208 ГК РФ). Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ) Авторское право исковая давность

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

97. Субъекты авторского права. Соавторство.

А́вторское пра́во - в объективном смысле - подотрасль гражданского права , регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки , литературы или искусства , то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

1 автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»).

2 Правообладатели - лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Правообладателями могут быть:

Различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;

Работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

Заказчики, в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа;

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права , который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

Латинской буквы «C» в окружности;

Имени или наименования правообладателя;

Например:

© Корпорация XYZ, 2006

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года . К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США , указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

соавторство - Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

1 раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.

2 нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Создавать новое могут только живие люди, следовательно юридическим лицам могут принадлежать только производные права на произведения, которые переходят к ним от авторов.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций статьей 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.) устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

1) для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

2) для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

3) для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

6. При рассмотрении дел судам следует учитывать, что в силу Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, а также исполнения, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" срока действия смежных прав (пункт 4 статьи 35).

7. Исходя из положений статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 49 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам об авторском праве и смежных правах с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда отдельные дела этой категории в соответствии с федеральными законами рассматриваются арбитражными судами.

В частности, данные дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если стороной в споре является гражданин, хотя и имеющий статус предпринимателя, но дело возбуждено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

8. Гражданские дела, связанные с защитой авторского права и смежных прав, исходя из статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подсудны мировому судье. Указанные дела рассматриваются районными судами в качестве суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Районным судам подсудны также гражданские дела, связанные с созданием и использованием служебных произведений, так как данные правоотношения регулируются Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

9. В силу статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика.

Иски, вытекающие из авторских договоров или договоров о передаче смежных прав, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (часть 9 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Примерами исполнения договора являются: представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обратиться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией (пункт 5 статьи 49).

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при обращении в суд не является истцом, поскольку выступает в защиту не своих прав. Истцами по делу в указанном случае выступают обладатели авторских и (или) смежных прав, в защиту интересов которых обратилась организация. Право этой организации на обращение в суд с заявлением о защите авторских и (или) смежных прав основано на законе, поэтому она может действовать без доверенности от обладателя авторских и (или) смежных прав.

Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.

11. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с указанным Законом и в этом качестве может защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

В связи с этим суд при подаче издателем заявления не вправе оставить его без движения по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора. При подаче заявления издателю достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование этого издателя.

Подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, которым определяются отношения между издателем и автором. Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства.

12. При решении вопроса о том, может ли автор являться истцом по делу о неправомерном использовании произведения, исключительные права на которое переданы другому лицу, суду необходимо учитывать, что абзац второй пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предоставляет автору право запрещать неправомерное использование произведения, если лицо, которому переданы исключительные права на произведение, не осуществляет защиту этого права.

В указанном случае автор не вправе требовать компенсации за неправомерное использование произведения по пункту 2 статьи 49 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Однако он не лишен права требовать от нарушителя возмещения морального вреда (пункт 3 статьи 49 Закона).

13. Надлежащим ответчиком по делу о защите авторского права и (или) смежных прав является лицо, осуществившее действие по использованию объектов авторского права или смежных прав в соответствии со статьями 15, 16, 37, 38, 40, 41 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Например, осуществляющая издательскую деятельность организация, предоставившая в типографию оригинал-макет произведения для печатания книги, будет являться надлежащим ответчиком в случае нарушения прав автора произведения.

Типография в данном случае осуществляет только техническое содействие при издании книги. Однако если типография по своей инициативе превысит заказанный тираж произведения, то в этом случае она будет нести ответственность за нарушение авторского права.

14. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 48 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрено, что нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона.

В связи с этим при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований указанного Закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. При этом необходимо исходить из презумпции авторства, предусмотренной статьей 9 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". В частности, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или на экземпляре произведения.

15. При назначении экспертизы в связи с необходимостью исследования объектов авторского права и (или) смежных прав суды должны соблюдать требования о недопустимости привлечения в качестве экспертов или специалистов лиц, связанных трудовыми или договорными отношениями с правообладателями. В случае необходимости получения информации о специальных формах защиты объектов авторского и смежного права (специальные метки на дисках, художественных произведениях и т.д.), которые известны только правообладателю, его сотрудники и иные связанные с ним лица могут быть вызваны в суд только в качестве свидетелей.

Понятие контрафактности экземпляров произведений и (или) фонограмм является юридическим. Поэтому вопрос о контрафактности экземпляров произведений или фонограмм не может ставиться перед экспертом.

16. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, являются контрафактными при распространении на территории Российской Федерации.

Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.

Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).

Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

17. Право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту репутации являются личными неимущественными правами. Поэтому в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

К исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

18. Особое внимание судам необходимо обращать на меры обеспечения иска по делам о нарушении авторского права и смежных прав с учетом объекта защиты и возможности вынесения решения, которое обеспечит защиту нарушенных прав и восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, а также предотвратит дальнейшие нарушения прав авторов и обладателей смежных прав. Обеспечительные меры должны быть приняты при наличии достаточных оснований на стадии принятия искового заявления к производству суда.

Рассматривая вопрос об обеспечении иска по делу о защите авторского права или смежных прав, суд или судья должен руководствоваться не только статьями 139 - 146 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но и статьей 50 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

При принятии решения об обеспечении иска по данной категории дел суд или судья обязан при наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав вынести определение о розыске и наложении ареста на экземпляры произведений или фонограмм, предположительно являющиеся контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм. В необходимых случаях суд или судья обязан решить вопрос об изъятии этих экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования и о передаче их на ответственное хранение.

Принимая решение о специальных способах обеспечения иска, перечисленных в статье 50 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", суд или судья должен указать в определении достаточные основания, позволяющие полагать, что ответчик либо иные лица являются нарушителями авторского права или смежных прав. Определение суда не должно содержать выводы по существу возникшего спора и предопределять решение по делу.

19. Исполнение определения суда об обеспечении иска с указанием способов обеспечения иска о защите авторского права и смежных прав осуществляется немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

20. Объекты авторского права - это произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения.

Программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) относятся к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам, так как по своей природе они являются составными произведениями.

21. Судам следует обратить внимание на то, что перечень объектов авторского права, содержащийся в статье 7 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", не является исчерпывающим. Для определения иных произведений в качестве объекта авторского права необходимо учитывать положения статьи 6 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание. Не охраняются авторским правом идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Например, шахматная партия, методики обучения.

22. Официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Право на официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его регистрации. В связи с этим официальные символы не являются объектами авторского права и на них распространяется действие абзаца третьего статьи 8 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

23. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

24. Распространение экземпляров произведений или фонограмм без согласия автора или производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения допускается только в случаях, предусмотренных законом, в частности, если экземпляры правомерно опубликованных произведения или фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи (пункт 3 статьи 16 и пункт 3 статьи 38 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Но и в этом случае распространение таких экземпляров произведений и (или) фонограмм не должно нарушать авторское право и смежные права. Например, оно не должно нарушать территориальные ограничения по распространению, использоваться для воспроизведения.

При этом следует учитывать, что право на распространение экземпляров произведения или фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит автору или производителю фонограммы.

25. Размещение объектов авторского права и (или) смежных прав в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет, является использованием данных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 16 указанного выше Закона. Так, запись произведения или объекта смежных прав в память электронной вычислительной машины является использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. Созданные (полученные) в результате такого использования экземпляры произведений или объектов смежных прав с нарушением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" являются контрафактными.

Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права и (или) смежных прав. К указанным лицам могут быть отнесены, в частности, владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав.

26. Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю. При этом личные неимущественные права не отчуждаются и остаются за авторами - физическими лицами. Права на произведения, созданные вне рамок трудового договора или служебного задания, не могут считаться переданными работодателю на основании закона. Например, иллюстрации работника к статье, созданной в порядке служебного задания, не могут рассматриваться как служебное произведение, если они не предусмотрены таким заданием или трудовым договором с работодателем.

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем. Такой договор носит гражданско-правовой характер, и на него распространяются общие правила о порядке заключения договоров.

27. В случае, если произведение было создано до 3 августа 1992 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 года. В случае, если произведение было создано после 3 августа 1992 г., но до 3 августа 1993 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на произведение, следует устанавливать по нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года.

28. Передача организации эфирного или кабельного вещания в соответствии со статьями 4, 40 и 41 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" является объектом смежных прав таких организаций. В передачу могут входить объекты авторского права и другие объекты смежных прав.

29. Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права:

личные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки;

имущественные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (статья 37 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").

Это означает, что использование исполнения или постановки допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения или постановки, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться судами как нарушение смежных прав.

Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными.

Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю и является субъектом смежных прав.

30. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п.

31. При получении несколькими наследниками по закону либо по завещанию авторского права и смежных прав наследодателя без выделения конкретных наследуемых объектов авторского права и (или) смежных прав следует иметь в виду, что в этом случае у наследников возникает аналогичный нераздельному соавторству объем правомочий в отношении наследуемых прав на совместное использование всех произведений и (или) объектов смежных прав. Порядок использования указанных прав определяется применительно к статье 10 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вознаграждение за использование прав должно распределяться соответственно наследственным долям.

32. Публичным исполнением аудиовизуального произведения является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

33. Автор музыкального произведения (с текстом или без текста) имеет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения при каждом публичном показе аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 13 указанного выше Закона), в том числе в кинотеатрах. В случае невыплаты этого вознаграждения он имеет право лишь на его получение. Заявленные таким лицом требования, предусмотренные статьей 49 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", не могут быть удовлетворены.

При этом следует иметь в виду, что данное право принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение.

34. При исчислении сроков охраны авторского права и (или) смежных прав необходимо иметь в виду, что эти сроки определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами.

Принятый в 1993 году Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" увеличил установленный Гражданским кодексом РСФСР 1964 года 25-летний срок охраны авторского права до 50 лет. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", вступившим в силу с 26 июля 2004 г., срок действия авторского права увеличен до 70 лет (статья 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Данный срок применяется лишь к авторскому праву, для смежных прав срок охраны составляет 50 лет (статья 43 указанного выше Закона).

Срок действия авторского права и (или) смежных прав применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права и (или) смежных прав не истек к 1 января 1993 г. (пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"), в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны.

Вместе с тем, если ранее установленный 50-летний срок охраны авторского права истек до 26 июля 2004 г. - даты официального опубликования изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", то 70-летний срок охраны к этим произведениям не применяется.

35. Исчисление срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение.

36. В пункте 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрено, что права, переданные авторами аудиовизуального произведения его изготовителю, действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Поскольку авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения, срок охраны прав на аудиовизуальное произведение определяется исходя из положений пункта 4 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

37. Начало течения срока охраны смежных прав на фонограмму начинается с факта первого опубликования фонограммы либо ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет.

Радио- и телепередачи (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, с даты введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав (пункт 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1).

38. Истечение срока охраны произведений и (или) объектов смежных прав означает их переход в общественное достояние. В этом случае они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты вознаграждения. При этом лицами, использующими произведения или объекты смежных прав, должны соблюдаться личные неимущественные права, которые действуют бессрочно.

4) если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. Экземпляры произведений, воспроизведенные сверх установленного тиража, являются контрафактными. Любые пробные и технологические тиражи должны входить в установленный договором размер тиража.

40. С авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), изготовителем аудиовизуального произведения должен заключаться договор о передаче прав в объеме, установленном договором.

41. Бездоговорное использование произведений и (или) объектов смежных прав может осуществляться только в целях и объеме, прямо указанных в законе. Решая вопрос о правомерности действий сторон, суд должен установить, соответствовали ли закону цели бездоговорного использования и не превышал ли объем использования пределы, предусмотренные законом для данных объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 42 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений статьи 39 этого Закона. Организация эфирного или кабельного вещания, не выполняющая это требование, является нарушителем вышеуказанного Закона.

42. Обладателями авторских и (или) смежных прав могут создаваться организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе. Коллективное управление имущественными правами осуществляется этими организациями в пределах полномочий, переданных обладателями авторских и смежных прав на основе письменных договоров, а также на основе соответствующих договоров с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

На основе полученных полномочий указанные организации предоставляют пользователям лицензии на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона (пункт 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").

43. Перечисленные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты гражданских прав распространяются на защиту авторского права и (или) смежных прав. В то же время Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрены специальные способы защиты. Это компенсация, возмещение морального вреда при нарушении имущественных прав, конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. При этом право на возмещение морального вреда предоставлено только автору и исполнителю. Одновременно с указанием о конфискации в решении суда необходимо указать об уничтожении конфискованных экземпляров, за исключением случаев, когда судом принимается решение об их передаче обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).

Вопрос длительности действия авторских прав и множества связанных с их реализацией преимуществ может беспокоить как непосредственно авторов разнообразных произведений искусства либо практически применимых решений, так и их близких, наследников и сторонних лиц, которые могли бы извлечь выгоду из такового произведения или решения. При этом мировое законодательство практически однозначно регулирует таковой вопрос положениями Бернской Конвенции, к каковой присоединилось большинство мировых государств.

Оглавление:

Всемирные нормативы срока действия авторских прав

Вопросы регулирования авторских прав поднимались отдельными государствами ещё в 18-м веке, а основной правоустанавливающий документ – Бернская конвенция, был принят в 1886 году. Положениями упомянутой конвенции устанавливаются ключевые принципы:


Важный факт

Бернская Конвенция не предусматривает определения понятия авторства и лиц, отнесенных к авторам. Таким образом, данный вопрос подлежит регулированию в рамках национальных законодательств. В частности, в России авторством могут обладать исключительно физические лица или объединения отдельных физических лиц, за исключением тех произведений, каковые были созданы во время действия советского законодательства. В то же время в других странах может допускаться принадлежность полных прав авторства юридическим лицам. Либо – устанавливаться возможность заявления авторских прав исключительно для одного лица, без возможности соавторства.

В целом, сроки действия авторских прав, установленные Бернской Конвенцией, расширены большинством стран, участвующих в ней и превышают установленный 50-летний минимум. В частности, на текущий момент наибольшим сроком действия рассматриваемых прав обладает мексиканское законодательство, которое предусматривает 100 лет действия таковых прав с момента смерти автора.

Также, в отдельных случаях, международное законодательство устанавливает и меньшие сроки действия прав авторов. В частности, для произведений кинематографического искусства международное законодательство предусматривает 50-летний срок действия исключительных прав, причем не со смерти автора, а с момента первого публичного показа кинофильма. Для фотографий же авторские права по Бернской Конвенции фиксируются на 25-летний срок с момента выполнения снимка.

Обратите внимание

Понятие сроков действия авторских прав в большинстве ситуаций касается непосредственно исключительных имущественных прав, каковые могут быть отчуждаемыми. Сроки действия неимущественных авторских прав, таковых как право на имя и авторство, а также на защиту созданных произведений от разнообразных искажений, способных опорочить авторскую репутацию, являются бесконечными.

Сроки действия авторских прав в Российской Федерации

Регулирование юридического понятия авторских прав, вместе с указанием точных сроков их действия обеспечивается положениями гл. 70 ГК РФ.

В общих случаях время действия прав на произведения науки, культуры и искусства составляет 70 лет с момента физической смерти автора. Но в отдельных ситуациях таковые сроки могут изменяться. В частности, если произведение публиковалось под псевдонимом, а личность автора не была раскрыта или не была очевидна, исключительные права длятся 70 лет с момента публикации, либо – по общим принципам после раскрытия личности автора.

Для произведений, сотворённых несколькими лицами в порядке соавторства, срок действия прав составляет 70 лет и исчисляется от дня кончины последнего из таковых соавторов. В ситуациях, когда произведение было опубликовано или обнародовано уже после смерти автора, авторские права и семидесятилетний срок их охраны длится 70 лет с момента опубликования.

Российским законодательством также предусмотрена дополнительная защита авторских прав репрессированных лиц и участников Великой Отечественной Войны. Так, для авторов, бывших участниками ВОВ, все сроки действия авторских прав увеличиваются на четыре года . А для лиц, которые были репрессированы и реабилитированы уже посмертно, срок действия защиты исключительных авторских прав начинает высчитываться с момента судебного решения о реабилитации.

Истечение срока действия авторских прав в России и отдельные нюансы

Необходимо помнить, что исключительные права отчуждаемы и могут быть проданы, либо переданы по наследству. Тем не менее, правообладание ими не подразумевает полной передачи прав имени и авторства – они всегда сохраняются за автором и не затрагиваются установленными сроками действия.

В целом же, использование произведений, каковые перешли в статус общественного достояния, дозволяется, в том числе и в коммерческих целях без получения разрешений. Обратите внимание, что таковые правила не касаются непосредственных оригиналов произведений – право на обладание ими устанавливается соответственно положениям гражданского законодательства в качестве ценностей или физических предметов.



Что еще почитать