Правовой режим внутренних морских вод. Международное морское право

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы);

морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором -- например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

42. Внутренние морские воды

Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа которых не превышает 24 морских миль.

Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Прибрежные государства вправе сами определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима либо наибольшего благоприятствования.

Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них. Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе обычая пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Внутренние разборки Как это было Новый год начался с больших проблем. Сначала все было спокойно, ничего особенного не намечалось. Группировка жила обычной жизнью, характерной для московской братвы, – разборки, «стрелки», вечером и ночью – отдых в ночных клубах и казино.

Из книги Международное право автора Вирко Н А

42. Внутренние морские воды Внутренние морские воды – это воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:1) акватории

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

81. Внутренние войска В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Проектирование будущего автора Фреско Жак

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

Из книги автора

Из книги автора

6.3 Внутренние функции государства Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений,

Из книги автора

110. Акты, регулирующие морские перевозки Морские перевозки грузов могут быть следующих видов: –?линейные (регулярные) перевозки, когда известен точный маршрут судна, время отправки и прибытия в порт;–?трамповые, в основе которых лежит чартерный договор: а) рейсовый

Из книги автора

Из книги автора

§ 11. Древние морские сигналы Для подачи сигналов о наличии мелей, скал и других опасностей для мореплавания с древнейших времен практикуется установка вблизи таких мест маяков. Первые маяки на Средиземном и Черном морях – районах с развитой морской торговлей –

Из книги автора

Глава 2 Морские катастрофы по вине экипажа

Из книги автора

§ 12. Морские мошенники Капитан А. Боулалас, президент «Матрикс мэри-тайм» – независимой компании по морским исследованиям и консультациям, главная контора которой расположена в Нью-Йорке, заявил, что мошенничество только с танкерами обходится в миллиарды долларов. За

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства, и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морские мили. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 морские мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы - Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т.д.; проливы - Гудзонов, Карские ворота; моря - Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государствами обычную норму. Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется по соглашению между прибрежными государствами;
  • расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. В Российской Федерации он определен прежде всего Законом о внутренних морских водах РФ.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуется на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные прибрежным государством открытыми порты. Перечень открытых портов и правила, которые применяются во внутренних морских водах, доводятся до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям».

По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт- Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.).

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля). Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги

(ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование, рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул государства флага судна. Гражданская юрисдикция предполагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются государственные некоммерческие и военные суда.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о внутренних морских водах РФ на иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах Российской Федерации распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации. Эти вопросы могут регламентироваться двусторонними договорами РФ о морском торговом судоходстве. В них, как правило, предусматривается, что компетентные органы прибрежного государства не рассматривают гражданские споры, связанные с трудовыми правоотношениями и работой на борту судна. Вместе с тем положения об уголовной юрисдикции могут различаться. Например, п. 3 ст. 16 Соглашения с Болгарией 1995 г. предусмотрено, что «в соответствии со своим национальным законодательством каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении любого преступления, совершенного на борту судна другой Договаривающейся Стороны, во время его пребывания в ее порту или в ее внутренних морских водах». А в соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения с Грузией 1996 г. члены экипажа судна, совершившие преступление на борту, не будут преследоваться по закону прибрежного государства без согласия компетентного дипломатического или консульского должностного лица государства флага, за исключением случаев, если: последствия правонарушения распространяются на территорию государства, в котором находится судно; правонарушение имеет такой характер, что им нарушается правопорядок в этом государстве или создается угроза его безопасности; правонарушение совершено против любого лица, не являющегося членом экипажа этого судна; привлечение является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного государства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

Международное морское право.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. К внутренним морским водам относятся воды портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, если эта линия превышает указанное расстояние, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству (например, залив Петра Великого и пролив Карские ворота относятся к внутренним водам России); воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (используются когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов).

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние вод и порты пребывания в них и выхода из них. Национальные правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда входят во внутренние воды и порты по разрешению. Иностранные невоенным судам по общему правилу разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты; военные корабли иностранных государств обычно заходят во внутренние воды на основе разрешения (приглашения) иностранного государства.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных на море людей и пр.

Территориальное море и прилежащая зона.

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Государство устанавливает ширину территориального моря, не превышающую 12 морских миль . Нормальной исходной линией для отсчета ширины территориального моря является линия наибольшего отлива . В местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов, допускается определение ширины территориального моря с использованием метода прямых исходных линий . Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия, если иное не будет установлено международным договором.

В отличие от внутренних вод, судам иностранных государств предоставляется право мирного прохода через территориальное море . Проход должен быть непрерывным и быстрым, не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (например, осуществляющее право мирного прохода судно не может вести пропаганду, имеющую целью посягательство на оборону и безопасность прибрежного государства, рыболовную, исследовательскую или гидрографическую деятельность, любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу) .

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем Конвенцией ООН по морскому праву и национальным законодательством прибрежного государства (в частности, об охране окружающей среды) правовой режим Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в своем территориальном море .

В прилежащей к территориальному морю зоне (шириной не более 24 морских миль от исходных линий территориального моря) прибрежное государство вправе осуществлять таможенный, фискальный, иммиграционный, санитарный контроль, контроль за соблюдением режима территориального моря .

Открытое море.

К открытому морю относятся все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды .

Международное право провозглашает свободу открытого моря для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, включая свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований, с ограничениями, установленными нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, с учетом заинтересованности других государств в пользовании свободой открытого моря .

На государства в открытом море возложен ряд универсальных обязанностей, в частности, обязанность оказания помощи на море, обязанность предпринимать эффективные меря для предотвращения перевозки рабов на судах, обязанность сотрудничать в пресечении пиратства, обязанность сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, обязанность сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, обязанность предпринимать необходимые меры и сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых для сохранения живых ресурсов моря мер .

Для осуществления этих обязанностей военный корабль вправе осмотреть встреченное в открытом море судно, только если это судно не является военным кораблем другого государства либо судном, принадлежащим другому государству (эксплуатируемым им) и состоящим на некоммерческой государственной службе .

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря . Прибрежное государство обладает рядом суверенных прав в своей исключительной экономической зоне, в соответствии с нормами международного права, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает суверенными правами в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, юрисдикцией в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды . Например, в отношении искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство обладает исключительным правом на их сооружение, а также разрешает и регулирует их создание, эксплуатацию и использование в своей экономической зоне . В отношении живых ресурсов прибрежное государство определяет их допустимый улов в своей исключительной экономической зоне .

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .

Континентальный шельф.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий территориального моря и не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты) или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние . Так что обычно континентальный шельф представляет собой дно под такими морскими пространствами как внутренние воды, территориальное море и исключительная экономическая зона, или немного выдается в открытое море.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права целях его разведки и разработки его природных ресурсов , в соответствии с международным правом, прежде всего, Конвенцией ООН по морскому праву, и своим национальным законодательством. В частности, прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей . На континентальном шельфе действует свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов .

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права и справедливости. Соответствующий спор может быть разрешен Международным трибуналом по морскому праву, Международным судом ООН, арбитражем либо специальным арбитражем .

Проливы и международные каналы.

Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства, применяется право мирного прохода в порт прибрежного государства (например, Мессинский пролив около Сицилии).

Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого соря (исключительной экономической зоной) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоной), применяется право мирного прохода через территориальное море прибрежного государства (например, Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантикой).

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, и на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды.

Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдвинутые в море портовые сооружения.

Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто большее, чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше 24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход в которые хотя и превышает 24 мили, но все воды которых исторически считаются внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например, залив Петра Великого -- 102 мили, Гудзонов залив -- около 50 миль).

Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок захода иностранных судов в его внутренние морские воды.

Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На иностранные торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

Под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда закреплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлением не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вмешательство не является международным обязательством такого государства.

Судебные власти прибрежного государства вправе рассматривать гражданские иски в отношении иностранного торгового судна, находящегося в его внутренних морских водах. В обеспечение исков или решений компетентные власти прибрежного государства могут задерживать и арестовывать иностранное торговое судно. На практике прибрежное государство отказывается от рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством, его физическими или юридическими лицами.

Иностранные торговые суда в портах обязаны соблюдать административные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществлению санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою территорию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил влечет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными договорами.

Архипелажные воды

Конвенция ООН 1982 года ввела новую правовую категорию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппины) и не применим к архипелагам, являющимся частью территории прибрежного государства.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.

Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипелага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территориального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа.

Территориальное море

Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским (и/или архипелажным) водам государства, на который распространяется его суверенитет. Суверенитет осуществляется с учетом норм международного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с термином «территориальное море», который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин «территориальные воды». В некоторых государствах территориальные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина «территориальное море» предпочтительней.

Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским поясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государствами.

Так, о признании этой ширины территориального моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в позициях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря производится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствующие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря установлен Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства, который распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного государства в отношении территориального моря, которые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре допустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непреодолимой силы или бедствия или когда требуется оказание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Вопрос о юрисдикции в территориальном море решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного государства. Вместе с тем если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, международную ответственность несет государство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в территориальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориальное море, или в территориальном море во время осуществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает никаких действий по осуществлению уголовной юрисдикции, если преступление совершено на борту иностранного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного прибрежного государства.

Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после выхода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через территориальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответственности, возникших во время или в целях такого прохода. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Открытое море

При определении понятия «открытое море» используют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обоснованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.

Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: «Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить» .

Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время закреплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.

Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искусственные острова и другие установки и свободу научных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государством не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.

Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частности, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, технических и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу судна «Лотос» в 1927 г.) .

Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголовной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в открытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное преследование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.

Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.

Прежде всего, это право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, например, в Конвенции по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предусматривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.

Военные корабли вправе останавливать и проводить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отказывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по горячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилегающей зоне прибрежного государства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила данного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нарушение тех правил прибрежного государства, для защиты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства.

К обязанностям государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектования, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Конкретные нормы содержатся в международных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регулируются Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкновений, содержатся в Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции -- 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) -- предусматривают, что каждое государство вменяет капитану судна, плавающего под его флагом, следующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) следование со всей возможной скоростью на помощь терпящему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкретные вопросы оказания помощи регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года.

Проливы, используемые для международного судоходства

Многие проливы являются единственными или наиболее удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтийские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была подтверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.

Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулируется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает различный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отношение к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и плавания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.

Конвенция предусмотрела различные правила прохода через проливы для военных кораблей черноморских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомогательные суда), общего тоннажа военных кораблей нечерноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).

Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом линейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей воюющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, поскольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода черноморскими державами и за 15 дней нечерноморскими. Конвенция учитывает интересы морского судоходства и безопасность Турции. Поэтому принятые Турцией в 1994 году национальные правовые акты, усложняющие режим прохода через проливы, могут и должны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвенции 1936 года.

Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей которого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Данией за проход судов через проливы) и установил свободу прохода.

Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие «проливы, используемые для международного судоходства», которое является более широким по сравнению с понятием «международные проливы», данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциденту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными международными договорами, Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.

Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).

В таких проливах устанавливается транзитный проход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответствии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недопущению рыболовства, запрещению погрузки (выгрузки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержащиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопустимо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершенно исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет летательных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном -- возможен проход как в надводном, так и в подводном положении.

Во-вторых, это проливы, которые соединяют открытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и континентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.

В-третьих, это проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судоходства.



Что еще почитать