Приказ о приеме на исправительные работы образец. Налоговый и бухгалтерский учет

Одновременно с выдачей направления осужденному для отбывания наказания на определенном предприятии уголовно-исполнительная инспекция разъясняет администрации предприятия, что осужденный будет работать бесплатно, за свою работу он вознаграждения не получает и оплата его труда предприятием также не производится.

Вместе с тем на администрацию предприятия возлагается ряд обязанностей. Она должна контролировать выполнение осужденным возложенных на него работ, сообщать уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных осужденным часов, а также об уклонении осужденного от отбывания наказания, нарушении им трудовой дисциплины и т.п.

Администрация обязана контролировать приход осужденного на работу, время ухода с работы, выполнение работы в течение всех рабочих часов.

Учет работы осужденного ведется в часах. Каких-либо норм выработки, позволяющих ему сократить рабочее время в связи с выполнением определенного объема работ, не устанавливается.

Администрация предприятия обязана обеспечить осужденного работой с учетом его занятости на основном месте работы или учебы.

Администрация предприятия отвечает за безопасность условий труда. В случае получения увечья, инвалидности или утраты трудоспособности по вине администрации предприятия или его сотрудников, отвечающих за соблюдение требований техники безопасности, возмещение вреда осужденному производится на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ о труде.

Ответственность осужденных к обязательным работам

Законодатель не дает перечня нарушений, за которые осужденный к обязательным работам может быть предупрежден об ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания. Анализ обязанностей осужденного позволяет выделить следующие нарушения:

а) неявка без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову для постановки на учет, а также в других случаях, когда инспекция вызывает осужденного (для получения очередного направления на работу, для дачи объяснений по поводу прогулов и иных нарушений трудовой дисциплины);

б) неявка на работу, куда он направлен инспекцией;

в) нарушение правил внутреннего распорядка на предприятии, куда он направлен на работу;

г) прогул, появление на работе в нетрезвом виде или иное нарушение трудовой дисциплины (например, опоздание, преждевременный уход с работы);

д) несообщение уголовно-исполнительной инспекции об изменении места жительства и др.

Если осужденный вовремя приходит на работу и уходит с работы, но фактически не работает, находясь на рабочем месте, администрация обязана сообщить об этом нарушении трудовой дисциплины уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный может быть наказан администрацией предприятия, где он отбывает наказание, в дисциплинарном порядке, ибо хотя он и не заключает трудового договора, но все же находится с предприятием в трудовых отношениях. Вместе с тем и уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его об ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Если осужденный допускает указанные (а возможно, и другие) нарушения трудовой дисциплины, не является по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, иным образом нарушает порядок и условия отбывания наказания, он предупреждается инспекцией о возможности замены обязательных работ другим видом наказания в порядке ст. 49 УК РФ. Предупреждение оформляется приказом начальника инспекции, копия которого вкладывается в личное дело осужденного или иным образом хранится в уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный предупреждается о том, что в случае продолжения нарушений перед судом может быть поставлен в порядке ч. 3 ст. 49 УК РФ вопрос о замене обязательных работ (за злостное уклонение от их отбывания) наказанием в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

    Р.Ф. ГАЛИЕВА

    На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы. Статьей 50 УК определено, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
    Определяя наличие основного места работы, исходят из положений Трудового кодекса РФ. В силу ст. 16 ТК трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно ст. 66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной. Следовательно, для констатации места основной работы требуется трудовой договор и факт установления местонахождения трудовой книжки. Для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, местом работы принято считать место их регистрации. Выполнение работ по совместительству либо по гражданско-правовому договору не препятствует применению исправительных работ.
    Данный вид уголовного наказания является довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории его отдельные элементы, да и название неоднократно менялись. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества со ссылкой либо высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало: 1) ссылку, соединенную с принудительными работами; и 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы, отбываемые по месту прежней работы осужденного либо в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но в районе места жительства осужденного.
    УК РФ 1996 г. первоначально предусматривал, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. Но в 2003 г. данный вид наказания был отменен. Вместо него ввели исправительные работы в районе жительства осужденного на местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В результате законодательная реформа ущемила права лиц, имеющих постоянное рабочее место, превратив исправительные работы в наказание для безработных осужденных, а это, как правило, лица, утратившие навыки работы, зачастую без определенного места жительства. Но ведь даже советская власть с ее жестким плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать надлежащее исполнение ими наказания. Сегодня в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому предлагается ввести в УК ст. 50.1, позволяющую применить новый вид наказания, - исправительные работы в местах, определяемых органами исполнения наказания, а также расширить применение ст. 50 УК за счет распространения ее действия на лиц, как имеющих, так и не имеющих основного места работы.
    Практика показывает, что нарушение порядка и условий отбывания данного наказания работающими не очень велико. Это означает, что вынесение судами наказания к такого рода правонарушителям предпочтительнее, чем не имеющим постоянного места работы.
    Подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных и сейчас непросто, учитывая, что эти же органы обязаны изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. Налицо конкуренция исполнения двух альтернативных сходных видов наказания. Кроме того, даже при возможности предоставления такой работы - она будет низкооплачиваемой.
    Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину. Срок наказания у взрослых и несовершеннолетних лиц различен: у первых он составляет от двух месяцев до двух лет, у подростков - до одного года (ст. 88 УК).
    Исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного. Если им является муниципальное образование без районного деления (сельские поселения, небольшие города), то выполнять исправительные работы осужденный будет на территории данного муниципального образования. Когда речь идет о муниципальных образованиях с районным делением, местом исправительных работ может быть организация, являющаяся юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность в том районе города, где проживает осужденный. К сожалению, законодатель не уточняет, речь идет о работодателях, зарегистрированных в налоговых инспекциях соответствующих районов либо фактически осуществляющих деятельность на этих территориях, поскольку зачастую место их регистрации не совпадает с местом фактического нахождения. На практике применяют оба варианта.
    Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Наряду с этим в них содержится указание, что осужденные могут направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно. Так, Постановлением главы Екатеринбурга от 08.10.2009 N 4464 "Об утверждении Перечней объектов для выполнения осужденными исправительных и обязательных работ и делегировании администрациям районов города Екатеринбурга некоторых полномочий", как и в Постановлении главы городского округа Богданович от 05.02.2007 N 135 "Об исполнении наказания в виде обязательных, исправительных работ на территории городского округа Богданович", в данный Перечень включены не только муниципальные и государственные организации, но и организации с частной формой собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).
    Перечень предприятий для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, утвержденный Постановлением главы муниципального образования г. Алапаевск от 10.10.2006 N 1140, содержит список из 15 конкретных организаций, зарегистрированных в форме различных обществ, 10 муниципальных предприятий и органов управления, городского учреждения "Центр занятости населения" с указанием их адресов. Правда, пункт "индивидуальные предприниматели" не поименован, в связи с чем явка к ним осужденного может стать для них неожиданностью.
    Напротив, в Постановлении администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области от 13.04.2009 N 441 "Об утверждении Перечней обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Нижнего Тагила", как и в Постановлении главы муниципального образования г. Сухой Лог от 30.01.2004 N 156-ПГ "Об определении мест отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы", упомянуты индивидуальные предприниматели, к которым могут направляться лица для выполнения исправительных работ.
    В Постановлении главы городского округа Заречный от 04.10.2006 N 756-П "Об исполнении наказания в виде исправительных работ на территории округа Заречный" не только содержится конкретный перечень организаций, которые могут являться местом отбытия наказания, но и предоставляется возможность для самостоятельного трудоустройства лицам на предприятиях, не включенных в утвержденный Перечень, по заявлению осужденных, подтвержденному разрешением администрации городского округа Заречный по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
    Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
    Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Оно оспариванию не подлежит. Другой вопрос: а должны ли органы местного самоуправления заниматься вопросами исполнения данных наказаний, относится ли к их компетенции и функциональным обязанностям осуществление соответствующей государственной уголовно-исполнительной деятельности? Думается, нет.
    Но назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.
    К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Но есть ли в этом резон? Поскольку здесь принципиальным является другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?
    Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок наказания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ. В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.02.2006 по делу N 22-1809/2006. В нем, в частности, указывается, что осужденного Б. нельзя считать приступившим к отбытию наказания в виде исправительных работ, назначенного ему приговором суда, поскольку он трудоустроился самовольно, без направления инспекции к индивидуальному предпринимателю, не включенному в перечень предприятий, определяемых постановлением главы Екатеринбурга для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.
    Действующим законодательством специально не урегулирован вопрос заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ. Ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет отдельной статьи, положения, которые бы регулировали этот вопрос. А следовало, быть может, пойти по примеру регулирования трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается (ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
    А пока заключение либо незаключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК. Поскольку в силу ст. 40 УИК сам осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, незаключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии либо отказа работодателя от заключения трудового договора. При наличии вакансии, на занятие которой претендует осужденный, отказ работодателя в заключении трудового договора допустим только в соответствии с требованиями ст. 64 ТК и не может быть необоснованным, т.е. иметь место по дискриминационным основаниям (ст. 3 ТК), женщинам в связи с наличием детей, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Возникает вопрос, что относится к деловым качествам работника и в какой мере привлечение к уголовной ответственности влияет на их оценку. К сожалению, в ТК нет статьи, раскрывающей понятие "деловые качества". Ответить на него попыталась судебная практика в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Существующие сегодня нормы ст. 3 и ст. 64 ТК с учетом положений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда гласят, что отказ работодателя в заключении трудового договора, основанный только на том, что потенциальный работник привлечен к уголовной ответственности, будет признан незаконным, а значит, и необоснованным.
    Работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, осужденному к исправительным работам, как и иному лицу, привлеченному к уголовной ответственности, лишь потому, что лицо осуждено, если по своим профессионально-квалификационным и личностным качествам оно может выполнять имеющуюся у работодателя работу. В то же время законодатель не предусматривает обязанности для работодателя заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом, заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, что нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда от 24.06.2008 N 351-О-О.
    Случаи правомерного отказа в приеме на работу, предусмотренные ТК, не всегда стыкуются с положениями УИК, где карательные элементы исправительных работ проявляются в следующем: 1) принудительное привлечение к труду на определенный срок; 2) обязательность труда для лиц, не имеющих основного места работы; 3) отбывание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание; 4) невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, переквалификации; 5) препятствие в продвижении по последующей службе; 6) ежемесячное удержание в доход государства от 5 до 20% заработка осужденного (п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20); 7) запрет перемены места работы и увольнения по собственному желанию без письменного разрешения уголовной исполнительной инспекции; 8) сокращение ежегодного очередного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней, у несовершеннолетних до 21 рабочего дня и предоставление его по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК). Указанные трудоправоограничения распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Это довольно серьезные ограничения для осужденного, связанные с его трудовой деятельностью. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в этот период.
    Вместе с тем исправительные работы могут назначаться учащимся, зачастую у осужденных нет документов, указанных в ст. 65 ТК, отсутствует желание трудиться, добровольность волеизъявления для заключения трудового договора (ст. 56 ТК), напротив, есть обязанность в силу обвинительного приговора приступить к работе. В связи с чем представляется, что для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам Ф.И.О.".
    При назначении и отбывании осужденными исправительных работ следует принимать во внимание и ряд других законодательных запретов на прием на работу определенных категорий граждан, установленных ТК: например, недопустимо принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253), лиц до 18 лет на работы, связанные с переноской и перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК), непрохождение лицом обязательного медицинского освидетельствования (ст. 266 ТК) и др.
    Так, возможность гражданина быть работником связывается с достижением им определенного возраста, при котором он юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду.
    Согласно Конвенции МОТ N 138 (1973) "О минимальном возрасте для приема на работу" возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей или попечителя), отступает от международных норм.
    Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18.06.1998 Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности запрещение детского труда, т.е. лиц, возраст которых ниже 15 лет.
    Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных: 15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование, 14 лет - для учащихся.
    Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дискуссионность ч. 3 ст. 42 УИК, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки расходятся. Одни считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе, как "время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается". Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: "Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается". Третьи отмечают непоследовательность законодателя, поскольку данная редакция статьи неоднократно менялась за последнее время.
    В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный: а) работал и из его заработка производились удержания; б) официально был признан безработным.
    Часть 6 ст. 40 УИК закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ работодателем по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие трудовые отпуска осужденному предоставляются на общих основаниях. Необходимо сказать о том, что принятие УИК РФ происходило в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г.
    С 01.02.2002 вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней по КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от вида трудового договора и от того, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Очевидна несогласованность положений УИК и ТК РФ, к тому же УИК определяет отпуск в рабочих днях, а ТК - в календарных.
    Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся и выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней, т.е. 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
    Для устранения отмеченного несоответствия и принимая во внимание, что ныне действующее трудовое законодательство оперирует термином "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", предлагается в ч. 6 ст. 40 УИК заменить термин "ежегодный оплачиваемый отпуск" на "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", при этом сделав его продолжительность как для всех работников 28 календарных дней.
    В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются, что и к взрослым осужденным, положения, ограничивающие их право на отдых. В то время как ТК содержит нормы, закрепляющие социальную защиту работающих лиц, не достигших совершеннолетия, закрепляя в ст. 267 ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время года. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск для подростков, установленный ТК, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений, предоставив работающим несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, ежегодный основной оплачиваемый отпуск равным 31 календарному дню.
    Кстати, с 01.01.2011 незначительно, но изменились правила предоставления отпуска. Теперь работник обязан ежегодно использовать по крайней мере две недели отпуска, а оставшиеся его дни в течение 18 месяцев с начала года, за который отпуск был предоставлен. Во-вторых, срок в 6 месяцев, ранее обязательный, чтобы получить отпуск на новом месте, сегодня является максимальным - устроившись на новую работу, осужденный должен будет уйти в отпуск не позднее чем через полгода.
    Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В то время как ст. 183 ТК гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Помимо того, с 1 января наступившего года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.
    В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае, если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Не могу найти образцы документов для принятия работника на предприятие для отбывания наказания к исправительным работам с удержанием 20%

Ответ

Трудоустройство лиц, осужденных к отбыванию исправительных работ, имеет некоторые особенности. Кроме документов по учету труда кадровику нужно подготовить документы для уголовно-исполнительной инспекции.

При приеме на работу осужденный, как и все другие работники, должен представить документы, которые перечислены в Трудовом кодексе (ст. 65 ТК РФ). Работник должен также передать предписание о явке на работу, выданное уголовно-исполнительной инспекцией (п. 73 инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, далее - инструкция). Оформите в личное дело сотрудника извещение, направленное уголовно-исполнительной инспекцией в организацию вместе с копией приговора.

Обратите внимание на оформление документов при приеме на работу. После того, как сотрудник напишет заявление, оформите приказ руководителя о приеме на работу. Заключите с работником трудовой договор. С осужденным нельзя заключать срочный трудовой договор, поскольку основание для этого отсутствует в Трудовом кодексе (ч. вторая ст. 58, 59 ТК РФ). Ознакомьте работника под роспись с должностной инструкцией и локальными нормативными актами.

О приеме осужденного на работу сообщите в уголовно-исполнительную инспекцию. Для этого заполните отрывной талон к предписанию и отправьте его в инспекцию (приложение № 30 к инструкции). Также нужно поступить с подтверждением получения извещения (приложение № 31 к инструкции). В нем укажите должность и место работы осужденного, дату и номер приказа о приеме на работу, дату начала работы, контакты главного бухгалтера, который производит удержания из заработной платы.

Обратите внимание на заполнение трудовой книжки осужденного. Запись о приеме на работу вносится в обычном порядке.

Направляйте в уголовно-исполнительную инспекцию ежемесячно расчетные сведения о работе и удержаниях из зарплаты (приложение № 31 к инструкции).

В разделе help.сайт/vk вы найдете образцы документов, которые помогут вам оформить на работу осужденного:

Заявление о приеме на работу

Приказ о приеме на работу

Должностная инструкция

Лист ознакомления с локальными актами

Запись в трудовой книжке

В электронном журнале вы найдете ответ на вопрос (№ 3, 2012)


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере трудовой деятельности. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ является основополагающим нормативным актом в этой сфере и основным источником российского трудового права. Нормы ТК РФ, касающиеся запрещения дискриминации в сфере труда, запрещения принудительного труда, социального партнерства в сфере трудовых отношений, трудового договора, времени труда и времени отдыха, ответственности работника и работодателя, и подобные являются обязательными для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится легальное определение трудовых отношений. Согласно ст. 15 ТК РФ это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают на основе соглашения между работником и работодателем, то есть на основе трудового договора.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работниками считаются все лица наемного труда, а также работающие участники акционерных обществ, товариществ, производственных кооперативов.

Работающий собственник предприятия может быть и его работником.

Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо (любой гражданин вправе заключить трудовой договор с няней, домработницей и т.д.). Индивидуальные предприниматели после достижения 16 лет полностью дееспособны и выступают в качестве работодателей на равных правах с юридическими лицами.

Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников и работодателей, заключивших трудовой договор. Они должны применяться всеми работодателями (и юридическими, и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На дистанционных работников также распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом установленных особенностей.

Все работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства.

Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров и наблюдательных советов (за исключением лиц, заключивших с организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ или другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются нормами трудового законодательства в той части, которая не урегулирована специальным законом.

Трудовой договор является центральным институтом трудового права. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

В определении заложены признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правового договора, связанного с трудом (подряда, авторского, возмездного оказания услуг). По трудовому договору работник выполняет трудовую функцию, то есть работает по конкретной специальности, квалификации, должности, а по гражданско-правовому договору, связанному с трудом, трудящийся (исполнитель, подрядчик) выполняет индивидуальное задание, при котором оговаривается конечный результат труда (построить дом, написать книгу). Трудовой договор имеет личный характер в силу того, что выполнение трудовой функции возможно только лично работником, поскольку трудовой способностью может распорядиться ее обладатель. В процессе выполнения трудовой функции работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В случае нарушения правил работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание. В гражданско-правовых договорах в случае невыполнения условий наступает гражданско-правовая ответственность. В трудовом договоре обязанность обеспечивать необходимые условия труда лежит на работодателе. В гражданско-правовых договорах подрядчик либо исполнитель организует работу сам, выполняет ее на свой риск. Существует специфика вознаграждения за труд. Так, в трудовом договоре оно выплачивается в форме заработной платы по заранее определенным нормам и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Являясь центральным институтом трудового права, трудовой договор объединяет нормы права, регламентирующие порядок возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения, т.е. прием на работу, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод и увольнение работников.

Последние статьи:

Согласно предложенному Минюстом проекту поправок в Закон о занятости самозанятые - это физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность по оказанию услуг другим физлицам, направленную на систематическое получение прибыли, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору.

Многие хоть раз слышали (хочется думать, что не в свой адрес) сакраментальную фразу о том, что, мол, если еще раз, то прощаемся. Многие произносили ее сами. Между тем простая, казалось бы, процедура увольнения сотрудника, пусть даже и провинившегося, изобилует различными тонкостями и подвохами. Так что вершитель судеб (работодатель) завтра может оказаться в роли оправдывающегося, а его "жертва" - в роли охотника. Разберем несколько сложных моментов.

С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе.

Сельское хозяйство обычно ассоциируется с золотыми полями и сытыми коровами на зеленых лугах. При этом редко кто задумывается о том, насколько агросектор может быть опасен для работы: тяжелый физический труд, "опасная" техника и т.п. нередко приводят к профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве. И зачастую причиной является халатность работодателя. Анализ судебных споров показывает, что наиболее часто причиной обращения в суд на предприятиях агросектора становится получение травмы, по примерным оценкам автора, до 60% споров связано именно с этим.

Перевод сотрудника в другой регион возможен только при наличии его письменного согласия. По-другому в рамках правового поля действовать не получится. Можно, конечно, задействовать административный ресурс и устроить строптивому работнику, отказавшемуся переезжать на новое место работы, "веселую трудовую жизнь". Но это уже будет совсем другая история.

Татьяна Хилюта, ведущий специалист отдела по работе с персоналом филиала Белгосстраха по Гродненской области

Основание прекращения трудового договора (контракта) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, указано в п. 5 ст. 44 Трудового кодекса РБ (далее - ТК). Трудовой договор подлежит прекращению в связи со вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Что такое судимость?

По общему правилу, изложенному в Уголовном кодексе РБ (далее - УК), под судимостью понимают предусмотренные правовые последствия осуждения, продолжающиеся какое-то время и определяющие особый правовой статус лица.

Признаки судимости

Основные признаки судимости заключаются в том, что она:

Является последствием осуждения за совершение преступления, которое продолжается и после отбытия наказания;
- представляет собой особый правовой статус осужденного (имеет персональный характер и связана только с данным лицом);
- имеет четко очерченные временные рамки, установленные УК;
- предполагает ограничения, применяемые к лицу, имеющему судимость, и другие неблагоприятные для него правовые последствия (отказ в приеме на работу для выполнения определенной работы, запрет на занятие определенных должностей или запрет на занятие определенной деятельностью);
- условия истечения сроков судимости и ее уголовно-правовые последствия предусмотрены УК.

Регулирование труда осужденных

Труд лиц, осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исполнению наказания в виде ограничения свободы, кроме норм трудового законодательства регулируется нормами специального законодательства, касающимися исполнения данных уголовных наказаний, в частности Уголовно-исполнительным кодексом РБ (далее - УИК).

Меры наказания, служащие причиной увольнения работника по п. 5 ст. 44 ТК

К наказаниям, препятствующим продолжению работы у нанимателя, относят:

1) арест (ст. 54 УК);
3) лишение свободы (ст. 57 ТК);
4) пожизненное заключение (ст. 58 ТК);
5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК).

Увольнение таких лиц производите по п. 5 ст. 44 ТК, но только после вступления в законную силу приговора суда.

Лишение права занимать определенные должности

Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления. Срок, в течение которого лицо не может занимать определенные должности, указывается в приговоре суда. При этом не имеет значения характер работы, т.е. является она постоянной либо временной.

Данный вид наказания суд назначает в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от 1 года до 5 лет (ст. 51 УК).

Такое наказание не запрещает осужденному работать в той или иной отрасли хозяйства, учреждении, предприятии. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному (например, должности, связанные с учетом, распоряжением, хранением или отпуском материальных ценностей).

Уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет уголовную ответственность по ст. 417 УК (за неисполнение должностным лицом приговора суда о лишении права занимать определенную должность либо заниматься определенной деятельностью - по ст. 423 УК).

Обязанности организации, в которой трудится осужденный

На организацию, в которой работает осужденный, УИК возлагаются дополнительные обязанности, не предусмотренные ТК.

Так, если в вашей организации трудится осужденный, который по приговору суда лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, вы обязаны:

Не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или вида трудовой деятельности;
- внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься (п. 23 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30);
- направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора;
- представить по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
- в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
- выдать лицу, отбывшему наказание либо освобожденному от него, по его просьбе взамен трудовой книжки дубликат без внесения в него записи о наказании.

Издаем приказ об увольнении

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора в соответствии с п. 5 ст. 44 ТК издаете только после вступления приговора суда в законную силу, поскольку до этого приговор может быть отменен в кассационном порядке.

Если работник до вступления приговора суда в законную силу был заключен под стражу, днем увольнения будет рабочий день, предшествующий дню заключения под стражу.

Пример

К работнику, совершившему уголовно наказуемое деяние, была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Мера приведена в исполнение 15 марта 2010 г. Впоследствии работник был осужден по приговору суда от 10.06.2010. Дата увольнения - последний день работы (14 марта 2010 г.).

Исправительные работы

Исправительные работы устанавливаются на срок от 6 месяцев до 2 лет и отбываются на основании приговора суда.

Данный вид наказания налагает на осужденного работника определенные ограничения и обязанности (обращаем ваше внимание, что запись в трудовую книжку работника, привлеченного к исправительным работам, не вносится). Рассмотрим их подробнее.

Место исполнения наказания

Наказание в виде исправительных работ работник отбывает по месту работы (ст. 37 УИК). Исполнение исправительных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного, а в отношении несовершеннолетних - на инспекцию по делам несовершеннолетних.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15-дневного срока со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.

Удержания из заработной платы

Из заработной платы осужденного к исправительным работам вы обязаны производить ежемесячные удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. С работающих по совместительству удержания производятся из заработка по каждому месту работы. Удержания производите со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов и других платежей.

В случае отмены приговора суда с прекращением дела осужденному возвращаются суммы, удержанные из его заработной платы.

Порядок увольнения осужденного к исправительным работам

Увольнение осужденного в период отбывания наказания запрещено. Расторжение трудового договора с осужденным невозможно по соглашению сторон или по собственному желанию работника без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано осужденным в суд или вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы.

Осужденный обязан в течение 5 дней сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы или места жительства.

Судимость - основание для отказа в приеме на работу

Наличие у лица неснятой или непогашенной судимости может служить запретом приема его на работу либо на занятие им определенных должностей.

Трудовое законодательство прямо предусматривает запрет приема на работу лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступления.

Так, не допускается прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан (ст. 348 ТК).

Данный запрет является общим правилом, которое распространяется при приеме как на основную работу, так и на работу по совместительству.

В заключение отметим, что для большинства лиц, выполняющих производственно-технические функции, наличие судимости не является основанием для отказа в принятии их на работу.



Что еще почитать