Чем опасно превышение скорости на дороге? Допустимое превышение скорости: причины, опасности и скоростной режим на дорогах РФ Если водитель превышает максимально разрешенные показатели.

Средняя скорость движения, с которой движутся автомобили по отечественным дорогам возрастает с каждым годом. Для предупреждения аварий необходимо ужесточение скоростного режима. Его нарушение в отдельных случаях может караться штрафом, а в более тяжелых ситуациях - лишением водительских прав. Рассмотрим возможные варианты более детально.

Незначительное превышение скорости

Незначительной считается величина в 20 км/ч и меньше. Такое превышение скорости, согласно нормам 2017 года, не трактуется как нарушение и к наказанию не приводит. Дополнительные 20 км на спидометре все еще позволяют водителю в полной мере контролировать авто на заданном участке трассы. Это действительно разумно - не нарушать верхнюю границу, не пробивать установленный потолок - 20 км/ч. Если спидометр показывал, что автомобиль двигался в установленном режиме, а работник ГАИ доказывает, что превышение скорости таки было и больше, чем на 20 километров, необходимо требовать официальные свидетельства, такие, как показания радара. Важно, также, чтобы прибор был грамотно поверен. В противоположном случае он может работать с погрешностью, из-за которой и возникает мнимое ускорение свыше положенных 20 км/ч. Подробней о технике, которой пользуются для фиксирования нарушений, мы поговорим в следующих разделах.

Если граница превышена на 20-40 км/ч

Это вилка, которая подразумевает исключительно административную ответственность. Другими словами, штраф. Прежде, чем разбирать ситуацию глубже, вспомним общие требования к режиму на дорогах России, действующие в 2017:

  • в населенных пунктах - 60 км/ч или меньше;
  • на магистралях верхнее ограничение - 110 км/ч;
  • и существуют также отдельные участки, начало и конец которых обозначены специальными дорожными знаками, на которых допускается движение со скоростью 130 км/ч.

Все эти показатели прописаны в специальном правительственном постановлении в 2013 году. Внесение к этим нормам существенных изменений пока не предвидится.

Итак, объем административной ответственности, а другими словами, сумма штрафа, зависит от величины, на которую были превышены ограничения и от способа фиксации этих нарушений. Если водитель превысил установленные параметры более, чем на 20, но менее, чем на 40 км, то ему положен штраф в 500 рублей. Его самостоятельно назначает инспектор ДПС, который составляет протокол о совершении административного правонарушения. На руки водитель получает квитанцию, которую необходимо погасить за 30 дней.

Вина водителя должна быть не просто задекларирована, а четко доказана. Это означает фиксацию нарушения специальными приборами. И нужно быть уверенным, что они точно показали больше 20 километров сверх нормы, а не, к примеру, 19. Поэтому, прежде чем переходить к следующей ступени с более крупными штрафами, разберемся в том, какими приборами оперируют инспекторы и в чем особенности работы этого оборудования.

Приборы для фиксации нарушений

  • мобильный или переносной радар. Самый распространенный аппарат. Водитель может согласиться с его показаниями и признать правонарушение. За этим следует составление протокола и наложение соответствующего штрафа, который нужно оплатить за 30 дней. Но есть и другой вариант развития событий - водитель не соглашается с показаниями прибора. Если транспортный поток интенсивный, очень сложно доказать, какой именно автомобиль двигался в надлежащем режиме. Тогда протокол направляется на дальнейшее рассмотрение - в орган ГИБДД или в суд, это зависит от того, какая санкция предусмотрена - штраф или лишение водительских прав.
  • стационарный радар. Такой прибор может осуществлять как фото делает и видео пишет. Кроме того, распознает регистрационные знаки автомобилей. Эти радары постоянно передают информацию на пульт ГИБДД или мобильный пост. По результатам их деятельности водители получают, так называемые “письма счастья”. Отвертеться и оспорить факт превышения скорости в этом случае сложнее, потому что происходит автоматическая фиксация автомобиля, который движется с нарушением режима. “Письма счастья”, как называют водители уведомления о необходимости уплатить штраф или явится в суд по делу о лишении водительских прав, приходят исключительно на собственника транспортного средства. Оспорить наказание можно, если за рулем в это время находился другой человек. Но конечно, необходимо иметь соответствующие доказательства.

Прибор должен быть проверен в органах стандартизации и метрологии, иметь соответствующие сертификаты. Иначе показания могут быть обжалованы. У водителя есть 10 дней, чтобы подать апелляцию в ГИБДД или в суд. Если же этого не произошло то в 30-дневный период необходимо оплатить сумму, которую определил суд или работник ГИБДД.

Если граница превышена на 40-60 км/ч

Это означает штраф от 1000 до 1500 тысячи рублей. Точный размер определяет инспектор и он обращает внимание, например, могло ли превышение создать аварийную обстановку, с первого ли раза водитель остановился и имел ли уже проблемы с полицией на дорогах в 2017 году. Также важно, на сколько именно был превышен скоростной порог. Если речь идет о верхнем показателе - 60 километров, то вероятно и наказание будет определено по верхней границе.

Инспектор обязан предъявить показания радара. Они могут быть признаны недостоверными в случае, если наблюдение велось сквозь автомобильное стекло или не выходя из стационарного пункта ГИБДД. Необходимо настаивать, чтобы все эти нюансы были внесены в протокол. На их основании суд может отменить решение. Также должно быть четко ясно, что прибор зафиксировал скорость конкретного автомобиля, что сложно в интенсивном потоке.

В случае же с видеофиксацией и “письмах счастья”, размер штрафа автоматически определяется по нижней границе. Если за 30 дней квитанция не будет оплачена, это приравнивается к правонарушению административного характера.

Если граница превышена на 60-80 км/ч

При совершении подобного нарушения придется заплатить от 2000 до 2500 рублей. Или же - лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода. Какое развитие будет иметь ситуация зависит от инспектора. И вот на что он обращает внимание:

  • были ли ранее в 2017 году нарушения по этой же статье. Систематичность - три раза и больше - утяжеляющее обстоятельство. Часто смотрят на количество нарушений в целом, по разным направлениям;
  • насколько грубым было нарушение. Очень субъективный параметр, зависит от личной оценки инспектора, конкретных критериев не существует. Но конечно, если допустимо на данном участке 60 километров, а водитель прибавил еще ощутимо больше 60, то дело очевидно пойдет в суд.

Обстоятельства, в пользу водителя

В пользу того, что не стоит передавать дело в суд для лишения прав, свидетельствуют следующие обстоятельства:

  • отсутствие привлечений по этой же статье в текущем году;
  • раскаяние водителя и охотное сотрудничество с представителем полиции;
  • совершение нарушения беременной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • совершение нарушения несовершеннолетним;
  • совершение нарушения в момент сильных душевных переживаний, исключительных событий личного или семейного характера;
  • самостоятельное предотвращение возможных разрушительных последствий нарушения.

Обстоятельства, во вред водителю

При определенных обстоятельствах, речь об уплате денег в казну не идет. Инспектор наверняка передаст дело в суд для лишения прав, если:

  • водитель не сбавил скорость по требованию;
  • у водителя уже есть квитанции, не оплаченные за установленные 30 дней;
  • нарушение было осуществлено в особых условиях - во время стихийного бедствия, чрезвычайного положения;
  • нарушивший был пьян, что подтвердили исследования;
  • имеются записи про три и более нарушений на дорогах в 2016.

Если граница превышена больше, чем 80 км/ч

Таким нарушителя придется пополнить бюджет на сумму 5000 рублей или на полгода лишиться прав. Это тяжелая ситуация и если есть желание оспорить решение инспектора или суда, то лучше прибегнуть к помощи автоюриста.

Наказание за повторное превышение скоростных границ

Сумма, предусмотренная Кодексом административных нарушений для таких ситуаций та же, если говорить о превышении скорости, менее чем на 60 километров. Если же водитель нарушил режим более чем на 60 километров в час и это зафиксировал работник ГИБДД, то за этим следует годичное лишение прав. Если же имеется только автоматическая видеофиксация - права не заберут, то придется в течении последующих 30 дней заплатить в казну 5000 рублей.

Почему не стоит превышать скоростные лимиты

Соблюдение скоростного режима выгодно, в первую очередь самому водителю. Это повышает уровень безопасности его и его пассажиров. В случае же, если авария все таки произошла - гарантирует выплаты от страховой компании. Да, разрешено превышение на 20 километров. Но если страховщики узнают, что автомобиль двигался со скоростью 80 при допустимых 60 - денег они не дадут. Формально допустимое в 2017 в России нарушение режима в 20 километров защищает только от 500-рублевого штрафа. Если же имело место ДТП, а водитель допустил даже малейшее ускорение - например, 62 километра, вместо 60 - это приведет к тому, что именно он будет признан виновником.

В 2017 нормы ПДД в России могут быть еще более ужесточены. Соответствующие документы находятся на рассмотрении Госдумы и уже прошли первое чтение. Основное - это лишение прав за три нарушения. Они должны быть однотипными и совершенными три раза подряд. К таким относится “пробивание скоростного потолка”, более чем на 40 километров в час. Срок - один год. Говоря проще если за год водителя три раза ловили за одно и тоже серьезное нарушение, то у него автоматически исчезает возможность водить дальше. Если же эти три ошибки произошли за более длительный период - такого строгого наказания не предусмотрено. Еще один важный момент - обязательная фиксация лично инспектором. Если одно, два или все три нарушения были отсняты видеорегистратором, закон действовать не будет. Принятие соответствующих норм ожидается до конца 2016.

Итак, в нашей стране превышать установленную скорость движения нельзя. За это предусмотрен штраф . По общим Правилам дорожного движения в населённых пунктах скорость движения должна составлять не более 60 км/ч, но если установлен соответствующий дорожный знак ограничения скорости со значением выше отметки в 60 км/ч, то разрешённая скорость увеличивается до этого значения, но не более 80 км/ч. А вот вне населённых пунктов Ваша скорость движения должна быть не выше 90 км/ч. Опять же, соответствующим знаком она может быть увеличена до 130 км/ч, но не более.

Соответственно, всё, что выше этих ограничений, считается превышением скорости. Давайте рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы по превышению скорости и дадим правильные ответы на них.

Можно ли превышать ограничение скорости на 20 км/ч

Нельзя. Есть разница между законом, запрещающим что-то делать и законом, устанавливающим ответственность за это. В нашем случае ограничения скорости прописаны в ПДД. Но есть небольшое несоответствие, рассчитанное на разного рода погрешности спидометров и приборов фиксации - в Кодексе об административных правонарушениях нет наказания за превышение скорости менее, чем на 20 км/ч. Это значит, что, например, если Вы едете со скоростью 119 км/ч там, где разрешённая скорость составляет 90 км/ч, то наказания за это в виде штрафа не будет.

Тем не менее, в случае, к примеру, ДТП наличие превышения скорости хоть на 1 километр в час может стать отягчающим фактором вины , либо склонить вероятность к установлению вины именно в превышении скорости.

Как меня могут поймать с превышением скорости?

Сегодня существует не так много способов быть оштрафованным за превышение скорости:

  • превышение скорости может зафиксировать специальная камера
  • зафиксировать превышение и оштрафовать за это может инспектор ГИБДД со специальным прибором.

Камеры бывают в основном двух типов: те, что моментально вычисляют превышение, быстро фотографируя автомобиль два раза и замеряя разницу в длине луча в этих двух случаях, а затем вычислив Вашу скорость; так называемые "Автодории", которые замеряют среднюю скорость на гораздо более длинной дистанции. Работают они достаточно просто: две камеры расположены на известном расстоянии (как правило, от 50-70 метров до 1-2 километров) друг от друга на одной дороге. Обе фотографируют и фиксируют время своей фотографии. Затем, деля известное заранее расстояние на разницу во времени двух снимков, получается расчёт средней скорости движения.

Могут ли лишить прав за превышение скорости?

Да. Наказания за превышение скорости регулирует статья 12.9 КоАП, и в трёх своих частях предусматривает лишение прав за существенное или повторное превышение.

  • за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч предусмотрено лишение на срок от 4 до 6 месяцев либо как альтернатива штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей (ч. 4 статьи 12.9 КоАП);
  • за превышение скорости на величину более 80 км/ч предусмотрено лишение на срок полгода либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей (ч. 5 статьи 12.9 КоАП);
  • за повторное нарушение любого из пунктов выше предусмотрено лишение на срок в 1 год либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей, но только если нарушение было зафиксировано камерой автофиксации (ч. 7 статьи 12.9 КоАП).


Какие штрафы за превышение скорости?

Как мы уже говорили выше, штрафы за превышение прописаны в статье 12.9 КоАП. Давайте рассмотрим их в удобной таблице.

Могут ли оштрафовать за превышение, если нет таблички фотофиксации?

Вполне. Информационная табличка "ведётся фотофиксация" может применяться вместе со знаком ограничения скорости для информирования водителей о том, что на данном участке может стоять радар для измерения скорости.

Тем не менее, ни ПДД, ни один ГОСТ, ни иные правовые акты не обязывают установку этой таблички, как условие наличия радаров или камеры фотофиксации превышения скорости.

Правда ли, что камеры не увидят превышения, если ехать с огромной скоростью ?

Это частично правда. Камеры фотофиксации Крис-П, например, работают в диапазоне скоростей от 20 до 250 км/ч, и скорость выше 250 км/ч они замерить не могут.

Однако, Автодории имеют гораздо больший диапазон скоростей, работая по принципу, описанному выше - совсем иному, нежели радары мгновенной фиксации скорости.

Если составить топ самых «популярных» штрафов, то штраф за превышение скорости будет располагаться на самых верхних позициях.

Печальная статистика демонстрирует, что ежегодно частота совершения такого нарушения все увеличивается.

Причины

Так все-таки, каковы же причины того, что многие так безответственно относятся к правилам движения на дорогах?
Существует несколько объяснений:

    1. Скоростные дороги.

Дело в том, что сами ограничения на скорость не подходят под естественную скорость на дорогах, они сильно занижены. Очень часто возникают случаи, когда водителю приходится в течение длительного времени ехать по прямой дороге среди однообразного, серого пейзажа и у него развивается так называемый синдром монотонии.

Подобное состояние возникает ввиду недостатка информации для мозга – «сенсорным голодом». Как раз в это время возникает непроизвольное и непреодолимое желание что-то резко изменить, например, неоправданно увеличить скорость.

Такое же стремление можно ощутить и в условиях открытой местности, где скорость автомобиля ощущается слабее и кажется заниженной, отчего и возникает мысль о том, чтобы разогнаться. Если не опираться на закон, можно вполне согласиться с тем, что каждый водитель подбирает какую-то конкретную скорость для себя, ориентируясь не на размер штрафа, который ему, возможно, будет выписан впоследствии, не исходя из дорожных знаков, а опираясь на внутреннее ощущение того, какая скорость будет наиболее безопасной и естественной в данный конкретный момент.

Конечно, водитель, доверяя своим личным ощущениям, не всегда бывает прав, но вряд ли кто-то будет оспаривать то, что ему все-таки лучше знать. К тому же, каждый, кто сидит за рулем и водит машину, прекрасно понимает все возможности своей реакции.

Рассуждая подобным образом, многие автолюбители утверждают, что ограничения по скоростному режиму очень сложно претворить в реальной жизни законным путем, поэтому логичнее вовсе от них отказаться, тогда количество нарушающих снизится, а уровень безопасности самого дорожного движения не изменится.

    1. Положительные эмоции, возникающие при быстрой езде.

Многие люди действительно получают большое удовольствие, когда за минимальное время им удается развить большую скорость. К сожалению, опять-таки многие водители, особенно это свойственно новичкам, переоценивают свои способности и теряют контроль, забывая о различных авариях и гибели людей.

    1. Выработавшаяся привычка к риску.

Среди автолюбителей и чаще всего именно среди молодых есть определенный пласт людей, которые вообще в принципе спокойно и даже пацифистически относятся ко всем опасностям, в том числе и последствиям больших скоростей.

    1. Адаптация к пренебрежению правила дорожного движения.

В сегодняшних реалиях нельзя винить что-то одно. Если человек за рулем уже однажды нарушил правила и понял, что пострадавших нет и что превышение скорости даст ему шанс сэкономить свое время, он будет нарушать и потом, даже если понимает, что не факт, что в следующий раз все обойдется так же благополучно.

Но беда в том, что вероятность провала многие считают чуть ли не ничтожной, искренне веря, что они-то уж точно никогда не попадут в такие аварии, которые мы привыкли видеть в самых фантастических боевиках. Человек всегда думает, что что-то произойдет с кем-нибудь другим, но только не с ним, а потом приходится отдавать слишком высокую цену за выигранные секунды или минуты.

    1. Глупое желание «показать себя».

Молодые парни очень часто попадают в такую ситуацию, когда рядом с водительским сидением находится обворожительная спутница и хочется показать ей все, на что ты способен. К сожалению, иногда такое поведение ставит под угрозу жизни нескольких людей одновременно.

  1. Психологический аспект.

Человек ментально так устроен, что, как правило, он выполняет только те запреты, обоснованность и адекватность которых он сам признает. Если на дороге стоит знак об ограничении скорости и водитель не понимает, почему конкретно этот знак стоит здесь и почему именно в таком месте, то, скорее всего, он его проигнорирует (конечно, если он располагает достоверной информацией о том, что, например, на этом участке дороги не зафиксированы камеры наблюдения или нет представителей органов правопорядка).

Опасности быстрой езды

Очевидно, езда на высоких скоростях опасна, и вот причины этого:

  • отказ ходовой части двигателя автомобиля. Если во время движения авто на высоких скоростях ходовая часть начнет отказывать, последствия будут более тяжкими, чем в случае, когда отказ произошел при малых скоростях;
  • притупление способности быстро и своевременно реагировать. Когда водитель управляет транспортом на высокой скорости, возможность реагировать на внезапные факторы сильно снижается.

Скоростной режим на дорогах Российской Федерации

Чтобы избежать риска получения такого административного взыскания, как штраф, или лишения , а также обезопасить свою жизнь и жизни окружающих людей, будет полезно узнать, сколько километров составляет допустимый показатель превышения скорости на городских дорогах и за чертой города.

Если водитель управляет автомобилем в условиях дорог города, он должен обладать информацией касательно допустимых показателей скорости. Если автолюбитель честно соблюдает все предписанные правила и порядки, ему не грозит штраф за небольшую скорость, но вот превышение установленной законом нормы уже влечет за собой различные административные взыскания, а, возможно, и даже лишение прав на вождение.

В городе по пешеходной зоне можно ехать со скоростью, не превышающей 20 км, если стоит специальный знак, то не более 40 км, без знаков ограничения – 60 км. Скорость движения по междугородним магистралям не должна превышать 110 км, если магистраль обозначена соотвествующим знаком, то 130 км. Эти показатели официально зафиксированы в правилах движения на дорогах.

Но ограничение режима скорости вождения до 60 км (в час) может применяться не везде и не во всех случаях. Вполне допустимо, что вдоль дороги водитель автомобиля может встретить знаки, которые ограничивают скорость до 50-30 км.

Необходимо отметить: немаловажны и отдельные правила, которые влияют на скорость движения машины в пределах города. В мегаполисе и за городом скорость авто во время буксировки не должна составлять более 50 км.

Но некоторые дорожные знаки не только заставляют снижать режим скорости до 50 или 30 километров, но и оповещают водителей о том, что скорость можно превысить. Если человек видит знак, на котором написано 90 км, это означает, что на некоторых безопасных участках дороги транспортным средством можно управлять быстрее предписанных норм и 60 км.

Если рассматривать движение автомобиля за городом, то, как правило, разрешается ехать немного быстрее, чем на скорости 30-50 км. Скорость, на которой может передвигаться транспортное средство, максимально допустимая в России, — 130 км.

Но не следует забывать о дорожных знаках и разметке, так как только они в полной мере могут уведомить, какая скорость будет наиболее подходящей для данной трассы, ведь каждая трасса сугуба индивидуальна. Также при помощи знаков можно узнать, после превышения какой именно отметки водителю непременно будет выписан штраф за превышение режима скорости. На жилых территориях и участках при дворах машина не может превышать 20 км, в данном случае нет никаких допустимых отклонений в сторону увеличения скорости.

Таблица варьирования штрафов

Совсем недавно за превышение режима скорости, ограниченного до 20 км, перестали выписывать административные взыскания.

Теперь наказанием за такое увеличение скорости является не штраф, а устное предупреждение инспектора ДПС. Многих водителей интересует, сколько нужно будет заплатить, если есть превышение более 20 км.

Если водителя останавливает инспектор ГИБДД:

Если камеры фиксации установили превышение режима скорости:

Превышение режима скорости

Так насколько же можно превышать? Если затрагивать максимальный режим скорости, на который превышение возможно без несения ответственности в виде таких административных взысканий, как штрафы, или лишения водителя прав на управление автомобилем, то это только 20 километров.

Итогами превышения разрешенного режима скорости вождения могут стать необратимые последствия, ведь те или иные знаки совершенно неслучайно установлены на определенных участках дорог. Их ставят с учетом тех возможных аварий, которые вполне могут там произойти при несоблюдении правил.

Важно знать: не только высокие скорости, но и чрезмерно малые могут послужить причиной создания аварийно-опасных происшествий на дорогах.

Например, если скорость передвижения автомобиля по дороге в течение длительного времени ограничивается до 40 километров, это может спровоцировать появление негативных эмоций у водителя, его внимание будет быстро рассеиваться, а время реагирования на изменение каких-либо деталей – расти.

Это может не только сделать идею снижения скорости абсолютно бесполезной, но и создать реальную угрозу для безопасности движения на дорогах. Самым правильным советом во всей этой ситуации будет, пожалуй, то, что нужно изменять скорость передвижения своего авто, когда это допускается законом, но не превышать скорость настолько, чтобы потом пришлось оплачивать штраф или же прощаться с правами.

Какой должна быть скорость движения на различном транспорте, смотрите в следующем видео:

Кто не любит прокатиться с ветерком? Вопрос риторический. Превышение скорости - это едва ли не самое распространенное нарушение ПДД.

И несмотря на то, что от соблюдения скоростных лимитов напрямую зависит безопасность на дорогах, желание выжать педаль газа до максимума слабее не становится. Разберемся, стоит ли выходить за рамки дозволенного.

Законное превышение?

Глава 10 ПДД «Скорость движения» - азбука любого водителя. Оно и понятно, соблюдать установленные лимиты в прямом смысле слова жизненно необходимо.

Закон требует придерживаться следующих правил: в населенных пунктах ехать на скорости не более 60 км/ч, а передвигаясь по жилым зонам и дворам, не превышать отметку в 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). Вне населенных пунктов на скоростные лимиты влияет масса факторов (п. 10.3-10.4 ПДД):

  • тип дороги;
  • вид + масса транспортного средства;
  • факт буксировки: механических ТС, прицепа;
  • наличие крупногабаритного, тяжеловесного или опасного груза;
  • присутствие в ТС детей;
  • присутствие в кузове грузового авто людей.

Статья 12.9 КоАП РФ неустанно бдит за выполнением установленных правил, наказывая за нарушение оных штрафами и лишением прав. В таблице среди установленных для лихачей санкций вы не найдете штрафа за превышение скоростного лимита на величину не более чем 20 км/ч. Вплоть до 2013 года действовал п. 1 все той же статьи 12.9. КоАП РФ, устанавливающий предупреждение или штраф в размере 100 рублей за поездки на скорости, превышающей установленные лимиты на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч. Целесообразность отмены этой нормы обсуждают до сих пор. Поводов для жарких дискуссий за прошедший период времени было множество, самый главный из них - рост количества аварий из-за любителей прокатиться с ветерком. Но так ли ненаказуем существующий «зазор», как кажется на первый взгляд?

Стоит ли игра свеч?

Пункт 10.1 гл. 10 ПДД содержит формулировку, которая делает скоростное послабление достаточно условным:

« Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства ».

Получается, по факту, водитель всегда должен придерживаться скоростных ограничений. Отклониться в большую сторону от цифр, указанных на знаке, на допустимые 20 км/ч можно, но не из-за того, что дико опаздываешь по важным делам, а, в первую очередь, если полностью уверен, что не спровоцируешь своим поведением ДТП. Поднимая стрелку спидометра, автомобилист должен учитывать целый ряд факторов:

  1. Просчитать остановочный путь, который существенно увеличивается на большой скорости. Нельзя забывать, что в случае возникновения опасности и любой экстремальной ситуации у водителя в запасе должно быть достаточно времени, чтобы сбросить скорость или вовсе остановиться. Одинаково важно думать и об окружающих водителях, которые должны успеть совершить необходимый им маневр, и о пешеходах, ориентирующихся на знаки. Вторым априори тяжело точно определить скорость приближающейся машины.
  2. Изменение угла обзора - еще один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Видимость водителя, несущегося на всех парах, снижается в разы, а это значит, что корректно спрогнозировать дорожную ситуацию, увидеть препятствия, помехи справа/слева гораздо сложнее.
  3. Ни в коем случае нельзя игнорировать силу удара при возможном столкновении с пешеходами, другими участниками дорожного движения, препятствиями, которая на скорости многократно увеличивается. Вероятность того, что человек выживет при скорости 30 км/ч, очевидно выше, чем при 80 км/ч, где шансов уже практически не остается.

Выходит, что на водителе лежит огромная ответственность за свое решение ускориться. Если случается авария, то скорость движения будет учитываться далеко не в самую последнюю очередь. В большинстве подобных ДТП назначается автотехническая экспертиза, которая будет устанавливать причинно-следственную связь между случившейся аварией и отклонением от скоростных лимитов. В ходе такого исследования выясняют прежде всего:

  1. Какой была скорость машины в момент торможения?
  2. Можно было бы избежать аварии, если бы водитель соблюдал установленные скоростные лимиты и вовремя начал тормозить?
  3. Успел бы пешеход, велосипедист, другой автомобилист и/или иные участники дорожного движения совершить необходимый маневр, если бы скоростные лимиты были четко соблюдены?
  4. Какие еще факторы повлияли на аварию: освещение, погода, состояние дорожного полотна, машины, шин, направление движения и т.д.?
  5. Проанализировал и учел ли водитель все сопутствующие факторы, прежде чем разогнаться?

Эти наводящие вопросы должны определить главное - можно было бы избежать ДТП, если скорость автомобиля четко совпадала с установленной на конкретном отрезке трассы цифрой. Понятно, что целый комплекс довольно неоднозначных и противоречивых факторов, помноженный на превышение скорости, пусть и на законодательно допустимую отметку, могут сделать из водителя нарушителя. Доказать обратное будет крайне непросто. Поэтому, прежде чем воспользоваться имеющимся люфтом, нужно хорошо взвесить все «за» и «против», ведь в случае аварии поблажек ждать не стоит.

Оказаться виновным можно именно из-за превышения скорости. А это значит,что страховая компания откажет в выплатах. При самом лучшем раскладе придется самому ремонтировать не только свое, но и чужое авто, а в худшем - не избежать летального исхода. Получается палка о двух концах. Превышать, как говорится, можно, если осторожно. Идя на ускорение, нельзя забывать, что 5–10 минут, которые так стремятся выиграть некоторые водители, могут стоить кому-то жизни. По сути, скоростной «зазор» не снимает вины за возможные последствия.

Без вины виноватый

Бывают случаи, когда водитель проявляет добросовестность и соблюдает скоростные ограничения, но показания мобильного комплекса фиксации накидывают лишний километр, который может в итоге привести к лишению прав. Прежде чем безоговорочно соглашаться с показаниями прибора, не забывайте, что у него может быть погрешность, и попросите предъявить сертификат на радар (п. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). В этом документе как раз и содержится информация о погрешности прибора, а также данные о метрологической поверке.

Вполне возможно, что с учетом погрешности вам удастся настоять на отсутствии нарушения либо, если оно все-таки было, переквалифицировать его в менее строгое. Ну и, конечно, попросите инспектора предоставить доказательства того, что показания относятся именно к вашему автомобилю. Для этого нужно запротоколировать, как именно инспектор совершал измерения: зафиксировать скорость и расстояние до машины в момент ее определения. Если манипуляции происходили, скажем, через стекло машины ДПС, то вероятность получить неточные данные увеличивается. Поэтому с особой тщательностью подойдите к составлению протокола и проверке самого измерительного прибора.

Европейский опыт

Логично, что заядлых автомобилистов-путешественников не меньше тревожит вопрос скоростных лимитов в Европе и возможность всласть насладиться скоростью без штрафов. Но пыл все-таки придется поумерить.

В европейских странах предусмотрены ограничения скоростного режима как внутри, так и вне населенных пунктов, а также на автомагистралях. Скорость движения по населенному пункту в Европе, как правило, ограничена 50 км/ч (если нет других знаков). Максимально разогнаться можно, пожалуй, только на знаменитых автобанах Германии, и то если нет запрещающих знаков. При этом даже на скоростных трассах Германии есть рекомендованная отметка в 130 км/ч. На отдельных участках автобанов могут устанавливаться ограничения скоростного режима.

Допустимые пределы превышения скорости в Европе отсутствуют, то есть превышение в 1 км/ч уже может стать критичным. Штраф светит, если превысил на 1–3 км/ч с учетом погрешности радара. А уж о бесплатном «зазоре» в +20 км/ч и мечтать не стоит (причем уже начиная с территории сопредельных стран СНГ, той же Белоруссии).

***

Соблюдать скоростной режим крайне важно не столько, чтобы защитить себя от возможных штрафов или лишения прав, сколько для безопасности окружающих и своей собственной. Каждый раз, решаясь на превышение, оценивайте дорожную ситуацию и помните, что, по сути, бесплатный «зазор» не спасет вас от вины за аварию, которую можно спровоцировать своей неосторожностью.

Можно прочесть лишь один абзац пункта 10.1 Правил дорожного движения и ответ найдётся сразу. Там все ясно написано, что скоростные ограничения нарушать не следует. Кроме того, в силу неких ситуаций на дороге, иногда следует даже снизить скорость, для возможности лучшего контроля за машиной при плохих погодных условиях либо когда дорожное покрытие находится в плачевном состоянии.

Говоря простым языком, в законе я не смог найти ничего, что разрешало бы мне нарушать скоростной режим, да ещё и прибавлять скорость умышлено до + 20 километров в час. Суть тут другая – оштрафуют ли за такое нарушение? Нет. Однако тут спорный вопрос. Предположим я превысил скорость на 20 километров и попал в ДТП. Пострадали люди, машины сильно испорчены. В такой ситуации меня признают виноватым, потому что я нарушил правила дорожного движения.

Это совсем не пустой звук. В судах множество дел на такую тему. Подтвердить такое нарушение будет очень легко. Осуществляется автотехническая экспертиза – она очень точно покажет действительную скорость движения автомобиля. Случались ситуации, когда водитель превысил скорость всего лишь на 10 км/час, но его признавали виновным. Официально было подтверждено нарушение ПДД, после чего автомобиль попал в ДТП.

Такие проверки производятся обязательно, в случае наезда на пешехода. И это очень даже обоснованно. Потому что если бы водитель не превышал скорость, то смог бы не допустить дорожного происшествия и пешеход был бы цел. И никого не будет волновать, что человек пытался перейти дорогу в неправильном месте. Потому что признается виновным именно тот человек, который превысил допустимую скорость на данном участке дороги.

Подведем итог

Можно тешится, что ничем не чревато превышение скорости на 20 километров в час, пока это не повлечёт за собой серьёзное ДТП.
Если возникнет такая ситуация, то вина водителя будет очень быстро доказана. Таким образом можно попасть в тюрьму, или в лучшем случае, компенсировать убытки пострадавшей стороне, а потом восстанавливать свое авто.

Чаще всего превышение скорости на двадцать километров в час не предоставляет значительных привилегий. В лучшем случае водитель приедет на несколько минут раньше. Логично, что из-за этих минут не следует рисковать своей и чужой жизнью.



Что еще почитать