Как выбрать спасательный жилет? Обязательны ли спасательные жилеты на лодках? Сделать так, что бы выпавший за борт был хорошо виден в светлое и темное время.


Занимаясь продажей спасательного снаряжения я собрал достаточно материала для написания статьи. Осторожно, много фоток! Итак, поехали…
Наличие спасательных средств диктуется правилами и здравым смыслом.
Минимальным средством безопасности на воде является спасательный жилет. Нужно для себя уяснить, что спасательный жилет это не способ сэкономить на прохождении техосмотра, а иногда, это единственный шанс выжить.
Изделие, именуемое спасательный жилет, в России разделяются на два вида:
- спасательный жилет
- жилет плавающий или страховочный.
Изделие с названием «спасательный жилет » должно удовлетворять основным параметрам:
соответствующей положительной плавучести (20 и 9 кг в зависимости от размера)
прочности поясного ремня (не менее 320 и 240 кг на разрыв)
способность поддерживать органы дыхания в 12 см над поверхностью воды
наличие светоотражающих элементов, поискового огня и т.д.


Если ваше изделие удовлетворяет этим требованиям то по действующему законодательству оно является действительно спасательным жилетом. В России характеристики СЖ регламентирует ГОСТ – 22336-77. Других официальных нормативных документов по СЖ в России не существует! В руководящих технических документах ГИМС РФ требований к спасательным жилетам практически нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам руководствуются своим представлением о спасательном жилете (например, он должен быть обязательно оранжевого цвета). Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России. Исходя из изложенного, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность.
К жилетам плавающим или страховочным относится все то, что не попадает под первый пункт, но к ним мы еще вернемся.
Итак, что же такое спасательный жилет? Как уже было сказано, спасательный жилет (СЖ) предназначен для удержания массы тела на поверхности воды, причем расположение органов дыхания человека должно быть выше водной поверхности на 12 см.
Основной характеристикой СЖ является его плавучесть. Она выражается на СЖ в Ньютонах. Говоря простым языком, 10 Ньютонов «компенсируют» один килограмм веса, то есть, СЖ с плавучестью 100N должен удержать на поверхности воды привязанную к нему гантелю весом в 10 кг. Человек, при попадании в воду, весит всего 10% от его веса тела, с наполненными воздухом легкими его плавучесть становится и вовсе положительной. Другими словами, человек всплывет. Если добавить к его весу тела, вес одежды, обуви, снаряжения, и прочего, то для того чтобы остаться на плаву человеку необходим жилет с плавучестью в 40 Ньютонов (около 4 кг). В Европе действуют свои стандарты, которые регламентируют характеристики СЖ:
Е393 – страховочный жилет, с плавучестью не менее 50N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 5 миль.
Е395 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 100N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 20 миль.
Е396 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 150N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории.
Е399 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 275N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории в экстремальных ситуациях.
А теперь подробнее… Прежде всего, необходимо определиться для каких условий Вы покупаете себе СЖ. Для спокойной воды, спортивной гребле, вейк-бординга, кайт-серфинга и прочих спортивных дисциплин недалеко от берега, где нужна свобода движений и комфорт, следует обратить на поддерживающие/страхующие жилеты, стандарта Е393. Чаще всего это неопреновые или капроновые жилеты с пенополиэтиленовым наполнением. Они имеют броский дизайн, регулирующий ремень и молнию. Форма и конструкция жилета должны не стеснять движений, позволять свободно наклонять корпус и поворачиваться, и не ограничивать обзор.


Для сплавов по бурным рекам, рафтингу, и аквабайку, необходимы СЖ стандарта Е395, с плавучестью не менее 100N. Это уже - Спасательные жилеты с регулируемым поясным и паховыми ремнями. Такое надежное крепление удержит на теле СЖ при падении в воду с гидроцикла на большой скорости, или при сплаве по бурной реке. Ранее практиковались спасательные жилеты в виде надувного воротника, поддерживающего утопающего над водой. Сейчас не рекомендуется использовать такие жилеты при сплавах на бурных водоемах из-за большого процента травматизма утопающих. Такой жилет рекомендуется только на водоемах без течений.Элементы плавучести должны располагаться несимметрично, больший объем располагается на груди, меньший на спине, это позволит занимать положение в воде грудью вверх.

При увлечениях парусным спортом, гидроавиации на морях и океанах необходимы СЖ соответствующие стандарту Е396 (150N). Эти СЖ являются надувными, то есть представляют собой мешок, который надевается на шею и надувается с помощью баллончика с газом. При попадании в воду, в жилете, в специальной камере, растворяется солевая таблетка, которая освобождает боек, который в свою очередь пробивает баллончик. Газ заполняет полость за 2-3 секунды. Даже если человек ударился головой о гик и свалился без сознания в воду, то такой СЖ надуется автоматически, перевернет его лицом к небу и не даст захлебнуться водой. Если необходимо покинуть самолет или помещения корабля (ведь сраздутым СЖ на шее это сделать будет очень трудно) жилет можно надуть вручную, дернув при этом за кольцо. Чтобы поддуть жилет, или надуть его полностью в отсутствии баллончика, используется специальный клапан-трубка.



Некоторые жилеты оснащаются специальным прозрачным экраном от брызг, и заливания лица водой.



СЖ стандарта Е399 используются в самых жестоких и экстремальных условиях, например, кругосветных регатах. Они обладают максимальной плавучестью – 275N.




После катастрофы Титаника была введена Международная конвенция по спасению человеческих жизней на море - SOLAS. Я не буду перечислять все ее пункты (для этого есть Википедия), но скажу что, в дополнении к существующим нормам, СЖ должны быть укомплектованы свистком, светоотражающими лентами и проблесковым маячком.
При выборе СЖ обращайте внимание на следующее:
- строчка должна быть очень аккуратной. Никаких ниток торчать не должно! Все элементы жилета должны быть пришиты очень крепко.
- проверьте застежки, молнии, карабины, пряжки и клипсы. Сможете застегнуть все быстро в толстых перчатках? А трясущимися от холода голыми руками?
- Наличие грудной обвязки даже очень желательно. Скорее в хорошем «спасике» она есть и она выполнена таким образом, чтобы можно было быстро прикрепиться к веревке, но и быстро освободиться. На спине должна быть заметная и широкая стропа в виде ручки. За нее вытаскивают гребца из воды. Эта стропа тоже должна быть очень хорошо пришита.
- При выборе СЖ обратите внимание на наличие хотябы одного кармана. Он не должен болтаться, а должен быть размещен либо внутри жилета так, чтобы предметы, расположенные в нем Вам не мешали, либо сбоку. В кармане можно разместить минигермоупаковку с документами, спичками и фонариком.


- Хороший жилет обязательно имеет регулировочные ремни, чтобы посадить жилет на тело нормально.
- Некоторые опытные туристы считают, что наличие кармана для стропореза - это одно из обязательных условий. Это действительно так. В экстремальных ситуациях стропорез может спасти Вашу жизнь.
- Помните! Недобросовестный производитель, порой, пишет плавучесть на жилете (например 100N) даже не испытывая его на деле! Доверяйте проверенному производителю, или, еще лучше, заранее испытайте его где-нибудь в бассейне.
Стоит заметить, что (в общем случае) СЖ не является единственным элементом снаряжения, обеспечивающим ваш запас плавучести.
Объем воздуха в порах гидрокостюма «мокрого» типа (неопрен) может достигать 5 литров. Значительная часть этих пор так и остается «воздушными мешками», существенно увеличивающими Вашу плавучесть. В непромокаемом гидрокостюме плавучесть и того больше!
Сегодня на Мировом рынке представлены огромное разнообразие спасательных и страхующих жилетов. Выпускают жилеты специально для женщин, для инвалидов, и даже для собак.




Про маленьких детей тоже не забыли!




И несколько слов об армейских спасательных жилетах… Эти СЖ используют бойцы антитеррористических подразделений и силы специального назначения армии и флота. Плавучесть у некоторых СЖ потрясающая - 375 N! Такие жилеты выдержат бойца, со всем его снаряжением. К сожалению, таких вещей я не испытывал и даже не трогал. Продаются только на государственном уровне, но я решил фото все равно подкинуть, для полного представления.














На этом все. В следующий раз напишу о других спасательных средствах и гидрокостюмах. Берегите себя!

На курсах обучения яхтингу постоянно твердят - надевайте спасжилет, надевайте спасжилет! А действительно ли это так необходимо? Мы постоянно видим фотографии, где люди без спасжилетов плывут на яхте, чувствуют себя в безопасности и очень даже довольны! Может быть, яхтенные школы ошибаются или пытаются нас просто запугать? Может плавать без спасательного жилета все-таки безопасно? Для чего он вообще нужен?

1. Не дать утонуть тем, кто не умеет плавать или плавает плохо или устал или замерз или потерял сознание или хлебнул воды при падении

Это, наверняка, самое распространенное мнение о том, зачем надевать спасжилет.

Нельзя сказать, что оно ошибочное, ведь человек тонет достаточно быстро, а процесс спасения человека из воды даже у опытных яхтсменов занимает десятки минут в очень спокойной воде. А сколько же это может длится в не самой спокойной воде? - есть сведения, что часы .

Иногда бывает просто нереально самим вытащить пострадавшего, и тогда вся надежда лишь на спасателей. Но сколько же им понадобится времени, что бы добраться и приступить? О получасе разговора нет даже в идеальном случае!

Но не это главное. До сказанного выше может дело просто не дойти, если не:

2. Перевернуть и поддерживать в воде человека, ослабевшего или потерявшего сознание лицом вверх.

3. Поднять голову (дыхательные органы) выпавшего за борт выше, над уровнем волн, что бы он мог дышать воздухом, а не водой.

Маловероятно, что при движении на парусной яхте море вокруг вас будет таким же «ласковым» и «нежным», как в бассейне. А ведь даже самый «тихий» и минимально необходимый для работы парусов ветер уже создает волны, измеряемые десятками сантиметров . Более того, как видно из , самое спокойное море, характеризующееся термином Smooth , предполагает волны высотой до полуметра ! А это, между прочим, почти высота вашей ноги до колена! Вы готовы добровольно пойти купаться в такой волне, понимая, что возможности опереться на дно уж точно не будет? А что если ветер не минимальный, и состояние моря (волна) уже не smooth , а, хотя бы slight (до 1,25м)?

Статистика показывает, что выпавшие за борт люди, как правило, захлебываются водой , попадающей в нос и рот раньше, чем замерзают . Считается, что даже при силе ветра 4 по Бофорту человек, находящийся в воде без спасжилета, достаточно быстро теряет силы на попытки поднять голову выше волн, для вдоха воздуха, а при силе ветра 5 по Бофорту ему это даже и не удается. Обратите внимание на фото справа человеку тяжело поймать воздух, даже будучи в океанском спасжилете и поддерживающем костюме!

4. Сохранить силы и температуру тела выпавшего за борт, обеспечив его плавучесть без необходимости совершать движения

Человек замерзает в воде в 27 раз быстрее, чем на воздухе (представьте себе, что вы стоите неподвижно 60 минут при температуре 18°C — это как 2 минуты в такой же воде) ! Причем, замерзает он достаточно быстро при любой температуре воды, меньшей 32°C (если человек в воде сжался в комочек, обхватив руками ноги ниже колен и не двигается) и меньшей 36°C, если пытается двигаться в воде. А так как процесс спасения , как отмечено выше, не быстрый, то время замерзнуть у него определенно найдется.

Вместе с замерзанием приходит усталость, сонливость и потеря сознания . Жертвы переохлаждения впадают в ступор, если температура их тела снижается до отметки 32,2°C, большинство теряют сознание при 29,5°C.

Соответственно, ни о какой активной поддержке себя на плаву, после даже не большой потери тепла уже не может быть и речи. Да и, как отмечено выше, любая активные движения в воде приводят к ускорению замерзания.

Таким образом становится понятно, что умение плавать на шанс выживания выпавшего за борт человека влияет мало, а усталость и замерзание — грозит любому , вне зависимости от его физической и спортивной формы, а так же количества уже пройденных миль.

5. Сделать так, что бы выпавший за борт был хорошо виден в светлое и темное время

Наверное, во всех яхтенных школах одно из основных упражнений любого курса обучения яхтингу — подход к выброшенному за борт фендеру , именуемое «Man over boat». К слову, к тренировке реального спасения человека это упражнение имеет лишь частичное отношение, так как самое сложное остается за рамками упражнения.

Но! Помните, как легко терялся из виду большой белый фендер на фоне темной воды? А теперь представьте себе, насколько быстро теряется из виду верхняя часть головы человека, которая в разы меньше фендера и по цвету сливается с водой! Недаром спасательная операция по спасению человека, выпавшего за борт официально именуется Search and Rescue ! То есть главное это — найти , а уж спасти — это второе дело! В нашем случае — не потерять !

Спас жилет большой и яркий и хорошо виден днем . Он обклеен светоотражающими наклейками и имеет встроенную лампочку , что обеспечивает хоть какой-то шанс быть увиденным ночью . Посмотрите на фото — сколько людей за бортом вы там видите?

6. Обеспечить возможность зацепить выпавшего за борт при его подъеме на палубу

Вы не потеряли выпавшего человека из виду , аккуратно подошли к нему, как вас учили в яхтенной школе , но как же теперь извлечь его из воды ?

Рассчитывать, что он сможет вылезти сам по лесенке для купания не стоит: во-первых, он устал и не сможет физически, во-вторых, волны будут либо затягивать его под корму и бить головой о днище яхты, либо бить о корму и отбрасывать назад, в-третьих, под кормой работающий винт (а как вы собираетесь удерживаться на месте?), а ведь «фарш» из вашего товарища, жены, ребенка вам точно не нужен, в-четвертых, поднимать переохлажденного человека необходимо горизонтально, дабы уберечь его от смерти уже после спасения.

К сожалению, на теле человека нет ни естественных крючков, ни колец , за которые человека за бортом можно было бы зацепить с яхты. Зато такую возможность предоставляет современный спасжилет — ведь он имеет встроенные кольца и крепко сидит на теле человека , и при этом не сковывая движений.

Расширенный тренинг по спасению человека, выпавшего за борт , с подходом к реальному человеку и извлечением его из воды мы проводим в рамках наших курсов на Канарах .

7. Обеспечить возможность надежно пристегнуть человека к яхте, чтобы он не выпал

И это, очевидно, самое главное — сделать так, что бы все описанное выше не понадобилось

В принципе, для этого существует отдельное оборудование — Harness (сбруя, обвязка). Но на дворе все же 21 век, и это время когда не только телефоны интегрированы с компьютерами, но и спасжилеты интегрированы с обвязкой до такой степени, что даже не очевидно спасжилет интегрирует в себе обвязку или обвязка — спасжилет.

В любом случае, человек на яхте должен иметь возможность пристегнуться к яхте, что бы с нее не выпасть. Ведь самое главное в политике личной безопасности — не выпасть с яхты . И эта задача во многом схожа с предыдущей — подъем человека на борт.

Юридические аспекты использования спасжилетов

Лишь в небольшом количестве стран ношение спасжилета во время яхтинга регламентируется законом. Например, законодательство Ирландии требует обязательное ношение спасжилета соответствующего типа при занятии яхтингом все время, при нахождении на воде.

Однако, отсутствие формальных требований к ношению спасжилетов не освобождает шкипера от уголовной ответственности , в случае потери члена команды или его утопления из-за не надлежащего использование спасательных средств во время яхтинга. А это будет легко выяснено — морские следственные органы «собаку съели» на разборе подобных происшествий.

Таким образом, можно сформулировать требования к идеальному спасжилету:

  1. Не давать человеку выпасть за борт
  2. Не давать человеку утонуть — поддерживать его тело в воде;
  3. В воде переворачивать человека лицом вверх;
  4. Максимально поднять голову человека над водой;
  5. Закрывать лицо от обрушающихся волн с гребнем;
  6. Не сковывать движений;
  7. Обеспечивать улучшение видимости человека в воде днем и ночью
  8. Обеспечивать надежное крепление спасжилета к человеку, не допускающее соскальзывание спасжилета с человека или выскальзывание человека из спасжилета
  9. Обеспечивать возможность зацепить человека за спасжилет, который, в свою очередь надежно закреплен на человеке

Какие спасжилеты бывают, почему они такие разные и чем они отличаются друг от друга?

Как известно еще со школы, единицей измерения любой силы является Ньютон (N). Поддерживающая сила (buoyancy) спасжилетов не исключение. 10 Ньютонов поддерживающей силы обеспечивают нулевую плавучесть 1кг или, иными словами, как бы уменьшают вес человека на 1кг, при сохранении его объема. Современные стандарты делят спасжилеты на 4 типа по поддерживающей силе (плавучести) :

1. Пенные (Foam ), поддерживающей силой до 50N

50 Ньютонов предназначены исключительно для тех, кто может оказаться в воде в небольших закрытых водоемах или акваториях , в условиях, когда организована немедленная спасательная помощь. Такие спасжилеты не обеспечивают переворачивание человека, потерявшего сознание лицом вверх. Они предназначены для занятий водными видами спорта или водными развлечениями, когда падение в воду и самостоятельное извлечение из воды является частью запланированной активности, при этом высота падения человека в воду минимальна, волнение отсутствует или минимально, а внешняя помощь может придти через секунды после падения.

Иными словами, спасжилеты , с поддерживающей силой 50N могут использоваться при движении на гидроциклах, или при занятии парусным спортом на малых яхтах (кильбоутах, динги, олимпийских классах и т.п.), но не на круизных яхтах или яхтах, находящихся без непосредственной поддержки спасателей на находящемся неподалеку, в воде, катере, или на расстоянии более 200м от берега.

2. Пенные (Foam ), поддерживающей силой до 100N

Спасжилеты с поддерживающей силой 100 Ньютонов предназначены для использования в тех же условиях , что и спасжилеты с поддерживающей силой 50 Ньютонов, но могут обеспечивать поддержание плавучести несколько более длительное время, что снимает требование по нахождению в непосредственной близости спасателей и несколько увеличивает дальность использования от берега.

Спасжилеты с поддерживающей силой 100N не пригодны для использования на круизных яхтах в акваториях морей и океанов.

3. Надувные (Inflatable ), поддерживающей силой 150-180N

Спасжилеты с поддерживающей силой 150 Ньютонов выпускаются исключительно в формате надувных и предназначены для использования при яхтинге во внутренних и прибрежных акваториях, а так же в несложных оффшорных переходах . Этот тип спасжилетов является основным рекомендованным для яхтсменов , работников марин и профессиональных моряков. Эти спасжилеты справляются со своими функциями вплоть до штормовых условий и сильного волнения и обеспечивают выполнение всех требований к спасжилетам, перечисленные выше. Именно поэтому они являются основным типом спасжилетов в мире.

В настоящее время большинство производителей выпускают улучшенные модификации надувных спасжилетов стандарта 150N, увеличив их подъемную силу до 175-180N, но сохранив базовые характеристики спасжилетов 150N. Это обеспечивает повышение уверенности, что даже в особенных условиях, не рассмотренных при сертификации, спасжилет справится со своей работой.

4. Надувные (Inflatable ), поддерживающей силой 270N и больше

Спасжилеты с поддерживающей силой 270 Ньютонов предназначены для яхтсменов, совершающих серьезные оффшорные либо океанские переходы . В первую очередь они адаптированы для жестких и экстремальных погодных условий и для использования с жесткими комбинезонами, предназначенными для экстремальных условий. Такие спасжилеты в надутом состоянии не только большего размера, но и изготавливаются из более прочных материалов, и, как правило, лучше оснащены дополнительным оборудованием.

Совершенно очевидно, что все участники серьезных регат (таких как профессиональная Volvo Ocean Race или любительская Clipper Round the World) носят именно такие спасжилеты.

Что на спасжилете, пригодном для яхтинга, должно быть обязательно

Ниже перечислены обязательные элементы спасжилетов, пригодных для яхтинга :

  • Паховая стропа (crotch straps)
  • Кольцо для крепления
  • Лампочка (для яхтинга в ночное время)
  • Светоотражающие элементы (для яхтинга в ночное время)

Что еще на спасжилете спасет вам жизнь

  • Спрейхуд (Spreyhood ) — капюшон от брызг и захлестывающих волн. Хотя международные стандарты и не требуют его обязательного наличия, но с тех пор, как выяснилось, что человек не в состоянии дышать через брызги и захлестывающую лицо волну уже при волнении (в большинстве случаев волнение достигается уже при ветре от ), многие производители стали комплектовать свои спасжилеты такими капюшонами (spreyhood ). Рекомендуется , как крайне полезное дополнение, которое, видимо, в самом скором времени станет обязательным.
  • Флаерс в водонепроницаемом исполнении (waterproof flare ) — поможет вам обозначить себя ярким огнем, хорошо видным как днем, так и ночью.
  • PLB (Personal Location Beacon) — радиоэлектронный прибор, который посредством спутниковой системы Cospas-Sarsat передаст спасателям ваши точные координаты, полученные со спутников GPS (Аналог судового EPIRB, но для персонального использования). Некоторые модели спасжилетов типа 270N комплектуются ими на этапе производства, но к любому может быть добавлен (пристегнут) самостоятельно.

Приятные мелочи, на которые стоит обратить внимание при покупке спасжилета:

  • Способ активации : ручной (manual ), автоматический, хаммер (hammer). И автоматический и хаммер предполагают так же наличие возможность ручной активации. Собственно говоря, хаммер — это разновидность автоматического активатора, но более надежной конструкции, и, соответственно, заметно дороже.
  • Вшитый байковый воротничок сделает ношение жилета на голое тело или майку значительно приятнее.

И самый главный вопрос — так, когда же надевать спасжилет?

Существует множество дискуссий и суждений на эту тему. Часто вопрос сводится к тому, когда правильно одевать спасжилет: до начала шторма или сразу после? Иногда приходится сталкиваться с утверждением — «если что случится — тогда я спасжилет и одену». Существуют легенды, что в теплом море, таком как Средиземка летом спасжилет в дневное время совсем не нужен. Но выше перечислены опасности, которые подстерегают яхтсменов и в теплых морях, и в холодных, и в светлое, и в темное время суток, как умеющих плавать так и не умеющих. Поэтому единственный правильный ответ на вопрос «Когда одевать спасжилет? » — «в море — всегда! «.

Вода – это дружественная в определенных условиях стихия для человека, но не его среда обитания. Попав в воду, он может замерзнуть, захлебнуться, утонуть. Печальная статистика доказывает эти факты. Все, кто отправляется на водоем на плавательных средствах, должны обеспечить свою безопасность. На любом судне, в том числе маломерном, должны находиться спасательные жилеты, равные по количеству числа пассажиров. При этом они должны быть надеты, а не лежать просто в лодке или катере.

При регистрации маломерных судов в судовом билете указывается перечень предметов, которые должны быть на борту судна. В их числе и спасательные жилеты. К сожалению, для лодок, которые не подлежат государственной регистрации, обязательных требований по наличию спасжилетов не предусмотрено. Все зависит от сознательности и заботе о безопасности своей жизни и жизни своих пассажиров.

Нужны ли спасательные жилеты на лодку

Спасательные жилеты обязательны при эксплуатации на водоемах маломерных судов. Даже люди, прекрасно плавающие, должны быть одеты в жилеты.

Непредвиденные случаи могут быть разные: обмороки от жары, потеря сознания при выпадении из лодки, ударах о воду, подводные препятствия, камни топляки могут сыграть злую шутку при отсутствии жилета на теле водомоторника и пассажиров.

Холодная вода, одежда не способствует поддержанию человека на воде, его борьбе за жизнь. Внезапный шторм на реках и крупных озерах тоже не редкость. Поддержать человека на поверхности воды может только спасательный жилет. Именно жилет призван на поверхности воды расположить человека лицом вверх, чтобы он не захлебнулся. А значит, шансы спасти жизнь увеличиваются многократно.

На какие лодки нужен спасательный жилет

Лодки, катера с ограничением по мощности стационарного двигателя или подвесного относятся к классу маломерных судов. Маломерные суда, к которым относятся лодки, с массой свыше 200 кг или мощностью подвесного мотора свыше 10 л.с. подлежат регистрации в инспекции по маломерным судам.

Судовладельцам всех лодок, подлежащих регистрации, выдается судовой билет, в котором указаны нормы по обеспечению минимальным набором средств безопасности. В числе обязательных средств безопасности указан спасательный жилет. Количество жилетов должно равняться количеству пассажиров, которые могут находиться в лодке. Жилеты должны быть надеты на людей. Если жилеты будут лежать в лодке, то судовладелец подвергнется административному наказанию.

На лодки, не подлежащие регистрации, то есть с массой лодки до 200 кг и мотором меньше 10 л.с., правила обеспечения средствами безопасности не распространяются. По закону судовладелец может выходить на воду в лодке без жилета. Пассажиры также могут быть без жилетов.

Спасательные жилеты для лодок ПВХ

Лодки ПВХ используются для различных целей: для прогулок, для охоты, для рыбалки. Под различные цели разработаны спасательные жилеты, удовлетворяющие требования по удобству его ношения, оснащенности карманами, нормам безопасности. Жилеты могут разделяться по крою на женские, детские.

Лодки ПВХ имеют ограничения по удаленности плавания от берега. Поэтому многие производители выпускают для этих целей страховочные жилеты. Они могут быть различной расцветки и функциональности. Но самое главное – это их технические показатели. Страховочные жилеты отличаются от спасательных возможностями по удержанию человека на поверхности воды.

К спасательному жилету предъявляются более жесткие требования. Они должны удерживать человека на плаву без ограничения по времени. Страховочные жилеты лишь помогают удержаться на поверхности до прихода помощи или самостоятельно доплыть до берега. В любом случае, страховочный жилет лишь помогает удержать человека на поверхности и уменьшить его усилия, если он умеет плавать. Долгое время удержания на поверхности он не гарантирует. Поэтому нужно учитывать способности жилета и индивидуальные возможности каждого человека.

Большинство жилетов, которые в настоящее время продаются в магазинах, относятся к страховочным, а не к спасательным. Они более удобные на рыбалке или охоте, так как не сковывают движений, имеют меньшую площадь облегания тела, множество карманов для различных задач. Внутри жилета находятся листы пенки толщиной 3-4 мм.

По ГОСТу

Для спасательных жилетов утвержден ГОСТ, где указаны требования по их изготовлению:


Как выбрать

Спасательный жилет выбирается под конкретные условия, в которых будет ходить лодка для конкретного человека. Если планируется небольшие прогулки с малой удаленностью от берега, то вполне подойдут страховочные жилеты. Жилеты для рыбалки и охоты имеют свою расцветку. Жилет должен соответствовать размеру человека и его весу. На каждом жилете указан вес, который он способен удержать на поверхности воды. Жилет должен плотно сидеть на теле, он не должен легко сниматься через голову.

Если планируются дальние переходы или удаление от берега на значительное расстояние, то рекомендуется использовать качественные сертифицированные ГИМС жилеты. Расцветка должна быть обязательно ярко-оранжевой.

Инструкция

При выборе конкретного жилета необходимо подойти очень серьезно. Первое что необходимо знать – это вес человека, для которого выбирается жилет. ГОСТом предусмотрено два типоразмера жилетов, массой до 35 кг и массой свыше 35 кг.

Европейскими стандартами жилеты делятся на 4 категории:

  • 50N страховочный жилет, с плавучестью 5 кг.
  • 100N спасательный жилет, с плавучестью 10 кг.
  • 150N спасательный жилет, с плавучестью 15 кг.
  • 275N спасательный жилет, с плавучестью 27,5 кг.

Для использования в лодке не в экстремальных условиях вполне подойдут жилеты с плавучестью 10 или 15 кг по европейской классификации.

При выборе размера необходимо одеть его, ужав по максимуму все регулировки. После попытаться снять его через голову, если жилет снимается, то необходим жилет меньшего размера. Перед покупкой необходимо проверить все швы, ремни, наличие сертификата.

Обзор цен

На рынке представлено множество различных моделей от отечественных и иностранных производителей. Жилеты предлагаются под различные условия использования, из различных материалов, с множеством функциональных элементов.

Самые простые модели отечественного производства стоят не менее 600-700 рублей и не превышают 2000 рублей. Это жилеты без излишеств, с одним карманом для свистка, оранжевой расцветки.

Диапазон цен более функциональных жилетов с карманами, различной расцветкой уже составляет 2000-4000 рублей.

Оригинал этого материала
© МК.ру , 20.10.2017, "Невозможно опознать": рыбалка Путина оказалась неподвластна закону, Фото: kremlin.ru , Иллюстрации: via "МК"

Алексей Обухов

Депутат Липецкого областного парламента Олег Хомутинников получил на свой запрос об августовском . Хомутинников ранее обратил внимание на то, что глава страны катался в лодке без спасательного жилета, что нарушает статью 11.10 Кодекса об административных правонарушениях.

В своем запросе в Генпрокуратуру Хомутинников в августе выражал опасение за жизнь президента: «Президент - это же не фотомодель! Нельзя заставлять его нырять под воду, прыгать по горам ради красивого кадра. У нас даже должности вице-президента нет. Страну в случае чего не на кого оставить».

Сегодня он рассказал нашему изданию, что получил ответ от заместителя главы МЧС Александра Чуприяна: выяснилось, что без спасжилета в лодках плавать, на самом деле, нельзя, однако организаторы рыбалки Путина оштрафованы все же не будут.

Согласно объяснениям Чуприяна, «по результатам просмотра видеосюжета (опубликованного на сайте президента - ред.) установлено, что факт наличия административного правонарушения не может быть зафиксирован, поскольку идентифицировать используемое судно, определить его поднадзорность, установить место и время события, а также совершить иные процессуальные действия невозможно».

Тем не менее, по словам Чуприяна, «главному государственному инспектору по маломерным судам Республики Тывы указано на низкий уровень взаимодействия с гражданами и СМИ по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах».

«Не могут Путина идентифицировать. А так, конечно, нарушение. Огонь!» - прокомментировал Хомутинников полученный им ответ.

В случае, если бы МЧС смогло установить обстоятельства рыбалки Путина, ее организаторам грозил бы штраф как физическим лицам - до 500 рублей, как должностным лицам - до тысячи рублей.

Ответ МЧС на запрос депутата Хомутинникова

Оригинал этого материала
© Znak.com , 07.08.2017, Фото, видео: kremlin.ru

"В связи с большим интересом к пребыванию Владимира Путина в Тыве"

На сайте Кремля опубликовали полную запись рыбалки президента РФ

Руслан Исмаилов

Сегодня на официальном сайте Кремля было опубликовано сообщение о рыбалке президента РФ Владимира Путина в Тыве, где глава государства провел с 1 по 3 августа. В сообщении говорится, что видео публикуется «в связи с большим интересом к пребыванию Владимира Путина в Тыве».

На сайте доступно 35 фотографий и видеозапись длительностью 46 минут.

На видео президент в компании министра обороны РФ Сергея Шойгу и других чиновников передвигается по рекам Амурской области на катере, катается на квадроцикле по труднодоступным местам, купается в озере.


Большинство кадров посвящено рыбалке. Президент РФ со второй попытки подстреливает крупную щуку из гарпуна. Затем он продолжает рыбачить спиннингом и также не остается без улова.

Отметим, сразу после поездки Путина в Тыву его пресс-секретарь Дмитрий Песков заинтриговал журналистов, сообщив , что рыбалка президента прошла очень увлекательно. «Гонялся там за одной щукой два часа, никак не мог ее подстрелить, но в итоге добился своего», - сказал тогда Песков.

Спасжилет - средство обеспечения индивидуальной безопасности на воде. Если вы решили заняться любой разновидностью каякинга, рафтинга или водного туризма, этот девайс - обязательный элемент вашей экипировки. Попробуем разобраться, как же выбрать спасательный жилет подходящий именно вам.

Основная задача спасжилета - обеспечение дополнительной плавучести для поддержки человека на воде. В зависимости от назначения современные жилеты выполняют ещё множество второстепенных функций, необходимых в том или ином виде активности на воде.

Зачем же нужен спасательный жилет?

Рано или поздно случается так, что при перевороте или при иных обстоятельствах приходится покинуть судно и поплавать по озеру, морю, реке или каналу самостоятельно. В случае с большими водоёмами с гладкой водой заплыв может быть долгим, и спасжилет сэкономит силы для того, чтобы добраться до берега. В случае бурной реки, где вода сильно вспенена и аэрирована, собственной плавучести человеческого тела оказывается недостаточно для того, чтобы голова пловца находилась над поверхностью. Спасжилет как раз добавляет недостающие ньютоны подъёмной силы.

Разберёмся с основными понятиями :

    Пассивная безопасность. Способность жилета обеспечить нормальное дыхание пользователя без его усилий. В основном этот показатель определяется объёмом жилета, и, следовательно, подъёмной силой, с которой жилет воздействует на тело человека в воде. Активная безопасность . Способность жилета не мешать действиям пользователя по самостоятельному спасению из воды. Определяется эргономикой - тем, насколько в жилете удобно двигаться, грести, плавать.

Задача человека, оказавшегося в воде без своей лодки - как можно быстрее оказаться в безопасности, то есть добраться до берега. Если изготовить жилет очень большого объёма, то он, безусловно, поможет долго продержаться на воде, но будет мешать грести к берегу. Если же сделать жилет так, чтобы он минимально стеснял движения, то он будет обеспечивать слишком мало дополнительной плавучести. Таким образом, хороший жилет - это всегда компромисс между обеспечением пассивной и активной безопасности .

Из чего делаются спасательные жилеты?

Непосредственно плавучесть обеспечивает либо специальный вспененный материал (чаще всего), либо надувные ёмкости из прорезиненной или ПВХ-ткани (на отечественных жилетах для туризма). О том, выбрать надувной жилет или пенный, смотрите ниже.

Преимущества пенных спасательных жилетов :

    долговечность; защита торса от ударов о камни; более анатомичная форма.

Преимущества надувных спасательных жилетов :

    лёгкость; компактность.

Внешняя ткань спасжилета делается из синтетических материалов, устойчивых к воздействию воды, соли, ультрафиолета и механических повреждений.

Если вы решили купить спасательный жилет, при выборе обратите внимание и на его цвет. Чем ярче спасжилет, тем лучше вас будет видно на воде . А это не только красивые фотографии и стиль, но и ваша безопасность.

Как выбрать спасжилет?

Объём или плавучесть?

По старой традиции в России принято говорить об объёме жилета и мерить его литрами. Эта традиция берется от надувных спасательных жилетов. Тут все достаточно просто. Например, жилет объёмом 14 литров держит на плаву груз массой 14 килограмм. На зарубежных изделиях, где в качестве плавучего элемента используется пена, как правило, указана подъёмная сила в Ньютонах, например 70N. Что же это значит? Немного уроков физики 6-го класса: тело массой 102 грамма действует на опору или подвес с силой в один Ньютон (если речь идёт о поверхности нашей планеты). Таким образом, жилет с подъёмной силой 70N держит на плаву груз массой примерно 7 кг и соответствует объёму 7 литров.

Какой объём жилета выбрать?

Больше - не значит лучше . Как сказано выше, чем больше плавучесть жилета - тем выше пассивная безопасность. Однако, толку от неё мало, если жилет мешает вам грести и выбраться на берег. Нужен компромисс. Для каякерских жилетов существует очень важное ограничение плавучести жилета где-то в районе 70-80 Ньютонов. В жилете большей плавучести просто не получится сделать эскимосский переворот.

Для лодок, где эскимосский переворот не нужен (катамараны, рафты, надувные лодки) можно использовать жилеты и большего объёма. Однако, верхняя граница тоже есть. Чем меньше плавучесть жилета, тем проще проныривать бочки и активно бороться за свою жизнь в водном потоке. Поэтому разумный объём катамаранного жилета не превышает 18-25 литров (или 180-250N).

Виды спасательных жилетов по их назначению

Каждый вид активности на воде имеет свои особенности и нюансы. Современные спасжилеты как правило узко специализированы для того, чтобы наиболее точно соответствовать этим самым особенностям. Какой спасательный жилет выбрать при покупке зависит в первую очередь от того, где и как вы планируете его использовать.

Спасательные жилеты для занятий спортом


Под спортом подразумеваются тренировки и соревнования в таких дисциплинах как гребной слалом, фристайл, рафтинг, кануполо. Как правило, участок реки или канала, где проводятся соревнования и тренировки, специально подготовлены и соответствуют требованиям безопасности. Там же организована надлежащая страховка с воды и на берегу. То есть потенциальный заплыв отдельно от судна будет недолгим и неопасным. Главная задача спасжилета для спорта - соответствовать требованиям правил, а также обеспечивать максимальную свободу движений спортсмена, ведь от этого зависит результат гонки. Обычно подъёмная сила жилета участника строго прописана регламентом соревнований и проверяется специальной комиссией перед стартом.

Как правило, спасжилеты для спорта очень маленькие , лёгкие, обеспечивают минимальную необходимую по правилам подъёмную силу при попадании в воду (55-60 ньютонов), лишены карманов и навесок. Зато в них максимально удобно двигаться и на теле такой жилет почти не ощущается.

Спасательные жилеты для морского и озерного каякинга, а также рыбалки

Особенность этого вида активности на воде в том, что заплыв отдельно от судна может продолжаться довольно долго, ведь спасительный берег может оказаться очень далеко. Задача жилета - поддерживать пловца на поверхности, экономя силы на греблю до берега. Соответственно, жилет должен обеспечивать достаточно большую подъёмную силу (уже около 70 Ньютонов).

Характерная особенность спасжилетов для морского каякинга - наличие специального кармана для гидратора (питьевой системы), а для рыбалки - множество мелких карманов и система навески на груди для всевозможных рыбацких мелочей. Спасательные жилеты для рыбалки обычно имеют неброские или даже камуфляжные цвета.

Спасательные жилеты для сплава на катамаранах, байдарках и рафтах

Или попросту жилеты для водного туризма. Здесь пользователь имеет дело уже с сильно аэрированной водой, с волнами, бочками, сбойками и другими неприятными водными структурами. Вероятность заплыва без судна в неудачном месте уже достаточно велика. В России очень популярны надувные спасательные жилеты для водного туризма. Они обеспечивают очень большую дополнительную подъёмную силу (до 250 Ньютонов), легки, компактны (что важно при длительных пеших забросках на реки), просты в изготовлении, и, следовательно, недороги. Однако большие надувные жилеты существенно мешают двигаться в воде, грести, выбираться на берег или на своё перевёрнутое судно. Тем не менее, в рамках советско-российской школы сплава применение надувных жилетов большого объёма вполне оправдано.

Надувные жилеты совершенно не подходят для каякинга , потому что в них невозможно или крайне затруднительно выполнить эскимосский переворот.

На западе предпочитают жилеты из вспененного материала, обеспечивающие сравнительно небольшую плавучесть, по сравнению с надувными российскими аналогами (60-70 Ньютонов).

Жилеты для сплава должны быть оборудованы карманами для необходимых мелочей, вшитой или встроенной в конструкцию обвязкой (что-то типа упрощенной альпинистской) для организации страховки, креплением для ножа-стропореза.



Что еще почитать