Эксплуатация пожарных автомобилей в различное время. Тушение пожаров при неблагоприятных климатических условиях

Зимним периодом эксплуатации называется такой период, когда температура окружающего воздуха устанавливается ниже 5°С.

Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется из-за низких температур воздуха, наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а также сокращения светлого времени суток.

Низкая температура окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрицательное влияние на работу всех его систем и поддержание нормального теплового режима. Вследствие низких температур окружающего воздуха значительно ухудшается испаряемость бензина и увеличивается плотность воздуха, что приводит к значительному обеднению горючей смеси и плохому ее воспламенению при пуске карбюраторных двигателей. В дизелях вследствие повышения вязкости топлива и снижения температуры воздушного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и ухудшается самовоспламенение дизельного топлива.

Переохлаждение двигателя в процессе его работы приводит к ухудшению смесеобразования и усилению конденсации горючего, в результате чего увеличивается его расход и снижается мощность двигателя. Конденсат горючего смывает масляную пленку со стенок цилиндров и разжижает масло в картере, что приводит к резкому нарастанию износов деталей двигателя и сокращению срока его службы. Особенно сильно изнашиваются детали при пуске холодных двигателей.

Повышение вязкости масла при низких температурах воздуха вызывает резкое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала, что затрудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты вращения коленчатого вала.

Низкая температура окружающего воздуха приводит к увеличению вязкости электролита аккумуляторных батарей, снижению их емкости и способствует быстрому разряду батарей при пользовании стартером.

Особого внимания в зимний период требует система охлаждения. Это связано с опасностью размораживания блока цилиндров и радиатора при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости.

Понижение температуры окружающего воздуха способствует увеличению вязкости трансмиссионного масла, что приводит к значительному увеличению потерь на трение в агрегатах и механизмах трансмиссии и ходовой части машин.

Под действием низких температур теряют упругие свойства детали, изготовленные из резины, а на их поверхности образуются трещины.

Наличие снежного покрова ухудшает проходимость и осложняет вождение машин по занесенным снегом дорогам и вне дорог. При снегопадах и метелях снижается видимость и затрудняется ориентирование на местности.

В связи с низкими температурами воздуха и сокращением светлого времени суток ухудшаются условия труда водителей и личного состава, занятого работами по обслуживанию машин.

Техническое обслуживание машин в зимний период также отличается рядом особенностей. Машины должны заправляться закрытой струей
и обязательно через установленные в баках топливные фильтры. Топливные баки машин (особенно дизельных) должны заправляться полностью во избежание инееобразования на их стенках.

Техническое обслуживание необходимо выполнять сразу по прибытии машин в парк, пока агрегаты, сборочные единицы и смазка не остыли.

Перед постановкой машин на стоянку следует сливать отстой из топливных фильтров и отстойников, а из воздушных ресиверов удалять конденсат.

При хранении машин в неотапливаемых помещениях, под навесами или на открытых площадках воду из системы охлаждения обязательно сливать. При сливе воды водитель обязан периодически прочищать сливные краники проволочкой и следить за количеством вытекающей воды. По окончании слива необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на 10-15 оборотов для удаления остатков воды из системы, а краники оставить открытыми. Около машины вывешивается табличка «Вода спущена».

При температуре ниже минус 15°С аккумуляторные батареи снимаются с машин, сдаются в аккумуляторную, а около машины вывешивается табличка «Аккумуляторные батареи сняты».

Установленные на стоянках машины запрещается затормаживать стояночной тормозной системой во избежание примерзания колодок к диску (барабану) в случае попадания воды (снега) в тормозную систему. Рабочая тормозная система также должна быть расторможена.

Надежная работа машин в зимний период обеспечивается проведением в частях мероприятий, включающих специальную подготовку личного состава, машин, а также помещений и оборудования парка для хранения, обслуживания и ремонта машин в предстоящий период эксплуатации. Для подготовки личного состава организуются и проводятся специальные занятия, на которых изучаются особенности зимней эксплуатации машин, причем не менее двух третей учебного времени отводится на практические занятия. Занятия завершаются зачетом, результаты его объявляются в приказе по части, согласно которому лица, сдавшие зачет, допускаются к эксплуатации машин зимой.

Подготовка машин к эксплуатации в зимний период заключается в проведении номерного технического обслуживания. Для машин транспортной и учебной групп проводится очередное номерное техническое обслуживание № 1 или 2, а для машин боевой и строевой групп – техническое обслуживание № 2 (как правило, один раз в два года) или № 1. Кроме того, машинам всех групп проводят дополнительные работы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации этих машин, по подготовке их к эксплуатации зимой.

Тушение пожаров в условиях низких температур осложняется возможность пробоев в работе насосно рукавных систем, пожарной техники и противопожарного водоснабжения, скованность движений и обмораживание л/с.

Бесперебойная подача воды к месту работы пожарных подразделений сопряжена со значительными трудностями: во первых, снижением температуры в водопроводе до 0,5-1°С, в открытых водоемах, реках и озерах до 0 о С, во вторых, опасностью замерзания воды в рукавных линиях, особенно в начальный период работы насоса. При температуре воздуха -40 о С и ниже температуры стенок рукавов близки к температуры окружающего воздуха, и движущаяся по ним вода быстро охлаждается, превращаясь иногда в пастообразующую ледяную массу, закупоривающую рукавную линию и ствол.

Кроме этого, переохлаждение организма у л/с при работе приводит к скованности движений и обмораживанию. Допустимая температура переохлаждения тела человека составляет около 25 о С, после которого оживление человека сомнительно. В этих условиях действия личного состава должны быть направлены на ускорение развертывания сил и средств подразделений. Для этой цели необходимо:

1) при работе пожарных насосов:

    забор воды с открытых водоисточников целесообразно производить с больших глубин, где температура воды немного выше чем у поверхности (это дает возможность увеличить расстояние подачу воды к месту пожара);

    при запуске насоса необходимо в начале открывать задвижку напорного патрубка которому неприсоединена рукавная линия. Подачи воды на излив позволяет водителю пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе пожарного насоса. Через 15 - 20 сек. необходимо увеличить число оборотов вала насоса, и плавно открывая задвижку патрубка с присоединенной напорной рукавной линией, одновременно закрывать задвижку напорного патрубка без рукавной линии (такой порядок запуска насоса исключает возможность замерзания воды в напорной рукавной линии в случае обрыва водяного столба);

    из трубопровода вакуумной системы пожарного автомобиля необходимо полностью слить воду. Для этого следует после запуска насоса и подачи воды в напорную линию включать газоструйный вакуум аппарат (не включая крана вакуумной системы насоса) и произвести отсос воды в вакуумной линии; чтобы вакуум аппарат включился целесообразно сбавить газ на время переключения газораспределительной заслонки вакуум аппарата;

    при этом нужно полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора двигателя (рычаг "Газа" подать на себя до отказа) и в зависимости от вида и количества стволов, присоединенных к рукавной линии установить требуемый напор в насосе (по мановакууметру), плавно прикрывая задвижку напорного патрубка;

    после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом, закрыть двери насосного отделения и наблюдения за показаниями приборов вести через смотровое окно;

    при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающие и напорные рукава и удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;

    перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;

    при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатель.

2) при прокладке и замене рукавных линий:

    рукавные линии прокладывать преимущественно больших диаметров, по возможности из прорезиненных рукавов;

    при наружных пожарах практиковать прокладку только магистральных линий непосредственно к стволам, избегая установки разветлений;

    прокладывать резервные сухие магистральные рукавные линии в первую очередь к стволам, работающим на решающем направлении, предохраняя их от подмочки;

    избегать прокладки длинных рукавных линий, для чего в первую очередь использовать ближайшие к месту пожара водоисточники, устанавливая на них возможно большее количество автонасосов и автомобилей с более мощными пожарными насосами. Работающие автомашины использовать на максимальную мощность;

    не допускать зигзагообразной прокладки рукавных линий. Прокладку линий производить по возможности прямолинейно, без изгибов и заломов вдоль поребрика тротуаров или по самим тратуарам;

    во всех случаях для защиты рукавов на проезжей части дорог применять рукавные мостки, в случае недостатка мостков использовать доски, жерди и т.п., что может предохранить рукава от повреждений при переездах транспорта;

    рукавные линии по сугробам прокладывать из скаток или с рукавных катушек, установленных на заранее изготовленные специальные лыжи;

    все образующиеся на рукавах свещи и протечки должны немедленно устранятся путем наложения рукавных зажимов;

    при замене поврежденных рукавов или наращивания рукавов подачу воды не прекращать, а наращивание линии или замену рукавов производить, уменьшив напор в линии.

    для предохранения от замерзания рукавных линий следует обязательно производить засыпку соединительных головок снегом, если имеется возможность применять на пожаре древесные опилки и другие утепляющие материалы;

    следует практиковать отогревание соединительных головок паяльной лампой или факелом, подкладывать под соединительные головки подкладки из теплоизоляционного материала (доски, тряпки и т.п.) во избежание соприкосновения соединительных головок с землей;

    для отогревания насосов и рукавных линий по возможности использовать горячую воду, путем заливки ее в цистерну, работающего автомобиля и подсоса ее в полость насоса и рукавные линии;

    следует учитывать, что разветления являются наиболее чувствительной к замерзанию частью рукавной линии, поэтому при наружной установки разветвлений принимать меры к утеплению их снегом, опилками и т.п. материалами, устанавливать их внутри зданий, преимущественно на парадных и черных лестничных площадках и в коридорах. На весь период работы стволов у разветвлений выставлять пожарных для непрерывного за ними наблюдения;

    при временном прекращении подачи воды насос не выключать, а закрыв вентили напорных патрубков, продолжить работу двигателя с насосом на малых оборотах или, открыв вентиль свободного патрубка, пустить воду на слив;

    при работе автонасосов обязательно использовать все напорные патрубки, за исключением случаев, когда автонасосы установлены на маломощных магистралях;

    следить за тем, чтобы у подготовленных для подачи воды с водоемов всасывающие сетки, во избежание их преждевременного обледенения, спускались воду лишь после полученного распо­ряжения о подаче воды.

Перечисленные требования помогут избежать образование льда в пожарных рукавах путем подогрева воды непосредственно насосом. Сущность подогрева воды этим способом заключается в том что при работе насоса на максимальных оборотах и не при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса. При этом степень нагрева воды зависит от количества воды, подаваемым насосом в рукавную линию, напора, развиваемого насосом, и температурой окружающего воздуха.

Замерзание воды в рукавных линиях при температуре окружающего воздуха до -35 °С не должно быть, если по ним поступает вода с расходом не менее 1,5 л/с для рукавов 51 мм, 3 л/с для рукавов 66 мм, 4,5 л/с для рукавов 77 мм и 6 л/с для рукавов 89 мм на расстояние до ствола не более 300 м.

В этих случаях подача воды должна производится только по одной магистральной линии, т.к. увеличение количества магистральных линий приводит к увеличению суммарного расхода воды, в следствии чего ее нагрев в насосе получается не значительным;

3) при работе стволов:

    при наружных открытых пожарах и достаточном количестве воды применять стволы с большим расходом воды (стволы "А", лафетные);

    при внутренних пожарах для более рационального использования воды для избежания излишней проливки ее, используют стволы с малым расходом воды (преимущественно стволы "Б"). Шире использовать вывод стволов из помещений через окна и двери наружу при временной ненадобности их работы, в некоторых случаях для этой цели можно использовать действующие внутри зданий канализационные приемники. При выводе стволов наружу соблюдать особую осторожность для предотвращения подмочкой ущербы соседним зданиям, эвакуированному имуществу, личному составу, работающей пожарной техники;

    избегать перекрытия стволов и разветвлений;

    не допускать применение перекрывных стволов и стволов-распылителей;

    при необходимости изменения позиции стволов не прекращать подачу воды.

    для работы со стволами, как правило, назначать не менее двух пожарных (ствольщик и подствольщик), периодически заменяя их между собой.

4) После тушения

    избегать спуск воды (при удалении ее) по лестничным клеткам;

    замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;

    замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами;

    в случае сплошного промерзания рукавных линий, сборку таковых производить без сгибов и переломов рукавов, при этом отправка их в сушку производится в грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину, не допуская перелома рукавов;

    сборку рукавных линий производить под напором 1-1.5 атмосфер, не приостанавливая подачу воды. Сборку линий начинать от стволов. Размыкание последующих рукавов производить только после того, когда последний разомкнутый рукав будет освобожден от воды и скатан. Скатку рукавов в исключительных случаях допустимо заменить сборкой заломами рукава длинной в 3-5 метров. Для сборки рукавов привлекать максимальное количество личного состава;

    перед окончанием работы насоса открыть спускные краники, убедиться, что через них проходит вода, после чего остановить насос, отсоединить напорные и всасывающие рукава, открыть клинкеты напорных патрубков, удалить всю воду из полости центробежного насоса и водокольцевого (если такой имеется);

    после работы насоса и выпуска воды из него, включить газоструйный аппарат и удалить воду из трубопровода;

    после работы по подаче воздушно-механической пены промыть насос, трубопроводы, клинкеты и пеносмесители. При наличии отстоя пенообразователя в баке, последний промыть водой.

Основной задачей тыла в условиях зимнего времени является обеспечение бесперебойная подача воды на пожар, работа всех средств сил пожаротушения, поэтому все заботы начальни­ка тыла должны быть направлены к сохранению от замерзания как водоисточников, так и техники. Поэтому в своей работе начальник тыла обязан:

    строго следить за выполнением личным составам частей всех указаний по предохранения от замерзания автонасосов, рукавных линий, разветвлений, пеногенераторов, водоисточников;

    уделять особое внимание наблюдению за сохранением от замерзания действующих рукавных линий, их отогреву в случае необходимости, а также процессу сборки таковых;

    при отсутствии на естественных или искусственных водоемах заблаговременно устроенных прорубей, в процессе пожаротушения выделить необходимое количество личного состава для быстрого их устройства, с таким расчетом чтобы работа протекала беспрерывно и была выполнена в кратчайший срок;

    в целях предохранения от замерзания как гидрантов, на которых установлены колонки, так и в утепленных водоемах, надлежит как колодцы гидрантов, так и горловины утеплительных устройств или проруби на водоемах, утеплять снегом, соломой, матами и другими подручными материалами;

    для обеспечения быстрого использования прилегающих к месту пожара гидрантов принять меры к заблаговременной их подготовки путем открывания крышек, удаления смерзающегося утеплителя, очистки от льда и футляра, вплоть до отогревания гидрантов паром и горячей водой.

При невозможности по какой либо причине произвести установку пожарной колонки, в исключительных случаях допускается использование гидрантов как водоемов путем заполнения их водой(утоплением шарового клапана);

    около водоисточников у места работы нескольких автонасосов иметь всегда резервные автонасосы для замены в случае выхода из строя работающих;

    при значительном удалении от места пожара водоисточников необходимо организовать подачу воды или в перекачку, или путем подвоза к пожару автоцистернами. Для пополнения последних необходимо выделять автонасосы. Подвоз воды автоцистернами должен быть организован таким образом чтобы подача воды на пожар из цистерны протекала беспрерывно и подъезжающие цистерны не смогли повредить работающие выкидные рукавные линии;

    по окончанию работы с открытых водоемов или гидрантов принять меры к их проверке и немедленному последующему утеплению;

    резерв личного состава размещать в теплых помещениях (в автобусах);

    организовать периодически подмену работающих, давая им возможность отдохнуть и обогреться;

    организовать на пожаре медицинское наблюдение за личным составом;

    предусмотреть обогрев личного состава и переодевание его в сухую одежду;

    обеспечить доставку личного состава в пожарные части в закрытых теплых автомобилях.

Для обеспечения полной готовности и способности пожарных подразделений для основной работы в зимних условиях является необходимым:

    заблаговременный учет всех условий работы на пожарах зимой;

    своевременное обучение личного состава к действиям и приемам работы зимой;

    принятие мер к предотвращению обмораживания, обмерзания и обледенения личного состава при его работе на открытом воздухе;

    проведение специальных мероприятий по содержанию и использованию пожарных машин и оборудования как в помещениях частей, так и на пожарах;

    подготовка и осуществление специальных мероприятий по использованию всех типов водоисточников в зимнее время.

При тушении пожара при сильном ветре РТП обязан:

    производить тушение мощными струями;

    обеспечивать в минимально короткое время охват, начиная с флангов, струями воды всего горящего объекта;

    создать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

    организовать наблюдение и защиту объектов расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направление дозоров, придав им необходимые силы и средства;

    в особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки отдельных строений и сооружений.

Особенности эксплуатации автомобилей в зимний период


Эксплуатация автомобилей в зимний период имеет следующие особенности:
1) затрудняется пуск холодного двигателя;
2) увеличивается изнашивание двигателя как в процессе пуска, так и при работе;
3) возникает опасность замерзания воды в системе охлаждения и в топливопроводах, а также электролита в аккумуляторной батарее;
4) увеличиваются потери мощности на преодоление сопротивлений вращения валов и шестерен коробки передач и главной передачи и увеличивается изнашивание этих агрегатов;
5) понижается проходимость автомобиля (по Снегу и при гололеде).

Все перечисленные факторы, если не применять специальных мер, приводят к уменьшению долговечности и эксплуатационной надежности автомобиля, ухудшению условий труда шоферов и значительному повышению всех затрат, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Для надежного пуска автомобильного двигателя коленчатому валу необходимо сообщить определенное минимальное число оборотов (пусковые обороты). В зависимости от типа двигателя и Способа смесеобразования пусковые обороты составляют (при температуре от 0 до 5 °С): для карбюраторных двигателей 30-50 об/мин-, для дизельных двигателей с непосредственным впрыском 100-150 об/мин; для дизельных двигателей с вихревой камерой и предкамерных со свечой накаливания 180- 200 об/мин и для дизельных предкамерных двигателей без свечи накаливания 240-250 об/мин.

В карбюраторных двигателях при пусковых оборотах образуется горючая смесь требуемого состава (а = 0,8-1,3), повышается напряжение на электродах запальных свечей до величины, обеспечивающей пробой искрового промежутка свечей, и сообщается коленчатому валу такое число оборотов, при котором двигатель после первых вспышек работает устойчиво.

Для образования горючей смеси, воспламеняющейся от запальной свечи, необходимо во всасывающем тракте двигателя создать определенное разрежение. При малом числе оборотов коленчатого вала смесь будет слишком обеднена вследствие недостаточного разрежения в диффузоре и ухудшения испаряемости бензина.

Малое число оборотов коленчатого вала и обусловленное им ухудшение процесса смесеобразования создают значительные трудности при пуске холодного двигателя.

Рис. 1. График агрегатного состояния топлива во время пуска двигателя: 1 - общий расход топлива; 2 - количество топлива р жидкой пленке; 3 - количество топлива, попадающего в цилиндр в распыленном виде

Облегчить пуск двигателя в зимних условиях можно за счет некоторого обогащения горючей смеси специальной регулировкой карбюратора и применением легкоиспаряющегося бензина, содержащего низкокипящие угловодороды.

Для надежного воспламенения горючей смеси необходимо также, чтобы напряжение на электродах запальных свечей достигло определенного значения. Величина этого напряжения зависит от емкости и степени зарядки аккумуляторной батареи, скорости размыкания контактов прерывателя и температуры смеси в цилиндрах двигателя.

Минимальные пусковые обороты зависят также от температуры (рис. 2), качества применяемого топлива (рис. 3), числа цилиндра двигателя, степени сжатия и пр.

Скорость прокручивания коленчатого вала при пуске двигателя и разгон при первых вспышках до скорости, обеспечивающей устойчивую работу, определяются сопротивлением проворачиванию коленчатого вала.

Рис. 2. График зависимости минимальных пусковых оборотов карбюраторных двигателей от температуры: 1 - M3MA-407; 2 - ЗИЛ -130; 3 - ЗИЛ -Э75; 4 - 3M3-53; 5 - Урал-376

Рис. 3. График зависимостй величины минимальных пусковых оборотов двигателя ЗИЛ -130 от температуры и качества бечзина: 1- бензин А-76 северный; 2 - бензин А-76 стандартный; 3 -бензин «Экстра»; 4 - бензин А-76 утяжеленный

Рис. 4. График зависимости момента сопротивления и скорости вращ’ения коленчатого вала от вязкости масла при пуске двигателя ГАЗ -51: 1 - число оборотов двигателя в мин; 2 - момент сопротивления

Рис. 5. График изменения усилия, необходимого для буксировки автомобиля ЗИЛ -150, в зависимости от сорта и температуры масла в силовой передаче:

Некоторые исследователи считают, что для пуска авто-мобильного двигателя без подогрева максимальная вязкость масла не должна превышать 80-90 ст. Следовательно, если на автоле 10 селективной очистки пуск двигателя без подогрева осуществить при температуре -6 °С, то на масле АКЗ п-6 - при температуре -27 °С.

Отремонтированный пожарный автомобиль подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям: автомобиль - пробегом 2 - 5 км; агрегат - работой продолжительностью до 0,5 часа.

Пожарный автомобиль после ремонта получает начальник (заместитель начальника) и старший водитель (водитель) подразделения, по акту.

Прибывающие лица должны иметь доверенность на получение автомобиля и талоны на топливо.

Выдача автомобиля (агрегата) из ремонта осуществляется по акту сдачи (выдачи) пожарного автомобиля (агрегата). При замене в процессе ремонта номерных агрегатов их номера указываются в акте сдачи (выдачи) автомобилей, на основании которого Госавтоинспекцией вносятся изменения в регистрационные документы.

О проведенном техническом обслуживании и ремонте транспортного средства в его формуляр вносится соответствующая запись, которая заверяется подписью начальника (заместителем начальника) подразделения ТС и печатью.

Подразделение ТС заправляет выдаваемый автомобиль смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам.

Начальник подразделения ТС несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Перед постановкой на боевое дежурство автомобиль должен пройти обкатку: после капитального ремонта - пробегом 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью до 2 часов; после среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) - пробегом 150 км и работой специального агрегата продолжительностью до 2 часов.


Подготовка ПА к эксплуатации в холодное и теплое время года

Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды в зависимости от климатических зон определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями и личным составом организуются занятия, на которых изучаются: особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей; способы и средства повышения их проходимости; особенности вождения; эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются:

порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;

средства, облегчающие пуск холодного двигателя;

средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках;

меры безопасности при прогреве двигателя и при обращении с токсичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;

особенности тушения пожаров при низких температурах.

К обучению водителей привлекаются начальники ПТС, отрядов и пожарных частей, старшие водители и наиболее подготовленные водители.

При подготовке пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды всем пожарным автомобилям проводится сезонное техническое обслуживание с учетом требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации пожарного автомобиля и его шасси и пункта 2.5.34 Наставления.

Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники

Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спец узлов и агрегатов.

Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии, приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.

Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов, результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.


Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом произведшим освидетельствование.

При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находятся в исправном состоянии, произведено ее техническое обслуживание.

К управлению пожарными автомобилями и работе со спец агрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией УГПС (ОГПС).

Общая система мероприятий по безопасности труда при ремонте пожарных автомобилей должна соответствовать требованиям, изложенным в Наставлении по технической службе.

ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией . При этом должны выполняться следующие требования:

Все крепежные и регулировочные операции (ТО-1 и ТО-2) необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах;

Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;

После установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку "Двигатель не запускать - работают люди". Перед выездом или съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);

При поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом ставится упор, а под колеса другого моста ставятся "башмаки". Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку "Не трогать - под автомобилем работают люди". Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки.

Во избежание его самопроизвольного вывешивания под раму гидравлического подъемника подставляют регулируемые по высоте упоры - штанги.

При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

При ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: X рисанф Васильевич Власов, Иван Егорович Евтюхин, Юрий Федорович Серебряков. Вождение автомобиля в сложных условиях. (Издание второе, дополненное). Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1964 г.


Особенности эксплуатации автомобиля зимой

Общеизвестно, что большая часть территории нашей страны от 50 до 240 дней в году бывает покрыта снегом.

Зимние условия характеризуются не только бездорожьем из-за снежного покрова, но и низкой температурой, холодными ветрами и метелями. Все это чрезвычайно осложняет работу водителя: понижается проходимость автомобиля, затрудняется управление им и запуск холодного двигателя.

Конечно, эти трудности не везде одинаковы. В районах южной части Украины, Казахстана, на Кавказе и в Крыму зима отличается небольшим числом холодных дней, неустойчивостью снежного покрова. Там часто зимой выпадают дожди, а среднемесячная температура января редко превышает минус 5° С. Эта зона условно названа первой климатической зоной.

Более характерные для зимы условия будут во второй климатической зоне - Европейской части СССР и в приморье Уссурийского и Камчатского районов. В этой зоне количество дней в году с температурой ниже 0° достигает 240, из которых до 150 дней со снежным покровом глубиной от 10 до 30 см.

К третьей зоне относятся главным образом районы Сибири и Дальнего Востока, где зима еще более продолжительна и сурова. Здесь глубина снежного покрова достигает 70 см, в январе среднемесячная температура падает до минус 40° С.

К третьей зоне выделяются районы (Верхоянск, Якутск), где температура иногда достигает минус 60° и ниже, свирепствуют продолжительные метели.

Опытами установлено, что наибольшая толщина снега, преодолеваемого автомобилем с одной ведущей осью, составляет 30 см, автомобилями с двумя и тремя ведущими осями – 35 – 40 см.

Хорошие результаты показал автомобиль ЗИЛ-157 с тремя ведущими осями и регулируемым давлением воздуха в шинах колес. Этот автомобиль легко преодолевает участки снежной целины глубиной до 40 см. Наличие на автомобиле цепей противоскольжения повышает его проходимость по снегу примерно на 15 – 20%.

Однако следует помнить, что на автомобилях с регулируемым давлением воздуха в шинах цепи противоскольжения не применяются.

Здесь уместно отметить, что одной из причин потери проходимости является сдвигание передней осью верхних слоев снега и образование снежного вала, который создает сопротивление качению, превышающее силу тяги на ведущих колесах. Чтобы увеличить проходимость автомобиля, в его нижней передней части устанавливают своеобразный полуовальный поддон из листовой стали толщиной 2 – 3 мм и шириной, равной колее автомобиля за вычетом удвоенного профиля шины. Поддон крепится болтами к раме автомобиля. При наличии поддона перед автомобилем в движении не образуется снежный вал.

Конечно, объяснять снижение проходимости только возрастанием механического сопротивления снежного вала качению колес автомобиля было бы неверно. Оно происходит главным образом вследствие уменьшения коэффициента сцепления шин с дорогой, так же как на мокрой и обледенелой дороге. Вследствие давления от осевой нагрузки на опорные площадки ведущих колес и пробуксовывания, даже незначительного, под колесами образуется вода, которая в данном случае играет роль смазки и способствует еще большему буксованию. На льду резко уменьшается сцепление колес с поверхностью. На проходимость автомобиля, кроме того, влияют состояние и толщина слоя льда, а также температура окружающего воздуха. При плохом состоянии льда (лед «сырой», ноздреватый, мутно-желтого оттенка), недостаточной толщине слоя и относительно высокой наружной температуре не исключена возможность того, что переправа автомобиля по такому льду без надлежащей разведки может привести к несчастному случаю.

Об этом следует помнить, так как зимой многие реки нашей страны (особенно в районах, где нет дорог с твердым покрытием) используются для автомобильных перевозок на значительные расстояния.

Сложность зимней эксплуатации, связанная с низкими температурами, влияющими как на организм водителя, так и на механизмы автомобиля, с метелями и буранами, делающими дороги часто непроходимыми, обязательно требует специальной подготовки водителей, тщательного технического, обслуживания автомобилей и оснащения их дополнительным оборудованием. Пренебрежение к этим требованиям приводит к возникновению трудностей и осложнений, а иногда и к крупным авариям и несчастным случаям.

1. Подготовка водителей к зимней эксплуатации

Для успешной работы зимой водители в конце лета (обычно в лагерях) проходят подготовку на специально организуемых классных и практических занятиях. Важно, чтобы все водители участвовали в этих занятиях, какой бы напряженной ни была деятельность подразделений и частей в этот период.

Если, например, водители не знают правил зимнего запуска двигателей, то это неизбежно вызовет случаи примораживания радиаторов двигателей, водяных насосов и др., а следовательно, затормозит своевременный выход машин в рейс.

На занятиях, проводимых под руководством опытных офицеров-автомобилистов, изучают особенности вождения и эксплуатации автомобилей зимой, влияние теплового режима на работу двигателя, а также средства обогрева и утепления его. Особое внимание уделяют отработке правил запуска двигателей при низкой температуре и изучению физико-химических свойств зимних эксплуатационных материалов (бензин, дизельное топливо, смазочные масла, резина и др.). Наряду с этим отрабатывают порядок хранения и технического обслуживания автомобилей в зимнее время, не только в постоянном парке, но и в полевых условиях, изучают характерные для зимних условий неисправности и способы их устранения.

Обучаемым показывают порядок и способы эвакуации неисправных автомобилей, учат применять средства повышения проходимости и самовытаскивания автомобилей. Серьезное внимание уделяют сбережению аккумуляторных батарей и резины.

Обычно на классных занятиях рассказывают о назначении, устройстве тех или иных приборов и свойстве материалов. Все это иллюстрируют рисунками на доске, плакатами, макетами и разрезными агрегатами. Занятие, как правило, ведет офицер.

Практические упражнения и работы проводят непосредственно на автомобилях, при этом стремятся избегать условностей. Так, если отрабатывают особенности зимнего запуска двигателя, то подготовляют горячую воду и масло, разжигают пусковой газогенератор ПГГ-1 и т. д. В ходе занятия руководитель дает вводные, например: «В радиаторе закипела вода, нижний патрубок холодный» или «Нет подачи горючего к карбюратору» и т. д. Предупредив водителя о возможности «замерзания» воды в радиаторе и в рубашке блока двигателя, требуют от него энергичных и правильных действий.

Результатом окончания всего комплекса занятий для водителя служит отчетливое уяснение всех особенностей и трудностей предстоящей зимней эксплуатации, умение правильно подготовить к этому свой автомобиль, а также усвоение правил вождения и обслуживания автомобиля зимой.

Усвоив эти положения, водитель сдает зачет и приказом командира части допускается к зимней эксплуатации автомобиля.

2. Подготовка автомобиля к зимней эксплуатации

Автомобили подготавливают к зимней эксплуатации в конце летнего периода. Для этого в масштабе части составляют единый план перевода автомобилей на новый режим эксплуатации, причем проводят очередное техническое обслуживание всех автомобилей, а также организуют работы, связанные со спецификой зимней эксплуатации. Несмотря на то, что эти работы осуществляют силами и средствами личного состава мастерских и пунктов технического обслуживания, участие в них водителя обязательно. Более того, в связи с ограниченными сроками перевода получил распространение так называемый поточный метод перевода автомобилей на зимний режим эксплуатации.

Сущность поточного метода подготовки автомобилей к зимней эксплуатации заключается в том, что весь процесс проведения работ разбивается на ряд простейших операций, выполняемых в определенной последовательности на специализированных постах, оснащенных средствами механизации трудоемких работ, а обслуживаемая машина последовательно перемещается на каждый пост.

В воинских частях с небольшим количеством автомобилей широко практикуется бригадный метод перевода автомобиля к зимней эксплуатации.

Он состоит в том, что организуют бригады в составе четырех – пяти человек, в которые назначают механика или специалиста ремонтной мастерской в качестве руководителя. Ему в помощь придают трех – четырех водителей, в том числе и водителя того автомобиля, который подлежит переводу на новый режим эксплуатации.

До начала перевода автомобилей на новый режим работы со старшими бригад (бригадирами) проводят учебные сборы, на которых подробно отрабатывают порядок и последовательность работы. Общая схема работы выглядит примерно так: организуют рабочие места (точки) по проверке и регулировке приборов системы питания, по проверке приборов зажигания и электрооборудования и по демонтажу (монтажу) шин, а также развертывают мастерскую для проведения необходимого текущего ремонта (сварочные и кузнечные работы, пайка радиаторов и др.).

Свою работу бригада начинает с того, что снимаете автомобилей карбюраторы, бензонасосы (или топливную аппаратуру дизелей) и сдает все на рабочее место карбюраторщика (дизелиста).

После этого демонтируют приборы зажигания (распределитель, свечи, замок зажигания и др.) и электрооборудования (генератор, реле-регулятор, стартер и др.) и передают на рабочее место электрика. Аккумуляторную батарею снимают с автомобиля и сдают на зарядную станцию для зарядки.

Само собой разумеется, что на каждом из этих рабочих мест работает специалист, имеющий одного – двух помощников из числа опытных водителей (шоферов 1-го и 2-го класса).

Затем промывают бензиновые баки, прочищают фильтры и продувают бензопроводы. Внутри бригады практикуется разделение труда. Так, если один промывает горячей водой и выпаривает перед пайкой бензиновый бак, то другой продувает бензопроводы, а третий очищает и промывает фильтры.

Ответственной и трудоемкой операцией является промывка системы охлаждения.

Для промывки системы охлаждения двигателя с головкой блока, изготовленной из алюминиевых сплавов, применяется только чистая вода. Применять растворы бельевой соды, едкого натра и другие недопустимо, так как они разрушают не только слой накипи, но и головку блока.

Перед промывкой радиатор отъединяют от блока цилиндров. Через радиатор и блок цилиндров раздельно пропускают струю воды в направлении, обратном обычной циркуляции. Радиатор, например, промывают, подводя воду в нижний патрубок и сливая ее через верхний. Промывка длится 10 – 15 мин, и ее результат улучшается, если одновременно с водой пропускать сжатый до 1,5 – 2,0 ат. воздух.

Двигатели, имеющие головки блока, отлитые из чугуна, промываются раствором бельевой соды и керосина (на 10л воды берется 1 кг соды и 150 г керосина).

Перед промывкой из системы охлаждения удаляют термостат. После сборки систему заполняют раствором на 10 – 12 ч, затем двигатель запускают, дают ему поработать 15 – 20 мин и раствор сливают, а систему промывают водой и продувают сжатым воздухом.

Для предупреждения накипеобразования в систему охлаждения двигателя автомобиля заливают воду с трехкомпонентной присадкой по 0,05% (по весу): нитрата натрия, тринатрийфосфата и двухромовокислого калия.

Не менее ответственной и необходимой работой является смена смазки в двигателе и агрегатах силовой передачи. Известно, что при низких температурах повышается вязкость масел и смазок, в результате чего они хуже поступают к трущимся деталям. Загустевшее масло в двигателе не продавливается к подшипникам и трущиеся детали, таким образом, почти не смазываются. Такие явления ведут к аварийному износу деталей и узлов автомобиля.

Для автомобилей с карбюраторными двигателями, работающими в первой климатической зоне, зимой рекомендуется масло АКп-5, во второй зоне – АКЗп-10 и в третьей зоне – АКЗп-6. Поэтому при подготовке автомобилей к зимней эксплуатации производится смена масла в картере двигателя.

Для смены масла двигатель прогревают и из картера сливают разогретое отработанное масло. Затем в картер заливают маловязкое свежее масло не менее чем до половины нормального уровня, запускают двигатель и дают ему поработать несколько минут на малых оборотах. После этого маловязкое масло из картера двигателя сливают и заправляют двигатель свежим маслом, рекомендуемым для применения при эксплуатации автомобиля зимой. Для дизельных двигателей типа ЯАЗ-204 и ЯАЗ-203, например, применяют дизельное масло ДП-8 или ДСп-8.

В коробках передач, раздаточных коробках, ведущих мостах автомобилей с карбюраторными двигателями старую смазку удаляют также в прогретом (после пробега) состоянии. После этого картеры промывают керосином и заправляют до уровня контрольной пробки тем сортом автотракторного трансмиссионного масла, который соответствует данной климатической зоне.

В первой и во второй климатических зонах для агрегатов силовой передачи автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 применяется всесезонное масло трансмиссионное ТАп-15.

Для коробок передач, раздаточных коробок и механизмов рулевого управления автомобилей МАЗ и ЯАЗ применяют масло МТ-16п.

Необходимо учитывать, что для дизельных автомобилей зимой применяют топливо, качество которого соответствует температурным условиям. Так, например, при температуре воздуха ниже 10° С применяют зимнее дизельное топливо марки «3» или «ДЗ». Несоблюдение этого условия неминуемо приведет к выпадению кристаллов из топлива, к отказу материальной части в работе.

Кроме того, при переводе автомобилей на зимнюю эксплуатацию заменяют тормозную жидкость после предварительной промывки тормозных цилиндров и магистралей этиловым спиртом или заправляемой тормозной жидкостью.

Затем утепляют кузов и кабину, ремонтируют утеплительный чехол (капот), обвертывают шланги системы охлаждения и бензомаслопроводов теплоизоляционным материалом, утепляют войлоком гнезда аккумуляторных батарей и др.

Объем работ зависит от того, в какой климатической зоне автомобиль будет использоваться зимой. Чем холоднее зона, тем больший объем работ выполняется при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации.

Разумеется, далеко не всегда и не везде имеются мастерские, ПТО (пункты технического обслуживания), штат специалистов по ремонту и обслуживанию. Однако, имея комплект индивидуального инструмента, водитель может и в состоянии выполнить основные из перечисленных работ, хотя и с затратой значительно большего времени. Так, на демонтаж шин, очистку ободов и их подкраску, пересыпку камер всех колес тальком, сборку колес и их установку для водителя требуется полный рабочий день.

Только тщательно подготовленный, смазанный, отрегулированный и готовый к эксплуатации в трудных зимних условиях автомобиль не подведет водителя и не сделает вынужденных остановок в пути. Избежать вынужденных остановок помогут водителю средства повышения проходимости и прежде всего цепи противоскольжения. Большую помощь может оказать якорь-самовытаскиватель. Кроме того, в каждой поездке, в особенности в горных районах, полезно иметь с собой ящик с песком. Топор и лопата являются обязательным шанцевым инструментом водителя автомобиля. Средства повышения проходимости и самовытаскивания в комплексе с шанцевым инструментом, как правило, всегда обеспечивают водителю успешное выполнение задания командира в сложных зимних условиях.

Практикой установлено, что на одиночном автомобиле необходимо иметь цепи противоскольжения браслетного типа, буксирный трос, лопату, топор и ящике песком.

В случае группового выезда, когда автомобили работают в составе колонны, их оснащают, кроме того, пилой, жестким буксиром, а также двумя колейными мостами на каждые пять автомобилей. Очень важно также иметь некоторое количество запасных частей и материалов, потребность в которых возникает наиболее часто и которые сосредоточивают на автомобиле технического замыкания. К ним относятся свечи, конденсаторы, электролампы, ремни привода вентилятора и компрессора, изоляционная лента, вязальная проволока и др.

3. Порядок запуска двигателя зимой

Запуск двигателя, при низкой температуре затруднен вследствие плохой испаряемости горючего, повышения вязкости смазки и ухудшения искрообразования на электродах свечей. Для того чтобы провернуть коленчатый вал холодного двигателя, к нему надо приложить усилие, во много раз большее, чем на прогретом двигателе.

Применяемые некоторыми водителями методы подогрева картера двигателя, впускной трубы коллектора и свечей открытым пламенем должны быть решительно осуждены, так как они создают прежде всего реальную пожарную опасность и наносят ущерб техническому состоянию автомобиля (обугливается электропроводка, появляются трещины на изоляторах свечей, пригорает масло и т. д.).

Заслуживает осуждения и метод запуска холодных двигателей с помощью буксировки автомобилей. Возникающие при этом большие динамические усилия в механизмах силовой передачи очень часто ведут к крупным поломкам и авариям.

Как же надо правильно запустить холодный двигатель?

В практике различают запуск двигателя после прогрева его индивидуальным подогревателем, запуск после заправки горячей водой и маслом и, наконец, запуск после разогрева охлаждающей жидкости и масла перегретым паром, а также электронагревательным элементом.

Часть выпускаемых отечественных автомобилей оборудована индивидуальными подогревателями. Например, на двигателях автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 установлен пусковой котел подогрева. На автомобиле ЗИЛ-157К устанавливается специальный пусковой подогреватель П-100 (рис. 56).

Перед запуском двигателя автомобиля ГАЗ-63, например, водитель проверяет исправность системы зажигания и подачи горючего, убеждается в том, что водяной насос не приморожен, для чего провертывает рукой крыльчатку вентилятора. Затем разжигает паяльную лампу (в парке в отведенном для этого месте) и прогревает ее до ровного устойчивого пламени горелки, вставляет в горловину жаровой трубы котла подогревателя горелку лампы и, закрыв предварительно сливной краник котла, заливает в котел подогревателя 4,5 л холодной воды.

Теплом лампы обогреваются стенки головки блока и нижняя часть масляного поддона двигателя. Когда температура блока достигает примерно 45 – 50° С, водитель вынимает лампу из котла подогрева, устанавливает воздушную заслонку карбюратора в положение «Закрыто» (вытянув кнопку управления на себя до отказа), подкачивает рукой рычаг бензонасоса для заполнения поплавковой камеры, закрывает полностью жалюзи радиатора и приоткрывает на 1 – 2 мин капот для выхода продуктов сгорания и доступа свежего воздуха к карбюратору.

После этого водитель выжимает педаль сцепления и фиксирует ее в этом положении упором доски или монтажной лопатки, включает зажигание и пусковой рукояткой запускает двигатель. Сразу же после запуска выдвигает на 1 / 4 – 1 / 24 хода рычажок воздушной заслонки, увеличивает обороты до устойчивой работы двигателя и, перекрыв сливной кран, заливает в радиатор необходимый объем охлаждающей жидкости. Полностью прогрев двигатель (датчик температуры указывает 80 – 85° С), водитель ставит кнопку управления дроссельной заслонкой в положение малых оборотов, открывает жалюзи радиатора, полностью открывает воздушную заслонку карбюратора и плавно отпускает ногой педаль сцепления. Делается это для того, чтобы прогреть смазку в коробке передач вращением первичного вала и соединенных с ним деталей.



Следует отметить, что запуск двигателя без воды в системе охлаждения крайне вреден, так как вызывает большие тепловые напряжения в двигателе. Исследованиями установлено, что один запуск холодного двигателя при наружной температуре воздуха минус 20 – 25°С равноценен износу трущихся деталей двигателя при пробеге около 200 км.

На автомобиле ЗИЛ-164 нет индивидуального подогревателя и его двигатель перед запуском прогревают, пропуская через систему охлаждения горячую воду и заправляя картер двигателя горячим маслом. При запуске такого двигателя в основном выполняют те же операции, что и на двигателе ГАЗ-51.

Температура заливаемой в горловину радиатора воды должна быть тем выше, чем ниже окружающая температура. Так, например, при наружной температуре минус 20° С не рекомендуется заливать воду, нагретую менее чем до 60° С, так как возможно ее быстрое охлаждение и замерзание в нижнем патрубке радиатора. Воду заливают в систему охлаждения при открытых сливных краниках до тех пор, пока из них не польется теплая вода. Убедившись (на ощупь), что блок прогрелся до температуры около 40° С, в картер двигателя заливают горячее (70 – 80° С) масло, плотно укрывают радиатор и переднюю часть двигателя теплым капотом и за 5 – 6 мин нагревают все детали двигателя. Затем сливают часть воды, доливают еще раз горячую воду до нормы и запускают двигатель в обычном порядке. Опытом установлено, что при температуре окружающего воздуха минус 20 – 25° С при безгаражном хранении автомобилей необходимо проливать через систему охлаждения горячую воду дважды, а при температуре минус 30 – 40° С – трижды.

При запуске дизельных автомобилей МАЗ-200, КрАЗ-219 имеются некоторые особенности. Они состоят в том, что уже при температуре воздуха ниже плюс 5° С (до 0° С) используется электрофакельный пусковой подогреватель воздуха. При этом в бачок подогревателя заливают керосин или арктическое дизельное топливо; коленчатый вал двигателя проворачивают на три – пять оборотов ключом с зевом 32 мм; на 1 мин включают подогреватель (момент включения подогревателя фиксируется сигнальной лампочкой на щитке водителя). Через минуту выключают педаль сцепления, выжимают до отказа педаль подачи топлива и нажимают кнопку стартера. Одновременно с этим делают четыре – пять качков рукояткой насоса пускового подогревателя.

При неудавшемся запуске следующую попытку повторяют не ранее чем через 1,5 – 2 мин.

После запуска выключают подогреватель и прогревают двигатель, для чего дают ему поработать 1 мин на режиме 400 – 500 об/мин, 4 – 5 мин на режиме 1000 – 1500 об/мин, доводят температуру охлаждающей жидкости до 40 – 50° С.

При температуре ниже 0°С применяют индивидуальный подогреватель, а если его нет, прогревают двигатель, проливая через него горячую воду и масло. Когда блок двигателя нагреется до 30 – 40°С, запускают двигатель в указанной выше последовательности.

В практике зимних запусков, в особенности малоопытными водителями, могут быть два основных характерных дефекта: во-первых, засасывание большого количества бензина и его плохое распыление, вследствие чего испарение бывает недостаточное и смесь не воспламеняется; во-вторых, возможно замерзание воды в нижнем патрубке или в нижнем бачке радиатора.

В случае избытка бензина двигатель не запускается; проверяют исправность подачи горючего и наличие искры в свечах. Если эти системы в порядке, вывертывают все свечи, провертывают коленчатый вал рукояткой на 15 – 20 оборотов и в каждый цилиндр заливают по 20 – 30 г масла. После этого двигатель обычно легко запускается.

При замерзании воды в нижней части радиатора или соединительных трубопроводах циркуляция ее прекращается и вода в рубашке блока закипает. Если это обнаружено, сразу же укрывают капот и радиатор как можно теплее (шубой, ватной одеждой, одеялом и др.), переводят работу двигателя на режим малых оборотов и открывают сливной краник. Нагретая часть воды обычно уже через 5 – 6 мин передает тепло холодной воде в нижнем патрубке, образовавшийся лед тает, и вода начинает вытекать из краника, что является сигналом к закрытию его.

Если же этот метод не дает результатов, радиатор и трубопроводы отогревают водой, нагретой до 90 – 95°С, обкладывают холодные части ветошью и непрерывно поливают их горячей водой, но сначала отогревают сливной краник, предварительно открыв его.

4. Особенности вождения автомобиля зимой

О трудностях зимней эксплуатации автомобилей свидетельствуют всем известные случаи заносов автомобилей, застревания их, размораживания двигателей, обморожения личного состава и т. д. Практика показывает, что аварии и несчастные случаи, как правило, увеличиваются в осенне-зимний период. Основными причинами аварий являются ухудшение сцепления колес автомобиля с дорогой, недостаточная практическая подготовка и слабая дисциплина отдельных водителей.

При уменьшении коэффициента сцепления возрастает тормозной путь, возникает возможность скольжения и боковых заносов. Предупреждение этих нежелательных явлений обеспечивается прежде всего знаниями и навыками водителя, умелым выполнением правил движения, исправными и правильно отрегулированными тормозами. Тормоза регулируются так, чтобы колеса начинали торможение одновременно. При этом доводить торможение передних колес до скольжения («юза») не следует. В противном случае возможна потеря управляемости автомобилем.

Движение начинают после полного прогрева двигателя, когда датчик температуры охлаждающей жидкости покажет 80 – 85° С. При этом нельзя быстро переходить на повышенные передачи, так как масло в механизмах силовой передачи еще не разогрелось, имеет место сильное сопротивление вращению деталей и, следовательно, повышенные износ механизмов и расход горючего.

В движении не рекомендуется резко поворачивать рулевое колесо, резко нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой (подачи топлива). Особенно важно правильно пользоваться тормозами. Нарушение этих требований обычно приводит на скользкой зимней дороге к заносу автомобиля. При необходимости замедлить скорость движения плавно уменьшают подачу горючего (топлива), для торможения плавно нажимают на педаль тормоза, не выключая сцепления. В этом случае происходит комбинированное торможение двигателем и тормозами. Интенсивность такого торможения значительно усиливается, если, перед тем как начать торможение, водитель включит одну из низших передач, применяя способ «двойного переключения». Так, например, если движение происходило на четвертой передаче, водитель быстро выключает сцепление, выводит рычаг коробки передач в нейтральное положение, отпускает педаль сцепления и, одновременно нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивает обороты коленчатого вала двигателя. Степень увеличения оборотов зависит от скорости движения и определяется водителем опытным путем. Далее водитель нажимает на педаль сцепления и бесшумно включает третью передачу. Весь процесс переключения занимает в зависимости от опыта водителя примерно 2 – 5 сек. После включения третьей передачи водитель начинает торможение.

Во время движения, в особенности при усложнении дорожной обстановки, не всегда бывает возможность перейти на низшую передачу, но тормозить без выключения сцепления можно всегда. Сцепление выключается перед самой остановкой автомобиля при скорости движения 7 – 10 км/час.

Во время движения по снежным накатанным дорогам надо помнить, что проезжая часть дороги часто бывает значительно уже обычной дороги и не обеспечивает свободного разъезда встречных машин.

Поэтому, увидев встречный транспорт, водитель принимает меры, чтобы нормально разъехаться, и при необходимости останавливает автомобиль или сокращает скорость до минимума, направляя автомобиль на правую обочину дороги, оставляя задние колеса ближе к проезжей части. После прохождения встречного автомобиля выезжает задним ходом на основную дорогу.

Движению по снежной целине обязательно предшествует разведка. Для этого водитель сам проверяет глубину снега по будущей трассе движения, нет ли ям, камней, пней и других предметов, которые могут затруднить движение и повредить ходовую часть. Короткие участки глубокого снега преодолевают с ходу по инерции. Длинные участки бездорожья проезжают на пониженной передаче, с постоянными оборотами вала двигателя и используют колею прошедших автомобилей (рис. 57). При управлении автомобилем не рекомендуется круто поворачивать руль, чтобы не увеличить и без того значительное сопротивление качению колес. В случае застревания автомобиля в снегу буксование не допускается. Для вывода застрявшего автомобиля расчищают снег перед передними и задними колесами, откатывают автомобиль назад, подсыпают под ведущие колеса песок или подкладывают сучья или другой подручный материал. После этого преодолевают препятствие с разгона и продолжают движение.

При движении на автомобилях ЗИЛ-157, Урал-375, имеющих шины регулируемого давления и централизованную подкачку воздуха в шинах, можно преодолевать снежные препятствия большей глубины. Для этого водитель снижает давление в шинах до 1 – 0,5 ат., чем увеличивает площадь соприкосновения шин со снежным грунтом. Вследствие этого уменьшается и удельное давление на грунт, благодаря чему участки снежной целины сравнительно легко преодолеваются автомобилем, двигающимся на одной из низших передач.

Преодолевая ледяную переправу, надо знать необходимую для безопасного движения толщину льда и его состояние. Перед началом движения открывают обе двери кабины и высаживают людей из кузова. По сигналу регулировщика съезжают на лед осторожно, без толчков и рывков, затем увеличивают скорость и двигаются равномерно (рис. 58). Потрескивания льда и появления воды из его трещин бояться не следует.

При движении по шоссейным и другим дорогам с твердым покрытием в период гололедицы, когда поверхность дороги покрыта коркой льда, а сверху тонким слоем снега, водитель соблюдает особую осторожность на поворотах и спусках, снижая скорость движения до безопасных пределов. При начавшемся заносе надо прекратить торможение (если водитель перед этим тормозил) и, не выключая сцепления, повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Для движения по снежным и обледенелым дорогам следует применять цепи противоскольжения, надеваемые на ведущие колеса.

Опыт водителей-отличников убеждает, что, как бы ни были сложны условия для движения, водитель, в совершенстве овладевший техникой вождения (отлично знающий устройство и правила эксплуатации доверенного ему автомобиля, вовремя и четко выполняет любое задание командира.

Такие водители не только образцово выполняют задания по перевозкам войск и грузов, но добиваются при этом безаварийной эксплуатации автомобиля, экономии горючего, увеличения срока службы аккумуляторных батарей и резины.

Овладеть техникой вождения автомобиля, равняться на водителей-отличников – долг и обязанность каждого военного водителя.



Что еще почитать