Большинство преступлений, за которые предусмотрена ответственность в уголовном кодексе, подразумевают определенные действия. Но есть и уголовно наказуемое бездействие, когда оно привело к негативным последствиям.
Преступное действие — это активное, осознанное деяние человека, которое имеет негативные последствия для физического лица, юридического лица или общества в целом. Различаются следующие типы преступных действий:
В основе преступления может лежать как одно действие, так и несколько.
Преступное бездействие – это отсутствие деяния человека, когда он осознанно не выполняет возложенные на него обязанности. Уголовная ответственность за преступное бездействие наступает в том случаи, когда у виновного была реальная возможность осуществить действия, выполнить свои обязанности, но он осознанно этого не сделал. Обязанность совершать те или иные действия на человека может быть возложена следующими способами:
Обратите внимание
Действие или бездействие влекут за собой уголовную ответственность тогда, когда они совершались человеком осознано и контролируемо, при наличии выбора делать это или нет.
В уголовном праве различают чистое бездействие и смешанное. В первом случаи человек не выполнил свои обязанности, во втором – выполнил не надлежащим образом.
Общей статьи за бездействие в уголовном праве нет. Кодекс предусматривает наказание исходя из конкретных ситуаций, примеры которых мы и рассмотрим.
Ответственность согласно ст.315 УК РФ за не выполнение решения суда, которое уже вступило в силу, несут муниципальные и государственные служащие, а также служащие коммерческих и других учреждений. Мера наказания может быть следующей:
Если без серьезных причин не была оказана медицинская помощь человеку, при этом лицо обязано было ее оказать в соответствии с нормативными актами, то наступает уголовную ответственность согласно ст. 124 УК РФ.
Врачи несут особую ответственность — в их руках жизни людей. Именно поэтому врачебная халатность не прощается. Не прощает их и Уголовный Кодекс РФ — может грозить лишением свободы на срок до 7 лет.
В ситуации, когда не предоставление медицинской помощи повлекло вред средней тяжести для пострадавшего, то наказание может быт следующим:
Если же неоказание помощи привело к гибели пострадавшего или причинение его здоровью тяжкого вреда, но наказание будет более суровым:
При этом по решения суда, виновный может потерять права заниматься определенной деятельностью на протяжении трех лет.
Уголовно наказуемым бездействие также является неоказание посильной помощи и оставление в опасности человека, который вследствие определенных обстоятельств не может сам покинуть место опасности. Ответственность наступает только в том случаи, когда виновный имел реальную возможность оказать помощь, или же недопущение такой ситуации было его обязанностью (например, мать оставила в опасности несовершеннолетнего ребенка и имеет место ).
Наказание за такое преступление может быть следующим:
Ответственность за бездействие сотрудников полиции отображена не в УК РФ, а в Федеральном законе «О полиции» . Согласно Закону, полицейский несет ответственность за свое бездействии, равно как и за действие, не зависимо от занимаемой должности.
Важно! Подать жалобу на бездействие сотрудников полиции можно в Руководство МВД, Прокуратуру,
УСБ и суд. В отдельной статье мы расскажем, что для этого будет нужно
Вред, который был причинен гражданам в результате бездействия сотрудника полиции, возмещается согласно действующему законодательству.
За ущерб, который полицейский своим бездействием причинил органу государственной власти или территориальному подразделению полиции, он несет личную материальную ответственность.
Все интересующие вопросы вы можете задавать в комментариях к статье
Признаки и значение бездействия
Обстановка совершения преступления
Время совершения преступления
Время совершения преступления - это некий временной период, в течение которого совершается или может быть совершено преступление .
В различных уголовно-правовых системах время совершения преступления может определяться временем совершения преступного деяния, временем наступления последствий или более сложным образом.
Обстановка совершения преступления - это совокупность объективных обстоятельств, в присутствии которых осуществляется преступное деяние. Например, в качестве признака состава преступления может выступать обстановка ведения боевых действий. Некоторые деяния являются преступными лишь при условии их совершения публично, т.е. в обстановке, связанной с присутствием значительного числа сторонних наблюдателей .
21)Преступное бездействие - это пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны уголовного права или создаётся угроза причинения такого вреда.
Как и действие, бездействие обладает свойством причинять вред объектам уголовно-правовой охраны, является противоправным, его признаки являются доступными для внешнего наблюдения. Преступное бездействие встречается в практике относительно редко (около 5 % уголовных дел) , редко встречается оно и в уголовном законе:
Как и действие, бездействие может представлять собой единичный акт уклонения от выполнения определённого действия (например, бездействие врача, отказавшегося принять и осмотреть больного, доставленного в больницу), либо систему таких актов (уклонение от уплаты алиментов).
Моментом начала преступного бездействия является момент, когда лицо должно было совершить действие, однако вместо этого уклонилось от его совершения. Бездействие прекращается с прекращением обязанности действовать, при появлении обстоятельств, которые делают совершение действия невозможным, а также в случае добровольного прекращения бездействия (которое, как правило, выражается в явке с повинной) или принудительного его пресечения. Также бездействие утрачивает преступность при декриминализации соответствующего деяния .
Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.
Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Поэтому, например, не может быть привлечено к ответственности лицо, которое не оказало помощь, к примеру, тонущему в реке человеку. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом. Её могут порождать следующие юридические факты и состояния :
Нормативный акт
Закон или другой обязательный для лица нормативный акт (инструкция, правила техники безопасности) может возлагать обязанность совершить определённые действия (примером может являться воинская обязанность, обязанность по уплате налогов и т. д.)
Решение суда
Приговор или иное решение суда является обязательным для исполнения, злостное неисполнение такого решения, как правило, является преступным.
Родственные и иные взаимоотношения
Родители, опекуны и другие лица, добровольно взявшие на себя обязанность оказывать помощь человеку, не способному позаботиться о себе в силу каких-либо обстоятельств, несут ответственность за невыполнение этой обязанности. Например, мать, оставившая своего новорождённого ребёнка на несколько дней в закрытой коляске без воды и пищи, в результате чего наступила его смерть, будет нести ответственность за убийство.
Профессиональная, служебная, договорная обязанность
Лица некоторых профессий (врачи, сотрудники правоохранительных органов) должны в экстренных случаях исполнять свои обязанности даже во внерабочее время. В других случаях ответственность будет наступать лишь за бездействие в тот период, когда лицо должно находиться на рабочем месте. Ответственность также может наступать за невыполнение обязанностей, вытекающих из трудового или иного гражданско-правового договора (невыплата заработной платы, ненадлежащее хранение имущества).
Обусловленность опасного состояния предшествующими действиями лица
В случае, если лицо само своими действиями поставило объекты охраны уголовного права в опасность причинения вреда, оно несёт ответственность за возможные последствия.
22)Причинная связь в уголовном праве - это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции объективной стороны является материальным.
Содержание объективной стороны преступления обычно раскрывается с характеристики действия (бездействия). В системе элементов объективной стороны действие (бездействие) занимает центральное место. Выполнение действия (бездействия) фиксирует начальный момент преступного посягательства, начальный момент выполнения состава преступления, переход от стадии приготовления к стадии покушения на преступление. С момента выполнения действия можно определить направленность деяния на конкретный объект, охраняемый уголовным законом.
С выполнением действия (бездействия) уголовно-правовое значение приобретают способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка, место и время совершения преступления. В процессе выполнения действия или бездействия создается реальная угроза причинения вреда объекту посягательства. Действие порождает последующие звенья объективной стороны преступления - преступный вред и причинную связь.
Наименования «действие» и «бездействие» носят условно-обобщающий и чисто уголовно-правовой характер. В этих наименованиях заложено традиционное для уголовного права выделение двух форм преступного поведения: активной - в форме действия и пассивной - в форме бездействия.
Преступное действие - это системообразующий элемент объективной стороны преступления, в обобщенном виде отражающий активные формы общественно опасного посягательства (поведения) преступника, в процессе совершения которого создается реальная угроза причинения вреда охраняемым уголовным законом объектам.
Преступное действие характеризуется такими признаками, как общественная опасность и противоправность. Общественная опасность определяется способом действия, средствами и орудиями совершения преступления, направленностью действия на объект уголовно-правовой охраны и степенью угрозы причинения вреда. Противоправность действия вытекает из его общественной опасности и выражается в запрещенности совершения данных действий уголовным законом под страхом наказания.
Преступные действия различаются по степени сложности. Наиболее простые действия включают одно или несколько телодвижений: удар - при причинении вреда здоровью, рывок - при грабеже, жест - при оскорблении и т.д. В большинстве преступлений объективная сторона имеет более сложное содержание. Процесс выполнения объективной стороны может включать ряд действий либо преступное поведение, например, при мошенничестве (ст. 159 УК), преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК), совершении массовых беспорядков (ст. 212 УК), хулиганских действиях (ст. 213 УК).
Преступные действия различаются по своему содержанию. Содержание действия зависит от характера активности субъекта, объекта посягательства и характера причиняемого вреда. Так, по содержанию можно выделить действия, характеризующиеся преимущественно применением физического воздействия на физические объекты. Такие действия характерны для преступлений против личности - убийство, побои; для преступлений против имущества - кражи, уничтожение имущества и т.д.
В самостоятельную группу можно выделить преступные действия, характеризующиеся преимущественно применением психического воздействия на моральное, нравственное, психическое состояние человека и т.д. Психическое воздействие может осуществляться в словесной форме - например, угроза убийством (ст. 119 УК), клевета (ст. 129 УК), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК); в форме жеста - например, при угрозе убийством (ст. 119 УК), при оскорблении (ст. 130 УК), вымогательстве (ст. 163 УК), либо в более сложных формах поведения.
Третью группу составляют преступные действия, характеризующиеся преимущественно применением интеллектуальных, умственных сил. Здесь в качестве общественно вредного результата выступает сам продукт интеллектуальной деятельности. Такое содержание имеет объективная сторона таких преступлений, как фальсификация избирательных документов (ст. 142 УК), руководство незаконным вооруженным формированием (ст. 208 УК), преступным сообществом (ст. 210 УК), создание вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК), планирование агрессивной войны (ст. 353 УК).
Второй формой совершения преступного деяния является бездействие. Преступное бездействие - это пассивное поведение человека, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей, которые оно должно было и могло выполнить в данных конкретных условиях. В этом отличие преступного бездействия от преступного действия. Отклонение от должного поведения и несовершение требуемых действий могут создать угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом благам либо вызвать реальные вредные последствия.
Как социально опасная форма преступного поведения, преступное бездействие не отличается от преступного действия. Общественная опасность бездействия определяется его способностью создавать угрозу причинения вреда охраняемым законом отношениям или вызывать реальный вред. Противоправность бездействия состоит в запрещенности уголовным законом воздержания от совершения требуемого действия под угрозой применения уголовного наказания. Обязательность совершения требуемого действия чаще всего имеет нормативный характер.
Эта нормативность находит отражение в УК РФ, когда в составах преступлений, предусматривающих ответственность за бездействие, содержится указание на нарушение нормативно-правовых актов: нарушение правил охраны окружающей среды (ст. 246 УК), нарушение правил обращения экологически опасных веществ (ст. 247 УК), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК). Ответственность за бездействие может наступить не только по специальным, но и по общим нормам, например, при причинении вреда здоровью, уничтожении или повреждении имущества. Но в этом случае требуется доказать, что бездействие лица нарушило соответствующие нормативные акты, например, правила пожарной безопасности, правила производства опасных работ и т.д.
Установление на практике случаев уголовно наказуемых видов бездействия нередко затруднено в связи с тем, что в УК не всегда имеются достаточно четкие указания на возможность совершения данного преступления путем бездействия. Так, в ст. 105,106 УК РФ говорится об ответственности за убийство, но в этих нормах не конкретизирована форма преступного деяния лица, виновного в противоправном лишении жизни другого человека. В таких случаях возникает необходимость в процессе уголовно-правовой квалификации определить пределы уголовно наказуемого бездействия.
Следует установить, когда лицо обязано действовать соответствующим образом и предотвратить наступление вредных последствий. В теории и судебной практике принято считать, что такого рода обязанность возлагается на гражданина в силу:
Нормативное требование является общим для всех этих оснований ответственности за бездействие.
Важной предпосылкой ответственности за бездействие является наличие у данного лица реальной возможности осуществить активные действия и предотвратить вредные последствия. Пределы этой возможности определяются как объективными обстоятельствами (обстановкой, временем, конкретной ситуацией), так и субъективными возможностями (опыт, знание, психическое состояние) лица. При отсутствии у лица реальной возможности действовать уголовная ответственность за бездействие исключается.
Классификация видов преступного бездействия в основном сводится к выделению так называемых «чистого» и «смешанного» бездействия. Чистое бездействие (omission) заключается в полной пассивности, воздержании от совершения конкретных действий. Формами такого бездействия являются различные виды уклонения, неоказание помощи, неисполнение приказа.
При смешанном бездействии объективная сторона состава преступления выполняется как действием, так и бездействием. Формами такого бездействия могут быть разглашения, утраты, халатность и т.д.
По подсчетам ученых, в УК РСФСР 1960 г. из 238 основных составов путем чистого бездействия могло быть выполнено 22 состава преступления и еще 50 - путем смешанного бездействия. В УК РФ 1996 г. имеется 65 составов бездействия (как чистого, так и смешанного) из 260 основных составов.
Физическая природа преступного бездействия зависит от характеристики того общественно полезного действия, которое лицо должно было выполнить в силу возложенной на него обязанности. В зависимости от характеристики действия можно выделить и несколько видов бездействия.
Первую группу составляют действия, направленные на достижение, предоставление, создание общественно полезного блага. Это, например, исполнение обязанности военной службы, выполнение алиментных обязательств, выполнение законодательства о труде при приеме на работу беременных женщин, при выплате заработной платы и т.д. Бездействие в этом случае выражается в воздержании лица от совершения предметного, результативного общественно полезного действия.
Бездействие лица не приводит к появлению общественно полезного блага. Это бездействие - воздержание. Последствия такого бездействия по своей сути так же опасны, как и утрата соответствующего блага. В силу этого в УК установлена ответственность за необоснованный отказ при приеме на работу беременной женщины (ст. 145 УК), за невыплату заработной платы (ст. 145 УК), за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК) и т.д.
Вторую группу составляют действия, направленные на сохранение существующего блага и недопущение его утраты либо повреждения. Это исполнение обязанностей по оказанию помощи, по спасению людей, по обеспечению безопасных условий труда, по охране имущества и т.д. При воздержании от совершения сохраняющих действий допускается повреждение либо утрата охраняемого блага, лицо упускает возможность предотвратить вредное изменение охраняемого блага. Здесь могут быть как бездействие упущение, так и бездействие допущение. Это такие преступления: оставление в опасности (ст. 125 УК); различные виды нарушений правил безопасности производства различных видов работ (ст. 216,217,218,219 УК РФ).
Таким образом, общественная опасность бездействия определяется теми положительными изменениями, которые должны были произойти, но не произошли, и теми отрицательными изменениями, которые не должны были произойти, но произошли.
Характеристика преступного действия (бездействия) будет неполной без анализа способа совершения преступления. Собственно говоря, сам способ и определяет содержание объективной стороны преступления. Под способом совершения преступления понимается определенный порядок, метод, последовательность движений и приемов, которые использовал преступник для достижения преступного результата.
Через способ совершения преступления осуществляется взаимосвязь объективных и субъективных признаков деяния. После уяснения цели преступник выбирает способ ее достижения. Способ - это центральное звено в механизме совершения преступления, его выбор не является произвольным, а определяется целью и будущим преступным результатом. Способ обеспечивает выполнение действия, направленного на достижение определенного преступного результата.
Установление способа совершения преступления имеет важное значение для квалификации преступления и индивидуализации ответственности.
Во-первых, поскольку способ определяет качественное своеобразие объективной стороны преступления, то он учитывается при разграничении смежных составов преступлений. Например, тайное хищение - это способ, характеризующий кражу (ст. 158 УК). Открытое хищение имущества - это способ, свойственный грабежу (ст. 161 УК). Открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, - это способ, указывающий на наличие разбоя (ст. 162 УК).
Во-вторых, в силу того, что способ совершения преступления наряду с преступным вредом выступает основным объективным показателем общественной опасности деяния, он во многих составах преступлений выступает в качестве квалифицирующего признака, например, насилие, использование своего служебного положения, особая жестокость и т.д.
В-третьих, в силу своего особого влияния на степень общественной опасности всего преступления характеристика способа совершения деяния учитывается при индивидуализации ответственности. Так, многие обстоятельства, отягчающие наказание, характеризуют именно способ совершения преступления (например, п. «и», «к», «л», «м», «н» ст. 63 УК).
В-четвертых, способ совершения преступления нередко играет основную роль при решении основного вопроса - имеется ли в действиях лица преступление или совершенное деяние непреступно. Так, незаконная охота является преступлением, если это деяние совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Отсутствие этого способа наряду с другими признаками, указанными в п. «а», «в», «г» ст. 258 УК, исключает уголовную ответственность.
Способ совершения преступления избирается с учетом направленности деяния на конкретный объект посягательства и с учетом причинения соответствующего преступного вреда. Поэтому виды способов совершения преступления соответствуют по своему характеру объекту посягательства и характеру причиненного вреда. С учетом этого можно выделить способы физического воздействия, психического воздействия и т.д. Способы могут характеризоваться использованием орудий или средств совершения преступления. В силу своего многообразия способы совершения преступления могут иметь и другие классификации.
Средства и орудия совершения преступления - это те предметы материального мира, которые использовало лицо для выполнения преступного действия. Средства и орудия преступления непосредственно связаны со способом совершения преступления. Например, для реализации общеопасного способа совершения преступления могут использоваться взрывные устройства, взрывчатые вещества и т.д. Еще пример: незаконная охота признается преступлением, если она совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ).
1. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),-
Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет.
2. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности -
Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия,-
Наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Комментарий
1. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями
бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки интересам службы несовершения должностным лицом действий по службе, которые
оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями)
должно было и могло совершить для обеспечения (защиты) соответствующих
интересов службы.
2. Бездействие должностного лица -
это специальная форма злоупотребления
властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления - обусловленность бездействия служебными
полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей
по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица
при исполнении лицом служебных обязанностей); содержание понятий «вопреки
интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий - аналогичны содержанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными
полномочиями (см. коммент. к ст. 424).
3. При характеристике объективных признаков состава бездействия должностного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступления от служебной халатности (ст. 428), также совершаемой путем неисполнения
должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной
стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содержания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должностного лица и служебной халатности являются разными по характеру осознанности формами бездействия.
4. С объективной стороны бездействие должностного лица требует установления следующих признаков:
Неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;
Совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служебных полномочий данного лица (несовершение должностным лицом действий, хотя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей) исключает состав рассматриваемого преступления);
Требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло
совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;
Бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном
размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (см. п. 9 коммент. к ст. 424)
либо
бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.
5. Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо
действительно должно было совершить по службе определенные действия, как говорит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако ни
один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служебных обязанностей. Поэтому суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное
лицо, не совершив требуемые по службе действия.
6. Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т.е. без
учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует установить необходимость совершения определенных действий по службе с точки зрения
не только служебных обязанностей данного должностного лица, но и очевидности
(явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить не
обходимые действия по службе. В пункте 10-1 постановления № 4 Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение
служебных действий - это... бездействие должностного лица в условиях, когда оно
должно было и могло совершить необходимые действия, входящие в круг служебных обязанностей».
7. Бездействие должностного лица при указанных в предыдущем пункте условиях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость «употребления власти», возложенной на должностное лицо,- важнейший момент в понимании и доказывании формулы: «не исполнено действие по службе, которое должностное лицо должно было совершить».
8. Должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степени риска.
9. Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий
понимаются не только их полное несовершение, но и умышленное несовершение
вопреки интересам службы всех требуемых объективной ситуацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности.
10. Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению,- это невыполнение таким лицом служебных действий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет и само служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав преступления в этой части является формальным. Необходимость наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда при этом не требуется.
11. Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия,
направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению. Такая обязанность служебного характера свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции
общего организационного-распорядительного или административно-хозяйственного управления.
В соответствии с характером компетенции и уровнем функциональной специализации воспрепятствование преступлению как служебная обязанность должностного лица может и должно проявляться по-разному:
Для работников милиции и других правоохранительных органов в самых
различных действиях по службе, соответствующих их функциональной компетенции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;
Для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству
предприятием или организацией,- только в служебных действиях общего характера и только в приделах соответствующего организационного образования (запрещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения; отстранение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступление; сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохранительные органы и т.п.).
12. Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступлению, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.
Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава
преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
13. С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется
умышленной виной по отношению к неисполнению должностным лицом требуемых служебных действий и к наступившим последствиям (ч. 1 ст. 425).
Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством, необходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попустительства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершаемом преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.
14. Субъектом преступления является должностное лицо (см.чч.4 и 5 ст.4).
15. Квалифицированным видом данного преступления (чч. 2 и 3 ст. 426) является бездействие должностного лица:
Из корыстной или иной личной заинтересованности (содержание указанных понятий см. в пп. 12-14 коммент. к ст. 424);
Занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4);
Повлекшее тяжкие последствия (о содержании тяжких последствий см. п. 16
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
1.1. To же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание . Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.
Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.
Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.
Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
2. В соответствии с примечанием к комментируемой статье 293 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.
3. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог