Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.
Открыть полный текст документа
Государственные служащие имеют отличительную от других граждан заработную плату. Но и условия труда у них также заметно отличаются от стандартных. Зарплата госслужащих в России в 2020 году начисляется особым образом и нужно знать ряд особенностей для правильности ее использования.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Распределение заработных плат прямопропорционально тому, какой доход имеет государство. Государственным служащим нужно понимать, что в стране существует кризисная ситуация. И финансирование учреждений сокращается.
Основным показателем будет работа конкретного служащего. Поскольку возможно не только снижение заработной платы, но и сокращение работающего персонала.
Нужно понимать и список факторов, который напрямую влияет на формирование размера оплаты труда. Основными считаются оклад, тарифная сетка, должность гражданина. Влияет и показатель уровня ответственности работника.
Для того, чтобы разобраться в данной теме, следует изначально быть знакомым с основными терминами в сфере:
Понятие | Обозначение |
Государственный служащий | Гражданин страны, который осуществляет трудовую деятельность в рамках определенных сфер, которые финансируются государством |
Заработная плата | Показатель финансовой выплаты, которую гражданин получает за совершение своей трудовой деятельности как наемный работник |
Индексация | Процедура, которая разработана для повышения выплат гражданам, что позволяет побороть инфляционные процессы в стране |
Бюджет | Смета, которая содержит как показатели по доходам, так и по расходам. Можно применять в отношении к государству, предприятию или отдельному гражданину |
Существует несколько сфер, в которых работают граждане, которые считаются государственными служащими:
Обязательным требованием к работнику будет наличие у него гражданства Российской Федерации. Но существуют отдельные нормативные акты, позволяющие сделать исключения .
Есть несколько вариантов классификации государственных служащих:
В зависимости от разделения власти | Законодательная, судебная и исполнительная |
Ввиду сферы, в которой осуществляется влияние | Федеральных или же субъектов РФ |
По функциональности | Гражданского типа, военного и правоохранительного |
В зависимости от должности | Наличие должностного статуса или вхождение в рядовой состав предприятия |
В привязке к периоду, в который проводится трудовая деятельность | Назначенный на определенный договором срок или же основная работа с неопределенным временем пребывания |
В любом из данных случаев государственный служащий может рассчитывать на поддержку в материальном плане и все изменения, которые будут касаться его заработной платы будут законными.
Заработная плата государственного работника формируется на стандартных основаниях. Существует несколько вариантов начисления, но в любом случае в состав заработной платы могут входить такие доходы:
Эти составляющие могут варьироваться и не всегда месячный платеж включает все пункты. Важно понимать, что надбавки выдаются за определенные заслуги.
В свою очередь, размежевать можно и варианты доплат к основной ставке таким образом:
Надбавки для служащего определяет руководство и во многом размер оплаты труда будет зависеть от него. Для новичков, у которых небольшой опыт работы заработная плата определяется условиями трудового договора — согласно с минимальными показателями по оплате труда в отдельном предприятии.
Для того, чтобы понимать, каким образом проводится разделение заработных плат, следует оперировать законодательной базой в этой области. В данном случае требуется ознакомиться с Федеральным законом №79-ФЗ “О государственной гражданской службе”.
Изначально следует ознакомиться с некоторыми статьями из главы 10:
Кроме основной ставки по заработной плате граждане получают и дополнительные компенсации за свой труд. Этот пункт установлен на законодательном, федеральном уровне .
Найти его можно в статье 55 этого же закона. Эта статья содержит положения по поводу поощрений и надбавок, возможных в условиях труда на государственной службе.
Необходимо понимать, из какого бюджета получают зарплату госслужащие. Поскольку эти выплаты производятся за счет государственных средств бюджета. Формирование заработной платы для работника проводится на уровне начальства.
Совершение выплат осуществляется в зависимости от финансирования из государственного бюджета. Но существуют и существенные отличия между регионами государства.
В 2020 году были сняты отдельные варианты доплат, что в значительной мере влияет на размер выплат государственных служащих. Обязательным моментом будет совершение подписания трудового договора. Поскольку по закону это правило применяется ко всем трудовым отношениям в стране.
Отличия в размере заработной платы могут быть из-за ряда факторов:
В зависимости от того, насколько сложные условия труда и размер ответственности у работника. Также следует учитывать разницу в объеме заработной платы в привязке к региону работы гражданина.
Поскольку самыми большими суммы будут в крупных городах. В среднем, показатели по стране в плане заработной платы составляют от 37 до 56 тысяч рублей. Все зависит в большей степени от органа труда и от региона .
На уровне регионов следует опираться на такие показатели по заработным платам:
Область | Размер суммы, рубли |
Белгородская | От 33 до 40 тысяч |
Липецкая | От 29,5 до 50,5 тысяч |
Рязанская | От 29,5 до 44,5 тысяч |
Краснодарский край | От 32 до 54,5 тысяч |
Республика Марий Эл | От 24,5 до 35 тысяч |
Челябинская | От 31,5 до 45 тысяч |
Размеры выплат для чиновников в столице государства будут одними из самых высоких. Это связано с объемами работы и ответственностью на каждом из работников.
Существует несколько категорий, заработные платы которых нужно учитывать:
Средний показатель по заработным платам для работников государственных служб в Москве составляет 87 тысяч рублей.
Для государственных служащих применяют стандартные трудовые положения по выплате заработной платы. В этой области должно быть два платежа ежемесячно:
Существует отдельный порядок по выплатам надбавок:
Формула вычисления достаточно простая — все показатели нужно сложить. В результате этого и формируется та выплата, на которую может претендовать конкретная категория чиновников.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 10
Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13 Федерального закона N 79-ФЗ <1>). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ (далее - гражданская служба). В данной статье мы ответим на вопросы читателей, связанные с денежным содержанием гражданского служащего.
<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".Прежде всего рассмотрим основные положения Федерального закона N 79-ФЗ в отношении оплаты труда гражданского служащего и предоставления отпуска.
Основные положения по оплате труда гражданского служащего содержит ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ. В соответствии с ней денежное содержание гражданского служащего состоит из:
В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин).
К дополнительным выплатам относятся:
а) по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200% должностного оклада;
б) по главной группе должностей гражданской службы - от 120 до 150% должностного оклада;
в) по ведущей группе должностей гражданской службы - от 90 до 120% должностного оклада;
г) по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90% должностного оклада;
д) по младшей группе должностей гражданской службы - до 60% должностного оклада;
При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений (п. 1 Постановления Правительства РФ N 573 <3>);
В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 763. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения , в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, особые условия гражданской службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанных выше (оклад денежного содержания, дополнительные выплаты, единое денежное вознаграждение), применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (Постановление Правительства РФ N 562 <4>).
<4> Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта РФ ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом увеличение (индексация) производится в соответствии с законодательством субъекта РФ.
По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда , при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в особом порядке, не применяются условия оплаты труда, указанные выше. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения этих решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ (п. 14 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из двух частей (ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ):
При этом продолжительность основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать:
Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 6 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).
Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, Федеральным законом N 79-ФЗ, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее трех календарных дней. При установлении длительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день учитываются объем выполняемой работы, степень напряженности труда, возможность работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и иные условия. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 119 ТК РФ). В настоящее время на федеральном уровне действуют Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884.
Обратите внимание! При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере:
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:
а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;
б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;
в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;
г) на период нахождения в служебной командировке;
д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;
е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;
ж) на период проведения служебной проверки;
з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;
и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня, указанного выше.
На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.
При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 - 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.
На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562).
Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.
Как указывалось выше, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания на весь период отпуска. Напомним, денежное содержание состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад плюс оклад за классный чин) и дополнительных выплат. При расчете отпускных гражданского служащего не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть она является элементом дополнительных выплат, которая не берется в расчет при исчислении денежного содержания гражданского служащего, причитающегося ему в месяце ухода в отпуск.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь учитываются в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Пример 1 . Гражданский служащий уходит в отпуск 17 октября 2011 г. Его ежегодный оплачиваемый отпуск с учетом ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 40 календарных дней.
Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит из:
Кроме того, гражданскому служащему выплачены:
В соответствии с законодательством субъекта РФ, где служит гражданский служащий, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год ему производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, то есть 15 920 руб. (7960 x 2).
Рассчитаем сумму материальной помощи, которую необходимо учесть при расчете ежемесячного денежного содержания. Она равна 655 руб. (7960 / 12).
Теперь вычислим сумму квартальных премий, которую необходимо учесть при расчете денежного содержания за отпуск. Она составит 1429,16 руб. ((4050 + 4800 + 4500 + 3800) / 12).
Таким образом, денежное содержание гражданского служащего в месяце ухода его в отпуск составит 24 884,16 руб. (6400 + 1560 + 640 + 9200 + 5000 + 655 + 1429,16). Денежное содержание гражданского служащего за 40 дней - период нахождения его в отпуске - составит 33 856 руб. (24 884,16 / 29,4 x 40).
Всего гражданский служащий с учетом единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов получит 49 776 руб. (33 856 + 15 920).
Порядок и условия командирования федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 813 <5>.
<5> Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".В случае нахождения гражданского служащего в командировке за ним сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 указанного выше перечня (п. 5 Постановления Правительства РФ N 562). То есть денежное содержание гражданского служащего, находящегося в командировке, состоит из оклада денежного содержания или единого денежного вознаграждения и таких дополнительных выплат, как:
Пример 2 . Гражданский служащий Самойлов А.В. находился в командировке с 15 по 23 сентября 2011 г. Показатели его денежного содержания следующие:
В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ и п. 8 Постановления Правительства РФ N 562 при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Расчет четырехмесячного денежного содержания гражданского служащего при его увольнении в результате реорганизации государственного органа аналогичен расчету денежного содержания гражданского служащего при уходе его в отпуск.
Представитель нанимателя за два месяца до сокращения должностей гражданской службы обязан сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим (п. 5 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ). Федеральным законом N 79-ФЗ не предусмотрена выплата дополнительной компенсации гражданскому служащему в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока. Однако согласно ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в случае увольнения работника в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации до истечения двухмесячного периода без предупреждения ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Отсюда следует, что гарантия, установленная ст. 180 ТК РФ в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на гражданского служащего, если по инициативе представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего он увольняется до истечения двухмесячного срока в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы согласно пп. 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.
Поскольку Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия "средний заработок" для гражданских служащих, размер дополнительной компенсации рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации (п. 8 Постановления Правительства РФ N 562).
Пример 3 . Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что денежное содержание рассчитывалось в целях определения компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы. И добавим условие, что гражданский служащий увольняется за 15 календарных дней до окончания двухмесячного срока.
В этом случае ему, помимо четырехмесячного денежного содержания 99 536,64 руб. (24 884,16 x 4), положена компенсация в размере 12 696 руб. (24 884,16 / 29,4 x 15) <6>.
<6> Пример приведен в соответствии с рекомендациями Письма ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Вопросы трудового права", 2012, N 3
В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования оплаты труда государственных гражданских служащих.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных учреждений устанавливаются в соответствии со ст. 144 ТК РФ.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации <1>. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
<1> Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" // БТ и СЗ. 2008. N 7.К дополнительным выплатам относятся:
При определении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу применяются:
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 14 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.
К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный ч. 14 ст. 50 Закона, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оплата труда, предусмотренная ч. 14 ст. 50 Закона, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
Специфические показатели эффективности и результативности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона, а также за счет средств:
В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004.
Оплата труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, производится в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (с изм. и допол.) и от 15.12.2000 N 966 "О должностных окладах работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов".
Этими нормативными правовыми актами установлены размеры окладов по соответствующим должностям, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 и в целях повышения эффективности деятельности принято Положение о дополнительных выплатах, поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов Российской Федерации (утв. Приказом МПР России от 27.08.2007 N 221).
Положение предусматривает порядок установления и выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Ежемесячная надбавка подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности федеральных государственных гражданских служащих в результатах своей деятельности, качестве выполнения основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего и своих должностных обязанностей.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность гражданской службы и в других случаях с обязательным учетом профессиональной подготовки, опыта работы по специальности и замещаемой должности в следующих размерах:
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания за истекший месяц.
В указанном Положении установлен и порядок премирования государственных гражданских служащих. Премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ, должностного регламента и за конкретный период работы (квартал, полугодие, год).
Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленных МПР России на соответствующий год, и максимальными размерами не ограничивается.
При определении размера премии учитываются:
а) своевременное и качественное исполнение федеральным государственным гражданским служащим должностного регламента, достижение значимых результатов служебной деятельности;
б) успешное выполнение особо важных и сложных заданий;
в) использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.
При определении размера премии основаниями для понижения ее размера (лишения премии) являются:
а) несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководства или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин;
б) низкая результативность работы;
в) ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителей;
г) недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности.
В соответствии с Положением от 27.08.2007 N 221 при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании заявления о предоставлении отпуска.
Кроме того, государственному гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году сумма в размере одного оклада денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда, как правило, при уходе служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании его личного заявления.
Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.
За безупречную и эффективную служебную деятельность федеральным государственным гражданским служащим выплачиваются единовременные поощрения в следующих размерах:
При поощрении в связи с юбилейными датами и выходом на государственную пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в размере до трех окладов денежного содержания.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 79 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.04.2010 N 418 утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.
Примечательно, что согласно этому нормативному правовому акту материальное стимулирование осуществляется в зависимости от эффективности работы указанных органов и качества исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1).
Решение о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается:
Руководители территориальных органов несут персональную ответственность за объективность оценки эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей их гражданским служащим, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих (п. 2).
Для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих в центральном аппарате ФАС и во всех ее территориальных органах создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности руководителей территориальных органов и государственных гражданских служащих территориальных органов (п. 3).
Основными задачами Комиссии центрального аппарата ФАС являются:
Основными задачами Комиссии территориального органа являются:
Гражданские служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, материальному стимулированию не подлежат (п. 5).
Относительно данного нормативного правового акта необходимо отметить следующее:
Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 27.04.2006 N 110 "Об оплате труда федеральных гражданских служащих ГФС России и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности ГФС России" утвержден целый ряд положений, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.
Так, в соответствии с Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение 2 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110) надбавка выплачивается в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных гражданских служащих, исполняющих свои должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, особый режим и график работы, знание и применение средств оргтехники и т.д.).
Основными критериями для выплаты надбавки являются:
Надбавка в зависимости от занимаемой государственной должности устанавливается в следующих размерах:
Федеральному гражданскому служащему может быть снижен размер надбавки или прекращена ее выплата при несоответствии ее вышеуказанным критериям, нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.
Согласно Положению о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России премирование производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач, возложенных на федеральную фельдъегерскую связь, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
Премирование федеральных гражданских служащих производится, как правило, по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) в размере 25 процентов должностного оклада, установленного на день выплаты. Одновременно допускается выплата премии за выполнение определенной работы.
Основными показателями премирования являются:
Ежемесячные премии и премии за выполнение определенной работы включаются в расчет среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Лишение ежемесячной премии для гражданских служащих производится за конкретные упущения в службе или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение.
Нельзя не отметить, что некоторые положения Приказа ГФС России от 27.04.2006 N 110 нуждаются в совершенствовании.
Так, п. 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение N 2 к Приказу) предусматривает, что надбавка выплачивается тем служащим, которые выполняют должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, применение средств оргтехники и т.д.). Очевидно, в данном случае не учтены нормы ст. 149 ТК РФ, предусматривающие оплату труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.).
Выплата ежемесячной премии производится за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием за истекший период.
Особенно вызывает недоумение правило о "повышенном качестве работ" в качестве условия, отличающегося от нормального.
В п. 3 данного Положения закреплен такой основной критерий выплаты надбавки, как компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений. Полагаю, что это должно быть обычным требованием к федеральным гражданским служащим. Кроме того, эта норма не совсем согласуется с п. 2, где закреплено, что надбавка выплачивается в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных государственных служащих.
Вряд ли обоснованна норма п. 6 Положения о снижении размера надбавки или прекращении ее выплаты при нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.
Вызывает сомнения правильность и обоснованность некоторых норм Положения о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России (Приложение N 3 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110).
Так, согласно п. 1 Положения премирование федеральных гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы. В соответствии с п. 2 Положения допускается выплата премии за выполнение определенной работы?! Таким образом, за обычное, ординарное выполнение служебных обязанностей допускается премирование. В принципиальном смысле премирование должно быть предусмотрено в соответствующих нормативных правовых или локальных нормативных актах за высокие достижения в труде.
В п. 5 Положения предусмотрено лишение ежемесячной премии для гражданских служащих за конкретные упущения в службе (работе) или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Однако в п. 6 определено, что лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение, т.е. нет нормы о нарушении трудовой дисциплины.
Считаю, что было бы логичным и целесообразным исключить из Положения вообще нормы о лишении премии за нарушение трудовой дисциплины (например, опоздание на работу на 10 минут, преждевременный уход с работы и т.д.). В то же время предусмотреть норму о частичном лишении премии (на 10 - 20% и пр.) за грубые нарушения трудовой дисциплины: прогул без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т.д. (это известная и традиционная практика).
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог