Министерство экономического развития российской федерации. Распоряжение имуществом Указанного имущества в том числе

Под договором мены недвижимого имущества понимается договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один объект недвижимости в обмен на другой объект недвижимости или иной товар. Договор мены -, отраслевой, консенсуальный, возмездный, меновый, двусторонний. К договору применимы правила купли-продажи.

Особенности договора мены представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, обладающий рядом характерных признаков, которые позволяют отличить договор мены от иных гражданско-правовых обязательств. Если из договора мены не вытекает иное, товары подлежащие обмену предполагаются равноценными (ст. 568 ГК)
Договор мены обладает следующими основными признаками :
1. цель договора мены - непосредственная передача товара (обмен имуществом);
2. товар, который передается на основании заключенного договора мены, передается сторонами в собственность, в том числе в хозяйственное ведение, оперативное управление;
3. договор мены - возмездный договор, который отличается от других возмездных гражданско-правовых договоров в наличии встречного предоставления, таким образом, товар, передаваемый по договору мены, предоставляется в обмен на другой товар, при этом нельзя предусмотреть при заключении договора мены оплату стоимости товара взамен его передаче;
4. в отличие от общего правила, установленного в п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности на товары, подлежащие обмену, в соответствии со ст. 570 ГК РФ, переходит к каждой стороне договора мены одновременно и после того, как обязательства по передаче товаров сторонами исполнены.
Договор мены не подлежит регистрации, только переход права.
Существенные условия:
предмет договора;
перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи.
Цена не относится к числу существенных условий договора мены даже в случае, если обменивается недвижимое имущество.
Стороны - любые субъекты гражданских прав и обязанностей: граждане, юридические лица, публично-правовые образования. В качестве стороны может выступать государство (РФ и субъекты РФ), а также муниципальные образования в части обмена имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не закрепленного за юридическими лицами.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут выступать участниками договора мены при том условии, что такой договор не выходит за рамки их специальной правоспособности. Для заключения унитарным предприятием договора мены в отношении недвижимого имущества требуется согласие собственника такого имущества. Учреждения не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Существенным условием договора мены жилого дома, квартиры, части дома, комнаты является перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи новому собственнику. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным, а значит, в его регистрации должно быть отказано. Государственная регистрация мены жилых помещений проводилась!!! по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке госуд. регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 6 августа 2001 г. N 233 (на сегодняшний день д окумент утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 12.04.2012 N 53, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 16.04.2012).
В случае заключения и исполнения сторонами договора мены совершаются следующие регистрационные действия:
регистрация перехода права на одно;
регистрация перехода права на другое.
Порядок регистрации договора мены объектов недвижимости, находящихся в различных субъектах РФ установлен Инструкцией о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территориях различных регистрационных округов, утвержденной Приказом Минюста РФ № 183 от 01.07.02г.» О порядке гос. регистрации договора мены и перехода права на объекты, расположенные на территории различ. рег. округов». с 01.10.2013 г. по выбору сторон сделки гос. рег. договора мены проводится в любом из территориальных органов Росреестра. Если в разных тер.органах, то при поступлении в тер.орган заявлений и соответ. документов на переход права на один из объектов недвижимого имущества данный тер. орган в тот же день направляет сообщение об этом и копию договора во второй тер. орган с целью внесения 2-ым тер. органом записи в ЕГРП о правопритязаниях. В сообщении 1 тер. орган также запрашивает у другого тер. органа сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимого имущества, ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимого имущества. В 5-дневный срок 2-ой тер.орган сообщает в 1-ой тер.орган, имеющуюся информацию об объекте, правах на него и обременениях. После принятия решения о регистрации перехода в течение 5 дн. инфор. о проведении перехода права направляется во 2й тер.орган (сообщается дата регистрации и регистрационный №), в случае отказа в регистрации или приостановления регистрации направляется копия сообщения. После перехода права 1-ым тер.органом 2-ой проводит регистрацию перехода права на другой объект с учетом проведенной 1-ым тер. перехода по договору мены.
Сложность в реализации данного договора заключается лишь в том, чтобы найти лицо, у которого находится интересующее вас имущество, и которое будет заинтересовано получить ваше имущество в обмен на свое. При обмене объектов, которые принадлежат отчуждающим сторонам, нет никаких ограничений в обмене одного объекта на другой (за исключением объектов, изъятых или ограниченных в обороте). Стороны вправе обменять по одной сделке один дорогостоящий объект на несколько менее ценных, обменять недвижимость на движимые вещи и т.п. Механизм договора мены в определенных случаях обеспечивает более эффективное проявление своих правомочий (в частности по распоряжению) собственником. Кроме того, лицо, при отсутствии денежных средств, но при наличии имущества, с помощью такого механизма как мена может принимать непосредственное участие в гражданском обороте.
Форма договора мены: должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ).
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.
2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.
3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.
4. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.
6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)):

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01).

Исходя из этого для отражения активов, относимых к основным средствам, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предусмотрены два счёта:

  • 01 «Основные средства», на котором учитываются активы, предназначенные для использования в производственной деятельности (при оказании услуг, выполнении работ, для управленческих нужд);
  • 03 «Доходные вложения в материальные ценности» - для учёта активов, предназначенных для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Поскольку основными средствами в бухгалтерском учёте признаются объекты, учитываемые не только на счёте 01, но и на счёте 03, при определении облагаемой базы по налогу на имущество в неё включается остаточная стоимость активов, учитываемых на счетах 01 и 03.

Если объект соответствует требованиям основного средства (подп. «а» п. 4 ПБУ 6/01), готов к эксплуатации, не требует монтажа и его первоначальная стоимость полностью сформирована, организация должна учесть его на счёте 01 (письмо Минфина России от 26.04.06 № 03-06-01-04/93, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.07 № А05-13861/2006-12). Таким образом, оприходованный организацией объект, который отвечает всем критериям признания его основным средством, готов к использованию в производстве без дополнительных вложений (по нему сформирована первоначальная стоимость), пусть даже пока не переданный на рабочее место или фактически не используемый, уже в момент его приобретения подлежит включению в налоговую базу по налогу на имущество.

Движимые объекты

С 1 января 2013 года объекты основных средств, являющиеся движимым имуществом, согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ не облагаются налогом на имущество. Это положение распространяется только на те активы, которые приняты к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств после указанной даты. Движимое имущество, оприходованное до окончания 2012 года, по-прежнему является объектом налогообложения.

Напомним, что понятия движимого и недвижимого имущества определены статьёй 130 ГК РФ.

Несмотря на то что приведённая норма подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ действует уже полтора года, у налогоплательщиков по-прежнему возникают сложности при решении вопроса о том, включать ли конкретное имущество в облагаемую базу.

Объекты, бывшие в употреблении

Организации нередко приобретают основные средства, которые до 1 января 2013 года находились в собственности другого экономического субъекта и использовались в его предпринимательской деятельности. Как было сказано выше, не признаётся объектом налогообложения движимое имущество, принятое организацией к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств с 1 января 2013 года. И это положение распространяется на приобретённое по договору купли-продажи основное средство, бывшее в эксплуатации (письмо Минфина России от 11.03.13 № 03-05-05-01/7108). Дата же приобретения и оприходования такого актива его прежним собственником значения при этом не имеет.

Пример 1

Организация в июне 2014 года приобрела металлорежущий станок за 250 000 руб., в том числе НДС 38 135,59 руб. Расходы, связанные с доведением станка до состояния, в котором он пригоден для использования, составили 23 560,59 руб. Станок в этом месяце введён в эксплуатацию. Бывший владелец станка в акте о приёме-передаче основного средства привёл установленный им в налоговом учёте срок полезного использования станка при его вводе в эксплуатацию в декабре 2010 года 85 месяцев и период начисления амортизации 42 месяцев (12 + 12 + 12 + 6).

При вводе организацией станка в эксплуатацию его первоначальная стоимость определится как совокупность расходов на его приобретение и доведение до рабочего состояния (п. 8 ПБУ 6/01), итого 235 425 руб. (250 000 – 38 135,59 + 23 560,59).

Поскольку станок налогоплательщиком введён в эксплуатацию после 1 января 2013 года, то он как движимое имущество не является объектом обложения по налогу на имущество организаций. Поэтому учёт его первоначальной стоимости и начисленной суммы амортизации организации надлежит вести на отдельных субсчетах счёта 01 и 02 «Амортизация основных средств». Величина же его остаточной стоимости:

  • на 31 декабря календарного года понадобится для формирования показателя, вносимого по строке 270 раздела 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а
  • на 1 апреля, 1 июля, 1 октября - для формирования показателя, вносимого по строке 210 раздела 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (приложения № 1 и 4 к приказу ФНС России от 24.11.11 № ММВ-7-11/895 соответственно).

Вносимые значения носят скорее справочный характер и для расчёта налога не используются. Порядками заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (приложения № 3 и 6 к упомянутому приказу ФНС России № ММВ-7-11/895) предписывается отражать по указанным строкам остаточную стоимость всех учтённых на балансе основных средств по состоянию на приведённые даты отчётного года, за исключением тех, которые не признаются объектом налогообложения согласно подпунктам 1–7 пункта 4 статьи 374 НК РФ (подп. 15 п. 5.3 порядка заполнения декларации, подп. 12 п. 5.3 порядка заполнении расчёта).

Если положить, что при выпуске приказа в упомянутых порядках не произошла техническая ошибка в части оставления рассматриваемого подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, то при формировании показателя, вносимого по этим строкам, налогоплательщику надлежит учесть и остаточную стоимость движимого имущества, принятого на учёт в качестве основных средств с 1 января 2013 года, несмотря на то что при расчёте налога на имущество такие основные средства не учитываются.

В бухгалтерском учёте введение в эксплуатацию металлорежущего станка сопровождается следующими записями:

Дебет 08 Кредит 60

211 864,41 руб. (250 000 – 38 135,59) - отражена задолженность за металлорежущий станок перед бывшим его владельцем;

Дебет 19 Кредит 60

38 135,59 руб. - выделена сумма НДС, предъявленная бывшим владельцем станка;

23 560,59 руб. - учтены расходы, связанные с доведением станка до состояния, в котором он пригоден для использования;

235 425 руб. (211 864,41 + 23 560,59) - металлообрабатывающий станок введён в эксплуатацию;

38 135,59 руб. - принята к вычету сумма НДС, предъявленная за станок.

Отметим, что данные по времени начисления амортизации понадобятся организации, если в налоговом учёте ею применяется линейный способ начисления амортизации. При этом методе начисления амортизации по приобретённому объекту, бывшему в эксплуатации, она вправе определять норму амортизации с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. При этом срок полезного использования такого основного средства может быть определён как установленный предыдущим его собственником срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества всё тем же собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Окончание примера 1

Налогоплательщик воспользовался таким правом, поскольку в его учётной политике для целей налогообложения зафиксировано использование в налоговом учёте линейного метода начисления амортизации. Им при этом установлен срок полезного использования 43 мес. (85 – 42).

Первоначальная стоимость станка в налоговом учёте совпадает с первоначальной его стоимостью в бухгалтерском - 235 425 руб., поскольку складывается из расходов, связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором объект пригоден для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Исходя из этого в налоговом учёте ежемесячно в амортизационные отчисления будет включаться по 5475 руб. (235 425 руб. : 43 мес. × 1 мес.).

Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал, принятое на учёт в составе основных средств после 1 января 2013 года, не признаётся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 29.05.13 № 03-05-05-01/19527).

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: организацией в июне 2014 года получен в качестве взноса в уставный капитал металлообрабатывающий станок, расходы, связанные с доведением станка до состояния, в котором он пригоден для использования, составили 24 610 руб., задолженность учредителя по взносу - 200 000 руб.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесённых в счёт вклада в уставный (складочный) капитал организации, признаётся их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 9 ПБУ 6/01). Принятие к учёту основного средства, полученного в оплату доли (в денежной оценке, согласованной участниками общества), в бухгалтерском учёте отражается по дебету счетов 08 в корреспонденции с кредитом субсчёта 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал» счёта 75 «Расчёты с учредителями»:

Дебет 75-1 Кредит 80

200 000 руб. - отражена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал;

Дебет 08 Кредит 75-1

200 000 руб. - получен вклад в уставный капитал общества;

Дебет 08 Кредит 02, 10, 69, 70, 76

24 610 руб. - учтены расходы, связанные с доведением станка до состояния, в котором он пригоден для использования.

Станок налогоплательщиком введён в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Отнесение его к движимому имуществу позволяет организации не включать его в объекты обложения по налогу на имущество организаций:

Дебет 01 субсчёт «Движимое имущество, не являющееся объектом налогообложения» Кредит 08

224 610 руб. (200 000 + 24 610) - металлообрабатывающий станок введён в эксплуатацию.

Организация, получившая в качестве вклада (взноса) в уставный капитал основное средство, вправе принять к вычету сумму НДС, которая была восстановлена его участником в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 НК РФ, если данный объект будет использоваться в операциях, реализация по которым отнесена к объекту обложения НДС. Основанием для вычета в данном случае будут документы, которыми оформляется передача вклада, если в них указана сумма НДС, восстановленная передающей стороной. Документы, которыми оформляется передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал общества и в которых указаны суммы НДС, восстановленного участником, подлежат регистрации в книге покупок принимающей организации по мере возникновения права на налоговый вычет в порядке, установленном статьёй 172 НК РФ (п. 14 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчётах по налогу на добавленную стоимость (раздел II приложения № 4 к постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137)).

В налоговом учёте у принимающей стороны не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли). При этом стоимость указанного имущества, а также сумма НДС, восстановленная передающей стороной, в доходы не включаются (подп. 1 п. 1 ст. 277, подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса в уставный капитал имущества. Указанная стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учёта у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учётом дополнительных расходов, которые при таком внесении осуществляются передающей стороной, при условии что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал.

При этом сумма независимой оценки такого имущества во внимание не принимается, даже если гражданским законодательством предусмотрена обязательная оценка имущества (письмо Минфина России от 07.05.09 № 03-03-06/1/304).

Окончание примера 2

Уточним условие примера: в акте о приёме-передаче основного средства (дополненная форма № ОС-1 (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7)) бывшим владельцем приведены данные бухгалтерского и налогового учёта по станку: первоначальная стоимость - 382 500 руб., при вводе объекта в эксплуатацию в обоих учётах был установлен одинаковый срок полезного использования 85 месяцев и линейный способ начисления амортизации, в налоговом учёте по станку использована амортизационная премия в размере 30 % его первоначальной стоимости, на момент передачи станка амортизация начислялась 42 месяца, остаточная стоимость станка в налоговом учёте - 135 350 руб. (382 500 руб. – (382 500 руб. × 30 % + (382 500 руб. × (100 % – 70 %) : 85 мес. × 42 мес.))), восстановленная сумма НДС - 34 830 руб. ((382 500 руб. – 382 500 руб. : 85 мес. × 42 мес.) / 382 500 руб. × 382 500 руб. × 18 %).

Принятие к вычету переданной учредителем суммы НДС сопровождается следующими записями:

Дебет 19 Кредит 83

34 830 руб. отражена сумма НДС, восстановленная участником общества;

Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДС» Кредит 19

34 830 принята к вычету сумма НДС, переданная участником.

Первоначальная стоимость металлообрабатывающего станка, переданного учредителем, в налоговом учёте признаётся как совокупность его налоговой стоимости, указанной в передаточном документе, 135 350 руб., и расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором станок пригоден для использования, - 24 610 руб. Искомая величина - 159 960 руб. (135 350 + 24 610).

Поскольку организацией используется линейный метод начисления амортизации в части всех объектов амортизационного имущества, то по поступившему станку установлен срок полезного использования 43 мес. (85 – 42). Исходя из этого ежемесячно в налоговом учёте по объекту амортизационные отчисления будут составлять 3720 руб. (159 960 руб. : 43 мес. × 1 мес.).

Разница в первоначальных стоимостях станка в бухгалтерском и налоговом учёте, 224 610 и 159 960 руб., при установлении в бухгалтерском учёте любого метода начисления амортизации и любого срока полезного использования приводит к разным суммам начисленных амортизационных отчислений за месяц. Так, при установлении линейного метода начисления и того же значения срока, что и в налоговом, 43 месяца, в бухгалтерском учёте сумма ежемесячной амортизации составит 5223,49 руб. (224 610 руб. : 43 мес. × 1 мес.). Возникающая разница, 1503,49 руб. (5223,49 – 3720), признаётся постоянной. И это обязывает организацию ежемесячно начислять постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организации» (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н):

Дебет 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль» Кредит 99

300,70 руб. (1503,49 руб. × 20 %) - начислено постоянное налоговое обязательство.

Сложная вещь

Необходимо определить, является ли движимое имущество неотъемлемой частью недвижимости. Для этого Минфин России настоятельно рекомендовал (письма от 20.12.13 № 03-05-05-01/56232, от 04.10.13 № 03-05-05-01/41301, от 10.09.13 № 03-05-05-01/37238, от 25.02.13 № 03-05-05-01/5322, от 16.10.12 № 07-02-06/247) учитывать положения:

  • Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и
  • Общероссийского классификатора основных фондов (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359).

Зданием в целях закона № 384-ФЗ признаётся результат строительства, который включает помещения, а также совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или обеспечения безопасности (подп. 6, 20, 21 п. 2 ст. 2 закона № 384-ФЗ, абз. 54–58 введения к ОКОФ).

Сооружение же - это результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях - и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 закона № 384-ФЗ).

Как видим, в сооружениях совокупность объектов инженерно-технического обеспечения может отсутствовать. Однако довольно часто сооружения всё же содержат в своём составе различные такие объекты (абз. 59–70 введения к ОКОФ).

На основании изложенного можно выделить признаки, при одновременном наличии которых объект движимого имущества является частью недвижимости:

  • он относится к объектам, указанным в подпунктах 20, 21 пункта 2 статьи 2 закона № 384-ФЗ;
  • он функционально связан с недвижимостью;
  • его перемещение невозможно без причинения несоразмерного ущерба назначению недвижимого имущества.

Таким образом, если движимое имущество соответствует перечисленным признакам, то вместе с недвижимостью оно является комплексом конструктивно сочленённых предметов (единым конструктивным объектом недвижимого имущества). Данный комплекс принимается к учёту как один инвентарный объект основных средств и облагается налогом на имущество.

Инвентарным объектом основных средств (единица бухгалтерского учёта основных средств) согласно пункту 6 ПБУ 6/01 признаётся объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определённой работы. Комплекс конструктивно сочленённых предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Движимое имущество же не является частью недвижимости, если одновременно:

  • оно учитывается как отдельный (самостоятельный) инвентарный объект основных средств, не требующий монтажа;
  • оно может быть использовано вне объекта недвижимости;
  • его демонтаж не причинит несоразмерного ущерба его назначению и (или) его предназначение не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества.

В этом случае движимое имущество не облагается налогом, при условии что оно принято на учёт в составе основных средств после 1 января 2013 года.

Отнесение конкретного объекта основных средств в соответствии с ОКОФ к машинам и оборудованию, по мнению финансистов, означает признание его движимым имуществом (упомянутое письмо Минфина России № 03-05-05-01/56232). А это, в свою очередь, приводит к неучёту его стоимости при определении облагаемой базы по налогу на имущество.

Выше приводилось, что здание представляет собой единый конструктивный объект капитального строительства, который имеет надземную и подземную части и включает в себя помещения и системы инженерно-технического обеспечения. К таким системам относятся системы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, обеспечения безопасности, газо- и электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, а также лифты и эскалаторы. Поэтому централизованная система кондиционирования воздуха в здании входит в его состав. И её стоимость учитывается при определении облагаемой базы по налогу на имущество.

Положения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ могут распространяться на пожарную и охранную сигнализацию, если указанные объекты не являются составной частью систем инженерно-технического обеспечения здания, то есть когда перемещение их без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества возможно (письмо Минфина России от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960).

Объекты, закреплённые на фундаменте

Некоторые виды производственного оборудования могут функционировать, только если они установлены на специальном фундаменте. Фундаменты зданий в большинстве своём строятся с учётом технических особенностей установки производственного оборудования, а также с учётом необходимости установки предусмотренных проектной документацией различных систем обеспечения промышленной безопасности производственного оборудования (вентиляция, воздуховоды, пожарная сигнализация и оборудование, подземные коммуникации, бассейны, канализации, дренажи, системы пожаротушения).

Установленное на специальных фундаментах производственное оборудование не может перемещаться без несоразмерного ущерба специальному фундаменту и подземным коммуникациям. Само же производственное оборудование может быть демонтировано, перевезено в другое место, смонтировано вновь и принято в эксплуатацию.

Минфин России в упомянутом письме от 25.02.13 № 03-05-05-01/5288 указал следующее.

Состав объекта недвижимого имущества, признаваемого в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта в качестве основных средств, определяется по данным проектной документации и технического паспорта на него с учётом последующих капитальных вложений.

Согласно ОКОФ к подразделу «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. К рабочим машинам и оборудованию относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование, для производства промышленной продукции, оборудование сельскохозяйственное, транспортное, строительное, торговое, складское, водоснабжения и канализации, санитарно-гигиеническое и другие виды машин и оборудования, кроме энергетического и информационного.

Объектом классификации рабочих машин и оборудования является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т. п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент.

Производственное оборудование, в том числе требующее крепления на фундаменте и пригодное к эксплуатации только в составе единого обособленного комплекса, на взгляд чиновников, не является недвижимым имуществом и не рассматривается в виде части здания как объекта недвижимого имущества. В случае если такое оборудование было принято на учёт в качестве основных средств после 1 января 2013 года, то оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций.

Порядок же обложения налогом на имущество организаций специальных фундаментов под производственным оборудованием зависит от того, является ли такой специальный фундамент составной частью здания как объекта недвижимости в соответствии с проектной документацией и данными технического учёта.

В ином случае расходы на создание указанного фундамента следует учитывать в составе первоначальной стоимости производственного оборудования, являющегося движимым имуществом.

Пример 3

Организацией в июле 2014 года осуществлён ввод оборудования производственной линии стоимостью 657 500 руб., расходы по монтажу оборудования (осуществлялся подрядной организацией) составили 153 600 руб., технической документацией предусмотрен специальный фундамент для производственной линии, расходы по его созданию - 128 860 руб.

Линия введена в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Так как она относится к движимому имуществу, то введённый объект основных средств не является объектом обложения по налогу на имущество организаций.

В первоначальную стоимость производственной линии вошли:

  • фактические затраты на приобретение оборудования - 657 540 руб.;
  • расходы по созданию фундамента под линию - 128 860 руб.;
  • расходы по монтажу оборудования - 153 600 руб.

С учётом этого её величина - 940 000 руб. (657 540 + 128 860 + 153 600).

Ввод производственной линии в эксплуатацию отражается следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 07

657 540 руб. - оборудование передано в монтаж;

Дебет 08 Кредит 02, 10, 69, 70

128 860 руб. - учтены затраты, связанные с созданием фундамента под производственную линию;

Дебет 08 Кредит 60

153 600 руб. - учтены расходы по монтажу линии;

Дебет 19 Кредит 60

27 648 руб. - выделена сумма НДС, предъявленная подрядной организацией;

Дебет 01 субсчёт «Движимое имущество, не являющееся объектом налогообложения» Кредит 08

940 000 руб. - введена в эксплуатацию производственная линия;

Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДС» Кредит 19

27 648 руб. - принята к вычету сумма НДС, предъявленная подрядной организацией;

Дебет 60 Кредит 51

181 248 руб. (153 600 + 27 648) - перечислены денежные средства подрядчику за монтаж производственной линии.

Лизинговое имущество

Порядок ведения бухгалтерского учёта предмета лизинга регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга (утв. приказом Минфина России от 17.02.97 № 15). Положениями указаний предусмотрено, что лизинговое имущество может учитываться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя, при этом условия постановки такого имущества на баланс определяются по согласованию между сторонами договора лизинга (п. 2, 3, 8 указаний).

Таким образом, при заключении договора лизинга стороны, закрепляя балансодержателя лизингового имущества, в том числе определяют организацию, на которую будет возложено бремя по уплате налога на имущество организаций.

Обязанность уплаты налога на имущество лизингополучателем в случае, если в соответствии с условиями договора лизинга учёт лизингового имущества возложен на него, подтверждена в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (доведён информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.11.11 № 148).

Стоимость лизингового имущества, если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, учитывается у него на счёте 01 (п. 8 указаний). При этом у лизингодателя стоимость имущества, передаваемого лизингополучателю, учитывается на счёте 03.

  • взято в лизинг и отражено на балансе:
  • лизинговой компании либо
  • лизингополучателем;
  • выкуплено лизингополучателем и поставлено на учёт, -

то лизинговая компания (лизингополучатель) вправе воспользоваться нормой подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ и не включать его стоимость в облагаемую базу по налогу на имущество.

Как известно, стороны договора могут изменить его условия. Поэтому не исключена вероятность, что лизингодатель и лизингополучатель договорятся о смене балансодержателя данного имущества. И если это произойдёт после 1 января 2013 года, то таким способом организации выведут указанное движимое имущество из-под налогообложения.

Минфин России в течение прошлого года неоднократно давал разъяснения по такому вопросу (письма Минфина России от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418, от 26.08.13 № 03-05-05-01/34962, от 11.03.13 № 03-05-05-01/7256, от 11.03.13 № 03-05-05-01/7114). Но, к сожалению, конкретного ответа в письмах не последовало. Руководство ведомства, скорее всего, просчитывало, что положительный ответ приведёт к возрастанию числа случаев передачи предметов лизинга от лизингополучателя лизингодателю и обратно. Но при этом ни в одном из ответов не прозвучало, что подобная операция противозаконна (при таковой последовало бы однозначное указание).

Напомним об известном постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Высшие судьи настойчиво рекомендовали судам оценивать наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика с учётом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Налоговая выгода при этом не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если судом будет установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счёт налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности её получения может быть отказано (п. 9 постановления).

Потому для снижения налоговых рисков имеет смысл продумать экономическое обоснование подобного рода операций, чтобы в итоге не встал вопрос о получении организацией необоснованной налоговой выгоды.

Расходы на модернизацию объектов

В бухгалтерском учёте затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку или дооборудование объекта основных средств в силу пункта 27 ПБУ 6/01 увеличивают его первоначальную стоимость, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств.

Модернизации могут подвергнуться как объекты недвижимости, так и объекты, относящиеся к движимому имуществу.

Законченные после 1 января 2013 года затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств, относящегося к движимому имуществу и учтённого в бухгалтерском учёте в составе основных средств до указанной даты, включаются в первоначальную стоимость объекта движимого имущества. Поэтому организация не вправе применять рассматриваемую норму подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в отношении указанного движимого имущества, в том числе в части затрат на его восстановление (письмо Минфина России от 01.03.13 № 03-05-05-01/6096).

Если же модернизации (реконструкции) подвергался объект, относящийся к движимому имуществу и учтённый в бухгалтерском учёте в составе основных средств после 1 января 2013 года, то затраты по модернизации (реконструкции) также войдут в его первоначальную стоимость. Но поскольку в этом случае такое основное средство не является объектом обложения по налогу на имущество, то и в части осуществлённых расходов по проведению работ по его модернизации (реконструкции) организация вправе применять норму подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ (письмо Минфина России от 15.03.13 № 03-05-05-01/8051).

Не столь уж редко организации, арендующие помещения, осуществляют капитальные вложения в виде неотделимых улучшений арендуемых объектов. Сами объекты недвижимости, как известно, не учитываются на балансе арендатора. Поэтому он не учитывает арендованное имущество при определении налога на имущество.

Неотделимые улучшения арендованного имущества в форме капитальных вложений для целей бухгалтерского учёта в силу пункта 5 ПБУ 6/01 могут учитываться в составе собственных основных средств арендатора.

Положения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, по мнению финансистов, не распространяются на капитальные вложения в объект недвижимого имущества, произведённые после 1 января 2013 года арендатором в форме неотделимых улучшений. И аргументировали данную позицию чиновники следующим.

Единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01).

Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта (п. 27 ПБУ 6/01).

В составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (то есть вышеуказанные затраты, увеличивающие первоначальную стоимость арендованного объекта основных средств) (п. 5 ПБУ 6/01).

Поэтому произведённые арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), принятые арендатором на учёт после 1 января 2013 года в составе основных средств, подлежат обложению налогом на имущество до их выбытия (письма Минфина России от 24.05.13 № 03-05-05-01/18569, от 15.04.13 № 03-05-05-01/12447, от 14.03.13 № 03-05-05-01/7760).

Плательщики налога на имущество обязаны по истечении каждого отчётного и налогового периода представлять в налоговые органы:

  • по своему местонахождению или
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также
  • по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) -

налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Если на арендованном объекте недвижимого имущества по местонахождению обособленного подразделения организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, то налог на имущество организаций, исчисленный в отношении произведённых арендатором неотделимых улучшений, уплачивается и налоговая декларация представляется в зависимости от того, на каком балансе (отдельном балансе) учитываются в соответствии с учётной политикой организации-арендатора капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества. В случае произведённых организацией капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества по местонахождению своего обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, налог на имущество организаций уплачивается и налоговая декларация представляется по местонахождению организации-арендатора (письмо Минфина России от 23.10.13 № 03-05-05-01/44378).

Объекты, полученные при реорганизации

Движимое имущество, принятое реорганизованной организацией в установленном для ведения бухгалтерского учёта порядке на баланс после 1 января 2013 года в составе основных средств, в том числе по передаточному акту в связи с реорганизацией юридического лица, не признаётся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу рассматриваемого подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ. При этом неважно, в какой именно форме проводилась реорганизация. Минфин России в своих разъяснениях указывает, что освобождение движимого имущества от налогообложения применяется при проведении реорганизации в форме присоединения (преобразования) (письма от 13.11.13 № 03-05-05-01/48376, от 07.11.13 № 03-05-05-01/47602), выделения (письмо от 25.09.13 № 03-05-05-01/39723), слияния (письма от 03.07.13 № 03-05-05-01/25477, от 22.05.13 № 03-05-05-01/18166).

На то, что движимое имущество, принятое реорганизованной организацией в установленном для ведения бухгалтерского учёта порядке на баланс после 1 января 2013 года в состав основных средств, в том числе по передаточному акту в связи с реорганизацией в форме преобразования, не признаётся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, указано и в письме ФНС России от 01.07.13 № БС-4-11/11799. При этом фискалы отметили, что на движимое имущество, переданное реорганизованной в форме преобразования организации по передаточному акту до указанной даты, положения рассматриваемой нормы кодекса не распространяются.

ВАЖНО:

Объектами обложения по налогу на имущество организаций для российских организаций в силу пункта 1 статьи 374 НК РФ признаётся движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.

К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) отнесены земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи же, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

Не столь уж редко движимое и недвижимое имущество представляет собой сложную вещь, которая используется по общему назначению и представляет собой единое целое (ст. 134 ГК РФ). В связи с этим возникает вопрос, облагается ли налогом на имущество такая сложная вещь в целом или при принятии её к учёту можно обособить движимое имущество от недвижимости и, соответственно, облагать налогом только последнюю.

Отдельно установленные кондиционеры и сплит-системы считаются самостоятельными объектами основных средств. Их можно демонтировать и поставить в другом помещении. Подобные объекты, на взгляд финансистов, являются движимым имуществом и не учитываются при расчёте налога на имущество (письма Минфина России от 04.10.13 № 03-05-05-01/41301, от 22.05.13 № 03-05-05-01/18212, от 11.04.13 № 03-05-05-01/
11969).

Положения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ распространяются в том числе и на движимое имущество, которое является предметом договора лизинга. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, согласно Федеральному закону от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» является собственностью лизингодателя в течение всего периода действия договора финансовой аренды (лизинга) (п. 1 ст. 11 закона № 164-ФЗ).

Данные по времени начисления амортизации понадобятся организации, если в налоговом учёте ею применяется линейный способ начисления амортизации. При этом методе начисления амортизации по приобретённому объекту, бывшему в эксплуатации, она вправе определять норму амортизации с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Восстановленный участником НДС, указанный в передаточных документах и подлежащий вычету, отражается в бухгалтерском учёте по дебету счёта 19 в корреспонденции с кредитом счёта 83 «Добавочный капитал» (письма Минфина России от 19.12.06 № 07-05-06/302, УФНС России по г. Москве от 04.07.07 № 19-11/063175). При принятии объекта к учёту эта сумма включается в налоговые вычеты.

Имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса в уставный капитал имущества.

Если специальный фундамент под производственное оборудование указан в проектной документации и документах технического учёта как часть здания, его стоимость следует учитывать в составе первоначальной стоимости здания. В этом случае стоимость работ по созданию такого специального фундамента будет включаться в налоговую базу по налогу на имущество организаций в составе среднегодовой стоимости здания.

Для снижения налоговых рисков имеет смысл продумать экономическое обоснование подобного рода операций, чтобы в итоге не встал вопрос о получении организацией необоснованной налоговой выгоды.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учёта (п. 29 ПБУ 6/01).

Владимир ФЕДОРОВИЧ, эксперт «ПБУ»

Должник хочет снять арест с имущества

Должник не согласен с оценкой имущества, принятой приставом

Должник хочет вернуть исполнительский сбор

1. Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

1.1. Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, за исключением ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста, не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей.

2. По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления.

3. Арест на имущество должника применяется:

1) для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации;

2) при исполнении судебного акта о конфискации имущества;

3) при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.

3.1. Арест заложенного имущества в целях обеспечения иска взыскателя, не имеющего преимущества перед залогодержателем в удовлетворении требований, не допускается.

3.2. Арест имущества должника, переданного на депонирование эскроу-агенту, в том числе денежных средств, находящихся на счете эскроу, не допускается.

4. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

5. Арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств и драгоценных металлов, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в и 73.1 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;

2) наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права;

3) предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест;

4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;

5) отметка об изъятии имущества;

6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;

7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;

8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.

6. Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.

7. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

II. Порядок учета федерального имущества

19. Правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:

б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

20. В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.

21. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 настоящего Положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета:

а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее - запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;

б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.

22. Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, в систему учета в установленном порядке.

При изменении места государственной регистрации (места жительства) правообладателя записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, направляются им в установленный срок в систему учета для внесения изменений территориальным органом в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировался (постоянно или преимущественно проживает) правообладатель и в который территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета, передаются карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения. Такой порядок направления и передачи карт сведений об объекте учета, записей об изменениях сведений и документов действует также в случае перехода права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (постоянно или преимущественно проживающему) на территории иного субъекта Российской Федерации.

Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

23. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:

а) запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению N 3 (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

24. В случае прекращения права собственности Российской Федерации на имущество в результате процедуры банкротства его правообладателя запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 23 настоящего Положения, направляются правообладателем в систему учета в 14-дневный срок со дня получения определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве.

25. Карты сведений об объекте учета, записи и документы, указанные в пунктах 19 - настоящего Положения (далее - документы правообладателя), направляются в систему учета правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности направления документов правообладателя в электронном виде они формируются и заверяются правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в территориальном органе, который создает необходимые условия для направления их в систему учета.

26. В случае ликвидации являющегося правообладателем юридического лица формирование и заверение записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и записи об изменениях сведений, а также исключение всех сведений об объекте учета из реестра осуществляются территориальным органом в 14-дневный срок после получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства.

27. Территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

Б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;

у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;

документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

28. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключить из реестра изменившиеся сведения об объекте учета и внести новые сведения об объекте учета либо исключить все сведения о нем из реестра.

В тот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра.

Указанное уведомление, а также иные уведомления, извещения и требования, приведенные в настоящем Положении, направляются правообладателю посредством системы учета.

29. В случае принятия решения, указанного в подпункте "б" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения).

30. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя (с обоснованием принятия такого решения).

Правообладатель в течение 30 дней со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязан дополнительно направить в систему учета карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения и подтверждающие их документы. При этом дополнительно направленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

В случае если правообладатель в течение 3 рабочих дней со дня получения извещения направит в систему учета заявление с указанием причин необходимости продления срока представления дополнительных документов более чем на 30 дней, указанный срок продлевается территориальным органом, но не более чем на 90 дней со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении указанного срока направляется правообладателю в течение 3 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган заявления правообладателя.

31. После направления правообладателем дополнительных документов территориальный орган обязан в 14-дневный срок со дня получения провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете объекта учета в реестре под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота дополнительных документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе:

в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

во внесении в реестр новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если дополнительные документы не содержат недостающие и (или) уточненные сведения, не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

в) о присвоении объекту учета временного реестрового номера федерального имущества, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, находится в собственности Российской Федерации. Такое решение принимается в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность дополнительно представленных правообладателем документов и (или) содержащихся в них сведений;

указанные документы не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

правообладатель в установленный срок не направил дополнительные документы.

32. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" или подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения, либо известить правообладателя в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.

33. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения учесть в реестре объект учета под временным реестровым номером федерального имущества после исключения из карт сведений об объекте учета недостоверных сведений, а также сведений, не подтвержденных копиями соответствующих документов, и внесения в карты сведений об объекте учета недостающих сведений, содержащихся в государственных информационных системах и (или) подтвержденных копиями соответствующих документов.

В тот же срок правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета временного реестрового номера, в котором также указывается на необходимость направления записей об изменениях сведений в отношении исключенных и недостающих в картах сведений об объекте учета сведений и документов, подтверждающих содержащиеся в записях новые сведения.

После получения правообладателем всех необходимых для завершения учета документов он обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения последнего документа направить в систему учета записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в записях новые сведения.

Территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения всех необходимых для завершения учета документов при их соответствии документам, указанным в уведомлении, внести в реестр новые сведения об объекте учета и изменить временный реестровый номер федерального имущества на постоянный реестровый номер федерального имущества.

В этот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении постоянного реестрового номера федерального имущества объекту учета и завершении его учета в реестре.

34. Решения территориального органа, указанные в подпункте "б" пункта 27 и подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе обжалованы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

При отмене одного из указанных решений Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения, обязывает территориальный орган учесть в реестре объект учета, исключить изменившиеся сведения об объекте учета, внести в реестр новые сведения или исключить все сведения о нем из реестра либо самостоятельно вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. В случае самостоятельного внесения Агентством необходимых сведений в реестр в отношении соответствующего объекта учета дальнейшее изменение сведений о нем осуществляется территориальным органом.

35. Учет федерального имущества в реестре, внесение в него новых сведений об указанном имуществе и о лицах, обладающих правами на него и сведениями о нем, а также исключение всех сведений о них из реестра осуществляются также по результатам документальных и других проверок правообладателей и (или) проведения иных мероприятий (далее - мероприятия) (в том числе с использованием сведений, содержащихся в государственных информационных системах).

36. Если по результатам проведения мероприятия выявлено имущество, сведения о котором не учтены в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, и установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности Российской Федерации, либо выявлено имущество, не находящееся в собственности Российской Федерации, которое учтено в реестре, территориальный орган в 7-дневный срок со дня завершения мероприятия:

а) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета, в том числе карты сведений о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество соответственно по формам, предусмотренным приложениями N 1 - к настоящему Положению, путем внесения в них сведений, содержащихся в документах, полученных при проведении мероприятия, и государственных информационных системах;

б) направляет правообладателю сформированные карты сведений об объекте учета и (или) записи об изменениях сведений на электронном носителе с требованием в 14-дневный срок со дня его получения завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и направить их в систему учета (в том числе с дополнительными документами, подтверждающими недостающие в картах сведения) или завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей в территориальном органе, если у него нет такой возможности.

37. В случае невыполнения правообладателем указанного в подпункте "б" пункта 36 настоящего Положения требования территориальный орган обязан в 7-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования, осуществить:

а) учет в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие в полном объеме сведения, необходимые для осуществления такого учета, или под временными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие достаточные для соответствующего учета сведения;

б) внесение в реестр новых сведений об объектах учета либо исключение всех сведений о них из реестра согласно сформированным в отношении соответствующих объектов учета записям.

38. Правообладателю в 7-дневный срок направляется уведомление об учете в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества и (или) временными реестровыми номерами федерального имущества, о внесении новых сведений об объектах учета в реестр и (или) исключении из него всех сведений об объектах учета. При этом обязанность правообладателей по представлению сведений о принадлежащем им на вещном праве федеральном имуществе не будет признана исполненной, а правообладатель соответственно освобожден от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом.

39. После поступления имущества в собственность Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе, возникновении права собственности Российской Федерации на него и принятии его в государственную казну Российской Федерации, а в отношении имущества, ранее поступившего и принятого в государственную казну Российской Федерации, - со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе:

а) проводит экспертизу поступивших документов, выявляет недостающие в них сведения об указанном имуществе в государственных информационных системах и принимает решение о присвоении объекту учета:

постоянного реестрового номера федерального имущества, если установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота сведений об объекте учета, содержащихся в этих документах и государственных информационных системах и предусмотренных в картах сведений об объекте учета;

временного реестрового номера федерального имущества, если подтверждено поступление объекта учета в собственность Российской Федерации, но установлены недостоверность и (или) неполнота сведений об объекте учета, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах, и их достаточность для осуществления соответствующего учета;

б) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета по формам , предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, путем внесения в карты в соответствующих подразделах реестра сведений, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах.

40. Копии документов, содержащих сведения об обращенном в собственность Российской Федерации имуществе и возникновении права собственности Российской Федерации на него, направляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом пункта 6

Документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией по завещанию или в силу закона, и документы, содержащие сведения о возникновении права собственности Российской Федерации на такое имущество, направляются соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы с учетом пункта 6 настоящего Положения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения им указанных документов.

Копии документов, содержащих сведения об акциях, долях (вкладах) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в том числе сведения об этих обществах и товариществах), в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация, а также о возникновении указанных прав, направляются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией в 10-дневный срок со дня получения указанных документов от хозяйственных обществ и товариществ. форме , предусмотренной приложением N 3 к настоящему Положению (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации), для исключения сведений из карты сведений об объекте учета, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется в отношении каждой из них;

в) исключает из реестра все сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.

43. В случае если при экспертизе документов, указанных в пунктах 39 - настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.

44. Внесение сведений о федеральном имуществе в предусмотренные настоящим Положением формы осуществляется должностным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа либо правообладателем в соответствии с Правилами заполнения форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество согласно приложению N 4.

1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

1.1. Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота , и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

5. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

6. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом.

6.1. При выделе в соответствии с Федеральном законом "Об инвестиционном товариществе" доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора инвестиционного товарищества не может быть обращено взыскание на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору инвестиционного товарищества.

7. Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества , доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.



Что еще почитать