Признаки утомления при физических напряжениях презентация. Действия в случае возникновения возгораний и пожаров


Описание:

Астенопия (зрительное утомление) - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в глазах (резь, жжение, чувство песка, покраснение, затуманивание зрения и др.), возникающими после напряженной зрительной работы.

Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор - компьютер.

В 1998 году с США американские медики ввели в обиход новый термин - компьютерный зрительный синдром (Computer Vision Syndrome, CVS). CVS - специфическое нарушение зрения у людей, проводящих много времени перед экраном компьютера. Считается, что этот синдром ежедневно возникает у 40% людей, работающих на компьютере, и периодически - у 92% пользователей. Зачастую невозможность правильно и рационально организовывать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Несмотря на предупреждения врачей, многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером на работе дома или в игровом клубе.


Симптомы:

Компьютерному зрительному синдрому наиболее подвержены люди в возрасте от 12 до 40 лет. Основными жалобами являются:

      *чувство жжения в глазах,
      *чувство песка в глазах,
      *боли в области глазниц и лба,
      *боли при движении глаз,
      *покраснение глаз,
      *двоение в глазах (диплопия),
      *замедление перефокусировки с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации),
      *ухудшение зрения,
      *быстрая утомляемость при чтении,
      *головная боль,
      *раздражительность,
      *эффект Маккалаха: при переводе взгляда с монитора на черный или белый предмет, он приобретает оттенок цвета, который доминировал на мониторе.


Причины возникновения:

Врачи долго искали доказательство того, что компьютер повреждает глаз, но так и не нашли. Ни катаракту, ни глаукому он не вызывает. Единственное изменение, которое может произойти - разовьется или усилится близорукость.

Специалисты насчитали пять основных причин вредного воздействия компьютера на глаза:

      *Пиксельная структура изображения. На мониторе компьютера подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек.
      *Постоянное прямонаправленное свечение экрана. Отраженный свет, который мы обычно наблюдаем в освещенной комнате, для глаз более естественен. Когда лучи света из компьютера "бьют" прямо в глаза, они наносят вред мозгу, поскольку утомление зрения - это и утомление мозга.
      *Мониторы зачастую имеют низкую контрастность. Из-за этого глаза больше напрягаются и сильнее устают.
      *На наше зрение влияет мерцание монитора. Кто хотя бы однажды долго смотрел на мигающую лампу, заметил, наверное, как это начинает раздражать. Такое же действие оказывает и компьютер.
      *Зрение ухудшают блики на мониторе. Они появляются в виде отражения других светящихся объектов.

Негативное влияние оказывает неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист.

Основными факторами риска развития астенопии являются:

      *работа на компьютере (независимо от типа монитора),
      *чтение книг на мобильных компьютерах,
      *длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время,
      *работа, требующая постоянного зрительного внимания,
      *длительное чтение,
      *ежедневный просмотр телепередач,
      *неправильно подобранные очки,
      *неправильно организованное освещение в помещении.

Большинство постоянных пользователей персональных компьютеров начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все - через 6 часов работы за монитором. Самое сильное утомление вызывает работа с компьютерной графикой.


Лечение:

Для лечения назначают:


Исследование зрительных функций у людей, в течение нескольких лет работавших за экранами компьютеров, выявило снижение функций зрения по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую схему происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная, т.н. ложная близорукость.
В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла" превратить его в действительно полезного помощника?
Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.

Используйте для работы специальные компьютерные очки.
Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день.
Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут. Через каждый час напряженной работы давайте глазам 10-15 минут отдыха. Самое лучшее - посмотреть за окно: полюбоваться пейзажем, переводя взгляд с близких предметов на дальние, или просто на небо.
Большое значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы. Отрегулируйте положение и освещенность монитора, а также освещенность рабочего места и помещения. Избегайте резких перепадов света - например, работы в темной комнате с ярко освещенным монитором.
Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.
Используйте специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК снижает зрительное утомление.
Работайте в удобной позе. Для хорошего зрения и профилактики астенопии важно хорошее кровоснабжение. Поэтому, отрываясь от монитора, делайте физические упражнения или массаж воротниковой зоны.
Используйте специальные капли для глаз. Для подбора терапии обязательно проконсультируйтесь с врачом-офтальмологом.
При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние и работоспособность.

Школьное утомление как основа нарушений здоровья обучающихся подготовила заместитель директора по УВР ГКООУ «Надежда» Щипанова Т.Н.




ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:

Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса, способствующих предупреждению утомления воспитанников и сохранению их здоровья


ЗАДАЧИ СЕМИНАРА:

  • Определить факторы преждевременного умственного утомления.
  • Освоить средства повышения умственной работоспособности и предупреждения ее раннего снижения на уроке

Утомление -

временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем


  • поведенческий
  • физиологический
  • психологический

Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)


Объекты

наблюдения

У т о м л е н и е

Незначительное

Внимание

Поза

Значительное

Редкие отвлечения

Движения

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Рассеянное, частые отвлечения

Резкое

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Точные

Интерес к новому материалу

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула

Неуверенные, замедленные

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Полное отсутствие интереса, апатия


Причины вызывающие утомление учащихся:

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
  • перегруженность школьных учебных программ;
  • нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

  • нарушение температурного режима в помещении:
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света);
  • недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).


(по Н.К.Смирнову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Плотность урока

рациональный

не менее 60% и не более 75-80%

недостаточно

рациональный

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

нерациональный

более 90%

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

Количество видов преподавания

смена через 11-15 минут

Чередование видов преподавания

не менее 3-х

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

смена через 15-20 минут

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

Место и длительность применения ТСО

не чередуются

в соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

с частичным соблюдением гигиенических норм

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

в произвольной форме

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем


Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

Психологический климат

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Преобладают положительные эмоции

Отсутствуют

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

Преобладают отрицательные эмоции

До 30 минут


  • Трудность учебного материала
  • Насыщенность видов учебной деятельности
  • Эмоциональное состояние

Динамика работоспособности учащихся:

3-5 минут - врабатывание;

5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;

2-3 минуты - период компенсаторной перестройки;

5-10 минут - период средней работоспособности;

оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.


  • Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
  • Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.


Профилактика школьной близорукости

Класc

Перерыв (мин)

Длительность работы с компьютером (мин)



МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕНЯЮЩИХСЯ ЗРИТЕЛЬНО-СИГНАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ




Цвета должны соответствовать

следующим требованиям : ::

- изображается ярко-голубым цветом;

+ - коричнево-золотистым ;

- наружный овал – красным;

Внутренний овал – зеленым .




  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для релаксации глазных мышц (по Ше Я Линь)
  • Физкультминутки для улучшения

мозгового кровообращения

  • Физкультминутки для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

  • Физкультминутки для снятия утомления с туловища
  • Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни
  • Кинезиологическая гимнастика




«Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае,

поддерживать его высокий уровень здоровья

вполне возможно». Н.М. Амосов

Для соблюдения гигиенических правил пользования компьютером необходима специальная мебель - стол достаточной длины, чтобы расстояние до экрана было не менее 60-70 см. Монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а работающий на нем должен смотреть на экран несколько сверху вниз. Для снижения блескости можно пользоваться фильтрами, устанавливаемыми перед экраном.

Статичная поза во время работы, однотипные, повторяющиеся движения и неправильная организация рабочего места приводят к возникновению нарушений аккомодации и увеличению близорукости, расстройств в скелетно-мышечной системе.

Выполнение работ по программам, когда цвет несет определенную информацию, противопоказано для лиц с нарушением цветового зрения, страдающих слепотой на красный и зеленый цвет.

Для профилактики зрительного утомления и его снижения при выполнении напряженной зрительной работы полезны упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения в глазах и уменьшению усталости.

Такие упражнения можно выполнять на рабочем месте, сидя на стуле.

Комплекс упражнений

  1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массируют глаза - 10 с.
  2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз по 5 раз.
  3. Круговые движения глаз по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.
  4. Усиленно зажмуривать и открывать глаза 5 раз.

Для улучшения аккомодации, снятия усталости можно проводить тренировки с помощью метки на стекле по Э.С. Аветисову.

На оконном стекле на уровне глаз укрепляют метку, на которой изображена буква "С" диаметром 2 мм. Тренируемый располагается на расстоянии 30 см от метки и 3-4 с смотрит на метку, а затем - на предмет, находящийся за окном на той же линии (3-4 с), затем снова на метку на стекле и т.д. - 3 мин. 136

Упражнение можно делать во время перерыва в светлое время суток.

Особенно полезны эти упражнения для лиц с начальной пресбиопией и с близорукостью.

Для работающих на компьютере разработана специальная программа "Relax", которая предназначена для тренировки аккомодации.

Лицам всех возрастных групп показаны упражнения для профилактики возникновения и прогрессирования остеохондроза позвоночника или уменьшения его симптомов.

Комплекс упражнений

  1. И.П. (исходное положение) - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головы к правому и левому плечу.
  2. И.П. - то же. Повороты головы вправо и влево.
  3. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
  4. И.П. -то же. Круговые движения головой.
  5. И.П. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
  6. И.П. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливания. То же другой рукой.
  7. И.П. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
  8. И.П. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и назад.
  9. И.П. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
  10. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
  11. И.П. - стоя, руки на поясе. Наклоны вправо и влево.
  12. И.П. -то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
  13. И.П. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.

Упражнения не требуют специальной подготовки и могут выполняться в любое свободное время. Они позволяют избавиться от гиподинамии и улучшают кровоснабжение мышц.

Для снижения общего утомления и утомления глаз полезно проводить самомассаж шеи и волосистой части головы.

От волосистой части головы до верха лопаток производят поглаживания мягкими движениями ладоней, затем сильное надавливание последовательно в двух направлениях: от начала волосистой части головы к плечам и обратно - до ощущения тепла.

Затем - разминание ("щипцы") - проводят с помощью большого и четырех остальных пальцев захватывающими движениями вдоль трапециевидной мышцы. Заканчивают массаж поглаживанием. Каждый прием повторяют 5-10 раз.

При самомассаже волосистой части головы указательным и средним пальцами обеих рук одновременно производят мягкое надавливание с вращательными движениями внутрь.

К мерам профилактики развития зрительного утомления относятся ношение очков, покрытых светофильтрами, что снижает напряжение аккомодации во время работы за компьютером.

Однако у некоторых лиц, работающих за компьютером, может развиться зрительное перенапряжение, что может привести к ранней пресбиопии, т.е. потребности в очках при зрительной работе вблизи. Для таких лиц в Научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца разработана специальная методика лечения, которую проводят в специализированных кабинетах.

Основные рекомендации по сохранению зрения и уменьшению симптомов утомления у работающих за компьютером:

  • правильно установить дисплей на рабочем месте;
  • отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
  • подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
  • проверить зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
  • соблюдать режим работы с компьютером, своевременно делать перерывы;
  • во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
  • чередовать работу с компьютером и другие виды работ;
  • чаще и интенсивнее проветривать помещение.
  • Вопрос 5. Понятие об опасных и вредных производственных факторах, их классификация и краткая характеристика.
  • 6 Вопрос. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности работающих.
  • Тема 17. Организация обучения и контроль безопасности труда. Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
  • 1Вопрс.Организация обучения и контроль безопасности труда.
  • 1.1. Организация обучения и контроль знаний по вопросам охраны труда
  • 1.2. Обучение и проверка знаний Работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда
  • 1.3 Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда
  • 1.4. Инструктажи по охране труда
  • 2.Расследование и учет несчастных случаев. Специальное расследование несчастных случаев.
  • Список литературы
  • Тема 18. Требования к производственному освещению, газо­вому составу воздушной среды, микроклимату. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений. Защита от поражения электрическим током
  • Вопрос 1. Основные показатели освещения.
  • Вопрос 2. Основные требования к производственному ос­вещению и цветовому оформлению производственного интерьера.
  • 1. Требование. Освещённость (е) на рабочем месте должна соответствовать характеру зрительной работы, который определяется 3-мя параметрами:
  • Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных вдт, эвм и пэвм
  • Вопрос 3. Санитар­но-гигиенические требования к газовому составу воздушной среды и микро­климату производственных помещений
  • Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы "перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ"
  • Вопрос 4.Требования к микроклимату.
  • Вопрос 5 Защита от неионизирующих электромагнитных излучений.
  • Тема19. Защита от поражения электрическим током.
  • Факторы, влияющие на степень поражения.
  • Вопрос 2.. Наиболее частые причины поражения электрическим током и основные методы защиты.
  • Вопрос 3. Явление при стекании тока в землю. Напряжение прикосновения и шага.
  • Вопрос 4. Классификация помещений по степени электробезопасности.
  • Вопрос 5. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.
  • Вопрос 6. Технические способы и средства защиты от случайного прикосновения к токоведущим частям оборудования.
  • Защитное заземление.
  • Защитное зануление.
  • Защитное отключение.
  • Вопрос 7. Изолирующие защитные средства (основные и дополнительные).
  • Вопрос 8. Правила электробезопасности при эксплуатации бытовых электроприборов и других электрических устройств.
  • Вопрос 9. Меры личной безопасности при освобождении пораженного от контакта с проводником электрического тока.
  • Тема 19 Защита от опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 1. Виды опасных и вредных факторов при работе на персональном компьютере.
  • Вопрос 2. Основные требования к организации рабочего места пользователя.
  • Вопрос 3. Требования к визуальным эргономическим параметрам.
  • Вопрос 4. Преимущества жидкокристаллических мониторов.
  • Габариты
  • Электромагнитное излучение
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.
  • Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.
  • Вопрос 5. Требования электробезопасности при нормальных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.

    Оператору во время работы запрещается:

    Касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры; - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании; - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании; - загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами, препятствующими вентиляции; - захламлять рабочее место бумагой и другими предметами во избежание накапливания пыли; - производить отключение-включение питания без необходимости; - допускать попадание влаги на поверхность процессора, монитора, клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств; - включать сильно охлажденное (например, принесенное с улицы в зимнее время) оборудование; - включать ПК со снятыми кожухами системного блока, монитора, принтера и др.; - оставлять ПК во включенном состоянии без наблюдения; - применять нестандартные предохранители, сетевые и сигнальные кабели; - самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование, если это не входит в круг его обязанностей;

    В аварийной ситуации оператор обязан: - во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику; - при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; - при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники; - в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу; - при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.

    Вопрос 6. Способы и средства защиты от электромагнитных излучений, повышенного шума и вибрации при работе на пк.

    Мероприятия по снижению шума

    1. В помещениях с ПЭВМ (ПК), где уровень шума превышает допустимые значения, для его устранения должны проводиться организационные, строительно - акустические и другие мероприятия (таб.1).

    2. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ. 3. Мерой борьбы с шумом является рациональная планировка помещений с ПК, позволяющая исключить проникновение шумов из соседних помещений. 4. Стены и потолки производственных помещений, где устанавливаются ПК и другое фотонаборное оборудование, должны быть облицованы звукопоглощающим материалом, независимо от количества единиц установленного оборудования. 5. В дисплейных залах при высоте помещения свыше 3,5 м к потолку необходимо подвешивать звукопоглотитель в виде поперечных и продольных диафрагм, обработанных с двух сторон звукопоглощающим материалом.

    Наименование мероприятия

    Материалы и устройства

    1. СТРОИТЕЛЬНО - АКУСТИЧЕСКИЕ

    Устройство подвесных потолков

    Плита минераловатная, акустическая Акустическая плита "Акмигран" ГОСТ 17918-72

    Облицовка стен

    Гипсовая перфорированная звукопоглощающая плита Перфорированный асбестоцементный лист

    Покрытие пола

    Ковровое Ковровое (антистатическое) Антистатические цветные резиновые пластины

    Изоляция рабочего места

    Дерево (дуб, береза), стекло, плексиглаз, кожа, поролон

    2. ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЕ

    Установка на прокладки

    Войлок, поролон

    Установка на виброопоры

    Резиновые или пружинные

    3. ПРОЧИЕ

    Применение средств индивидуальной защиты

    Противошумные наушники различной конструкции (ВЦНИИОТ-1, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-4А и др.), телефоны головные с низкой шумозащитой ТГ-С1, ТГ-С2

    6. Следует использовать звукопоглощающие материалы с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63 - 8000 Гц для отделки помещений (разрешенные органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), подтвержденные специальными акустическими расчетами. Дополнительными звукопоглотителями служат однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15 - 20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна.

    Мероприятия по снижению интенсивности электромагнитных излучений и постоянных электрических и магнитных полей

    Мероприятия по снижению излучений включают: - мероприятия по сертификации ПЭВМ (ПК) и аттестации рабочих мест; - применение экранов и фильтров; - организационно - технические мероприятия; - применение средств индивидуальной защиты путем экранирования пользователя ПЭВМ (ПК) целиком или отдельных зон его тела; - использование и применение профилактических напитков; - использование иных технических средств защиты от патогенных излучений.

    (п. 3.1 санитарных правил). 1. Все ПЭВМ (ПК) должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе оценку визуальных параметров (п. 3.1 санитарных правил). 2. Санитарно - гигиенический надзор и контроль за электромагнитными (ЭМИ) и другими видами излучений рекомендуется осуществлять как на стадии выпуска ПК, так и в процессе их эксплуатации. 3. Организационно - технические мероприятия подразделяются на: - рациональное размещение рабочих мест, оснащенных ПЭВМ (ПК); - применение экранов и фильтров класса "Полная защита". ПК следует располагать при однорядном их размещении на расстоянии не менее 1 м от стен; рабочие места с дисплеями должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 м. Минимальная ширина проходов с передней стороны пультов и панелей управления ПЭВМ при однорядном его расположении должна быть не менее 1 м, при двухрядном - не менее 1,2 м. Расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 м (между тылом поверхности одного монитора и экраном другого монитора), а расстояние между боковыми поверхностями монитора - не менее 1,2 м. Экран монитора ПЭВМ (ПК) располагают на расстоянии 600 - 800 мм от пользователя ПК, но не ближе 500 мм с учетом размеров цифровых знаков и символов. .4. Применение экранирующих устройств на мониторах персональных компьютеров. Экраны и фильтры предназначены для защиты от вредного воздействия ЭМИ и уменьшения нагрузки на органы зрения. Рекомендуется применять фильтры (экраны) на мониторы ПК типа "Polaroid" и класса "Полная защита" ("Синко", "Эргон"). Экранные защитные фильтры должны быть подключены к общему контуру заземления. Сопротивление контура заземления не должно превышать 4 Ом. Вопрос 7. Предупреждение зрительного переутомления, чрезмерной статической нагрузки.

    Режимы труда и отдыха при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы:

    группа А – работа по считыванию информации с экрана ВДТ, ЭВМ или ПЭВМ с предварительным запросом;

    группа Б – работа по вводу информации;

    группа В – творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

    При выполнении в течение рабочего дня (смены) работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня (смены).

    - Для целей настоящих Санитарных правил виды трудовой деятельности делятся на 3 категории по тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, которые определяются:

    для группы А – по суммарному числу считываемых знаков за рабочий день (смену), но не более 60 000 знаков за смену;

    для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочий день (смену), но не более 40 000 знаков за смену;

    для группы В – по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ за рабочий день (смену), но не более 6 часов за рабочий день (смену).

    Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

    Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочего дня (смены) должны устанавливаться регламентированные перерывы.

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должно устанавливаться согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам. При несоответствии фактических условий труда требованиям настоящих Санитарных правил время регламентированных перерывов следует увеличить на 30 %.

    Продолжительность непрерывной работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

    При работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов) независимо от категории и вида трудовой деятельности суммарная продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

    При восьмичасовом рабочем дне (смене) и работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

    для II категории работ – через 2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

    для III категории – через 1,5–2 часа от начала рабочего дня (смены) и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

    При двенадцатичасовом рабочем дне (смене) регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при восьмичасовом рабочем дне (смене), а в течение последних 4 часов работы независимо от категории и вида работ каждый час продолжительностью 15 минут.

    Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления необходимо выполнять физкультурные минутки.

    С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций.

    В случаях возникновения у пользователей ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение Гигиенического норматива, эргономических требований, режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ.

    Пользователям ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности труда во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня (смены) показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

    Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Уровень нагрузки за рабочий день (смену) при видах работ с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными электронно-вычислительными машинами

    Суммарное время регламентированных перерывов, минут

    группа А, количество знаков

    группа Б, количество знаков

    группа В, часов

    при 8-часовом рабочем дне (смене)

    при 12-часовом рабочем дне (смене)

    * В соответствии с приложением 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденных постановлением, утвердившим настоящий Гигиенический норматив.



    Что еще почитать