Окончено следствие о причинении ущерба оборонному предприятию. Финансовый директор АО «ОДК-Авиадвигатель» заподозрен в мошенничестве

Свердловский районный суд Перми 19 мая избрал мерой пресечения финансовому директору АО «ОДК-Авиадвигатель» Алексею Черемных, ранее задержанному, денежный залог в 1,5 млн рублей. Его подозревают в мошенничестве при продаже непрофильных активов завода. Он оставлен в ИВС еще на 72 часа - до внесения наличности в кассу судебного департамента.

С заявлением о возбуждении уголовного дела в краевое управление ФСБ обратился управляющий директор – генеральный конструктор оборонного предприятия Александр Иноземцев. Проверка, проведенная совместно с полицией, выявила признаки нарушения закона при продаже 9 декабря 2015 года непрофильных активов – здания базы отдыха «Ельники» и двух земельных участков на берегу Камы в поселке Полазна общей площадью 1,2 га. Недвижимость приобрели у АО «ОДК-Авиадвигатель» две компании – ООО «Автоцентр К-117» и ООО «Лодочная станция «Голованово». Уже 16 мая 2016 года они уступили объекты учрежденному за полтора месяца до этого ООО «Зеленый холм». Его директором и владельцем 50 % уставного капитала стал Вячеслав Черемных - сын финансового директора АО «ОДК-Авиадвигатель» Алексея Черемных. Доли по 25 % зарегистрированы на Марину Кокшарову – дочь первого заместителя генерального конструктора, начальника ОКБ Николая Кокшарова, и на Дмитрия Сулимова – сына заместителя генерального конструктора, главного конструктора по ГДУ для электростанций Даниила Сулимова.

Выяснилось, что стоимость имущества была занижена в 10 раз. Ущерб для предприятия оценен в 1,85 млн рублей. 17 мая были проведены обыски по многим адресам. Черемных-старший задержан и допрошен. В тот же день проведена его очная ставка с другим подозреваемым – Олегом Титаренко, а 18 мая – со свидетелем Кокшаровым. Выступая 19 мая в суде при избрании меры пресечения, следователь СЧ ГСУ краевого главка МВД РФ Антон Сулимов сослался на рассекреченные стенограммы телефонного прослушивания. В этих разговорах финансовый директор Черемных предлагал собеседникам давать ложные объяснения и показания. Майор юстиции Сулимов сообщил, что проверяются и другие эпизоды сотрудничества Черемных-старшего с аффилированным ему директором ООО «Лодочная станция «Голованово» Виктором Семеновым. Прокурор Дамир Гайфуллин поддержал ходатайство о взятии подозреваемого под стражу.

Черемных, его адвокаты Игорь Кашин и Юрий Лобанов возразили. Были представлены документы о том, что 18 апреля 2017 года - еще во время доследственной проверки – недвижимость возвращена и снова зарегистрирована на АО «ОДК-Авиадвигатель». Защита передала гарантийное письмо из оборонного предприятия с обязательством доплатить денежный залог Черемных до размера, определенного судом. Вместе с этими бумагами к делу приобщены ходатайство АО «ОДК-Авиадвигатель» не лишать Черемных свободы и похвальная характеристика. Сам 56-летний подозреваемый заявил: «Версию следствия признаю, раскаиваюсь».

Судья Екатерина Казначеева избрала залог в сумме 1,5 млн рублей, который необходимо внести до 15 часов 22 мая. Если к этому сроку наличность не поступит в судебный департамент, будет решаться вопрос о другой мере пресечения. Черемных 19 мая под конвоем опять отправился в ИВС.

Ученый-оборонщик, известный на всю страну, пошел на конфликт с людьми в погонах

Одно из самых известных предприятий Прикамья - «ОДК-Авиадвигатель» - фактически вступило в конфликт с силовиками. Полиция обнаружила факты мошенничества с государственными деньгами, но промышленники отказываются признать факт хищений. Причем фактически противником следователей стал Александр Иноземцев - влиятельный ученый с известностью на федеральном уровне.

Громкие уголовные дела в отношении пермских промышленников уже стали обыденностью. Давно идет расследование хищений на Машзаводе им. Дзержинского. В прошлом году у силовиков возникли претензии к руководству завода «Машиностроитель». Но «авиаторы» всегда были на хорошем счету, брендом Прикамья. Однако за последнее время вокруг «Авиадвигателя» возникло уже две негативные истории.

Александр Иноземцев почему-то не верит в факт хищений на предприятии
Фото с сайта АО «ОДК-Авиадвигатель»

Ранее было известно об одном уголовном деле. Пермская полиция расследовала историю хищения двух земельных участков. Среди обвиняемых бывшие заместители управляющего директора, Алексей Черемных и Николай Кокшаров, и еще три человека, занимавшие руководящие посты на предприятии. Следствие пришло к выводу, что в 2015 году «Авиадвигатель» продал два земельных участка по явно заниженной стоимости.

После вмешательства ФСБ участки были возвращены в собственность «Авиадвигателя». В мае расследование завершилось - материалы дела сейчас находятся в Свердловском районном суде. Но интересный нюанс - руководство «Авиадвигателя» почему-то не признает факт нанесения ущерба (хотя Иноземцев изначально сам подал заявление с просьбой возбудить уголовное дело, но затем пытался его отозвать).

Собеседник «URA.RU» из числа пермских промышленников рассказал, что следом появилось второе уголовное дело . Сейчас силовики ведут активную работу в отношении «Авиадвигателя». Но руководство предприятия вновь отказывается признать ущерб.

Денис Мантуров очень хорошо знаком с «Авиадвигателем»
Фото: Алексей Глазырин © URA.RU

«URA.RU» направило официальный запрос в региональный главк МВД и получило подробный ответ о сути уголовного дела. Его возбудили в апреле по факту мошенничества. Следствием установлено, что сотрудники «Авиадвигателя» ремонтировали личные автомобили за счет предприятия - под видом ремонта машин, состоящих на балансе компании. Таким же образом был отремонтирован автомобиль жены одного из работников. Сейчас расследование продолжается. А руководство предприятия «каких-либо претензий к гражданам не имеет, факт причинения ущерба не признает».

Источник в правоохранительных органах уточнил, что фигурантами дела стали несколько сотрудников «Авиадвигателя», включая заместителя финансового директора Алексея Семешко . Последний не уволен и по-прежнему имеет доступ к финансам завода. «Конфликт предприятия с полицией обусловлен тем, что фактически речь идет об обналичивании государственных денег. «Авиадвигатель» существует за счет госзаказа, через предприятие проходят огромные суммы, и расследование этой истории только началось.

При этом руководитель по непонятным причинам не идет навстречу следствию», - говорит осведомленный собеседник.

Руководитель «ОДК-Авиадвигатель» - управляющий директор и генеральный конструктор Александр Иноземецев. Считается, что этот промышленник обладает безупречной репутацией. Он хорошо знаком с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым . В 2016 году Иноземцев был «паровозом» единороссов на выборах в городскую думу Перми, но затем отказался от мандата. «Авиадвигатель» сегодня входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК, контролируется Ростехом).

«URA.RU» направляло также запрос и в «Авиадвигатель», чтобы выяснить позицию его руководства относительно уголовных дел. В пресс-службе ответили, что не в курсе, поступил ли запрос к Александру Иноземцеву - он ответит, «если посчитает нужным».

Интересно, что недавно пермские «авиаторы» попали в неприятную историю, прогремевшую на всю страну. 22 августа у самолета ТУ-204, летевшего из Уфы в Сочи, загорелся двигатель марки ПС-90А. Произведен он был в Перми, разработан местным конструкторским бюро. На двигателях ПС-90А летают и самолеты президентского авиаотряда. Причиной возгорания двигателя специальная комиссия назвала техническую неисправность.

«Владельцы»

Владельцем ОАО «Авиадвигатель» является .

«Совет директоров»

Новости

Чистая прибыль ОАО «Авиадвигатель» по РСБУ за I полугодие 2012г. выросла на 28,3% — до 136 млн 652 тыс. руб.

Чистая прибыль ОАО «Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за 6 месяцев 2012г. выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 28,3% и достигла 136 млн 652 тыс. руб. Об этом говорится в материалах компании.
ссылка: http://quote.rbc.ru/

ОАО «УМПО»: испытания двигателя ПД-14 идут успешно

Узлы производства ОАО «УМПО» в составе первого демонстрационного образца ПД-14 успешно проходят испытания на пермском предприятии «Авиадвигатель». Наработка двигателя, предназначенного для нового гражданского самолета МС-21, на рабочих режимах составила более 20 часов.
ссылка: http://www.aviaport.ru

Визит Рогозина в Пермь: неожиданно рассекреченное вооружение

Недавно в Пермь с рабочим визитом приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Вместе с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным он побывал на предприятиях оборонного комплекса региона. Делегация посетила «Мотовилихинские заводы», «Протон-ПМ», «Пермский моторный завод», «Авиадвигатель».
ссылка: http://www.i-mash.ru

ПД-14 на выставке «Технологии в машиностроении — 2012»

Головной разработчик ПД-14 — ОАО «Авиадвигатель». Создание двигателей для самолета МС-21 является приоритетным проектом «Объединенной двигателестроительной корпорации». ПД-14 — двигатель нового поколения, являющийся базовым для создания целого семейства высокоэффективных двигателей для гражданской, транспортной авиации и наземного применения.
ссылка: http://www.aviaport.ru/

Первый модернизированный транспортный самолет Ил-76МД-90А готовится к летным испытаниям

Ил-476 с целью улучшения летных характеристик и повышения экономической эффективности. На самолете вместо двигателей Д-30 установлены четыре турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) ПС-90А-76 производства пермского ОАО «Авиадвигатель». Двигатель ПС-90А-76 имеет тягу 14,5 тс и удельный расход топлива 0,59 кг/кгс * ч, полностью соответствует всем нормам ИКАО, что позволяет эксплуатировать оснащенные им самолеты практически без ограничений. При одинаковой полезной нагрузке обновленный Ил-76 имеет дальность полета на 15-18 проц больше, чем у предыдущих модификаций.
ссылка: http://www.aviaport.ru

Промышленный шпионаж и никакой политики

Разумеется, что когда дело было сделано, то американская UTTC объявила о выходе из акционеров «Протона», что совпало, как я уже говорил, с заявлением космического агентства НАСА, что у них появится «скоро» свой космический грузовик. Интересно, что американцы не ушли из Перми навсегда (столько было вложено денег, столько затрачено интеллектуальных ресурсов), они являются сегодня инвесторами других моторостроительных компаний – ЗАО УК «ПМК» (куда входят «Авиадвигатель» и «Пермский моторный завод»).
ссылка:

?xml:namespace>

Роман Попов: В театрах есть худрук, есть директор театра. Часто эти должности разделены. Бывают уникальные театры,в которых худрук и директор театра, и главный менеджер театра, периодически даже ведущий солист театра – это один и тот же человек. Я один такой театр имел честь знать – «Балет Евгения Панфилова». Я прекрасно понимаю, что бы произошло, появись вдруг неожиданно откуда человек с министерства с какого-нибудь или с департамента культуры, появись и скажи: «Ребята, мы вам назначаем директора театра, а Евгений Алексеевич Панфилов будет у вас художественным руководителем, и ничего больше. Он будет заниматься постановками». При всем притом, что номинальный директорбыл, в театре очень хорошо были распределены роли,обязанности, но какой-то момент было понятно, что при жизни Панфилова - Панфилов там все. Это лирическое отступление. Теперь к «Авиадвигателю». Там есть такой же Панфилов, какой был в театре «Балет Панфилова», это Иноземцев. Он генеральный конструктор, он управляющий директор, это человек, который для компании «Авиадвигатель» это всё. Он один на данный момент олицетворяет в себе всё. Есть головная компания, совет директоров, «Оборонпром», объединенные Авиадвигателестроительные, что-то там еще, есть такая головная компания, которая решает...

Катерина Шафиева: Разделить должности.

Роман Попов: Да, что должности надо разделить, что управляющий директор – это один человек, генеральный конструктор – это другой человек. Дескать, товарищ Иноземцев, вы хороший, крутой, клевый, мы ценим ваши заслуги, но, будьте добры, занимайтесь научно-технической частью, не лезьте в управление.

Катерина Шафиева: Рома, как ты думаешь, с чем связано желание разделить эти должности? Он не справляется с одной из них?

Роман Попов: А вот теперь самое главное. Что значит «как ты думаешь?» Я в этой истории три с половиной часа. Это вообще не моя тема. Я спортивный обозреватель по своей основной профессиональной специализации. Это не моя тема, я не собирался туда влезать и разбираться, и разговаривать. Теперь я отвечаю на твой вопрос. А что там происходит?Почему нельзя разделить обязанности? А причем здесь Иноземцев? А чего они вообще выходили? Ведь ничего же страшного не произошло на «Авиадвигателе». И на этот вопрос я отвечаю так: ребята, вот сейчас мы включаем голоса «Авиадвигателя», которые я лично их записывал на диктофон на этом уличном митинге. Вашему вниманию несколько минут голоса «Авиадвигателя». Они вам расскажут, что там на самом деле происходило.

СЮЖЕТ В ЗАПИИСИ:

- Сотрудник, инженер-конструктор предприятия «Авиадвигатель». Цель митинга – озвучить нашу позицию по поводу принятия решения в ОДК и выразить своё несогласие с назначением на должность управляющего директора человека, который далёк от инженерных разработок и вообще от управления промышленным предприятием.

- То есть если Попов... Попов, да, по-моему, у него фамилия?

- Да.

- То есть, если его назначат директором, то?..

- Я привык, что меня называют Володя. Фамилия моя Цепенников. Я слесарь-сборщик-разборщик, но уже год работаю диспетчером. Как пенсионер, мог не ходить сюда, но я 45 лет проработал на этом предприятии, и мне дорого это предприятие. Я уже и там говорил, что сегодня хотят разрушить наше предприятие. Почему? Потому что есть такие, как у нас министр обороны был господин Сердюков, он точно также поступил. Когда ему государство дало деньги на развитие обороны, он закупил «Мистрали» и говорит – ребята, у нас есть «Мистраль», свое мы не будем ничего делать. В итоге эти «Мистрали» стоят. А деньги, которые он прокутил, откаты получил, сегодня это никто не скрывает, что он за это получил деньги. Сегодня эти же ребята то же самое хотят сделать. Они только сделают как. У них сайт есть в Интернете, и они пишут конкретно и говорят, что мы сегодня можем взять у американцев двигатель и выпускать на Рыбинских заводах. А «Авиадвигатель» - единственное предприятие осталось в России, которое делает двигатели, оно не нужно.

- Откуда у вас эта информация?

- Пожалуйста, вы можете прийти сейчас ко мне в цех, открыть компьютер, и у нас есть даже стенды в цехе, и там написано конкретно люди, которые сегодня занимаются этим делом. И они заявляют это. Они не скрывают этого.

- Кто заявляет, назовите?

- Мосолов заявляет, это у них в ОДК генеральный директор или кто, я не знаю. Он приезжал к нам сюда, я видел его. Я видел, как он относится. Он сегодня говорит, что наше предприятие старое, оборудование у нас старое, и у нас на Рыбинских заводах мы сделаем всё. Рыбинские заводы, вообще-то, про которые он говорит, что у них есть КО, я в то время как раз начинал эти двигатели собирать это на ИЛ-76, ИЛ-62, ну там было много таких двигателей, и мы им передали. И от нас, из КО, и тогда Иноземцев здесь тоже работал, люди уехали туда, чтоб они освоили эту технику и работали. Они считают, что сегодня у них такое конструкторское бюро крутое, и они могут... Но на сегодня они ни один двигатель не выпустили. Мы даже за тот период, который плохой был в 90-е годы, мы сделали ПС-90 двигатель. Сегодня президент на них летает. Они это хотят замять, потому что людям, наверно, которые вверху сидят в ОДК, им выгодно эти деньги сегодня замотать и сказать – а вот Pratt & Whitney нам сдало двигатели, мы будем ставить на МС 21-й пратуитнинские двигатели.

- Что произойдет с заводом «Авиадвигатель»?

- Его не будет. Будет придаток какой-то у «Пермских моторов», который не будет ничего конструировать, ничего не будет делать. Потому что вот наглядный пример «Пермские моторы». Когда у них наш менеджер был Решетников, он от нас пришел к ним, он за полгода из ямы завод вытащил. Они стали зарплату получать. Пришли новые менеджеры молодые, притом выбирали не люди завода, а вот последний наглядный пример Михалёв. Вот его из ОДК назначили, он сегодня в яму завод вогнал – долги. Вот и всё.

- Гринёв Михаил Анатольевич, начальник отдела мотогондол. Митинг связан с предстоящим решением УК ОДК и «Оборонпром» о разделении должности генерального конструктора и должности управляющего директора. То есть генеральный конструктор выводится в должность достаточно номинально, и отстраняется от управления финансовыми потоками. Все финансовые потоки, все средства на проект, они переходят в юрисдикцию управляющего директора. Управляющий директор предполагается Сергей Владимирович Попов. Последствия этого решения – невозможность влиять на процесс. Во-вторых, приход новой команды – это однозначно, вне зависимости от того, как бы ни были люди, они должны разобраться в том, что происходит. Это однозначно задержка, которая для проекта невозможна на сегодняшний день. Задержка проекта ведет к потере рынка. То есть рынок будет занят нашими конкурентами.

- Как можно спасти проект?

- Спасти проект можно одним способом – оставить Иноземцева в должности генерального конструктора и управляющего директора. Иноземцев на сегодняшний день – это гарант реализации проекта. Любые изменения сейчас в этой организационной структуре однозначно приведут к необратимым последствиям. Проект этот дает работу «Авиадвигателю», он дает работу ПМЗ в долгосрочной перспективе, он дает работу??????(неразборчиво), он дает работу «Инкару», еще массе предприятий Перми, не говоря уже о тех предприятиях, которые по всей стране. Плюс авиационный двигатель – это еще и продукт наземки, в конечном счете. Это энергетика. Если мы хороним этот проект, последствия будут, понятно, необратимые.

- Снегирев Станислав Игоревич, я работник отделения турбин. Семь лет на предприятии, кандидат технических наук. Есть яркий пример – это Самарское конструкторское бюро Кузнецова, там ОДК вместе с «Оборонпромом» провели точно такую же акцию – они разделили полномочия генерального конструктора и управляющего директор, оставив за старым генеральным конструктором только должность конструктора, а все финансовые потоки перенаправили. У них конструкторское бюро погибло практически. У них осталось 3 человека в отделе турбин, 5 человек в отделе компрессоров. В 10 раз меньше человек стало сразу. И они ничего не создают нового. Правильно сказали, что «Авиадвигатель» фактически – это единственное конструкторское бюро, которое реально что-то создает. На примере НПО «Сатурн», Попов как раз выходец оттуда, во-первых, это наш главный конкурент, во-вторых, это очень интересная компания. У них огромный бюджет, но у них нет абсолютно никакой новой техники. Двигатель SaM146 – это фактически они собирают французский двигатель у себя. Компания «Ростехнология», которая владеет «Оборонпромом, она закупает Боинги открыто. Сам господин Лёликов говорил по поводу сотрудничества с компанией Pratt & Whitney, действительно, ??????? (неразборчиво) на деньги именно «Авиадвигателя», которые выделялись нам на создание нового отечественного двигателя.

А если мы сейчас потеряем цепочку, у нас полный цикл от проектных работ до конечного продукта, если мы это потеряем, то восстановить ее уже не получится. Яркий пример тому Китай. У них невероятные мощности, поддержка государства, огромное количество денег, они не могут делать свой двигатель. Они просто не умеют. Они постоянно приезжают к нам консультироваться, но у них ничего не получается. Удар по «Авиадвигателю» - это еще удар будет по, во-первых, Политеху, потому что мы оказываем активную поддержку. Фактически Пермский государственный технический университет стал национальным исследовательским университетом, благодаря во многом нам, нашей научно- технической и финансовой поддержке. Очень много работ мы делали совместно. Также профессиональный лицей и техникум авиационный Швецова. Мы активно оказываем им поддержку, у нас создано уникальное взаимодействие с этими учебными заведениями. Наверное, у нас в стране больше нигде нет этого… у нас активно стажируются студенты, начиная с 3-го курса, они вливаются в коллектив, участвуют непосредственно в работе. И когда они заканчивают университет, они уже знакомы со всем, что здесь происходит, и очень быстро вливаются в рабочий процесс, и становятся более полезными сотрудниками, чем те, кто просто приходит со стороны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА:

Роман Попов: Но ведь это только одна позиция, согласись.

Катерина Шафиева: Я понимаю, что, так скажем, в этом понимании пострадавшие.

Роман Попов: И их позиция звучит следующим образом – если «Оборонпром», если представители власти, если совет директоров примет решение разделить полномочия управляющего директора и генерального конструктора, и освободит господина Иноземцева от управления финансовыми потоками, то это будет провал. Это мнение работников предприятия. Тем временем пресс-служба «Оборонпрома» дала абсолютно официальный ответ на письмо коллектива «Авиадвигатель». Дело в том, что это письмо было вчера направлено Владимиру Путину. И, в частности, я процитирую: «…Объединение функций управления и создания новых моделей было оправдано в советский и приватизационный периоды. Ситуация изменилась: бороться за выживание не надо. Ситуация, при которой генконструктор совмещал должность гендиректора - менеджера, продавца, хозяйственника - это пережиток прошлого… В Перми остается центр конструкторской мысли гражданского двигателестроения с огромным объемом задач. Поэтому Иноземцеву было предложено сконцентрироваться на работе над этим двигателем в качестве генерального конструктора». Занимайтесь наукой и техникой, в общем, и не лезьте в управление. Это официальный ответ «Оборонпрома» потому что, когда вы совмещаете, это пережиток прошлого.

Роман Попов: Роман Попов, Катерина Шафиева. Говорим о собрании на «Авиадвигателе». Все дело в том, что сегодня сотрудники предприятия «Авиадвигатель» были вынуждены провести собрание на улице, не в актовом зале «Пермских моторов», присутствие звукоусиливающей аппаратуры, плакаты, и массовые аплодисменты, руки, поднятые вверх – все это очень хорошо напоминало классический, правильный, хорошо организованный митинг. По ощущениям. Хотя, конечно, это было собрание формально трудового коллектива. Давайте попробуем разобраться в основных, если хотите, понятиях той проблемы, о которой сейчас идет речь. Нам в этом поможет Геннадий Петрович Губин, ведущий конструктор, инженер компании «Авиадвигатель». Геннадий Петрович, я правильно понимаю, что на «Авиадвигателе» сейчас работают над проектом ПД-14?

Геннадий Губин: Совершенно верно.

Роман Попов: Что это за проект?

Геннадий Губин: Это проект чисто российского двигателя, предназначенный для вновь проектируемого тоже российского самолета МС-21.

Роман Попов: Я правильно понимаю, что ПД-14 – это единственный российский двигатель, который сейчас в России разрабатывается для самолета?

Геннадий Губин: Вы понимаете совершенно правильно. Это единственный российский двигатель, который разрабатывает единственное сохранившееся в России конструкторское бюро.

Роман Попов: В данном случае конструкторское бюро, которое находится в рамках ОАО «Авиадвигатель»?

Геннадий Губин: Собственно, это и есть конструкторское бюро, «Авиадвигатель». Это разные названия.

Роман Попов: PW1400G – что это такое?

Геннадий Губин: Это также инновационный двигатель, который создает компания Pratt & Whitney американская. В нем есть определенные инновации, которые делают его довольно привлекательным для авиакомпании.

Роман Попов: Я правильно понимаю, что этот двигатель – это тоже двигатель, который можно поставить на тот самый самолет, о котором вы рассказали нам выше?

Геннадий Губин: На МС-21, конечно. Причем, это и предусмотрено Объединенной Двигательной Корпорацией, что туда будут ставиться два двигателя – один двигатель Pratt & Whitney, другой двигатель, разработанный в «Авиадвигателе». Это уже предусмотрено, и это должно было состояться.

Роман Попов: ПД-14.

Геннадий Губин: Да.

Роман Попов: А что такое НПО «Сатурн»?

Геннадий Губин: НПО «Сатурн» - это Рыбинское предприятие, которое занимается серийным выпуском двигателей Д -30КУ , Д -30 КП, разработки нашего же КБ. В свое время при социализме туда была передана документация, и они развернули это производство, и производят это сейчас. Но в настоящее время они занимаются сборкой двигателя SaM136 . Я не могу аббревиатуру расшифровать, но это двигатель, в котором газогенератор, это основная часть двигателя, это компрессор, камера сгорания, турбина. Это производство французской фирмы Snecma, которое поступает на это предприятие в готовом виде, как говорится, в пленке, где монтируется вентилятор, компрессор низкого давления и турбина СТ. Это фактически... не сказать, что это отверточная сборка, но основной узел – это сердце любого авиационного двигателя – газогенератор, изготавливается во Франции. Причем, газогенератор не самый современный.

Катерина Шафиева: Геннадий Петрович, вот это Рыбинское предприятие, помимо того, что собирает французский двигатель и заготовки «Авиадвигателя» пермского старые, что-то свое делает?

Геннадий Губин: Свое, по-моему, практически, оно ничего не делает. Вообще, КБ существовало там давно, и его успехи были невелики. В свое время, когда мы передавали туда вот эти двигатели Д -30 КП, Д -30КУ, там был организован филиал «Авиадвигателя», своего рода маленькое КБ, которое сопровождало изготовление этих двигателей.

Роман Попов: А сейчас фактически они вас поглощают, упрощенно говоря.

Геннадий Губин: Да-да-да, они так намерены сделать. Причем, понятно, что не само предприятие «Сатурн», а эти руководители Двигательной Корпорации. Они поставили, видимо, такую задачу.

Роман Попов: И Сергей Попов, нынешний директор «Пермских моторов», выходец НПО «Сатурн», по мнению работников «Авиадвигателя», фактически приходит для того, чтобы выполнить эту задачу.

Геннадий Губин: Если рассуждать, как говорится, без экивоков, то, конечно, это так. Дело-то в том, что он-то ведь сам по себе не очень хорош, как специалист. Мы же знаем, что эти решения Лёликов и еще там второй гражданин, они все финансисты-экономисты. Их задача, чтобы серийные заводы производили и продавали какую-то продукцию. А такие КБ, как наше, они, как бы, сопровождали какое-то серийное производство и что-то там еще такое делали.

Роман Попов: Потому что гораздо проще взять чей-то готовый образец, поставить его на конвейер… идеальный вариант - еще и конвейерную линию для этого закупить у того, кто это уже успел разработать, нежели все это делать с нуля. Это понятно. Мы примерно по такой же логике сейчас движемся в нашей автомобильной промышленности.

Геннадий Губин: Это известно. Это печально, но это известно.

Катерина Шафиева: Геннадий Петрович, вы сказали, что Сергей Попов и иже с ними имеют только образование менеджера-экономиста. Скажите, пожалуйста, Сергей Попов в данном случае имеет хоть какие-то навыки технические? Может быть, какое-то начальное образование, либо еще что-то?

Геннадий Губин: Я не готов вам ответить на это нормально, чтобы не быть голословным. Но сравнивать Попова и Иноземцева – это невозможно. Дело в том, что конструкторское бюро и то, что оно продуцирует, то, что оно придумывает, это очень сложный разветвленный организм, где каждая его клеточка, каждый его человек подчинен определенной задаче. Причем все это происходит, понятно, что с определенной внутренней борьбой, но такой… полезной. В результате получается такой продукт, как ПД-14.

Роман Попов: Давайте вернемся к Pratt & Whitney. Дело в том, что это слишком часто звучало, эта фраза звучала сегодня на собрании, которое я назвал чем-то похожим на митинг. Меня уже поправили, сказали, что нет, ни в коем случае. Очень часто звучало Pratt & Whitney. Но вы ведь сейчас, кроме как, отвечая на мой вопрос, ни разу этого не сказали. Где та гарантия, что двигатели ПД-14 будут задвинуты в сторону, а Pratt & Whitney фактически поглотят все наше производство?

Геннадий Губин: На этот счет есть официальное решение. Руководители двигательной корпорации уже приняли решение, и они ведут переговоры, а, может быть, уже как-то договорились с Pratt & Whitney, что они будут организовывать производство этого двигателя американского на Рыбинской площадке. Это уже решено. Практически это решено. Поэтому иметь два двигателя с близкими параметрами, они решили, что лучше им американский продукт.

Роман Попов: Скажите, двигатели Pratt & Whitney качественно лучше, чем ПД-14? То есть, если мы уберем в сторону такие моменты, как необходимость собственной технологической цепочки, необходимость собственного авиадвигателестроения, обязательство государства перед своей же собственной безопасностью, если мы все это отодвинем в сторону, и возьмем только вопросы качества, такая чистая потребительская вещь, Pratt & Whitney круче, чем ПД-14?

Геннадий Губин: Этот двигатель создавался у них около десяти лет. Они всадили в эту программу несколько миллиардов долларов. Они провели испытания на дорогущих лабораториях Боинг-747, А-320. Но, как он будет в эксплуатации, это сказать трудно. Дело в том, что в нем есть такая инновация – встроенный редуктор, который позволяет гармонизировать обороты вентилятора и обороты силовой турбины, которые его крутят. То есть у них разные обороты, и они оптимизированы. По параметрам мы близки. По параметрам – это имеется в виду расход топлива, тяга и все такое.

Роман Попов: То есть в них вложено бабок больше, чем в нас.

Геннадий Губин: Значительно.

Роман Попов: Да, вы это не произнесли, но я просто догадываюсь, что на текущий момент, наверно, по эксплуатационным характеристикам они в чем-то лучше, чем мы. Но если мы не будем сейчас развивать своего двигателя, то мы никогда не будем лучше, чем они.

Геннадий Губин: Безусловно. Тем более, что если сказать вам честно, прямо и открыто, то их эксплуатационные качества, их ресурс на сегодняшний день пока убедительно не известен. Потому что отчасти присутствует реклама в этом деле, хотя наработки у них большие в этом деле.

Роман Попов: Понятно. Спасибо вам большое. Я хотел бы запустить небольшое голосование. У нас есть компания «Оборонпром», и у нас есть логика текущего развития двигателестроения, современная такая логика, условно говоря. Она выглядит следующим образом – давайте мы возьмем Pratt & Whitney, давайте мы возьмем американские разработки, давайте мы упрощенно будем делать эти самые двигатели, и не маяться с собственными конструкторскими бюро.

Геннадий Губин: Разработками.

Роман Попов: Да. Нам так будет эффективнее. Если вы считаете, что эта логика правильная, звоните 207-05-15. Есть логика другая, обратная, она звучит так – у нас есть ПД-14, и есть ОАО «Авиадвигатель», и возможно, мы не так много денег еще успели вложить, и, возможно, мы не так круты, как Pratt & Whitney, возможно, у нас есть недостатки. Но если мы не будем сейчас развивать ПД-14, то у нас никогда не будет своего двигателя. Я имею в виду в 21-м веке, в понятной нам перспективе. Если вы считаете, что надо голосовать все-таки за ПД-14, то ваш телефон 207-05-25.

"Дивизиональная структура искусственно создает непреодолимые препятствия для реализации проекта ПД-14"

"Почему вновь назначенные руководители ОДК так хотят убрать Иноземцева? Может быть, потому, что под руководством Иноземцева за три года проект создания ПД-14 уверенно дошел до точки принятия решения: будет самолет МС-21 летать с российскими двигателями ПД-14 или американскими PW1400G?

Проект ПД-14, реализуемый по гейтовой системе, успешно развивается, пройдены три контрольных рубежа: разработаны и освоены ключевые технологии производства, собран двигатель - демонстратор технологий, демонстрационный вариант двигателя успешно проходит испытания, подтверждающие его конкурентоспособность, документы на ПД-14 переданы для сертификации в АР МАК. Конструкторы свою часть обязательств выполнили в срок.

Проект создания 100проц-но российского двигателя достиг стадии подписания твердых контрактов. Твердые контракты на поставку двигателей должно заключить ОАО "УК "ОДК", как головной исполнитель проекта ПД-14, получающий деньги на его разработку и производство от государства. Именно в этот момент новое руководство ОДК коренным образом меняет политику управления.

Дивизиональная структура искусственно создает непреодолимые препятствия для реализации проекта ПД-14, который изначально задумывался как объединение усилий всех предприятий ОДК - "Авиадвигатель", ПМЗ, УМПО, "Мотор", "Сатурн", "Салют" и др. Кооперация предприятий под эгидой ОДК позволила использовать наиболее сильные стороны каждого для создания в сжатые сроки конкурентоспособного двигателя, помогла сосредоточить интеллектуальные усилия коллективов и финансовые средства государства для создания продукта, нужного нашей стране, который дает шанс вернуть российский авиапром на достойный уровень".

Из письма коллектива ОАО "Авиадвигатель" президенту РФ Владимиру Путину:

Минувшая неделя на "Авиадвигателе" была насыщена громкими событиями. Вечером 9 апреля в Пермь прилетел глава ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" (УК "ОДК") Владислав Масалов. На следующий день стало известно, что совет директоров ОАО "Авиадвигатель" начал голосование по вопросу об изменении структуры управления предприятием.

По итогам этого голосования Владислав Масалов должен был встретиться с коллективом предприятия и объявить о принятом решении разделить полномочия управляющего директора и генерального конструктора, а также представить управляющего директора ОАО "Пермский моторный завод" Сергея Попова в качестве нового директора ОАО "Авиадвигатель". Однако все пошло не по сценарию. Цепь случайных и неслучайных событий изменила первоначальные планы визита топ-менеджера ОДК в Пермь.

На ОАО "Редуктор-ПМ" 10 апреля произошла авария, на которую спешно выехали находившиеся в тот момент на моторостроительной площадке Владислав Масалов и председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов.

В тот же день стало известно, что представителя ОДК "не пустили" на "Авиадвигатель". Впрочем, в пресс-службе ОДК эту информацию не подтвердили. Однако уже вечером в СМИ поступило приглашение на собрание коллектива "Авиадвигателя" с заявлением, что на предприятии происходит «насильственная смена руководства», а также было распространено открытое письмо коллектива "Авиадвигателя" президенту РФ Владимиру Путину в защиту Иноземцева.

ОПК "Оборонпром " предоставил "Новому компаньону" свой ответ на письмо трудящихся Путину, в котором сообщалось, в частности, что "рыночная ситуация в стране изменилась - конструкторскому бюро не надо бороться за выживание", поскольку "государство обладает достаточными ресурсами, чтобы финансировать разработки, оно само дает задания промышленности по созданию и производству необходимой техники. Поэтому так называемый двуликий Янус, когда генконструктор совмещал должность гендиректора - менеджера, продавца, хозяйственника и т. д., - пережиток прошлого". Тем самым в "Оборонпроме" официально заявили свою позицию по поводу будущего распределения управляющих обязанностей в "Авиадвигателе".

В четверг, 11 апреля, на ОАО "Авиадвигатель" состоялось собрание коллектива. Предполагалось, что это мероприятие будет происходить в зале заседаний, однако перед самым его началом там внезапно прорвало трубу... Эта коммунальная неприятность превратила собрание трудового коллектива в открытый "митинг" на свежем воздухе.

Реакция сотрудников "Авиадвигателя" на известие о возможной смене управляющего директора оказалась массовой и единодушной. Так, письмо президенту РФ Владимиру Путину в защиту Иноземцева подписали 2.2 тыс. человек - все действующие сотрудники, "за исключением болеющих и декретных" (всего на "Авиадвигателе" трудятся 2.5 тыс. человек).

Председатель профсоюзного комитета ОАО "Авиадвигатель" Анна Вольф в ходе акции заявила, что реакция сотрудников на происходящие события - это "волнение и неопределенность в связи с сохранением рабочих мест". В речи профсоюзного лидера прозвучал также призыв отстранить Владислава Масалова и генерального директора ОПК "Оборонпром" Дмитрия Леликова "от управления".

Анна Вольф, председатель профсоюзного комитета ОАО "Авиадвигатель":

Наша работа зиждется на профессионализме нашего директора. Мы, коллектив работников, требуем отстранить от управления гендиректора ОДК Владислава Масалова и гендиректора "Оборонпрома " Леликова, которые одной подписью на документе решают судьбу нашей отрасли, выдавая непонятные свои цели за национальные интересы. Мы требуем оставить Иноземцева во главе предприятия. Мы не хотим разрушить наше КБ. Если нас не услышат "сверху", мы выйдем на улицу.

В речах собравшихся звучали призывы "написать в Следственный комитет", а также "организовать одиночный пикет в Москве". Одна из работниц "Авиадвигателя" призналась, что ее обеспокоенность создавшейся ситуацией связана с тем, что предприятие оплачивает ей ипотеку.

Сотрудники "Авиадвигателя" высказывали свое нежелание присоединяться к Пермскому моторному заводу, который по итогам 2012 года имеет 4,8 млрд руб. чистого убытка, а ОАО "Авиадвигатель" является прибыльным предприятием, основной статьей дохода которого является производство газотурбинных установок по заказу ОАО "Газпром". И хотя о предстоящем юридическом объединении ПМЗ и "Авиадвигателя" собственники не заявляли, сотрудники конструкторского бюро увидели предвестие этого в назначении единого для обоих предприятий управляющего директора Сергея Попова.

Под сомнение собравшиеся поставили и эффективность Попова как управленца.

Артем Снитко, ведущий инженер отдела кооперации двигателя ПД-14 ОАО "Авиадвигатель":

Остается только один вопрос: почему в бюджете РФ на 2013 год существует достаточно большая статья - более 1 млрд руб., которая называется "компенсация убытков за счет внедрения эффективных технологий". На "Авиадвигателе", если перспективные технологии внедряются, то никогда не возникает убытков. Почему эти убытки возникли в "Сатурне", когда Попов был одним из управленцев предприятия - непонятно.

Конструкторы признались: они боятся, что разрушится предприятие, что "Авиадвигатель" присоединят к "Сатурну". По их словам, похожая ситуация сложилась, когда НПО "Сатурн" поглотило "Люльку".

"После того как были выведены все функции "Люльки" из Москвы и фактически вывезена оттуда вся документация, право собственности перешло в "Сатурн". Все станки перевезли в "Сатурн". В настоящее время "Люлька" - это фактически маленькое КБ, где сидят люди с маленькой зарплатой. И никакого внимания к ним нет. Сейчас предложение заключается в том, чтобы исключить финансовую деятельность от нашего генерального директора. Допустим, деньги пойдут через ПМЗ. За последние два года через ПМЗ прошли достаточно большие суммы (как головной изготовитель, он также участвует в программе ПД-14, получает часть денег на освоение технологии, серийного производства, у него есть программа по двигателям ПС-90А и пр.), а дела у него все хуже и хуже", - делились своими опасениями сотрудники "Авиадвигателя".

Алексей Черемных, финансовый директор ОАО «Авиадвигатель":

Я боюсь, что все, что создано здесь, на пермской площадке, будет похоронено. Авиация - непростое дело. Для того, чтобы создать новый двигатель, нужно 8-10 лет. А чтобы его произвести, нужен год... Если, скажем, люди пришли на два-три года, они не будут заинтересованы ни в молодых специалистах, ни в развитии школы авиадвигателестроения. Мы молодыми специалистами занимаемся, начиная с первого курса. Им же эти люди просто будут неинтересны. Простой пример - "Пермские моторы". Там нет ни людей, которые могут собрать двигатель, ни специалистов, которые могут сделать техническую проработку.

Давайте порассуждаем, что такое собственники? Мы являемся государственным предприятием, на 85проц - ОДК, 10проц - "Газпром", остальные - физические лица. ОДК - 100проц-я "дочка" "Оборонпрома". "Оборонпром" - 100проц-я "дочка" "Ростехнологий". "Ростехнологии" - государственная структура. Значит, собственником является кто? Государство. А государство кто? Государство - это мы. Люди, которые руководят, считают себя собственниками. Но это неправильно, они выступают от лица государства, от лица собственников, но они - не собственники!

В официальном ответе ОПК "Оборонпром" причины, по которым Александру Иноземцеву предложено сосредоточить свои усилия на конструкторской деятельности, объясняются так:

"Перед КБ "Авиадвигатель" стоит амбициозная задача - создание нового поколения семейства гражданских двигателей тягой 9-18 тонн. От успеха "Авиадвигателя" как разработчика во многом зависит, какое положение будет занимать российское двигателестроение в ближайшие 50 лет.

ПД-14 - это на сегодняшний день единственная перспективная разработка ОДК в гражданском сегменте. Поэтому спрос с КБ очень велик. Только бюджетных ассигнований на этот проект государство выделяет около 35 млрд руб. И за эти деньги надо будет держать ответ. Поэтому А. Иноземцеву было предложено сконцентрироваться на работе над этим двигателем в качестве генерального конструктора".

Владислав Масалов на вопрос, не потеряет ли "Авиадвигатель" свой основной заказ - ПД-14, ответил, что "речи об этом нет", и "Авиадвигатель" останется "головным исполнителем по этому проекту".

На вопрос, есть ли претензии к тому, как исполнялся проект ПД-14 на предприятии, Масалов сообщил, что "вызывает вопрос будущая экономика проекта - именно на стадии серийного производства, так как государство будет финансировать проект до 2016 года, дальше предполагается осуществлять его за счет собственных средств, в связи с чем неминуемо привлечение кредитных ресурсов, а значит, возможно ухудшение финансовых результатов".

Владислав Масалов, генеральный директор ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация":

По ПД-14 я в первый раз присутствовал в августе в проектном комитете. Было продекларировано: "Мы не достигаем таких-то параметров". Когда мы собрались на второй проектный комитет в ноябре или декабре, комментарии были даны те же: "Мы не достигаем параметров". Речь шла о параметрах по весу, температурам - основные технические показатели. Логичным был бы план мероприятий, как мы будем этих параметров достигать. На сегодняшний день я пока не получил этих данных, к сожалению.

По словам Масалова, к сентябрю двигатель ПД-14 должен быть готов к испытаниям. А к концу года должна быть разработана конструкторская документация - "привязка к борту самолета летающей лаборатории".

Итоги голосования на совете директоров ОАО "Авиадвигатель" пока не подведены. Длительность этой процедуры Владислав Масалов объяснил тем, что "состав совета директоров разнороден, это бывшие и действующие менеджеры ОДК, многих из них трудно найти". В то же время, как пояснил топ-менеджер, председатель совета директоров Дмитрий Леликов находится в отпуске.

Сергей Попов "еще незавершившийся процесс" комментировать отказался. Возможный исход голосования озвучили протестующие сотрудники "Авиадвигателя", заявив с трибуны, что "за них уже все решили одной подписью".

Сергей Попов, управляющий директор ОАО "Пермский моторный завод":

Вы пришли разговаривать с директором Пермского моторного завода. Бумаг о том, что я назначен на "Авиадвигатель", нет, и их не существует в природе. Вот у меня 10 тыс. людей в подчинении. И заражать их какими-то слухами - это, я считаю, противоестественно. Есть коллектив, у которого есть среда, где все выстроено иерархически, почти как в армии. ОДК -- это еще более развернутая структура, где 80 тыс. работающих в сумме по всем предприятиям. И питать такие коллективы разными слухами не стоит.

Владислав Масалов ситуацию вокруг снятия Александра Иноземцева с должности гендиректора "Авиадвигателя" комментировать не стал.

Владислав Масалов:

Комментировать пока еще не состоявшееся решение неправильно. Конечно, расстроила суета, которая создана вокруг этого вопроса. Речь идет исключительно о разделении полномочий управляющего директора и генерального конструктора на "Авиадвигателе". Это вопрос организационной структуры внутри холдинга, не более того. Понятно, что для действующего руководителя есть последствия с точки зрения управления финансовыми потоками, но с точки зрения реализации перспективного проекта - нет.



Что еще почитать