Как спланировать маршрут путешествия (мой алгоритм). Предпосылки возникновения и этапы становления печатных изданий о путешествиях

Санкт-Петербург – крупнейший культурный центр в нашей стране. Многие классные руководители из других городов стараются обязательно побывать там со своими учениками.

Но такое же увлекательное путешествие можно совершить по улицам и музеям своего собственного города. Рассказ о культурно-образовательной программе исследования Петербурга послужит моделью для изучения любого места. Если вы научите ребят быть активными и заинтересованными зрителями, тогда даже небольшой краеведческий музей может оказаться источником неожиданных открытий.

Татьяна Алексеева

Город в подарок

Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу

В ходе культурно-образовательных программ, подготовленных Центром «Среда», школьники из разных городов России знакомятся с историей Петербурга, отыскивая ответы на множество вопросов: «О чем может рассказать город?», «Способен ли город влиять на образ жизни своих обитателей?», «Зачем городу храм?», «Что такое национальное достояние и откуда оно берется?», «Что такое музей и зачем в него ходить?», «Как изменяются представления о событиях и людях во времени?» и др. Знакомство с Петербургом проходит поэтапно: от XVIII – к культуре и истории XIX и XX столетий.

Образовательное путешествие
как педагогический метод

Сам термин «образовательное путешествие» помогает определить сущность метода. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры . Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества.

Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры. Расшифровка этих «текстов» позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями, соотносясь с которыми человек способен в будущем выбирать стратегии своего поведения, планы и сценарии собственного развития.

Главный результат образовательного путешествия – личностное освоение тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения, направленного на передачу вербальной информации.

Определяющим критерием является не столько тема путешествия, сколько его идея , тот культурный «текст», который освоит ученик в результате путешествия: то, с какими понятиями и явлениями культуры он познакомится, какие новые представления приобретет, какие взаимосвязи между различными объектами культурной среды выявит. В программах Центра культурно-образовательных инициатив «Среда» эта идея обычно формулируется в виде «вопроса дня» или проблемы. Ее и предлагается решить старшеклассникам в ходе путешествия.

Образовательное путешествие – это метод, направленный на развитие личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Процесс познания, в ходе которого обретается и усваивается исследовательский опыт, навыки освоения мира и его личностного «переживания», строится особым образом:

Предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;

Идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;

Основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;

Рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;

Предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

Исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).

Метод образовательного путешествия позволяет создать систему, ориентированную на целостное освоение культуры , не разъятой на отдельные области познания. Санкт-Петербург для школьников выступает как своеобразная микромодель культуры.

Основные этапы путешествия

Образовательное путешествие по Петербургу, предлагаемое Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Каждый день программы начинается с краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (по 7–8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на маршруты – пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.

Продолжением маршрута обычно становится посещение музеев. Подведение итогов дня носит название «защиты» и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т.д. В некоторых игровых днях «защита» проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть «защиты» – обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием.

Младшие школьники узнают город по программе «Сказки Петербурга», ученики 5–7-х классов – по программе «Что во граде», а ученики 8–11-х классов – по программе «Город в подарок».

Подготовка к путешествию

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – идеи, выбора объектов для исследования и составления маршрута. Каждое путешествие имеет название – тему, а идея путешествия формулируется в виде «вопроса дня».

Следующий этап – это определение алгоритма деятельности учеников в процессе освоения различных объектов городской или музейной среды. Дети получают специальные рабочие тетради. В них включены не только маршрутные листы путешествий по Санкт-Петербургу, но и стратегия исследовательской деятельности: вопросы для обсуждения, темы для размышления.

Важной частью предварительного этапа является деятельность педагога по подготовке школьников – его участников. Выбирая маршруты, педагог должен учитывать уровень подготовки своих учеников, их интеллектуальные возможности. Коллегиальное обсуждение, практикуемое во время работы в городском пространстве, способствует «реанимации» школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, этих знаний окажется недостаточно, или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.

Такие сведения они могут получить на экскурсии, предшествующей самостоятельной работе, или же этот материал станет содержанием очередного школьного урока. Но, в любом случае, перед тем как ученики выйдут на маршрут, педагогу необходимо обсудить с ними цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения.

Педагогу необходимо также учитывать, что, помимо знаний, путешествие требует от его участников наличия определенных навыков исследования, рассматривания, ориентирования, общения. Поэтому для начинающих путешественников Центр культурно-образовательных инициатив «Среда» предлагает тренинг, включающий в себя задания по развитию визуальной грамотности, коммуникативных навыков, навыков ориентирования на местности с помощью карты.

Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования городского пространства по нескольким содержательным (тематическим) линиям.

– Тема «Каменные лики» дает представление о географических особенностях города, его пространственной структуре, знакомит с языком архитектуры, учит анализировать особенности предметно-пространственной среды, а также ориентироваться с использованием карты местности и системы городских ориентиров.

– Тема «Город как исторический памятник» помогает исследовать город как непосредственное место исторических событий, сохраняющее в той или иной форме память о них, учит читать городскую среду как исторический документ, помогающий сформировать собственное отношение к истории города и страны.

– Тема «Город как центр мировой культуры» рассматривает город как форму «диалога культур», предполагает научить «путешествиям» в культуру различных времен и народов, не выходя за пределы городской черты.

– Тема «Центры городской жизни» знакомит с видами социокультурной практики, выработанными человечеством, рассказывает о законах существования институтов культуры, дает представление о способах приобщения к их деятельности.

– Тема «Горожане» знакомит с законами социальной жизни города, его инфраструктурой, дает возможность показать разнообразие и богатство форм жизни горожанина в исторической ретроспективе и способы его существования в современном городе.

– Тема «Город как художественный образ» раскрывает секреты сложного художественно-образного языка, в котором преломляется своеобразие города, соединяется реальность и вымысел, учит рассматривать город не только как живописное приложение к художественному тексту, но и как возможность расширения и обогащения этого текста, помогает соотнести художественный образ города с ним самим.

– Тема «Город как центр научно-технического прогресса» выявляет технологические аспекты развития городской жизни, показывает взаимосвязь любых культурных явлений с уровнем научно-технических достижений общества, учит рассматривать объекты городской среды как технические сооружения, отражающие их функциональное назначение; использовать техническую информацию как один из возможных каналов «диалога» с городом.

Каждая из семи содержательных линий реализуется посредством образовательных маршрутов по городу, раскрывающих различные ее аспекты. Маршруты составляют цикл путешествий.

Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учеников на маршруте. Маршрут проходит в пространстве города или по экспозициям петербургских музеев, а зачастую предполагает совмещение того и другого. Как правило, объекты городского маршрута подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, это дает возможность совершить путешествие пешком. Для реализации целей образовательного путешествия этот факт немаловажен. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого устанавливаются коммуникация человека с миром, открываются новые каналы получения информации, в ряду которых – телесные ощущения и переживания играют немаловажную роль.

Образовательное путешествие наиболее эффективно проходит в малых группах, по 6–9 человек, в связи с чем в Центре культурно-образовательных инициатив «Среда» по многим темам подготовлено сразу несколько маршрутов. Они могут проходить в различных районах города, в разных музеях, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, помогает изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить ее различные аспекты.

В маршрутных листах четко определена последовательность действий учеников при работе в городском и/или музейном пространстве. Выявлены объекты, которые предстоит исследовать, иногда задана последовательность в их изучении. В некоторых случаях составление маршрута доверяется самим участникам путешествия.

Главное же – маршрутный лист содержит вопросы, которые позволяют сконцентрировать внимание учеников на объектах городской и музейной среды, побудить их тщательно рассматривать и исследовать, анализировать полученную информацию. Вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают ответов по типу «правильно – неправильно», «да – нет». Они стимулируют детей высказывать версии и предположения, аргументировать их, вновь и вновь обращаясь к объекту исследования.

К тому же вопросы построены таким образом, что ответы на большинство из них можно дать, только находясь непосредственно возле объекта, изучив его, обобщив информацию и сделав логические выводы. Однако ученики могут обратиться и к иным источникам информации, которые они вправе выбрать самостоятельно, – общение с горожанами, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках, архивах или в Интернет-пространстве.

Необходимо отметить, что в маршрутный лист, могут быть включены дополнительные дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации и пр., которые служат вспомогательными источниками информации. Кроме этого, важно снабдить учеников картой Санкт-Петербурга, по которой они самостоятельно смогут ориентироваться в городе.

На первых порах, пока у учеников не выработались навыки исследовательской деятельности, предпочтительно, чтобы каждую группу сопровождал педагог. Во время работы на маршруте он направляет внимание ребят, помогает найти пути получения информации, организует их исследования, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.

Не менее важно научить детей работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» и собственное мнение; уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.

Подведение итогов творчества

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будет проведено итоговое занятие. Это занятие получило название «защита», так как на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия.

Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение. Ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе под рубрикой «Поразмышляйте...» и аргументировать собственную точку зрения результатами своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге – вырабатывается общая позиция, которая либо обсуждается с педагогом, либо выносится на общую защиту. Возможность представления различных маршрутов на общей защите позволяет выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную тему путешествия.

Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п. В любом случае – это не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. Ее основу составляют следующие положения:

Защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия; чем больше выступающих в подгруппе, тем выше оценивается ее работа;

За педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;

Обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;

Задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;

За участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;

Поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;

Приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;

Высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.

Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Дальнейшее исследование тем и вопросов, заинтересовавших учеников, может иметь продолжение в их школьной жизни уже после возвращения.

Сроки путешествия

Все три этапа образовательного путешествия: подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного общего путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах. Для старшеклассников – гостей города образовательное путешествие становится одним из пунктов экскурсионной программы. Все его этапы могут быть реализованы в течение одного дня пребывания в Санкт-Петербурге.

Образовательное путешествие является альтернативой обычной экскурсионной поездке, преследующей, как правило, просветительские цели. Оно может больше – не только познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, но и стать своеобразной школой становления человека в культуре.

Найти дополнительную информацию о программах Санкт-Петербургского Центра культурно-образовательных инициатив «Среда», а также задать вопросы его сотрудникам и завязать контакты классный руководитель может на сайте:

Путешествия - это время для развития и новых впечатлений, а также возможность больше исследовать мир. Если вы отправляетесь в поездку, вам захочется на долгие годы оставить в памяти все, что вы делали. Дневник путешественника поможет не только сохранить воспоминания о полученном опыте, но и в целом сделает поездку увлекательнее.

Шаги

Приобретите вспомогательные материалы

    Купите легкий, но прочный дневник в твердом переплете. Переплет должен быть крепким. И, как правило, в дневнике удобнее писать и рисовать эскизы, если его можно свободно раскрыть и положить на стол. Кроме того, дневник должен быть достаточно большим, чтобы вмещать стандартные открытки (105 х 148 мм).

    • В то же время он должен быть довольно компактным, чтобы его можно было спокойно носить с собой в сумке, куда бы вы ни пошли.
    • Лучше не пожалеть денег и приобрести дневник с антикоррозионной бумагой, так как это гарантирует, что ваши записи и эскизы сохранятся на долгие годы.
  1. Купите цветные ручки, карандаши, акварельные краски и маркеры. Вам понадобятся ручки, которыми удобно писать, а также принадлежности для зарисовок увиденных мест и украшения других материалов, которые вы добавите в дневник.

    • Хороший вариант - гелевые ручки, потому что ими легко писать на большинстве материалов. Кроме того, их производят самых разных цветов.
    • Если вы будете рисовать акварельными красками прямо в дневнике, скорее всего, он будет выглядеть неряшливо. Поэтому, возможно, будет лучше раскрашивать открытки или другие листы бумаги, а потом добавлять их в дневник.
  2. Купите клей-карандаш и/или скотч. Когда придет время вклеивать фотографии, открытки и другие материалы в дневник, вам понадобится какой-нибудь липкий материал. Клей-карандаш хорошо подойдет, потому что он не развозит грязь и не занимает много места в чемодане или рюкзаке. Однако, вы также можете использовать декоративный скотч, чтобы фиксировать моменты путешествий на страницах дневника.

    • Декоративный скотч хорошо подходит для дневника путешественника потому, что он выпускается в большом количестве цветов и оттенков. Вы можете найти его в местном магазине товаров для творчества и рукоделия.
  3. Возьмите с собой ножницы и линейку. Возможно, вам потребуется подрезать некоторые материалы, которые вы поместите в дневник, поэтому было бы неплохо иметь при себе ножницы. Линейка поможет отрезать прямой край или писать по прямым линиям, если страницы не расчерчены.

    • Подумайте о том, чтобы взять с собой две пары ножниц: одни обычные, а другие - фигурные. Края фигурных ножниц - декоративные, например, зубчатые или зигзагообразные. Благодаря этому ваш дневник будет выглядеть более оригинально.
    • Если вы летите на самолете, не кладите ножницы в ручную кладь. Иначе вам придется оставить их у работников службы безопасности.
  4. Найдите прозрачную папку-конверт. Во время путешествия вы будете собирать различные материалы, чтобы добавить их в дневник, но, возможно, вам не захочется тратить время на их оформление прямо на месте. Чтобы все лежало по порядку и ничего не потерялось, возьмите с собой прозрачную папку-конверт и храните все памятки в одном месте.

    • Папка особенно важна, если вы не хотите оформлять дневник во время самого путешествия. Можно просто делать записи по ходу движения, а остальное добавить по возвращении домой, так как в папке все материалы сохранятся упорядоченными.
  5. Распечатайте карту места назначения. В интернете можно найти множество интересных старомодных карт. Выберите ту, что вам больше всего понравится, и приклейте на обложку дневника. Возможно, вам потребуется уменьшить карту, чтобы она подошла по размеру, особенно если вы путешествуете по нескольким странам.

    Опишите людей. Скорее всего, во время поездки вы встретите множество интересных людей, поэтому обязательно включите их в свои записи. Неважно, будет ли это попутчик из вашей туристической группы, с которым вы провели целый день, или водитель такси, который подвез вас на небольшое расстояние. Подумайте о том, как они выглядели, говорили и, что наиболее важно, какие чувства они вызывали у вас, а потом добавьте это в свои заметки.

  6. Собирайте напоминания о поездке. С момента, когда начнется ваше путешествие, начните собирать материалы, которые помогут вести хронику поездки. Посадочные талоны на самолет, открытки, билеты в местные достопримечательности, визитки ресторанов и отелей, бумажные меню и салфетки с логотипами ресторанов, вырезки из местных газет, этикетки от местных продуктов и напитков, а также чеки покупок - все это может вдохнуть жизнь в воспоминания в дневнике.

    • Вам необязательно приклеивать или прикреплять все это в дневник во время путешествия. Просто отложите собранные материалы в папку, чтобы вы могли добавить их, когда вернетесь домой. Главное, не забудьте оставлять пространство между записями, чтобы заполнить его соответствующими материалами.
  7. Делайте фотографии. Ни одна поездка не может быть полноценной без фотографий, которые помогут вспомнить, что вы видели и делали, и дневник станет визуальным напоминанием вашего путешествия. Цифровые камеры упрощают работу с высококачественными фотографиями, потому что всегда можно удалить то, что не понравилось. Комбинируйте фотографии пейзажей и непринужденные портретные снимки, чтобы разнообразить дневник.

    • Вероятно, вы не будете останавливаться, чтобы распечатать фотографии во время путешествия, поэтому не забудьте оставить место в дневнике, чтобы вклеить снимки по возвращении домой.
  8. Добавьте несколько рисунков. И хотя фотографии идеально подходят для того, чтобы передать, что вы видели или сделали во время поездки, зарисовки некоторых достопримечательностей помогут вам сосредоточиться на деталях, которые вы могли упустить. Используйте цветные карандаши, ручки или акварельные краски, чтобы разнообразить записи личным творчеством.

    • Необязательно быть выдающимся художником. Набросайте простую карту окрестностей, где вы останавливались, или симпатичный букет цветов, который увидели. Достаточно того, чтобы рисунок помог вам вспомнить делали поездки позже.
  • Соберите все свои принадлежности, такие как ручки, карандаши, маркеры, скотч и ножницы в сумку или пенал, чтобы сохранять организованность даже в поездке.
  • Если вы хотите сделать дневник еще более интересным визуально, сходите в магазин товаров для творчества и рукоделия, чтобы найти стикеры/наклейки и другие принадлежности для скрапбукинга, которые подойдут к теме поездки.
  • Чтобы завести привычку вести дневник, подумайте о том, чтобы сделать несколько заметок еще до путешествия. Опишите процесс планирования или старых друзей, с которыми собираетесь встретиться. Вы даже можете составить список того, что ожидаете от поездки, а когда вернетесь домой, пересмотреть его и понять, насколько отпуск оправдал ваши ожидания.

Предупреждения

  • И хотя ведение дневника поможет вам еще больше ценить даже мельчайшие детали поездки, это не должно мешать вам получать удовольствие от путешествия в данный момент. Например, прежде чем фотографировать еду и записывать свой заказ, найдите время, чтобы по-настоящему насладиться ее потрясающим вкусом.
  • Избегайте простого перечисления вещей, которые вы видели и делали, так как это может быть скучно. Лучше сосредоточьтесь на том, какие чувства вызвала у вас эта поездка.

Эта статья написана для тех туристов, которые только планируют путешествовать по миру самостоятельно. Чего не стоит бояться, на что обратить внимание, каков алгоритм бронирования путешествия - обо всем этом и многом другом пойдет речь ниже.

Преимущество самостоятельного бронирования авиабилетов

Организовывать свое путешествие самостоятельно выгодно по нескольким причинам:

  1. Экономия без потери комфорта. Когда Вы покупаете авиабилеты через кассу, то приходится дополнительно доплачивать определенные сборы. Кроме того большинство авиакомпаний не имеют своих касс за пределами крупных городов и в любом случае будет выгоднее купить билет на самолет через Интернет, чем тратить время в поисках нужных авиакасс. На поисковых сервисах можно найти выгодные предложения всего за несколько минут и тут же сделать покупку.
  2. Полная свобода передвижения и планирования маршрута. Изменить даты вылета или отменить какой-то рейс можно и вне дома, главное, чтоб под рукой был интернет.
  3. Участие во всевозможных акциях. Постоянный мониторинг сайтов авиаперевозчиков дает возможность находить акционные предложения. Тоже касается и поисковиков по отелям.
  4. Надежность и безопасность. Покупка билетов самостоятельно позволяет лишний раз перепроверить надежность авиаперевозчика.
  5. Легкое изменение дат и возврат денег. Купив билет на самолет и получив его по электронной почте, Вы всегда можете вернуть за него деньги, если вылет не состоялся по каким-то независящим от Вас причинам. Изменить даты туристической путевки чаще всего невозможно, а при самостоятельной организации путешествия этот момент решается довольно просто.

Мифы, которые мешают путешествовать новичкам

Попробовав один раз сформировать свое путешествие своими силами, дальше это делать становится все легче и легче. Тем не менее, среди новичков существуют свои мифы:

  1. Оформить визу самостоятельно сложно. Обычно так говорят те люди, которые никогда не брали визы сами. Этому вопросу посвящена целая серия статей на данном сайте. В них все подробно расписано. Ознакомившись с этими материалами, Вы сможете спокойно оформить визу без помощи третьих лиц.
  2. Самостоятельно - ненадежно. Следует понимать, что большинство подобных мифов распространяется специально - туристическим фирмам как-то надо же жить. Если все начнут ездить заграницу самостоятельно, то турагентства просто обанкротятся.

Допустим, Вы купили путевку через посредника. Вам выдают путевку и говорят, что в аэропорту прилета Вас встретят и поселят в отель. Если с компанией, которая предоставила подобную услугу, в период до намеченной даты вылета что-то случилось, то деньги Вам вред ли вернут. Еще хуже, если фирма обанкротится, когда Вы находитесь на отдыхе. В таких случаях туристам могут отказать в обратном перелете, ведь туроператор не оплати авиабилеты. В отелях - выгоняют на улицу, ведь номера не проплачены. Подобных примеров много. Возникает вопрос: так какой вариант путешествия более ненадежный? Напрямую заплатив отелю и авиакомпании, Вы точно уверены, что получите в полном объеме и то, и другое. При этом по факту уже никто не скажет, что места Вашего класса нет или желаемый номер занят. Более 50% американцев и более 60% европейцев путешествуют именно самостоятельно.

  1. Я потеряюсь еще в аэропорту. Этот миф можно услышать от каждого второго новичка туриста. Если первый раз еще могут возникнуть какие-то вопросы, то на второй точно будет проще. Чтоб не теряться, просто нужно предварительно ознакомиться с картой аэропорта.
  2. Я не знаю английский - я не смогу сам… Если Вы едите не в Англию и не в США, то там английский будет таким же неродным языком, как и для Вас. Местные его могут знать так же плохо, как и Вы, и поверьте, разговор сложится. Тайца с его плохим английским будет понять куда проще, чем англичанина. Не бойтесь объяснять на пальцах - это работает.

Еще хорошо до поездки выучить парочку простых слов на местном языке. Особенно запомните, как называются блюда, которые Вы хотите попробовать в ресторане - это то знание, которое всегда кстати.

  1. Если я буду делать все сам - все равно ничего не получится. Это скорее относится к психологии человека в целом. Попробуйте, и в случае положительного результата Вы станете однозначно увереннее в себе.
  2. Обо мне может заботиться только турфирма. Турагентства тоже иногда ставят в тупик. Например, Вы летите на отдых с пересадками, первый рейс задержался и Вы опоздали на второй. Турагентство, скорее всего, скажет, чтоб Вы купили новый билет за свой счет, а по приезду домой этот вопрос как-то будет решаться. Если Вы покупаете билеты сами, то можете изначально спланировать больший люфт между рейсами.

  1. В отелях со мной даже не захотят разговаривать. Это полная чушь, поскольку если после бронирования у Вас возникли какие-то вопросы, Вы всегда можете связаться с отелем по электронной почте или телефону и Вас с радостью проконсультируют.

Упрощенный алгоритм бронирования авиабилетов

В данном случае Вы выступаете покупателем. Для того чтоб приобрести билет Вы делаете запрос в поисковые сервисы. Естественно в поисковых сервисах Вы никаких билетов не покупаете, а только ищите варианты перелетов до того места, куда Вы хотите попасть. После обращения к поисковым сервисам идут запросы к различным системам бронирования, которые в свою очередь «опрашивают» разные авиакомпании. После этого у Вас появляется информация по наиболее выгодным предложениям по авиаперелетам в интересующем направлении.

Выбрав рейс, который Вам наиболее понравился, Вы даете поисковому сервису «добро» на бронирование билета. Затем поисковый сервис обращается или в авиакомпанию, или в систему бронирования, в которой он нашел билеты, и последние еще раз подтверждают, что в настоящий момент есть билеты на выбранную дату и время. Последний этап - прямая связь с системой бронирования или авиакомпанией и покупка у них билетов.

Если авиакомпания подтверждает наличие билетов по тем ценам, которые Вас устраивают, то билет блокируется из поиска на 20 минут. При этом за это время Вы должны успеть заполнить форму на авторизацию и совершить оплату через банк. Автоматический запрос на авторизацию в банк подтверждает Вашу кредитоспособность. Деньги снимаются напрямую из банка, потому что ни одна авиакомпания или поисковый сервис данные Вашей карточки не узнает. При этом важно в браузере видеть защищеннуюhttp-связь. Таким образом, когда Вы обращаетесь в банк, и последний подтверждает наличие средств у Вас на карте, он их там блокирует, и Вы покупаете билет. Через 2-3 дня деньги списываются со счета, а билет Вы получаете уже в течение часа после бронирования.

Таблица стоимости авиабилетов (по различным регионам)

Один из самых задаваемых вопросов среди новичков - что такое низкие цены и что такое высокие цены относительно конкретного региона? Как понять цена в принципе обозначена дешевая или дорогая. На примере Москвы ниже будут представлены цены по разным направлениям.

Понятие «дешевые авиабилеты»

(тарифы «эконом» туда-обратно)

Страна

Лучшая цена

Средняя цена по направлению

Цена на регулярные рейсы (всегда доступные билеты)

Европа (€)

Германия

Хорватия

Африка и Ближний Восток ($)

Иордания

Филиппины

Америка ($)

Бразилия

Аргентина

Нужно понимать, что это ориентировочные цифры. Вполне реально найти и более выгодные варианты или наоборот дорогие. По акциям можно натолкнуться на билеты в Европу и за €50 в две стороны, а в сезон в Таиланд и за $800 не найти.

Планирование путешествия

Сначала рассмотрим случай, когда главным критерием выступает время, то есть когда Ваш отпуск намечен на конкретные даты.Период поездки определен, и теперь нужно решить, куда же поехать. Вот очередность Ваших действий:

  1. Определяете тип отдыха (экскурсионный, пляжный, зимний).
  2. Определяете список стран (по сезону/месяцу), куда можно отправиться.
  3. Просмотрите реальные цены на перелет и проживание в выбранные страны на то время, которое Вас интересует.
  4. Установите «Агент цен» по разным странам.«Агент цен» - это подписка на рассылку от поисковых сервисов, которая позволяет получать информацию о выгодных предложения по конкретному маршруту.
  5. Вылавливайте выгодные предложения и пользуйтесь ими.

Второй критерий, который может быть ключевым при планировании путешествия - это место. То есть, Вы точно знаете место, куда хотите поехать, но дат поездки пока нет. План действий:

  1. Определите тип отдыха места, куда хотите ехать.
  2. Выберите сезоны отдыха (здесь Вам поможет сайт http://www.meteonovosti.ru/).
  3. Установите «Агент цен» по нескольким датам.
  4. Ожидайте спецпредложения от авиаперевозчиков по интересующему Вас направлению.
  5. Покупайте билеты.

Алгоритм планирования поездки

Когда Вы решили, куда и когда Вы едите, стоит понимать, как лучше покупать авиабилеты. Есть два варианта: прямой маршрут с возвратом и маршрут кольцевой. Пример прямого маршрута: Москва-Гонконг-Сингапур-Куала-Лумпур-Гонконг-Москва. В этом случае нужно сразу брать билет Москва-Гонконг в 2 конца, а потом уже на все остальные перелеты по региону. Пример кольцевого маршрута: Москва-Берлин-Рим-Аликанте-Москва. То есть Вы летите по кругу, не возвращаясь ни в один з промежуточных городов.

Алгоритм планирования поездки по маршруту с возвратом:

  1. Проверка всех составляющих (наличие авиасоединения между городами и т.п.).
  2. Покупка билетов на дальние направления. В зависимости от этих билетов дальше Вы уже будете корректировать остальной маршрут.
  3. Покупка билетов на внутренние рейсы. Купив сначала билеты на внутренние рейсы, Вы можете потом переплатить за дальний перелет, в результате чего вся поездка окажется крайне дорогой. Обычно проблем с билетами на внутренние рейсы не бывает.

  1. Покупка отелей максимальной продолжительности. Зачастую в этих гостиницах хочется отдохнуть с максимальным комфортом и к их выбору стоит относиться более критично.
  2. Покупка остальных отелей.
  3. Покупка или планирование прочего сервиса (трансфер, аренда авто и т.п.).

Алгоритм планирования поездки по кольцевому маршруту:

  1. Продумывание проекта маршрута.
  2. Проверка всех составляющих.
  3. Покупка билетов последовательно, начиная с самого выгодного предложения. Допустим, Вы хотите лететь по следующему маршруту: Москва-Берлин-Рим-Аликанте-Москва. То есть получается 4 перелета или как их еще называют 4 плеча маршрута. В данном случае первым делом нужно рассматривать билет Москва-Берлин и Аликанте-Москва и анализировать, какой из них более выигрышный. Предположим, перелет Москва-Берлин оказался выгоднее. В таком случае Вы покупаете его, потом Берлин-Рим, затем Рим-Аликанте и уже в конце Аликанте-Москва. Последовательность соблюдать обязательно, поскольку важно учесть все возможные нестыковки.

Теперь рассмотрим вариант, когда самый выгодный перелет из Аликанте до Москвы. В таком случае Вы вторым покупаете билет из Рима в Аликанте, третьим - из Берлина в Рим, четвертым - из Москвы в Берлин. Для чего это делается? Билеты могут исчезнуть (быть раскупленными прямо во время бронирования), а такая последовательность позволит Вам сэкономить максимальное количество денег при разных неожиданных ситуациях. Нужно учитывать, что когда Вы начинаете бронирование, билет на 20 минут удаляется из системы. Если Вы видите, что билет был, но вдруг куда-то исчез, то очень может быть, что кто-то другой просто в этой же время проверят билет на те же самые даты. Повторите поиск через 20 минут - билет может опять появиться.

С чего начинается любое путешествие? Со сборов вещей, или с посадки в самолет? Нет, по-моему, любое путешествие (особенно длительное) начинается с идеи. С принятия решения — куда ехать, почему именно туда, что там есть интересного. Давайте сегодня об этом и поговорим — как выбрать направление и спланировать маршрут предстоящего путешествия.

4. Планирование активности

К этому этапу Вы уже определились с основным перечнем точек предстоящего маршрута, теперь нужно рассчитать силы. Вы же не хотите свалиться от усталости на 3 день путешествия?

Чтобы отдых (или приключение) получился максимально насыщенным и разнообразным, при этом не сильно изматывающим, продумайте заранее, что Вы собираетесь делать в каждый день своего путешествия.

Чередуйте активность с расслаблением и отдыхом. Особенно важно это в длительном путешествии, когда постоянная смена картинки и впечатлений со временем приедается, и уже не так интересно открывать для себя новые места — мозг просто пресыщается новой информацией.

Например, когда я планирую путешествие, я обычно чередую этапы активного исследования окрестностей и достопримечательностей с этапами пляжного отдыха.

Здесь же поищите информацию о том, чем можно заняться в данной местности — может, только в этой деревеньке можно покататься на слонах, искупаться в водопаде, полетать на воздушном шаре, поплавать с акулами или забраться на какую-нибудь интересную обзорную площадку.

Добавляйте в свой план уже более конкретную информацию , например:

день 1 — едем смотреть пирамиды

день 2 — гуляем по городу, заходим в музей на такой-то улице, затем идем в парк на такой-то улице

день 3 — едем на пляж, снорклим

день 4 — переезд в следующий город и т.д.

Если путешествие длительное , то можно написать более общий план, например:

город 1 — 2 недели, активный отдых, обязательно смотрим достопримечательности такие-то

город 2 — 3 дня, идем в пеший трек по джунглям

город 3 - 3 дня, наслаждаемся местными пляжами

город 4 - 10 дней, едем на экскурсию, смотрим достопримечательности

Короткую поездку желательно распланировать более тщательно, чтобы было понятно в какой день и чем Вы занимаетесь. А вот в длительном путешествии я обычно планирую только 1-2 ближайших населенных пункта. Но если знаю, что, например, у нас не будет интернета до 4 города, то планирую на более длительный отрезок времени, с запасом.

5. Как добраться

Один из важнейших вопросов на этапе планирования маршрута — как Вы будете перемещаться между точками Вашего маршрута.

Если заранее не узнать, как и на чем Вы будете добираться, то может возникнуть ситуация, когда по карте вроде бы есть дорога, а вот на самом деле дорога давно на ремонте, и вообще общественного транспорта там нет. Придется уже на месте разбираться и искать другие варианты. А если у Вас четкая привязка к датам, то и весь маршрут придется менять, так что Вы просто не попадете туда, куда Вам так хотелось.

Понятное дело, если Вы едете только в один город, у Вас есть билеты туда-обратно, по окрестностям разъезжать не планируете, или планируете воспользоваться организованными экскурсиями, то продумывать разные варианты «как добраться» Вам не надо (разве что как доехать от аэропорта или вокзала до отеля).

Но вот если маршрут у Вас сложный, с большим количеством переездов, да и достопримечательности находятся не в самих городах, а в окрестностях, то заранее продумать вопросы переездов все же стоит.

Тем более когда Вы только начинаете планировать, в какие города хотите заехать, не всегда понятно по карте, что между двумя городами есть прямая дорога. Везде есть свои особенности, с учетом которых Вам и предстоит строить весь маршрут. Возможно, придется поменять несколько городов местами, возможно, что-то решите исключить, т.к. добраться туда можно только на перекладных и ехать 3 дня, а Вы планировали эти 3 дня потратить на что-то другое.

}

Что еще почитать