220 закон об организации регулярных перевозок. Интерес общий, подходы - разные: о том, как реализуется закон об организации регулярных перевозок пассажиров

1. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

2. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

4. Государственный или муниципальный контракт может предусматривать использование билетов, выданных от имени государственного или муниципального заказчика и подтверждающих право проезда пассажиров по всем маршрутам регулярных перевозок, в отношении которых государственный или муниципальный заказчик заключил государственные или муниципальные контракты.

5. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

6. Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.

7. Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

8. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А73-19031/2018

    Карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А73-10661/2017

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    Наличии правовых оснований для прекращения действия свидетельства серии 00ХА27 №000059, в связи с чем удовлетворили заявленное управлением транспорта требование. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ...

    Постановление от 21 декабря 2018 г. по делу № А32-21236/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ). Частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 19 декабря 2018 г. по делу № А83-16911/2018

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    Crimea.arbitr.ru E-mail: [email protected] Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 декабря 2018 года Дело №А83-16911/2018 Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года. Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем...

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А70-18020/2018

    Выявлены нарушения: отсутствует карта маршрута и свидетельство о регулярных перевозках на маршрут 780 «Тюмень - Тавда», чем нарушены требования п. 10 ст.4; п.8 ст. 14 ; п.2,3 ст. 17; п.20 ст.3.п. 1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А29-4003/2018

    Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров Дело № А29-4003/2018 14 декабря 2018 года Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2018 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А70-8090/2018

    Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)

    Автоконтроль-Сервис», дела № А70-8090/2018 и №А70-8091/2018 объединены в одно производство с присвоением единого номера №А70-8090/2018 (с учетом определения от 14 . 09.2018 года л.д.79,82 т.4). Исковые требования ГКУ Тюменской области «УАД» со ссылками на статьи 12, 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ...

Новый порядок организации пассажирских перевозок: Федеральный Закон №220

В Ингушетии наращивается федеральное регулирование городских пассажирских перевозок.

Если раньше уровень порядка в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом зависел от инициативы муниципальных властей и профильных ведомств, то теперь все пассажирские перевозчики будут действовать по единым общероссийским правилам.


В Комитете промышленности, транспорта, связи и энергетики прошло совещание на тему: «Обсуждение 220 - Федерального закона от 13.07.2016г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ».

Коротко о нововведениях 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

1. Перевозчики обязуются осуществлять свою деятельность только по контрактам с администрацией или с соответствующим органом исполнительной власти.

"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."

Раньше возникало множество спорных ситуаций с перевозчиками утверждавшими, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Теперь данный «непорядок» решен, так как в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Тут стоит отметить, что п.5 этой статьи предусматривает современные способы расчётов с перевозчиками.

2. Свидетельство и карты маршрута.

Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. На каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако если в планах отмена маршрута, то может быть указан и меньший срок.

По истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19).

При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).

Ещё возможно аннулирование свидетельства через суд в случаях:

  • неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
  • расторжения договора простого товарищества.

Чтобы орган исполнительной власти смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписанных по ст.11.33 штрафах в администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

3. Требования к перевозчикам при участие в конкурсе

"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;"

Перевозчик может приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

4. Критерии отбора победителя открытого конкурса

Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:

  • количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
  • опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
  • характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол и т.д.);
  • максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.

Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то администрация или ведомство вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

5. Реестр маршрутов муниципального транспорта

Закон устанавливает требования к содержанию реестра (ст.26):

  • номер маршрута;
  • указание начального и конечного пункта;
  • наименование промежуточных остановочных пунктов;
  • наименование улиц, по которым проходит маршрут;
  • протяжённость;
  • порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
  • вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет);
  • вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса);
  • экологические характеристики для ТС;
  • дата начала перевозок;
  • наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех), осуществляющих перевозки по маршруту.

Новый закон обязывает размещать реестр на сайте администрации или ведомства в доступной для ознакомления форме без взимания платы.

6. Контроль за осуществлением регулярных перевозок

Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):

  • наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
  • соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
  • соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).

Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники администрации или ведомства. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.

Также перевозчик должен направлять в администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельности (ст.37)

7.Реализация настоящего ФЗ

В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в соответствующее ведомтво информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1). В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) ведомство обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2). В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативно-правовую базу по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10). В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

8.Изменения в КоАП

ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):

  • ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
  • ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
  • ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
  • ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
  • ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица

Под статьёй есть примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Иными словами, ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

9.Порядок вступления в силу настоящего ФЗ

Статьи 4-32, 36-38 - через полгода,

Статьи 33-35, 40 - через год.

В рамках данного Федерального Закона, Комитетом проведена работа по заключению договора с ООО «ЗНАК» на изготовление полиграфической продукции – бланков строгой отчетности (упомянутые свидетельства и карты маршрутов регулярных перевозок) согласно Приказу Минтранса России №221, 222, размещены сведения о межмуниципальных и пригородных маршрутах регулярных перевозок.

По итогам совещания было поручено Администрациям городов Республики Ингушетия провести аналогичную работу на изготовление упомянутой полиграфической продукции по размещению сведений о маршрутах регулярных перевозок, определить перечень остановочных пунктов.

Пресс-служба

Комитета промышленности, транспорта, связи и энергетики.

Федеральный закон, который будет рассмотрен в настоящей статье, направлен на совершенствование российского законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения страны автомобильным и городским наземным электротранспортом.

Описание 220 ФЗ

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 220-ФЗ был принят 13 июля 2015 года. В это же время были внесены коррективы в Федеральный закон N 16. Подробнее об этом

Структурно закон представлен восемью главами, включающими 42 статьи. Закон имеет достаточно большой объем, потому обозначит тезисно основные аспекты и предметы регулирования:

  • Общие положения : предмет закона, правовые отношения в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, основные понятия;
  • Организация регулярных перевозок межрегионального сообщения :
    • Утверждение, изменение и отмена маршрута — заявление, рассмотрение;
    • Требования к составлению расписания прибытия-отправления транспорта;
    • Тарифы и льготы;
  • Организация регулярных перевозок местного сообщения :
    • Пассажирские перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок установления тарифов, транспортные льготы;
    • Полномочия по утверждению, изменению и отмене маршрутов, изменение вида регулярных пассажирских перевозок, порядок проведения перечисленных процедур для регулярных муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов;
    • Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами России,
    • Получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и соответствующих карт;
    • Открытый конкурс: извещение о проведении, порядок организации, требования к участникам, оценка и сравнение заявок;
  • Реестры маршрутов регулярных рейсов : полномочия по ведению реестра, содержащиеся сведения, доступ к ним;
  • Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и карты таких маршрутов :
    • Порядок выдачи и переоформления свидетельства;
    • Получение и переоформление карты маршрута;
    • Прекращение или приостановление действия указанных документов;

ФЗ 126 о связи с последними изменениями

  • Транспортная инфраструктура и отдельные объекты :
    • Остановочные пункты по межрегиональному рейсу;
    • Запись о них в соответствующем реестре;
    • Содержание и порядок ведения реестра;
    • Правила пользования объектом транспортной инфраструктуры;
    • Обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные рейсы;
  • Контроль за проведением регулярных пассажирских перевозок :
    • Государственный транспортный контроль, проверки;
    • Происшествия, о которых перевозчик обязан незамедлительно информировать;
    • Отчеты по регулярным пассажирским перевозкам;
  • Заключение :
    • Ограничения, связанные с организацией заказных перевозок пассажиров и багажа;
    • Обеспечение осуществления положений закона;
    • Изменения, вносимые в КоАП РФ и закон о контрактной системе в сфере госзакупок.

Вам будет интересно: ФЗ №257 с последними изменениями

В рамках рассматриваемого закона, под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества.

Настоящий закон претерпевал изменения лишь единожды — в декабре 2017 года.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция закона датируется 29 декабря 2017. Изменения были внесены федеральным законом N 480-ФЗ. Поправки крайне масштабные, была затронута, пожалуй, большая часть статей закона. Обозначим основные из изменений.

В пункте 5 статьи 3 уточняется понятие смежного регионального маршрута — это межрегиональный регулярный маршрут в границах:

  • Городов Москва, С. Петербург и Севастополь и граничащих с ними субъектов РФ;
  • Краснодарского края и Республики Адыгея.

Также статья 3 была дополнена пунктом 28 , в котором прописаны факторы и характеристики, определяющие качество и комфортабельность пассажирских перевозок: высота пола (низкий пол оптимален), наличие кондиционера, специального оборудования для перевозки инвалидов, электронного информационного табло, системы климат-контроля, возможность безналичной оплаты проезда и иные характеристики.

Часть 4 статьи 4 настоящего закона гласит: заявление об утверждении или изменении межрегионального маршрута должно быть одобрено или с мотивированным обоснованием отклонено в течение 3-х дней со дня подачи. Причиной отказа может служить несоответствие положениям частей 1 — 3 статьи 5 закона или наличие в отношении перевозчика обстоятельств, определенных в части 8 статьи 29. Пакет документов, переданный вместе в заявлением, должен быть возвращен заявителю.

Чтобы снизить нагрузку на внутреннюю транспортную систему населенных пунктов, возможно расположение начальных или конечных остановочных пунктов межрегиональных маршрутов вблизи пересечения автомобильной трассы с границами населенных пунктов или городов. Принимая такое решение, местная власть обязана составить соответствующий нормативный акт. В результате последней редакции был уточнен порядок дальнейших действий (ч. 14 ст. 4 фз 220): уполномоченный федеральный орган должен быть письменно уведомлен о принятии нормативного акта в трехдневный срок с момента его утверждения, после чего в течение 7 дней соответствующее уведомление должно появиться на его официальном интернет-сайте.

С 28 июня 2018 года при подаче заявления об установлении или изменении регулярного межрегионального маршрута пассажирских перевозок (ст. 5 закона ) помимо всех прочих данных, перевозчики будут обязаны указывать:

  • Место нахождения — для юридических лиц;
  • Место жительства (фактический адрес) — для индивидуальных предпринимателей.

Статья 6 закона. Был расширен перечень причин, по которым может быть отказано в принятии такого заявления. К нему добавились:

  • Несоответствие планируемого расписания для остановочных пунктов по данному маршруту требованиям, прописанным в статье 7 настоящего закона;
  • Наличие у перевозчика (юридического лица, ИП) или хотя бы одного из членов простого товарищества просроченного неуплаченного административного штрафа, назначенного за нарушение в транспортной или дорожной сфере.

Статья 7 ФЗ 220 . Значительную редакцию претерпели также сами требования к установлению расписания отправления ТС, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам:

  • Часть 1 была изложена в новой редакции. Минимальная разница в расписании утверждаемого и существовавшего ранее маршрутов, имеющих несколько общих остановочных пунктов на пути следования, должна соответствовать нормам, установленным Министерством транспорта;
  • Были введены части 3 и 4. Соглашениями граничащих субъектов, между которыми организованы регулярные пассажирские перевозки, могут быть предусмотрены иные условия составления расписания. О заключении такого договора стороны в течение 3 дней должны уведомить федеральный исполнительный орган, который после в течение семи дней разместит информацию на официальном сайте. Требование к разнице в расписаниях устанавливается в зависимости от длины совпадающего отрезка пути следования между общими остановками и общих длин рассматриваемых маршрутов.

Закон был дополнен статьей 9.1 . Предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять льготы на проезд межрегиональными рейсами отдельным категориям граждан. Условия компенсации недополученных средств согласуются с перевозчиками. Льготы финансируются из местного бюджета.

Статья 12 ФЗ 220 . Порядок создания, изменения и отмены маршрутов регулярных пассажирских перевозок (как муниципальных, так и межмуниципальных) устанавливается с учетом положений настоящего закона местными властями, которые издают соответствующие нормативно-правовые акты для каждого из субъектов РФ и отдельно — для городов федерального значения. После принятия местными органами решения об изменении маршрута, в течение 60 дней перевозчик должен подать заявку о продлении свидетельства и карты данных с учетом правок.

Статья 13. Что касается тех же процедур для межрегиональных пассажирских перевозок, их порядок определяется соглашениями между субъектами, в границах которых пролегает маршрут. Решение об изменении или отмене рейса по инициативе властей должно быть принято за 3 месяца до истечения срока действия свидетельства перевозчика (если меньшие сроки не согласованы с ним самим) и вступает в силу по окончании срока его действия. После принятия решения об изменении маршрута, перевозчик также в течение 60 дней должен обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью продления свидетельства и карты.

Муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты пассажирских перевозок считаются утвержденным или измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр (ст. 12 — 13). Карты выдаются на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (ст. 17).

Часть 4 ст. 17. Местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к перевозчику в части:

  • Количества ТС разных классов, используемых одновременно на одном маршруте;
  • Допустимого соотношения невыполненных рейсов к числу предусмотренных на квартал;
  • Обязанности по передаче в местную навигационную систему сведений о местонахождении транспортного средства;
  • Обеспечения исправной работы установленного в салоне оборудования;
  • Информирования в установленные сроки уполномоченного органа местной власти и администрации автовокзала (станции) об изменении тарифов на пассажирские перевозки.

Претерпели редакцию правила объявления открытого конкурса для потенциальных перевозчиков определенного маршрута (статья 21 закона ). Конкурс должен быть объявлен:

  • Не позднее 90 дней со дня установления маршрута;
  • Не позднее 30 дней после отказа победителя состоявшегося ранее конкурса от права на получение свидетельства (данное положение части 10 статьи 24 вступит в силу в июне 2018) или при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 7 (были рассмотрены выше);
  • Не позднее месяца после принятия решения о переходе на нерегулируемые тарифы.

Приступить к осуществлению пассажирских перевозок победитель должен не позднее 90 дней после оглашения результатов конкурса и не раньше, чем истечет срок действия свидетельства прежнего перевозчика.

В статье 23 настоящего закона рассмотрены требования к участникам конкурса. Лицо, претендующее на получение права на осуществление пассажирских перевозок, ранее не должно было лишаться свидетельства с связи с допущением серьезных нарушений (судебное решение, многократное невыполнение рейсов без уважительных причин и пр.)

Статья 24 об оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе практически полностью была пересмотрена: части 2, 3 и 6 были изложены в новой редакции, статья также была дополнена частями 4.1, 4.2 и 9 — 11. Ищите изменения в тексте закона 480 ФЗ (ссылка на скачивание в конце статьи). Большая часть введенных положений статьи вступит в силу 28 июня 2018.

Пункты 9 — 14 ч. 1 ст. 26 . К числу сведений, которые положено вносить в реестр, были добавлены:

  • Характеристики ТС (вид, класс, экологические характеристики, макс. срок использования);
  • Наибольшее возможное количество машин каждого класса, которое допустимо использовать для перевозок по регулярному маршруту;
  • Планируемое расписание для остановочных пунктов;
  • Дата начала пассажирских перевозок;
  • Наименование, место нахождения перевозчика, ИНН;
  • Иные сведения, предусмотренные соглашениями соседствующих субъектов.

Статья 29 . Расширен перечень причин, по которым может быть прекращено действие свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок:

  • Невыполнение ни одного рейса из числа предусмотренных расписанием маршрута в течение более чем трехдневного срока или 5 и более регулярных рейсов подряд — за исключением чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 29 была дополнена пунктами 7 — 8);
  • Многократная просрочка по предоставлению квартальной отчетности;
  • Мотивированная жалоба о выполнении по меньшей мере двух рейсов в течение месяца с отправлением ранее положенного по расписанию времени (последние два обстоятельства рассматриваются в суде на основании иска уполномоченного исполнительного органа).

Статья дополнена частью 8 : если действие свидетельства было досрочно прекращено из-за грубых нарушений (предусмотрены п. 2, 7, 8 ч. 1 ст. 29), перевозчик лишается права участия в открытых конкурсах на 1 год.

Статья 32, дополненная частью 3.1 , прописывает возможность органов государственного транспортного контроля проводить плановые рейды и осмотры автомобильных вокзалов и станций, а также остановочных пунктов, расположенных вне данных территорий.

Транспортная безопасность является одним из важнейших моментов в области перевозок, в особенности пассажирских. Глава 6 пополнилась статьей 34.1. Для осуществления пассажирских перевозок, закон обязывает перевозчика:

  • Использовать исключительно транспорт, находящийся в его распоряжении на законном основании: право собственности, аренда и т. д. (п. 2 ч. 1 статьи 23);
  • Допускать к управлению водителей, с которыми у перевозчика заключены трудовые договоры;
  • Сведения о ИП или участнике договора простого товарищества должны быть внесены в реестр.

Статья 38 о создании условий для беспрепятственного проведения регулярных перевозок путем введения ограничений для заказных перевозок пассажиров и багажа была изложена в новой редакции. Перевозчиков, работающих на заказной основе, могут ожидать определенные ограничения, если таковые будут предусмотрены местными нормативными актами.

  • Запрещено (или должно быть согласовано с властями) отправление одного и того же ТС, используемого для пассажирских перевозок, более 3-х раз в течение месяца (часть 1 ст. 38 );
  • Указанные выше требования не распространяются на автобусы с детьми и перевозки, связанные с оказанием ритуальных услуг.

Также претерпела масштабные изменения статья 39 об обеспечении реализации положений закона ФЗ 220. Статья была дополнена частями 4.1, 5.1, 7.1, части 7 и 9 были изложены в новой редакции.

Скачать действующую редакцию закона об организации регулярных перевозок

Как уже было сказано, правки оказались крайне масштабными, потому даже кратко описать их все в одной статье достаточно сложно. Для ознакомления с полным перечнем введенных в закон 29 декабря 2017 года изменений, предлагаем скачать .

Также вы можете автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ в последней редакции. Обратите внимание, что часть поправок вступает в силу только в июне 2018, потому они пока не включены в текст закона.

За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

сайт восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

Все равны, но некоторые - равнее

Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

Без реестра теперь никуда

Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

А что внутри?

В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

Санкции и антисанкции

Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

Автобус движется по направлению к границе

И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

Переходный период

После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки - билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные . Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне - информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип перевозки по виду используемого транспорта Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров Примечание
Железнодорожные перевозки «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении ».

Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического.
Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:
  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей «».

Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Морские и речные перевозки. «Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа » (г. Афины, 13.12.1974)

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.



Что еще почитать