Согласно Правилам дорожного движения, езда по трамвайным путям допускается, но при соблюдении определенных правил выезда, поворота и разворота на них.
В данной статье мы определим: в каких случаях езда по трамвайным путям допускается, а в каких нет? чем чревато несоблюдение правил при везде на трамвайные пути? какой штраф придется уплатить водителю, который выехал на трамвайные пути в неположенном месте?
Езда по трамвайным путям регламентируется Правилами дорожного движения . В них описано, как правильно совершать поворот или разворот через трамвайные пути, а также в каких случаях допускается обгон.
Согласно ПДД, езда по трамвайным путям попутного направления допускается в случае, если они находятся по левую сторону дорожного пути . При этом, по уровню, они наравне с основной дорогой.
Выезд на трамвайные пути противоположного направления не разрешается, так как создает риск столкновения с другим транспортным средством, двигающемся по трамвайным путям встречного направления.
Согласно пункту 9.6 Правил дорожного движения, совершать наезд на трамвайные пути с целью объезда, разворота или поворота можно в случае, если они располагаются по левую сторону основной дороги наравне с ней.
При совершении одного из перечисленных маневров водитель должен убедиться, что не создает помех другим участникам движения, а в особенности трамваю.
Что касается движения по трамвайным путям через перекресток, то оно зависит от наличия/отсутствия соответствующих дорожных знаков (5.15.1 и 5.15.2). Если такие знаки на перекрестке установлены, двигаться по трамвайным путям не разрешается.
Согласно Правилам дорожного движения, на трамвайных путях можно совершать следующие маневры:
Водитель должен незамедлительно покинуть трамвайные пути, если при движении по ним он создает помеху для движения трамвая.
Кто виноват в ДТП при повороте налево читайте
При повороте налево через трамвайные пути водитель должен сначала выехать на пути попутного направления, включить левый поворотник, обозначая тем самым свое намерение и после, пропустив все ТС противоположного направления, закончить свой маневр.
О штрафе за разворот через двойную сплошную читайте
Езда по трамвайным путям запрещается в следующих случаях:
О штрафе за «Обгон запрещен» читайте
Лишение права управления транспортным средством за неправомерное движение по трамвайным путям не практикуется, так как заезда на встречную полосу не происходит. Однако, водителю может грозить штраф за:
Как проверить штрафы ГИБДД читайте
За неправомерную езду по трамвайным путям попутного направления, правонарушителю из Москвы или Питера придется уплатить штраф в три тысячи рублей.
Инспектор ГИБДД может лишить водителя прав только в том случае, если данное нарушение было зафиксирована на камеру видеонаблюдения. В противном случае водитель обязан оплатить штраф в пять тысяч рублей.
Однако, если выезд на трамвайные пути противоположного направления будет зафиксирован дважды, провинившийся водитель повторно уплатит штраф, а срок лишения права управления транспортным средством составит двенадцать месяцев.
Объезд пробки не может расцениваться, как объезд препятствия и потому считается правонарушением, за который водитель заплатит штраф в одну или полторы тысячи рублей.
Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.
Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.
Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?
Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.
Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.
Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.
Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?
Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.
Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:
1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);
2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.
На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:
«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.
Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:
то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .
Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!
Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.
Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).
И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.
При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .
Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».
Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.
При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.
Как выходит, все максимально просто и наглядно!
Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).
Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!
P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!
Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:
Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.
Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления.
С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:
Перед тем как говорить о возможностях и запретах для водителей, связанных с трамвайными путями, хотим напомнить: манипуляции, производимые вами на трамвайных путях не должны создавать проблем другим участникам дорожного движения!
Теперь рассмотрим, что конкретно нам разрешено правилами дорожного движения. Согласно пункту 9.6, допускается движение (если остальные полосы попутного направления заняты) и поворот налево с трамвайных путей попутного направления , если это не противоречит п. 8.5. ПДД. При этом они должны быть распложены слева от полосы движения автомобиля и находятся с проезжей частью на одном уровне. Опережение по попутным трамвайным путям (не путать с обгоном) также допускается.
С подобной ситуацией вы можете столкнуться, если:
Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.
Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.
Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6. ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18. Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.
Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:
В ситуации, когда сигналы светофора/регулировщика одновременно разрешают движение трамваю и другим безрельсовым транспортным средствам, трамвай всегда будет иметь преимущество, независимо, в каком направлении он осуществляет движение. Однако если движение осуществляется в направлении стрелки, которая была активирована в дополнительной секции единовременно с красным/желтым сигналом светофора, трамвай обязан уступить дорогу транспортным средствам, что движутся с других направлений.
Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.
Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:
Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:
Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.
Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:
Помните, при развороте на трамвайных путях следует всегда предварительно пропускать трамвай, даже если движение того грубо нарушает ПДД. В противном случае последствия аварии для вашего автомобиля (да и для вас самих) могут оказаться куда более серьезными, чем для трамвая.
Вадим спрашивает:
"Добрый день! Расскажите как правильно осуществлять поворот налево на улице с трамвайными путями по середине при наличии и отсутствии знака "направление движения по полосам" (ул. Первомайская и ул. Я.Купалы), а также при наличии установленного светофора с дополнительной секцией (ул. Первомайская и ул. Пулихова). Спасибо!"
На вопрос отвечает Юрий Краснов :
Если водитель собирается совершить маневр левого поворота на перекрестке, где есть и движение трамваев, то первый вопрос, который должен его интересовать - это наличие позади трамвая.
Но есть и еще один момент, который нужно отслеживать. Наличие или отсутствие дорожного знака 5.8.1 "НаправлениЯ движения по полосам".
Мы специально выделили букву "Я
" в слове "направления", так как есть еще и знаки 5.8.7 и 5.8.8, которые отличаются и названием и предназначением от знака 5.8.1, и называются "НаправлениЕ
движения по полосам".
Знак 5.8.1 определяет количество полос движения именно на перекрестке и разрешенные направления движения по каждой из этих полос.
Знаки 5.8.7 и 5.8.8 устанавливаются не перед перекрестками, а за ними. Они информируют водителей о количестве полос своего направления и встречного. На знаках 5.8.7 и 5.8.8 могут наноситься изображения запрещающих или предписывающих знаков, которые вводят ограничения, условия или режимы движения на соответствующей полосе движения. То есть между перекрестками.
Итак, если при подъезде к перекрестку вы видите знак 5.8.1, то вы должны знать, что выезд на трамвайные рельсы попутного направления вам запрещен. Поворот нужно выполнять из левой крайней полосы, убедившись, что сзади нет трамвая.
Если же знака 5.8.1 нет, поворот нужно выполнять с трамвайных путей. Согласно ПДД (п. 61, п.п 64.1) при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей, если дорожными знаками "Направления движения по полосам", "Направление движения по полосе" не предписан иной порядок движения.
Когда вы увидели, что знака 5.8.1 нет, нужно также убедиться и в отсутствии позади попутного трамвая.
Если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, если наличие встречных транспортных средств не позволит освободить рельсы до того, как сзади подъедет трамвай (п.п 64.2 ПДД).
Совет
Не надо ехать на перекресток для разворота. Разворот можно выполнить в любом разрешенном месте между перекрестками.
Если знака 5.8.1 нет, а сзади к вам подъезжает трамвай, можно посоветовать уменьшить скорость своего движения так, чтобы трамвай проехал перекресток, а у вас осталась возможность выехать на рельсы параллельно им. Параллельно рельсам нужно выезжать, чтобы не мешать другим автомобилям двигаться по левой крайней полосе.
Оговорен правилами и случай создания препятствия для движения трамвая (п.п 64.3. ПДД). В этом случае Правила говорят, что трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. И водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.
Но на практике так никто не делает. Если автомобиль уже выехал на рельсы, съехать назад он уже не может, так как можно получить удар от автомобилей, которые двигаются по левой крайней полосе. Эти водители заранее автомобиль, стоящий на рельсах, не видят, а резко снижать скорость потом не хотят.
Немаловажно и то, что если начать освобождать рельсы, автомобиль окажется уже за перекрестком в положении, из которого неудобно или невозможно будет выполнить поворот налево. И поэтому в большинстве случаев водитель, который уже выехал на рельсы, просто стоит и ждет, когда закончится встречный поток. И трамвай тоже ждет, истошно дзынькая звуковым сигналом.
Что тут можно посоветовать?
2. Водителю автомобиля, стоящему на рельсах:
Не дергаться и не паниковать из-за дзынькающего сзади трамвая;
Поехать прямо по рельсам вперед и развернуться (обычно за перекрестком остановка, на которой остановится трамвай и отстанет от автомобиля);
Разворот на трамвайных путях, а также езда по ним в попутном направлении допускается в рамках правил – это необходимо для нормального движения транспорта. При этом даже опытные водители не всегда знают, как правильно делать маневр при различных ситуациях на дороге, обстановке и разметке.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Существует несколько вариантов, как делать разворот на трамвайных путях. В не последнюю очередь автолюбителям следует знать о санкциях за неправильный маневр, так как они весьма существенные. В любом случае, делается разворот по правилам или нет, движение машины на путях не должно создавать помех другим ТС.
Выезжать на трамвайные пути и осуществлять связанные с этим маневры запрещено полностью в таких ситуациях:
Кроме перечисленного, разворот запрещен на таких участках:
Прежде чем описывать правила, необходимо выяснить, что считается разворотом. Кроме знакомых всем маневров, в это понятие входит и когда в его процессе пересекаются пути для трамваев, чтобы поменять направление движения. Осуществляться это может по-разному, в зависимости от того, где двигается машина – на перекрестке или не в его зоне.
Разворот на трамвайных путях допускается, но его надо осуществить согласно следующим правилам:
Есть мнение, что при разворотах «встречки» не может быть, поскольку это полноценный маневр, меняющий направление ТС. По этой причине вменять это нарушение можно, только если оно было до того, как автомобиль начал разворачиваться или после, но никак не в процессе маневра. Согласно такой позиции выезд на рельсы со встречным движением запрещен, кроме разворота, и к водителю не должно быть никаких претензий.
При указанной позиции все зависит от того сможет ли доказать ее водитель работникам ГАИ, иначе – внушительный штраф.
Нюансы, с которыми следует ознакомиться возникают при маневрах на и вне перекрестков и при поворотах налево с пересечением путей для трамвая.
Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения возможен, когда дорога, по которой подъезжают к перекрестку, разделяется трамвайными рельсами вровень с ней. Соблюдая п.п. 8.5, 9.6 допускается разворачиваться с выездом на пути, но при этом должны отсутствовать помехи для иных ТС, и надо соблюдать знаки (5.15.1, 5.15.2) а также разметку, если они есть.
Кто кому должен уступать регламентировано , а именно: трамваю всегда предоставляется преимущество, если светофор допускает одновременное движение этих ТС. Водители рекомендуют пропускать его всегда и даже при грубом нарушении им правил и это логично, поскольку от столкновения с этим ТС больше пострадает машина или пассажиры.
Из указанного правила есть исключение: если автомобиль двигается согласно стрелке, активированной в дополнительной секции вместе с красным/желтым сигналом, машинам, двигающимся с иных направлений, дорогу уступает трамвай.
Разворачиваться можно и вне перекрестка. При этом допускается осуществление маневров от правого края дороги, с обочины по правую сторону, если не хватает места, чтобы сделать это из крайнего левого ряда, как обычно. Во время этого попутному и встречному транспорту должна уступаться дорога.
Правильные действия при разворачивании не на перекрестках поэтапно:
Типичные ошибки такие:
При развороте, когда автомобиль поворачивает налево, пересекая трамвайные пути, придерживаются тех же правил, что указаны выше для маневров вне перекрестка. Это стандартная ситуация. Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения делается по п. 8.5: при этом нужно обязательно перестроится на попутные пути из крайней (примыкающей) полосы слева. Такой поворот может быть указан разметкой 1.18 («движение по полосам»).
Выше описанным способом можно свернуть налево с пересечением путей или съехать с них на прилегающий участок или дворовую территорию.
Водитель при этом должен действовать по такому алгоритму:
Санкции за нарушения во время маневра предусмотрены ст.. 12.15 – 12.18 КоАП.
Вкратце перечислим их, и что они регулируют:
Разворот на трамвайных путях в правилах дорожного движения часто связан с ниже указанными знаками и разметкой:
Если знаками не обозначен способ движения, то разворачиваются, как описано выше по стандартной схеме согласно ПДД (п.п. 8.5, 9.6). Но если они есть, то маневр запрещен – нужно двигаться только так, как они показывают.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог