает распоряжения по вопросам деятельности Аппарата, относящимся к его компетенции.
1. Первый заместитель Руководителя Аппарата и заместители Руководителя Аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата.
2. Заместители Руководителя Аппарата в соответствии с утвержденной структурой Аппарата координируют и контролируют работу структурных подразделений.
1. Структурными подразделениями являются:
секретариаты Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы;
аппараты депутатских объединений в Государственной Думе;
аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы;
Секретариат Руководителя Аппарата Государственной Думы и его заместителей;
управления и другие структурные подразделения в соответствии с утвержденной структурой Аппарата.
2. Положения о секретариатах Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы утверждаются соответственно Председателем Государственной Думы, первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы.
Положения об аппаратах депутатских объединений в Государственной Думе, аппаратах комитетов и комиссий Государственной Думы, о Секретариате Руководителя Аппарата и его заместителей, об управлениях и других структурных подразделениях утверждаются Руководителем Аппарата.
3. Структурные подразделения осуществляют свои функции в соответствии с положениями о них.
4. Первые экземпляры положений о структурных подразделениях хранятся в Управлении государственной службы и кадров Аппарата.
5. Помощники депутатов Государственной Думы по работе в Государственной Думе занимают государственные должности федеральной государственной службы категории "Б", учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы. Характер работы, выполняемой помощниками депутатов Государственной Думы по работе в Государственной Думе, определяется депутатами Государственной Думы при заключении трудовых договоров с указанными помощниками.
1. Работники, замещающие в Аппарате государственные должности федеральной государственной службы, являются федеральными государственными служащими.
2. В штатное расписание Аппарата включаются должности, предусмотренные утвержденным в установленном порядке перечнем государственных должностей федеральной государственной службы в части, касающейся Аппарата.
В целях технического обеспечения деятельности Государственной Думы и Аппарата в указанное штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям федеральной государственной службы.
3. Руководитель Секретариата Председателя Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы. Заместители руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы, помощники (советники) Председателя Государственной Думы, начальники отделов (работники, приравненные к ним по должности) Секретариата Председателя Государственной Думы включительно назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлению руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы.
Другие работники Секретариата Председателя Государственной Думы, замещающие должности государственных служащих от специалиста первой категории до заместителя начальника отдела включительно, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы, согласованному с Председателем Государственной Думы.
4. Руководители секретариатов первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлениям соответственно первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы.
Другие работники указанных структурных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей этих структурных подразделений, согласованным соответственно с первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы.
5. Руководство деятельностью секретариатов Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы осуществляют соответственно Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы.
6. Работники аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей депутатских объединений в Государственной Думе. Руководство деятельностью аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе осуществляют руководители соответствующих депутатских объединений в Государственной Думе.
7. Работники аппаратов комитетов и комиссий Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям председателей комитетов и комиссий Государственной Думы. Общее руководство деятельностью аппаратов комитетов и комиссий Государственной Думы осуществляют председатели соответствующих комитетов и комиссий Государственной Думы.
Прием на работу работников аппаратов комиссий Государственной Думы осуществляется на период, не превышающий срока деятельности соответствующей комиссии Государственной Думы данного созыва.
8. Начальники управлений, директор Парламентской библиотеки, начальник Приемной Государственной Думы Федерального Собрания назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по согласованию с Председателем Государственной Думы. Руководитель Секретариата Руководителя Аппарата назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Другие работники указанных структурных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей этих структурных подразделений.
9. Должностные инструкции работников секретариатов Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы, аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе, комитетов и комиссий Государственной Думы, Секретариата Руководителя Аппарата Государственной Думы и его заместителей утверждаются руководителями указанных структурных подразделений по согласованию соответственно с Председателем Государственной Думы, первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы, руководителями депутатских объединений в Государственной Думе, председателями комитетов и комиссий Государственной Думы, Руководителем Аппарата.
Должностные инструкции работников управлений и других структурных подразделений утверждаются руководителями соответствующих структурных подразделений. Первые экземпляры должностных инструкций хранятся в Управлении государственной службы и кадров Аппарата.
10. Работники Аппарата как федеральные государственные служащие подчиняются Руководителю Аппарата.
11. Условия труда работников Аппарата определяются федеральным законодательством о государственной службе, федеральным трудовым законодательством, а также должностными инструкциями.
12. Условия и порядок финансового, материального, материально-технического и социально-бытового, в том числе культурного и медицинского, обеспечения работников Аппарата устанавливаются на уровне, соответствующем уровню обеспечения работников Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.
13. Должностные обязанности, права и ответственность работников Аппарата определяются федеральным трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством о государственной службе, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации , а также настоящим Положением, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Совета
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 12 февраля 2004 года N 7
Государственная дума (Госдума РФ) - нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.
Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации )
Срок полномочий 2-5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Все 450 депутатов избираются по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Депутату Государственной думы выдается комплект из двух нагрудных знаков депутата Государственной думы с винтовым и булавочным креплениями. Номера нагрудных знаков соответствуют номеру удостоверения депутата. Знаки депутата Государственной думы остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата, для памятного хранения.
Полномочия Государственной думы РФ:
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
Дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
Объявление амнистии;
Выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.
Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
При Госдуме РФ функционирует Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).
Федерального собрания представляет собой орган, обеспечивающий деятельность депутатов, Совета, комиссий и иных объединений нижней палаты, ее председателя и его замов. Данная структура работает на постоянной основе. Рассмотрим подробнее, как функционирует Аппарат Государственной думы Федерального собрания РФ . Его штат, обязанности, нюансы деятельности.
Как выше было сказано, Аппарат Государственной думы Российской Федерации выполняет функции по обеспечению деятельности структурных элементов нижней палаты. Работа ведется по разным направлениям. В частности, осуществляется обеспечение:
Состав сотрудников, структура, расходы по содержанию определяются по представлению руководителя Аппарата.
Сотрудники Аппарата Госдумы наделяются статусом федеральных гражданских госслужащих. На 01.02.2011 г., в соответствии со штатным расписанием, в составе органа присутствовало 1482 работника. В Аппарат Госдумы 2-го созыва входило уже 1.8 тыс. человек. Сотрудники органа обеспечения имеют собственную профорганизацию. На 2012 г. штатная численность служащих составила 1815 чел.
Работы Госдумы в Российской империи в 1906-1917 гг. входило в функции Канцелярии. Главным ответственным лицом при этом был секретарь нижней палаты. В 1938-1990 гг. материально-техническое обеспечение ВС РСФСР было включено в функции Аппарата Президиума. В 1993 г. прошло реформирование. В результате был создан Аппарат ФС. Однако спустя некоторое время он был упразднен. В январе 1994 г. был образован действующий по настоящее время Аппарат Государственной думы РФ .
Аппарат Государственной думы действует в соответствии с Регламентом и Положением, утвержденным Председателем ГД 23.03.1996 г. В организационном плане орган включает в себя центральный и дополнительные элементы. К первому относят секретариаты Председателя ГД и его замов, а также 12 функциональных подразделений. Последние включают в себя 8 управлений, трех структур на правах управления, а также один самостоятельный отдел. К дополнительным элементам относят отделения депутатских объединений. Кроме этого, работают аппараты комитетов, мандатной комиссии.
Деятельность органа обеспечения, обязанности и права, а также ответственность его сотрудников регламентируются действующим законодательством и Положением, которое разрабатывает сам Аппарат Государственной думы. С его содержанием, утвержденными нормами и правилами ознакамливаются все депутаты. Контроль работы органа обеспечения осуществляет аппарат Комитета Государственной Думы по организации деятельности и регламенту ГД.
Их аппараты формируются после регистрации соответствующих объединений и действуют до прекращения деятельности сообществ. Подбор и расстановка кадров, контроль работы, определение функциональных обязанностей сотрудников в структурах обеспечения осуществляют непосредственно депутатские объединения. Служащие аппаратов заключают срочные трудовые договора. Они действуют на период работы группы/фракции. При прекращении деятельности объединения сотрудники аппарата высвобождаются в соответствии с нормами законодательства. В случае изменения численного состава фракции/группы необходимые корректировки вносятся и в штат органа обеспечения. Оформление работников, подлежащих сокращению, осуществляется, согласно действующему законодательству. утверждает распоряжения о приеме на работу и освобождению от нее сотрудников органов обеспечения групп и фракций по представлению их председателей. Расходы на содержание структур в объединениях предусматриваются в смете затрат на работу ГД. Руководитель Аппарата Государственной думы РФ также выносит распоряжения о приеме на работу и снятии с должности помощников депутатов по представлению соответствующих выборных лиц.
В Аппарат Государственной думы включены, как выше было указано, секретариаты Председателя ГД, структуры обеспечения фракций, комиссий и прочих объединений по этическим и прочим вопросам. В него также входит библиотека, обслуживающая обе парламентских палаты одновременно. В Аппарат Государственной думы включены секретариаты:
В Аппарат Государственной думы входят отделы по:
В Аппарат Государственной думы включены структуры партий:
Их насчитывается 30. В каждом из них функционирует орган обеспечения. В Аппарат Государственной думы 7 созыва включены структуры отделов по:
В него входят следующие отделы лингвистической и юридической экспертизы законопроектов в сферах:
Кроме этого, функционируют отделы:
Начальником является Михаил Васильевич Деменков.
В Аппарат управления Государственной думы входят также следующие отделы:
Может быть назначен/освобожден от поста по распоряжению Председателя ГД. При этом постановление согласовывается с Советом по представлению отдела по регламенту и организации деятельности нижней палаты. Руководитель Аппарата Государственной думы не может одновременно выступать в качестве действующего депутата ГД. В связи с этим в 2007 г. Алексей Сигуткин, назначенный на данный пост, отказался от своего мандата. В разное время в качестве высших должностных лиц выступали:
Руководитель Аппарата Государственной думы 7 созыва - Татьяна Геннадьевна Воронова. Она назначена на пост 20 октября 2016 г.
Он также входит в структуру Государственной думы и выполняет особые функции в сфере обеспечения деятельности ГД. В соответствии с нормативными актами, Совет наделяется полномочиями по:
К компетенции Совета могут относиться и иные вопросы, связанные с деятельностью ГД. Решения органа оформляются выписками из протоколов заседаний. Они подписываются председательствующим.
Материалы для рассмотрения и обсуждения на очередном заседании, проекты решений предоставляются в Секретариат Совета обычно до 16 ч. пятницы, непосредственно предшествующей собранию, назначенного на вторник, и до 16 ч. вторника, идущего перед заседанием, назначенным на четверг. Повестка вместе с приложениями направляется Председателю ГД и его заместителям, руководителям объединений депутатов и прочим субъектам. Это осуществляется в день, который предшествует заседанию. На каждом собрании депутаты получают информацию об основных вопросах, которые были рассмотрены Советом накануне. Материалы подготавливает Секретариат.
По состоянию на 1 февраля 2011 года, согласно штатному расписанию, аппарат насчитывал 1482 сотрудника . Для сравнения, численность аппарата Государственной думы второго созыва составляла 1800 человек . Сотрудники аппарата имеют свою профсоюзную организацию .
Штатная численность гражданских служащих на 2012 год составляла 1815 человек .
Материально-техническое обеспечение деятельности Государственной думы Российской империи в 1906-1917 годах осуществляла Канцелярия Государственной думы Российской империи во главе с секретарём Государственной думы, материально-техническое обеспечение Верховного Совета РСФСР в 1938-1990 годах - Аппарат Президиума Верховного Совета РСФСР, материально-техническое обеспечение Съезда народных депутатов РФ в 1990-1993 гг. - Аппарат Верховного Совета РФ. В 1993 году перед избранием палат Федерального собрания РФ был создан Аппарат Федерального собрания, но вскоре был упразднён по желанию палат. Аппарат Государственной думы Федерального собрания РФ был создан решением Госдумы первого созыва 20 января 1994 года .
Руководитель аппарата Государственной думы назначается и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной думы по согласованию с Советом Государственной думы по представлению Комитета ГД по регламенту и организации работы Государственной думы . Должность руководителя Аппарата не может занимать действующий депутат нижней палаты парламента. В этой связи Алексей Сигуткин, поставленный во главе аппарата в 2007 году, отказался от мандата, которым владел в Государственной думе четвёртого созыва .
В разное время аппаратом руководили:
Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог