Мировой рынок рабочей силы. Международные миграции населения

Международная миграция рабочей силы означает перемещение работников через границы для работы по найму.

Точных данных о масштабах международной миграции работников статистика не дает, поскольку состав мигрантов неоднороден и поддается лишь приблизительному учету. Для работы за границей люди могут менять постоянное место жительства и гражданство, выезжать за рубеж на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), на сезонные, ежедневно (так называемые рабочие-фронтальеры, которые живут в приграничной зоне и ежедневно ездят на работу за границу), нелегально и т.п. Кроме того, значительная часть мигрантов не относится к экономически активному населению, и отделить ее от экономически активной части также довольно сложно.

Оценки международной миграции рабочей силы свидетельствуют о тенденции к росту ее масштабов. Статистика ООН учитывает в составе мигрантов тех лиц, которые нахо­дятся за пределами своей страны рождения или гражданства более 12 месяцев. В таком понимании в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. мигрантов по сравнению со 154 млн. в 1990 г. Около 60% мигрантов находятся в развитых странах, в том числе в Европе – 56 млн. и в Северной Америке – 41 млн. чел. К мигрантам по экономическим причинам сейчас относят около 100 млн. чел.

По данным Международной организации труда (МОТ), численность экономически активных мигрантов в 1995 г. в. по найму. другую страну на постоян основных регионах мира составляла 36-42 млн. чел., а с учетом их иждивенцев – 80-97 млн. См. табл. 3.

Таблица 3 . Оценка численности мигрантов в основных регионах мира в 1995 г., исключая беженцев (млн. чел.)

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.9 (Интернет-сайт Международной организации труда: www.ilo.org)

МОТ оценивает в 2000 г.численность экономически активных мигрантов уже в 80,9 млн., а с учетом иждивенцев – в 174,9 млн. чел. См. табл. 4.

Главными причинами международной миграции рабочей силы являются различия между странами в уровне и качестве жизни, уровне безработицы и оплаты труда, структуре спроса на труд и предложения рабочей силы. По этой причине более половины всех мигрантов – выходцы из развивающихся стран, для которых характерны: высокий уровень безработицы и нищеты, низкий уровень заработной платы и качества жизни в целом. Значительные потоки миграции могут быть вызваны политическими факторами: войнами и конфликтами, притеснениями на национальной почве и т.п.

Основными центрами международной миграции в настоящее время являются 1) промышленно развитые страны: США, Западная Европа, Канада, Австралия; 2) страны – основные экспортеры нефти; 3) ряд быстро растущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона (Малайзия, Таиланд, Сингапур).

Так, в 2000 г. численность иностранных работников, включая беженцев, в США составила 17,984 млн. чел.; в 15 странах ЕС («старые члены») – 13,320 млн., (в т.ч. 64% рабочих-мигрантов в ЕС находились в трех странах: Германия – 3,657, Франция – 2,848, В. Британия – 2,017 млн. чел.); в Канаде – 3,133 млн. чел., Австралии – 2,401 млн. чел., Японии – 1,35.

Таблица 4 . Оценка численности работников – международных мигрантов по регионам в 2000 г.

Регион Мигранты Мигранты-работники
Включая беженцев Исключая беженцев Включая беженцев
Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу
Африка 16.3 5.4 7.1
Азия 49.9 22.1 25.0
Европа 56.1 27.5 28.2
Латинская Америка и Карибы 5.9 2.5 2.5
Северная Америка 40.8 20.5 20.5
Океания 5.8 2.9 2.9
Всего 174.9 80.9 86.3

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.10. (Интернет-сайт Международной организации труда: ilo.org)

Численность рабочих-мигрантов в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (к началу 1990-х гг. – 4,5 млн. чел.) более чем вдвое превышает численность местной рабочей силы, в Аргентине и Венесуэле – оценивается в 3-5 млн. чел.

В Малайзии число рабочих мигрантов оценивается в 2,5 млн. чел., в Таиланде – 1,26 и Сингапуре – 0,45 млн. чел.

Последствия международной миграции рабочей силы для стран, принимающих мигрантов неоднозначны.

С одной стороны, приезд работников-мигрантов в страну дает ощутимые выгоды, поскольку позволяет:

Экономить на затратах по обучению и подготовке рабочей силы (если речь идет о квалифицированных работниках);

Снизить издержки производства (мигранты, как правило, соглашаются на более низкую оплату труда, на меньшие социальные гарантии, чем местные работники);

Обеспечить потребность в рабочей силе на непривлекательных работах, в неблагоприятных условиях труда (на что нередко не соглашаются местные рабочие), на работах, требующих специальной подготовки и не обеспеченных кадрами местных специалистов;

Увеличивать за счет труда иностранцев финансирование социальных и других программ правительства.

Преодолевать структурные (отраслевые и региональные) диспропорции в народном хозяйстве:

Повышать долю населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

Расширять емкость внутренних товарных рынков;

Увеличивать размеры сбережений за счет доходов иммигрантов.

С другой стороны, иммиграция порождает ряд проблем, как экономических (проблема занятости, обеспечения жильем, социального и медицинского обеспечения), так и социально-политических (межэтнические конфликты, рост преступности). Эти проблемы особенно обостряются в периоды циклических спадов в экономике.

Неоднозначными являются последствия миграции работников и для стран - экспортеров рабочей силы.

С одной стороны, миграция работников дает этим странам определенные выгоды:

Поступление денежных переводов в иностранной валюте;

Снижение уровня безработицы;

Обучение национальных кадров иностранному опыту работы, что используется при их возвращении назад на родину.

С другой стороны, эмиграция вызывает определенные потери:

Отток части трудоспособного населения;

Старение населения, в том числе – занятого;

- «утечка умов», квалифицированных работников, подготовка и замена которых требует немалых затрат.

Как правило, государство регулирует потоки миграции рабочей силы в целях увеличения выгод и смягчение ущерба от ввозы и вывоза рабочей силы.

Регулирование эмиграции рабочей силы осуществляется с помощью:

Предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигран­там и гарантии возможности их возвращения на родину;

Обеспечения стабильности поступления в страну валютных переводов от работников-эмигрантов;

Содействие оттоку из страны тех групп работников, чья рабочая сила не пользуются спросом внутри страны, и ограничение выезда работников дефицитных профессий и специальностей;

Регулирование притока рабочей силы из-за рубежа обеспечивает соответствие профессионально-квалификационной структуры иммигрантов потребностям национальной экономики. С этой целью в качестве основы принятия на работу иностранца используются контракты, предусматривающие определенное «качество» рабочей силы (уровень квалификации, возраст, состояние здоровья). Применяются ограничения на использование иностранной рабочей силы (количественные, по срокам найма, запрет найма на определенных видах труд и т.п.). Устанавливаются минимальных компенсации как условие принятия иммигрантов на работу, например, – инвестирование в экономику определенной суммы денег, плата за трудоустройство в принимающей стране. Используется система приоритетов в отношении работников-мигрантов, строящаяся по признаку их национально-географической принадлеж­ности. За нарушение правил найма иностранных работников предусматриваются жесткие санкции.

уникальную .

Доработать
  1. Международное движение труда: причины и направления
  2. Мировые рынки труда и их особенности. Общеэкономические последствия миграционных потоков

Список литературы

1. Международное движение труда: причины и направления

Миграция рабочей силы - явление сложное, представляющее собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами. Существует внутренняя и внешняя миграция рабочей силы. Внутренняя миграция происходит между регионами одного государства, а внешняя - между различными государствами. В данной контрольной работе будет рассматриваться внешняя миграция рабочей силы, которая является частью международных экономических отношений.

В прошлом международная миграция населения проявлялась форме кочевничества, военных и колонизационных переселений. В настоящее же время для международной миграции характерны особенности, связанные с большой ролью трудовой миграции. Международная миграция рабочей силы осуществляется главным образом по экономическим причинам. Но есть и другие причины: политические, религиозные, война, природные бедствия и т.п.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция. Иммиграция - это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция - это выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Разность между числом иммигрантом и эмигрантов называется миграционным сальдо.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная, которая связана с кратковременным (до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;

5) нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на незаконных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;

6) «утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

Международная трудовая миграция является важнейшей составляющей международной миграции населения и характеризуется такими чертами, как добровольность, временность (возвратность) и экономическая мотивация. Трудовым мигрантом является человек, который перемещается в другую страну с целью найма на работу к иностранному физическому или юридическому лицу. Существует несколько категорий мигрантов:

1) сезонные рабочие-мигранты - люди, работающие в государстве, не являющемся их собственным государством, в течение некоторой части года, т.к. работа, которую они выполняют, зависит от сезонных условий;

2) трудящиеся мигранты, связанные с реализацией проекта - трудящиеся мигранты, допущенные в государство трудоустройства на определенный период для работы исключительно по определенному проекту;

3) трудящиеся мигранты, работающие по контракту, который устанавливает ограничения по сроку занятости и по типу работы, выполняемой мигрантом;

4) временные трудящиеся мигранты - люди, допущенные в страну, не являющуюся их собственной страной, для выполнения в течение ограниченного срока определенной профессиональной деятельности. Они могут менять работодателей и возобновлять разрешение на работу без необходимости выезда из страны трудоустройства;

5) обосновавшиеся трудящиеся мигранты- трудящиеся мигранты, которым после пребывания в стране трудоустройства в течение нескольких лет предоставляется разрешение на проживание (вид на жительство) в этой стране с неопределенным сроком и разрешение на работу без особых ограничений. Обосновавшимся трудящимся мигрантам не требуется выезжать из страны трудоустройства, когда у них нет работы и им обычно предоставляется право воссоединения с членами семьи при выполнении некоторых условий;

6) высококвалифицированные трудящиеся мигранты - трудящиеся мигранты, которым, благодаря их квалификации, предоставляется режим благоприятствования при допуске в страну, не являющуюся их собственной страной, и на них распространяется меньше ограничений, касающихся сроков пребывания, перемены места работы и воссоединения семьи.

Общее число мигрантов тяжело поддается оценке. В 2005 году численность международных мигрантов составила 191 миллион человек: 115 миллионов мигрантов проживали в развитых странах, 75 миллионов - в развивающихся странах. С 1990 по 2005 год на страны с высоким уровнем дохода пришелся наибольший прирост численности международных мигрантов (41 миллион человек). В 2005 году три четверти всех мигрантов проживали в 28 странах, при этом каждый пятый мигрант в мире проживал в Соединенных Штатах Америки.

2. Мировые рынки труда и их особенности. Общеэкономические последствия миграционных потоков

В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором производства всех товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, обычно получает своеобразную плату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В тех странах, где наблюдается избыток трудовых ресурсов, вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечив приток поступлений из-за рубежа. Однако отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

1) налоги с прибылей фирм-посредников;

2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину;

3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную экономику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли);

4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

"Вернувшись на родину, мигранты привозят с собой сбережения на такую же сумму, что они переводили. Поэтому для оценки реальных поступлений в национальный доход общую сумму переводов мигрантов можно удвоить. Следовательно, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 и более раз выше эффективности товарного экспорта. Многие государства создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является хорошим источником валютных доходов.

Миграция рабочей силы часто позволяет повысить профессиональные качества работников, которые по возвращению на родину используют в целях организации трудового процесса или передают приобретенные навыки другим. Очень важно правильно распорядиться этим ценным капиталом, создать реэмигрантам благоприятные условия в экономическом, социальном, моральном и политическом плане. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны-экспортера. К ней относятся налоги от фирм-посредников по трудоустройству и, кроме этого, в некоторых странах эмигранты вносят прямые платежи в бюджет в виде налогов, если это указано в законодательстве или в международном соглашении«.

Мигранты составляют как минимум 20 процентов населения в 41 стране, в 31 из которых насчитывается менее миллиона жителей.

Примерно шесть из каждых десяти международных мигрантов живут в странах с высоким уровнем дохода, но в это число входят и 22 развивающиеся страны, включая Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Республику Корея, Саудовскую Аравию и Сингапур.

Примерно треть из 191 миллиона мигрантов в мире переехала из одной развивающейся страны в другую, и еще треть переместилась из развивающихся стран в развитые страны. Таким образом, численность мигрантов, переместившихся «с Юга на Юг», и численность мигрантов, переместившихся «с Юга на Север», примерно одинаковая.

С 1990 года по 2005 год численность мигрантов в мире, включая беженцев, выросла на 36 миллионов человек, со 155 миллионов до 191 миллиона.

Темпы роста численности мигрантов ускорились с 1,4 процента в 1990-1995 годах до 1,9 процента в 2000-2004 годах. В развитых странах с 1990 по 2005 год численность мигрантов увеличилось на 33 миллиона человек, а в развивающихся странах ее рост составил примерно 3 миллиона человек.

Следовательно, в 2005 году 61 процент всех международных мигрантов жили в развитых странах. На всю Европу пришлось 34 процента, на Северную Америку. 23 процента и на Азию. 28 процентов. В Африке этот показатель составил лишь 9 процентов, а в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. 4 процента

Сегодня на 28 стран приходится 75 процентов всех мигрантов (см. карту 1). В Соединенных Штатах в 1990 году проживало 15 процентов всех мигрантов, а сегодня насчитывается 20 процентов (см. таблицу 3). С 1990 года по 2005 год на 17 стран пришлось 75 процентов роста контингента мигрантов (см. карту 2). Население Соединенных Штатов увеличилось на 15 млн. мигрантов, за ними следуют Германия и Испания, где соответствующий прирост составил свыше 4 миллионов человек.

Международная миграция рабочей силы по экономическим причинам всегда была направлена из стран с низким заработком в страны с более высоким. Поехав на заработки за рубеж, человек может приобрести производственные навыки, купить технику. Обладая всем этим, человек становится более грамотным и развитым в социально-экономическом и техническом плане.

Оценка экономических эффектов иммиграции часто сводится к отрицательным последствиям, так как рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Однако следует отметить, что иммигранты привозят с собой новый опыт, знания и навыки. В результате иммиграции возникли такие страны, как США, Канада и Австралия. В других странах иммигранты повышают уровень развития целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Во многих странах иммигранты занимают вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Иммиграция оказывает разное воздействие на экономику принимающих стран. Так, в некоторых странах, например, в США, Канаде, Австралии и Швейцарии иностранные работники составляют существенную часть трудовых ресурсов страны.

На этой основе возникает высокая зависимость экономики от иммиграции, которая является стратегически важным ресурсом динамических и структурных изменений экономики. Во многих развитых странах иммиграция выполняет менее значимую роль, хотя при этом в той или иной степени способствует устранению диспропорций на рынке труда, повышению социально-экономической мобильности населения и конкурентоспособности национальных экономик.

Качественно меняется структура международных потоков миграции населения в результате повышения доли в числе мигрирующих профессионально подготовленных специалистов с более высоким уровнем образования, включая потенциально перспективных специалистов. Проводимая развитыми странами, миграционная политика приводит к оттоку интеллектуального потенциала из развивающихся стран. По оценкам ООН финансовые потери развивающихся стран в результате «утечки умов» за последние 30 лет превысили 60 млрд. долларов.

Усиливающаяся в условиях глобализации, международная миграция весьма противоречиво воздействует на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к улучшению демографической ситуации, росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности экономики. В связи с этим, появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров. С другой стороны, миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Она приводит к формированию этнически замкнутых анклавов, распространению теневой экономики, криминальных и экстремистских организаций.

Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данным МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.

Глобализация мировой экономики в современных условиях происходит вследствие стремительного роста объемов транснационального перемещения производительного и финансового капиталов. Формирование глобального рынка трудовых ресурсов осуществляется с некоторым отставанием, в то же время сам процесс глобализации в значительной степени зарождался на основе активизации международных потоков миграции населения, его перемещение в различные регионы мира.

Важным фактором, определяющим изменение потоков международной миграции, является существенное увеличение масштабов и пространственных границ вынужденной миграции в результате формирования мощных очагов военно-политической напряженности, этнических конфликтов и экологических катастроф.

В экономически развитых странах накоплен обширный опыт привлечения международных мигрантов. Несмотря на возникающие при этом проблемы, в условиях депопуляции многие из них привлекали в страну масштабные потоки иностранной рабочей силы и на реализацию данной стратегии ориентируются и в обозримом будущем для укрепления своих социально-экономических позиций в глобализирующемся мире. Например, в Германии отрицательный естественный прирост населения наблюдается уже более 30 лет, однако ее население последние 20 лет увеличивается благодаря притоку иммигрантов. В целом по ЕС иммиграционный прирост населения за 1990-е гг. достиг около 900 тыс. человек в год и составил около 70% общего прироста населения за этот период. На предстоящие 50 лет миграционный прирост населения ЕС должен быть около 950 тыс. человек за год, чтобы сохранить численность населения на уровне 2000 г.

США привлекают значительное число мигрантов из разных регионов мира. Демографическое положение США лучше, чем европейских странах, естественный прирост остается положительным, а рождаемость - более высокой, хотя не позволяет осуществлять простое замещение поколений. Вместе с тем, США выступает лидером по количеству принимаемых мигрантов, в 1990-е гг. они приняли такое же количество мигрантов, как и ЕС, а в расчете на 1 тыс. населения США привлекли в 1,7 раза больше, чем ЕС. Ожидается, что в долгосрочным периоде миграционный прирост США составит ежегодно примерно 900 тыс. человек. По прогнозам ООН развитым странам потребуется существенный приток иммигрантов для компенсации негативных демографических тенденций.

В настоящее время различные страны разными методами стремятся изменять в благоприятном направлении вектор демографических процессов, непосредственно оказывающих большое воздействие на возникновение новых факторов экономического роста.

Список литературы

  1. Международная миграция рабочей силы: Учебное пособие/ С.Е. Метелёв, А.Д. Косьмин, Е.С. Дубенская - М.: Экономика, 2006. - 43 с.
  2. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001. - 734 с.
  3. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/ М.В. Елов, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. - М.: Логос, 2003. - 248 с.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  • Следующий материал →

    Мировой рынок капиталов

  • ← Предыдущий материал

    Металлургический комплекс России

Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2020 год.

Основные понятия

Миграция рабочей силы или трудовая перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. . Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Характеристики

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Причины миграции

Основные причины международной – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Структура мигрирующей рабочей силы

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.

Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Миграция проблемы и решения: Видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Миграция населения положительно сказывается на бюджете страны. Иммигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений стран с низкой рождаемостью. В соответствии с прогнозом ООН, коэффициент демографической нагрузки при допущении нулевой миграции к 2050 году для большинства индустриально развитых стран увеличится примерно вдвое, а для Японии - почти втрое.

Ставка налогообложения, необходимая для финансирования пенсий только по солидарной пенсионной системе, резко возрастет. Например, в Японии предполагаемая налоговая ставка вырастет с 15,5% в 2012году до 26% к 2050 году. Одной из очевидных реакций является допуск большей миграции - по существу импорт дополнительных налогоплательщиков. Сейчас в развитых странах довольно избирательно относятся к мигрантам, делая упор на образование и высокую квалификацию будущих работников с высокой вероятностью положительного налогового влияния, отдавая предпочтение и все более поощряя временную миграцию. Экономический журнал "Право и безопасность" Статья: Миграция в России. Номер 2-(33). Декабрь 2012.

Во многих экономически развитых странах миграция выполняет функцию восполнения трудовых ресурсов и замещения населения в связи с падением рождаемости. Россия также нуждается в рабочей силе, и с учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников пополнения ее населения и формирования рынка труда.

С начала 90-х годов Россия вступила в период депопуляции, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения (без нее с 1992 по 2000 год численность сократилась бы до 142,8 млн. человек, на деле же к 2000 году численность населения составила 145,9 млн. человек, в 2009 году - 141 млн.). Максимального значения миграция в Россию достигла в 1994 году (810 тыс. человек), что дало возможность почти полностью (на 91%) перекрыть естественную убыль населения. Затем наблюдалась тенденция "затухающей" волны, и к 1999 году степень компенсации миграцией естественной убыли населения снизилась до 17%.

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2015-2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (диаграмма 1).

Однако, несмотря на позитивный аспект - частичное восполнение трудовых ресурсов России - миграция неизбежно порождает проблемы, сопряженные с такими серьезными вещами, как государственная безопасность. там же.

Диаграмма 1: Изменение общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2014г и прогноз до 2025 года.

Существующие объемы иммиграции и эмиграции для России не только не избыточны - напротив, они непропорционально малы для открытой, малонаселенной и потенциально испытывающей повсеместную потребность в трудовых ресурсах страны.

Рассмотрим возможности целевого прогнозирования.

Одним из методов целевого прогнозирования является метод замещающей миграции, основанный на допущении, что иммиграция будет иметь масштабы, достаточные для поддержания на постоянном уровне общей численности населения, или его трудоспособной части, или соотношения на неизменном уровне отдельных возрастных групп населения.

Примером такого прогноза является уже упоминавшийся долгосрочный прогноз динамики численности России на ближайшие 50 лет, выполненный А.Г. Вишневским и Е.М. Андреевым, а также вышеупомянутый доклад отдела народонаселения ООН "Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?" (М.Б. Денисенко).

Какие объемы иммиграции потребуются для компенсации предполагаемых потерь? Обратимся к основным известным нам расчетам. В выше упомянутой работе М.Б. Денисенко приведены расчеты отдела народонаселения ООН, согласно которым для поддержания численности населения на неизменном уровне к 2050 году необходим ежегодный миграционный прирост в размере 498 тысяч человек (если миграционный прирост будет равен нулю, население России сократится до 121,3 млн человек).

Этот прогноз динамики численности населения России, как и многие другие прогнозы ООН, является весьма оптимистичным. Расчеты Е.М. Андреева и А.Г. Вишневского говорят о необходимости миграционного прироста в объемах 689-1376 тыс. человек в год в зависимости от сценариев динамики показателей рождаемости и смертности. Расчеты Д.М. Эдиева, основанные на прогнозах Бюро цензов США, выполненных в 2000 г. (согласно которым население России сократится к 2050 году до 118,2 млн человек), показывают, что для сохранения демографического потенциала России на уровне 2000 года уже с 2004 года потребуется ежегодное дополнительное привлечение 1 751 тыс. иммигрантов.

Для сохранения на неизменном уровне коэффициента поддержки населения в пожилом возрасте (старше 65 лет) трудоспособным населением (который в 1995 г. составил 5,62) требуется миграционный прирост в 5 млн человек ежегодно.

Приведя крайние примеры, мы предлагаем три сценария, располагающиеся между ними (два из которых экстраполяционно-стабилизационные, а третий - целевой).

Низкий вариант - инерционный - предполагает стабилизацию миграционного прироста, а также объемов иммиграции и эмиграции на уровне 2001--2003 гг. При этом он распадается на два сценария в зависимости от базы расчетов: только данные текущего учета населения (т.е. явно неполная картина) или данные миграционного прироста от базы переписи населения 2002 г., в соответствии с которыми показатели иммиграции существенно скорректирована в сторону увеличения объемов. Эмиграционные данные, возможно, тоже нуждаются в корректировке в сторону увеличения, т.к. в России эмиграция также недоучитывается, но мы пока не имеем достаточных оснований изменять ее количественные характеристики.

Высокий вариант - целевой - предполагает увеличение объемов иммиграции до того уровня, чтобы к 2010 г. обеспечивать миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте на уровне 400 тыс в год и увеличение миграционного прироста трудоспособного населения до 600 тысяч в год к 2020 году.

Ориентация на обеспечение миграционного прироста трудоспособного населения необходима для того, чтобы предотвратить резкое (или долгое и устойчивое) сокращение трудоресурсного потенциала страны. Мы считаем, что этот показатель - ориентация на объемы трудоспособного возраста, а не просто населения страны - удобен и для расчетов экономического будущего экономики России.

При этом необходимо учесть:

  • 1. Возрастание объемов иммиграции будет сопровождаться увеличением эмиграции, т.е. эмиграция будет рассматриваться в качестве связанного явления с иммиграцией. Предполагается, что прибытия и выбытия будут соотноситься между собой как 100 к 25 (в 2001-2003 гг., по нашей оценке результатов переписи населения, увеличившей масштабы иммиграции, они соотносились как 100 к 23, в 1989-2003 гг. - как 100 к 49). Таким образом, заложенное в данный вариант соотношение прибытий и выбытий (4:1) очень благоприятно для России, но в качестве нормативного (целевого) прогноза имеет право на существование.
  • 2. Высокий вариант предполагает, что возрастной состав иммигрантов будет характеризоваться высокой долей лиц в трудоспособных возрастах (70% от всего потока) среди прибывающих и выбывающих. В 2001-2003 гг. доля лиц в трудоспособном возрасте составляла 65,6% для иммигрантов и 67,9% для эмигрантов, но, видимо, возрастной состав международных мигрантов в/из России, не фиксируемый официальной статистикой, характеризовался более высокой долей лиц молодых трудоспособных возрастов. Так, среди внутрироссийских мигрантов в те же годы доля лиц в трудоспособном возрасте составляла 73,4%.

Конечно, предполагаемый возрастной состав иммигрантов потребует увеличения доли в миграционном потоке лиц молодых возрастов. Иначе валовой объем миграции для обеспечения прироста трудоспособной части населения необходимо планировать на еще более высоком уровне.

  • 3. Для того чтобы обеспечить рост населения в трудоспособном возрасте, общий миграционный прирост населения должен быть всегда больше. Для обеспечения в 2010 г. прироста в 400 тыс. человек трудоспособных возрастов необходим миграционный прирост в 577 тысяч человек
  • (400 = 70% от 577); соответственно, в 2020 г. миграционный прирост в 854 тыс. обеспечит прирост в трудоспособных возрастах в 600 тыс. человек. Экономический журнал "Демоскоп Weekly" Статья: Миграция и развитие. Мировые тенденции.№ 339.Июль 2008.

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы - перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы - это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - выезд населения страны за границу, иммиграция - въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX-XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3, 2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема - так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы - это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

желание скрыть получаемые доходы,

«утечку мозгов»,

в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3, 2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек - природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):

ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и международные организации. Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.



Что еще почитать