Всемирная выставка (1893). «Переплюнуть» Эйфелеву башню: Как на Всемирной выставке американцы пытались затмить «визитную карточку» Парижа

Была одной из самых масштабных в истории. Выставка была посвящена 400-летию открытия Америки и получила официальное название в честь Х. Колумба

«Флаги подняты! Свершилось! Первого мая по новому стилю президент Соединенных Штатов (24-й президент Гровер Кливленд (1893-1897) торжественно открыл Колумбову выставку в Чикаго», - так написал специальный корреспондент русского журнала «Всемирная иллюстрация» о церемонии открытия Всемирной выставки 1893 года, проходившей в Чикаго.

На территории в 600 акров были представлены 200 сооружений, каналы и лагуны , люди и культуры со всего мира. За 6 месяцев выставку посетили 27 млн человек. Это была серьёзная заявка Чикаго на звание лидера среди городов США, а самой Америки - на мировое лидерство. В архитектурном отношении это был триумф принципов бозара в применении к американскому градостроительству. Выставочный городок проектировали ведущие архитекторы того времени - Дэниел Хадсон и Фредерик Олмстед . Подготовка к выставке проходила одновременно с восстановлением города после великого пожара 1871 года .

Во время проведения выставки в Чикаго состоялся первый Конгресс еврейских женщин .

Одной из сенсаций выставки стала картина с изображением 42 кошек «Любовники моей жены » австрийского художника Карла Калера; полотно размером 80 × 260 см является самым большим полотном с изображением кошек .

Участие России

Горнозаводской отдел выставки занимал пространство 150 м длиной и 100 м шириной, но отличался уникальными экспонатами. На стенде инженера Андрея Глебова были представлены образцы добытого им в Донбассе золота; ему была присуждена за проведенные им работы золотая медаль: в русском отделе выставки их было только две.

Напишите отзыв о статье "Всемирная выставка (1893)"

Примечания

Литература

  • Truman, B. C. . - Chicago: Mammoth Publishing Company, 1893. - 620 p.

Отрывок, характеризующий Всемирная выставка (1893)

Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.

Встретился мне тут в Сети скан интересной книги-каталога, посвященной Всемирной выставке, которая проходила в 1893 году в Чикаго, и на которой была представлена большая экспозиция изобразительного искусства из России. Выставка была посвящена 400-летию открытия Америки и поэтому называлась «Колумбовской» (World’s Columbian Exposition). Впрочем, о самой выставке есть немало материалов в интернете. Заинтересовал меня каталог, прежде всего, тем, что в выставке принимал участие живописец Исаак Львович Аскназий (1856-1902), о котором я вместе с потомком художника - Алексеем Шмелькиным, уже несколько лет собираю сведения, и которому в моем дневнике посвящена целая рубрика. Поэтому я и решил рассказать вам о самой выставке, представить не только картины Аскназия, но и поместить работы остальных участников - русских живописцев. Естественно, в одной подборке невозможно представить все картины, участвовавшие в выставке, поэтому я ограничился теми, о которых есть упоминания в каталоге.

В этой книге-каталоге целая глава посвящена русской экспозиции, в которой помимо изобразительного искусства были представлены достижения России в сельском хозяйстве, садоводстве, животноводстве, машиностроении, транспорте, лесном хозяйстве, строительстве и т.д. Известно, что Россия выделила на организацию выставки самую большую сумму после Германии и Франции. Правительство страны привлекло к участию в выставке промышленников и купцов, часть расходов была оплачена из императорской казны, в экспозиции были представлены все губернии и провинции, исторические и другие научные учреждения.

Часть I. О выставке.

Военно-морское министерство отправило модель первого корабля, построенного Петром Великим, и другие модели кораблей императорского флота. Департамент народного хозяйства собрал огромную коллекцию сельскохозяйственной продукции, включая коллекцию вин из виноградников императора на Кавказе, в Крыму и Бессарабии. С Урала доставили семь ящиков алмазов. Пишу только о том, что впечатлило больше всего.
Огромная экспозиция площадью не менее 3000 квадратных футов представляла коллекцию женского рукоделия и декоративного искусства всех социальных классов огромной империи – от изделий великой княгини Елизаветы Федоровны, княгини Урусовой, баронессы Корф до исторических экспонатов ручной работы разных племен Восточной Сибири. Мадам Гурко, жена генерал-губернатора Варшавы и Польши, приготовила выставку работ польских – рукодельниц, а женский Комитет Казани – коллекцию красивых серебряных и золотых вышивок на шелке, атласе, льне и коже. Для выставки была создана коллекция кукол большого размера, одетых в национальные народные костюмы, представляющие все уголки империи.

Встретил в описании и новое для себя имя художницы. Представительницей от учреждений ведомства императрицы Марии была направлена на Всемирную выставку в Чикаго Татьяна Борисовна Семечкина (5 июня 1845-1919), которая сама была художницей. Она выполнила для выставки декоративные панели-витражи «Боярин» и «Боярыня», установленные возле входа в российский павильон, и расписала два окна по обе стороны от главного входа. Татьяна Борисовна - урожденная Данзас, - родная племянница К. К. Данзаса, секунданта на дуэли Пушкина, ее отец, Борис Карлович Данзас (1799-1868) доводился родным братом Константину Данзасу. Семечкина получила хорошее домашнее образование, училась музыке у известного пианиста и композитора Антона Рубинштейна. После смерти мужа, офицера военного флота, в 1891 году она поступила на государственную службу, и первое время исполняла обязанности главной надзирательницы Александровской женской гимназии в Петербурге. После поездки в Чикаго она участвовала во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Всемирной выставке в Париже (1900). С 1901 по 1915 год Семечкина работала начальницей Мариинского института благородных девиц, открытого в Саратове. В 1915 году в возрасте 70 лет Семечкина вышла на пенсию и уехала в Петроград, где и провела последние годы жизни. О Семечкиной, как художнице, интернет умалчивает.

Выставочный городок проектировали архитектор и дизайнер-градостроитель Дэниел Бернем (1846–1912) и ландшафтный дизайнер Фредерик Лоу Олмстед (1822–1903). Подготовка к выставке проходила одновременно с восстановлением Чикаго после Великого пожара 1871 года. Участвовала в выставке и Россия.
На территории в 600 акров были представлены 200 сооружений, каналы и лагуны. Отдельного павильона Российской империи на выставке не было, но основная экспозиция находилась в Большом дворце. Интерьер был выполнен из темного дерева в архитектурном стиле семнадцатого века, а сам павильон был похож на царский дворец в Коломенском, где родился Петр I. Эта конструкция была возведена в России, затем разобрана и отправлена в Чикаго вместе с бригадой плотников.

Автором проекта был русский архитектор Иван Павлович Ропет (1845 - 25 (12) декабря 1908), который своими постройками, эскизами интерьеров и предметов декоративного искусства оказал большое влияние на формирование «псевдорусского стиля» в архитектуре и искусстве. Настоящие фамилия, имя и отчество Ропета – Иван Николаевич Петров. Он родился в семье мастера Петергофской бумажной фабрики, но вскоре после рождения остался сиротой. Воспитывался Иван в семье своего дяди, поэтому и сменил свое отчество на имя дяди – Павлович, а псевдоним «Ропет» был выбран как экзотическая анаграмма фамилии «Петров». В 1861-1871 годах Ропет учился в Академии художеств, получив в 1864 году малую серебряную медаль. В 1874-1880 годах молодой архитектор сотрудничал с журналом «Мотивы русской архитектуры», в 1876-1880 годах путешествовал по Европе с целью изучения классической и современной архитектуры. По воспоминаниям И. Е. Репина, Ропет во время поездки в Италию заболел и 6 лет практически не работал. Почти все известные постройки Ропета были выполнены из дерева, поэтому многие не сохранились. Среди известных работ: павильон Русского отдела на Всемирной выставке в Париже (1878), павильон на Скандинавской (Северной) выставке в Копенгагене (1888), павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Павильон в Копенгагене так понравился королю Дании, что он был подарен королю российским правительством и в настоящее время находится в загородной резиденции датского королевского двора - парке Фреденсбург, в качестве чайного дома для королевских гостей.

Но вернемся в Чикаго. Президент США Гровер Кливленд торжественно открыл выставку 1 мая 1893 года. Любопытный факт, но Россия открыла свою экспозицию только в начале июня в связи с поздним ледоходом в Балтийском море, о чем свидетельствовали большие плакаты на пустующих выставочных площадях, выделенных нашей стране. Если говорить о предметах искусства, показанных на выставке, то можно отметить огромную коллекцию конных статуэток скульптора-анималиста Евгений Александровича Лансере (24 августа 1848 - 4 апреля 1886), отца известного художника Евгения Лансере, а также ювелирные изделия из эмали и серебра. Скульптур было представлено мало (около шестнадцати штук), поскольку ряд работ, к сожалению, был сильно поврежден в пути.

Три четверти всех представленных скульптур, статуэток и бюстов создал Илья Яковлевич Гинцбург (Элиаш Гинзбург) (15 (27) мая 1859 - 31 января 1939).

Репин Илья Ефимович (1844-1930) Портрет скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга в молодости. Этюд для головы Иоанна в картине Воскрешение дочери Иаира. 1871 г. Третьяковская галерея
Илья Яковлевич Гинцбург за работой 1895 г.

Родился Илья в Вильно, в еврейской семье известного писателя-талмудиста. Рано потеряв отца, воспитывался матерью и дедом, известным благотворителем Гиршем Лапидусом. С раннего возраста занимался гравированием на твердых камнях. На художественные способности и талант мальчика обратил внимание скульптор Антокольский, стал обучать его скульптуре, и в 11 лет взял Гинцбурга с собой в Петербург. С 1870 года Илья обучался в мастерской Антокольского в Санкт-Петербурге и сопровождал его в поездке по Италии. По возвращении юноша поступил в реальное училище, а затем (в 1878 году) - на скульптурное отделение Петербургской академии художеств. Получив во время учебы две серебряные и золотую медали, Гинцбург в 1886 году окончил Академию со званием классного художника I степени и на год уехал за границу для усовершенствования. По возвращении работал в своей мастерской при Академии. Получил золотые медали на Всемирных выставках в Париже и Сан-Лyи, серебряную на выставке в Бельгии. В 1880 году автобиографию скульптора напечатал журнал «Мир Божий», в 1908 году была издана книга воспоминаний Гинцбурга под названием «Из моей жизни». В 1918 году он был назначен профессором-руководителем скульптурной мастерской петроградских Государственных свободных художественных мастерских. В 1921-1923 годах был деканом скульптурного факультета Высших художественно-технических мастерских. Скончался 31 января 1939 года в Ленинграде и был похоронен на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Гинцбург создавал, в основном, жанровые и портретные фигуры и бюсты, преимущественно в небольшом размере. На выставке в Чикаго были представлены его композиция «Дети после купания», статуэтки и бюсты писателя графа Льва Николаевича Толстого и нумизмата, археолога и будущего министра народного просвещения Российской империи (1905-1906) графа Ивана Ивановича Толстого (1858-1916), композиторов Рубинштейна у этажерки с нотами и Чайковского за работой и др.

Еще одной крупной работой была скульптурная композиция «Беглый раб», как написано в каталоге, «молодого скульптора и пенсионера Академии художеств» Владимира Беклемишева. Поскольку с этой работой связана интересная и загадочная история, то напишу пару слов о ней и авторе.
Владимир Александрович Беклемишев (3 (15) августа 1861 - 21 декабря 1919) родился в Екатеринославе (старое название Днепропетровска), принадлежал к старинному роду Беклемишевых.

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940) Портрет скульптора Владимира Беклемишева.

В 1878 году поступил в Академию художеств, где учился у Н. А. Лаверецкого. В начале 1890-х годов совершил пенсионерскую поездку от Академии в Италию, где и была создана в 1891 году композиция «Беглый раб». После выставки в Чикаго Беклемишев был удостоен звания академика, в 1894 году был назначен профессором и руководителем скульптурной мастерской в высшем художественном училище при Академии, а с 1906 года был ректором Императорской Академии художеств. После выставки в Чикаго «Беглый раб» вернулся в Академию художеств. Долгое время скульптура являлась личной собственностью Беклемишева, в 1918 году он подарил работу Музею Академии художеств. В 1930 году скульптурная группа была передана из Академии художеств в Государственный музей Революции, занимавший в то время часть помещений Зимнего дворца, в одном из залов которого она несколько лет экспонировалась. После войны музей Революции получил собственное здание - особняк М.Ф. Кшесинской, но из-за своего неудовлетворительного состояния скульптура была оставлена в Зимнем дворце. Но позже судьба и местонахождение скульптуры стали неизвестны, исследователи пытались найти ее следы, но безрезультатно, долгое время работа считалась утраченной.

Беклемишев Владимир Александрович (1861-1919) Скульптурная группа Беглый раб. 1891-1892 гг.

Но 26 апреля 2010 года «Беглый раб» был найден (простите за каламбур)! Причем, в самом Зимнем дворце, нынешнем Эрмитаже! Сделали сенсационную находку электромонтажники Михаил Смирнов и Алексей Кукурудза, проводившие в тот день монтажные работы по установке электрощита и счетчиков. При вскрытии кирпичной кладки стены Восточной галереи на площадке второго этажа Церковной лестницы Зимнего дворца и обнаружили саму скульптуру в плачевном состоянии, а также старый календарь, на котором был найден текст: «Скульптурная группа, оставленная в Зимнем Дворце музеем Революции и замурованная в дверной проем, заделанный кладкой с двух сторон в восточной галерее дворца», а также подписи тех, кто замуровывал и дата - 22 февраля 1947 года. Изначально было неизвестно, что за произведение нашлось. Определила авторство хранитель отдела истории русской культуры Эрмитажа Лина Тарасова. После длительной реставрации скульптура «Беглый раб» 14 октября 2011 года была вновь представлена публике и заняла свое место в экспозиции Эрмитажа. Впрочем, до сих пор исследователи не могут найти ответ на вопрос – для чего скульптура была замурована в нише. Выдвинутая версия - с целью сохранения, не очень подходит, поскольку «Беглого раба» спрятали в стене уже после Отечественной войны. В общем, загадка…

Часть II. Художники и картины

Что же касается живописи, показанной на Колумбийской выставке в Чикаго, то куратор выставки М. Каменский заявлял, что экспозиция очень представительная, «в коллекции представлены ведущие художники, достигшие академических почестей, и есть достаточное количество очень больших полотен». Правда, авторы каталога тут же заметили, что «многие из уже известных молодых российских художников здесь все же не были представлены».

Имена художников, участвовавших в выставке, нынче всем известны. Оговорюсь, что эта книга не является в прямом смысле каталогом, поскольку в ней указаны не все картины и авторы. Но даже те имена и произведения, о которых написано, и репродукции которых помещены, дают общую картину того, какой была представлена Россия на берегах Америки более ста лет назад.

Зал русской экспозиции изобразительного искусства на Всемирной выставке в Чикаго, 1893 г.

Поэтому я решил поместить картины в алфавитном порядке авторов. Не стал подробно цитировать ни информацию о художниках, ни искусствоведческие разборы самих картин, кроме, пожалуй, информационно интересных строк, которые как просветили меня, так и улыбнули. Итак!

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Автор пишет о том, что «за исключением Ивана Константиновича Айвазовского, ни один из русских художников не представил на выставке более трех или четырех работ, а большинство из них выставили только по одной-две. Айвазовский же, имя которого было намного известнее в Европе, чем у большинства его соотечественников, экспонировал на выставке в Чикаго не менее десяти полотна, пять из которых иллюстрировали события из жизни Колумба (выставка-то была посвящена ему и открытию Америки!). Смею предположить, что несколько картин маринист написал специально к выставке, поскольку часть работ датирована 1880 годом, а несколько – 1892 годом. К сожалению, в каталоге указана и проиллюстрирована только картина «Прибытие флотилии Христофора Колумба к берегам Америки». Еще три картины, посвященные Колумбу, я нашел в галерее художника, где представлены почти 700 его работ.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Прибытие флотилии Христофора Колумба к берегам Америки. 1892 г.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Колумб, проплывающий через мыс Палос. 1892 г. Частное собрание

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Прибытие флотилии Колумба. 1880 г. Частное собрание

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Христофор Колумб. 1880 г. Национальная галерея Армении, Ереван

Исаак Львович Аскназий (1856-1902)

Исаак Аскназий на Чикагской выставке был представлен тремя картинами, посвященными истории и ритуалам еврейского народа. Но автор каталога указывает название только одной работы, «самой оригинальной по концепции» по его мнению, - «Родители Моисея». Напомню, саму легенду, которая есть в Книге Исхода. Моисей родился в Египте в царствование фараона, бывшего первым вельможей при предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту евреев и обратил их в рабов. Но каторжный труд не сократил численности евреев, и тогда фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В это время в семье Амрама и Иохаведе родился сын. Матери Моисея удавалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев, но, не имея более возможности его прятать, она положила сына в тросниковую осмоленную корзину и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Поняв, что перед ней один «из еврейских детей», она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала, конечно, Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Дочь фараона назвала ребенка Моисей («вынутый») «потому что, говорила она, я из воды вынула его». Сюжет нахождения Моисея дочерью фараона широко представлен в мировой живописи, начиная с эпохи Возрождения, а вот что предшествовало этому – изобразил Аскназий. Увы, неизвестно, какие еще две картины Аскназия участвовали в выставке…

Аскназий Исаак Львович (1856 - 1902) Родители Моисея. 1892-93 г.

Николай Корнилович Бодаревский (1850-1921)

Бодаревский Николай Корнилович (1850-1921) Свадьба в Малороссии.

Карл Богданович Вениг (1830-1908)

Среди картин русской экспозиции автор отмечает «Русскую девушку» (1889) художника Карла Венига, которая производит благоприятное впечатление и своим костюмом, и красивым лицом. Это он еще не видел боярышень Маковского! Кстати, репродукция, представленная ниже, является авторской копией художника, написанной в 1904 году.

Вениг Карл Богданович (1830-1908) Русская девушка. 1904 г.

Василий Андреевич Голынский (1854-1904)

Василий Голынский, имеющий звание классного художника первой степени, представил на выставку большое полотно «Отдыхающие грибники». Картина является собственностью Академии художеств и изображает детей, слушающих с недоверием девочку, утверждающую, что она знает, где можно найти много грибов.

Голынский Василий Андреевич (1854-1904) Грибники.

Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837-1898)

О следующей картине в каталоге сказано: Дмитриев-Оренбургский уделяет в своей работе внимание деталям нравов и обычаев, царящим в русской деревне. Делает он это чрезвычайно правдоподобно и естественно.
Если стоять перед этим полотном, то создается ощущение, что ты сам идешь в воскресенье, во второй половине дня вниз по улице русской деревни.

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898) Воскресение в деревне. 1884

Николай Петрович Загорский (1849-1893)

Загорский, по мнению автора книги, показал хороший пример жанрово-сюжетной живописи. Правда, одна из картин в каталоге указана под другим названием – «За завтраком» (At Breakfast), а название второй картины не указано совсем. Но по описаниям сюжета понятно, что речь идет о работах представленных ниже.

Загорский Николай Петрович (1849-1893) Чаепитие. 1890 Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

Загорский Николай Петрович (1849-1893) Наболевшее сердце. 1890 г. Русский музей

Автор каталога, отмечает то, как точно и узнаваемо художник подает ситуации и характеры персонажей.
Пошлость и вульгарность хозяйки, отчитывающей репетитора на глазах детей, кротость и отсутствие достоинства незадачливого джентльмена, вынужденного выслушивать уничижительные для себя речи, трогательность молодой женщины, плачущей на плече заботливой бабушки. Маленькие бытовые инциденты показаны с точностью и сопереживательным отношением художника к героям.

Алексей Данилович Кившенко (1851-1895)

Кившенко, как «представитель исторической школы современного русского искусства», показал две абсолютно разные картины по тематике и формату. Одна из них – любимая тема жанристов, анималистов и пейзажистов – охота, вторая – монументальное историческое полотно, изображающее знаменитый военный совет в Филях, на котором было принято решение об оставлении Москвы французам в годы Отечественной войны 1812 года.

Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) Берёт волка живьём

Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) Военный совет в Филях в 1812 году. 1882 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Автор каталога отмечает, что «для большой военной империи отсутствие батальных картин на этой выставке можно считать удивительным, к военным картинам можно отнести лишь полотно, изображающее одну из величайших катастроф в истории России - пожар Москвы». Правда автор книги не указывает автора произведения, а ведь московский пожар 1812 года писали Виктор Викентьевич Мазуровский (1859-1944) и Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), а у известного баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) и художника И. М. Львова есть целые серии работ, посвященные этому пожару. Кто из них написал картину, участвовавшую в «Колумбовской» выставке – неизвестно.

Павел Осипович Ковалевский (1843-1903)

Рецензия на художника и его картину коротка: Этот художник родился в 1843 году и с 1881 года является профессором батальной живописи в Академии художеств. «Раскопки в Риме» Ковалевского представляют собой изображение огромного количества людей, занимающихся работой. Автор хорошо рисует, в некоторых частях даже лучше, чем другие, хороший рисунок, разнообразие взаимоотношений и типажей, верное изображение мужчин, лошадей и пейзажа – похвально».

Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) Раскопки в Риме. 1877-78 гг.

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894)

Картина Корзухина, по мнению автора каталога, «будет представлять интерес для будущих историков, которые будут изучать нравы и обычаи Восточной Европы». Далее цитата: «Вечеринка невесты» (Bride"s Party - так переведено название картины), предполагает, что участники должны много пить и шуметь, чтобы отпугнуть от невесты всё плохое. Этот таинственный обряд, как предполагается, должен принести невесте удачу. Эта картина также принадлежит Академии и представляет вклад художника в исследование крестьянского быта.

Корзухин Алексей Иванович (1835-1894) Девичник. 1889 Государственный Русский музей, С.-Петербург

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1929)

Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1929) Весной в саду 1889 г

Александр Дмитриевич Литовченко (1835-1890)

Одна из картин Литовченко, показывающая эпизод эпохи царя Алексея Михайловича, была представлена из коллекции Академии художеств. Картину художник написал за год до своей смерти.

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890) Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей, Украина

Кроме этой картины были показаны еще две работы Литовченко, изображения которых и описания их, я не нашел. Даже в Википедии в статье о художнике в главе «Известные произведения» эти картины не значатся. Судьба их неизвестна, но по описанию в каталоге Чикагской выставки указано, что на одной из них изображена сцена ссоры женщин в интерьере мастерской, где они занимаются сортировкой перьев, а вторая представляет собой восточной пейзаж – вулканическое плато, расположенное в северной части Палестины, между Иорданией и Ливаном.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920)

Позабавило, что в каталоге указано, "Владимира Егоровича Маковского не следует путать с его тезкой, Константином Егоровичем". Почему бы не написать о том, что они были родными братьями? Владимир Маковский назван «одним из наиболее выдающихся в своей стране и очень плодовитым художником». Автор также сравнивает мастерство Маковского в изображении народных типажей и их характерности с работами нидерландских живописцев Давида Тенирса Младшего (David Teniers, 1610-1690) и Виллема ван Мириса (Willem van Mieris, 1662-1747). На выставке были представлены четыре работы В.Е. Маковского.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Ссора из-за карт. 1889 г.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Курящие в Малороссии.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) На толкучем рынке в Москве.

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Отдых на пути из Киева (Путник).

Константин Егорович Маковский (1839-1915)

Старший брат Владимира, Константин Егорович, представил большое полотно «Вакханалия» (в наших каталогах она значится под названием «Весенняя вакханалия»), изображающее разрушенную арку, классические гирлянды, статую Пана, фавнов и вакханок, участвующих в оргии Бога вина. При этом, автор книги замечает, что «эта картина является гораздо лучшей во всех отношениях, чем его же «Суд Париса», который Маковский показывал на Всемирной Парижской выставке 1889 года и который был впоследствии приобретен французским правительством».

Маковский Константин Егорович (1839-1915) Весенняя вакханалия. 1891 г.

Помимо «Вакханалии» на выставке в Чикаго была показана работа, продолжающая тему написанных ранее картин художника – «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887) и др., «изображающих быт и великолепие старых боярских семей в России до времен Петра Великого». При этом, рассказывая о картине, автор как бы даже не хвалит художника: «Варварское великолепие костюмов, мебели и аксессуаров дает художнику возможность отображения богатства своей палитры - богатства, которое зачастую выглядит весьма показным».

Маковский Константин Егорович (1839-1915) Под венец. 1884 Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.

Что же касаемо картины «Женский портрет», то в каталоге художника есть более десятка картин с таким названием, написанных в 1880-1890-е годы. Какой из портретов был представлен в Чикаго – неизвестно.

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911)

В каталоге картина Мясоедова названа «Урожай» (The Harvest). Может быть, картина так и называлась, а нынешнее двойное название появилось позже? Указано, что выставленная на выставке картина является авторской копией оригинала, который находится в коллекции императора Александра III.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) Страдная пора (Косцы). 1887 г. Русский музей, С.-Петербург

Леонид Осипович Пастернак (1862-1945)

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945) К родным. 1891 г. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Не думаю, что Перов был представлен одной картиной! Но информации об остальных нет...

Перов Василий Григорьевич (1834-1882) Суд Пугачева. 1879 г. Русский Музей

Николай Корнилович Пимоненко (1862-1912)

Пимоненко Николай Корнилович (1862-1912) Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 г. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Пимоненко Николай Корнилович (1862-1912) Святочное гадание. 1888 г. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Цитата из каталога: «Никогда еще не был представлен в искусстве такой всеобщий хохот, никогда еще не было создано в цвете такого рева презрения. Если бы повелитель, которому пишется ответ, мог слышать этот гомерический рев, он бы прошел и Азию, и Европу, чтобы отомстить за такое оскорбление». Да и персонажи картины описаны в каталоге в негативном свете: «Даже одна пурпурно-красная физиономия с чубом, цвета опухоли, которая видна в левой части за писарем, может вызвать кошмар». На момент экспонирования на выставке картина тоже являлась собственностью Академии художеств.

Репин Илья Ефимович (1844-1930) Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891 гг. Русский музей, С.-Петербург

Репин Илья Ефимович (1844-1930) Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902)

Генрих Ипполитович, наряду с братьями Маковскими, назван в книге художником, чье имя более известно за рубежом, чем большинство их коллег. По поводу представленных картин написано, что картина «Христос у Марфы и Марии», датированная 1886 годом, принадлежит к коллекции Академии художеств, а «Фрина» является собственностью императора.

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) Христос у Марфы и Марии. 1886 г. Государственный Русский музей, С.-Петербург

При этом, автор замечает по поводу второй работы, что "чувствуется определенный недостаток искренности в этой работе», мол, «толпа, окружающая Фрину, изображена не в полном восхищении и восторге от красоты обнаженной женщины», что противоречит сюжету самой легенды о Фрине.

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889 Государственный Русский музей, С.-Петербург

Иван Иванович Творожников (1848-1919)

В каталоге указано, что картина называется «Послушник», была она написана в 1888 году (а не в 1887 году, как указано в других источниках), и принадлежит она (на тот момент) Академии художеств.

Творожников Иван Иванович (1848-1919) Продавец образков. 1887 г. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Творожников Иван Иванович Бабушка и внучка 1891 г. Самарский областной художественный музей

Павел Петрович Чистяков (1832-1919)

«Императорская Академия с гордостью утверждает, что это – один из шедевров, принадлежащих ей» - написано в каталоге. Сюжет этой «бурной сцены» взят из ранних летописей.

Чистяков Павел Петрович (1832-1919) Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому. 1861 г. Русский музей, С.-Петербург

Валерий Иванович Якоби (1833-1902)

Среди полотен, посвященных сюжетам, взятым из русской истории, называется и эта картина Якоби. Причем, автор назван «одним из старейших художников - он родился в 1834 году, который стал известным еще в годы царствования императора Александра I». Кроме неточности с годом рождения, автор, видимо, не заглянул в энциклопедии, чтоб прочесть, что император Александр I Павлович умер 19 ноября (1 декабря) 1825 года в Таганроге, еще до рождения художника. И речь должна идти об императоре Александре II. Спишем эту ошибку на опечатку!)) Отмечено также, что Якоби давно пользуется почестями у себя на родине, одно из его полотен находится в галерее «великого Третьякова», а картина «Ледовый дворец» принадлежит Академии художеств

Якоби Валерий Иванович (1833-1902) Ледяной дом. 1878 Государственный Русский музей, С.-Петербург

Напоследок сообщу, что в разных материалах о Чикагской выставке я встречал информацию о том, что в Америке были представлено также творчество Левитана, Сурикова, Серова и Шишкина (увы, без названий картин), но в данном каталоге имена этих корифеев русской живописи почему-то не упоминаются…

Зал русской экспозиции изобразительного искусства на Всемирной выставке в Чикаго, 1893 г.

И еще одна любопытная деталь. Представители России на выставке вместе с организаторами из Франции, Бельгии и Норвегии отказались предоставлять свои экспонаты для участия в конкурсе, который обычно проходит в рамках этого масштабного мероприятия. Поэтому русские живописцы, как и авторы других выставочных экспозиций и коллекций, остались без традиционных для Всемирных выставок медалей трех степеней, дипломов и других наград… Странно, не правда ли?

"Всемирная Колумбова выставка 1893 года в Чикаго. Указатель русского отдела"
Печатано по распоряжению Высочайше учреждённой Комиссии по участию России во всемирной выставке 1893 года в Чикаго

С.-Петербург, Типография Е.Евдокимова, 1893г.

Увеличенный формат: 18 * 26,5см.; , 578 стр.
Экземпляр в оригинальном издательском цельноколенкоровом переплёте с золотым тиснением на корешке. Передняя крышка украшена художественно оформленной хромолитографированной обложкой работы художника Николая Каразина. Задняя - обрамлена двойными прямолинейными декоративными рамками с ажурными виньетками в уголках и орнаментальной композицией в среднике. Цветные форзацы. Узорный обрез. Тонкое шёлковое ляссе.
Для книги использована высококачественная веленевая бумага. Красивые шрифты, чёткая печать, широкие поля.
В настоящем каталоге, разделённом на данные тематические отделы, помещены, помимо фамилии или наименования экспонента: перечень выставляемых предметов, краткие сведения о времени возникновения производства, о его размерах и годовой стоимости, числе рабочих рук, имеющихся машинах и орудиях и о местах сбыта. Для удобства пользования в конце каталога помещен алфавитный указатель участников легендарной выставки.

Всемирная выставка 1893 года, проходившая в Чикаго, стала одной из самых масштабных в истории. Будучи посвящена 400-летию открытия Америки, она была наречена Колумбовой. Для её устройства выполнили сложные мелиоративные работы: осушили болота, превратили пруды в луга и преобразили часть озера Мичиган в канал, разделявшийся на несколько рукавов, так что здания выставки возвышались над водой, соединяясь между собой мостами. В парке на берегу озера разместились двести зданий из гипсовой лепки на железных каркасах. В выставке участвовало 24 штата США, 50 иностранных государств и 37 колоний.

Российская экспозиция размещалась в огромном павильоне промышленности и свободных искусств. Обозреватели писали, что " это была в высшей степени изящная экспозиция, выполненная в русском стиле ". Некоторые считали её лучшим украшением павильона. Фасад экспозиции был срублен из толстых лакированных брёвен, украшенных вверху избушкой с деревянной резьбой, коньками и двуглавым орлом, нижний пояс стен был выложен из минералов: горного хрусталя, ляпис-лазури, мрамора и малахита. Раздел по своему убранству и художественному вкусу, как писал обозреватель " Московских ведомостей " А. Бочаров, превзошёл все российские разделы на прежних Всемирных выставках. Вестибюль был выполнен в древнерусском стиле XVII века. Эта часть раздела была настолько красива, особенно витражи с изображением русских бояр, что американские газеты воспроизвели его изображение на своих страницах. Грандиозность и роскошь усиливались поставленными при входе вазами из яшмы и орлеца, изготовленными на Императорских гранильных заводах. Всего в российском разделе было представлено 1033 экспоната. Организация экспозиции обошлась казне свыше 600 тыс. рублей.

Несравненными в своей области были признаны экспонаты Петергофской и Колывановской гранильных фабрик, изделия из драгоценных металлов и бронзы, образцы высококачественной бумаги. Золотую медаль получил шкафчик с мозаичным панно из драгоценных камней - собственность царской семьи.

Русская художественная коллекция насчитывала 133 картины и 14 скульптур. Здесь были представлены работы И.К. Айвазовского, Ф.А.Васильева, К.А.Коровина, К.Е.Маковского. В.Г.Перова, И.Е.Репина, И.И.Шишкина, Г.И.Семирадского, П.П. Трубецкого и др. Отдел имел огромный успех, многие произведения были проданы.

Большой популярностью на выставке пользовались российские меха, представленные придворным поставщиком Грюнвальдом, не имевшие равных на выставке. Интерес и высокую оценку специалистов и посетителей вызвали льняные и хлопчатобумажные ткани, фарфор, иконы и резные позолоченные рамы к ним, мебель, столовые приборы, подносы, куклы, подковы, различные кустарные деревянные поделки, кружева, художественное литьё из чугуна каслинских мастеров.

Хрусталь Дятьковского завода оценивался по качеству не хуже богемского. Некоторые работы получили золотые награды. Украшением экспозиции служила витрина парфюмерной фирмы " Товарищество Брокар и К° ". Качество выставлявшейся кожи было настолько хорошо, что располагавшиеся рядом немецкие производители перенесли свои стенды подальше от российских, а американцы, желая продать свои кожаные изделия, утверждали, что они сделаны из русской кожи.

В отделе сельского хозяйства особым вниманием посетителей пользовались 18 прекрасных российских лошадей. Ряд участников этого отдела отметили наградами выставки. Среди них: Н.А.Терещенко за сахар, Д.З.Сарджиев за коньяки, П.А. Смирнов за водки, И.Е.Липский за пиво и др.

Мало кто из посетителей обратил внимание на керосиновый двигатель внутреннего сгорания Е.А.Яковлева (хотя он и был отмечен наградой выставки) и конные экипажи П.А.Фрезе. Но именно эти предприниматели в 1896 году построили первый русский автомобиль. Та машина во многом напоминала демонстрировавшийся в Чикаго один из первых автомобилей серийного производства " Бенц-Вело ".

В другой части российской экспозиции, находившейся в павильоне " Металлургия ", привлекала внимание позолоченная пирамида высотой около 7 метров, дававшая представление об общей добыче золота в России. Большой успех выпал на долю русского учёного Н.Г.Славянова, который демонстрировал " способ электрической отливки металлов ". Русский учёный показал " стакан " высотой 210 мм и весом 5 кг 330 гр., сваренный с помощью электрической дуги. За этот экспонат автор удостоился золотой медали выставки и получил патенты в России, Франции, Германии, Англии, Австро-Венгрии и Бельгии; были сделаны заявки в США, Швецию и Италию.

Традиционным успехом пользовались самовары причудливых форм и всевозможных цветов Н.П.Баташева. Изумление посетителей вызвал платок оренбургской крестьянки Мавры Архиповой - размером 40 кв. м и весом всего 250 гр., он состоял из 34 млн петель. Внимание привлекал " Звон " из 22 колоколов, изготовленных на ярославских заводах.

Выставка явилась огромным культурным событием для американцев, которые с гордостью рассматривали её как свидетельство наступления века США - страны, не уступающей ни одной из держав Старого Света. За время работы с 1 мая по 1 ноября выставку посетило более 21 миллиона человек. Для Чикаго выставка явилась историческим событием, сделав его центром развития культуры и промышленности.

Очень редкое и интересное издание. Отличная сохранность.

Цена: 45 000 руб.

Всемирная выставка 1893 года (1 мая - 1 ноября 1893 г.) , проходившая в Чикаго, стала одной из самых масштабных в истории. Будучи посвящена 400-летию открытия Америки, она была наречена «Колумбовской» (англ. World"s Columbian Exposition ).

В архитектурном отношении это был триумф принципов боз-ара в применении к американскому градостроительству. Выставочный городок проектировали ведущие архитекторы того времени — Дэниел Хадсон и Фредерик Олмстед . Подготовка к выставке проходила одновременно с восстановлением города после великого пожара 1871 года.

Выставка размещалась в живописной местности, на берегу озера Мичиган. На территории в 600 акров были представлены 200 сооружений, каналы и лагуны, люди и культуры со всего мира. За 6 месяцев выставку посетили 27 млн человек. Это была серьёзная заявка Чикаго на звание лидера среди городов США, а самой Америки — на мировое лидерство.

Самый удачный день доставил ей 47 тыс. посетителей, а за весь период выставку посмотрели 27 млн. человек. Около 200 великолепных зданий белого цвета (материал - дерево, обработанное специальной штукатуркой), надземная железная дорога, движущиеся тротуары, светящиеся фонтаны, гигантское колесо-качели, ледяная гора, целая «улица удовольствий» с театрами, зверинцами, базарами - все это манило и завораживало.

На Чикагской выставке публика могла лицезреть машину, пришивающую по 1 тыс. пуговиц в час на солдатские мундиры (отдел машин), целую библиотеку из книг, написанных исключительно женщинами (женский отдел), беседку из кукурузы (отдел земледелия) и многое другое. Вместе с тем Колумбова выставка отличалась поразительной бессистемностью. К примеру, в русском земледельческом отделе было выставлено «слишком много водки и притом на первом плане».

На «белой» Всемирной выставке 1893 г. Российскую империю представляли Морское министерство, Главное управление почт и телеграфов, а также частные экспоненты (всего 600, в том числе 12 - по отделу «Электричество»). Отсутствие собственного павильона и выход в свет каталога русского отдела с опозданием на два с половиной месяца привели к тому, что огромная страна совершенно потерялась на этом всемирном празднике. По свидетельству современника, создавалось впечатление, что русские прибыли в Чикаго, чтобы «удивить» мир несколькими плугами да пятью ящиками сахара.

Затраты американцев на Колумбову выставку оказались ненапрасными. «Белая» выставка имела большой успех. На основе ее экспонатов впоследствии был создан Филадельфийский торговый музей - крупнейший в мире.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%281893%29

http://chron.eduhmao.ru/page_5_1_2.html

Или Экспо (Expo) международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений. Первая всемирная выставка была проведена в Гайд парке в Лондоне по… … Википедия

Всемирная выставка "ЭКСПО" - Всемирная универсальная выставка ЭКСПО является глобальной витриной для демонстрации научных открытий и достижений. Универсальная выставка ЭКСПО событие мирового масштаба, сравнимое с Олимпийскими Играми, за право проведения которого борются… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Всемирная выставка (1937) - Всемирная выставка … Википедия

Всемирная выставка (1867) - Всемирная выставка на полотне Эдуара Мане … Википедия

Всемирная выставка (1876) - Всемирная выставка 1876 года впервые проводилась за пределами Европы в Филадельфии (США). Официально именовалась «Международной выставкой искусств, промышленных изделий и продуктов почв и шахт» (англ. International Exhibition of Arts,… … Википедия

Всемирная выставка (2010) - Ось парка павильонов ЭКСПО 2010 ЭКСПО 2010 (официальное название Экспо 2010 Шанхай Китай; англ. Expo 2010 Shanghai China) … Википедия

Всемирная выставка (1900) - … Википедия

Всемирная выставка (1855) - Дворец индустрии в Париже. Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств (фр. Exposition Universelle des produits de l’Agriculture, de l’Industrie et des Beaux Arts) вторая по счёту всемирная выставка и… … Википедия

Всемирная выставка (1967) - Экспо 67 (фр. Exposition universelle de 1967) всемирная выставка 1967 года. Проводилась в Монреале в честь столетия Канадской конфедерации. Одна из самых успешных всемирных выставок, с более чем 50 миллионами посетителей и 62… … Википедия

Всемирная выставка 1900 года - Главный вход Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже (Франция). Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал Ар нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50… … Википедия

Книги

  • Фабрично-заводская промышленность и торговля России , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В 1893 г. в Чикаго в ознаменование 400-летия открытия Америки Колумбом проводилась Всемирная… Купить за 2980 руб
  • Парижские тайны. Комплект из 4-х книг , Изнер Клод. Бандероль на комплект из 4 книг: 1. "Леопард из Батиньоля" Париж, 1893 год. Заколот кинжалом художник по эмали, сгорела переплетная мастерская, бесследно исчез владелец типографии. Три…


Что еще почитать