Что такое добровольная пожарная охрана в решении. Проблемы финансового обеспечения (Михайлова Е.Д.)


11 мая 2016 года Правительство РФ рассмотрело на своем заседании разработанные МЧС поправки к федеральному закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", одобрило их и решило внести соответствующий законопроект в Государственную Думу. Окончательная редакция законопроекта пока недоступна, но есть одна из предыдущих, видимо, близкая к окончательной (текст приводится внизу сообщения).

Поправки могут привести к резкому росту "бумажной" численности подразделений добровольной пожарной охраны и учтенных в специальном реестре добровольных пожарных. На реальное развитие пожарного добровольчества они, скорее всего, повлияют не сильно, или даже не повлияют никак (как, впрочем, и сам федеральный закон "О добровольной пожарной охране").

В частности, поправки изменяют определение добровольной пожарной дружины. Согласно действующей редакции закона, добровольная пожарная дружина - "территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения". Согласно предлагаемой новой редакции, ДПД - "территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и (или) в тушении пожаров и не имеющее на вооружении транспортных средств, являющихся мобильными средствами пожаротушения". Поскольку понятие "профилактика пожаров" - очень широкое (согласно федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, это "совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий"), добровольной пожарной дружиной теперь можно будет при желании объявить любой коллектив, который принимает хоть какие-нибудь меры по профилактике пожаров - например, выключает свет в офисе по окончании рабочего дня.

Поправки отменяют необходимость государственной регистрации общественных организаций и территориальных подразделений добровольной пожарной охраны - соответствующий пункт (п.10 ст.6) из текста закона предполагается просто исключить. Это дополнительно расширяет возможности для создания все новых и новых подразделений добровольной пожарной охраны - поскольку их теперь не надо будет регистрировать, и они не должны будут обязательно принимать непосредственное участие в тушении пожаров, факт существования этих подразделений практически никто и никак не сможет проверить.

Некоторые поправки вполне логичны. Например, согласно действующей редакции закона, на должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителя должны назначаться работники на условиях трудового договора - поправки отменяют это обязательное требование.

Согласно действующей редакции закона, добровольными пожарными могут быть физические лица старше 18 лет, "способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ". Предлагаемая новая редакция не предъявляет никаких требований к состоянию здоровья добровольных пожарных вообще - их предлагается оставить только для тех, кто непосредственно участвует в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Сам порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных теперь предлагается возложить на Минздрав, а не как в действующей редакции закона - на МЧС. МЧС за пять лет действия закона о добровольной пожарной охране с этой задачей (установлением данного порядка) не справился. Справится ли Минздрав - жизнь покажет.

Поправки предоставляют добровольным пожарным некоторые дополнительные льготы - например, право на внеочередную установку телефона, на внеочередное устройство детей в детские сады, на внеочередное оказание бесплатной медицинской помощи.

Добровольная пожарная охрана сейчас, в рамках действующего законодательства и действующей системы учета добровольных пожарных - это большой бумажный пузырь, имеющий мало отношения к реальности. Согласно данным МЧС России, "В настоящий момент на территории Российской Федерации создано более 40 тысяч общественных объединений пожарной охраны, в реестр добровольных пожарных внесено более 933 тысяч добровольцев. С начала этого года подразделениями добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено более 790 пожаров, а при их тушении и проведении аварийно-спасательных работ спасено более 130 человек. Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны прикрыто более 38 тысяч населенных пунктов РФ с общей численностью населения более 13 млн человек" (ссылка).

В реальности многие наиболее дееспособные организации пожарных добровольцев, особенно тех, кто работает с пожарами на природных территориях, не имеют ровным счетом никакого отношения к закону о добровольной пожарной охране, и никак в требования этого закона не вписываются. Когда пожары начинают угрожать сельским населенным пунктам, находящимся вдалеке от подразделений государственной противопожарной службы - почти всегда оказывается, что тушить их некому, кроме как-то самоорганизующегося населения. Там, где сильные подразделения добровольной пожарной охраны все-таки есть - это, как правило, не новые организации, созданные после принятия федерального закона "О добровольной пожарной охране", а старые, существовавшие за много лет до него (например, подразделения Всероссийского добровольного пожарного общества, основанного в 1892 году). Когда МЧС России разрабатывало в 2010-2011 г.г. проект нынешнего федерального закона "О добровольной пожарной охране", разработчиков, в том числе лично отвечавшего за этот закон нынешнего министра В.А.Пучкова, реальные добровольцы много раз предупреждали, что такой закон работать не будет, и скорее пригасит поднявшуюся после пожаров 2010 года волну пожарного добровольчества, чем поможет ей развиться. Так оно и получилось - впрочем, вполне возможно, что МЧС именно этого и хотело (ведь добровольцы - это обычно самые объективные и квалифицированные свидетели того бардака, который творится у нас в стране в сфере пожарной безопасности).

Ниже приводится текст разработанного МЧС законопроекта.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»

Внести в Федеральный закон от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2717) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью следующего содержания:

«3. Настоящий Федеральный закон не регламентирует участие в обеспечении пожарной безопасности физических лиц, не являющихся добровольными пожарными.»;

2) в статье 2:

«3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и (или) в тушении пожаров и не имеющее на вооружении транспортных средств, являющихся мобильными средствами пожаротушения;»;

Б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и имеющее на вооружении транспортные средства, являющиеся мобильными средствами пожаротушения;

«7) участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ, не предусматривающие руководства тушением пожара (проведением аварийно-спасательных работ), а также разработки оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий по тушению пожара (проведению аварийно-спасательных работ.»;

3) статью 3 дополнить пунктом следующего содержания:

«8) выполнения требований охраны труда.»;

4) статью 4 дополнить словами «и локальные нормативные акты организаций.»;

5) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Органы государственной власти, и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.»;

6) в статье 6 пункт 10 исключить, пункт 11 считать пунктом 10;

7) в статье 8:

А) в пункте 1 исключить слова «на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях»;

Б) пункт 2 дополнить словами «, а также в границах субъектов Российской Федерации.»;

В) в пункте 3 после слова «проживающие» дополнить словами «или пребывающие»;

Г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. На должности руководителя добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) могут назначаться работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.»;

Д) пункт 5 изложить в редакции:

«5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной командой или территориальной добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенными учредителем (учредителями).».

Е) пункт 7 дополнить словами «или руководителя организации.»;

Ж) пункт 8 дополнить словами «и других лиц, состоящих, в гражданско-правовых отношениях с данной организацией и работающих в данной организации, а также студентов (учащихся, слушателей) образовательных учреждений.»;

З) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«5. Управление деятельностью и имуществом объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенными учредителем (учредителями).»;

И) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).»;

8) в статье 10:

А) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет.»;

Б) дополнить пунктами следующего содержания:

«2.1. Участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ вправе добровольные пожарные, годные по состоянию здоровья к осуществлению этих видов деятельности.

2.2. Состояние здоровья добровольных пожарных, участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения.»;

9) в статье 12:

А) пункт 2 после слов «общественных объединений пожарной охраны» дополнить словами «и нести расходы по их содержанию.»;

Б) в пункте 3 исключить слова «и органами местного самоуправления»;

В) дополнить пунктом следующего содержания:

«4. Имущество добровольной пожарной охраны, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки от органов местного самоуправления или организаций, передается соответственно на баланс муниципального образования или организаций.»;

10) в статье 17 исключить слово «территориальных»;

11) в статье 18:

А) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на следующие социальные гарантии:

Поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

Внеочередную установку телефона;

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для добровольных пожарных время года в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

Внеочередное устройство детей добровольных пожарных в государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного возраста (детские сады);

Внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

Преимущество при трудоустройстве в подразделения Государственной противопожарной службы при прочих равных условиях.»;

Б) дополнить частью следующего содержания:

«13. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе предоставлять работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров, возмещение расходов, связанных с использованием в служебных целях личного транспорта либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и к месту прохождения профессиональной подготовки, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных в период исполнения ими своих обязанностей.»;

12) в статье 20:

А) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается руководителем общественного объединения пожарной охраны. Режим несения службы (дежурства) в территориальной добровольной пожарной команде, утвержденный ее учредителем (учредителями), согласовывается с начальником местного гарнизона пожарной охраны.»;

Б) дополнить пунктом следующего содержания:

«4. Порядок несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными в составе дежурных сил и средств подразделений пожарной охраны других видов (порядок совместного дежурства) определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

13) пункт 2 статьи 21 после слов «Государственной противопожарной службы» дополнить словами «и подразделений Государственной противопожарной службы,»;

14) пункт 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений иных видов пожарной охраны координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ.

По прибытии на пожар подразделений иных видов пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации

Нормальные герои всегда идут в обход

«Айболит-66», слова из песни

Подаренные нам В.В. Путиным майские каникулы подходят к концу. Некоторые, видимо, уже устали отдыхать.

Вот и сегодня мне задали вопрос: «Нужно ли при наличии на предприятии подразделения пожарной охраны обязательно предусматривать добровольную пожарную дружину? Есть такой документ ППБО-85 „Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности“. База „Norma CS“ определяет его, как действующий. Цитата из ППБО-85 „1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций обязаны... организовывать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию“.»

Речь шла о нефтеперерабатывающем предприятии. Применительно к таким предприятиям, в первую очередь, я и хочу высказать свое мнение по поводу. Однако, большинство из сказанного ниже можно отнести и на счет других промышленных объектов.

В этой статье речь пойдет не о том «как создать?», а о том «нужно ли создавать?».

Формально ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности» действующий, т.к. не отменен, но:
— к нефтеперерабатывающим заводам он не имеет никакого отношения и распространяется на предприятия нефтедобывающей отрасли;
правовой статус его то ли «сомнительный», то ли «ниже плинтуса».

По моему скромному мнению правовые нормы, содержащиеся в нем, следует попросту игнорировать. Технические требования целесообразно исполнять на стадии проектирования на добровольной основе (в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности к нефтеперерабатывающим предприятия установлены «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий» (ППБ-79) и «Ведомственными указаниями по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ВУПП-88). Их статус такой же, как и ППБО-85.

Что касается добровольной пожарной охраны и ее подразделений (дружин, команд), то ее создание регламентируется . Его реализация — это право, а не обязанность руководителей предприятий.

Я лично довольно скептически отношусь к необходимости создания добровольных пожарных дружин и команд на производственных объектах. Дело, собственно говоря, в следующем...

1. Ни один из действующих законодательных и других нормативных правовых актов не обязывает предприятия создавать добровольную пожарную охрану, тем более «независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны».

Обязанности и права руководителей организаций по созданию подразделений пожарной охраны определены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»: — руководители организаций, включенных в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», обязаны создавать подразделения пожарной охраны; — в других случаях (на объектах, не вошедших в соответствующие Перечни) руководители организаций создавать подразделения пожарной охраны имеют право. Вид пожарной охраны руководитель (или собственник) организации определяет самостоятельно.

Для примера возьмем предприятие, вошедшее в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана». На этом предприятии создано подразделение пожарной охраны (профессиональное: ведомственной, частной или Федеральной противопожарной службы). Следовательно, руководитель (собственник) организации обязанность, возложенную на него абзацем четырнадцатым части второй статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, выполнил. Другой пример – промышленное предприятие, не являющееся критически важным объектом. На нем руководитель (собственник) также создал подразделение пожарной охраны (профессиональное), которое он содержит за счет собственных средств (и такое бывает) – реализовал свое право, данное ему абзацем вторым части первой статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Казалось бы: вопросов не должно быть ни к одной из этих организаций. Но не тут-то было: чиновники от пожарной безопасности требуют создания на этих предприятиях еще и добровольной пожарной охраны; этого же требуют работники профильных управлений и департаментов обеих организаций.

Зачем на предприятии два вида пожарной охраны? Руководители обоих этих предприятий могли ограничиться созданием лишь добровольной пожарной охраны (право определять вид создаваемой пожарной охраны предоставлено собственнику или руководителю организации), а руководитель второго предприятия – вообще не обязан создавать пожарную охрану и, с точки зрения закона, к ним опять нет претензий.

2. Создание добровольных противопожарных формирований во всех случаях, независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны объективно не обосновано и не разумно.

Это особенно показательно на примере нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, в которых созданы профессиональные подразделения пожарной охраны: — во-первых, пожарная охрана в соответствии с требованием закона на этих предприятии создана; — во-вторых: большая часть таких предприятий являются опасными производственными объектами. В них разработаны Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (а также планы тушения пожаров), оперативной частью которых предусмотрены действия работников при возникновении аварий и пожаров, в т.ч. действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и введению в действие стационарных систем противопожарной защиты. Обязанность всех работников «участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте» закреплена частью второй статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также должностными инструкциями работников. Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента» закреплена статьей 10 того же Федерального закона. Принимать «меры по обучению персонала действиям при пожаре» руководители опасных (взрывопожароопасных) производственных объектов вынуждены также в силу положений пункта 3 статьи 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Это даже больше, чем добровольная пожарная охрана. Это значит, что все работники (а не только члены ДПО) участвуют в ликвидации аварий, в т.ч. связанных с пожаром, на таких объектах.

В связи со сказанным выше, нужно сделать вывод, что какое-либо непрофессиональное пожарное формирование нужно в одном случае - когда профессиональное (специальное, воинское, договорное, ведомственное, частное) подразделение пожарной охраны на предприятии отсутствует, либо численность его и, одновременно, дислокация (количество, численность боевых расчетов и техническое оснащение) подразделений пожарной охраны населенного пункта не позволяют обеспечить локализацию и (или) ликвидацию пожара.

Задача таких пожарных формирований также одна - тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ с помощью передвижной пожарной техники.

3. Добровольная пожарная охрана, по сути своей, не эффективна ввиду добровольного принципа ее комплектования.

Зачисление в ряды членов ДПД осуществляется на основании добровольных личных заявлений кандидатов. А это значит, что если не будет желающих, то и не будет пожарных формирований. А желающих не будет, если меры стимулирования членов ДПД окажутся недостаточными. Единственный объективно и безоговорочно эффективный способ стимулирования – материальный.

4. Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» содержит в себе столько правовых коллизий, что лучше держаться от него подальше, чем пытаться реализовать его положения.

Перечисление и обсуждение их не является предметом настоящей статьи, поэтому не буду на этом останавливаться.

В свете обозначенных выше проблем предлагаю следующий способ их решения:

При создании на предприятии подразделений пожарной охраны на непрофессиональной основе, нужно создавать не добровольную, а нештатную пожарную охрану. Это большая разница и из нее вытекает масса последствий. И пусть в законе «О пожарной безопасности» нет такого вида пожарной охраны, зато разом снимаются все вышеозначенные проблемы. А собственник вправе создать хоть подводно-космическую триждыпожарную охрану.

Принципиальные отличия нештатного формирования от добровольного:

— ее существование и деятельность не зависит от чьего-то желания или нежелания; раз определив, что работник состоящей на конкретной штатной должности будет нештатным пожарным, он им будет всегда, даже если сам работник сменится и на эту должность будет принят другой человек;

— все дополнительные обязанности, обусловленные членством в нештатном формировании могут быть включены в должностную инструкцию или оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору; — отсутствует необходимость имитировать нематериальное стимулирование работников; можно хоть установить надбавку к должностному окладу;

— ни у кого не останется иллюзий что такое подразделение пожарной охраны бесплатное, а следовательно они не будут насаждаться повсеместно; а будут в каждом случае обосновываться и просчитываться.

Пожарно-технические комиссии

Для привлечения работников предприятий к работам по предупреждению и борьбе с пожарами на производственных и складских объектах с численностью 50 чел. и более руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

В состав пожарно-технической комиссии (ПТК) входят начальники производств, руководители подразделений, служб, специалисты различных профилей, инженер по охране труда, начальник добровольной пожарной дружины. Состав комиссии руководитель организации утверждает своим приказом (распоряжением). Он определяет ее полномочия, основные задачи, программу и порядок работы. Руководство комиссией, как правило, возлагают на главного инженера предприятия.

Пожарно-техническая комиссия осуществляет контроль за состоянием пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, машин, оборудования, выполнении производственных процессов. Для этой цели члены ПТК периодически обследуют все подразделения предприятия, фиксируют выявленные нарушения, разрабатывают проект мероприятий по их устранению и доводят его до сведения администрации предприятия, затем при необходимости осуществляют контроль за его выполнением. Как показала практика, ПТК, там где они созданы, оказывают существенную помощь руководителям организаций но обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

Добровольная пожарная охрана. Добровольные пожарные дружины и команды предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в целях участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим на пожаре добровольную пожарную охрану (ДПО) создают физические и юридические лица (предприятия), а так же их объединения.

Личный состав ДПО включает в себя работников, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО осуществляют их учредители за счет собственных средств, а так же органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право передавать ДПО свое имущество, в том числе здания, служебные помещения, средства связи, автотранспортные средства, оргтехнику и т.п. во владение, аренду или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

В составе ДПО учредители могут создавать добровольные пожарные команды (ДНК) и добровольные пожарные дружины (ДПД), действующие на территории городских и сельских поселений (территориальные ДПК или территориальные ДПД) или в организациях (объектовые ДПК или ДПД).

Добровольная пожарная дружина (ДПД) – подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения.

Добровольная пожарная команда (ДПК) в отличие от ДПД имеет на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Участниками территориальной ДПК или ДПД являются добровольные пожарные , проживающие на обслуживаемых территориях, достигшие возраста 18 лет, занесенные в реестр добровольных пожарных и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Для них учредители могут устанавливать знаки отличия, свою форму одежды, удостоверения (членские билеты).

Объектовые ДПК и ДПД создают на предприятиях. Их учредителями могут быть работники, в том числе руководитель организации, а участниками – добровольные пожарные из числа работников организации.

Учредители назначают руководителей ДПК и ДПД. На должности бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов) работников нанимают на условиях трудового договора.

Работники ДПО, добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПК или ДПД:

  • обязаны во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации;
  • участвовать в тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ, оказывать первую помощь пострадавшим, а так же нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства;
  • имеют право на возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного им при исполнении своих обязанностей;
  • по месту работы могут пользоваться ежегодным дополнительным отпуском без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней;
  • в обязательном порядке проходят обучение по специальным программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки;
  • для поддержания профессионализма и постоянной готовности периодически проходят учения, на которых проверяют скорость сбора работников ДПО по тревоге, знание ими своих обязанностей на случай пожара, расположения источников водоснабжения и первичных средств тушения пожаров, умение ими пользоваться, умение организовывать эвакуацию людей и имущества из зданий, тушить оборудование, находящееся под напряжением и т.д.;
  • на время участия в тушении пожаров или несения дежурства, прохождения профессиональной подготовки освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы. Руководители ДПК или ДПД на условиях гражданско-правового договора выплачивают им за счет средств, предусмотренных на содержание своих подразделений, соответствующую компенсацию;
  • при участии в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действиях в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Пожароопасность возрастает ежедневно, поскольку и в быту, и на промышленных предприятиях используется большое количество легковоспламеняющихся соединений и материалов, в том числе природный газ, нефть и продукты ее переработки. Высокий риск создают энергоемкие и сложные технологии, изношенные строения, коммуникации, сооружения, оборудование. Для многих предприятий в этой связи разрабатываются специальные требования обеспечения пожаробезопасности.

Причины возгораний

Пожары на предприятиях, как правило, обуславливаются нарушениями, допущенными в процессе проектирования и строительства. Немаловажное значение имеет несоблюдение простых мер безопасности самим персоналом, неосторожное обращение с опасными веществами и огнем. Зачастую нарушаются и электрооборудования. Недостаточный уровень подготовки сотрудников предприятий и населения, неспособность оперативно осуществить эвакуацию, предотвратить распространение пламени, локализовать его очаги приводит к большому числу несчастных случаев и вызывает значительный имущественный вред.

Добровольная пожарная охрана

Это специально сформированное социально-ориентированное объединение. Оно создается по инициативе организаций и граждан. Его деятельность регулирует 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Объединения формируются для участия в профилактике или ликвидации возгораний, а также выполнении аварийно-спасательных мероприятий.

Структура

100-ФЗ "О добровольной пожарной охране " предусматривает возможность комплектования специальных подразделений. Ими выступают команды и дружины. Последние представляют собой объектовое либо территориальное подразделение. Дружины непосредственно участвуют в тушении возгораний. Они не имеют мобильных средств на вооружении. Команды также непосредственно участвуют в тушении. Однако у этих подразделений есть мобильные средства на вооружении.

Задачи

ФЗ "О добровольной пожарной охране " содержит перечень функций, которые выполняют подразделения. Они осуществляют:

  1. Профилактику возгораний.
  2. Спасение граждан и материальных ценностей, оказание помощи потерпевшим.
  3. Участие в тушении.
  4. Аварийно-спасательные мероприятия.

Права работников

Их также устанавливает Федеральный Закон 100 "О добровольной пожарной охране ". Работники, которые имеют должности, установленные по штатному расписанию, члены команд или дружин имеют право на:

  1. Гарантии защиты здоровья, жизни в ходе исполнения своих задач.
  2. Компенсацию ущерба, причиненного при выполнении обязанностей. Возмещение вреда осуществляется в соответствии с правилами, установленными в законодательстве.
  3. Участие в составе дружины/команды или самостоятельно в тушении или профилактике возгораний, выполнении аварийно-спасательных мероприятий, оказании пострадавшим помощи.
  4. Информирование об обнаруженных нарушениях предписаний, правил в сфере пожарной безопасности местных структур власти либо подразделений Госпожслужбы.
  5. Внесение в территориальные органы самоуправления и уполномоченные учреждения предложений, направленных на повышение уровня защиты от возгораний в границах сельских и городских поселений, на межселенных участках и в организациях.
  6. Выполнение необходимых действий, связанных с обеспечением безопасности граждан и спасению материальных ценностей, при непосредственном тушении возгораний и проведении аварийных работ, в соответствии с законодательством.

Сотрудники подразделений обеспечиваются необходимыми средствами для индивидуальной защиты. Им выдается пожарное снаряжение для использования при непосредственном тушении возгораний. Предоставляются средства в порядке, определенном федеральным исполнительным институтом власти, имеющим полномочия по решению задач в сфере безопасности.

Обязанности

Федеральный Закон "О добровольной пожарной охране " предъявляет ряд требований к сотрудникам объединений, членам дружин и команд. Они должны быть закреплены в уставе или положении о деятельности подразделений. Добровольная пожарная охрана формируется из граждан, обладающих необходимыми знаниями в объеме, который предусматривается по программе первоначальной и дальнейшей профессиональной подготовки. Работники несут службу (дежурство) по графику. Согласно ему, граждане прибывают на место вызова при получении соответствующего сообщения (о возгорании или чрезвычайной ситуации). Добровольная пожарная охрана должна участвовать в тушении и оказании помощи потерпевшим. При возникновении необходимости нести дежурство в рабочее или учебное время, график согласуется с руководителем образовательной организации или предприятия, на котором трудится член дружины или команды, и утверждается начальником подразделения. Сотрудники, из которых формируется , обязаны следовать порядку, установленному уставом. Они должны выполнять правила ОТ, соблюдать дисциплину. Работники обязаны содержать пожарное снаряжение, инструмент, СИЗ и оборудование в исправном состоянии. Члены дружин и команд должны исполнять правомерные распоряжения начальников и руководителя тушения возгорания.

Обеспечение

Добровольная пожарная охрана финансируется и получает материально-техническое оснащение за счет своих средств, пожертвований, взносов, вкладов учредителей. Органы госвласти и территориального управления могут оказывать дополнительную поддержку объединению. Финансирование и может также осуществляться за счет иных средств, не запрещенных законодательством.

Личный состав

Он включает в себя сотрудников добровольной охраны, которые состоят на должностях, установленных штатным расписанием. В качестве члена дружины/команды может выступать физлицо, достигшее 18-ти лет, способное по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. Пригодность к осуществлению деятельности, связанной с тушением возгораний или выполнением аварийно-спасательных мероприятий. Для личного состава учредители могут предусматривать специальную форму и знаки отличия.

Подготовка

Добровольные пожарные и работники подразделений, не имеющие специального профобразования, должны в обязательном порядке пройти обучение. Инструктаж осуществляется по программам первоначальной и последующей профподготовки. Они разрабатываются и утверждаются исполнительными структурами власти, уполномоченными на решение задач в сфере пожарной безопасности. Первоначальная и дальнейшие подготовки работников производятся в подразделениях по правилам, установленным руководителем. При их утверждении должны учитываться особенности охраняемых сооружений и прочих объектов, специфика сельских, городских поселений, межселенных участков. Подготовка может осуществляться на базе учебных пунктов (центров) Госпожслужбы и иных организаций, которые имеют соответствующую лицензию на обучение. Физлица, которые входят в состав местного общественного управления, или граждане, которые участвуют в объединениях, созданных для решения разных проблем социального характера по месту учебы/работы, также проходят инструктажи. Их подготовка осуществляется в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных.

7. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны.

К подразделениям добровольной пожарной охраны относятся добровольные пожарные дружины (ДПД) и команды (ДПК). В отличии от ДПД - ДПК используют в своей деятельности мобильные средства пожаротушения. ДПД и ДПК создаются на предприятиях, организациях, учреждениях - объектовые ; в городских и сельских поселениях - территориальные . Организационно - правовая форма ДПД и ДПК - общественное учреждение, при этом территориальные ДПД и ДПК подлежат обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции в качестве юридического лица. Допускается организация территориальных ДПК (ДПД) в виде обособленных структурных подразделений общественных организаций «Добровольная пожарная охрана ---- района Новосибирской области». В данном случае юр. лицо - общественная организация создает ДПК или ДПД Решением Совета общественной организации.

7.1. Алгоритм создания объектовой ДПД и ДПК

1). Инициативная группа работников предприятия получает разрешение у собственника имущества (директора) предприятия на создание ДПД или ДПК объекта.

2). Проводится общее собрание (не менее 3-х работников предприятия) на котором принимаются следующие Решения:

Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

Об утверждении повестки дня собрания.

О создании общественного учреждения «Добровольная пожарная дружина (команда) предприятия»;

О принятии Положения о добровольной пожарной дружине (команде).

Об избрании командира (начальника) добровольной пожарной дружины (команды).

Подтверждается его согласие на организацию ДПД или ДПК.

Утверждается Положение о ДПД или ДПК, в котором могут предусматриваться меры стимулирования деятельности добровольных пожарных (дополнительные дни к отпуску, денежное премирование и т.п.).

Утверждается состав ДПД(ДПК) из числа работников предприятия, изъявивших добровольное желание участвовать в деятельности ДПД (ДПК).

Выделяется и закрепляется пожарно-техническое вооружение, имущество, помещения имеющееся на объекте для организации деятельности ДПК (ДПД).

Утверждается табель обязанностей боевого расчета ДПД (ДПК).

Для ДПК определяется порядок сбора и выезда добровольных пожарных на пожары, в том числе за пределы предприятия.

4). Всем добровольным пожарным объектовых ДПД (ДПК) необходимо вступить в общественную организацию «Добровольная пожарная охрана --- района Новосибирской области», по территориальному принципу. А так же встать на учет в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области подав соответствующие заявления. Одновременно командир ДПК (ДПД) или руководитель объекта где она создана информирует общественную организацию о ее создании для включении ДПК (ДПД) в соответствующие реестры для учета подразделений добровольной пожарной охраны.

5).После выполнения п.1-4 добровольные пожарные объектовых подразделений ДПО получают право на прохождение первоначальной подготовки по соответствующим программам подготовки на безвозмездной основе, организуемой Учебным центром ФПС Новосибирской области. Далее установленным порядком проходят первоначальную подготовку. Добровольные пожарные не имеющие первоначальной подготовки к исполнению обязанностей в составе ДПК (ДПД) не допускаются. Последующая подготовка пожарных добровольцев осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны.

6). Объектовые добровольные пожарные команды, по согласованию с руководителем объекта, необходимо включать в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, соответствующего гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

7.2. Алгоритм создания территориальных ДПД и ДПК

Территориальные добровольные пожарные команды (ДПК) создаются в городских и сельских поселениях, территориальные добровольные пожарные дружины (ДПД) непосредственно в сельских населенных пунктах.

Вариант №1

в виде самостоятельного юридического лица

Данный вариант наиболее сложен в своей реализации т.к. требует юридической регистрации для каждой создаваемой территориальной ДПК или ДПД и предусматривает штатные должности начальника ДПК (ДПД), бухгалтера, водителей (мотористов), что при условии отсутствия постоянных источников финансирования штатных должностей делает его реализацию затруднительной.

Инициативной группой граждан населенного пункта, сельского или городского поселения (не менее 3-х человек) проводится общее собрание, на котором принимают следующие Решения:

1) Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

2) Об утверждении повестки дня собрания.

3) О создании социально-ориентированного общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) … населенного пункта или муниципального образования».

4) Об утверждении Устава учреждения.

5) Об избрании начальника учреждения.

6) Об избрании контрольно-ревизионного органа учреждения (Ревизора).

8) Об адресе исполнительного органа общественного учреждения.

Решения, принятые на собрании оформляются Протоколом общего собрания, который подписывается Председателем собрания и Секретарем собрания. Далее проводится регистрация общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) …» в органах юстиции как юр. лицо по аналогии с регистрацией общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

Вариант №2

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде обособленного структурного подразделения

общественной организации ДПО муниципального района

1) Начальником местного гарнизона пожарной охраны, Председателем Совета общественной организации ДПО муниципального района, представителями органов местного самоуправления, представителем подразделения ГПС Новосибирской области проводится сход граждан (жителей) муниципального образования или населенного пункта на которым проводится разъяснительная работа по вопросам организации деятельности добровольной пожарной охраны и имеющейся потребности их привлечения к этой деятельности, доводятся социальные и правовые гарантии добровольных пожарных. На сходе граждан принимается решение о создании добровольной пожарной команды (дружины) населенного пункта или муниципального образования в виде обособленного структурного подразделения общественной организации "Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области".

2) Все граждане, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины) подают соответствующее заявление и вступают в общественную организацию ДПО своего муниципального района.

3) Решением Совета общественной организации ДПО муниципального района организуется добровольная пожарная команда (дружина) муниципального образования или населенного пункта в виде ее обособленного структурного подразделения, утверждается Положение о ДПК (ДПД), численный состав.

4) Между общественной организацией и администрацией муниципального образования заключается Соглашение о сотрудничестве, согласно которого муниципальное образование берет на себя обязательства по размещению и содержанию пожарной техники, оказывает меры поддержки добровольных пожарных, а общественная организация организует деятельность по предупреждению и участию в тушении пожаров силами ДПД (ДПК) на территории муниципального образования, организует обучение добровольных пожарных, представляет их законные интересы в рамках действующего законодательства.



Что еще почитать