Сгруппируйте предложения а с разделительными знаками препинания. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Пунктуация - это:

  1. Система знаков препинания
  2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме
В общеобразовательной программе изучается 10 знаков препинания: точка (. ), вопросительный знак (? ), восклицательный знак (! ), многоточие (... ), запятая (, ), точка с запятой (; ), двоеточие (: ), тире (- ), скобки (круглые) () , кавычки (" " ). Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Пунктуационное правило

Пунктуационное правило - это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания - это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

Примечание.

Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

  1. морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
  2. синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
  3. звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
  4. смысловые: выражение причины и др.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

  1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
  2. для оформления отдельного предложения как законченного.
Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

  • В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
  • В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
  • В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
  • Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  • Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как .
  • Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
  • Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве ».
  • После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  • Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  • Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
  • Между однородными придаточными, соединенными союзом и .
  • Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Разделительные знаки

Разделение частей сложного предложения

Как следует из данных, приведенных в предыдущем разделе (4.1), ошибки, связанные с неправильным членением предложения на части, составляют основной процент ошибок в нашем корпусе.

Такой результат ожидаем, так как к ошибкам на «части» относится сразу несколько распространенных случаев:

1. постановка точки в конце предложения

Добывается путём окислительного обжига киновари.

Отсутствие точки в конце предложения, которая должна бы обозначать окончание мысли,- очень частая ошибка в ученических текстах, особенно печатных.

2. разделение частей в сложносочиненной конструкции - самая редкая из всех ошибок на разделение части, которая может иметь разную природу:

Неправильный выбор знака:

Сейчас иногда в научных и рекламных целях употребляют стилизованные под древность шрифты с таким Н-образным начертанием буквы И; , однако их применение чаще сбивает с толку, чем помогает, особенно если шрифт используется для выделения отдельных слов, а то и букв.

(Рацеева О., 7б1, Сочинение о букве и)

Неумение выделить или увидеть грамматическую основу:

Ртуть является восемьдесятым элементом в таблице Менделеева, и имеет относительную атомную массу - двести целых пятьдесят девять сотых.

(Гажеев С., 8.е, Реферат о ртути)

Постановка лишней запятой между однородными частями:

Таким образом, мы видим, что Луна образовалась в результате столкновения гигантского метеорита с Землёй. И теперь Луна является неизменным спутником Земли, оказывающим постоянное воздействие на неё.

(Жук Т., 8е, реферат по статье «Теория гигантского столкновения»)

Разделение частей сложноподчиненной конструкции.

Здесь имеет смысл говорить о трех случаях:

Когда запятая пропущена между частями;

Когда не хватает двух запятых, обособляющих часть внутри другой части и;

Когда запятая поставлена не в том месте.

В древних государствах, чтобы покрасить стекло или фарфор, требовалось выделить из вещества краску.

А в средневековой Саксонии при плавлении некого вида руды выделялся ядовитый газ, который, рудокопы признали шалостью гнома Кобольда.

(Алексеева И., 8е, Реферат о кобальте)

Знаки препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов - случай редкий, но зато представленный не только в корпусе, но и во всех учебных пособиях и современных контрольно-измерительных материалах.

А, если не повезет,

То кто-то быстро умрёт.

(Рудак Георгий, 7б1, Сочинение «От жажды умираю надручьем»)

Разделение частей при бессоюзии: здесь возможны два типа ошибок: в первом случае пропущен знак препинания между частями (крайне редко); во втором - использован неверный знак.

Но L не только буква, на и цифра, : в Римской Империи ею обозначали число пятьдесят.

(Бубнов Е., 8е, Сочинение о лямбде)

Действительно, причин для постановки «запятой части» много, однако мы ввели только два объяснительных значка:

разделение частей сложного предложения/ clauses

однородные части/ homogeneous clauses

Второй значок ставится преимущественно в случае лишней запятой при однородных частях, чтобы приучить учащихся к мысли, что свойство однородности характерно не только для членов предложения, но и для частей сложного предложения. Мы не стали вводить значки для различения всех случаев, чтобы не перегружать систему значков, во-первых, а во-вторых, практика использования значков на уроках показала, что для того, чтобы научить детей ставить знаки препинания между частями необходимо в первую очередь научить их видеть разные грамматические основы.

Пунктуация при однородных членах предложения

Для этой темы было создано два значка:

однородные члены предложения/ homogeneous

обобщающее слово при однородных членах предложения/ homogeneous generalization

Первый используется при разделяющих "," и ";" и при удалении знака препинания, если члены предложения, между которыми он поставлен, являются неоднородными или их связывает одиночный сочинительный союз.

Они выделили этот инертный газ методом исключения, после того, как кислород, азот , и все более тяжелые компоненты воздух[а] были превращены в жидкость.

(Шахов В.,8е, Реферат о неоне)

Второй значок указывает то, что поставленные проверяющим ":" или " - " свидетельствуют о наличии в предложении обобщающих слов.

Корпусные исследования, а также разбор в классе работ, размеченных с помощью программы Интерробанг, подтвердили правильность решения о том, что двух объяснительных значков для ошибок, связанных с однородными членами предложения, достаточно,при этом необходимость введения в систему первого значка не вызывала сомнений, а второй значок помог учащимся и учителям быстро сориентироваться, какое правило следует повторить или пройти: ":" и " - " при обобщающих словах или же ":" и " - " при бессоюзной связи между частями сложного предложения.


Урок 14. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Требования к сжатому изложению
Проанализируйте смысловые отношения между частями сложного предложения. Выберите правильное утверждение:
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
а) между частями предложения нужно поставить запятую, так как передается значение последовательно происходящих событий
б) между частями предложения нужно поставить тире, так как передается значение противопоставления
в) между частями предложения нужно поставить двоеточие, так как передается значение причины
г) возможна постановка любого из перечисленных знаков препинания в зависимости от контекста
Сегодня мы рассмотрим разные функции знаков препинания между частями сложного предложения в зависимости от строения, интонации и смысловых отношений между его частями.
Основное содержание урока
Сложные предложения очень разнообразны по способам передачи смысловых отношений между частями, по своей структуре и интонации. Знаки препинания позволяют на письме передать эти особенности сложного предложения.
В сложных предложениях, части которых равноправны по отношению друг к другу, знаки препинания между частями выполняют разделительную функцию. Такие сложные предложения можно разделить на простые.
Сравните:
Ямщик свистнул, и лошади поскакали. – Ямщик свистнул. Лошади поскакали.
[Ямщик свистнул], и [лошади поскакали].
, - разделительный знак
Так, в сложносочиненных предложениях запятая, реже точка с запятой и тире являются разделительными знаками препинания. Например,
Солнце село, но в лесу ещё светло.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Мгновение - и ветер срывает парус.
В бессоюзных сложных предложениях разделительную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Например,
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
В сложноподчиненных предложениях одна часть (придаточная) всегда зависит от главной. Придаточное предложение выделяется запятыми, очень редко другими знаками препинания для того, чтобы подчеркнуть особую смысловую нагрузку передаваемой мысли. В сложноподчиненном предложении знаки препинания между частями являются выделительными.
какие?
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
, - выделительный знак
Июльский ветер мне метёт - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Существует понятие авторской пунктуации, когда автор текста с помощью знаков препинания передает добавочный смысл. Понаблюдайте:
М.Цветаева
Таким образом, знаки препинания могут выполнять разные функции: разделительную в сложных предложениях с равноправными частями (бессоюзных и сложносочиненных) и выделительную в сложноподчиненных предложениях.
Первой частью экзамена по русскому языку является написание сжатого изложения по прослушанному тексту. К сжатому изложению предъявляются следующие требования.
1.Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы (обычно их 3), так и всего текста в целом.
2. В каждой части нужно применить один или несколько приемов сжатия текста.
3. В работе не должно быть логических ошибок и нарушения последовательности изложения, а также нарушения абзацного членения текста.
Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, главная и придаточная часть предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединены с помощью интонации.
Сложносочиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов.
Сложноподчиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов. От одной (главной) части сложноподчиненного предложения можно задать вопрос к другой его части (придаточной)
Разделительные знаки препинания – знаки препинания, разделяющие равноправные части сложного предложения (бессоюзного и сложносочиненного)
Выделительные знаки препинания- знаки препинания, выделяющие придаточную часть сложноподчиненного предложения.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите, в каких примерах знак препинания выделитель¬ный
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;


4) определить тип предложения: бессоюзное, сложносочиненное или сложноподчиненное;
5) определить функцию знака препинания
Ответ: б), г)
Разбор типового контрольного задания
Вставьте пропущенные знаки препинания
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (?) и (?) когда полк был поставлен на военное положение (?) опять получил свой прежний эскадрон (?) в котором его помнили и любили.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить роль союза И в предложении;
5) расставить знаки препинания
Ответ:
Вскоре Николай был произведён в ротмистры и, когда полк был поставлен на военное положение, опять получил свой прежний эскадрон, в котором его помнили и любили

В русском языке 10 знаков препинания. (их описывать не над)
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
б) какой знак препинания <<живет>>внутри предложения?

1. Какие знаки препинания могут ставиться на границе частей бессоюзного сложного предложения? 2. В каких сложных предложениях смысловые связи между

частями выражены отчетливее - в союзных или бессоюзных? 3. Выполните упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам. 1. Я стал читать, учиться - науки также надоели... 2. Я колебался - я не охотник до сентиментальных прогулок по морю... 3. Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным... 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер... (М.Ю.Лермонтов).

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка занятия

«Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»

дисциплина «Русский язык»

Разработчик:

Букарова Ю. А., учитель

Санкт-Петербург

2018

Тема урока: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».

В русском языке много правил и много исключений из правил, поэтому наш язык один из самых сложных для изучения. Но, как правило, «справиться» с орфографической и с орфоэпической нормой для большинства носителей языка не составляет большого труда, чего нельзя сказать о норме пунктуационной. Ещё в начальных классах стоит объяснять ученикам, что не стоит ориентироваться на паузы учителя во время написания диктанта, не стоит ставить лишних запятых просто для украшения своей письменной речи, а ещё при чтении книг можно встретить необычную постановку знаков препинания – авторскую. К сожалению, часто складывается так, что к девятому, а то и к одиннадцатому классу, ученики прекрасно справляются с орфографическими правилами, но совершенно не владеют правилами русской пунктуации.

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.

В процессе урока предполагается составлять конспект и таблицы.

Цель урока: познакомить учеников с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи:

1) Образовательные:

Познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

Познакомить с особенностями интонации сложного предложения;

2) Развивающие:

Научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

3) Воспитательные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

Содействовать развитию интереса к изучению русского языка;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова - Просвещение, 2014-2017г. (учебник), карточки с заданиями, медиапроектор.

Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин.).

Приветствие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания (6 мин.).

Что было задано на дом?

Упр. №51.

(Провести фронтальный опрос учащихся на знание орфографии и пунктуации, определение грамматической основы в предложениях. Правильный ответ на вопрос упражнения заключается в том, что предикативные части сложных предложений связаны между собой причастными оборотами, деепричастными оборотами и союзами).

  1. Актуализация материала (3 мин.).

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое сложное предложение (СП)?

(Предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ).

Какие виды СП вы знаете?

(Сложносочинённые и сложноподчинённые).

Какие средства связи СП вы знаете?

(Союзные и бессоюзные) .

Что может служить средством связи союзных предложений?

(Союзы, союзные слова и интонация).

Что может служить средством связи бессоюзных предложений?

(Только интонация).

Сегодня на уроке мы продолжим изучать сложное предложение, познакомимся с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения, рассмотрим интонацию сложного предложения.

4. Информационный блок 1 (10 мин.).

(На доске проецируется пунктуационный анекдот. Анекдот не окончен):

Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение, которое сильно сократило его расходы…

Подумайте, как при помощи запятой человек смог значительно сократить свои расходы?

(При помощи переноса запятой).

(Вторая часть анекдота):

«Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Кроме этого анекдота, вам наверняка знакомы двусмысленные фразы…

(На интерактивной доске):

«Казнить нельзя помиловать»

«Снимаю порчу»

«Мама выезжает утром встречайте»

Как постановка запятых повлияет на смысл данных высказываний?
- Давайте ещё раз посмотрим на слайд и подумаем, меняется ли интонация при разной постановке запятой в данных предложениях?

(Читаем вслух)

Какие особенности изменения интонации?

Итак, все вы убедились, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

- Знаки препинания в сложных предложениях могут выполнять разделительную и выделительную функции.

(Составление таблицы в тетради):

  1. Практический блок 1 (8 мин.)

В отрывках из сказок Андерсена найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию.

(Задания для устной работы на карточках. Два варианта)

Карточка №1

На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. В нем сидела мамаша с четырьмя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, - они у них еще не успели покраснеть. Неподалеку от гнезда, на самом коньке крыши, стоял, вытянувшись в струнку и поджав под себя одну ногу, сам папаша; ногу он поджимал, чтобы не стоять на часах без дела. Можно было подумать, что он вырезан из дерева, до того он был неподвижен.

Вот важно, так важно! - думал он. - У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!" И он продолжал стоять на одной ноге. (Г. Х. Андерсен «Аисты»)

Карточка №2

Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: или шьет из кожи башмаки, надев которые человек делается непоседой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, - все во вред и на пагубу людям! Да, чертова прабабушка - мастерица шить, вышивать и вязать! Она увидала Инге, поправила очки, посмотрела на нее еще и сказала: «Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне в память сегодняшнего посещения! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!» (Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»)

  1. Информационный блок 2 (5 мин.)

(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)

Для чего она нужна?

В каких текстах она встречается?

Давайте рассмотрим несколько слайдов с предложениями, в которых встречаются авторские знаки препинания?

6. Практический блок 2 (8 мин.)

(На доске проецируются слайды. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)

Слайд №1

Сколько раз - он и я - по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень.. .в непрерывности беседы и ходьбы - часами - летами - всё вверх, всё вверх. (Цветаева)

Слайд №2

Мать - не плакала. (Горький)

Слайд №3

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой - одно. (Б. Пастернак)



Что еще почитать