Взаимодействие таможенных органов с Росимуществом: реализация, переработка и уничтожение имущества. Конфискация имущества оказалась убыточной для государства Хранение дороже продажи

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение). Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 27 декабря..

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №212-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. 28 октября., а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества:

Организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение);

Заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

Осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;

Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

Привлекает на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества (включая арестованное и принудительно изъятое имущество).

ФАУГИ получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение взыскания на недвижимое имущество как мера принудительного исполнения, состоит из ареста недвижимости и последующей ее реализации, подчиняется общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского оборота, которые регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники земли, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества обусловлено высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимость повышенной надежности их правового режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходит в особом порядке, который обычно требует обязательного соблюдения письменной формы и государственной регистрации. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января

В той же статье ГК предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, законодатель в ст. 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.

Существует различие между терминами «реализация» и «продажа», которая не прописана в Гражданском кодексе, в связи с чем возникают проблемы в определении статуса имущества, которое подлежит продаже как принудительно изъятое у его собственника по тем или иным причинам. В соответствии с Гражданским кодексом реализация арестованного имущества включает в себя полностью весь процесс обращения принудительного взыскания на имущество должника: арест (опись), изъятие имущества; оформление и передача имущества на ответственное хранение; оформление и передача на продажу; продвижение арестованного имущества на рынки - реклама и другие действия; организация и проведение торгов недвижимого имущества; продажа арестованного имущества; контроль и утверждение затрат на реализацию; движение денежных средств от продавцов арестованного имущества на депозитные счета, а затем взыскателю; возврат нереализованного имущества. Кроме указанных процедур к реализации арестованного имущества относится комплекс юридических и управленческих функций: организация взаимодействия участников реализации; контроль соблюдения законности; привлечение специалистов; заключение и ведение договоров со специализированными организациями и специалистами; учет и контроль движения арестованного имущества в процессе реализации; фиксация в юридических документах стадий прохождения имущества; статистический учет; бухгалтерский учет; учет и контроль движения финансовых потоков; сбор и обработка информации для работы со сторонами исполнительного производства и заинтересованными лицами; завершение исполнительных производств, если имущество не реализовано; архивирование и хранение документации по реализации Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января.

Таким образом, реализация арестованного имущества - это комплекс юридических, управленческих, финансовых, учетных и маркетинговых функций, ответственность за исполнение и оформление которых в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на судебных приставов-исполнителей и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (территориальных органов).

Поэтому реализация арестованного имущества является составной и неотъемлемой частью (стадией) принудительного исполнения исполнительных документов и находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов и соответственно регламентируется федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного имущества - составная часть реализации, и ей должны заниматься, как это и определено ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированные организации. Продажа имущества - более узкое понятие, чем реализация, по сути - это коммерческий процесс, включает в себя комплекс операций и действий с того момента, когда имущество должника, арестованное, изъятое и оформленное в юрисдикционных документах, передано на продажу в целях исполнения решений судов и иных органов.

В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. На каждый судебный акт должен выдаваться исполнительный лист, принудительным исполнением которого обязана заниматься Федеральная служба судебных приставов. Только этот установленный ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок позволяет соблюсти права и законные интересы сторон исполнительного производства, как должника, так и взыскателя - государства. Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 62, 64 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, после вступления приговора суда в законную силу суд для исполнения направляет исполнительный лист с соответствующими приложениями судебному приставу-исполнителю. Аналогичные правила определены и гражданским процессуальным законодательством (ст. 428 ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. 2002. 16 ноября..

Арест и изъятие имущества должника, его подготовка к продаже и передача на продажу, осуществление расчетов с взыскателями, возврат нереализованного имущества, статистический, бухгалтерский и финансовый учет движения материальных и финансовых потоков в реализации, информационные функции, работа со сторонами исполнительного производства в процессе реализации - функции не возложенные на ФАУГИ. Они выполняются и контролируются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) согласно 118-ФЗ «О судебных приставах» Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1991. 22 июля. и 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября..

Федеральная служба судебных приставов - орган исполнительной власти, осуществляющий взыскание задолженностей, в том числе и принудительное; ФАУГИ - государственное специализированное учреждение, которое создает условия для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания. В соответствии с формулировками действующего законодательства, Федеральная служба судебных приставов выполняет все функции по реализации арестованного имущества, в том числе правоприменительные и правоохранительные: устанавливает и контролирует порядок реализации, соблюдение законности и несет установленную законом ответственность за выполнение вмененных ей функций. ФАУГИ занимается продажей арестованного имущества и организует взаимодействие специализированных организаций на горизонтальном уровне Анохин В.С. Принудительная продажа имущества и дебиторской задолженности как способы исполнения судебных решений // Арбитражная практика. 2008. № 2. С. 12..

Специализированные организации - комиссионеры и агенты являются активными субъектами рынка. Эти коммерческие организации-посредники получают арестованное имущество (движимое и недвижимое, ценные бумаги, дебиторскую задолженность) без передачи прав собственности и продают его конечным потребителям - покупателям.

Конечные результаты работы судебных приставов по принудительному взысканию в обеспечение судебных исков и актов других органов напрямую зависят от реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями. Поэтому основные проблемы реализации арестованного и принудительно изъятого имущества связываются с уровнем показателей по приведению в действие исполнительных документов.

По данным центрального аппарата ФССП России в 2010 - 2011 гг. общая стоимость имущества, переданного на реализацию, составила 2,8 - 2,9% от суммы, фактически подлежащей взысканию (в 2009 г. этот показатель составлял 0,32%). В целом по России произведено 218 тыс. арестов, арестовано имущество на общую сумму 30 млрд. руб. В среднем накладывался один арест на 76 исполнительных производств, находящихся на исполнении. www.fssprus.ru

По данным ФАУГИ объем реализованного имущества в 2011 г. составил 6,2 млрд. руб. (44% от переданного на реализацию имущества). Эффективность работы (по определению ФАУГИ: отношение объемов реализованного имущества к разности объемов переданного на реализацию и отозванного имущества) достигла 57%, иначе 57% имущества, реально выставленного на продажу, нашло своего покупателя. Таким образом, не было реализовано в виду отсутствия спроса или завышенной оценки 43% имущества (по итогам 2010 года этот показатель составил 31%). www.ca.rosim.ru

Во многих публикациях отмечаются участившиеся случаи возврата нереализованного имущества. С точки зрения ФССП, территориальные управления Росимущества, заинтересованы, в первую очередь, в получении определенных коммерческих выгод и получении на реализацию высоколиквидного имущества, и поэтому не принимают всех необходимых мер по реализации малоликвидного и неликвидного имущества, в результате значительная часть такого имущества возвращается нереализованной. При этом реализация низколиквидного и неликвидного имущества в обращении взыскания иногда является единственно возможным способом погашения имеющейся у должника задолженности.

Территориальными отделениями ФАУГИ на местах не принимается весь комплекс необходимых мер к реализации таких видов имущества. В регионах имеется наличие большого количества возвращенного имущества, по причине признания торгов несостоявшимися как по вине судебных приставов-исполнителей из-за неправильно произведенной предварительной оценки, так и по причине невостребованности имущества специализированными организациями.

По мнению предпринимателей, причины возврата нереализованного имущества - в асинхронизации действий участников реализации. Все исполнительное производство может длиться не более двух месяцев, если оно не приостанавливалось. У территориального отделения ФАУГИ требование: объявить о конкурсе не позднее чем за месяц до начала этого конкурса. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. Зачастую складывается ситуация, когда территориальный орган ФССП России не успевает передать материалы территориальному отделению ФАУГИ, поскольку они даже теоретически не пройдут конкурс по срокам. И даже если документы переданы, все равно возникают проблемы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет большое количество поверенных, и большой период времени проходит при распределении дел по поверенным. И самое неприятное: по истечении исполнительного срока, если ФАУГИ не удается продать имущество (а это происходит в большинстве случаев), по всем кредиторам в Законе об исполнительном производстве действует одна и та же формула, а именно: судебный пристав-исполнитель обязан в этом случае предложить данное имущество кредитору. Но доходы в бюджет принимаются только в денежной форме, и предприниматель, естественно, не может забрать такое имущество. Исполнительное производство прекращается, начинается новый круг. Все это понижает результативность коммерческой деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также считает, что объем имущества, снятого с реализации, серьезно влияет на результаты работы. За первое полугодие 2012 года он составил 7 млрд. руб., из которых имущество на 2,5 млрд. руб. было отозвано судебными приставами-исполнителями, а остальная часть снята с реализации по причине неликвидности. В целом это составляет 39% от имущества, переданного на реализацию, по сравнению с прошлым годом динамика положительная, этот показатель снизился с 53%. www.ca.rosim.ru Между тем доля неликвидного имущества по-прежнему остается очень большой. Основная причина, по мнению ФАУГИ, - неправильное определение стоимости арестованного имущества.

Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации арестованного и конфискованного имущества. Это создало очень существенную проблему в части реализации арестованного имущества. По сути, Правительством Российской Федерации ограничивается конкуренция на рынках реализации арестованного имущества и определен монопольный реализатор - территориальное отделение ФАУГИ. Береснев А. Арест имущества должника в свете нового законодательства // Журнал для акционеров. 2012. № 4. С. 28. В связи с этим Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно обеспечить наличие в местностях, где арестовано имущество, своих поверенных.

Наличие одной специализированной организации в регионе осложняет работу в части отсутствия выбора условий, предлагаемых специализированными организациями в условиях совершенной конкуренции. Территориальные отделения ФАУГИ и специализированные организации, как правило, располагаются в областных центрах и не охватывают в своей деятельности отдаленных районов и областей. Возникают проблемы с передачей специализированным организациям арестованного имущества, ограниченного в обороте (алкогольная и спиртосодержащая продукция и т.п.), реализация которого возможна только при наличии специального разрешения - лицензии. Имеют место случаи отказа специализированной организации принимать арестованное имущество на реализацию по данному основанию, что значительно затрудняет исполнение судебных решений и актов других органов. Затрудняет процесс реализации отсутствие лицензий у специализированных организаций на реализацию драгоценных металлов, оружия, алкоголя.

Большую группу проблем образует организация процесса реализации и коммуникации между участниками реализации, что отмечается и со стороны ФССП России, и со стороны ФАУГИ. Не четко функционирует организация работы судебных приставов-исполнителей с ФАУГИ и со специализированными организациями, обеспечивающая продуманный порядок и четкое взаимодействие участников, прозрачность процесса по оценке, хранению и реализации арестованного имущества.

В деятельности территориальных управлений Росимущества наблюдаются следующие основные проблемы реализации имущества по исполнительному производству:

Правовое регулирование реализации отдельных видов имущества, таких как скоропортящееся имущество, алкогольная продукция и спиртосодержащие жидкости, оружие, древесина и ряд других;

Проведение конкурсного отбора оценочных организаций;

Оценка имущества по балансовой стоимости;

Неурегулированность последующей уценки имущества;

Высокий уровень отзыва имущества с реализации.

В связи с этим ФАУГИ в предлагаются следующие действия:

Создание на основе предметного анализа оптимальной схемы движения заявок (постановлений) на реализацию имущества;

Обеспечение надлежащего совместно с ФССП контроля за процессом реализации имущества;

Усиление мер по сохранности имущества, снижение рисков его утраты или гибели;

Организация совместного с ФССП контроля за соблюдением установленных сроков реализации имущества и перечисления в территориальный орган ФССП вырученных от реализации денежных средств;

Создание единой с ФССП базы данных и формы отчетности.

Счетная палата проверила эффективность системы реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, в 2017 - 2018 гг.

Росимущество не может эффективно распоряжаться обращенным в собственность государства имуществом из-за отсутствия достаточного нормативного правового регулирования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки. Основные нормативные документы или уже утратили актуальность, или еще не приняты. Например, базовое Положение об учете имущества утратило свою актуальность 10 лет назад после ликвидации Российского фонда федерального имущества. «Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием – учет – экспертиза – оценка – реализация – переработка – уничтожение» , - заявил на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.

Терорганы Росимущества допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости. Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения. Отчетность для Правительства, Минэкономразвития и Счетной палаты также нельзя признать применимой для принятия управленческих решений.

Подавляющее большинство имущества поступает от уполномоченных органов без документации, необходимой в том числе для его реализации. Кроме того, нормативными актами не определены требования к проведению экспертизы. «А от экспертных заключений зависит то, где окажутся сотни и тысячи тонн различных товаров, в том числе опасных для жизни и здоровья», - пояснил аудитор. Сомнение вызывает и достоверность оценочной стоимости. В Новосибирске стоимость 6 наручных часов брендовых марок определена в размере 136 тыс. рублей, по результатам повторно проведенной оценки сумма возросла в 9 раз – до 1,3 млн рублей.

По результатам экспертизы на реализацию направляется менее 1% изъятого имущества. Собственно в 2017-2018 гг., по данным Росимущества, реализацию проводили только 34 его территориальных органа (63%). Предпродажная подготовка имущества необоснованно длительная (от 8 месяцев и более). Практика торгов в электронной форме до сих пор не распространена на все регионы.

Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн рублей, а доходы от реализации – 180 млн рублей, за 1 полугодие 2018 года – 62 млн рублей и 64 млн рублей соответственно.

Самые высокие риски совершения правонарушений при распоряжении имуществом выявлены на стадии его уничтожения, переработки (утилизации). «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - рассказал аудитор. Отсутствие контроля, в том числе посредством фото- и видеосъемки, дает слишком большие «возможности»: приводит к рискам незаконного вторичного оборота имущества, создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Представители Росимущества на Коллегии подтвердили, что они не могут гарантировать достоверность уничтожения имущества, так как эти функции возложены на подрядчиков. Достаточного количества сотрудников, чтобы присутствовать на всех процедурах, у Росимущества нет.

Счетной палатой выявлен значительный демпинг при проведении торгов по закупке услуг хранения, реализации и уничтожения
имущества – государственные контракты заключались либо по символической цене 1 руб., либо исполнители даже приобретали право на заключение контракта (Новосибирск, в 2017 г. 16 млн рублей перечислено в доход государства). Установлено ненадлежащее исполнение обязательств по таким контрактам, что создало условия для хищения имущества, утраты его потребительских свойств. В целом весь оборот обращенного в собственность государства имущества имеет высокие коррупционные риски.

Коллегия приняла решения направить информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в ФСБ России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания, представления – в Росимущество, МТУ Росимущества в СПБ и ЛО, МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, ТУ Росимущества в Камчатском крае, ТУ Росимущества в Приморском крае, ТУ Росимущества в Новосибирской области, ТУ Росимущества в Сахалинской области, информационные письма – в Правительство, Министерство экономического развития, Федеральное казначейство, Федеральную антимонопольную службу.

Росимущество по итогам прошлого года потратило на хранение конфискованного имущества больше, чем получило от его продажи. Об этом в заключении по итогам проверки эффективности реализации конфиската пишет Счетная палата. Выводы аудиторов есть в распоряжении РБК.

«Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн руб., а доходы от реализации - 180 млн руб., за первое полугодие 2018 года - 62 млн и 64 млн руб. соответственно», - оценили в Счетной палате.

Эффективно распоряжаться конфискатом Росимущество не может «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы в этой сфере потеряли актуальность (например, базовое Положение об учете имущества неактуально уже десять лет в связи с ликвидацией Российского фонда федерального имущества, переставшего существовать в 2008 году).

«Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием - учет - экспертиза - оценка - реализация - переработка - уничтожение», - сказал аудитор Максим Рохмистров, слова которого передала пресс-служба Счетной палаты. По мнению Счетной палаты, территориальные органы Росимущества также «допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости».

«Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения», - говорится в выводах СП.

Достоверность в оценках конфискованного имущества тоже вызывает сомнения у аудиторов - например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тыс. руб., а по результатам повторно проведенной оценки - в 1,3 млн руб.

Согласно положению о Росимуществе, оно ответственно за «реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность» (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акций и долей в уставных капиталах компаний). Возможность конфискации в пользу государства прописана в Уголовном кодексе - власти могут обратить в свою пользу деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступлений или используемое для финансирования терроризма, экстремизма, преступной организации. Непосредственно изъятием занимаются таможенники, судебные приставы, ФСБ, Росрыболовство, прокуратура, затем конфискат передается в Росимущество.

Пресс-служба Росимущества сообщила РБК, что в течение нескольких лет (до 2017 года) порядок реализации конфиската отсутствовал и изъятое имущество можно было направлять только на утилизацию или уничтожение. С прошлого года, когда ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат, «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур. Объем расходов на хранение изъятой продукции и доходов с его продажи во многом объясняется тем, что часть продукции Росимуществу законодательно предписано отправлять на уничтожение, а у многих товаров нет разрешительных документов.

Доплата за конфискат

Самые большие риски возникают при уничтожении или утилизации конфиската, объясняет Счетная палата. «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - заявил Рохмистров. Из-за того что этот процесс не контролируется (в частности, не ведется фото- и видеосъемка), конфискованное имущество может начать использоваться вновь. В Росимуществе РБК сообщили, что сейчас агентство «работает над закреплением требований к фото- и видеосъемке процессов уничтожения».

В то же время на продажу чиновники направляют менее 1% конфискованного имущества. Предпродажная подготовка проводится «необоснованно» долго (до восьми месяцев), а торги в электронной форме проходят не во всех регионах, отмечает Счетная палата.

«На протяжении 2017 года рынок пытался понять и привыкнуть к формату реализации конфиската. Сейчас мы уже видим и достаточное количество участников торгов (на некоторые лоты поступает до 100 заявок), и более активную позицию рынка в целом», - ответили в Росимуществе.

Аудиторы СП также заявили о демпинге на торгах по закупкам услуг по хранению, реализации и уничтожению конфиската - контракты либо заключались по символической цене 1 руб., либо исполнители даже доплачивали за контракт, а имущество впоследствии могло быть похищено. Сейчас власти работают над тем, чтобы переложить бремя затрат на уничтожение конфиската на бывших владельцев, сообщили РБК в Росимуществе.

Счетная палата отправила отчет о проверке в ФСБ и Генпрокуратуру, а также в Госдуму и Совет Федерации. Представления направлены в Росимущество и его нескольким территориальным управлениям - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Камчатском и Приморском крае, в Сахалинской и Новосибирской областях.

    ПРАКТИКА АРЕСТА И РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ФССП РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Н.А. ДИДКОВСКАЯ

    Дидковская Н.А., начальник отдела организации работы по реализации имущества должников Управления ФССП России по Мурманской области.

    Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.
    Оружие, находящееся в собственности физических или юридических лиц, подлежит регистрации в органах внутренних дел, так как контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
    Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
    Учитывая особенности правового режима обращения оружия, право на приобретение и владение данным видом имущества возникает на основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии":
    а) у юридических лиц с особыми уставными задачами (предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, - абзац второй ст. 4), имеющих право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством РФ;
    б) у граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, возникает после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
    За период с 2009 по 2011 год судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Мурманской области было арестовано и передано на реализацию 12 единиц огнестрельного и иного оружия: пистолет травматический бесствольный ПБ типа "Оса" калибра 18 x 45; охотничье ружье с нарезным стволом "Browning Bar MK II Affut"; охотничье ружье с нарезным стволом "Anschutz Mod. 525"; гладкоствольное охотничье ружье "Сайга-12К" калибра 12 x 90; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer" калибра 16 x 70; пистолет газовый "ИЖ-79-9Т"; пистолет газовый "Наганыч" Р1; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer"; охотничье пневматическое огнестрельное ружье "ИЖ-27ЕМ"; гладкоствольное охотничье ружье "ИЖ-81"; гладкоствольное охотничье ружье "Benelli M4 Super 90"; пистолет ТТ "Лидер" (бесствольный).
    Для судебных приставов-исполнителей специалистами УФССП России по Мурманской области был разработан алгоритм действий по обращению взыскания на оружие, принадлежащее должнику. Этим алгоритмом предусмотрена совокупность согласованных действий судебного пристава-исполнителя, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Росимущество), организации, заключившей с Росимуществом договор на оказание услуг по реализации арестованного имущества и имеющей лицензию на продажу гражданского оружия и боеприпасов к нему (далее - реализатор), и органов внутренних дел, взаимодействующих на различных стадиях процесса обращения взыскания на оружие, т.е. изъятия оружия и его принудительной реализации либо передачи взыскателю в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
    Стадии ареста имущества (оружия) должника предшествует запрос в рамках исполнительного производства в территориальный ОВД о наличии у должника оружия, принадлежащего ему на праве собственности, а также информации об этом оружии: модель, калибр, серия, номер, год выпуска, адрес, по которому данное оружие хранится у должника.
    По получении данных о наличии у должника оружия и перед совершением действий по его описи и аресту судебный пристав-исполнитель должен направить в территориальный ОВД постановление об объявлении запрета должнику распоряжаться данным имуществом и уведомление о времени и месте производства действий по описи и аресту этого имущества, а также о необходимости присутствия при их производстве работника службы по разрешительной работе (сотрудника ОВД).
    Территориальный ОВД, получив уведомление, направляет в указанное в нем время и по указанному адресу работника ОВД, имеющего полномочия по разрешительной работе, проверке и изъятию оружия, для проведения совместных действий по описи (аресту), изъятию и передаче ОВД оружия, принадлежащего должнику по исполнительному производству. Уведомление направляется в соответствующий ОВД факсимильной связью с последующим досылом почтой. Дополнительно судебный пристав-исполнитель должен согласовать свои действия по телефону.
    Арест имущества (оружия) должника. Одной из основных стадий обращения взыскания на имущество должника является наложение ареста, предусмотренного ст. 80 Закона об исполнительном производстве.
    Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:
    - описи имущества должника;
    - объявления запрета распоряжаться имуществом;
    - ограничения права пользования имуществом;
    - изъятия имущества или передачи его на хранение.
    Таким образом, арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.
    По своей правовой природе арест имущества является очным и разовым действием.
    Опись имущества предполагает описание видимого, наблюдаемого объекта, поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.
    В ходе совершения исполнительных действий по описи, аресту и изъятию оружия у должника оружие передается на хранение в территориальный (городской, районный) ОВД. В акте ареста и изъятия в обязательном порядке указываются модель оружия, калибр, серия, номер, год выпуска, индивидуальные признаки (потертости, трещины, царапины, надписи, роспись, резьба, инкрустация и т.д.), а также является оружие коллекционным или нет.
    В процессе изъятия оружие может быть помещено в прозрачную упаковку и опечатано стикером судебного пристава-исполнителя с указанием данного действия в акте изъятия.
    Хранение арестованного и изъятого оружия осуществляет ОВД, которому оно передается по акту приема-передачи в соответствии с правилами и нормативными документами, действующими в ОВД.
    Помещение оружия в ОВД производится сотрудником ОВД, принимающим участие в изъятии указанного оружия. Основанием для изъятия служит постановление судебного пристава-исполнителя. Прием оружия для хранения производится дежурной сменой дежурной части ОВД в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД СССР N 63-86г.
    Оценка арестованного имущества (оружия) производится в ОВД, осуществляющем его хранение.
    Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об участии в исполнительном производстве специалиста-оценщика для оценки арестованного оружия. С целью обеспечения доступа в ОВД специалиста-оценщика для осмотра арестованного оружия судебный пристав-исполнитель направляет факсимильной связью с досылом почтой письмо в соответствующий орган.
    В письме указываются фамилия, имя, отчество специалиста-оценщика, его принадлежность к оценочной организации, дата и время, когда он будет производить осмотр оружия; к письму прилагаются заверенные копии постановления об участии специалиста в исполнительном производстве и акта описи (ареста) имущества должника.
    Предоставление оружия для оценки обеспечивается сотрудником ОВД, отвечающим за хранение оружия.
    В указанное время сотрудник ОВД, отвечающий за хранение оружия, обеспечивает осмотр арестованного оружия специалистом-оценщиком. Дополнительно мероприятие может быть согласовано по телефону.
    При вскрытии (если это необходимо) упаковки, в которую помещено оружие, присутствие судебного пристава-исполнителя обязательно. После осмотра оружие вновь опечатывается судебным приставом-исполнителем.
    Передача арестованного имущества (оружия) на реализацию. После проведения оценки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества на реализацию.
    УФССП России по Мурманской области направляет в Росимущество уведомление о готовности к реализации арестованного имущества.
    По поступлении в Росимущество уведомления о готовности к реализации арестованного гражданского оружия с приложением необходимого пакета документов Росимущество направляет в отдел лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области письмо с просьбой о выдаче уведомления о продаже арестованного гражданского оружия реализатору. К письму прилагаются заверенные Росимуществом копии постановления о передаче арестованного гражданского оружия на реализацию, исполнительного документа, акта описи и ареста.
    После получения уведомления о продаже гражданского оружия, выданного отделом лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области, Росимущество выдает реализатору поручение на реализацию; копия этого поручения направляется в УФССП России по Мурманской области и судебному приставу-исполнителю, направившему гражданское оружие на реализацию.
    Судебный пристав-исполнитель по предварительному согласованию с реализатором и работником отдела лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области в соответствии с требованиями ст. 87 Закона об исполнительном производстве назначает дату и время передачи гражданского оружия на реализацию.
    Для организации доставки гражданского оружия из ОВД либо иного места хранения в торговое помещение реализатора судебным приставом-исполнителем оформляется заявка на участие в совершении исполнительных действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства для обеспечения вооруженной охраны.
    Акт приема-передачи арестованного гражданского оружия на реализацию реализатору составляется в торговом помещении последнего.
    Передача нереализованного имущества (оружия) взыскателю либо возвращение его должнику. В случае нереализации оружия, согласия взыскателя принять арестованное оружие либо возвращения его должнику, а также при отказе должника принять нереализованное оружие судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, которое направляет сторонам исполнительного производства и в ОВД, на учете которого стоит данное оружие. Во всех перечисленных случаях передача оружия по акту приема-передачи реализатором судебному приставу-исполнителю осуществляется в территориальном ОВД с участием сотрудника ОВД.
    Возврат оружия осуществляется в следующем порядке:
    - информируется ОВД, из которого оружие направлялось на реализацию;
    - оружие передается сотруднику ОВД для последующей транспортировки с соблюдением требований по обеспечению сохранности оружия на пути следования от места расположения реализатора до ОВД.
    Выдача оружия взыскателю производится на основании выдаваемых ОВД лицензий (разрешений) на указанный вид оружия. Оформление лицензий (разрешений) производится согласно требованиям действующего законодательства на основании заявления взыскателя.
    Должнику оружие возвращается на основании ранее выданной ОВД лицензии (разрешения) на указанный вид оружия при наличии вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о возврате оружия владельцу.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Дело № 2-2833/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Гарганчук О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имущества,

Установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области) обратилось в суд с заявлением о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ТУ Росимущества в Архангельской области) незаконным, возложении обязанности подписать акт приема - передачи оружия, обращенного в собственность государства, принять оружие, находящееся в дежурных частях.

В обоснование заявленных требований указало, что ТУ Росимущества в Архангельской области неправомерно отказывается принять оружие, обращенное в собственность государства, и разрешить вопрос о реализации либо уничтожении. Вместе с тем, соответствующими полномочиями ТУ Росимущества в Архангельской области наделено приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

В ходе рассмотрения дела представитель УМВД России по Архангельской области Иорданова С.А. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (.), охотничьего ружья (.), травматического пистолета (.). Возложить на ТУ Росимущества в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении. На удовлетворении уточненных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель УМВД России по Архангельской области Костин А.Ф. уточненные требования поддержал. Пояснил, что в настоящее время в территориальных органах внутренних дел Архангельской области находится большое количество оружия и боеприпасов, обращенных в собственность государства. В силу положений федерального законодательства Управление не вправе принимать решение о распоряжении указанным имуществом, поскольку не обладает соответствующими полномочиями. ТУ Росимущества в Архангельской области, наделенное соответствующими полномочиями, отказывается проводить оценку оружия, принимать в его отношении соответствующие решения.

Представители ТУ Росимущества в Архангельской области Луцев Р.В., Типков Р.В. с заявленными требованиями не согласились, полагали, что УМВД России по Архангельской области наделено соответствующими полномочиями в силу положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Полагали, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не применяются к гражданскому оружию. Отметили, что соглашение о взаимодействии в данном вопросе, заключенное на федеральном уровне между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, отсутствует.

Представитель заинтересованного лица Министерства внутренних дел Российской Федерации Гайдов Д.В. с заявленными требованиями не согласился. Указал, что в силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Полагал несостоятельным утверждение представителя ТУ Росимущества в Архангельской области о том, что нормы постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не распространяются на конфискованное оружие. Отметил, что на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом имеется раздел «Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества», содержащий категорию «Оружие и боеприпасы, находящиеся в гражданском обороте». В этой связи отказ ТУ Росимущества в Архангельской области в принятии на реализацию конфискованного гражданского оружия полагал не основанным на нормах права.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, возражений по заявленными требованиям не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, перечисленного данной статьей.

Из положений пункта 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются.

В соответствии с пунктом 4 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений может быть установлено и применено такое административное наказание как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 26 марта 2009 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 11 октября 2010 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 15 декабря 2010 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 1 февраля 2011 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет с магазином и находящимися в нем патронами конфискован и передан УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 9 августа 2012 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет конфисковано.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 17 августа 2012 года о назначении административного наказания охотничье ружье конфисковано.

Как следует из пояснений представителей УМВД России по Архангельской области указанное оружие находится в дежурных частях отделов полиции. Решение о реализации либо уничтожении указанного оружия ТУ Росимущества в Архангельской области не принималось.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении указанного выше оружия. Также бездействие суд полагает незаконным в силу следующего.

Согласно пункту «г» статьи Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

При этом из положений части 1 статьи Российской Федерации следует, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росимущество как следует из пункта 4 указанного Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу положений подпунктов 5.1, 5.5 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество осуществляет в установленной сфере деятельности в том числе полномочия по размещению заказов и заключению контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а также для обеспечения нужд Агентства; организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

Аналогичные полномочия закреплены за территориальными органами Росимущества пунктами 1, 4.1.10 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года №374.

Порядок учета, оценки и распоряжения обращенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным имуществом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311.

Согласно пункту 2 названного Порядка имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке учету, оценки и реализации Росимуществом (его территориальными органами).

В указанных целях государственный орган, владеющий таким имуществом, уведомляет Росимущество (пункт 3 Порядка). Росимущество (его территориальные органы) организуют проведение санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям. При заключении экспертизы о безопасности имущества, обращенного в собственность государства, для жизни и здоровья человека и возможности использования его по обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате имуществом, обращенным в собственность государства, потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

В соответствии со статьей 25 названного Федерального закона Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

В развитие указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 79, 82 указанных Правил конфискованные оружие и патроны передаются в органы внутренних дел, после чего подлежат экспертизе.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение (пункт 82 Правил).

В силу положений пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Из буквального толкования названных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что особый порядок учета, оценки и распоряжения конфискованным оружием, обращенным в собственность государства, не установлен. Такое оружие подлежит оценке (экспертизе) в целях подтверждения его соответствия установленным требованиям. Организация проведения экспертизы возложена на Росимущество (его территориальные органы). При заключении экспертизы о возможности использования оружия по его обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате оружием потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Изложенные правовые нормы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении конфискованного оружия, обращенного в собственность государства. Указанное бездействие не основано на законе. В этой связи доводы заявителя являются обоснованными, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Утверждение представителей заинтересованного лица о том, что с учетом абзаца 2 пункта 1 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, его нормы не распространяются на конфискованное оружие, обращенное в собственность государства, так как в его отношении установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения, суд полагает несостоятельным, поскольку правовые нормы, устанавливающие такой особый порядок, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Изложенные выше правовые нормы также свидетельствуют об обратном.

Довод о том, что оспариваемые представителями ТУ Росимущества в Архангельской области полномочия относятся к компетенции органов внутренних дел, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В силу положений пункта 14 части 1 статьи 12 названного Федерального закона на полицию возложены обязанности исполнять решения суда (судьи) о конфискации оружия и боеприпасов.

Полномочия по оценке конфискованного оружия, его реализации в компетенцию полиции не входят.

Не предусмотрены такие полномочия и ни Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», ни приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 293 «Вопросы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области».

Отсутствие соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти о порядке взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерством внутренних дел Российской Федерации при передаче конфискованного оружия, обращенного в собственность государства, для разрешения вопроса о его судьбе, на которое ссылаются представители заинтересованного лица, при наличии перечисленных в данном решении правовых норм не может служить основанием для бездействия ТУ Росимущества в Архангельской области в вопросах об оценке оружия и принятия решений о его реализации или уничтожения. Территориальные органы при, наличии необходимости, не лишены права обратиться в федеральные органы с предложением о заключении такого соглашения на уровне федеральных органов исполнительной власти.

На основании изложенного, руководствуясь статьями - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имуществ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья охотничьего ружья (), травматического пистолета (.).

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Судья Е.В.Романова

Суд:

Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область)

Что еще почитать