С какой целью вас может остановить гаишник. Имеет ли право сотрудник гибдд останавливать без видимой причины

Сегодня в России стала обыденной и привычной ситуация, когда сотрудник ГИБДД небрежным взмахом жезла останавливает на дороге проезжающий мимо транспорт. Причина остановки может быть самая разная, однако водителю следует знать, на каких основаниях может останавливать транспорт сотрудник полиции, исполняющий служебные обязанности. Согласно полицейской инструкции сотрудник ДПС после взмаха жезлом должен указать место остановки транспорта.

Причины остановки транспорта сотрудником ДПС

Инспектор ГИБДД не имеет право останавливать автомобиль без причины, для остановки ТС должны быть основания. Основания для остановки машины приведены в новом , вышедшем в октябре 2017 года. В соответствии с ним инспектор ГИБДД имеет право останавливать для:

  1. Проверка документов, как на автомобиль, так и у водителя, при наличие данных о совершение им преступлений.
  2. Наличие нарушений ПДД со стороны водителя, установленных визуально или с помощью технических средств. Например, если водитель свет светофора, совершил полосы или на трассе, которое было зафиксировано радаром, то инспектор, заметивший данное нарушение, имеет право остановить его для оформления постановления о административном правонарушении.
  3. Информация о нахождении в автомобиле людей, причастных к совершённому ранее ДТП, преступлению или иному правонарушению. Эти сведения могут поступить инспектору различным способом: в качестве ориентировки, информации от дежурной службы, как сведения, переданные по рации с патрульной машины или предыдущего поста, как показания свидетелей происшествия и т.д.
  4. Нахождение автомобиля в списке разыскиваемых машин.
  5. Наличие данных о водителе или пассажире машины как свидетеля происшествия, у которого необходимо снять свидетельские показания.
  6. Потребность использования пассажира или водителя в роли понятого при расследовании ДТП.
  7. Необходимость производства регулировочных или распорядительных действий, требующих остановки автомобиля, например, поочередное движение на узком участке дороги, регулируемое представителем Госавтоинспекции.
  8. Предоставление машины для помощи пострадавшим, медицинским работникам или полицейским в исполнении служебных обязанностей. В случае предоставления своей машины водитель может управлять своим ТС, а полицейский находится рядом. По требованию водителя сотрудник ДПС обязан выдать ему справку с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекци
  9. Проведение специальных оперативных полицейских мероприятий, выполняемых на основании письменных приказов, распоряжений и постановлений полномочных государственных органов.
  10. В случае возникновения на дороге опасной ситуации для людей, например, обвал дороги, ее ремонт и т.д.

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Кроме сотрудников автоинспекции останавливать автомобиль по могут регулировщики, к которым относятся дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ

Как должен останавливать ТС, какие документы предъявляет инспектор

Одним из поводов для остановки является проверка документов. Если раньше проверка документов по закону должна была производиться только на стационарных постах ГИБДД, то новому регламенту остановить машину для проверки можно в любом месте.

После остановки машины сотрудник Госавтоинспекции, согласно пунктам 45 и 89 Административного регламента должен сделать:

  1. Представиться, назвать свою должность, звание и фамилию.
  2. Предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.
  3. Сообщить причину и цель остановки.
  4. Изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов.
  5. При привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.

При наличии этих причин автолюбитель обязан выйти из машины, в других случаях покидать свой автомобиль он не обязан. Также водитель не обязан он садиться в служебную машину ДПС по приглашению инспектора или идти в служебное помещение за исключением случая, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Следует помнить, что передавать документы на проверку водитель обязан только полицейскому (инспектору ГИБДД или ДПС). Сотрудникам других служб, имеющим право останавливать для проверки машины на специальных постах (ветеринарных, санитарных, таможенных и т.д.), водитель не обязан представлять документы.

Инспектор ДПС может потребовать открыть багажник или капот. Это требование законно, но процедура называется досмотром и требует составления протокола досмотра транспортного средства, а также присутствия понятых или съемки процесса досмотра на видеокамеру. Подробнее о различиях между досмотром и осмотром читайте .

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в случаях:

  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Видео: Общение с ГИБДД- Досмотр автомобиля, правила досмотра транспортных средств

Действия водителя при остановке инспектором ГИБДД

Правила обязывают водителя ДПС. При этом он должен выполнить следующие действия:

  • убедиться, что манёвр по остановке машины не создаст препятствий для других участников движения;
  • включить сигнализацию правого поворота и припарковаться у правого края дорожного полотна или на обочине;
  • если водитель не уверен в правильном выборе места остановки, то нужно включить аварийную сигнализацию, чтобы можно было оправдать неправильную парковку неисправностью машины.

Следует помнить, что неправильная парковка может повлечь наказание в виде дополнительного штрафа. Если остановка произошла на большом расстоянии от инспектора, то водитель может сдать назад задним ходом, если позволяет ситуация. Инспектор, остановивший машину, должен сам подойти к ней и представиться водителю, указав своё звание, фамилию, занимаемую должность и основание остановки.

Документы, проверяемые сотрудником ДПС

  • водительское удостоверение;
  • полис ОСАГО;
  • путевой лист или патент на право коммерции в сфере перевозки грузов и пассажиров;
  • удостоверение инвалида при установке на автомобиле соответствующего опознавательного знака.

Кроме указанных документов полицейский не вправе требовать от водителя каких-либо других бумаг.

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Многие не знают, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины движущуюся технику. На основании приказа Министерства РФ от 20.10.2017г. №644 инспектор может предпринять меры к задержанию машины на основаниях, перечисленных в документе. В иных ситуациях сделать этого он не имеет права, иначе это будет являться превышением полномочий.

В приказе №185 от 2009г. содержалась информация о том, что остановка автомобиля без явных на то оснований строго запрещена. На данный момент этот документ не действует. С 20 октября вступил в силу приказ №644, на основании которого был введен обновленный регламент. До этого он включал 270 пунктов, сейчас документ состоит из 344.

Причин для задержания ТС согласно обновленному регламенту существует множество. Сотруднику ГИБДД разрешено останавливать движущуюся машину в следующих случаях:

  • Автолюбитель нарушил правила ДД. Инспектор ГАИ может определить данный факт на взгляд или записать его посредством спецтехники.
  • Собственник техники или пассажиры – участники аварийной ситуации, правонарушения или преступного деяния. У сотрудника ГИБДД обычно имеется ориентировка.
  • ГАИ разрешено останавливать автотехнику для осмотра бумаг, если он предполагает, что данные граждане являются участниками преступления, разыскиваются полицией.
  • Автомобиль в угоне или разыскивается службами. Останавливать технику ДПС разрешено при наличии сведений о данном факте.
  • Чтобы гражданин предоставил информацию, если при нем была совершена авария.
  • Останавливать ТС сотруднику ГИБДД допустимо для обращения к водителю с просьбой выступить свидетелем.
  • Автотехника необходима работнику полиции для погони.
  • Для кратковременного запрещения или прекращения дорожного движения.
  • Сотруднику согласно регламенту допустимо останавливать ТС для ее предоставления работникам ГИБДД или врачам для оказания медицинской помощи.
  • Для осуществления мероприятий на основании спецактов, в рамках рейда (плановой проверки).
  • Для осмотра машины сотрудниками ГИБДД на транспортировку нелегальных грузов или граждан в розыске (на определенном участке).
  • Останавливать авто сотрудник ГИБДД может при аварийной ситуации, стихийном бедствии и иных ЧС, представляющих угрозу для движущейся техники.
  • Для изучения бумаг на право управления движимым имуществом и пользования им, паспортов на машину и груз.

В текущем году сотрудник Госавтоинспекции имеет право задерживать авто для проверки документов . Ранее инспектор мог это сделать исключительно на посту ГИБДД. Если он останавливает ТС, чтобы посмотреть бумаги, но не говорит основание (нарушение правил и иные), то автомобилист может не предъявлять документы .

Игнорировать «просьбы» сотрудника ГИБДД не следует. Может ли он останавливать машину, четко оговорено в законе №644. Но задержать ТС в неположенном месте он не имеет права. Есть только несколько вариантов, когда ему разрешено останавливать машину где угодно:

  • пресечение преступного деяния;
  • задержание ТС служебными авто с включенными маячками.

Работник ГИБДД подходит к машине, озвучивает свою должность, звание и инициалы, а также причину остановки. Чтобы убедиться в том, что перед водителем сотрудник ДПС, он имеет право потребовать соответствующий документ и приказ руководителя. В его отсутствии, его действия противоречат закону. Автолюбитель может уточнить данный факт у дежурного.

Из машины выходить сразу же не следует. Но, есть случаи, при которых водителю потребуется покинуть свое авто:

  • состояние опьянения;
  • уточнение технеисправности;
  • осмотр транспортного средства;
  • выполнение процессуальных действий;
  • сверка кодов агрегатов машины.

Если авто остановил сотрудник ГИБДД необходимо четко выполнять перечисленные действия. Что делать водителю зависит от ситуации и места задержания. Ночью останавливать транспортные средства могут инспектора на служебной машине, в противном случае гражданину разрешено не подчиняться их требованиям.

На основании рег. от 2017 года, инспектор должен выдать автомобилисту документ для ознакомления о проводимых мероприятиях. Но это не обязывает сотрудника ГИБДД держать при себе подобные бумаги, они могут находиться в отделении ГАИ или на посту ДПС. В данной ситуации работник полиции при необходимости должен предъявить их по месту нахождения.

Принудительное задержание проводится согласно регламенту:

  • применение спецсредств при наступлении опасности: пистолеты, баллончики с газом, дубинки;
  • останавливать авто допустимо при наличии спецсигналов: регулировщиков, светофоров;
  • блокировка движения посредством служебного авто с маячками;
  • при наличии серьезной опасности, тогда машину могут задержать с помощью оружия.

Останавливать автомобиль сотрудник ГАИ может, как в черте города, так и за его пределами при наличии веских причин, перечисленных в действующем регламенте.

Задержание в состоянии опьянения

Останавливать машину инспектор ГИБДД может при малейших подозрениях на злоупотребление спиртными напитками. А именно:

  • странное поведение;
  • несвязанная речь;
  • «аромат» изо рта.

Где могут сотрудники ГИБДД останавливать машину, не имеет значения, в любом случае они обязаны провести освидетельствование водителя . Оно должно осуществляться при наличии нескольких понятых на дороге, если нет специального тестера тогда на посту. Если участник движения не согласен с полученными результатами или гражданин не хочет проходить проверку, его направляют в медучреждение.

Если автолюбитель не употреблял спиртные напитки, тогда сотрудники ГИБДД должны доставить его обратно. При разговоре с ними разрешено применять записывающие устройства (обоим сторонам). Все материалы будут являться доказательством для судебных инстанций.

Останавливать технику сотрудники ГИБДД могут только при наличии веских причин, указанных в п. 84 рег. Министерства РФ от 2017г., приказа №664. Водителю рекомендуется иметь при себе перечень номеров дежурных отделов ДПС и телефонов горячей линии службы доверия относительно вопросов несоблюдения обновленного закона инспекторами ГИБДД.

Если у автолюбителя имеются подозрения относительно действий сотрудников Госавтоинспекции, он может не подчиняться их указаниям, пока не убедится в их правомерности. Для этого ему должны быть предоставлены соответствующие бумаги.

Несмотря на то, что в последнее время встретить сотрудников ГИБДД на дороге не так уж и легко, встреча с ними редко приносит положительные эмоции. По общему суждению сотрудники ГИБДД останавливают вас либо если им от вас что-то нужно, либо если вы что-то нарушили. Давайте разбираться. Для этого разберем самые важные моменты из Приказа МВД от 02.03.2009 № 185 с последними изменениями.

Какие могут быть причины для остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД

Пункт 63 рассматриваемого приказа четко регламентирует перечень причин для остановки транспортных средств сотрудниками гибдд, который является исчерпывающим. Самая большая проблема в том, что сотрудники ГИБДД должны прекрасно знать сам перечень, а вот конкретизировать ту или причину могут не все. Одно дело – назвать заученную формальную причину, а объяснить ее – совершенно другое.

При остановке сотрудник ГИБДД обязан представиться и сразу сообщить вам о причине остановки. Вы даже вправе потребовать от него предъявить вам значок и служебное удостоверение. Ну это вы наверняка уже знаете…

Разберем подробно в каких случаях вас могут остановить сотрудники ДПС

Итак, к причинам остановки сотрудниками Гибдд относятся:

1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Если вы допустили нарушение правил дорожного движения, то зачастую создали опасную ситуацию, увидев это, сотрудник ГИБДД ОБЯЗАН вас остановить. Это его прямая должностная обязанность. Если сотрудник зафиксировал нарушение, но не остановил нарушителя, то это как раз и будет нарушением с его стороны.

2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения. С ориентировками все понятно. Вся подобная информация фиксируется. А о каждом звонке в дежурную часть ГИБДД лиц, которые сообщают подобную информацию делается отметка и данные передаются на пост или соответствующему экипажу. Например, если на трассе водитель ведет себя неадекватно, то вы можете позвонить в ГИБДД и сообщить об этом. Сотрудники (экипаж или на посту) ГИБДД обязаны остановить водителя и проверить информацию.

3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. Как правило, если поступает информация подобного характера, то останавливают все авто, которые подходят под описание. И я бы не рекомендовал в подобной ситуации противоречить здравому смыслу и пытаться найти основания для претензий. Просто поставьте себя на место того человека, у которого угнали машину. А сотрудники ГИБДД (как бы они того ни хотели) принимают меры к поиску авто.

4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. Здесь тоже все понятно. Вы сообщаете необходимую информацию, она фиксируется, и вы свободны.

5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. Аналогичная ситуация, как и в предыдущем пункте с той лишь разницей, что все данные будут занесены в протокол. С точки зрения гражданской позиции я бы рекомендовал хотя бы поверхностно ознакомиться с ситуацией. Например, если водитель пьян, а вас просят расписаться в соответствующих документах в качестве понятого, чтобы подтвердить информацию, то желательно все-таки посмотреть реально ли ситуация складывается именно так. Мало ли…

6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий. Здесь все понятно. Например, не работает светофор или ваш автомобиль после не совсем удачного маневра своим положением затрудняет движение других автомобилей. В этом случае сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас, либо дать указание на выполнение тех или иных маневров.

7. Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего рассматриваемого приказа). Используется очень редко, все подробно написано в соответствующей части приказа.

8. Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. Такая причина может появиться при серьезных авариях, терактах и других ЧП. Взаимопомощь на дороге никто не отменял…

9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. А вот здесь уже интереснее. Это те самые мероприятия, называемые в народе “рейдами”. Вы наверняка сталкивались с тем, что вечером в выходные сотрудники ГИБДД стоят на улицах города и останавливают почти все авто, которые проезжают мимо них, чтобы выловить пьяных водителей. Аналогичные мероприятия регулярно проводятся по тонировке или “ксенону”. Бесполезно в данном случае требовать у сотрудника ГИБДД каких-либо подтверждающих документов, он не обязан вам их показывать. Ваша обязанность в данном случае – выполнить его законные требования.

10. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Этот пункт специально выделен жирным шрифтом т.к. в сети стали появляться новости, что данный пункт уже не работает и проверять можно везде. Пока работает. Как только работать перестанет, я вам сообщу.

Сколько долго инспектор ГИБДД может оформлять протокол или просто задерживать водителя без объяснения причин

Пункт 34 данного приказа сообщает, что все действия сотрудника ГИБДД исполняются в минимально необходимые для этого сроки. Но есть интересное дополнение – “исходя из конкретной обстановки”. Признается ли в данном случае колоссально затянутое время заполнения протокола об административном правонарушении по причине того, что сотрудник ГИБДД не хочет его быстро написать и отпустить вас – большой вопрос. Между тем, никто не может помешать вам осуществить видеосъемку процесса заполнения протокола. Кроме того, тот же пункт приказа обговаривает, что конкретные административные действия в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Получается, что если сотрудник просто сидит в машине с пустым протоколом, а не занимается его заполнением, то на лицо факт нарушения. Если же он остановил 15 машин подряд и всем по очереди, грубо выражаясь, “выписывает штрафы”, то вряд ли можно будет доказать факт его бездействия.

Кроме того, необоснованные действия, как и бездействия, можно обжаловать (о чем прямо написано все в том же пункте приказа).

Куда можно жаловаться на действия сотрудников ГИБДД

В досудебном порядке обжаловать действия (бездействия) сотрудников ГИБДД можно руководителям соответствующих подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие подразделения Госавтоинспекции, в органы управления Госавтоинспекции, в территориальные органы МВД России на региональном уровне, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России. Так же незаконные действия сотрудников ГИБДД можно обжаловать в прокуратуре и суде.

Сложно себе представить управление автомобилем без остановок госавтоинспекторами по самым различным причинам, которые иной раз назвать не может сам инспектор. Законодательство, регулируя правоотношения между автомобилистом и инспектором ГИБДД, разъясняет, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины.

Основания для остановки

Многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда остановивший их инспектор не мог внятно объяснить основания для остановки, между тем, подобные действия со стороны сотрудника ГИБДД являлись незаконными, что зафиксировано в Приказе №185 МВД РФ, от 02 марта 2009 года.

Однако, в октябре 2017 года Приказом №644 с принятием нового Административного регламента были введены коррективы, отменившие прежнее положение и добавившие п.84, позволяющий останавливать автомобилиста в следующих обстоятельствах:

  1. Нарушение ПДД со стороны автомобилиста, при визуальной фиксации неправомерных действий, либо с использованием особой техники.
  2. Подозрение в причастности к ДТП, преступлению, иному правонарушению. Как правило, подобные остановки совершаются при наличии ориентировок, оперативной информации.
  3. Установление факта нахождения авто в розыске, согласно располагаемым госавтоинспектором сведениям.
  4. Выступление автомобилиста в роли свидетеля преступления, правонарушения или в качестве понятого.
  5. Потребность в использовании машины работниками ГИБДД или медиками.
  6. Наличие ограничений по эксплуатации машины.
  7. В целях оказания помощи пострадавшим.
  8. Выполнение действий согласно текущих распоряжений, для плановой проверки по перевозке запрещенных предметов, розыска определенных лиц, когда проверке подлежит каждое ТС в выделенной зоне.
  9. Возникновение на дорогах опасностей вследствие какой-либо чрезвычайной ситуации.
  10. Проверка законности права водителя эксплуатировать конкретное транспортное средство и перевозить груз.

Таким образом, представитель ГИБДД вправе проверить документы водителя, что делает возможным остановку не только на постах ДПС, но и вне их. Важно, чтобы инспектор, остановивший автомобиль, назвал причину проверки документов. В противном случае, его требование считается незаконным.

Поведение водителя при остановке представителем ГИБДД

Когда инспектор требует автомобиль остановиться, необходимо прекратить движение и уточнить об основаниях для проверки. Игнорирование требования ГИБДД является серьезным нарушением и дает право на задержание.

Инспектор подает специальный сигнал об остановке, в зависимости от ситуации на дороге и времени суток, однако только в тех зонах, где могут совершать остановку авто согласно ПДД. Исключение составляют случаи, когда представитель ГАИ намерен пресечь какое-либо преступление/правонарушение, либо в ситуациях опасности нанесения вреда иным участникам движения и их имуществу.

Алгоритм, что делать автомобилисту при разговоре с инспектором, выглядит следующим образом:

  1. Должностное лицо подходит к водителю и представляется, называя свое звание и ФИО.
  2. Водителю объясняют причину, побудившую остановить машину.
  3. По требованию автомобилиста, должностное лицо обязано показать удостоверение и сообщить свои данные.
  4. Инспектор требует передать документы и сообщает, какие права и обязанности имеются у автомобилиста, если предполагается привлечение в роли понятого.
  5. Выход из ТС неправомочен, если только нахождение рядом с машиной не несет риска для жизни представителя закона, либо при потребности в помощи при устранении технической неисправности, нарушения.
  6. В случае, если представитель ГАИ остановил транспорт и долгое время не подходит, водитель вправе продолжить свой путь, так как остановка для проверки производится только на короткий промежуток времени.

ВАЖНО! Выявление правонарушения влечет остановку инспектором с дальнейшим разъяснением, в чем конкретно заключается нарушение.

В стандартных ситуация проверка предполагает исключительно изучение документов на машину и удостоверения, однако, при подозрении серьезных преступлений или правонарушений, инспектор вправе обоснованно требовать представить авто к осмотру, досмотреть вещи водителя и пассажиров.

На видео об остановке сотрудником ГИБДД

Общение с представителем закона в процессе разбирательства должно быть вежливым, инспектор не вправе применять методы запугивания. Со своей стороны, водитель вправе отстаивать собственную позицию, при несогласии с мнением госавтоинспектора. Однако, при защите своих прав, не следует забывать о вежливости и чувстве такта.



Что еще почитать