Успехи современного естествознания. Госдума расширила полномочия федеральной службы охраны Закон о сокрытии данных высших чиновников

Закон определяет, что директор России или уполномоченное лицо сможет устанавливать ненормированный рабочий график для отдельных категорий сотрудников органов государственной охраны. При этом таким сотрудникам будет предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Однако

наиболее важные моменты документа все же связаны не с этим, а с правом госохранников ограничивать права и свободы других граждан, а также с предоставлением им возможности на приоритетной основе использовать объекты инфраструктуры.

Например, после принятия законопроекта сотрудники ФСО могут на безвозмездной основе пользоваться аэропортами, аэродромами, вертолетными станциями, морскими и речными портами. Также они смогут получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.

Госохрана также теперь получит возможность ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на охраняемых трасса,х и им будет разрешено «обеспечивать охрану находящихся на стоянке воздушных судов и иных транспортных средств, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны». По новому закону

сотрудники ФСО также получили право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения» — например, если задерживаемый с оружием приблизится к ним или прикоснется к оружию сотрудника ФСО.

В ситуации необходимой обороны и при крайней необходимости сотрудникам ФСО будет дано право использовать любые подручные средства (в том числе транспортные).

Еще одним спорным моментом стало право «принимать меры по защите персональных данных объектов госохраны и членов их семей».

Обработка таких данных может осуществляться с согласия охраняемых лиц или с согласия органов госохраны, кроме персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Многие эксперты и правозащитники считали, что эта мера направлена против так называемых общественных расследований, которые могут проводиться против тех или иных лиц, имеющих защиту со стороны ФСО в соответствии с законом.

Впрочем, новый закон вводит и ряд серьезных ограничений по отношению к самим работникам ФСО. В частности, он запрещает сотрудникам ФСО размещать в СМИ и в интернете информацию (в том числе фото-, видеоматериалы) о себе, других сотрудниках органов государственной охраны, позволяющую раскрыть их принадлежность к таким органам, о своей служебной деятельности. Военнослужащие и гражданский персонал органов госохраны, имеющие имущество за границей, обязаны в определенный срок принять меры по его отчуждению.

Все госохранники теперь будут обязаны проходить дактилоскопию. Судимых людей, в том числе тех, у кого судимость снята или погашена, не будут принимать в ФСО.

Основанием отказа при трудоустройстве может также служить употребление наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также осуществление предпринимательской деятельности.

По сути, почти все нововведения, принятые Госдумой, повторяют положения совершенно секретного приказа №00157 от 1961 года, который регламентировал деятельность знаменитого Девятого управления (именно это подразделение было предтечей ФСО). Тогда сотрудники «девятки» имели все те же полномочия, что и работники прочих отделения Комитета госбезопасности. В частности, они имели право выполнять свои задачи под видом сотрудников других силовых структур. Например, они могли переодеться в форму сотрудников СССР, встать на тех или иных важных перекрестках и дорожных развязках и остановить подозрительную машину.

Служба охраны первых лиц государства за время своего существования переживала ряд реформ. Так, после распада СССР глава Службы безопасности президента «продавил» решение о разделении общей службы госохраны и личной охраны первого лица, которая не подчинялась другим подразделениям охраны. Впрочем, в 1996 году Служба безопасности президента вновь была включена в ФСО РФ.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении, законопроект, касающийся деятельности Федеральной службы охраны (ФСО). В частности, документ позволит засекретить персональные данные лиц, находящихся под надзором ФСО, а также членов их семей. Отмечается, что к персональным данным относятся банковские счета, информация о недвижимости, в том числе, зарубежной. Засекречиваются также данные членов семей. При этом перечень людей, находящихся под охраной ФСО, может дополняться по распоряжению президента России. Полный список засекречен.

В беседе с НСН адвокат Игорь Трунов заявил, что принятие этого законопроекта Госдумой вызывает у него недоумение и массу вопросов:

«Каждый закон имеет определённые свойства и всё делается для чего-то. Именно с перспективой на будущее принимается тот или иной законопроект – чтобы исправить какие-то недостатки и сделать нашу жизнь лучше. И вот когда мы смотрим на те или иные законы, у нас возникает недоумение: зачем, к чему и что это нам даст? Законы пишутся на длительную перспективу. Не только нам жить с ними, но и нашим детям и внукам. Поэтому законопроект пишется не под личность», - заявил собеседник НСН.

Игорь Трунов напомнил, что контроль общественности за высшими должностным лицами – это одна из форм развитого государства с нормальной политической системой.

«Только в авторитарной системе скрывают состояние здоровья представителей власти, их имущественное состояние, их декларацию о доходах. Я, например, считаю безобразием то, что Трамп длительно время скрывал свою декларацию. Этого не должно быть в нормальном обществе. И у нас на данный момент таких проявлений нет. А вот возможность засекретить данные об имуществе высших должностных лиц - это вещь их этой категории», - подчеркнул адвокат.

По мнению эксперта, в условиях конкурентной политической системы управления государством, когда власти и партии меняются, когда система многопартийная, политик должен быть на виду.

«Международная практика говорит больше – он должен быть терпим. Практика Европейского суда говорит о том, что он должен быть терпим и к оскорбительным, беспокоящим честь и достоинство выражениям. Потому что если он выбрал себе такой род деятельности, то он должен быть готов к тому, что общество будет его проверять. Относиться с определённым недоверием и высказывать своё мнение в ярко выраженной, в том числе и оскорбительной форме», - заявил Игорь Трунов.

А для контроля со стороны общественности, по словам собеседника НСН , и создаются целые институты, среди которых, например, Общественная палата и прокуратура, надзирающая за законом.


«Поэтому, конечно, наличие касты неприкасаемых, у которых что-то засекречено и общество не может узнать, злоупотребляет ли своим служебным положением из корыстных соображений высшее должностное лицо или нет – это существенный изъян. Конституция, конечно, не регламентирует такие тривиальные вещи, как поведение того или иного чиновника, потому что это априори ясно. Это должна быть абсолютно прозрачная ситуация в части должностного лица.

Каждый из тех, кто идёт в России на выборы, должен предоставить имущественное и материальное состояние себя и своей семьи и родственников. Поэтому я думаю, что это такой неправовой закон», - резюмировал Игорь Трунов.

Добавим, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным. Пункт о засекречивании персональных данных появился лишь после принятия соответствующей поправки во втором чтении. Госохрану в России предоставляют главе государства, премьер-министру, главам Генпрокуратуры и Следственного комитета, спикерам Совета Федерации и Госдумы, а также председателям Конституционного и Верховного судов. ФСО также охраняет членов их семей.

ВСЕ ФОТО

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предоставляющий Федеральной службе охраны (ФСО) право принимать меры для защиты персональных данных охраняемых лиц. К персональным данным относятся банковские счета, информация о недвижимости, включая зарубежную, и другом имуществе. В Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального инициативу богатств высшего руководства страны.

Согласно закону, обработка персональных данных таких охраняемых лиц и членов их семей осуществляется с их согласия и с согласия органов госохраны. Исключение будут составлять те персональные данные, которые подлежат опубликованию или раскрытию в соответствии с федеральными законами. В остальном же ФСО получает право "принимать меры по защите персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей".

Этим же законом ФСО получает право ограничивать движение на тех трассах, где проезжают охраняемые лица. Сама ФСО сможет на безвозмездной основе использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские и речные порты, а также получать обеспечение полетов и судовождения.

Уточняются также правила применения сотрудниками органов госохраны физической силы, специальных средств и оружия, а также порядок отчуждения зарегистрированного на них за пределами РФ имущества.

Как напоминает "Интерфакс" , ранее председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заверял, что предоставление ФСО права защищать персональные данные охраняемых лиц и их семей не закрывает доступ к информации об их имуществе и доходах. Он полагает, что "закрытыми будут только сведения о их месте проживания и месте пребывания для недопущения противоправных посягательств" и обеспечения безопасности.

Также Пискарев сообщил, что все органы государственной власти, уполномоченные вести контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства, будут по-прежнему иметь доступ ко всем необходимым для этого данным объектов госохраны.

Буквально неделю назад Генпрокуратура заявила , что у нее нет полномочий проверять факты коррупции, на которые указали в фильме "Он вам не Димон" - о богатствах Дмитрия Медведева, которыми управляют доверенные лица через систему благотворительных организаций.

Пункт о засекречивании персональных данных появился лишь после принятия соответствующей поправки во втором чтении законопроекта. Госохрану в России предоставляют президенту, премьер-министру, главам Генпрокуратуры и Следственного комитета, спикерам Совета Федерации и Госдумы, а также председателям Конституционного и Верховного судов. ФСО также охраняет членов их семей. Перечень людей, находящихся под охраной ФСО, может дополняться по распоряжению президента РФ. Полный список засекречен.

Создается реестр коррупционеров

Путин также подписал закон о создании в РФ "реестра коррупционеров" среди чиновников - поправки в статью 419 федерального закона "О прокуратуре РФ". Они предполагают создание списка чиновников и сотрудников правоохранительных структур, уволенных в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения.

Реестр позволит кадровым службам при отборе кандидатов на замещение государственных (муниципальных) должностей оперативно получать информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции и этических норм.

В список будут попадать уволенные высшие государственные чиновники, работники прокуратуры, сотрудники СК РФ и органов внутренних дел, таможни, пожарной службы, а также военнослужащие, государственные гражданские и муниципальные служащие. В реестр попадут также уволенные из-за коррупции работники Центробанка, должностные лица госкорпораций, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медстрахования.

В сопроводительных документах к новому закону приводились данные, согласно которым в период с 2012 по 2015 год в связи с утратой доверия уволены 1,2 тыс. чиновников.

Госдума приняла в третьем чтении поправки, расширяющие полномочия Федеральной службы охраны (ФСО). Поправки разрешают засекречивать персональные данные находящихся под охраной лиц и членов их семей. Кроме того, закон позволит ФСО безвозмездно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты, а также получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения.


Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в ряд законов, расширяющих полномочия Федеральной службы охраны. В частности, ФСО будет предоставлено право принимать меры для защиты персональных данных охраняемых службой лиц и ограничивать движение на тех трассах, где они проезжают. Напомним, согласно российскому законодательству государственная охрана предоставляется президенту, премьер-министру, председателям Совета федерации, Госдумы, Следственного комитета, Конституционного и Верховного судов России и генпрокурору. Кроме того, по решению президента охрану могут предоставить членам Совета федерации, депутатам Госдумы, федеральным госслужащим. Теперь обработка персональных данных охраняемых лиц будет проводиться с их согласия и с разрешения органов госохраны. Исключение составят данные, которые подлежат опубликованию или раскрытию в соответствии с федеральными законами.

Законопроект был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным, однако поправка о персональных данных появилась только ко второму чтению 15 июня. За расширение полномочий ФСО высказались 377 депутатов, против проголосовали 36. Депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный сообщил, что коммунисты выступили против законопроекта. В ходе третьего чтения он заявил, что закон «фактически исключает из-под общественного, журналистского контроля имущество» чиновников. Однако глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев подчеркнул, что закон не повлияет на публикацию деклараций о доходах - закон защитит лишь места пребывания и проживания охраняемых лиц.

Глава Transparensy International (TI) Russia Антон Поминов соглашается с тем, что формулировка закона обязывает чиновников декларировать свое имущество.

Однако принятые поправки, по словам главы TI, помешают расследовать данные о том, что чиновники не указывают в своих декларациях.

Господин Поминов напомнил о расследовании TI в отношении вице-премьера Дмитрия Рогозина, в котором они указали его фактический адрес, хотя и не назвали номер квартиры. Позже помощники чиновника рассказали, что ФСО заставила его переехать в другое место. «Действительно есть какие-то правила безопасности, если человека охраняют. Даже я предпочитаю, чтобы никто не знал, где я живу, не говоря уж о тех, кто заправляет военными закупками. Второй момент: у них немножко стоит поперек горла деятельность по расследованию, ведь живут они все, мягко говоря, не в двушках в Бирюлеве»,- сказал “Ъ” Антон Поминов.

Партия «Яблоко» призвала Совет федерации отклонить этот закон. По заявлению Центра антикоррупционной политики партии, закон стал «реакцией государства на многочисленные гражданские антикоррупционные расследования в отношении высокопоставленных публичных должностных лиц и их окружения, включая окружение Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Игоря Сечина и других». «Вместо расследования обстоятельств их возможных правонарушений, действующие власти принимают меры, чтобы оградиться от общества, обеспечить безнаказанное использование властных полномочий в корыстных интересах. Данный закон противоречит ст. 13 Конвенции ООН "Против коррупции"»,— заявил глава Центра Сергей Митрохин.

Как писал “Ъ” 15 июня , новый закон запрещает сотрудникам ФСО раскрывать информацию о своей работе в интернете, а также дает полномочия для временного запрета движения транспорта и пешеходов на охраняемых трассах. ФСО сможет бесплатно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские и речные порты. Закон уточняет также порядок применения сотрудниками ФСО физической силы, специальных средств и оружия. У сотрудников госохраны будет право «обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения». «При попытке лица, задерживаемого сотрудником органов государственной охраны с обнаженным оружием, приблизиться к сотруднику органов государственной охраны, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию сотрудник имеет право применить оружие»,- говорится в пояснительной записке к закону.

Екатерина Гробман

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень , утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни , установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке , определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке , устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(см. текст в предыдущей редакции)



Что еще почитать