Россия – светское государство. Понятие светского государства

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле – иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня – Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»,* где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

23Основные характеристики России как федеративного государства

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права. Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т.е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации – унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики – субъекты федерации. Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990–1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.


24 Конституционные основы экономической системы России

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений, участниками выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышение цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т. д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме согла-80

шения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок;

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров кругу продавцов или покупателей.

Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов закон предусматривает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений,- предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.

Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; 81

о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах -частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции указывается (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать 82Л

по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ. Они могут образовывать общую совместную или долевую собственность путем добровольного объединения своих земельных долей, но законодательно это не закреплено.

Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что в Российской

Федерации иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, изданными в пределах их полномочий.

25 Конституционное закрепление суверенитета Российского государства

Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:

1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;

3) суверенитет государстване является неограниченным . С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;

5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;

6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства.

35 Общая характеристика личных прав и свобод российских граждан

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:
- право на жизнь (ст. 20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
- право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
- право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);
- право на свободу совести (ст. 28).

37 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционныхправ человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать наполучение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятсяправо на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскуюпомощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются наконституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаютсяв конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а такжеразвивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно безпредоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

55 Понятие федерации как формы государственного устройства

Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц ;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти : федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами , не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

71 Конституционный статус Президента Российской Федерации

В Российской Федерации институт президента был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». 12 июня 1991 г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР -Б.Н. Ельцин.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется гл. 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

  • Светское государство - государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

    "В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга."

    "Светскость может также выступать в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) политико-правового принципа; 3) политико-правовой характеристики государства; 4) политико-правового института; 5) политико-правового требования; 6) системы политико-правовых отношений; 7) политико-правового процесса."

    правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

    Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т. е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций. С точки зрения приоритета правового подхода юридически корректным является определение светскости государства как мировоззренческого нейтралитета, поскольку правового определения «религии», а значит, и «религиозного», не существует. Только в этом случае светскость - одна из важнейших гарантий свободы мировоззренческого выбора."

    Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее - медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

    В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

    Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и т.д).

    Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

    Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

    В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организац

Светское государство (фр.: l"Йtat laпque; англ.: the secular state) - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В Светском государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.)

Противоположностью Светскому государству, является теократическое государство, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Содержание этого положения раскрывает ст.4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", См.: Собрании законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465. где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

В ст.14 Конституции РФ указывается, что РФ - Светское государство. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов: не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" См.: Собрании законодательства РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.

Действующая Конституция в ст.14 впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. За сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию уже нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан. Однако сейчас на первый план выступают новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, обеспечение религиозной безопасности и предупреждение (пресечение) деятельности преступных сообществ, маскирующихся под религиозные объединения. Грамотность решения этих и многих других вопросов, связанных с религиозной жизнью в стране, зависит от степени наполнения принципа светскости реальным содержанием, отвечающим современному уровню развития государственно-конфессиональных отношений.

В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина "светское государство". При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О. Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. См.: Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000. С. 433; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 193. . Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что "Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной" См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред.А.Е. Постникова. М., 2007. С. 74.

Светское государство

Сейчас важное значение имеет реализация принципа светскости, что предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный , эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный , идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Литература

  • Понкин, И. О типологии светских государств / И. Понкин. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2004. – № 1 (27)
  • Безнюк, Д. Национальная и религиозная безопасность Беларуси: социологический аспект / Д. Безнюк. // Социология. – 2006. – № 1.
  • Шкурова, Е. В.Социальные аспекты функционирования светского государства в Республике Беларусь / Е. Шкурова. //Философия и социальные науки. - 2007. - № 4

См. также

  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Светское государство" в других словарях:

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь

    Светское государство - государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Юридический словарь

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе … Энциклопедия юриста

    Конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права

    светское государство - конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь

    Светское государство - это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь

    Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

Книги

  • Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов. Учебное пособие , Краснов Михаил Александрович. В книге раскрываются смысл и содержание наиболее сложных для понимания конституционно-правовых явлений, таких как конституция, правовое государство, демократия, светское государство,…

Светское государство - такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Еще римское право возникло в начале III в. до н.э., как самостоятельная светская юридическая наука.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек - есть творение Бога, а с другой - социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской - означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права - права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, мысли, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция что означает (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь не маловажную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно - правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют признаки, которые были свойственны римскому частному праву: светский характер, индивидуализм, высокий уровень юридической техники. Римскому частному праву посвящено огромное количество научных трудов. Поэтому оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических высших учебных заведениях.

На формирование правовых систем в некоторых современных государствах активно влияют различные мировоззренческие формы, исключением не стала и религия. При этом это влияние может проявляться независимо от формального места религии в государственной жизни - и в светских, и в клерикальных государствах.

В клерикальных государствах соответствующая религия является опорой государственной и общественной жизни, а источники религиозных текстов выступают фундаментальным, основным законом, атеистическая идеология - основой формирования правовой системы. В отдельно взятых светских государствах влияние религиозных правил и институтов обнаруживает тенденцию к укреплению, проникновению во все более широкие сферы государственной жизни. В других - наоборот: раз и навсегда установленные религиозные нормы, оказавшиеся неприспособленными к изменяющимся условиям общественно-политической жизни, утрачивают способность оказывать регулирующее воздействие на общественную жизнь в государстве. Но даже в последнем случае традиционно - религиозные привычки и обыкновения, тысячелетиями определявшие обиход и общественный уклад жизни народов, исповедующих ту или иную религию, продолжают воздействовать на поведение людей, обусловливая те или иные поступки людей. Сегодня это признано и на политическом уровне: «Церкви, синагоги, пагоды и мечети ведут наш народ к гуманизму».

Немалое количество современных государств, признали религиозные идеи основой государственной идеологии, а религиозное право, наряду с государственным, выполняет социально регулирующую функцию государства. Теистическое происхождение объясняет характер права, сложившегося на базе религиозных норм. Священные писания, религиозные сочинения, тексты жизнеописаний пророков, святых, основоположников религиозных учений и т.п. выступают источниками права религиозных правовых систем.

Не малое количество современных государств, народы которые исповедуют христианство (это в основном государства Америки и Европы), религии отводится место нравственно - морального этического регулятора общественных отношений. В системе общественных норм религиозный регламент выступает в качестве моральных предписаний. Но исторически христианские религиозные правила и нормы стали источником и насыщенным материалом для установления в этих государствах официально нормативно правовым уставом. Преобразование религиозных норм в законы государств, население которых исповедует христианство, произошло так давно, что о религиозных корнях правовых систем современных государств и предопределенности права церковными догматами практически не говорят.

Ренессанс европейской цивилизации, формирование современной ее ипостаси связывается с Новым временем. Возрождение во многом опиралось на тот культурный запас, который сохранило просвещенное сословие того времени-то есть духовенство. Христианство тогда выступало даже не столько идеологическим фундаментом, сколько являлось неотъемлемым проявлением всех сторон общественного обихода. Миропонимание общества формировалось под воздействием религиозных представлений.

Опыт христианско - правовой регламентации общественно - политической жизни в отдельном государстве имеется, и весьма комплементарный. Сконструированное целиком на религиозных нормах христианское государство было в первые основано в Парагвае после того, как он был покорен Испанией и переформирован в колонию. Члены Ордена иезуитов на базе католических религиозных правовых принципов и норм организовали иезуитское государство - Республику Гуарани. Существование данного государства продлилось не так долго - с 1610 по 1768 гг., однако опыт религиозно - правового оформления его государственных институтов позволил французским философам эпохи Просвещения Ш. Монтескье и Д. Дидро дать хорошую оценку нравственному содержанию жизни в этом государстве. Уважение к авторитету власти, равенство во владении необходимой собственностью, а равно уважение личности, справедливое распределение социальной помощи, стимулирование познавательных устремлений и конечная цель - сделать людей просто счастливыми - характеризовали «внутреннюю» политику этого христианского государства.

Все без исключения европейские земли в своем развитии прошли фазу, когда светские и церковные организации, а так же институты в равной мере предопределяли политическую жизнь: преследование грешников осуществляла не только церковь, но и государство, преимущественное право светской власти возлагалось только с «благословения» церкви. В истории России был период до начала XIX в, когда церковь была наделена полномочиями государством налагать уголовные наказания на виновных в преступлениях, подсудных церкви; в первой половине XIX в. церковное покаяние в монастырях было одним из видов гражданского наказания.

Религиозную историю имеет и формирование государственных институтов. Например, во всех современных государствах с христианским населением конституционно установлено требование об обязательном гражданстве главы государства - независимо от характера замещения этой должности: в порядке выборов или наследования. Источником данной нормы по праву считается ветхозаветное предписание которое звучит следующим образом: «из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою иноземца».

Предписания христианского права со временем стали утрачивать свою пригодность темпам и потребностям развития товарно - денежных экономических отношений. Постепенно юрисдикционные полномочия церкви практически во всех государствах с христианским населением трансформировались в светские органы власти; компетенцию церковных организаций, положение церкви, и их отношения с государственными органами стало предопределять государство. В прочем и теперь некоторые государства сохраняют компетентность церкви в разрешении некоторых вопросов касающегося частного права, к примеру разрешения вопросов заключения и расторжения, брака а так же его действительности. К примеру, в Италии предусмотрены как гражданская, так и церковная форма брака; необходимо лишь уведомить об этом государственные органы о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания. Если учесть следующую роль, которую играет церковь в католических государствах - в той же Италии или, к примеру, в Испании, в виду того что католики составляют подавляющее большинство населения этих стран, можно сказать, что церковная форма брака является обязательной.

Своеобразным государством является Израиль. Особенным признаком иудейского права обычно называют такую особенность, как этническая принадлежность. Историческо - культурное значение нормативного составляющего иудейского вероучения на прямую, связано с помощью средств религиозной ориентации к разрешению главным образом проблем национальной идентичности, сохранению сложившегося уклада бытия. Действительно, стремление к ограждению национальной общинной жизни от допустимого влияния национальной культуры или религии других этносов дефилирует определяющей идеей иудейской религии. Бого избранность еврейского народа, мессианское назначение его земного пребывания - тот идеологическое предание, которое сложилось в религиозной среде и служит, прежде всего, культовым интересам. Поддержание данного мифа, передача его из века в век - черта, метод и феномен иудейской религиозной идеологии. Эта тривиальность отражена и в сложившемся на ее основе иудейском праве, укоренившемся в государстве Израиль.

Мусульманских государств, к настоящему времени остается не так уж и много, где нормы мусульманского права действовали бы, полностью обеспечивая тем самым координацию определенной отрасли права. Только в странах Персидского залива и на Аравийском полуострове и только нормы семейного права и об уголовных наказаниях действуют в классическом виде мусульманского права. В тот же момент во многих исламских государствах мусульманская религиозная идеология формирует политическую действенность. Существуют государства, провозгласившие соответствие собственного законодательства шариату (Пакистан, Судан, Исламская республика Иран, Республика Мавритания, и др.). Стоит заметить, что виды наказаний, предусмотренных мусульманскими религиозными нормами, по жестокости таковы, что исследователи мусульманского права не решаются их описывать. Кроме этого, духовные лидеры отдельных мусульманских стран считают себя полномочными выносить смертный приговор и в отношении граждан других государств, а также лиц, не исповедующих ислам (из наиболее ярких примеров - приговоренный в 1989 году Салман Рушди, автор «Сатанинских стихов», в 1994 г. писательница Таслиме Насрин, автор нашумевшей книги о исламском фанатизме «Позор»). Стоит заметить, что подобные меры осуждаются некоторыми мусульманскими структурами, хотя вынесение приговора (фетвы) обязывает всех мусульман: такое убийство является их «святым долгом».

В не многих государствах действуют суды различных мусульманско-правовых школ (Ливан, Ирак, Судан). В Бахрейне, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах концепция и компетенция мусульманских судов является много ступенчатой и разветвленной; их ведению подлежит рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел.

Россия - светское государство. Давая характеристику Российскому государству как светскому, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основополагающие признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 говорит о том, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это означает, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации, по своей форме правления - республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует такой принцип как разделение властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других положениях Конституции РФ. Спервоначала это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развивающихся стран (Франция, США, и др.), существуют государства, в которых одна из религий все таки, признается государственной. Иудаизм в Израиле, англиканская церковь в Великобритании, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, лютеранская церковь в скандинавских странах. Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Япония, ФРГ, Италия), не смотря на это, все же одна из религий обладает некоторым преимуществом. Такое положение дел сложилось в этих странах благодаря историческим факторам, оно отражает глубокое убеждение общества в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль и нравственность. Однако во всех указанных государствах, кроме исламских, гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания.

В Российской Федерации, основными религиями являются Русское православие и ислам, есть и другие вероисповедания (католицизм, баптизм буддизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним (п. 12 ст. 11). Аналогичные лимитирования вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой и является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета относительно к конфессиям.



Что еще почитать