Понятие и классификация международно-правовых стандартов. §1

Анализ международно-правовых документов в сфере прав и свобод человека показывает, что семья, материнство и дети пользуются особым покровительством международного сообщества. «Материнство и младенчество, - провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, - дают право на особое попечение и помощь.

Все дети, родившиеся в браке или вне брака должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Особые права несовершеннолетних и из зашита закреплены во многих международных конвенциях, как универсального., так и регионального характера. Например, в Конвенции относительно принудительного или обязательного труда, принятой генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) в 1930 г., установлено, что принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет не ниже 18 лет. Ученики освобождаются от принудительного труда.

Далее, существуют ряд международных актов, специально посвященных защите прав и свобод несовершеннолетних. Это не случайно, поскольку права ребенка - те же права человека, но применительно к несовершеннолетним. Кроме того, реалии современной жизни любого общества таковы, что дети пользуются не всеми правами и свободами взрослого человека. Так, например, некоторые права и свободы они могут осуществлять не непосредственно, а через своих родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Вот почему международное сообщество установило специальные гарантии осуществления прав и свобод детей.

В 1959 году (Резолюция 1386 от 20 ноября) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней провозглашены 10 основополагающих принципов, признавать и соблюдать которые призваны все родители, мужчины и женщины, как отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства.

Приведем эти принципы: 1.

Ребенку должны принадлежать все права, провозглашенные Декларацией, во всей их полноте. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и различии или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 2.

Специальная защита прав ребенка, предоставление ему возможности развития во всех отношениях, издание государствами своих национальных законов должны определяться главным соображением наилучшего обеспечения интересов ребенка. 3.

Ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения. 4.

Ребенок должен обладать социальными и экономическими правами: на социальное обеспечение, на здоровый рост и развитие, на специальный уход и охрану ребенка и его матери, на надлежащее питание, жилище, необходимые развлечения и медицинское обслуживание. 5.

Особой защитой должны пользоваться неполноценные дети. 6.

Ребенок имеет право на обеспечение и защиту своих интересов его семьей и родителями; малолетний ребенок не должен, за исключением особых случаев, быть разлучаем со своей матерью. В тех случаях, если дети лишены родителей либо они не имеют достаточных средств к существованию, соответствующие обязанности возлагаются на общество и государство. 7.

Все дети должны иметь равные возможности развивать свои способности. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для лиц, на которых возложена ответственность за его образование, прежде всего для его родителей. 8.

Ребенок должен пользоваться первоочередной защитой во всех случаях. 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не может быть объектом торговли, при его трудоустройстве необходимо учитывать возраст и иные особенности его развития и состояния. 10.

Ребенок должен быть защищен от практики, поощряющей дискриминацию. «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства в полном сознании того, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Большинство подобных международных документов по правам детей и механизме их защиты имеют рекомендательный характер. После принятия Декларации о правах ребенка 1959 г. появляется ряд международных документов развивающих положения и принципы, установленные в указанном документе. Так в 1974 г. принимается Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. 25 октября 1980 г. принимается Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей; в 1985 г., 29 ноября в Пекине (т.н. Пекинские правила)были приняты минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а в 1986 г. (3 декабря) - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях.

С учетом дальнейшего развития международных стандартов относительно прав детей по инициативе Польши в 1979 г. (Международный год ребенка), Комиссия ООП по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка, которая бы не только провозгласила права и свободы ребенка, но содержала бы и обязательства государств по их претворению в жизнь. Эта деятельность увенчалась определенным успехом. Эта сложная работа продолжалась 10 лет: 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция состоит из трех частей, охватывающих 54 статьи. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Нормы, зафиксированные в этой Конвенции, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В первую очередь в ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6).

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родители, или законных опекунов или каких- либо иных обстоятельств (ст.2).

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст.3), убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, на сколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (ст.7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8).

Ребенок имеет право проживать со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что разлучение ребенка с родителями необходимо, в наилучших интересах ребенка (ст.9).

Ребенок, разлученный с одним или обоими родителями, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителем (родителями), за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка (ст.10).

Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды имеет право свободно выражать эти взгляды по любым вопросам, затрагивающим ребенка (ст.12).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведении искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст.13).

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст.15).

Ребенок имеет право на защиту закона от вмешательства в осуществление его прав на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

Ребенок имеет право на свободный доступ к информации и материалам из различных международных и национальных источников, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (ст.17).

Дети, родители которых работают, имеют право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18).

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19).

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь государства (ст.20, 21), В Российской Федерации это закреплено в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года (О защите детей оставшихся без попечения родителей).

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок имеет право вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст.23).

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения и восстановления здоровья (ст.24). При этом государства уделяют первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Ребенок, помещенный компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защитой или физического либо психического лечения, имеет право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о нем (ст.25).

Государство признает за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимает необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст.26).

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка (ст.27), а также имеет право на образование (ст.28, 29). На основе этого вводятся бесплатное и обязательное начальное образование. Кроме того, вводятся различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность, доступность высшего образования, информации и материалов в области образования.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком (ст.30).

Дети должны иметь время на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст.31).

Государства признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32).

Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от незаконного использования детей в производстве наркотических средств и психотропных веществ и торговли ими (ст.33).

Ребенок имеет право на защиту государства от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, также от тех и других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.34).

Государства принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровне все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме (ст.35, 36).

Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступление совершенное лицами моложе 18-ти лет (ст.37). В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 19% года уголовная ответственность наступает с 16-ти летнего возраста, в определенных случаях с 14-ти летнего возраста.

Ни один ребенок не достигший 15-ти летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита (ст.38).

Ребенок являющийся жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов, имеет право на физическое и психологическое восстановление и социальную интеграцию в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (ст.39).

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, обвиняемый или признаваемый виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других лиц, и при котором учитывается возраст ребенка и желание содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст.40).

Ребенок имеет право при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь (ст.8 Декларации прав ребенка 1959 года).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на международном уровне права ребенка признаются, понимаются и выделяются в отдельную группу прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка содержит призыв ко всем государствам- участникам Конвенции с предложением международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, с учетом важности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития подрастающего поколения. Хотелось бы чтобы провозглашенные на бумаге в 1989 году принципы терпимости, свободы, равенства и солидарности в реальной жизни действительно поддерживались, и каждый ребенок нашей планеты жил в атмосфере счастья, любви и понимания.

Конвенция о правах ребенка установила международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции. Основным звеном этого механизма является Комитет по правам ребенка, который состоит из экспертов- граждан стран - участниц Конвенции. Комитет работает при ООН, на своих заседаниях (1 раз в 5 лет) он рассматривает периодические доклады государств о мерах по реализации в установленных в Конвенции прав: здесь и положительный опыт, трудности, сложности и пр., вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию практики реализации Конвенции. Государства - участницы должны широко обеспечивать гласность докладов в своих странах.

Конвенция о правах ребенка не предусматривает возможность подачи индивидуальных жалоб о нарушении прав, закрепленных в ней. Тем не менее, несовершеннолетние могут обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в том же порядке, что и взрослые. В 1946 году ООН образовала чрезвычайный фонд помощи детям ЮНИСЕФ, который в дальнейшем получил название Детский Фонд ООН.

Следует отметить, что некоторые положения Конвенции новы для нашего сознания, требуют специального обсуждения. Например, право ребенка свободно выражать свои взгляды, запрет сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и другие.

Сложную проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп несовершеннолетних. По основной своей направленности Конвенция- это продукт и принадлежность западной цивилизации. Для основного населения восточных государств с преобладанием мусульманской религии, других конфессий и традиций, некоторые положения Конвенции могут показаться спорными и должны быть критически переосмыслены.

Следовательно, возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребенка в различных регионах и государствах неодинаковы. Международное право подразумевает такую ситуации, когда по внутренним условиям какие-то страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем, одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его «духа», его философии. А идею конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Основные положения Конвенции о правах детей нашли свое воплощение в деле совершенствования механизма зашиты прав ребенка и в последующих международных документах ООН и ее организациях.

Так, в 1990 году была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря, содержащая Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В это же время принимаются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, или т.н. «Эр-Риядские руководящие принципы».

Тремя годами позже - 29 мая 1993 года в Гааге принимается «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», а 25 мая 2000 года в Нью-Йорке подписывается Факультативный Протокол К Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Вообще военные конфликты и дети - это достаточно сложная проблема и ее решение зависит от многих факторов.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения, гарантируя оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения.

Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных Конфликтов (далее ДПI), принятый в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманной помощи, которая должна осуществляться без какой- либо дискриминации. Приоритет в данном случае, в соответствии с четвертой Конвенцией и ДПI отдается детям, беременным женщинам, кормящим матерям, т.е. лицам, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

В этих документах устанавливается, что дети должны пользоваться особым уважением, быть обеспечены заботой и помощью; приняты все практически возможные меры, что не достигшие 15-ти летнего возраста дети не принимали участия в военных действиях. В ст.1 и 2 Факультативного протокола к Международной Конвенции о правах ребенка, открытого к подписанию и ратификации 5 июня 2001 г., содержится запрет призыва и вербовки на военную службу, а также участия в вооруженных конфликтах детей, не достигших 18-ти летнего возраста. Однако минимальный возраст в 18 лет не был установлен для всех случаев, что снижает ценность этого нововведения.

Следует отметить и такое важное по гуманной направленности положение, как запрет на вынесение смертного приговора лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, и на приведение его в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей. Это возрастное ограничение и расширение нормы о женщинах - беременных и матерях малолетних детей - закрепляются во многих нормах Женевского права (ст.68 четвертой Женевской Конвенции, ст.76 ДПI и т.д.) и совпадает с нормой п.5 ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.23, 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

  • Головинова Юлия Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Алтайский филиал
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
  • ГЕНДЕР
  • РАВЕНСТВО

Публикация представляет собой анализ системы международных стандартов права женщин. Автором показано, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами.

  • К характеристике международно-правовых актов, закрепляющих социально-экономические права женщин
  • Гендерное равенство и гендерные стереотипы как правовые категории
  • Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

Права женщин закреплены в универсальных международных договорах: Пакте от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах и Пакте от 19 декабря 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах . Оба Пакта признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашал значительные права предусмотрены в отношении охраны семьи, материнства и детства, охраны здоровья, закреплял право на образование (ст. 10-14). Мужчины и женщины были уравнены в пользовании правами, закрепленными в Пакте (ст. 3).

Всеобщая декларация прав человека и Международный пакты, составившие базу для международно-правовых стандартов в области прав человека, имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартии прав индивидуума − отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.), долгие годы на международной арене и в науке отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция .

Однако зарождалось третье поколение прав - после гражданских, политических, социально-экономических, охватывающих права тех категорий граждан, которые по социальным, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны государства и мирового сообщества. В центре этого круга прав стоят женщины, поскольку нуждаются в особой защите государства, так как в силу специфики своих физиологических характеристик далеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека

Нормотворчество деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г. и была ратифицирована в этом же году СССР. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями .

29 января 1957 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая вступила в силу в 1958 г. Конвенция содержит три основные положения, касающиеся гражданства замужней женщины. Гражданство не подлежит автоматическому изменению при вступлении женщины в брак, расторжении брака или перемены гражданства мужем во время брака. Приобретение мужем гражданства другого государства не является препятствием для сохранения женой своего гражданства. Также жена иностранка имеет право на получение гражданства своего мужа в специальном упрощенном порядке, если предоставление такого гражданства не противоречит интересам государственной безопасности или публичного порядка .

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию . СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

В сложившейся системе действующих международных правовых актов, закрепляющих принцип гендерного равенства, целесообразно выделять совокупность норм, регулирующий экономическую сферу деятельности - защиту прав трудящихся женщин. Значимым органом здесь выступает Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации − вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики .

Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в год своего основания международная организация труда приняла первые две Конвенции - №3 Об охране материнства и №4 О труде женщин в ночное время.

Важнейшим из документов МОТ является Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, принятая МОТ 29 июня 1951 г., ратифицированная Советским Союзом в 1956 г. Тем самым МОТ был сделан важный шаг к реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола.

В дальнейшем положения Конвенции № 100 нашли продолжение в Конвенции № 111 против дискриминации в области труда и занятости, ратифицированной нашей страной в 1961 г. В документе определен смысл понятия «дискриминация» в области труда и занятий, как недопущение, предпочтение по различным признакам, которые приводят к нарушению равенства возможностей. При этом под терминами «труд» и «занятия» подразумевается и доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и различным занятиям. Эти положения нашли свое дальнейшее закрепление в понятии «дискриминации в отношении женщины» в Конвенции 1979 г.

Конвенция 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин уделяет большое внимание вопросу гендерного равенства в области трудовой занятости. Конвенция выдвинула требования равных условий труда для мужчин и женщин, равного подхода в оценке качества труда. О праве на справедливое вознаграждение, на равную оплату за равный труд говорят региональные документы, в частности Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г.

Отечественные ученые в целом отмечают проблему снижения эффективности Конвенции ООН 1979 г. По их мнению, оно обусловлено рядом оговорок, внесенных государствами, подписавшими данный документ. В свою очередь, эти оговорки позволяют сохранять дискриминационное законодательство в ряде областей. К примеру, в вопросе гражданства детей; равного права супругов на развод; свободы выбора рода занятий и профессии и т.д.

В целом XXI век был назван Организацией Объединенных Наций веком женщин и демократии. Глава ООН Пан Ги Мун на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2016 года объявил о создании Группы высокого уровня по решению проблем реализации, в частности, экономических прав женщин. Было заявлено, что эта группа примет ряд мер, направленных на «ликвидацию гендерного неравенства, царящего во всем мире».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что со второй половины XX в. в мировом сообществе получил развитие процесс разработки правовых актов в области защиты гендерных прав. В соответствии с принятыми конвенциями и пактами в данной области, женщины были уравнены в правах с мужчинами. На пути движения к достижению гендерного равноправия в мировых масштабах международные акты предписывали государствам внедрять принципы равноправия мужчин и женщин в свои конституции и действующее законодательство. Несмотря на принятые многочисленные международные правовые акты в области защиты прав женщин, прогресс, достигнутый женщинами, продвижение по этому пути во многом проходит медленно и беспорядочно. Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией как скрытой, так и явной.

Список литературы

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 45-73.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 30-45.
  3. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 30.
  4. Конвенция о политических правах женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 122-126.
  5. Конвенция о гражданстве замужней женщины // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 18.
  6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права человека. Сборник международных документов. М., 1986. С. 126-144.

Конвенция о правах ребенка.

Признавая необходимость «грамотности в области прав человека», ООН объявила период с 1995 по 2005 год десятилетием просвещения в области прав человека. Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности ООН и ЮНЕСКО. За полвека существования эти организации приняли более ста документов (декларации, конвенции, пакеты и рекомендации) по этой проблеме. Однако не только их количество служит показателем значимости усилий международнойорганизации, главное в том, что ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав на одну из наиболее уязвимых групп общества – детей.

Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стаи назвать Конвенцию великой хартией вольностейдля детей, мировой конституцией прав ребенка.

Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю.

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Нации в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Дети, их благополучие и права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Необходимость особой защит прав ребенка была признана и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 19), в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвекции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвекции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ухудшение положения детей потребовало от мирового сообщества принятия такого документа, в котором бы не просто декларировались их права, а на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты этих прав. За 30 лет существования Декларации прав ребенка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому Конвенция прав детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особо остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в1979 году. Десять лет, с1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, страстного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка. Это своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка)отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недоступность его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

«Наилучшее интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Мы не ставим перед собой задачу подробно изложить содержание всех 54 статей Конвенции, однако попробуем кратко их описать.

  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка
  • Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
  • Во всех действиях судов,учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
  • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех,прав без какой- либо дискриминации или различий.
  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
  • Государства должны содействовать воссоединению семей,разрешая въезд на свою территорию или выезд с нее.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им фактического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.
  • Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс установления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намериваться ввести ребенка из страны, где он родился.
  • Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу. (Хотелось бы подчеркнуть непривычную до недавнего времени для нашего общества мысль, что не инвалида приспосабливают к условиям, а окружающую среду, жизнь к его возможностям и особенностям.)
  • Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
  • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
  • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.

В отечественной науке международное право характеризуется как особый правовой комплекс. Имеется в виду его отличие от права как совокупности юридических норм государства (соответственно внутригосударственной правовой системы). Такое отличие прослеживается по предмету регулирования, основным субъектам, способу создания (формирования) норм, методу правового регулирования, формам существования (источникам) норм, механизму обеспечения их реализации.

Как показано в предыдущем параграфе настоящей главы, основным предметом регулирования международного права являются прежде всего межгосударственные отношения, а национального права - внутригосударственные отношения.

Основными субъектами в первом случае выступают неподчиненные чьей-либо суверенной власти государства и создаваемые ими международные организации, во втором - находящиеся под юрисдикцией государств физические и юридические лица, государственные органы.

Способ создания норм международного права (международное нормотворчество) представляет собой сложный механизм согласования государствами своих интересов и внешнеполитических позиций. В результате согласованного волеизъявления нескольких, многих или всех государств (международного сообщества в целом) определяется содержание правил и признается их обязательность. Нормы национального права создаются путем одностороннего принятия актов компетентных органов государства.

В основе разграничения лежит и метод правового регулирования. Основным в международном праве является метод координации, согласования интересов, позиций различных государств при заключении договоров, выработки в практике и признания обязательности конкретного правила как нормы обычного права. Во внутреннем праве (особенно в регулировании публичных отношений) используется прежде всего метод властных предписаний (субординационный метод).

Формы существования правил (норм), т. е. источники международного права, традиционно представлены в виде международных договоров и международных обычаев, что не исключает появление новых вариантов воплощения нормотворческой деятельности государств и межгосударственных структур. Основными источниками национального права являются прежде всего нормативные правовые акты компетентных органов государства.

Международному праву присущи особый механизм и специфические процедуры обеспечения реализации его норм, включая применение в необходимых случаях принудительных мер при отсутствии централизованного аппарата принуждения. Оно располагает достаточно действенным механизмом обеспечения реализации принятых норм, взаимоприемлемыми процедурами решения межгосударственных споров мирными средствами, эффективными средствами противодействия угрозам и акциям, несовместимым с международным правопорядком.

Соблюдение национального права обеспечивается самим государством с помощью иерархического централизованного аппарата, включая правоохранительные, принудительные и карательные органы.

Нормативная структура международного права специфична, поскольку включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, основными, общепризнанными принципами и нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств, либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно универсальные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку на основе таких принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет свое международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и собственные международно-правовые компоненты.

Основными источниками международного права для России, как и для всех других государств, выступают универсальные международно-правовые акты - Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Международные пакты о правах человека 1966 г., конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., о борьбе с актами ядерного терроризма, по морскому праву, Договор по космосу и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи.

Вместе с тем только для России и взаимодействующих с ней в конкретных вопросах государств источниками международного права являются, например, Устав СНГ 1993 г., Договор по открытому небу 1992 г., Устав Совета Европы 1949 г. и европейские конвенции, которые подписала и ратифицировала Россия (ЕСПЧ, о защите национальных меньшинств, о выдаче, о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о пресечении терроризма и др.), Хартия ШОС 2002 г., Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС 2007 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., заключенная Россией, США, Канадой и Японией, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера - о режиме государственной границы, о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, о научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества . Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе (и только в ней), регулирующего международные отношения, внешнеполитические действия государств. В принятом понимании, следовательно, международное право - самостоятельный правовой комплекс и основанная на его нормах и реализующая эти нормы правовая система.

Вместе с тем международное право есть часть формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом внутригосударственное (национальное) право взаимодействующих государств. Имеется в виду согласование, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании внутригосударственных отношений, непосредственно применяются как компоненты правовой системы государства.

С этим связано то, что можно назвать встречным движением в современном праве: международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему, к юрисдикционным прерогативам каждого государства; законы же и иные нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил и приоритетном в коллизионных ситуациях применении международных правил.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Россией международно-правовые нормы являются составной частью правовой системы государства.

Функциональное назначение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в ее правовой системе характеризуется двоякого рода внедрением.

Во-первых, это воздействие на содержание Конституции РФ, прежде всего ее гл. 2, и положения федерального законодательства, включая кодексы. Применительно к Конституции речь идет не только о внедрении принципов и иных норм международного права, которые уже воплотились в конституционных формулировках, но и о последующем влиянии на ситуации толкования содержания многих предписаний, о чем прежде всего свидетельствуют правовые позиции, выраженные в решениях КС РФ, и на потребности конкретизации, проявившиеся в отдельных правилах законодательства.

Среди многочисленных фактов договорного влияния на федеральные кодексы можно отметить формулировки ст. 4 ТК РФ о запрещении принудительного труда, в которых учитываются нормы Конвенции МОТ об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г., и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также предписания ст. 131 о формах оплаты труда со ссылкой на международные договоры РФ.

Во-вторых, это прямое действие (непосредственное применение) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в рамках их участия во внутригосударственном правовом регулировании (подробнее об этом см. гл. 7 настоящего учебника).

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством, т. е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Таким образом, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а следовательно, и расширением нормативной основы , поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений, подлежащих в принципе внутригосударственному правовому регулированию. Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм.

Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции, а также правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (в том числе индивидов и юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.

  • Подробнее об этом см.: Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 9-12; Тун-кин Г. И. Теория международного права. М., 1970.

Основополагающим международным стандартом в области защиты прав детей являются принятые Организацией Объединенных Наций Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Принятие Декларации прав ребенка было вызвано необходимостью создать всеобщие рекомендаций, какие именно права и свободы детей без различия расы, пола, языка и религии должны подлежать универсальному уважению и соблюдению. Декларация состоит из преамбулы и 10 принципов, провозглашающих основные права и свободы, которые должны принадлежать детям, такие как:

Право на имя и гражданство,

На социальное обеспечение,

На здоровые рост и развитие,

На особую заботу,

На любовь и понимание,

На получение образования,

На игру,

На защиту от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и другие .

Декларация прав ребенка была принята с целью обеспечить детям счастливое детство, и призывает родителей, отдельных лиц, организации, государственные органы и государства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права и свободы детей.

Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы, III частей и 54 статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия . Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Особенно выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях и т. п.



Конвенция охватывает широкий перечень прав, которые можно сгруппировать в три категории:

Обеспечение,

Участие .

Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например, пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в принятии решений, касающихся их жизни, и на участие в жизни общества .

Конвенция - это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, давая возможность родителям, другим членам семьи или опекунам играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников .

Закрепляя основные права детей, Конвенция преследует три основные цели:

Вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров. Некоторые из этих прав, например защита от пыток, вполне очевидно, касается также и детей. Другие, например, право выражать мнение, свобода собраний, свобода вероисповедания и право на социальное обеспечение, привели к горячим дискуссиям во время подготовки документа в отношении того, могут ли и должны ли дети иметь такие права и если да, то в каких случаях. Было очень важно вновь подтвердить, что они должны иметь такие права, равно как и тот факт, что и дети тоже люди;

Укрепить некоторые основные права человека, с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей. Очевидным примером являются условия труда, которые должны быть более легкими для детей и молодежи, чем для взрослых. Другим примером являются условия, при которых детей можно лишать свободы;

Установить нормы в тех областях, которые особенно актуальны для детей. Конвенция затрагивает весьма специфичные вопросы, касающиеся детей, например процедуры усыновления (удочерения), доступ к начальному образованию, защита от злоупотреблений и отсутствия заботы в семье, а также взыскание алиментов .

Цели Конвенции о правах ребенка отражены на рисунке 4 (см . приложение А2).

Конвенция содержит три основных новшества. Во-первых, она вводит понятие «прав участия» для детей и признает значение информирования самих детей об их правах. Во-вторых, Конвенция поднимает такие вопросы, которые раньше никогда не рассматривались в международных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств принимать шаги для традиционной практики, вредящей здоровью детей. В-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, и в частности вопросы, касающиеся усыновления (удочерения) и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних .

Конвенция также вводит две важные концепции, имеющие большое значение:

- «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 3) становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей»;

Принцип, в соответствии с которым родители (или другие лица, несущие ответственность за ребенка) обязаны должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка получать и осуществлять эти права (ст. 5) .

В качестве руководящих принципов, которые являются основой для всех прав, можно выделить следующие:

О предотвращении дискриминации (ст. 2);

О наилучших интересах ребенка (ст. 3);

О праве на жизнь, выживание и развитие (ст. 6);

Об уважении взглядов ребенка (ст. 12) .

Учитывая тот факт, что Конвенция запрет на призыв и вербовку в вооруженные силы и участие в военных действиях детей в возрасте лишь до 15 лет, Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах . Протокол предусматривает, что государства, участвующие в нем, обеспечат, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали бы непосредственного участия в военных действиях и не подлежали бы обязательному призыву на военную службу.

25 мая 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии .

Республика Беларусь ратифицировала как Конвенцию о правах ребенка , так и факультативные протоколы к ней , .

Требования Конвенции подлежат безусловному выполнению каждым государством-подписантом. Контролирующим органом ООН в этой области деятельности Конвенцией (ст. 43) признан Комитет по правам ребенка .

Кроме вышеназванных документов ООН с целью охраны детства приняла ряд иных документов, такие как:

Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.,

Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.,

Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.,

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и другие.



Что еще почитать