Положение о работе системы информации «Человек на пути» в структурных подразделениях, службах, дирекциях, ДЗО, территориально расположенных в границах Красноярской железной дороги. Организация контроля за состоянием охраны труда на северной железной дорог

Наиболее распро­страненными нарушениями являются несвоевременный сход с пу­ти, неограждение места работ установленным порядком или рабо­та без сигналиста, невыдача на поезда предупреждения об особой бдительности локомотивных бригад. Работа без сигнальных жиле­тов, отсутствие записей в журналах осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о месте и вре­мени производства работ.

Действия локомотивной бригады.

Локомотивная бригада, следуя по станции или пере­гону, внимательно следит за свободностью пути. О каждом случае несвоевременного схода работающих с пути, по которому следует поезд или состав, также с соседнего пути (кроме бригады контактной сети, работающей с изолирующей съемной вышкой), рабо­ты персонала без сигнальных жилетов, ограждения, отсутствия предупреждения о работе людей на путях машинист локомотива или его помощник немедленно сообщают по радиосвязи дежурному по станции, а при следовании поезда но перегону - дежурному ближайшей станции.

Если при проследовании поезда на соседнем пути работы не прекращены, необходимо информировать по радиосвязи машини­ста встречного поезда о работающих на путях. Машинист, получив такое сообщение, принимает меры по предупреждению наезда (подает более частые оповестительные сигналы, снижает скорость или принимает меры к остановке поезда).

После окончания работы машинист производит за­пись о вскрытых нарушениях с указанием дежурного по станции, которому передана информация, в книгу замечаний, находящейся в депо. Машинисты, занятые маневровой работой на станциях - в журнал по сис­теме «Человек на пути», находящийся у дежурного станции.

Начальник депо или его заместитель направляют выписки из книги замечаний на предприятия, работники которого допустили нарушения правил техники безопасности при работе на путях, и техническому инспектору труда профсоюза на отделении дороги.

Действие дежурного по станции

Дежурный по станции, получив сообщение от машиниста ло­комотива или его помощника о нарушениях работающими на пу­тях правил техники безопасности, немедленно передает его де­журному по дистанции, вагонному депо, энергодиспетчеру или руководителю предприятия, со стороны работников которого до­пущены эти нарушения, и делает соответствующие запись в жур­нале по системе «Человек на пути».

Порядок разбора на предприятиях случаев наруше­ния правил техники безопасности, переданных по систе­ме «Человек на пути».

Дежурный по предприятию, получив сообщение о нарушени­ях работниками правил техники безопасности, немедленно ставит в известность об этом начальника предприятия или его заместите­ля и делает запись в журнале регистрации по системе «Человек на пути».

Начальник предприятия в суточный срок расследует случай нарушения правил техники безопасности и принимает соответст­вующие профилактические меры к их дальнейшему недопущению.

Результаты разбора оформляются протоколом или приказом. Копии документа направляются начальнику локомотивного депо для объявления машинистам о принятых мерах и техническому инспектору труда профсоюза на отделении дороги

Со всеми работниками, связанными с движением поездов, проводится внеплановый инструктаж об имевшем место наруше­нии правил техники безопасности.

Контроль за действием информационной системы «Человек на пути».

В отделении дороги.

Начальники отраслевых отделов еженедельно докладывают начальнику отделения об имевшем место случаях предотвращения наездов на работающих на путях, нарушениях правил техники безопасности, вскрытых локомотивными бригадами и о принятых к нарушителям на подведомственных предприятиях.

Главный инженер отделения дороги проводит разборы слу­чаев применения экстренного торможения с целью предотвраще­ния наездов на работающих на путях, ежемесячно проводит анализ действия системы «Человек на пути», при необходимости прово­дит селекторные освещения, издает указания или принимает дру­гие меры.

В управлении дороги.

Начальники служб ежемесячно рассматривают положение о действии системы «Человек на пути» на подведомственных пред­приятиях. При необходимости проводят заслушивание руководи­телей предприятия. Отдел охраны труда и техники безопасности совместно со службами при проведении комплексных проверок отделений и предприятий дороги рассматривает вопрос о внедре­нии на них системы «Человек на пути».

Положение

о работе системы информации

«Человек на пути»

в структурных подразделениях,

службах, дирекциях, ДЗО,

территориально расположенных в границах

Красноярской железной дороги.

Утверждено

Распоряжением начальника железной дороги от 30.08.2010г. № - 47р.

Положение

о работе системы информации «Человек на пути»

в структурных подразделениях, службах, дирекциях, ДЗО, территориально расположенных в границах

Красноярской железной дороги.

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок совместных действий работников железнодорожных станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, сигнализации централизации и блокировки, электроснабжения, сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД» (выполняющих подрядные работы в границах Красноярской железной дороги), направленных на обеспечение эффективности системы информации «Человек на пути».

Система информации «Человек на пути» эффективна только при активном участии в ней всех работников, участвующих в перевозочном процессе.

Система информации «Человек на пути» направлена на обеспечение безопасности и установление контроля за соблюдением правил работающими на железнодорожном пути при приближении и пропуске поездов, а также на предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на железнодорожном пути людей.

При осуществлении контроля за обеспечением безопасности труда при производстве работ на железнодорожном пути особое внимание проверяющего должно быть обращено на исполнение работающими на железнодорожном пути основных правил, изложенных в приложении 4:

2. Действия проверяющего при выполнении проверки:

2.1. При сопровождении поезда проверяющий, из числа руководителей железной дороги находится в локомотиве и обращает внимание на исполнение требований безопасности работающими на железнодорожных путях.

2.2. О каждом нарушении через машиниста поезда сообщить по радиосвязи дежурному ближайшей станции, выяснить фамилию дежурного по станции, принявшего замечания.

2.3. После поездки проверяющий в суточный срок предоставляет материал о выявленных нарушениях правил безопасности при выполнении работ на пути в службу охраны труда и промышленной безопасности дороги, в службу и структурное подразделение дороги, чьи работники допустили нарушение или работники сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД», для которых этими организациями выполняются подрядные работы.

3. Действия локомотивной бригады при выявлении нарушения:

3.1. Локомотивная бригада, следуя по станции и перегону, внимательно следит за свободностью пути.

Машинист локомотива или его помощник немедленно сообщает по радиосвязи дежурному по станции, а при следовании по перегону дежурному ближайшей станции:

О каждом случае несвоевременного ухода работающих с пути, по которому следует поезд, или с соседнего пути (кроме работающей бригады с изолирующей съемной вышкой и других работ в «окно»);

О работе персонала без сигнальных жилетов;

О нарушении ограждения места производства работ;

Об отсутствии предупреждения о работе людей на путях.

Если при проследовании поезда не прекращены работы на соседнем пути, необходимо информировать по радиосвязи машиниста встречного поезда о работающих на путях. Машинист, получив такое сообщение, принимает меры по предупреждению наезда (подает более частые оповестительные сигналы, снижает скорость или принимает меры к остановке поезда).

3.2. Машинист локомотива или его помощник в случае, если дежурный по станции не предупредил их о производстве работ на станции в соответствие записи в журнале формы ДУ-46, обязаны оформить данный факт как замечание.

3.3. Машинисты, занятые маневровой работой на станции, при обнаружении грубых нарушений Правил безопасности труда и производственной дисциплины со стороны работников станций, дистанций: пути; электроснабжения; сигнализации централизации и блокировки, пунктов технического осмотра вагонов и других структурных подразделений, сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО «РЖД», обязаны прекратить маневровую работу и сообщить об этом дежурному по станции или маневровому диспетчеру станции.

При ограничении видимости (неблагоприятные погодные условия, недостаточная освещенность) машинисты обязаны производить маневры с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения поездов и работающих на путях людей.

3.4. После окончания работы (смены) машинист производит запись в журнал замечаний, находящийся в депо, о вскрытых нарушениях с указанием дежурного по станции, которому передана информация. Машинисты, занятые маневровой работой на станциях оформляют запись о нарушениях в журнал по системе «Человек на пути», находящийся у дежурного по станции, лично или по радиосвязи.

4.Действия дежурного по станции,

поездного диспетчера при ДЦ.

Система информации « Человек на пути» направлена на усиления контроля за соблюдением работниками железнодорожного транспорта правил нахождения на железнодорожных путях при приближении и пропуске поездов и предупреждения случаев производственного травматизма по причине наезда подвижным составом на работающих. При следовании по перегонам и станциям локомотивная бригада следит за свободность пути стрелочных переводов. О каждом случае нарушения работниками правил нахождения на ж.д. путях машинист немедленно по радиосвязи сообщает дежурным ближайших по ближайшим станциям или поездному диспетчеру. Кроме того, если при следовании поезда работы по соседнему пути не прекращены, машинист информирует по радиосвязи машиниста встречного поезда и вслед идущего локомотива. По прибытии в локомотивное депо машинист производит запись в журнале регистрации замечаний по информации «Человек на пути». Действия дежурного по станции и поездного диспетчера по работе системы информации «Человек на пути»:

ДСП или ДНЦ: приняв информацию от локомотивной бригады, передает её дежурным по предприятию, работники которого допустили нарушение, и делает запись у себя в журнале.

Дежурный, по предприятию получив сообщение, немедленно ставит в известность руководителя работ и одновременно производит регистрацию его в журнале.

Руководитель работ немедленно принимает меры к устранению нарушения.

Руководитель предприятия, работники которого допустили нарушение, в 3-хдневный суточный срок рассматривает представленные материалы, принимает меры к не

повторению подобного и привлекает нарушителей к ответственности.

О принятых мерах начальники предприятий в суточный срок после разбора нарушений, сообщают в локомотивное депо.

Перечень нарушений, которые могут произойти на путях (общие для всех хозяйств):

Несвоевременный уход с пути;

Нахождение при пропуске поездов на расстоянии менее 2-х метров от крайнего рельса;

Работы без сигнальных жилетов;

Нахождение на соседнем пути при проходе подвижного состава; неосторожный выход на соседний путь из-за стоящего подвижного состава;

Спрыгивание со стоящего подвижного состава на междупутье при проходе поезда по смежному пути;

Передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движению поезда;

Передвижение по междупутью во время прохода подвижного состава по смежному пути;

Подлезание под вагоны;

Протаскивание рабочих материалов и инструментов под вагонами;

Переход через путь по подвижному составу;

Расположение людей сидя на рельсах, концах шпал и других сооружениях;

Проход между автосцепок при расстоянии меньше10 м;

Переход вблизи стоящего подвижного состава на расстоянии меньше 5 метров;

Сход с подножки подвижного состава или подъем до полной остановки, кроме составителей;

Переход через путь перед подвижным составом на станции и меньше 400 м до состава на перегоне;

Переход через пути, наступая на рельсы, желобам стрелочных переводов, на крестовины.

Нарушения в хозяйстве пути:

Работа без выдачи предупреждений;

Работа с нарушением ограждения;

Не прекращение работы на соседнем пути при проследовании подвижного состава;

Нахождение на междупутье во время производства работ при проследовании подвижного состава по смежному пути;

Работа на пути в одно лицо, кроме обходчиков, дежурных по переездам, мастера и бригадира, выполняющих промеры;

Перевозка путевого инструмента и материалов на двухколесных однорельсовых или одноосных тележках без сопровождения монтерами пути в таком количестве, чтобы заблаговременно можно было снять с пути тележку;

Не ограждение дефектоскопной тележки или тележки для перевозки инструментов и материалов с обеих сторон сигналистами;

Предмет: «Охрана труда» ТЕМА: «Система информации « Человек на пути» Преподаватель: Московского подразделения МУЦПК Токмакова Н.В. 24.11.2017

Слайд 2

Слайд 3

Введение Презентация разработана на основании Положения об организации в ОАО «РЖД» работы по системе информации « Человек на пути», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» № 410р от 14.03.16г Предназначена для обучения по профессиям: Машинист электропоезда Помощник машиниста электропоезда Человек на пути |201 7 г.

Слайд 4

Цели обучения Цели обучения: Умение использовать и применять полученные знания 1. Дидактическая: Углубление и закрепление знаний по заданной теме. 2. Развивающая: Развитие логического мышления, умению правильно обобщить данные и делать выводы. 3. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за жизнь людей. Человек на пути |201 7 г.

Слайд 5

Презентация: «Система информации « Человек на пути» Человек на пути |201 7 г.

Слайд 6: Принцип работы

Система информации «Человек на пути» направлена: - на предупреждение случаев травматизма подвижным составом на работающих и граждан, находящихся на железнодорожных путях - обеспечение контроля за соблюдением правил нахождения на железнодорожных путях - на уменьшение количества случаев, влияющих на ухудшение состояния машиниста и снижение его работоспособности. Человек на пути |201 7 г.


Слайд 7: Принцип работы

Главными функциональными звеньями в работе системы информации « Челове к на пути» являются: локомотивные бригады дежурные по станциям или поездные диспетчер ы диспетчер ы структурных подразделений, обслуживающих сооружения и устройства объектов инфраструктуры железных дорог (ПЧ,ШЧ, РЦС, ЭЧ и т.д.) Принцип работы Человек на пути |201 7 г.


Слайд 8: Автоматизированные системы, используемые для регистрации замечаний по системе информации «Человек на пути»

Автоматизированные системы: -региональная информационная сигнальная система учёта, анализа и расследования нарушений безопасности движения по замечаниям машинистов и расшифровки скоростемерных лент (АСУТ НБД) -подсистема учета замечаний машиниста (АСУТ НБД ЗМ), система информации «Работник на пути». В структурном подразделении ведется журнал регистрации нарушений по системе информации «Человек на пути ». Замечания по нарушениям, допущенным гражданами, вводятся в АСУТ НБД ЗМ из Книги замечаний машинистов формы ТУ-137. Человек на пути |201 7 г. Человек на пути |201 7 г.


Слайд 9: Принцип работы системы информации «Человек на пути»

В системе информации « Человек на пути» должны быть задействованы все работники, участвующие в перевозочном процессе. Человек на пути |201 7 г.




10

Слайд 10: Принцип работы системы информации «Человек на пути»

В случае выявления нарушений л окомотивные бригады осуществляют действия по предупреждению наездов подвижного состава; оповещают дежурного по станции или поездного диспетчера об имеющих место нарушениях. Человек на пути |201 7 г.

11

Слайд 11: Схема подачи информации

Человек на пути |201 7 г.

12

Слайд 12: Принцип работы системы информации «Человек на пути»

В информации указывается: точное время станция перегон путь Километр, пикет стрелочный перевод количество работающих характер нарушения структурное подразделение ОАО «РЖД» (подрядную организацию, работники которых нарушили правила нахождения на железнодорожных путях) номер поезда и локомотива с которым следует свою фамилию. Человек на пути |201 7 г.

13

Слайд 13: Принцип работы системы информации «Человек на пути»

Если при проследовании поезда по соседнему пути продолжаются работы и люди не ушли на безопасное расстояние (кроме работ в «технологическое окно» или при ограждении места работ сигналами остановки): машинист в первую очередь должен сообщить по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, указав точное место нахождения людей, а затем информировать дежурного по станции или поездного диспетчера. Принцип работы системы информации «Человек на пути» Человек на пути |201 7 г.

14

Слайд 14: Порядок действия локомотивной бригады в пункте приписки

По прибытии машинист: записывает замечания выявленные по работникам в журнал. замечания, выявленные по гражданам в Книгу замечаний машинистов формы ТУ-137 либо передает указанные сведения по телефону (в случае удаленности) с отметкой "передано по телефону". При этом указывается: дата, время, место выявления нарушения (станция, перегон, путь, километр, пикет, стрелочный перевод), своя фамилия, номер поезда, локомотива, количество работающих либо граждан (по возможности), характер нарушения, фамилия дежурного по станции или поездного диспетчера, которому была передана информация; структурное подразделение, ДЗО или подрядная организация, работники которой нарушили правила нахождения на путях. В случае оборудования МВПС видеорегистратором предоставляются видеоматериалы. Человек на пути |201 7 г.

15

Слайд 15: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Несвоевременный уход работающих с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава на расстояние менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч, в том числе при проходе поезда по смежному пути, если место работ не ограждено сигналами остановки (при применении экстренного торможения) Человек на пути |201 7 г.

16

Слайд 16: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Человек на пути |201 7 г.

17

Слайд 17: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Человек на пути |201 7 г. Несвоевременный уход работающих с пути на безопасное расстояние менее чем за 400 метров до приближающегося поезда), в том числе и при проходе поезда по соседнему пути, если место работ не ограждено сигналами остановки

18

Слайд 18: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Расположение людей сидящих на рельсах, на концах шпал, напольных и наземных устройствах. Человек на пути |201 7 г.

19

Слайд 19: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Спрыгивание с подвижного состава на междупутье Сход работниками с подножки или поднятие на подножку вагона до полной остановки состава Человек на пути |201 7 г.

20

Слайд 20: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Передвижение внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (двухпутный участок) Человек на пути |201 7 г.

21

Слайд 21: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Нахождение в междупутье (кроме междупутья на территории станции, обеспечивающего минимально допустимые безопасные расстояния), во время прохода поездов по смежным путям. Человек на пути |201 7 г.

22

Слайд 22: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Переход через путь перед близко идущим поездом на станции (менее чем за 400 метров до приближающего поезда) Человек на пути |201 7 г.

23

Слайд 23: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Подлезание под вагоны стоящего состава Человек на пути |201 7 г.

24

Слайд 24: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Протаскивание рабочих инструментов под вагонами (кроме осмотрщиков вагонов под огражденным поездом) Человек на пути |201 7 г.

25

Слайд 25: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Работа людей на железнодорожном пути без сигнальных жилетов или в жилете, не отвечающем своему назначению (без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности владельца к соответствующему структурному подразделению) Человек на пути |201 7 г.

26

Слайд 26: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Нахождение в колее соседнего пути при проходе поезда (кроме случаев, когда место работ ограждено сигналами остановки или на пути находится бригада контактной сети, работающая с изолирующей съемной вышкой). Человек на пути |201 7 г.

27

Слайд 27: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Отсутствие на сигналистах сигнальных знаков отличия Человек на пути |201 7 г. Работа без ограждения места работ установленным порядком (отсутствие сигналистов, переносных сигналов и неполное или неправильное ограждение места работ) Работа без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад в случаях предусмотренных ПТЭ

28

Слайд 28: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Нахождение на междупутье во время производства работ в «окно» при проследовании поезда по смежному пути Человек на пути |201 7 г.

29

Слайд 29: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Перевозка путевого инструмента и материалов на двухколесных однорельсовых или одноосных тележках без сопровождения монтерам пути в количестве, достаточном для заблаговременного, до подхода поезда, снятия с пути тележки (менее 2-х человек) Человек на пути |201 7 г.

30

Слайд 30: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Не ограждение дефектоскопной тележки или тележки для перевозки инструмента и материалов с обеих сторон специально выделенными сигналистами с красными флажками Человек на пути |201 7 г.

31

Слайд 31: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Проезд на подножке вагона в негабаритном месте Человек на пути |201 7 г.

32

Слайд 32: Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Переход через путь перед вагонами (при роспуске вагонов на сортировочных горках или при осуществлении маневров толчками) или вход в пространство между вагонами после начала их движения Человек на пути |201 7 г.

Каждый случай нарушения работниками правил безопасного нахождения на железнодорожных путях фиксируется в системе информации «Человек на пути». В ней задействованы все участники перевозочного процесса. К каким выводам приводят итоги работы системы в 2011 году - тема этого интервью с начальником службы охраны труда и промышленной безопасности Дальневосточной дороги Виктором Щербаковым (на снимке).

– Виктор Константинович, порядок обеспечения безопасности железнодорожников при работах на путях регламентируется целым рядом документов. Зачем еще нужна и особая система информации?
– Действительно, существует целый ряд нормативных документов, регламентирующих данную работу, однако допускаемые случаи нарушений и применение локомотивными бригадами экстренных торможений показывают, что требования эти зачастую не соблюдаются. Причем не делаются элементарные вещи, о которых все причастные работники хорошо знают, – одеть сигнальный жилет, своевременно отойти от пути на безопасное расстояние, во время работ выставить сигналистов.

До сих пор помню случай, допущенный в Юкталинской дистанции пути в 2009 году.

На перегоне Юктали – Тас-Юрях бригада в составе шести человек производила работы по выправки пути в кривой малого радиуса с применением электроинструмента. В нарушение всех действующих правил сигналисты руководителем работ были сняты и также работали в составе бригады. При этом сам руководитель за свободностью пути не следил и тоже работал на путях, чего делать права не имел. Грубые нарушения требований безопасности, спешка, шум от электроинструмента и другие неблагоприятные обстоятельства – и работники не смогли своевременно отреагировать на приближение подвижного состава.

В результате два монтера пути получили травмы, не совместимые с жизнью, бригадир пути тяжело травмирован, еще один работник – чуть легче. Для их родственников и всего коллектива дороги случившееся стало сильнейшим потрясением, ведь погибли отцы, мужья, коллеги…

Чтобы исключить такие случаи, обеспечить безопасность работ на путях, и существует система информации «Человек на пути».

– Что она собой представляет?
– Главное звено в ее работе – локомотивная бригада. Перед началом смены машинист получает предупреждение о местах производства работ на путях станций и перегонов. При приближении к ним машинист обязан подать оповестительные сигналы. Если путь, по которому следует поезд, своевременно не освобождается, он принимает меры к остановке поезда, в крайнем случае применяя экстренное торможение.

Машинист при следовании по перегону следит за свободностью путей и о каждом случае нарушений работниками требований безопасности немедленно по радиосвязи сообщает дежурному по станции и поездному диспетчеру. Эти сообщения фиксируются в соответствующем журнале, и информация передается всем причастным. Машинист по прибытии в депо также делает запись о выявленных нарушениях в журнале установленной формы.

Далее эта информация поступает в подразделения, чьи работники допустили нарушения. Их руководитель обязан расследовать каждый случай, провести разбор с вызовом причастных работников, в том числе и руководителя работ, допустившего нарушения, и принять меры. В дальнейшем локомотивные бригады должны быть проинформированы о результатах разборов.

– Какие замечания встречались чаще всего по итогам 2011 года?
– Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на путях очень большой. Есть как общие виды нарушений, относящиеся ко всем хозяйствам, так и специфичные, относящиеся к определенным хозяйствам.

К основным замечаниям можно отнести несвоевременный уход работающих с пути на безопасное расстояние, работу без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад в установленных правилами случаях, в том числе при работе в местах с плохой видимостью или с применением электро- и пневмоинструмента, работу без ограждения. А самое частое нарушение – это работа без сигнальных жилетов или же в жилете, но без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности к структурному подразделению.

– Машинист из кабины с какого расстояния может все это увидеть?
– Это зависит от многого: вида нарушения, погодных условий, времени суток, кривизны участка, времени года. Бывают и «мертвые» зоны, когда машинист может не видеть человека на путях, в первую очередь при работе на станциях. На каждый участок с плохой видимостью, особо сложными условиями у путейцев имеется схема ограждения. Руководителю работ предписано строго соблюдать установленный порядок расстановки сигналистов. Но это не значит, что нарушения не допускаются.

– Сколько их всего по итогам прошедшего года?
– По системе информации «Человек на пути» в 2011 году локомотивными бригадами было подано 490 замечаний, в то время как в 2010 году их было 348. Из этого количества по итогам расследований и разборов нарушениями требований безопасного производства работ на железнодорожных путях признаны 250.

– В региональном разрезе в 2011 году наибольшее количество нарушений было зафиксировано во Владивостокском регионе – 96, на 36 случаев больше, чем в 2010 году. Почему?
– Этот регион наибольший по количеству работающих. На реконструкции пути и в целом всей инфраструктуры задействованы большие ресурсы, да и движение поездов здесь интенсивней. На участке Смоляниново – Находка своеобразный профиль пути – сплошные кривые и гористая местность, существуют определенные сложности при планировании работ.

В связи с этим периодически у ряда руководителей и специалистов возникает желание доказать, что, если здесь работать с соблюдением всех правил, не будут обеспечиваться установленные объемы перевозок. Но ведь никто не дает права из-за этого подвергать работников опасности – в любом случае жизнь человека дороже, поэтому соблюдение правил и инструкций обязательно!

Здесь по прошлому году у нас «прославилась» Партизанская дистанция пути, где зафиксировано 14 нарушений, а в трех случаях с целью предупреждения наездов на работающих локомотивными бригадами применялись экстренные торможения.

– Кто еще в первых рядах в рейтинге нарушителей?
– Неудовлетворительное положение дел сложилось на ряде предприятий Тындинского региона. 16 нарушений по итогам 2011 года зафиксировано в Тындинской дистанции пути. В Юкталинской дистанции их 14, было применено одно экстренное торможение, в Пятой Хабаровской – семь.

Также отмечу Верхнезейскую дистанцию пути, где было допущено три нарушения, в двух из которых применялось экстренное торможение.

– А что можно сказать о таком показателе, как количество экстренных торможений?
– Основное, что может обезопасить тех, кто работает на путях, – безусловное соблюдение правил и инструкций. Поэтому применение экстренного торможения – это крайняя мера, и если она используется, значит, в организации и проведении работ на путях допускаются серьезные просчеты.

В 2011 году по количеству таких случаев мы примерно на уровне прошлого года. По результатам расследований их принято к учету 27, в то время как в 2010 году – 30. Значит, наша работа дает положительный результат.

– На ваш взгляд, машинисты активно участвуют в работе системы информации «Человек на пути»?
– Мы наконец добились того, что машинисты стали проявлять большую активность. Это можно объяснить постоянной работой с локомотивными бригадами, информированием их о принятых мерах по результатам расследований. Также за активное участие в работе системы информации по итогам года были поощрены 203 работника локомотивных бригад.

– А какое наказание понесли нарушители?
– Ста работникам был объявлен выговор, 56-ти – замечания, 138-ми снизили премии. Еще 133 человека были направлены на внеочередную проверку знания требований охраны труда, у 121-го изъяты предупредительные талоны по охране труда, а двое железнодорожников – бригадир и монтер пути – были уволены.

– На каких задачах вы намерены сосредоточиться в 2012 году?
– Разработан целый перечень корректирующих мер, изложенных в программе дороги по предупреждению наездов. Они направлены на то, чтобы работники выполняли требования регламентирующих документов. Продолжится работа по совершенствованию системы информации «Человек на пути».

А что касается работы непосредственно с персоналом – от наказаний, конечно, не уйти, но с людьми надо беседовать, объяснять, должна присутствовать обратная связь, диалог. По моему глубокому убеждению, это самый действенный метод в отличие от того, как иногда бывает: «распишитесь, что ознакомились», а читал ли он то, под чем подписывается?.. Так люди и привыкают работать на путях, как у себя на даче: без ограждения, без сигналистов. Я считаю, что у нас на дороге за последние годы сделано немало для того, чтобы переломить ситуацию, и эта работа будет продолжена.

Справка
Общее количество замечаний, принятых к учету как нарушение требований безопасного производства работ на железнодорожном пути на полигоне Дальневосточной дороги, в 2011 году распределилось так:
. по хозяйству Дирекции инфраструктуры – 148, из них по Хабаровскому региону – 41; Владивостокскому – 40; Комсомольскому – 16; Тындинскому – 43; Сахалинскому – 8, один случай принят за дорожной Дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
по хозяйствам дирекций центрального подчинения принято к учету 36 замечаний машинистов, из них по Дальневосточной дирекции управления движением – 22; Дальневосточной дирекции по ремонту пути – 11;
по филиалам дочерних обществ ОАО «РЖД» принято к учету 6 нарушений;
за подрядными организациями – 33 нарушения; за сторонними – 26.



Что еще почитать