Права и обязанности должностного лица. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные , допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.


Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Преступлениям упомянутых граждан отводится отдельная статья кодекса (30-я глава).

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных , то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Этой теме посвящена шестнадцатая глава Кодекса (21 статья из 23).

Для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства .

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Также может присутствовать адвокат, различные эксперты, свидетели, потерпевшие лица.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

По действующим положениям КоАП РФ могут нести ответственность не только обычные граждане за те или иные нарушения, но и должностные лица. Чаще всего это происходит вследствие несоблюдения Трудового законодательства или нормативных актов, предписывающих правила ведения трудовых книжек, личных карточек работников или по причине немотивированного отказа в трудоустройстве.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административная ответственность для должностных лиц наступает по причине ненадлежащего исполнения или вовсе неисполнения своих служебных обязанностей. Так или иначе, процедура привлечения напрямую бывает связана с Трудовым законодательством, т.к. зачастую такие граждане не соблюдают именно его нормы.

Какие меры чаще всего принимаются в отношении такой категории граждан:

  • Наложение штрафа;
  • Освобождение от занимаемой должности на определенный срок;
  • Дисквалификация физических лиц, наделенных полномочиями должностных лиц в бюджетных или коммерческих организациях.

Должностное лицо: определение, кто им является

Многие люди ошибочно считают, что должностным лицом могут быть руководители любых организаций, но это вовсе не так. По КоАП РФ под таким лицом следует понимать граждан, занимающих руководящие посты и наделенными властными полномочиями. На предприятиях они занимаются административными, экономическими, организационными или хозяйственными вопросами, а также координируют действия других работников, если такие проблемы находятся в их ведении.

Уголовный Кодекс трактует понятие «должностное лицо» несколько иначе: под ним в данном случае подразумеваются граждане, руководящие воинскими частями или формированиями, а также занимающие главные должности в государственных или муниципальных организациях. Например, сюда можно отнести следующих работников:

  • главы администраций муниципальных округов и образований, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и отделов администраций.

Четкого определения должностного лица в законодательстве нет, т.к. все зависит от того, к какой ответственности гражданин привлекается. Если он совершил уголовно наказуемое деяние, то как такое лицо может быть привлечен только сотрудник муниципального или государственного учреждения, а если правонарушение трактуется КоАП РФ, то здесь список категорий граждан, попадающих под соответствующее понятие, несколько расширяется.

С учетом уголовного и административного законодательств к должностным лицам относятся следующие категории работников:

  • Главы муниципальных или государственных организаций;
  • Руководители силовых ведомств и их подразделений (МВД, ФСБ и т.д.);
  • Командиры военных частей и формирований;
  • Директоры коммерческих предприятий, оформленных в качестве юридических лиц (напр., ООО);
  • Сотрудники низшего звена, выполняющие организационные, административные или хозяйственные функции (напр., начальники цехов);
  • Физические лица, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей.

В последнем случае административная ответственность наступает только тогда, когда физическое лицо приравнивается к юридическому или должностному.

Когда наступает ответственность для должностных лиц по законодательству?

Для такой категории граждан предусмотрены санкции практически всех статей КоАП РФ, поэтому привлечь к административной ответственности можно за любое совершенное правонарушение, находящееся в рамках данного Кодекса. Какие ситуации встречаются наиболее часто:

  • Нарушение законных прав и свобод граждан: непредоставление списков избирателей, несоблюдение агитационной политики в СМИ перед выборами,отказ в предоставлении отпуска для участия в референдумах или выборах и т.д.;
  • Нарушения в области охраны частной или муниципальной собственности: незаконный захват участков земли или лесов, проведение строительных работ без соответствующих разрешений, повреждение или полное уничтожение объектов, имеющих культурную или историческую ценность;
  • Нарушения в сфере природопользования или охраны окружающей среды: игнорирование экологических норм при обращении с производственными отходами, несоблюдение правил использования недр или охраны водных объектов;
  • Правонарушения в области сельского хозяйства, мелиорации земель или ветеринарии: несоблюдение правил борьбы с вредителями растений, незаконное культивирование наркотических растений, ввоз или вывоз растений в период карантина;
  • Нарушения в информационной области и связи: незаконное подключение к сетям электроснабжения, самовольное проектирование или установка радиоэлектронных приборов; использование, изготовление или продажа электрических предметов, не соответствующих ГОСТам и не оформленных документально;
  • Административные проступки в области предпринимательской деятельности: ведение такой деятельности без регистрации ИП или ООО, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, противозаконное проведение азартных игр, продажа товаров ненадлежащего качества или изготовленных с нарушением требований ГОСТов;
  • Правонарушения в области оборота ценных бумаг, страхования или финансов: несоблюдение сроков регистрации в УФНС, несвоевременное открытие счетов налогоплательщиков, нарушения требований бухучета, нарушение правил декларирования на производстве;
  • Нарушение таможенных правил: недекларирование наличных денег 9если это требуется), несоблюдение правил зоны таможенного контроля, незаконное перемещение или провоз товара через границу.

Таким образом, ответственность для должностных лиц по КоАП РФ предусмотрена сразу несколькими главами в зависимости от вида правонарушения: гл. 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 19, 21. Список административных правонарушений может быть дополнен законодательными актами на уровне субъектов, но все они связаны между собой принципом защиты прав, интересов и свобод граждан и работников, трудящихся в коммерческих или бюджетных организациях.

Административная ответственность: порядок и сроки привлечения должностных лиц

Процедура привлечения к должностного лица к ответственности начинается с составления проверяющим органом протокола о правонарушении. Вместе с тем, инспектор собирает все необходимые доказательства и свидетельские показания, затем направляет протокол вместе с доказывающими документами в Инспекцию по охране труда, прокуратуру, суд, сельский совет, ОВД или специальную комиссию.

Во время рассмотрения дела обычно присутствует сам обвиняемый или его законный представитель, но могут быть приглашены свидетели и адвокат. После рассмотрения дела уполномоченное лицо или орган принимает решение о снятии обвинений или наложении административных санкций.

Сроки привлечения к ответственности зависят от конкретной ситуации:

  • Если нарушение не имеет сроков давности или относится к долгосрочным, отсчет начинается с момента его обнаружения и составления протокола или иного фиксирующего проступок документа;
  • Срок применения наказания составляет 2 месяца с даты совершения недолгосрочного деяния.

Какие существуют особенности привлечения к ответственности по КоАП РФ?

Наиболее часто к должностным лицам применяются такие меры, как штраф или дисквалификация. Размер денежного взыскания зависит от тяжести и характера проступка, и может варьироваться от 5 000 до 50 000 руб., но в некоторых случаях он превышает последнюю сумму.

Существуют и другие виды наказаний:

  • Приостановление деятельности на период до 90 суток, но по решению суда такой срок в отдельных случаях может быть увеличен;
  • Конфискация предметов, с помощью которых лицо совершило административное правонарушение. Например, изъятие несертифицированных товаров или предметов, не соответствующих требованиям, или же конфискация речного транспорта, если с его борта производилась незаконная ловля рыбы.

По закону за каждое правонарушение должностные лица и обычные граждане могут привлекаться только один раз. В некоторых случаях возможно назначение более тяжелого наказания, если один и тот же административный проступок совершается повторно, но за первый случай чаще всего применяются самые легкие санкции – штрафы.

Показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо - это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Постоянно;

Временно (например, во время отпуска руководителя);

В соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от "классических" должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

Постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

Из-за стремительного развития рыночных отношений и возникновения субъектов (хозяйствующих) которые относятся к правовым и организационным формам, появилась ответственность (административная) имеющая форму штрафа .

Такая особенность позволила в значительной степени повысить продуктивность штрафа (административного) и тем самым снизила незаконную деятельность граждан, а именно тех, кто занимается юридической деятельностью.

Данный результат был получен по той причине, что такого рода штраф достаточно высокий и существенно отражается на финансовой стороне той или иной организации, либо отдельно взятого гражданина.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда совмещают ответственность вместе взятых юридических и должностных лиц.

Но все же на данный момент закон нашей страны не предусматривает определенного направления систему, которая бы имела четкое определение законодательной концепции.

Законодательством, действующим на территории нашей страны относительно субъектов, на которых распространяется данная ответственность, предусмотрены пункты, четко указывающие организации, к которым применяется такого рода наказание.

А именно, это своеобразные организации, которые обладают юридическим статусом.

Но, все же данное правило имеет конкретные и определенные исключения, к примеру, это могут быть филиалы определенных предприятий, которые не относятся к лицам юридических направлений.

Также к ним может быть задействована ответственность, если были нарушены определенные налоговые пункты законодательства.

В данной статье будут рассмотрены детальным образом все аспекты , касающиеся административной ответственности как юридических, так и должностных лиц. Так же вы сможете ознакомиться с тем, какая статья относится к тому и иному роду ответственности.

Этот материал предназначен для того, чтобы каждый желающий смог узнать о своих правах и обязанностях . Более того, вся информация будет изложена «понятным языком», так что ни для кого не станет проблемой разобраться в законодательных аспектах, в отличие от строгих законодательных актах, которые встречаются на каждом шагу, и вникнуть в суть которых бывает порой очень сложно.

Юридические лица

Если характеризовать административную ответственность юридических лиц, то важно обратить должное внимание на то, что она применяется абсолютно на все виды нарушения права и не имеет значения, какое место занимает отраслевая принадлежность.

Данные нарушения включают в себя правовые и административные способы регулирования отношений, а именно общественных. Такого рода положение относится и к ответственности граждан занимающихся юридической деятельностью.

Именно по этой причине должны являться и быть признанными незаконными и нелогичными возникающие в суждениях о земельно-правовой, экологической, финансовой и других моделях ответственности, так как по сути, такого рода разновидности относятся к одному определенному явлению, а именно к админ. ответственности, поэтому субъектами ее чаще всего являются юридические граждане.

Стоит отметить, что такого рода правонарушители обладают определенными особенностями , которые отличают их от похожих по своему составу признаков, которые указывают на правонарушение, совершенное физическим лицом.

А так же такая особенность относится и к определению вины.

Естественно, определение вины должно, в сущности, отличаться от админ. ответственности, к которой привлекаются физические лица.

К тому же немаловажным является то, что определение самого характера преступления выяснятся очень тщательным образом, нежели, к примеру, определение касающиеся юридической вины.

На практике всегда вина юридического лица рассматривалась именно в направлении непринятия или принятия определенных возможных и важных мер, которые способствовали бы предотвращению или смягчению нарушения и, следовательно, дальнейших неблагоприятных итогов такого проступка.

Простыми словами можно сказать так, что во время принятия решения относительно юридического гражданина уделялось должное внимание его бездействию или действию в той или иной ситуации.

Так же учитывалось то, насколько активным был подсудимый в отношении предусмотренных законодательных норм, правил, а также стандартов. Такого рода ответственность относительно юридических лиц и дальнейшее определение их наказания в зависимости от правонарушения указывается в статье 2.10. КоАП.

Должностные лица

В КоАП многогранно отмечена административная ответственность должностных лиц, деятельность которых, тесно соприкасается с юридическими.

К такого рода наказанию должностные граждане могут быть привлечены в тех случаях, когда они нарушили законодательство и их проступок относится к невыполнению или ненадлежащему выполнению полномочий, которыми они были наделены.

Такого рода правонарушения и степень их наказания указаны в статье 2.4 КоАП .

К тому же стоит отметить тот факт, что должностные граждане также несут и другие виды наказания , в том числе и уголовного.

Последний вид ответственности гласит на том, что должностными лицами являются граждане, которые на постоянной основе или временно осуществляют определенного рода полномочия и деятельность того или иного представителя власти, либо занимались выполнением распорядительных организационных и хозяйственно — административных функций в каких-либо органах (государственных), муниципальных и государственных учреждениях, в пунктах местного самоуправления, а также в органах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок привлечения

Стоит отметить, что привлечение к административной ответственности юридических лиц имеет достаточно значительные элементы, о которых мы сейчас и поговорим.

Первое на что хотелось бы обратить должное внимание так это на то, что к наказанию подвергаются также те юридические лица, которые хоть и не совершали поступок, но знали о том, что он будет совершен, и не помешали виновнику совершить данное преступление.

Также немаловажным является тот факт, что если было произведено слияние определенного количества юридических граждан, то к ответу привлекается снова возникшее юридическое лицо.

Во-вторых, к такого рода ответственности так же привлекается гражданин, занимающийся юридической деятельностью, у которого была возможность придерживаться и выполнять определенного рода нормы и правила, дабы не совершать проступок, но он не посчитал нужным их выполнять.

В-третьих, стоит отметить, что если юридическому лицу назначат наказание, то физическое лицо так же будет отвечать за проступок по всей строгости закона.

И наоборот. Поэтому должностные лица которые стали причиной не выполнения юридическим лицом всех необходимых правил и норм привлекаются к ответу за свои деяния.

Для того чтобы юридическое лицо привлечь к ответственности должен быть составлен протокол , в котором четко указывается суть его проступка, личные данные обвиняемого. Такого рода документ становится не только свидетельствующей документацией, но и своеобразной защитой обвиняемого, так как становится гарантом того что будут соблюдены все его права во время рассмотрения его дела.

Должностное лицо – это тот человек, который осуществляет функции представительства власти , и порядок привлечения к административной ответственности должностного лица совершенно особенный.

Так, к примеру, сотрудники внутренних органов, исполнительной и уголовной системы могут быт наказаны лишь за некоторые админ. нарушения. В подавляющем же большинстве случаев они обходятся выговором, замечанием, предупреждением, изредка увольнением или понижением в должности.

Наказания военнослужащих также имею свою специфику. Административные наказания в виде штрафов не могут быть применены к солдатам, сержантам и их старшинам, а также прочим призывникам вплоть до заключения контракта.

Должностные лица, имеющие спецзвания, могут нести ответственность дисциплинарного характера в согласии с федеральными законами РФ или другими нормативными актами которые производят регламент их службы.

Особый порядок привлечения имеется для следователей, прокуроров и т. д. Их проверка и досмотр в любой форме не предусмотрен, если на то нет разрешения Следственного комитета.

Примеры

21.09.2004 года Московским Арбитражным судом рассматривалось дело о правонарушении гражданина Российской Федерации Г., который занимался юридической деятельностью на территории России, а именно предоставлял адвокатские услуги в городе Москва. К нему обратилась гражданка М. для того чтобы он представлял ее интересы в суде относительно бракоразводного процесса.

Но получив всю необходимую документацию и предоплату, гражданин Г. не выполнил должным образом свои обязательства, а именно не явился на заседание суда в отведенное время, тем самым не выполнив свои прямые обязанности.

Также он отказался возвращать гражданке М. оплаченную ею предоплату, ссылаясь на то, что заседанием суда было перенесено рассмотрение бракоразводного дела на 25.09.2004 года. Однако гражданка М. больше не нуждается в адвокатских услугах гражданина Г.

Рассмотрев дело, Арбитражный суд принял решение, касающееся принудительного возврата предоплаты гражданином Г. гражданке М. К тому же, ему был назначен штраф за невыполнение своих прямых обязанностей.

07.03.2014 года в Калининградский суд поступило заявление от гражданки А., представляющей компанию К., которая обвиняла гражданина Е. в том, что он, занимая руководящую должность в данной фирме, не выполнял в полной мере свои обязанности. Выслушав всех представителей фирмы, суд принял решение запретить гражданину Е. заниматься его деятельностью на период от двух лет, и обязал гражданина Е. оплатить административный штраф.

Итоги

На сегодняшний день российское законодательство располагает значительным количеством пунктов, которые гласят об административной ответственности как юридических так должностных лиц.

К сожалению, чиновники и иные высокопоставленные представители общества уверенны в своей безнаказанности. Но для нашего закона все люди и все статусы равны.

Поэтому данная особенность не может не радовать. Так как раньше царил настоящий хаос, который можно было наблюдать в восьмидесятые годы. Когда обычного простого человека могли наказать за малейший проступок, а богатого дядю за существенные преступления «гладили по голове». Но слава Богу, что это время наше общество пережило, и сегодня каждый в равной части отвечает перед справедливым Законом России.



Что еще почитать