Высшие органы государственной власти рф. Высшие органы государственной власти рф 3 федеральные органы государственной власти

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация яв-ляется федеративным государством, его механизм состоит из феде-ральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конститу-ции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществ-ляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляет-ся право самостоятельно устанавливать систему органов государ-ственной власти, порядок их организации и деятельности и их ком-петенцию в соответствии с основами конституционного строя Рос-сийской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти разрешается создавать свои терри-ториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют пра-во принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполне-ние с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Различие в предметах ведения федеральных органов и органов субъектов РФ не означает одновременного существования двух качественно различных механизмов государства. Единство меха-низма Российского государства обеспечивается основами консти-туционного строя, закрепляющими власть многонационального на-рода Российской Федерации, принципы законности, разделения властей, демократизма, органичного сочетания субординации и координации.

Принцип законности обеспечивает создание единого политико-правового режима в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, согласованность их действий, реализацию мероприятий, закрепленных нормативно-правовыми актами феде-ральных органов, на территории субъектов РФ с учетом их специфи-ки и интересов населения.


Последовательное закрепление и проведение принципа разделе-ния властей обеспечивает единство организационной основы феде-ральных органов государства и органов государственной власти субъектов РФ. Система сдержек и противовесов, применяемая на федеральном уровне, учитывается субъектами РФ, творчески приме-няется ими при конституировании собственной системы органов государственной власти. По мере накопления опыта оптимальный вариант системы сдержек и противовесов на уровне субъектов РФ будет закреплен в специальном федеральном законе.

Демократизм деятельности механизма Российского государства выражается в праве народа участвовать в управлении делами госу-дарства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в отправлении правосудия, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в любые государственные органы.

Принцип субординации и координации компонентов системы механизма Российского государства требует строгой государствен-ной дисциплины, подчинения по вертикали вышестоящим органам и координации деятельности с органами, выполняющими однотип-ные либо общие задачи. Негативное отношение отдельных органов субъектов РФ к этому принципу, стремление выйти из-под подчине-ния центру по вопросам, отнесенным к ведению Российской Феде-рации, создает дополнительные искусственные препятствия на пути экономических, социальных и иных реформ, вносит дисгармонию в деятельность единого государственного механизма.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компо-нентов механизма Российского государства играют федеральные орга-ны. Особо значение имеет деятельность Президента РФ как главы го-сударства, призванного обеспечивать согласованное взаимодействие всех ветвей власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъек-тов РФ и наделенного в этих целях специальными полномочиями.

Президент Российской Федерации

Как глава государства Президент играет особую роль в механиз-ме государства. Согласно ст. 80 Конституции РФ он является:

1) га-рантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) при-нимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;

3) обес-печивает согласованное действие органов государственной власти;

4) определяет основные направления внутренней и внешней поли-тики;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни проявля-лась, в конечном счете направлена на охрану Конституции, обеспече-ние ее неукоснительного действия. Особо важной является задача со-здания такого правового режима, при котором ни один орган госу-дарства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов, и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.

В этих целях Президент наделяется широкими полномочиями в подборе кандидатур на ключевые государственные посты. Часть из них он назначает самостоятельно, другую часть — Государственная Дума либо Совет Федерации по его предложению. Государственная Дума дает согласие на назначение Президентом Председателя Пра-вительства и по предложению Президента назначает на должность Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ также пред-ставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на долж-ности судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Самостоятельно Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ, назначает на должности заместителей Председате-ля Правительства РФ, федеральных министров, формирует Совет Бе-зопасности, Администрацию Президента, назначает полномочных пред-ставителей Президента в субъектах Федерации, высшее командование Вооруженных Сил РФ, послов РФ в иностранных государствах.

Конституция предоставляет Президенту РФ и иные способы не-посредственного влияния на деятельность государственных органов. Для обеспечения эффективного действия федеральной законодатель-ной власти Президент наделен правом законодательной инициативы, т.е. может вносить свои законопроекты на рассмотрение Государствен-ной Думы. Он также подписывает федеральные законы и обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонять закон и направлять его на повторное рассмотрение, изложив мотивы неподписания. Пре-зидент назначает выборы Государственной Думы и в установленных Конституцией случаях может распускать ее досрочно.

Большое влияние на законодательный орган РФ, иные органы государственной власти и общественность страны оказывают еже-годные послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Такого рода послания со-держат перечень основных проблем в обществе и государстве и пу-тей их решения. Таким образом, ежегодные послания способствуют координации усилий всех государственных органов на решении важ-нейших задач общества и государства.

Весьма значимой является роль Президента РФ в обеспечении эффективной работы Правительства РФ и иных органов исполни-тельной власти . Так, Президент имеет право председательствовать и высказываться на заседаниях Правительства РФ, отменять действие постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их про-тиворечия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези-дента РФ. В случае возникновения разногласий между органами го-сударственной власти Российской Федерации, а также между орга-нами государственной власти субъектов Федерации, Президент РФ использует согласительные процедуры. Конституция не называет конкретных форм этих процедур, предоставляя право их определять самому Президенту с учетом конкретных условий и сути конфликта.

Президент наделен правом приостанавливать действие актов ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Действие актов приостанавливается до их рассмотрения компетентным судом.

Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руковод-ство внешней политикой Российской Федерации, в том числе от имени государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте дипломатических представителей.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент РФ утверждает концепцию и планы строительства, при-менения Вооруженных Сил РФ, издает указы о призыве граждан на военную службу, утверждает планы дислокации Вооруженных Сил, размещения военных объектов, ведет переговоры и подпи-сывает международные договоры о совместной обороне и воен-ном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и ра-зоружения.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосред-ственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Россий-ской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение. Президент РФ обладает также правом вводить на всей территории РФ или ее отдельных местностях чрезвычайное положение. Как и в случае введения военного, так и чрезвычайного положения Прези-дент РФ должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федера-ции и Государственной Думе, т.е. обеим палатам Федерального Со-брания. Окончательное решение о введении в стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет Федера-ции. В случае отрицательного решения Совета Федерации относи-тельно указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, последние должны быть отменены или пересмотрены.

Президент РФ правомочен решать и значительную часть вопро-сов, связанных с реализацией прав и свобод личности — граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, он решает вопро-сы гражданства РФ и предоставления политического убежища, на-граждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий. Президент так-же осуществляет помилование лиц, отбывающих уголовное наказа-ние по приговору суда.

В процессе своей многогранной государственно-правовой дея-тельности Президент РФ издает указы и распоряжения, которые яв-ляются обязательными для исполнения на всей территории Россий-ской Федерации. При этом акты, принимаемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ избирается на основе всеобщих равных прямых выборов и при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживаю-щий в России не менее 10 лет.

Исполнение полномочий Президентом начинается с принесения им присяги в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Го-сударственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Полно-мочия Президента ограничиваются истечением срока его пребыва-ния в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция предусматривает возможность досрочного прекраще-ния полномочий Президента по трем основаниям:

1) по инициативе самого Президента;

2) в случае стойкой нетрудоспособности;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им реше-ния об отрешении Президента от должности.

В Конституции же определена только процедура прекращения пол-номочий Президента в случае его отрешения от должности. Механизм отставки Президента по мотивам стойкой его нетрудоспособности по состоянию здоровья остался неурегулированным в Конституции. Пока что он не решен и на уровне действующего законодательства.

Согласно Конституции, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Однако инициатива в этом вопросе должна исходить от Государственной Думы. Основанием для отре-шения является факт совершения Президентом государственной из-мены или иного тяжкого преступления. Уголовный кодекс относит к их числу шпионаж, диверсию, вредительство, пропаганду войны, призывы к насильственному изменению конституционного строя, получение взятки, превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах и др.

Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа:

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Ини-циатива в принятии такого решения может исходить от группы де-путатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от обще-
го числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государ-ственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимает-ся квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты;

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что ус-тановленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден;

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от долж-ности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех ма-териалов, подтверждающих правильность решений Государствен-ной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за от-решение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть при-нято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считают-ся отклоненными.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ — это представительный и законодатель-ный орган страны. Оно осуществляет законодательную власть — при-нимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отне-сенные к компетенции представительных органов власти.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Государствен-ной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избранных населением, а Совет Федерации — из 178 чле-нов. В эту палату входят по два представителя от каждого субъек-та РФ — главы его представительного и исполнительного органов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Совместные заседания палат согласно ст. 100 Конституции могут проводиться в трех случаях:

1) заслушивание ежегодных посланий Президента РФ;

2) заслушивание посланий Конституционного Су-да РФ;

3) заслушивание выступлений руководителей иностранных государств.

Важнейшим направлением деятельности Федерального Собрания является утверждение федерального бюджета, подготавливаемого высшим федеральным органом исполнительной власти — Прави-тельством РФ. Первоначально бюджет рассматривается и утвержда-ется в форме федерального закона Государственной Думой, а затем одобряется Советом Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государствен-ная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторы-ми, только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной Думы является принятие федеральных законов и ут-верждение федерального бюджета.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы процесс принятия федерального закона осуществляется, как правило, в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положе-ния концепции и самого проекта закона. Второе чтение сводится к детальному обсуждению законопроекта, каждой его статьи и внесен-ных поправок по итогам первого чтения законопроекта. Третье чте-ние законопроекта сводится к голосованию за или против проекта в целом. Никаких дополнений или изменений проекта закона на этой стадии законотворчества вносить не разрешается.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголо-совало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов требу-ется абсолютное большинство — не менее 2/3 голосов депутатов.

В целях обеспечения эффективной деятельности органов испол-нительной власти Государственная Дума имеет право на следующие действия:

1) Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) Государственная дума выносит вотум недоверия Правительству, который либо при-нимается Президентом, либо оставляется им без последствий. Пре-зидент может не согласиться с вотумом недоверия Правительству, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы;

3) Го-сударственная Дума назначает и освобождает от должности Предсе-дателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и по-ловину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;

4) Государственная Дума выдвигает обвинения против Президен-та РФ в целях отрешения его от должности.

Особенность законотворческой компетенции Совета Федерации состоит в том, что он не может вносить изменения и дополнения в федеральные законы, как действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Государственной Думы свой проект федерального закона, равно как и проект закона,

предусматривающего внесение изменений, дополнений в принятые Государственной Думой законы.

Для вступления федерального закона в силу требуется его одобре-ние Советом Федерации, что служит серьезным барьером на пути по-пулистских и плохо продуманных законов, принятых Государствен-ной Думой.

Федеральный закон считается одобренным, если за него прого-лосовало более половины от общего числа членов этой палаты. За-кон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют особо важные федеральные законы, затрагивающие непосредствен-но интересы субъектов РФ, которые должны быть обязательно рас-смотрены Советом Федерации. Это законы по вопросам федераль-ного бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валют-ного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, войны и мира, статуса и защиты государственной гра-ницы Российской Федерации.

В случаях отклонения федерального закона Совет Федерации со-вместно с Государственной Думой могут образовать согласительную комиссию с целью выработки компромиссного варианта норматив-но-правового регулирования. Однако решающее слово все-таки оста-ется за Государственной Думой. Только она может изменить содержа-ние федерального закона и внести в него изменения, предлагаемые Советом Федерации. Однако может поступить и иным образом — ос-тавить федеральный закон без изменения, проголосовав за него 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

К исключительной компетенции Совета Федерации относится преж-де всего отрешение Президента от должности. На основании выдвину-того Государственной Думой обвинения Президента в совершении тяж-кого государственного преступления Совет Федерации принимает окон-чательное решение по этому вопросу. Совет Федерации также назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должно-сти Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной па-латы и половину состава ее аудиторов.

Значительную часть исключительной компетенции Совета Феде-рации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие инте-ресы всех или большинства субъектов Федерации. Так, данная пала-та утверждает изменения границ между субъектами РФ при условии, что субъекты Федерации, чьи границы меняются, дали согласие на данное решение. Совет Федерации одобряет решение субъектов при-нятием по этому вопросу соответствующего акта.

Совет Федерации утверждает указы Президента о введении воен-ного либо чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Поскольку осуществление руководства внешней политикой отнесено к полномочиям Президента РФ, то и вопрос об использовании Во-оруженных Сил РФ Совет Федерации может рассматривать как по сво-ей инициативе, так и по представлению Президента.

Совет Федерации также назначает выборы Президента РФ по ис-течении срока его полномочий, а также в случаях отставки, неспо-собности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Прези-дента РФ либо отрешения от должности.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспе-чивает ее эффективное действие. Оно состоит из Председателя Пра-вительства РФ, заместителей Председателя РФ и федеральных ми-нистров. Статья 114 Конституции РФ выделяет семь основных на-правлений деятельности Правительства РФ.

1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вносит его на рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Фе-деральный бюджет представляет собой совокупность расходов и дохо-дов Российской Федерации за год и является важнейшим инструмен-том политики государства. Как орган, ответственный за исполнение бюджета, Правительство наделено правом давать заключения на зако-нопроекты, предусматривающие дополнительные расходы из федераль-ного бюджета. Это, в частности, проекты законов, предусматривающие увеличение заработной платы работникам государственных предприя-
тий и учреждений, об изменении финансовых обязательств государства, отмене налогов или предоставлении налоговых льгот .

2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику. Основные ориентиры деятельности государ-ства в данной сфере определены в программе Правительства «Разви-тие реформ и стабилизация российской экономики». Основные за-
дачи, решаемые Правительством, сводятся к сокращению дефицита федерального бюджета, укреплению его доходной части, предотвра-щению неконтролируемого роста расходов бюджета.

3. Важную роль играет Правительство в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и эколо-гии. Оно обеспечивает проведение единой государственной полити-ки во всех названных сферах путем их финансирования, а также при-нятия действенных мер по организации и эффективной деятельнос-ти органов управления культурой, наукой, образованием, медициной. Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качествен-ного образования, как общего, так и профессионального, к сохране-нию и развитию общенациональной культуры, стимулированию ее национального многообразия, обеспечению действенной медицин-ской помощи населению, дальнейшему развитию научного потен-циала страны.

4. Правительство осуществляет управление федеральной соб-ственностью, к которой относятся здания, сооружения, предприя-тия, составляющие основу национального богатства страны, объек-ты оборонного производства, железные дороги, средства связи и дру-гие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства страны. Правительство решает вопросы созда-ния и ликвидации относящихся к федеральной собственности пред-приятий, назначает представителей государства в предприятиях, со-здаваемых с участием государства и иных лиц и др.

5. В числе основных мер, принимаемых Правительством РФ в области обороны, осуществляется оснащение Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными средствами, ресурса-ми и услугами, определение порядка воинского учета, организация контроля за экспортом оружия и военной техники, обеспечение во-еннослужащих и членов их семей жильем.

6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению закон-ности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществен-ного порядка, борьбе с преступностью.

Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный Конституцией РФ, не является исчерпывающим. Со-гласно ст. 114 Конституции РФ Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральны-ми законами и указами Президента РФ. В частности, оно обладает правом законодательной инициативы, устанавливает тарифные льго-ты и др.

Правительство РФ принимает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на всей террито-рии Российской Федерации.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с со-гласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ пос-ле назначения представляет Президенту РФ свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень центральных органов федеральной исполнительной власти, подве-домственных Правительству РФ. Председатель также предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных министров. В аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководите-лей иных федеральных органов исполнительной власти. Окончатель-ное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Пре-зидент РФ.

Инициатива отставки Правительства может исходить от Прези-дента РФ, самого Правительства РФ или Государственной Думы.

Правительство уходит в отставку в полном составе. Решение об этом оно принимает на заседании Правительства большинством го-лосов в связи с какими-либо серьезными обстоятельствами в стране: экономическим кризисом, неспособностью Правительства обеспе-чить реализацию федеральных законов и др.

Постановление Государственной Думы о недоверии Правитель-ству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление принимается после заслуши-вания заявления Председателя Правительства РФ и обсуждения воп-роса о необходимости и целесообразности вынесения вотума недо-верия.

С постановлением Государственной Думы о недоверии Правитель-ству РФ Президент может не согласиться и Правительство будет про-должать работу. Государственная Дума может повторно выразить не-доверие Правительству РФ. Если подобную акцию она предпримет в течение трех месяцев после вынесения первого вотума недоверия, то Президент обязан сделать выбор: либо он объявляет об отставке Правительства, либо принимает решение о роспуске Государствен-ной Думы.

Решение об отставке Правительства Президент РФ может при-нять по собственной инициативе, как правило, в случае появления противоречий между ним и Правительством РФ, неудовлетворитель-ной работы Правительства и по другим основаниям.

Вопрос о вотуме недоверия Государственной Думы Правительст-ву РФ Государственная Дума может принимать и по инициативе Пра-вительства. Как правило, на такой шаг Правительство решается в случаях каких-либо серьезных разногласий с Государственной Ду-мой по важнейшему законопроекту, федеральному бюджету и др. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент обязан либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Органы правосудия в Российской Федерации

Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроиз-водства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ , Высший Арбитражный Суд РФ . Остальные звенья этой системы устанавливаются федераль-ными законами.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высше-го Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по пред-ставлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назна-чаются Президентом РФ.

Конституция устанавливает три обязательных требования к кан-дидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, нали-чие высшего юридического образования и стажа работы по юриди-ческой специальности не менее пяти лет. Однако федеральными за-конами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Су-да РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репу-тацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридичес-кой специальности не менее 15 лет.

Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы:

1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным законам;

2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полно-мочий;

3) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Последовательное проведение принципа разделения властей Кон-ституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно не-зависимы от законодательной и исполнительной властей. Консти-туция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив прин-цип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, от-сутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномо-чия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения их к уголовной ответственности ина-че как в порядке, определяемом федеральным законом.

Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о том, что финан-сирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим порядок состав-ления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрис-дикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ.

Особое место в системе органов правосудия занимает Конститу-ционный Суд РФ, осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво-бод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Консти-туции РФ на всей территории Российской Федерации.

Для выпол-нения возложенных задач Конституционный Суд РФ обладает сле-дующими полномочиями:

1. Дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Аналогичные заключе-ния Конституционный Суд РФ дает и относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе кон-ституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относя-щимся к ведению органов государственной власти РФ или совмест-ному ведению органов государственной власти РФ и органов госу-дарственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд вправе также рассматривать дела о соот-ветствии Конституции РФ договоров, заключаемых органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных дого-воров РФ.

Свои заключения Конституционный Суд дает по запросам Пре-зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пя-той членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и исполнительной влас-ти субъектов РФ.

2. К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституци-онных законов и иных нормативно-правовых актов. В процессе рас-смотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет конститу-ционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают объединения граждан, суды и иные органы и лица, указан-ные в конституционном федеральном законе.

3. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между выс-шими государственными органами субъектов Российской Федера-ции.

4. Конституционный Суд РФ наделен правом толкования поло-жений Конституции РФ. Акты толкования являются обязательны-ми для всех органов государственной власти, должностных лиц, граж-дан и их объединений.

5. Конституционный Суд РФ участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности и дает заключение о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения в государственной из-мене или совершении иного тяжкого преступления.

Законы, иные нормативно-правовые акты, их отдельные поло-жения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом РФ, а международные договоры, не соответствующие Кон-ституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

Рис.1. Структура Интернет-ресурсов сайтов, созданных в рамках Федеральной программы «Электронная Россия»

Соответственно выделяются органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

На рисунке 1 представлена структура Интернет-ресурсов сайтов, созданных в рамках Федеральной программы «Электронная Россия».

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Официально органами государственной власти в России являются : Президент РФ, Федеральные Органы Исполнительной Власти, Федеральное Собрание РФ, Судебная Власть РФ, Совет Безопасности РФ, Центральная Избирательная Комиссия РФ, Счётная Палата РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ. На уровне субъектов Российской Федерации существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом .

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государств. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях [там же, ст. 80].

Основные полномочия Президента:

  • а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;

е1)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

е2) назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации;

  • ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
  • з) утверждает военную доктрину РФ;
  • и) формирует Администрацию Президента РФ;
  • к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами .

Президент решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами, осуществляет помилование .

Кроме того, согласно Конституции, Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями .

При Президенте России работают совещательные органы: Совет Безопасности - занимается анализом и стратегическим планированием по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовкой проектов решений Президента в соответствующих сферах , Государственный Совет, основные задачи которого содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ , а также другие советы и комиссии.

В каждом Федеральном Округе Президент имеет своего полномочного представителя.

Правительство России состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров.

Особенность: в России Федеральное Собрание не формирует Правительство, а только контролирует , формирует Правительство Председатель Правительства, назначаемый Президентом .

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б-в) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  • д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • ж) иные полномочия.

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение .

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту РФ [там же, ст. 26].

В нормативных правовых актах также закреплены и контрольно-надзорные полномочия Правительства .

Обеспечивают деятельность правительства Аппарат Правительства, Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры, Федеральные службы и агентства, координационные и совещательные органы . Они играют роль основных инструментов государственной деятельности в отдельных областях государственной жизни, принимают участие в выработке государственных решений, в разработке законодательства, в правительственном нормотворчестве, в руководстве многочисленными государственными организациями, находящимися в их подчинении, управляют порученными им отраслями на всей территории государства, издают подзаконные акты .

Кроме того, в РФ на территории ее республик, краев, областей, автономных округов, в городах федерального значения действует множество различных властных государственных учреждений - полномочных представителей центральных (федеральных) исполнительно-распорядительных органов государственной власти, образуя вместе с ними единую централизованную систему . Например, территориальные органы Росреестра, региональные управления ФНС России и т.д.

Федеральное Собрание -- парламент РФ -- является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ -- по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации -- представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным . 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов [там же, ст. 3].

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; отрешение Президента РФ от должности и назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов .

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности .

Основная цель парламента - законотворчество. Законодательные полномочия Парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией . Здесь отмечу лишь, что любые законопроекты, связанные с расходами из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ . Сначала закон проходит через Государственную Думу, потом - через Совет Федерации. Закон может быть принят Советом Федерации «по умолчанию», если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации [ст. 105, п. 4]. Законопроекты по вопросам, связанным с расходами из федерального бюджета и регулированием экономики, а также вопросы международных отношений, в т. ч. вопросы войны и мира, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации [ст. 106].

К судебным органам современной России относятся суды, осуществляющие от имени государства судебную власть путем отправления правосудия - рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических или иных споров и конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права .

Правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается . Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . В данном параграфе выделим только суды федерального уровня.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства .

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики .

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Областные суды и приравненные к ним рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба .

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции .

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. . Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры [там же, разд. II ст. 11 п. 1].

Прокуратура РФ осуществляет:

надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, выпускает специальные издания.

Прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, требовать от должностных лиц предъявления документов и материалов, вызывать их и других граждан для объяснений по поводу нарушений закона [там же, разд. 3 гл. 1 ст. 22 п.1].

Он рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях закона, прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, по возмещению причиненного ущерба [там же, разд. 1 ст. 10].

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию . Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности [там же, ст. 4].

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты [там же, гл. 2 ст. 6].

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ, а также осуществляющим контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания [там же, гл. 3 ст. 23].



Что еще почитать