Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию. Сценарий воспитательного мероприятия по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста Внеклассное занятие по правовой культуре школьников «Мы будущие избиратели

“Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс

  1. Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания.
  2. На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.
  3. Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
  4. Воспитывать правовое самосознание учащихся.

Ход проведения

Учитель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять.

Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей должны быть предоставлены защита и содействие, а ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семье, в атмосфере любви и понимания.

Конвенция признает тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать особенности культуры и традиций каждого народа.

Вы, возможно удивитесь: какие права могут быть у ребенка? Да, дети имеют права! Право на самом деле нечто такое, что вам положено. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

Давайте мы с вами узнаем о правах ребенка на примере литературных произведений.

1. “Папа Карло купил “Азбуку” и отправил сына в школу. А он вместо того, чтобы идти в школу продал свою азбуку и пошел в театр. Правильно он поступил?

Все дети имеют право на бесплатное обучение и должны учиться, чтобы стать грамотными.

2.
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

3. “Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры”.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Учитель: В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление. Также есть статья, которая запрещает все формы физического и психологического насилия, грубого обращения.

Человек растет, обретает жизненный опыт. Но помимо прав существуют и обязанности. Так обязанность родителей состоит в том, чтобы воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, дать образование. Также и у вас, ребята есть обязанности. И ваша главная обязанность – учиться, чтобы стать грамотными, получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

К сожалению, права детей очень часто нарушаются. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Но государство позаботилось о том, чтобы таких взрослых наказывали по закону.

А как же это происходит, ученики 4класса на примере русской народной сказки “Гуси-Лебеди” вам это покажут.

Суд над нарушителями “Гусями…”

Действующие лица:

  • Баба Яга – ответчица
  • Сестрица Аленушка
  • – свидетель
  • Яблонька
  • – свидетель
  • Молочная речка с кисельными берегами
  • – свидетель
  • 1-2-3
  • – гуси
  • 1-2-3
  • – присяжные
  • Судья
  • Адвокат Бабы Яги
  • Прокурор

Судья: Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по ее поручению Гуси-Лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестрица Аленочка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про все. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-Лебеди пошаливают, детей, оставленных без присмотра крадут. Мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы и предположить не могли, что Баба Яга осмелится на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-Лебеди, пролетая надо мной, уносили из других деревень то девочку, то мальчика. Что потом случилось дальше, я не знаю.

Яблонька: Я тоже видела, что Гуси-Лебеди крали детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: Я и не знала, просто мне было приятно, что Аленочка съела мой ржаной пирожок.

Яблонька: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-Лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают до самой избушки, где живет Баба Яга, и я знала, что пока туда не прибежит Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка.

2-й Гусь: Первый Гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, что ничего плохого Иванушке мы не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.

3-й Гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мы не позволили бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.

Гуси-Лебеди: Это не мы, это прежние гуси, а нас только наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе Яге. Корма для нас в лесу не стало - экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, прошу утащить маленького мальчишку или девчушку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи. Вот по этим законам я и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы Яги: Баба-Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно по человеческим законам Баба Яга ведет себя жестоко. Но, может быть она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?

2-й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу Ягу.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу Ягу, но и Гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они – соучастники преступления.

Прокурор: Баба-Яга к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей степени наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения? (Ответы детей)

Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка. Этот документ имеет очень большое значение в жизни ребенка. Конвенция призвана защищать детей от обид и произвола со стороны взрослых. Мы должны сплотиться. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, то они бы сделали больше к осуществлению прав ребенка.

(Учащиеся читают стихи)

1-й учащийся.

Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2-й учащийся.

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3-й учащийся.

Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4-й учащийся.

Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

5-й учащийся.

Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

6-й учащийся.

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

7-й учащийся.

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей
Помогут они, держись веселей.

8-й учащийся.

До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

9-й учащийся.

В общем – да!

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча.

Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую деятельность обучающихся. Так как, именно этот период является основополагающим для становления духовных идеалов, моральных приоритетов учащихся. Цель мероприятия разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом в рамках правового аспекта. Задача данного мероприятия: продолжать в занимательной форме учить детей работать с информацией, повышать уровень правовой компетенции учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка

Калининского района Саратовской области»

Класс: 2

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Тема: «Я имею право»

Форма проведения: игра-викторина.

Цели.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Внимание!

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

2. Основная часть: игра-викторина «Я имею право»

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний. Сегодня к нам пришла ученица старших классов Сороконенко Юля, помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, чтобы сделать небольшое сообщение по этой теме.

Выступление старшеклассницы

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.

Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Сегодня мы будем говорить о правах.

Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право»

Слайд 1

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. В качестве приза победители смогут подготовить и провести в интересной форме выступление для учащихся 1 класса по правам. А Юля поможет нам в проведении викторины, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы.

И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова

+ (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)

Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

Слайд 2

(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)

Слайд 3 (Правильное значение слова)

(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)

Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказала Юля дети – это будущее наше и нашей страны.

А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы.

Слайд 4

(далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)

Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

Слайд 11

Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Кто главный герой этой сказки?

Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

Где можно учиться?

Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

  1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

С кем жили Кай и Герда?

Как жилось им у бабушки?

Что случилось с Каем?

Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. Русская народная сказка «Морозко»

С кем жила падчерица?

Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

Какое право Настеньки она нарушила?

Кто побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

Кто такой Айболит?

Чем он занимался?

Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

(вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

  1. Ш. Перро «Золушка»

Как относилась к Золушке мачеха?

Что по дому делала золушка?

Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

  1. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Почему невзлюбили Гадкого утенка?

Он виноват в том, что он таким родился?

Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

Слайд 12

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

Слайд 13

Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны)

У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

Слайд 12

(возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)

Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

(вместе со старшеклассницей ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)

Слайд 14

А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»

(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы свами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.

(учитель раздает памятки о правах)

Слайд 15.

Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!

Спасибо вам, ребята, большое за работу. Наше мероприятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Шесть шляп критического мышления”

«Белая шляпа” - СТАТИСТИЧЕСКАЯ

(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;

“Желтая шляпа” - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;

“Черная шляпа” - НЕГАТИВНАЯ

(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;

“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ

(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;

“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Слайд 2

Право (права) 1. нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе (права людей); 2. документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля или мотоцикла (водительские права); 3. направление сторон право – лево, указывает, где правая сторона, где левая сторона (команды на корабле: «Право руля! Право на борт!»).

ПРАВА - это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе

ЗАДАНИЕ: О каком праве ребенка можно говорить, используя следующие иллюстрации Соотнесите символ с сюжетом слайда

Право на жизнь

Право на жизнь в семье

Право на медицинский уход

Право на обучение

Уважение к правам другого человека

Право на отдых

ЗАДАНИЕ: Какие права детей нарушали или соблюдали герои сказок. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» Г. Х Андерсен «Снежная королева» Русская народная сказка «Морозко» К. И. Чуковский «Айболит» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Внеклассное мероприятие

«Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права - возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности - это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг - поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? -

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА - это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня :-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель :-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Приложение архив

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Литература

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. - М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА», М.: 2000. - 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569

9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра- викторина %20Большакова.doc


Открытое мероприятие по правовому воспитанию, с участием юридического лица – Алейник Оксаной Вадимовной (ООО «ЮКЦ» ЮрФирм, юрист).

Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества; ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; проанализировать типичные правонарушения; способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки; иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.

Ход:

I . 1. Беседа «Права человека»
Здравствуйте ребята и гости! Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция России.
- Семейный кодекс.
- Основы законодательства об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Конвенция прав ребёнка.

Права человека

Права человека

Закон

2. А сейчас, ребята, мне бы хотелось предоставить слово работнику юридической компании, юристу Алейник Оксане Вадимовне (беседа юриста с детьми).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» …. в старину существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка – это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…

Что можно узнать и чему научиться у сказок?

О реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение.

4. «Продолжите предложения, дополнив термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека».

Схватив крысу Шушару за хвост…(Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность).
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом … (на получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… (наслаждаться искусством).
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом… (принадлежащего его имущества).
- Сыщики доберманы – пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления … чего? (без установления судом виновности Буратино).
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги).
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

Самое главное право человека – право на жизнь. Так было не всегда! В Древней Спарте каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы вниз.

В какой сказке А.С.Пушкина и у какого героя нарушается право на жизнь?

а) «Сказка о золотом петушке»

б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в) «Сказка о попе и работнике его Балде»

Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями. Вспомните сказки (народные или авторские), в которых дети были насильно разлучены с родителями.

Каждый ребенок имеет право на заботу и попечение родителей. Вспомните название известной сказки С.Маршака, в которой маленькая девочка зимой оказалась в лесу и с ней произошли чудесные приключения. Как нарушается данное право ребенка в сказке?

Каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В какой сказке Ш.Перро нарушено это право?

Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином. В какой английской сказке про трех животных это право нарушается?

Каждый ребенок имеет право не быть как все, имеет право быть индивидуальностью. В какой сказке Г.-Х.Андерсена это право нарушено?

Подведение итога данного раздела мероприятия:

    Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

    Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.

    Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите.

    У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает.

    Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет.

    Ребенок имеет право на собственное жилье.

    Ребенок имеет право на попечение родителей.

    Каждый ребенок имеет право на жизнь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями.

    Каждый ребенок имеет право не быть как все, быть индивидуальностью.

    Каждый ребенок имеет право получить образование.

«Сказочная эстафета»

(приглашаются по 1 участнику от команды)

Первый игрок : Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.

Второй игрок : Баба-Яга, ступа и мела.

Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.

Третий игрок : Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.

Участник садится на санки и проходит дистанцию.

Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?

Игра с командами

Вопросы командам (готовится «Сказочная эстафета»)

1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)

2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)

3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)

«Сказка ложь, да в неё намёк»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Задание: Разгадать загадки сказочных героев , угадать кто они?

    «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)

    «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)

    «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)

    «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)

    «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)

    «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Игра с командами

(показ слайдов)

Вопросы к командам : Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)

Вопрос 1.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу, –

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь: "Так лих же: нет!”

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком…”

Какие права нарушил царь Дадон?

Вопрос 3.

Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? рисунке?

Какие права здесь нарушены?




Вопрос 4.

Из какой сказки эта иллюстрация?

Нарушение какого права изображено на

рисунке?


Вопрос 5.

Как называется эта сказка?

Какое право было нарушено ведьмой?


Вопрос 6.

Какими правами воспользовались

герои этих сказок?

Вопрос 7. Нарушение какого права изображено на рисунке?

Вопрос 8.

Какие права нарушил Иван царевич?

Конкурс капитанов.

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он –породистый пёс.

(Комиссар Рекс)

1. Он –герой защитник будущего.

2. Он – необычный персонаж.

3. Он – мутант.

(Черепашка – ниндзя)

1. Он – круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки.

(Колобок)

«Юридическая консультация»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

«Азбука права»

(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)

1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)

Игра с командами

(готовится «Азбука права»)

Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)

Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева… .

Подведение итогов игры.

Награждение команд в номинации

« Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».

II. Тесты.

- А теперь, дорогие ребята, мы вместе с Оксаной Вадимовной подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

Tecт l

    Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

    В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения
    .

    Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

    Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

    Ребенок – это человек...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

Тест 2

    Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

    В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

    Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.

    Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

    Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

    Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей
    .
    в) их в ней вообще нет.

    2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

    В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

    Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

    Ребенок, совершивший преступление...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Тест 4

    Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

    Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

    Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

    Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

    Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

Тест 5

    В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

    Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

    Преступление – это...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

    С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен
    .

    Все дети Земли равны...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

Тест 6

    С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

    Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

    С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет
    .

    Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

    Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

Тест 7

    Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

    Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

    Запрещается вовлечение детей в...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

    Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

    Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

Тест 8

    Защита Отечества – это...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность
    .

    Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

    Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

    Ребенок свободен...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта
    .

    Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

Тест 9

    Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

    Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает
    .

    Спор с родителями – это...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

    Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

    Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

    Ты знаешь, что такое закон и право;

    Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

    Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

    Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

    Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

    Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

    Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .

Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»

Беседа «Закон суров, но он закон»

Задачи: объяснить значения «право», «закон» и «мораль»; на примерах показать, в чем заключается нарушение норм морали и права.

Ключевые термины: норма морали, норма права, закон, законность, правопорядок.

Методы: беседа, работа с источниками (познакомить с законами и конституцией Российской Федерации), работа в группах.

Примерная схема беседы:

С незапамятных времен люди в своем поведении стали руководствоваться нормами и правилами, выработанными путем проб и ошибок. Самыми первыми правилами поведения стали нравственные (моральные) нормы, в которых нашли свое отражение представления людей о добре и зле, долге, справедливости и т.д. Они содержались в различных религиозных текстах.

С появлением государства нравственные нормы уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между человеком, обществом и государством. Сложился новый вид норм – правовые нормы.

Нормы права – установленные государством правила поведения, регулирующие определенную сторону общественных отношений (то, что можно, нужно или нельзя делать). Их нарушение влечет за собой санкцию со стороны государства.

Нормы морали – совокупность одобряемых обществом правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Их нарушение, как правило, само по себе не может быть основанием для санкций со стороны государственных органов.

Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право опирается на мораль, усиливает действенность морали, а мораль помогает праву регулировать общественные отношения, способствует повышению эффективности права.

Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Все, что запрещает закон, запрещает и мораль. В то же время жадность, невнимание к людям, завистливость и другие аморальные качества не попадают под действие правовых норм, если не выражаются в противоправных действиях.

Учащиеся приводят примеры поступков, которые регулируются правом и которые регулируются морально.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одни поступки могут регулироваться только морально, другие - только правом, а третьи – и морально, и правом. Кроме правых и моральных норм в обществе функционируют и другие виды норм: религиозные, традиционные и т. д. Все эти виды норм объединяются одним названием - социальные нормы.

Вопросы для обсуждения:

    Каковы общие черты права и морали? Право и мораль регулируют общественные отношения, предусматривают деление человеческих поступков на положительные (правомерные, высокоморальные) и отрицательные (неправомерные, аморальные); что запрещено законом, чаще всего запрещено и морально.

    Каковы отличия между нормами права и нормами морали?

Правильный ответ может быть представлен в виде таблицы 7

Различия между нормами права и нормами морали

Сфера регулирования

Наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы людей и общества

Все общественные и личные отношения: «человек – человек», «человек – группа» и

т. д.

Форма существования

Закрепляет в нормативно – правовых актов

Существуют, сложившись и общественном сознании

Ответственность

в случае нарушения

Возможность государственного принуждения

Моральное осуждение

Анализ ситуации

Ситуация

Норма

права

Норма морали

Религиозная норма

Обычаи

Олег обманул одноклассника

Игорь ударил прохожего

Врач не оказал помощи пострадавшему в аварии

Мужчина оскорбил женщину

Витя украл у одноклассника деньги

Никита не уступил старушке место в автобусе

Аня уехала за границу, и не пишет маме письма

Мальчишки мучают бродячего кота

Учащиеся объясняют следующие выражения:

    Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы.

    Высший суд – суд совести.

    Свобода предполагает ответственность.

    Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

    Свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом.

Закон нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую силу, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Вопросы для обсуждения :

    Что вы знаете об основном законе Республики Беларусь (Конституции)?

    Какие законы вы ещё знаете?

    Какой орган государственной власти принимает законы?

    Приходилось ли вам лично или вашим знакомым обращаться к каким-либо статьям закона? Как вы реагировали на эти законы? Казались ли они вам справедливыми? Если нет, именно вам не понравилось? Предложите свой вариант изменения конкретной статьи какого-либо закона. Обоснуйте свой вариант.

С понятием «закон» тесно связано понятие «законность». Оно подразумевает неукоснительное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, верховенство законов, охрану правопорядка.

Правопорядок – состояние общественных отношений, соответствующее требованиям правовых норм.

Составление схемы «Соотношение общественного порядка и правопорядка».

Как соотносятся общественный порядок и правопорядок? (Правопорядок – часть общественного порядка, как показано на схеме (см. рис. 1)).

Общественный порядок

Правопорядок


Рис. 1. Соотношение общественного порядка и правопорядка

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа приводит примеры, в которых описываются нарушения норм морали либо норм права. Вторая группа указывает, какая именно норма нарушена. Затем задания для групп меняются.



Что еще почитать