Викторина по безопасности для начальной школы. Игра по безопасности для начальной школы Викторина на тему условия безопасного поведения учащихся

для детей подготовительной группы

(с использованием ИКТ)

Образовательная область «Безопасность»

Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Данное занятие относится к занятию на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков. К нетрадиционным формам учебных занятий занятия-соревнования : викторина для детей подготовительной группы: «Знатоки правил безопасности», что является активной формой познавательной деятельности.

Первоначально группа детей делится на 2-3 команды. Команда, заранее готовит название, девиз, эмблему (можно привлечь родителей). Выбирается жюри, которое будет оценивать игроков.

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать представления дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.
  2. Обобщить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам (Пожарная безопасность, Здоровье человека, Ребёнок и другие люди, Ребёнок и дорога, Службы спасения).
  3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, умение рассуждать, делать выводы.
  4. Совершенствовать навыки общения: договариваться, налаживать диалогическое общение в совместной игре, распределять обязанности, умение работать в команде.

Материалы и оборудование:

Столы для игроков, стулья; презентации: «Правила пожарной безопасности», «Сказочная безопасность», «Пословица недаром молвится», «Знатоки безопасности» ; графическая схема вызова скорой помощи; сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный); дорожные знаки: (указательные: пешеходный переход, место остановки автобуса, пешеходная дорожка, предупреждающие: внимание дети, внимание, пешеходный переход, запрещающие: движение запрещено, въезд запрещён, движение на велосипеде запрещено); 2 листа бумаги, карандаши; памятные значки победителей «Знатоки безопасности» (на каждого ребёнка).

Ход викторины:

Под музыку дети входят в зал, выстраиваются своими командами.

Ведущий: Здравствуйте! Здравствуйте! Я рада всех приветствовать в этом зале, надеюсь, что мы все сегодня узнаем, кто же по праву может считаться самым внимательным, самым сообразительным, самым эрудированным, кого мы можем назвать «Знатоком безопасности».

Оценивать ваши результаты будет жюри (представление жюри).

А вот и наши команды (представление команд, название, эмблема, девиз).

Прошу команды занять свои места, мы начинаем игру.

Задание №1 «Найди ошибки»

Каждой команде даётся картинка с ситуацией нарушения правил безопасности. Команде нужно сформулировать (назвать) правило безопасного поведения по данной картинке (включенный утюг оставлен без присмотра, дети взяли спички, на ёлке горят свечи и др.). Например: Правило№1: Не оставляйте включённые электроприборы без присмотра. Правило №2: Спички детям не игрушка! Правило №3: Нельзя украшать свечами ёлку и тд.

Оценки жюри.

Задание №2 «Построй верную схему»

Оборудование: Схема вызова скорой помощи, состоящая из набора карточек: (номер телефона 03, назвать что случилось, Ф.И.О сколько лет, адрес больного, свой номер телефона).

Детям предлагается графическое изображение – схема вызова служб спасения. Нужно за определённое время (1 мин.), составить на доске правильную схему вызова одной из служб спасения 1. Вызов скорой помощи. (номер телефона 03, назвать что случилось, Ф.И.О сколько лет, адрес больного, свой номер телефона). (задание даётся одинаковое.)

Задание №3 «Нарушение правил безопасности в сказках»

Детям демонстрируются слайды по сказкам. Где команда первой поднявшая флажок (это делает капитан команды), должна назвать сказку, и сказать, как правильно нужно поступить в данной ситуации, чтобы обезопасить свою жизнь.

  • Нужно слушаться старших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • Не доверять незнакомым («Колобок», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
  • Не открывать дверь чужим («Волк и семеро козлят»)
  • Не разговаривать с незнакомцами («Красная шапочка», «Кот, петух и лиса»)
  • Не брать ничего у незнакомцев («Белоснежка и семь гномов»)

Оценки жюри.

Задание №4 Подвижная игра «Светофор»

Оборудование: Сигналы светофора. (красный, жёлтый, зелёный)

Для профилактики гиподинамии обязательно использование подвижной игры – соревнования. Которая также оценивается.

Ведущий показывает сигналы светофора: красный – стоим, жёлтый – ходьба на месте, зелёный – посмотрели по сторонам, только потом пошли. Постепенно воспитатель увеличивает темп игры, пытаясь запутать детей. Кто ошибся, выбывает из игры.

Задание №5 «Пословица недаром молвится»

Оборудование: резентация «Пословица недаром молвится» (зебра, дом, облако, роза, олень, ваза, ь, енот, дверь, окно, рыба, озеро, жук, ель, дом, енот, носорог, ель, гриб), 2 листа бумаги, карандаши.

Нужно прочитать пословицу по первым буквам слов. На слайдах показываются различные картинки. Детям нужно написать только первую букву этого слова, и так до конца. Потом прочитать, что получилось. Чья команда справится быстрее, то есть назовёт пословицу, та и выигрывает.

«Здоровье дороже денег» (зебра, дом, облако, роза, озеро, ваза, ь, енот, дом, облако, рыба, озеро, жук, ель, носорог, енот, гриб)

(Важно чтобы дети правильно называли все слова. Помочь, если вдруг у них возникают трудности).

Задание №6 Игра: «Дорожные знаки»

Оборудование: дорожные знаки: (указательные: пешеходный переход, место остановки автобуса, пешеходная дорожка, предупреждающие: внимание дети, внимание, пешеходный переход, запрещающие: движение запрещено, въезд запрещён, движение на велосипеде запрещено).

Командам предлагаются карточки с изображением дорожных знаков. Нужно как можно быстрее разложить их на три группы: указательные, предупреждающие, запрещающие, и назвать их. Чья команда справляется быстрее, та и выигрывает (набирает баллы).

Задание №7 «Знатоки безопасности»

Оборудование: Презентация «Знатоки безопасности» , памятные значки победителей «Знатоки безопасности» (на каждого ребёнка).

Детям демонстрируется итоговая презентация «Знатоки безопасности». Команды должны дать верный ответ на вопрос, презентация позволяет проверить ответ команды, за что жюри ставит баллы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.П. ФЕДОРОВА

Заболотних Марта Александровна,

учитель начальных классов

г. Тихвин

2016 – 2017 учебный год

Викторина для начальной школы
«Правила безопасного поведения»

Викторина для начальной школы - одна из увлекательных игровых форм для детей. Играть могут две команды: детская команда против команды родителей, смешанные детско-взрослые команды двух разных групп или две детские команды.
Побеждает та команда, которая по окончании игры наберет больше значков.

1. Вопросы и ответы викторины "Правила безопасного поведения":

Вопросы на 1 балл: 1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? Пожарные

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`?
`01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

3. Почему пожарная машина красная?
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

4. Чем опасны пожары?
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

5. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

6. Чем можно тушить начинающийся пожар?
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

7. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

8. От чего бывают пожары?
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

Вопросы на 2 балла: 9. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

10. Что надо делать, если в квартире много дыма?
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

11. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

12. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

13. Чем опасна печь в деревенском доме?
В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

14. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку?
Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

15. Может ли загореться искусственная елка?
Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

16. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете из зажигать?

Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

17. Как одеваются пожарные?
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

18. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак `Пожар`, `Кошкин дом`, `Рассказ о неизвестном герое`; К. Чуковский `Путаница`;
Л. Толстой `Пожарные собаки`; Е. Пермяк `От костра до котла`; `Огонь - опасная игра`.

19. Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

2. Составь правильно стихотворение:

Стихотворения разрезаны по строчкам, необходимо соотнести картинку и правильно составить четверостишия.

Мышки на кухне спички нашли

И на ковре костер разожгли.

Петарды, свечи и хлопушки –

Это тоже не игрушки.

Мыши – вредины не знали

И с петардами играли.

Пламя и дым кругом –

И сгорел у мышек дом.

Стала забава хорошим уроком:

3. Составить как можно больше слов из слова БЕЗОПАСНОСТЬ.

Маленькая спичка рождается.

Огня бойся, обожжешься.

5. Загадки.

Команды по очереди отгадывают загадки.

Рыжий зверь в печи сидит,
он от злости ест дрова,
целый час, а, может два,
ты его рукой не тронь,

искусает всю ладонь.
(огонь)
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)
Висит - молчит,
а перевернешь, шипит,

и пена летит
(огнетушитель)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(пожарный)
Летала мошка -сосновая ножка,
на стог села - всё сено съела
(спичка)
Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя?
(противогаз)
Я мчусь с сиеной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
(огонь)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)
Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым!
(Огонь.)
Полено в топке полыхает
И "звезды" эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.
(Искра.)
Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает.
(Уголь.)
Все ест, не наестся,

а пьёт – умирает
(огонь)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(пожарный)
В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!
(Огнетушитель.)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча.)
С собою спички не носи,
Увидел пламя - погаси.
От игры с огнём - беда:
Дом сгорает без следа.
(Пожар.)
Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать.
(Костёр)
Вот тучи брызнули дождём,
Светло вдруг стало, точно днём.
Что ослепительно сверкает,
Гром оглушительный рождает?
(В лесу деревья поджигает?)
(Молния.)
И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!
(Утюг.)
Пожарного часто в огне защищала
Такая "фуражка" - она из металла.
(Каска.)

6. Игра называется «Да» и «Нет»


И я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют? (нет)
Для ребят пожары шутка? (нет)
Все ли дети тут послушны? (да)
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать? (нет)
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (нет)
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (нет)
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет? (нет)
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает? (да)
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет? (да)
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда? (да)
Врать не будем никогда? (да)
Маму слушаем всегда? (да)
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать? (нет)
Причиняет огонь зло? (да)
А дает огонь добро? (да)
Ты труслив, когда беда? (нет)
Силы жалко для труда? (нет)
С огнем всегда ты осторожен? (да)
Что ж завершать игру мне можно!

4. Правильно составь пословицы и поговорки о безопасности.

От искр пожар сжигает большой лес

Не шути с огнем, огонь-великан.

Спички не тронь, в них – огонь.

Маленькая спичка рождается.

Спичка-невеличка, можешь сгореть

Огня бойся, обожжешься.

Не шути с огнем – воды берегись.

4. Правильно составь пословицы и поговорки о безопасности.

От искр пожар сжигает большой лес

Не шути с огнем, огонь-великан.

Спички не тронь, в них – огонь.

Маленькая спичка рождается.

Спичка-невеличка, можешь сгореть

Огня бойся, обожжешься.

Не шути с огнем – воды берегись.

4. Правильно составь пословицы и поговорки о безопасности.

От искр пожар сжигает большой лес

Не шути с огнем, огонь-великан.

Спички не тронь, в них – огонь.

Маленькая спичка рождается.

Спичка-невеличка, можешь сгореть

Огня бойся, обожжешься.

Не шути с огнем – воды берегись.

Мышки на кухне спички нашли

И на ковре костер разожгли.

Глупые мышки могли и не знать –

Со спичками очень опасно играть!

Петарды, свечи и хлопушки –

Это тоже не игрушки.

Мыши – вредины не знали

И с петардами играли.

Пламя и дым кругом –

И сгорел у мышек дом.

Вредные мыши с розеткой играли –

Булавки и гвозди в розетку вставляли.

Стала забава хорошим уроком:

Проказников больно ударило током.

МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа

Им. И.В. Серещенко

Викторина для начальной школы
«Правила безопасного поведения»

2016-2017

Играть могут две команды: детская команда против команды родителей, смешанные детско-взрослые команды двух разных групп или две детские команды.

Вопросы викторины могут быть написаны на карточках, которые игроки команд по очереди вытягивают из общей стопки или из какого-нибудь `тайника`. Роль тайника прекрасно выполнит картонный макет огнетушителя, ведерко или каска пожарного.

Карточки может вытягивать ведущий.

Ответы на вопросы пишутся на обратной стороне карточки (если карточку тянет ведущий) или на парной карточке, если жеребьевку проводят сами члены команд.

Так как в викторину включены вопросы разной сложности, то и ответы оцениваются разным количеством баллов и соответственно значков.

Побеждает та команда, которая по окончании игры наберет больше значков.

Вопросы и ответы викторины:

1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)
Пожарные

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`? (1 балл)
`01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

3. Почему пожарная машина красная? (1 балл)
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

4. Как одеваются пожарные? (2 балла)
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

5. Назови произведения, где упоминается о пожаре? (2 балла)
С. Маршак `Пожар`, `Кошкин дом`, `Рассказ о неизвестном герое`; К. Чуковский `Путаница`;
Л. Толстой `Пожарные собаки`; Е. Пермяк `От костра до котла`; `Огонь - опасная игра`.

6. Чем опасны пожары? (1 балл)
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

7. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

8. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? (1 балл)
Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

9. Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)

Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

10. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

11. От чего бывают пожары? (1 балл )
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

12. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

13. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

14. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

15. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (2 балла)
Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

16. Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)
В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

17. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)
Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

18. Может ли загореться искусственная елка? (2 балла)
Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

19. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы будете из зажигать?
(2 балла)
Фейерверки, свечи, бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

Подведение итогов. Награждение команд.

ИГРА-ВИКТОРИНА

«К ОПАСНОСТЯМ ГОТОВЫ!»

Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»

Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ХОД ИГРЫ

    Приветствие команд

Команды представляют на суд жюри и зрителей название своей команды, эмблему, девиз (2-3 минуты).

2. Разминка.

Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам. (Приложение А)

3. Немного творчества

Командам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия, задания выдаются в конвертах. Соперники должны отгадать пантомиму. На подготовку дается 7 минут. (Приложение Б)

4. Кроссворд

Каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. (Приложение В)

5. Действия в ЧС

Командам необходимо составить алгоритм поведения при чрезвычайной ситуации. Каждая команда получает задание. (Приложение Г)

6. «Думают все»

Участникам раздаются карточки, в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Необходимо найти ошибки и предложить правильный вариант действий. (Приложение Д)

7. «Угадай-ка»

Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам. (Приложение Е)

8. Подведение итогов . В викторине участвуют 4 команды. Максимальное количество баллов за конкурс -4.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы командам к конкурсу «разминка»

Вопросы первой команде:

1. Что называется чрезвычайной ситуацией? (Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей)

2. Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)

3. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (В рентгенах)

4.Дайте определение понятия «несовершеннолетний» (признаются лица, которым к времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет)

5. Что из подручных вещей можно использовать для защиты органов дыхания при выбросе ядовитых веществ? (шарф, платок, воротник, рукав одежды, варежки)

Вопросы второй команде:

1. В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)

2. Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)

3. Ваш автомобиль упал в воду. Ваши действия. (дождаться пока салон наполовину заполнится водой, выбить стекло, глубоко вдохнуть и выплыть на поверхность)

4. Какие виды пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)

5. Назовите последствия наводнения. (разрушение зданий, сооружений, смыв плодородной почвы, повреждение коммуникаций, обрыв ЛЭП, инфекционные заболевания)

Вопросы третьей команде:

1. Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)

2. Перечислите преступления, за которые предусматривается ответственность с 14 лет. (убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, вандализм, угон автотранспорта)

3. Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)

4. Обильные снегопады могут привести к …(сход снежных лавин)

5. Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)

Вопросы четвертой команде:

1. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера )

2. Что необходимо взять с собой при эвакуации из опасной зоны? (ценные вещи, документы, аптечку, теплые вещи, запас воды и продуктов)

3. Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)

4. Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)

5. Как позвать на помощь, если вы оказались под завалом? (стучать по металлическим конструкциям)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Задания командам к конкурсу «Немного творчества»

1. Землетрясение

2. Наводнение

3. Ураган, смерч

4. Пожар

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Кроссворд №1

    Животное, помогающее находить и спасать людей во время бедствий (собака)

    Самая распространенная чрезвычайная ситуация на территории России (пожар)

    Часть дороги для пешеходов (тротуар)

    Излучение, наносящее вред здоровью (радиация)

    Наука, изучающая землетрясения (сейсмология)

    Авария на дороге (столкновение)

    Ветер разрушительной силы (ураган)

    Каток на дороге ( гололед)

    Автоглаз (фара)

    Горячая масса при извержении вулкана (лава)

Кроссворд №2

По вертикали:

1. профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)

2.место возникновения лавин, оползней (горы)

3.снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)

4. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)

5.химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)

6. гигантские волны (цунами)

По горизонтали:

1.освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)

    подземный городской транспорт (метрополитен)

    атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)

    объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)

Кроссворд №3

По горизонтали:

1.пешеходный …….(переход)

2.сход снежной массы с горы (лавина)

3.следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)

4.частица горящего или раскаленного вещества (искра)

5.проезжая часть (дорога)

По вертикали:

1.чувство острого, неудержимого страха (паника)

2.движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)

3.атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)

4.обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)

5.лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)

Кроссворд №4

По горизонтали:

1. механизм, препятствующий движению машин на ж/д перекрестке (шлагбаум)

2. сильный ветер (смерч)

3. ограждение дороги и тротуара (бордюр)

4. химический элемент, необходимый для горения (кислород)

5. осадки в виде замерзшей воды (град)

По вертикали:

1. удушающий газ с запахом нашатырного спирта (аммиак)

2. замерзшая вода на дороге, создающая аварийную ситуацию (гололед)

3. атмосферное явление, вызывающее пожар в лесу (молния)

4. единица измерения радиоактивного облучения (рентген)

5. одна из причин наводнений (дожди)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

1. Правила поведения в вечернее время на улице. (Как не стать жертвой преступления в вечернее время суток)

2. Правила поведения в ситуации с нападением насильника.

3. Пожар в квартире. (Загорелся телевизор)

4. Наводнение. (Наводнение застало вас дома на 1 этаже)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

    При первых толчках следует быстро покинуть здание техникума. Выбежав на улицу, следует сразу отойти от техникума и встать около соседнего здания или забора. Необходимо сохранять спокойствие и выдержку в случае падения опор линий электропередачи.

    Если пожар начался в вашем доме, необходимо смочить одеяло водой, укрыться им и спрятаться под столом или кроватью. Или выбежать на лестничную площадку, вызвать лифт и быстро спуститься вниз.

    В вечернее время суток вы возвращаетесь домой, и решили сократить дорогу через неосвещенные дворы. Увидев в переулке незнакомца, вы прижали к себе сумку и забежали за гараж и стали звать на помощь.

    Наводнение застало вас дома на первом этаже. Нужно быстро собрать необходимые вещи: документы, телевизор, аптечку, косметику, открыть окна и перейти на крышу дома. Развести костер, чтобы привлечь спасателей.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Загадки командам

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь-

Искусает всю ладонь. (огонь)

**************************

Это тесный, тесный дом:

Сто сестренок жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (спички)

***************************

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

***************************

Под прозрачным стеклышком-

Маленькое солнышко. (лампочка)

***************************

Красный бык стоит, дрожит,

Черный-на небо глядит. (огонь, дым)

***************************

То назад, то вперед ходит-бродит пароход.

Остановишь-горе: продырявит море. (утюг)

***************************

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром над заводом,

Над костром и пароходом,

Но нигде-никак меня

Не бывает без огня. (дым)

***************************

Спеши, гудит:─ Дорогу дай!

Моргает глазом синим.

Примчимся вовремя-беда

Детей и взрослых минет.

(пожарная машина)

***************************

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (молния)

***************************

Я рвусь повсюду напролом

И называюсь просто….. (лом)

***************************

Ушки и душка. Под ними-кружка.

Пустое бренчит, полное молчит. (ведро)

***************************

Всем готова помогать:

И копать и засыпать…

Как зовут меня, ребята?

Догадались вы…. (лопата)

Дата публикации: 20.12.17

Внеклассное мероприятие по ОБЖ

Конкурс-викторина «Колесо безопасности»

Для 5-6 классов

Учитель: Козлов Михаил Степанович

Тема : Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и уметь предотвращать опасные ситуации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: - Сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят «охотиться» в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути - это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими.

- Сегодня мы с вами будем учиться избегать и предотвращать опасные ситуации.

Конкурс начинается с выбора капитана и представления команд-участниц.

В конкурсе будут участвовать 2 команды 5-6 классов.

Команда 5-ого класса «Дружные».

Капитан команды – Лосев Алексей

Девиз: «Дружба и успех! Мы победим сегодня всех!»

Команда 6-ого класса «Улыбка»

Капитан команды – Бурда Максим

Девиз: «Жить без улыбки – ошибка!

Да здравствуют смех и улыбка!»

Вот мы и познакомились с командами.

1. Конкурс капитанов

Учитель: - Очень древними рекомендациями по ОБЖ являются пословицы и поговорки о безопасном поведении.

- Кто больше скажет пословиц и поговорок о безопасном поведении.

(Домашнее задание) – капитаны команд отвечают.

5 класс «Дружба» - Лосев Алеша

2. Упасть не беда – беда не подняться.

3. Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

6 класс «Улыбка» - Бурда Максим

1. Водой тушат пожар, а умом предотвращают.

2. Гроза не разбирает, в чем дом ударяет.

3. И в хорошей воде утонуть можно.

4. Искру тушим до пожара, беду отводим до удара.

5. Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

5класс «Дружба»- Лосев А.

1. Лучше тихо, но вперед, чем скоро, да назад.

2. Мала спичка, но большие беды делает.

3. Много воды – не губи, мало воды – береги.

4. Не всякому верь – запирай крепче дверь.

5. Нет дыма без огня, нет худа без добра.

6 класс «Улыбка» - Бурда М.

1. От глупого риска до беды близко.

2. Посеешь ветер, пожнешь бурю.

3. Слезы пожара не тушат.

4.Страх – плохой советчик.

5. Не зная броду, не суйся в воду.

2. Безопасность дома

(участвует вся команда)

Учитель: Задание: в течение 3 минут вспомнить как можно больше правил безопасного поведения в различных ситуациях: дома, на улице, на природе… (команды работают)

Физкультминутка

Музыкальные вопросы зрителям:

- Пока команды работают над заданием, зрителям предлагаю музыкальные вопросы по правилам безопасности:

1.Звучит песня «Крылатые качели», муз. Е.Крылатова.
Вопрос: какие меры предосторожности надо применять, чтобы сделать это увлекательное занятие безопасным?

(Качаясь на качелях, не забывать держаться руками. Если хочешь покачаться следующим, стой сбоку около столба. Не подходи к качающимся качелям спереди и сзади.)

2. Звучит песня «Не дразните собак», муз. В.Шаинского.
Вопрос : Назовите правила поведения с животными.

(Не пытаться гладить незнакомых животных. Не отнимать корм у животного. Не подходить к животному, когда оно ест. Не беспокоить животных, когда они окружены детенышами. Не поднимай руки, если перед тобой собака в угрожающей позе. Не убегать при встрече с незнакомыми животными, лучше замереть на месте.)

Ответы (отвечают все по очереди)

5 класс «Дружба» - 10 правил

oНе оставляй без присмотра включенные электроприборы.

oНе суши волосы над газовой плитой.

oНе играй со спичками.

oНе выдергивай вилку из розетки за провод.

oНе открывай двери незнакомцам.

oНе ходи по льду.

oПереходи дорогу на зеленый свет светофора.

oНе ешь незнакомые грибы, ягоды.

oНе играй на проезжей части дороги.

oПользуйся переходом.

o6 класс «Улыбка» - 10 правил

oНе бери и не приноси домой незнакомые предметы.

oНе дразни собак.

oОтправляясь к другу, сообщи родителям.

oНе втыкай иголки в кресло.

oБудь осторожен с лекарствами.

oВ вагоне не прислоняйся к дверям.

oНе высовывайся в окно.

oНе заходи в лифт с незнакомыми людьми.

oНе трогай оголенные провода руками.

oНе бросайте острые предметы без присмотра.

Учитель: - А сейчас послушайте стихотворение «Опасный незнакомец»

ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ


Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат!
А за ним спешит «старушка»
У нее в авоське пушка.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!


3. Знатоки правил безопасного поведения с незнакомыми людьми на улице

(участвует вся команда)

Учитель: - А сейчас мы вспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми на улице.

Вопросы для участников (по 4 вопроса каждой команде)

«Дружба»

1) На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

2) Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?

3) Ты идешь домой из школы. К тебе подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Что ты сделаешь?

4) Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

«Улыбка»

1) Опиши, как выглядят современные злодеи.

2) Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать?

3) Звонят в дверь и говорят “Телеграмма. Нужно расписаться”. Что ты сделаешь?

4) Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?

Обобщение учителем:

Учитель. Вот в дверь звонят, а мамы дома нет!
Какой же будет наш совет?
Не вздумай двери открывать!
А будут их ломать, ты на балкон беги:
Соседей нужно звать!

Учитель. Идешь по улице: машина тормозит.
И незнакомец хочет что-то у тебя спросить.
Опасно это, убегай скорей.
Ведь иногда у нас крадут детей.

Учитель. Представь себе: гуляешь во дворе один.
К тебе подходит незнакомый гражданин
И говорит: «Идем скорей со мной!
Я мячик дам, красивый и большой.»
Ответь ему: « Я с вами не пойду!»
Иначе попадёшь в беду.

Учитель. - Прежде чем что-то сделать, необходимо хорошо подумать: перед тем, как открывать дверь, как сесть в машину или в лифт с незнакомцем и правильно переходить дорогу, и в других ситуациях.

Всему-то нужно научиться.
Кто знает правила безопасности и знаки на дороге –
У того целее голова и ноги.

Усвоить твердо нужно дети,
Что злые люди есть на свете.
Правила «пяти НЕ» - всем детям.

Правила «пяти НЕ»

1. Не вступай в разговор с незнакомцем!
2. Не садись в машину без разрешения родителей, тем более к незнакомцу, даже если он обещает что-либо заманчивое, при его настойчивости подними шум!
3. Не задерживайся по дороге из школы домой!
4. Не заходи в подъезд или лифт, когда там незнакомый человек!
5. Не играй на улице с наступлением темноты!

4.Литературная викторина

Работа в группах.

(участвует вся команда)

Учитель : - Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.

- Итак, вы должны распределить, какой сказке соответствует то или другое нарушение правил ОБЖ

Листочки с заданием у вас лежат на столах.

Напишите названия сказок в нужной графе.

Ответы.

Дополнительные вопросы зрителям :

Пока команды выполняют задания зрители будут отвечать на вопросы:

  • Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Красная Шапочка )
  • Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Машенька из сказки «Три медведя»)
  • Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Буратино из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино»)
  • Чем Малыш вылечил Карлсона? (конфетами, вареньем )
  • Что болело у Ильи Муромца? (не мог он ни руками, ни ногами владеть и только лежал)
  • От чего заснула Спящая царевна? (от укола веретена , она пряла и укололась)
  • Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»? (не умывался)
  • Что мешало спать принцессе, и в какой сказке? (горошина, сказка «Принцесса на горошине»)
  • Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»? (ела из чужой посуды; спала в чужой постели)
  • В какой сказке царевна умерла из-за отравленного яблока и кто ее автор? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» автор А. С. Пушкин
  • Куда попали осколки льда Каю в сказке «Снежная королева» и кто ее автор? (осколки попали в глаза; автор Г. Х. Андерсен)
  • В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая это сказка? (в козленка; Русская народная сказка)
  • В какой сказке один из героев был слепым, а другой – хромым? («Приключения Буратино» автор А. Толстой; герои: лиса Алиса и кот Базилио )

Проверка работ команд (по таблицам). Отвечают капитаны.

Сдать работы жюри.

5.Конкурс спасателей

(по 2участника от каждой команды)

Учитель: - Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь.

А).- Кто лучше наложит повязку на указательный палец?

Каждой команде выдается “Аптечка”: бинт, вата, кипячёная вода, ножницы.

За 1 минуту участники должны оказать пострадавшему помощь.

Жюри осматривает пострадавшего и подводит итог.

Б). Учитель: - В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет.

Выберите те средства, при помощи которых вы будете оказывать первую помощь .

Вопросы командам задаются по очереди.

1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок? (АММИАК (раствор нашатырного спирта)

2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение? (ЖГУТ)

1) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить). (ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ

(марганцовка), РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%, ВАТА, БИНТ)

2) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать? (РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО, марганцовка, ВАТА, БИНТ)

1) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова? (АНАЛЬГИН)

2) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел живот? (УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

(раствор нашатырного спирта)

6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%

2. АНАЛЬГИН

3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО

8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

4. ВАЛИДОЛ

10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ

(марганцовка)

6.Конкурс пожарных

Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.

(Читает ученик) ­­­­­­­­­­­


Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,
В тумбочке уху сварить.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.


Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести? (к пожару)

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага.

Что такое пожар? И к чему он может привести? Тестовые задания.

(участвует вся команда)

(ответы детей)

Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях.

7. Водоем

Командам дается задание: (участвует вся команда)

Установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении (стрелками)

Мозговая гимнастика (вопросы для зрителей)

- Пока команды работают, вопросы для зрителей:

-Сегодня понедельник, а Вася купил билет на корабль на послезавтра. В какой день недели корабль отплывает из порта?(В среду)

-Не корабль, а по воде плывет и не тонет? (Плот, льдина, айсберг…)

-Застекленный проем в борту корабля? (Иллюминатор)

-Перед отплытием, Вася помогал маме убираться в доме. Какой суп сварил Вася? (Вася только убирался)

-Почему в поезде стоп – кран красный, а на корабле синий? (В корабле нет стоп – крана)

- Сдать командам работы жюри.

-Показать на слайде правильные ответы.

8. «Сядь на пенек, съешь пирожок»

В поход собираться нужно заранее, главное правильно запастись продуктами. Ведь там, в лесу или у реки не будет магазина и холодильника. Продукты должны быть калорийными и не скоропортящимися. Иначе можно сильно отравиться.

Командам предлагается (на листах) набор продуктов, нужно выбрать продукты, пригодные для дальнейших походов, и отметить их галочкой. Если продукт можно взять с условием, то указать, с каким.

Лист с ответом капитан сдает в жюри.

ХЛЕБ (насушить сухарики)

КАПУСТА СОЛЕНАЯ

КАРТОФЕЛЬ (пюре сублимированное)

КОНСЕРВЫ МЯСНЫЕ

ЛУК (сушеные овощи)

МАКАРОНЫ (твердых сортов, пригорают)

КОЛБАСА (сырокопченая)

МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ

МАСЛО СЛИВОЧНОЕ

МОЛОКО (сухое, сгущенка)

МОРКОВЬ (сушеные овощи)

МЯСО (вяленое сублимированное),

БАНАНЫ (сухофрукты)

РЫБА (рыбные консервы)

СЫР ((твердых сортов)

ЯБЛОКИ ((сухофрукты)

Жюри подводит итоги всех конкурсов.

ЭТАПЫ ВИКТОРИНЫ

Баллы

КОМАНДА

КОМАНДА

Конкурс капитанов

По 4 балла

Безопасность дома

По 2 балла за правило (без повторений)

Знатоки правил безопасного поведения с незнакомыми людьми на улице

По 2 баллу за правильный ответ

Литературная викторина

По 2 балла за каждую сказку + 1 балл (за каждое пояснение)

Конкурс спасателей

Аптечка

ПМП – по 4 баллов (учитывается скорость, качество перевязки, правильное использование дез. средств)

По 2 балла за правильный и полный ответ

Конкурс пожарных

По 4 балла

Водоем

По 1 баллу за правильный ответ

«Сядь на пенек, съешь пирожок»

По 1 баллу за правильный ответ

Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги конкурсов, команды прочитают стихи.

Стихи о соблюдении правил безопасности


Чтобы слезы вам не лить

Дождевым потоком,

Не знакомьтесь никогда

За руку вы с током!

Чтобы к солнцу быть поближе.

Влез зимою я на крышу.

Поскользнулся, наземь хлоп…

Спас меня большой сугроб!

Всем с наперстком нужно шить,

Чтобы пальцы защитить.

Хоть невзрачен он на вид,

Он иголку укротит!

Не ори ты другу в ухо ­

Может он лишиться слуха.

А с глухим не поболтать,

Письма будешь лишь писать.

С электричеством нам жить

Весело, прекрасно!

Но вот нос в него совать

Страшно и опасно!

Нараспашку и без шапки

Нынче модно так ходить.

Только модникам придется

От уколов слезы лить!

С вилкой бегать по квартире ­

Можно сделать харакири!

Не запомнишь если это,

Будешь ложкой есть котлету.

Хорошо! Весна идет!

С ног нас валит гололед.

Подними свой нос повыше ­

Вон летит сосулька с крыши!


Учитель: Самое главное, ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить, соблюдая самые элементарные правила безопасности.



Что еще почитать