Во сколько раз увеличивает изображение электронный микроскоп. Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

«Ревизор» был написан Гоголем в 1835г. Комедия содержит пять действий. История, описанная автором, происходит в одном из уездных городов. Местные жители умудрились принять за ревизора обычного человека, что привело к неожиданным последствиям.

Основной действующий состав

Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Мужчина в возрасте. Взяточник. В свободное время любит перекинуться в картишки.

Анна Андреевна – супруга городничего. Любопытная, тщеславная женщина. Не прочь пококетничать с другими мужчинами.

Марья Антоновна – дочь городничего. Наивная провинциалка, верящая в сказки о принце на белом коне.

Иван Александрович Хлестаков – лже-ревизор. Молодой повеса. Любитель азартных игр. Прибыл из Петербурга. Живет за счет отцовских подачек. Привык к красивой жизни.

Осип – слуга Хлестакова. Хитер. Сообразителен. Любит читать нотации барину, считая себя умнее его.

Второстепенные персонажи

Бобчинский, Добчинский – помещики. Не разлей вода. Всегда ходят вместе. Болтливы.

Ляпкин-Тяпкин – судья. Мнит о себе много. На самом деле не так умен, как кажется.

Земляника – попечитель богоугодных заведений.

Шпекин – почтмейстер. Простодушный, наивный человек.

Хлопов – смотритель училищ. Несет полную ответственность за образование населения. Робок и труслив.

Держиморда, Свистунов, Пуговицын – полицейские.

Действие первое

События происходят в одной из комнат в доме городничего.

Явление 1

Чиновники, услышав «пренеприятнейшую» новость о том, что скоро в их город пожалует ревизор, взволновались не на шутку. Не готовы они были к визиту столь важного гостя. Предположительно ревизор приедет инкогнито, никак не обозначая своего присутствия. Версии об истинной причине его приезда выдвигались самые неожиданные. Вплоть до нелепых предположений. Аммос Федорович выдвинул версию о скором начале войны и возможно ревизора интересует, есть ли в городе изменники или нет. Городничий сразу отсек эту версию. Не тех масштабов этот город, чтобы им могли заинтересоваться с политической точки зрения. В срочном порядке городничий требует навести порядок, создав видимость, что у них все в полном ажуре. Для начала пройтись по больницам. Переодеть пациентов во все чистое. Повешать над каждым больным табличку с фамилией. Проветрить помещение от табачного дыма, гуляющего по больничным коридорам. Более менее здоровых подготовить к выписке. Избавиться от гусей, разведением которых занялись сторожа, выбрав для этого присутственные места, что по закону недопустимо. Разобраться с заседателем, от которого за версту разит удушливым запахом перегара. Обязательно заглянуть в учебные заведения, где у учителей весьма странный вид. Идиотское выражение лица сродни их поступкам, никак не ассоциирующееся с их учеными званиями.

Явление 2

Собрание было прервано приходом почтмейстера. Новость о приезде ревизора не обошла его стороной. Его версия о приезде незваного гостя сошлась с версией Аммоса Федоровича. Сводилась она к скорому началу войны. Городничий высказал мысль, что ревизора могли послать вследствие доноса. Он невзначай интересуется у почтмейстера можно ли аккуратно, не вызывая подозрений вскрывать всю поступающую корреспонденцию для ознакомления с ее содержанием. Почтмейстер соглашается с его предложением, явно давая понять, что уже давно практикует подобное, любопытства ради. Иногда попадаются весьма интересные письма, определенно заслуживающие внимания. Доноса среди них он пока не встречал.

Явление 3

Первыми, кто увидел ожидаемого ревизора, оказались Бобчинский и Добчинский. Взмыленные словно лошади после долгой скачки они влетели к городничему с новостями, что видели этого господина в одной из гостиниц. На вид ревизору около 25 лет. Парень живет там вторую неделю. Поведение его весьма странно. Старается поесть и выпить нахаляву. Денег постоялец не платит, съезжать не собирается. Наверное, он и есть ревизор. Наглый и непредсказуемый. Городничего сие известие взволновало не на шутку. И без ревизора проблем хватает. Надо проверить все лично. Вызвав к себе пристава, он решает съездить в гостиницу и убедиться на месте, действительно это ревизор или помещики напутали. Чиновники расходятся по своим делам.

Явление 4

Городничий остается в одиночестве. Отдает приказ, чтобы ему подали шпагу и конную повозку. Нахлобучив на голову новую шляпу, он выходит из дома. Следом семенит Бобчинский. Помещик сгорает от желания еще раз увидеть ревизора, хоть через дверную щелочку, хоть одним глазком. Квартальный получает задание привести в порядок улицу, ведущую к трактиру. Ее необходимо вымести так, чтобы ни осталось ни одной соринки. В помощь были выделены десятские.

Явление 5

В ожидании повозки городничий не бездельничал. Стоило появиться на пороге частному приставу, как на него сразу посыпался ворох заданий, выполнить которые необходимо как можно быстрее. Среди них большая часть была на тему благоустройства города: разломать забор, создав видимость, что работы идут полным ходом, поставить высокого квартального, а на вопрос, почему в городе нет церкви, отвечать, что была, но сгорела. Запретить солдатам в полуголом виде разгуливать по улицам.

Явление 6

Анна Андреевна и Мария Антоновна влетели в дом в надежде застать отца, но его уже и след простыл. Дамы ссорятся между собой. Жена городничего отправляет дочь вслед за повозкой, чтобы собрать побольше информации о ревизоре. В особенности она просила обратить внимание на его глаза и усы. Сразу же после этого немедленно возвращаться домой.

Действие второе

События происходят в одном из номеров в гостинице

Явление 1

Ревизор оказался вовсе не ревизор, а Иван Александрович Хлестаков. Бобчинский и Добчинский ошибочно приняли его за него. Оболдуй и повеса. Любитель карточных игр. В очередной партии, спустивший все деньги. Вернуться домой не на что. Осип, слуга Хлестакова сердится на барина. Голодный и злой, что из-за него приходится побираться, выискивая остатки еды на тарелках после господ. Достался же ему хозяин. Ни черта не умеет, только отцовские деньги прожигать. Хотя в Петербурге ему нравилось. Жизнь там кипела, не то, что в Саратовской губернии.

Явление 2

Осип получает нагоняй от Хлестакова, увидевшего, что он снова валяется на барской кровати. Негоже слугам так себя вести. Он гонит Осипа за обедом. Живот сводит от голода. Осип в отказ, мол, хозяину трактира надоело кормить их в долг. Будут деньги, тогда и еда будет. Хлестаков требует к себе трактирщика.

Явление 3

Хлестаков остался в одиночестве и предался размышлениям. Что за город странный. Даже в долг не дают. Теперь что, умирать с голоду? А во всем виноват пехотный капитан. Он обчистил его до нитки, ни оставив, ни копейки. На этот раз фортуна отвернулась от него, но если судьба предоставит ему шанс еще раз сыграть партийку с капитаном, он отказываться не станет. Вдруг в следующий раз повезет больше.

Явление 4

Осипу удалось уговорить трактирного слугу подняться с ним в номер к хозяину. Хлестаков перед ним залебезил. Есть-то охота. Приходится изображать из себя подхалима. Слуга остался непреклонен. Долгов у них накопилась целая куча. Хозяин категорически отказывается кормить их в долг. Если так и дальше пойдет, то он пообещал сообщить обо всем городничему и с его помощью выселить постояльцев на улицу. Хлестаков вновь посылает Осипа к хозяину, в надежде, что тот сменит гнев на милость.

Явление 5

Все ушли. Хлестаков, оставшись один, вновь принялся размышлять. От голода начало тошнить. Чтобы отвлечься от спазмообразных приступов в желудке, Хлестаков вдруг представил себя богачом, разъезжающим на карете. Осипа мысленно одел в ливрею, и перед взором пронеслась картина, как они ездят по лучшим домам Петербурга и им везде рады.

Явление 6

Мечты сбываются. Осипу удалось уговорить хозяина насчет обеда. На подносе красовалось два блюда. Вид еды оставлял желать лучшего, но выбирать не приходится. Голод не тетка. Съев все до последней крошки, Хлестаков все же был недоволен. Слуга сообщил, что это в последний раз. Больше благотворительностью никто заниматься не будет. Хозяин и так был к ним чересчур снисходителен.

Явление 7

Осип влетел в номер с ошарашенным видом. Барина желает видеть городничий. Хлестаков в панике. Неужели трактирщик успел настучать на него? Что теперь будет? Неужели тюрьмы не избежать и ближайшие десять лет ему суждено провести за решеткой.

Явление 8

Городничий в компании Добчинского входит в номер к Хлестакову. Хлестаков, решивший, что его сейчас поведут в тюрьму, заорал что было мочи, о том, что будет жаловаться министру. Городничий его высказывание понял по-своему. Он решил, что ревизор не доволен тем, как он управляет городом. Хлестаков дает понять, что уже давно уехал бы из Питера, но денег у них нет. Городничий принял его фразу как намек на взятку и сунул ему в карман несколько сотен. Хлестаков был удивлен, но еще больше его поразило предложение городничего нанести визит его семье. Мол, жена и дочь будут несказанно рады визиту такого дорогого гостя. Хлестаков не понимает смысла происходящего. Вместо предполагаемой тюрьмы такие почести, с чего вдруг, но предложение погостить принимает. Похоже, его фантазии начинают осуществляться. Почувствовав превосходство перед городничим, отношение Хлестакова к нему меняется на глазах.

Явление 9

Трактирный слуга по просьбе Осипа вновь поднялся в номер Хлестакова. Хлестаков намерен расплатиться с хозяином по счетам, но городничий не дал ему этого сделать. Он приказывает ему покинуть помещение вместе с предъявленным счетом. Деньги пообещал прислать позже.

Явление 10

Предложение городничего проехаться по городским учреждениям Хлестаков принял с радостью. Необходимо было оттянуть время, и дать возможность жене и дочери успеть подготовить дом к приезду гостя. Им была отослана записка, сообщающая о скором визите ревизора. Тюрьмы внимание Хлестакова не привлекли. Зато богоугодные заведения оказались в радость. Земляника был предупрежден заранее. Именно он отвечал за них в городе. Осип получает приказ доставить вещи хозяина в дом городничего.

Действие третье

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего с нетерпением ждут новостей о ревизоре. Стоя у окна дамы предаются размышлениям о его приезде в город. Наконец появляется Добчинский. Он наверняка в курсе всего происходящего. Женщины кидаются ему навстречу с расспросами.

Явление 2

Добчинский передает женщинам записку от городничего, где сообщалось о визите в их дом мнимого ревизора. Добчинский подчеркивает важность момента. Именно он и Бобчинский стали первыми, кому удалось вычислить настоящего ревизора.

Явление 3

Стоило дамам услышать о визите ревизора, каждая бросилась к своему гардеробу в поисках лучшего платья. Не хотелось ударить в грязь лицом перед важным гостем. Преподнести себя надо в лучшем виде. Мать и дочь, словно две соперницы устроили соревнование между собой, у кого из них лучше вкус в выборе одежды.

Явление 4

Осип, нагруженный чемоданами с хозяйским барахлом переступает порог дома городничего. Голодный, как черт он сразу заявляет, что желает перекусить. Анна Андреевна сообщает ему, что специально еду не готовили, не успели еще. Слуга ревизора не должен есть простую пищу. Если он намерен подождать, то стол вскоре будет накрыт. Осип ждать не намерен и согласен на любую еду.

Явление 5

Городничий, Хлестаков и другие чиновники заходят в дом после утомительной экскурсии по различным заведениям. Хлестаков доволен, как его встретили. Первым делом его интересуют, где у них можно сыграть в карты. Городничий видит в вопросе подвох. Он говорит Хлестакову, что никогда колоды в руках не держал, а между тем неделей раньше обыграл чиновника, опустошив его карман на сотню рублей.

Явление 6

Хлестаков знакомится с супругой и дочерью городничего. Распустив перед ними, словно павлин хвост, он травит женщинам анекдоты, рассказывает байки из петербургской жизни. Дошло до того, что Хлестаков приписал себе авторство многих известных произведений. Дочь городничего поправила его, указав на ошибку, но вместо похвалы за эрудицию и внимательность, получила толчок в бок от матери. Все присутствующие слушали его, открыв рот. День выдался насыщенным. Хлестаков, утомившись от собственной болтовни, решил немного отдохнуть. Гости остались за столом.

Явление 7

Хлестаков ушел спать. Гости принялись обсуждать Хлестакова. В процессе обсуждения все единогласно пришли к выводу, что он очень важная персона. У Земляники было нехорошее предчувствие после его ухода. Ему казалось, что ревизор обо всем происходящем обязательно донесет в Петербург.

Явление 8

Жену и дочь городничего волновал сугубо бабский вопрос, кто из них больше приглянулся ревизору и на кого из них в этот вечер он смотрел чаще.

Явление 9

Городничий был явно взволнован. Зря он откровенничал с гостем. Ведь если он и правда, важная птица, то теперь ему, городничему, несдобровать. С другой стороны непонятно, когда он успел стать таким важным, ведь он еще слишком молод. Что-то тут нечисто.

Явление 10

Пока Хлестаков спал, городничий с супругой решили побольше узнать о нем от его слуги. Они засыпали Осипа вопросами. Осип не дурак. Он сразу понял, что барина приняли за другого человека, но вида не подал. Наоборот начал нахваливать барина со всех сторон, давая понять, что он на самом деле важный человек. В благодарность за содействие ему выдали немного денег. Чтобы не потревожить покой ревизора, городничий приказал никого в дом не впускать без надобности.

Действие четвертое

Явление 1

Посовещавшись между собой, чиновники пришли к выводу, что единственно правильным решением будет дать ревизору взятку. Однако желающих сделать это не нашлось. Все боялись попасть под закон. Чтобы быть честными друг перед другом чиновники решили входить в комнату по одному и разговор вести каждый от своего лица.

Явление 2

Хлестаков в отличном расположении духа после крепкого сна и сытного ужина выходит из комнаты. Такая жизнь ему по душе. Везде ему рады, все перед ним на цыпочках ходят. Дочка городничего недурна собой и явно давала понять, что он ей симпатичен. Если приударить за ней, то в городе можно будет подзадержаться, совмещая приятное с полезным.

Явление 3

Сунуть взятку может далеко не каждый. Было видно, что чиновникам данная идея не по душе. Очередь из них выстроилась немалая. Первым был судья Тяпкин-Ляпкин. Деньги судья судорожно сжимал в кулаке. Он заметно нервничал. От волнения кулак разжался. Деньги выпадывают на пол. Хлестаков парень не промах. Сразу просек ситуацию. Увидев выпавшие купюры, он просит у судьи дать ему деньги в долг. Ляпкин-Тяпкин был рад избавиться от денег. Якобы одолжив деньги Хлестакову, он спешит поскорее ретироваться из комнаты.

Явление 4

Почтмейстер оказался вторым в очереди. Хлестаков сразу заявил ему, что нуждается в деньгах. Сумма долга равнялась 300 рублям.

Явление 5

Смотритель училищ Хлопов скупиться не стал. Сумма в 300 рублей вновь пополнила карман Хлестакова.

Явление 6

Земляника удивил щедростью, одолжив ревизору 400 рублей.

Явление 7

Бобчинский и Добчинский оказались самыми жадными на деньги. Сумма в 65 целковых напополам была вручена Хлестакову, скрипя зубами.

Явление 8

Явление 9

Осип предлагает Хлестакову бежать, пока правда не вышла наружу. Хлестаков соглашается. Перед отъездом он просит Осипа отнести письмо на почту, адресованное Тряпичкину. За окном расшумелись купцы, решившие нанести визит ревизору. Квартальный пытался их задержать, но Хлестаков отдал распоряжение всех впустить в дом.

Явление 10

Купцы оказались щедры на подарки. Всех их привела жалоба на городничего. Они обратились с просьбой к Хлестакову замолвить при случае за них словечко в столице. Хлестаков обещает принять меры. От предложенных купцами денег не отказывается.

Явление 11

Удивили визитом слесарша и унтер-офицерша. Они тоже пожаловали с жалобой на городничего. У одной из них незаконно забрали мужа служить, а вторую высекли при народе. Толпа у ворот меньше не становилась. Осип подгонял барина быстрее уезжать отсюда. Хлестаков приказывает больше никого к нему не впускать.

Явление 12

При виде дочери городничего, Хлестаков пал на колени, открыто заявляя о том, что безумно влюблен в нее. Марья Антоновна не ожидала такого поворота, но в душе безумно счастлива.

Явление 13

Анна Андреевна увидев Хлестакова на коленях перед дочерью, вне себя от бешенства, прогоняет Марью Антоновну. Девушка в слезах убегает. Хлестаков переключает внимание на жену городничего, заверяя ее в своих чувствах по отношению к ней.

Явление 14

Марья Антоновна вернувшись, видит Хлестакова, стоящего на коленях перед ее матерью. Поняв, что попал в неловкое положение, Хлестаков на ходу придумал, как выкрутиться из него. Он хватает за руку Марью и просит благословить их союз у матери девушки.

Явление 15

Городничий, прознав о цели визита купцов в его дом, убеждает Хлестакова, что они наговаривают на него. Анна Андреевна перебивая супруга, ошарашивает его известием о скорой свадьбе ревизора и Марии.

Явление 16

Осип сообщает, что лошади готовы. Пора выдвигаться в путь. Городничему Хлестаков объяснил цель своего отъезда желанием навестить дядю, пообещав вернуться через день. Поцеловав Марье ручку на прощанье и перехватив у городничего на дорожку денег в долг, Хлестаков вместе с Осипом в спешке уезжают.

Действие пятое

Явление 1

Семья Городничего на седьмом небе от счастья. Повезло их дочери такого жениха отхватить. Теперь их мечты сбудутся. Анна Петровна построит огромный дом в столице, а городничий получит генеральские погоны.

Явление 2

Городничий распекает купцов за то, что они нажаловались на него Хлестакову. Они еще не знают главного, что ревизор скоро станет его зятем. Тогда он припомнит им все. Купцы чувствовали себя неловко, словно нашкодившие котята. Заслужить прощение можно одним способом, сделать дорогие подарки на свадьбу. Купцы, понурив головы, уходят восвояси.

Явление 3

Марья Антоновна и Анна Андреевна купаются в поздравлениях. Их ручки лобызает Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Растаковский. Пожелания одно краше другого.

Явление 4

Следующими со своими поздравлениями стали Люлюков и Коробкин с супругой. Текст поздравления особо не отличался от предыдущих.

Явление 5

Бобчинский и Добчинский кинулись обнимать и целовать Анну Андреевну и Марью Антоновну. Перебивая друг друга, начали сыпать дамам комплименты и пожелания долгой и счастливой жизни, наполненной роскошью и богатством.

Явление 6

Лука Лукич с супругой казались искренними в радости за такую удачную партию для Марьи Антоновны. Жена Луки Лукича аж прослезилась от нахлынувших на нее эмоций. Городничий зовет Мишку, чтобы он притащил побольше стульев для гостей. Всех просят присесть.

Явление 7

Гости начали задавать вопросы по поводу того, куда делся ревизор и почему не присутствует сейчас в столь важный момент. Городничий сообщает, что ревизор уехал к дяде, но через день обещал вернуться. Анна Андреевна сообщает всем о скором переезде в Петербург. Чиновники просят городничего замолвить словечко об их детях. Городничий дает обещание, что обязательно поможет, чем сможет. Анна Андреевна советует мужу придержать язык за зубами раньше времени.

Явление 8

Во время поздравлений от гостей с предстоящей свадьбой перед городничим появился почтмейстер. Он показывает городничему конверт с письмом, где сообщалось, что ревизор оказался не тем, за кого его приняли. Вскрыв на почте письмо, адресованное журналисту, почтмейстер узнал много интересного о себе и всех остальных. Городничий сначала не верит в происходящее. Потом приходит в бешенство. По мере прочтения письма городничий краснел все больше. Особенно, когда дело дошло до его семьи, где Хлестаков признается журналисту, как начал ухлестывать за Анной Андреевной и Марьей Антоновной не зная на какой из них остановить свой выбор. Как они позволили себя так провести вокруг пальца. Поймать бы этого наглеца и хорошенько накостылять, но догонять Хлестакова было бесполезно. Они сами дали ему самых быстрых скакунов. Остается пенять лишь на себя. Больше всех досталось Добчинскому и Бобчинскому. Ведь это они сбили всех с толку, приняв за ревизора обычного приезжего.

Явление последнее

Жандарм сообщает городничему, что прибыл настоящий ревизор и требует немедленно пригласить его к себе в номер. От услышанного все онемели, застыв в различных позах.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Гоголя «Ревизор», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

II действие “Ревизора” – одно из труднейших для восприятия: интерес, который возникает у школьников к внешнему ходу событий, мешает углубиться в причины происходящего. Поэтому особенно важно во время и после чтения этого акта направлять внимание нас на сущность и мотивировку развивающихся, событий, дальнейшего движения драматической борьбы (какие попытки предпринимает городничий, чтобы “разнюхать” и “приручить” неизвестного “проезжего”? Зачем это ему нужно?). Особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут

Борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Антагонист, противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
Тем смешнее усилия городских плутов и пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести готовую грянуть над ними грозу. Естественное для пустого и приглуповатого щеголя и “человека без царя в голове”, любящего пустить пыль в глаза, прихвастнуть, сыграть роль важной особы, поведение воспринимается как образец служебной хитрости, ума и дальновидности; ведь, по мнению городской администрации, именно так и должен вести себя петербургский ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.
Начало II действия знакомит читателя с Хлестаковым, которому суждено явиться – грозным ревизором из столицы в глазах испуганного городского начальства.
Очень важно, чтобы Читатели именно в момент первого знакомства с Хлестаковым сумели объяснить себе, что заставляет Ивана Александровича задерживаться в городе и в каком состоянии он находится. Отвечая на эти вопросы, семиклассники усваивают предысторию главного героя и получают представление о его характере.
Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? Монолог Осипа, крепостного слуги, в 1-м явлении дает совершенно неожиданное и недвусмысленное разъяснение: его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, “профинтил” дорогого денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. Хлестаков служит, позанимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор (“елистратишка простой”), чиновник последнего, четырнадцатого класса. Из раздраженной воркотни голодного Осипа явствует, что его барин живет главным образом на деньги, присылаемые отцом – провинциальным помещиком. К своей службе он не проявляет никакого интереса, “вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешнекту, в картишки играет”, живет явно не по средствам, любит “показать себя”, покутить.
Появление самого Хлестакова, голодного и усталого после шатания по городу (он тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг), выразительно подтверждает крайне бедственное положение барина и слуги. В самом деле, денег нет, мучает голод, а к тому же хозяин трактира грозится пойти к городничему с жалобой – проезжающий третью неделю денег не платит,- “чтоб на съезжую да в тюрьму…”. Но и затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова всерьез задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяин и принесли скверный обед, как он уже и капризничает, и угрожает? и бранится, и заносится. На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? Но вот его реплика в 6-м явлении: “…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего”- и читателю становится совершенно ясно, что завистливое внимание голодного Хлестакова к содержимому чужих тарелок принято “коротенькими человеками”, т. е. Бобчинским и Добчинским, за прозорливую наблюдательность дотошного ревизорского взгляда, что именно этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и претенциозного петербургского шалопая приняли за “государственного человека” и что к нему направляется до крайности встревоженный Сквозник-Дмухановский со своей хитро сплетенной сетью для “уловления” ревизора.
7-е явление. Осип сообщает, что приехал городничий и интересуется Хлестаковым. Дело ясное: трактирщик успел пожален ваться на своих безденежных постояльцев, и приезд городничего грозит Хлестакову наказанием, может быть даже тюрьмой. Вы – хода нет. Ремарки конца 7-го и начала 8-го явлений позволяют живо представить себе комическую картину встречи насмерть перепуганных городничего и Хлестакова: “Хлестаков бледнеет и съеживается… Городничий вошел, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого выпучив глаза”.8-10-е явления дают великолепный материал для характеристики двух главных действующих лиц. Умный, опытный чиновник, хитрец и пройдоха, Сквозник-Дмухановский убежден, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его тайные намерения. Он раболепно ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжет. Все понятия, выработанные долгими годами трудной службы, все унизительные формы обращения низшего чина к высокостоящему чиновному лицу – все мобилизовано городничим и подчинено одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке, где на карту поставлено будущее старого служаки.
Внутреннее состояние городничего, “человека с грубо развитыми склонностями души”, очень выразительно передают авторские ремарки к его репликам, а также высказывания вслух и в сторону, про себя.
Городничему представляется, что “ревизор” ведет чрезвычайно тонкую игру: “хочет, чтобы его считали инкогнито”; даже в гневе на беззакония градоправителя он не проговаривается о своей должности, о цели приезда, зато напустил такого туману, что Сквозник-Дмуханозский не знает, “с которой стороны и приняться”. Но приняться надо, и Хлестакову предлагаются деньги: “Если вы, точно, имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту”. Представляясь истинно великодушным и добродетельным хозяином города, градоначальник скромно поясняет свое предложение: “Моя обязанность помогать проезжающим”. Таким образом, и инкогнито сохранено, и благородство проявлено, и взятка “подсунута”, а то, что ревизор с такой радостью за нее схватился, заставляет Антона Антоновича облегченно вздохнуть: “Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад…”.
И в самом деле: Хлестаков готов даже переехать в дом городничего. Отношения между петербургским чиновником и местным начальством приняли успокаивающую и хорошо знакомую форму. Городничий внутренне торжествует. Теперь осталось подробнее выяснить, что за начальство приезжий, в каких он чинах, какое положение занимает в столице, но за этим дело не станет: “А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера, неказиста на вид, а слона повалит с ног. Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере его нужно опасаться”. Так намечается следующий этап комедийного действия.
Поведение Хлестакова в сцене встречи с городничим определяется целым комплексом чисто “хлестаковских” переживаний и чувств. Трусливый и нахальный одновременно, Хлестаков не слушает речей городничего, не видит его явной робости и неуверенности. Заикаясь от страха, петербургский гость начинает обороняться жалобами на трактирщика, горячится, гневается, а авторские ремарки показывают, как смешно это выглядит: “храбрясь”, “стучит кулаком по столу”. Нелепые восклицания, вылетающие из его уст: “Я прямо к министру! Что вы! Что вы! “, выдают его растерянность, страх и одновременно заносчивость, которая служит “трусишке и подляшке” Хлестакову средством самозащиты в минуты опасности.
Как замечают Ю. Манн, у Хлестакова, в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. “Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке”. Упоминание о какой-то высеченной унтер-офицерской вдове вновь подхлестывает “ревизора”: “Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь. До этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой! ” Жалкие, смешные угрозы. Хлестаков сам понимает, что спасти его могут только деньги: “Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки”.
В литературоведческих работах указывалось, что заявление ревизора-инкогнито “Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки” городничий не мог понять иначе, чем требование взятки. В этом заявлении совершенно ясный, вполне естественный, с точки зрения городничего, смысл: “Дадите денег – уеду; ведь я потому и сижу здесь, что жду от вас денег”. Хлестаков получает деньги – и как меняется для него все окружающее! Какие любезные, радушные и благородные люди, оказывается, живут в этом городишке! Конечно, долг будет возвращен, выслан из деревни, у него это вдруг. И успокоившись, совершенно искренне и простодушно Хлестаков отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге.
Польщенный вниманием к себе, он делится и своими семейными делами, рассказывает об упрямом старом отце, требующем прилежной службы, и, уже начиная разыгрывать роль светского, просвещенного петербуржца, о своей привязанности к столице, без которой он не может жить: “Теперь не те потребности; душа моя жаждет просвещения…”

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Читая второе действие, сосредоточим свое внимание на следующих вопросах: Что рассказывает Осип о Хлестакове? Какая сцена является наиболее комической и почему? Почему Городничий и Хлестаков так нелепо себя ведут? Чем объяснить разницу в поведении Городничего в самом начале его встречи Read More ......
  2. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Еще из “Замечаний для господ актеров” мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек. Это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться Read More ......
  3. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  4. Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст. Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, Read More ......
  5. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над Read More ......
  6. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова “проговориться”, “рассказать побольше”, чтобы “узнать, что он такое ив какой мере его нужно опасаться”. Эта борьба тем смешнее, что, по глубокому убеждению Read More ......
  7. В “Ревизоре” Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Он в пьесе решил “собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Тема “Ревизора” сама по себе носила острый политический характер, но Read More ......
  8. Творчество Н. В. Гоголя не так уж велико и обширно. Есть писатели, чье творческое наследие составляет гораздо большее по объему количество произведений. Но, без сомнения, все, написанное великим Гоголем, является шедевром и входит в сокровищницу русской литературы. Из-под пера этого Read More ......
Содержание второго действия пьесы Гоголя “Ревизор”

Лупа, микроскоп, телескоп.

Вопрос 2. Для чего их применяют?

Их применяют для того, чтобы увеличить рассматриваемый предмет в несколько раз.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений.

1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. При работе лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета через увеличительное стекло наиболее чёткое.

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.

Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу. Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки - мельчайшие "кирпичики", из которых состоят тела всех живых организмов. Также и мякоть плода помидора под лупой состоит клеток, похожих на округлые зернышки.

Лабораторная работа № 2. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним.

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

Тубус - трубка, в которой заключены окуляры микроскопа. Окуляр - элемент оптической системы, обращённый к глазу наблюдателя, часть микроскопа, предназначенная для рассматривания изображения, формируемого зеркалом. Объектив предназначен для построения увеличенного изображения с точностью воспроизведения по форме и цвету объекта исследования. Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика, котором размещается исследуемый материал. Зеркало, которое располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета. Винты микроскопа – это механизмы для настройки максимально эффективного изображения на окуляре.

2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.

5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Вопрос 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа и штативная лупа, микроскоп.

Вопрос 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Ручная лупа состоит из рукоятки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Она увеличивает предметы в 2-20 раз.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке - штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.

Вопрос 3. Как устроен микроскоп?

В зрительную трубку, или тубус, этого светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.

Вопрос 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа состоит в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. А через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, изображения мы не увидим.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом (см. выше).

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Световой микроскоп позволил рассмотреть строение клеток и тканей живых организмов. И вот, ему на смену уже пришли современные электронные микроскопы, позволяющие рассматривать молекулы и электроны. А электронный растровый микроскоп позволяет получать изображения, имеющие разрешение, измеряемое в нанометрах (10-9). Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.

Денисенко Т.Е.

Устройство светового микроскопа.

Световой микроскоп наиболее часто используют в биологической, медицинской, ветеринарной и лабораторной практике.

Некоторые характеристики микроскопа: светосила, разрешающая способность,

поле зрения, зависят от диаметра диафрагм и оправ линзовых систем, ограничивающих световые потоки, попадающие в оптику микроскопа. Микроскоп представляет оптическую систему, состоящую из 2-х ступеней увеличения: 1 - основная, обеспечивается объективом; 2 - окуляром. Объектив образует действительное, увеличенное и перевернутое изображение рассматриваемого объекта. Полученное промежуточное изображение рассматривают через окуляр, который подобно лупе, дополнительно его увеличивает. Окончательное увеличенное изображение, наблюдаемое через окуляр, является мнимым и прямым, расположенным на расстоянии наилучшего видения от глаза наблюдателя (250мм). В результате в микроскопе видно изображение, перевернутое относительно препарата. Что бы узнать общее увеличение микроскопа необходимо посмотреть во сколько раз увеличивает используемый объектив и окуляр. Произведение этих значений и составляет общее увеличение микроскопа.

Ход лучей в световом микроскопе.

В микроскопе различают механическую и оптическую части. Механическая часть представлена штативом (состоящим из основания и тубусодержателя) и укрепленным на нем тубусом с револьвером для крепления и смены объективов. К механической части относятся также: предметный столик для препарата, приспособления для крепления конденсора и светофильтров, встроенные в штатив механизмы для грубого (макромеханизм, макровинт) и тонкого (микромеханизм, микровинт) перемещения предметного столика или тубусодержателя.

Оптическая часть представлена объективами , окулярами и осветительной системой , которая в свою очередь состоит из расположенных под предметным столиком конденсора Аббе и встроенного осветителя с низковольтной лампой накаливания и трансформатором. Объективы ввинчиваются в револьвер , а соответствующий окуляр, через который наблюдают изображение, устанавливают с противоположной стороны тубуса.

Устройство микроскопа.

Механическая часть

Оптическая часть

2. Монокулярная насадка

1. Окуляр

3.Револьвер

4. Объектив

5.Предметный столик

9. Основание

6,7. Конденсор

10.Штатив

8.Осветитель с линзой

11, 12, 13. – держатель препарата

14. Макровинт

15. Микровинт

16, 17. Препаратоводитель

18. Выключатель

19. Регулировка интенсивности освещения



Что еще почитать