Что относится к конституционному строю рф. Основы конституционного строя, государственная власть и государственное устройство Российской Федерации

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).


7. Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей.

РФ - правовое государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы МП и М договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если М договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М договора.

РФ - демократическое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся гос единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Суверенитет РФ как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплён Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность гос власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в М общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий её КП статус.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.

Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Гос власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны.

Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

РФ - федеративное государство.

Федеративное устройство РФ основано на её гос целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов.

Во взаимоотношениях с фед органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. Разграничение полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается МСУ, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное устройство РФ обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Гос Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в РФ - прямое представительство населения и представительство субъектов РФ. Различна их компетенция.

РФ - государство с республиканской (смешанной) формой правления.

Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. Президент РФ назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ.

Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2 палат - Совета Федерации и Гос Думы. В Совет Федерации входят 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос власти. Гос Дума избирается сроком на 5 лет.

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных фед средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы, которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство РФ.

Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему гос механизму.

Судебная власть включает в себя суды РФ. КС, ВС имеют право законодательной инициативы. Они в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие фед органы гос власти. В системе разделения властей на фед уровне особое место принадлежит КС РФ. КС разрешает дела о соответствии Конституции ФЗ, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между фед органами гос власти, дает толкование Конституции.


8. Конституционные основы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Конституция РФ не закрепляет полит систему общества, исходя из того, что эта система создаётся инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции закрепляет идеологическое и полит многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п.

Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

На идеологическом многообразии основывается многообразие полит, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической полит деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит полит партиям и иным общественным объединениям, преследующим полит цели. Статус различных видов общественных объединений закреплён в ФЗ Об общественных объединениях, других законах и ПА.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит полит партиям. Основная цель деятельности полит партии - борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях. В настоящее время полит партия МБ создана при наличии в её составе не менее 500 человек.

Идеологическая нейтральность гос структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных полит сил со своей идеологией. В этом случае ДЛ законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком». Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий. В то же время негос учебные заведения (например, религиозные) и СМИ сохраняют право пропагандировать только свою идеологию., Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является. политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ.

Многопартийность , - свобода образования и деятельности политических партий.

Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением полит плюрализма). Государство оказывает полит партиям поддержку, в ТЧ финансовую. Государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя некоституционным, насильственным путём Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание соц, расовой, нац и религ розни.


9. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Правовой (юридический) статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Принципы :

1. равноправия - каждому члену общества государство гарантирует равные права и свободы, требует выполнения равных обязанностей и обеспечивает возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных основаниях. Равенство конст. прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., равноправие мужчины и женщины. Равенство всех перед судом означает: наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому справедливое и гласное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; процессуальное равенство сторон. Предоставление отдельных прав и льгот для соц. незащищенных слоев общ-ва не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости;

2. непосредственное действие прав и свобод . Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами;

3. неотчуждаемость основных прав и свобод . КРФ признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что они не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации;

4. недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В РФ запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. На недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Фед. Собранием.

5. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц . Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, т.к. это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей, предотвратить возможные нарушения прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны др. лиц;

6. гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами;

7. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяется международный договор. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля их соблюдения. Важней-шими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Ген.Ассамблеей ООН 10.12.48г.

10. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На человека распространяется суверенная власть в пределах и за пределами государства. Человек обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных законом, и может пользоваться защитой государства. Гражданство юридически оформляется.

В РФ есть Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.)

Принципы:

1) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФ является одновременно гражданином России;

2.) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;

3) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства;

4) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойное гражданство и закрепляется право на изменение гражданства;

5) неотъемлемость гражданства, базирующаяся, прежде всего, на признании недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;

6) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;

7) приоритет принципов и норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

8) Отрицание автоматического изменения гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

9) Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

10) Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почетного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания для приобретения гражданства РФ:

1) в результате его признания (ст. 13);

2) по рождению (ст. 14-17);

3) в порядке регистрации(ст. 18);

4) в результате приема в гражданство (ст. 19);

5) в результате восстановления в гражданстве (ст. 20);

6) путем выбора гражданства при изменении границ РФ (ст. 21);

7) иные основания (усыновление, опекунство, почетное гражданство и др.) (ст. 25-31).

Основания для прекращения гражданства (как правило, добровольные):

1) вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 23);

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24);

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении границ РФ и др. (ст. 21);

4) по иным основаниям, связанным, например, с прекращением гражданства детей и не-дееспособных (ст. 25-31).

Конституционный строй являет собой упорядоченную систему господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

Важнейшие вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т. е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами гл. 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т. е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т. е. экономическая система общества) и социально-культурную, т. е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.

Политическая система российского общества – это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и, в первую очередь, государство. Среди институтов политической власти государство занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять власть суверенно, т. е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство – это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное Российское государство – государство демократическое, т. е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т. е. функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т. е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация – президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент РФ определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства РФ, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству РФ и др.).

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку; оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т. е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.

Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т. п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.

Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Министерства юстиции РФ.

Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.

В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например: «Отечество – вся Россия» и региональные («Иттифак» в Татарстане), парламентские и непарламентские, организационно оформленные (КПРФ) и неформальные.

В ряду институтов политической власти следует выделить референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в конституции понятие «референдум» обозначает только одну его разновидность – императивный референдум.

Референдум, как и выборы, – это форма прямой, т. е. непосредственной, демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т. е. органов представительной демократии (например, парламентов, куда избираются представители народа); этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.

Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление.

Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.

Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности – частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.

Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.

Общественно-полезный труд – это правомерная трудовая деятельность. Поощряя такую деятельность, Конституция РФ закрепляет свободу труда, защищает принудительный труд.

В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур, таких как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т. е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

Конституция РФ предусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

В России единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

  1. коллективный субъект – граждане РФ;
  2. объект – власть.

Формы народовластия:

  1. непосредственная (прямая) демократия;
  2. представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

  1. референдум;
  2. выборы;
  3. мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
  4. народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
  5. индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии – референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы, которые в РФ проводятся на основе:

  1. всеобщего;
  2. равного;
  3. тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть:

  1. способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
  2. формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.).

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

  1. высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
  2. единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  1. органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  2. органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  3. органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

  1. обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  2. народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  3. участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  4. индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

1. Конституционный строй и конституционное государство.

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

2. Основы конституционного строя.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

3. Политические и духовные основы конституционного строя.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями. Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Экономические и социальные основы конституционного строя.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Новая классификация основ конституционного строя.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.



Что еще почитать