Техническая служба гпс (ТС) вид службы, организуемой в гпс в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной. Задачи службы технической эксплуатации Техническая служба в гпс

Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) и обслуживания судовых систем предусмотрен порядок обслуживания судовых систем, а также проведения систематических осмотров.

В обслуживание системы входят: подготовка к действию; ввод в действие; обслуживание во время работы; вывод из действия; устранение неполадок в работе.

При подготовке системы к действию необходимо убедиться в исправности трубопровода, арматуры, гидравлических механизмов и аппаратуры, обслуживающих систему, а также в чистоте сеток приемных отростков и фильтров.

Ввод в действие включает в себя переключение, открытие и закрытие арматуры, клапанных коробок и манипуляторов, включение различных гидравлических механизмов, вентиляторов компрессоров и теплообменных аппаратов в соответствии с заводской инструкцией по обслуживанию и принципиальной схемой.

При эксплуатации судовых систем выполняют работы по обеспечению безотказной работы арматуры и ее приводов, следят за плотностью соединений, устраняют пропуски жидкости в соединениях или сальниках арматуры, наблюдают за работой механизмов и контрольной аппаратуры.

Систему выводят из действия остановкой работы механизмов, закрытием или переключением арматуры, клапанных коробок и манипуляторов. В случае повреждения отдельных участков системы перекрывают клапаны, отсекающие поврежденный участок, и разбирают его; на свободные концы системы ставят заглушки, после устранения повреждения участок системы монтируют, обеспечивая при этом необходимую плотность соединений. При неисправности клапанов или другой арматуры его заменяют или ре монтируют, снимая с места;

Отдельные узлы необходимо систематически осматривать, проверять наличие пломб на КИП и арматуре, проверять открытие и закрытие арматуры за исключением той, открытие которой может привести к потере живучести судна, выводу системы из состояния готовности к действию, порче груза или судового оборудования и отделки помещений.

При осмотрах особое внимание следует уделять арматуре и ее приводам, обеспечивающим живучесть судна, т. е. запирающей, отверстия непроницаемого корпуса и не допускающей проникновения забортной воды в отсеки судна захлопки фановой системы, бортовые и днищевые кингстоны для приема забортной воды и т.п.), и арматуре систем, не допускающей распространения воды из поврежденного отсека по судну (сточно-фановый трубопровод, система (вентиляции и т.д.). Проверяют также исправность действия средств автоматики, предохранительных и редукционных клапанов.

Показания манометров и термометров проверяют по контрольным приборам раз в год. Действие основных узлов систем контролируют не реже раза в неделю, за исключением тех. систем, опробование которых невозможно в данное время (например, не работает летом паровое отопление), и систем, отключение которых может привести к временному выходу их из строя либо порче rpyза (системы паротушения, химического тушения в трюмах, спринклерная система пожаротушения в помещениях).

Для отдельных систем следует соблюдать дополнительные указания. Так, в трюмной и балластной системах следует проверять и очищать приемные сетки, решетки, сточные колодцы, грязевые коробки системы осушения и льяла в машинном и котельном от делениях (особенно при отоплении твёрдым топливом) по мере надобности, но не реже одного раза в сутки.

В измерительных и воздушных трубах дистанционного замера уровня жидкости в цистернах (кроме грузовых танков нефтеналивных судов) нужно проверять правильность показаний футштоков не реже раза в 6 мес.

В системе отопления следует повседневно наблюдать за поддержанием нормального давления.

В системе бытового водоснабжения проверяют и очищают фильтры и отстойники забортной воды не реже раза в месяц.

В сточно-фановой системе проверяют, очищают сетки, полости водяного затвора и сифоны в помещениях уборных, душевых, умывальных, в камбузах, буфетах, прачечных по мере надобности. Герметичность воздуховодов, "наличие и состояние изоляции и противошумных патрубков судовая команда проверяет не реже раза в год.

В противопожарной системе проверяют положение пожарных заслонок, действие приводов к ним, наличие и исправность указателей степени их открытия и фиксаторов для закрепления заслонок в необходимом положении только при пожарной тревоге.

Трубопроводчики, обслуживающие судовые системы во время швартовных и сдаточных испытаний, обязаны осмотреть их на месте, а также изучить соответствующие схемы, чертежи и инструкции по обслуживанию и маневрированию, так как неправильное управление системами может привести к порче оборудования, потере судовых запасов (воды, топлива), вызвать аварийное со стояние.

В судовых системах не допускаются: наличие свищей и разрывов трубопроводов; неплотности в соединениях (течь или подсос воздуха); коррозия стальных трубопроводов; неисправность креплений (выпавшие болты, ослабевшие скобы и т.д.); провисания пластмассовых труб (стрелка прогиба не должна быть больше диаметра трубы); неисправность ограждений и кожухов труб, неплотности закрытия клапанов, клапанных коробок, задвижек, пробок и другой арматуры; отсутствие на арматуре отличительных планок с четкими надписями; отсутствие на трубопроводах отличительных полос (в соответствии с правилами окраски), особенно в труднодоступных местах; отсутствие протекторов в предусмотренных местах.

При обнаружении в трубопроводе свища или разрыва до замены его необходимо устранить повреждения путем заделки эпоксидной смолой или цементом (на водяных трубопроводах).

Все стальные трубы, кроме оцинкованных, пластмассовых из цветных металлов, периодически очищают от ржавчины и ста рой окраски и заново окрашивают. При этом на всех трубах восстанавливают отличительные полосы и обозначения. Устраняют также все дефекты изоляции труб. Проверяют крепления трубопроводов, клапанов и их приводов к набору корпуса, переборкам фальшборту и палубам.

Штоки клапанов и задвижек, пробки и прочие движущиеся детали арматуры, приводов управления арматурой должны быть расхожены. Набивка сальников должна обеспечивать возможность поджатия. В случае заедания штоков или пробок их при первой возможности вскрывают и ремонтируют или заменяют, У клапанов, клинкетов, прочей арматуры и у дистанционных приводов, неправильным маневрированием которых можно вызвать аварийное состояние судна, всегда должны быть вывешены таблички, запрещающие их открытие. На арматуре необходимо наличие исправных замков, предусмотренных технической документацией. Этой арматурой может маневрировать только судовая команда в соответствии с указаниями инструкций по обслуживанию. При низких температурах нужно постоянно наблюдать за трубопроводами и арматурой, принимать меры, предотвращающие их замерзание, и, если потребуется, продувать и прогревать их; не допускается запрессовка водяных цистерн, в том числе балластных, так как в случае образования ледяных пробок в воздушно-вентиляционных и измерительных трубах станет невозможным опорожнение и заполнение цистерн без оттаивания пробок; заполнение цистерны допускается не более чем на 95% ее емкости.

Все КИП и датчики автоматических устройств, установленные на трубопроводах, должны быть исправны и проверены (опломбированы); неисправные приборы следует заменить.

При разборке и оборке систем необходимо следить за тем, чтобы в трубы не попадали посторонние предметы. Запрещается заглушать трубы ветошью или паклей во избежание попадания их в трубы. При замене прокладок обращают внимание на правильность их конфигурации; не допускается уменьшение сечения трубы или арматуры. Кожухи, защищающие судовые трубопроводы, должны быть исправны и надежно укреплены на своих местах. При обнаружении повреждений кожуха проверяют состояние трубопровода и устраняют повреждения.

Балластная и трюмная системы балластных отсеков судов, двойное дно, льяла следует содержать в чистоте. Необходимо проверять, чтобы не было неплотностей в трубопроводах и арматуре балластной и трюмной систем, а также следить за исправностью и чистотой невозвратных клапанов на приемных отростках системы осушения. Это необходимо, чтобы в случае пробоины и заполнения одного из отсеков вода не распространялась по судну.

Во избежание повреждения листов корпуса ударами мерного штока необходимо следить за состоянием наварышей под нижними концами измерительных труб. Краны измерительных труб входящих в МО и туннель гребного вала, должны закрываться под тяжестью противовеса. Запрещается привязывать или крепить противовес крана в открытом положении. Палубные пробки измерительных труб должны быть всегда плотно закрыты. На палубных втулках должны быть нанесены разборчивые надписи о назначении соответствующих труб и приводов.

При наличии крышек на концах воздушных труб их необходимо закрывать в штормовую пагоду, а при наполнении или откачке цистерн проверять их открытие. В случае отсутствия постоянных крышек необходимо иметь деревянные заглушки, брезентовые чехлы или другие надежные средства.

Необходимо также тщательно следить за исправностью пламепрерывающих сеток на газовентиляционных трубах топливных отсеков и смотровых отверстий на крышках горловин танков, а также за состоянием и плотностью фланцев, крепящих воздушные и измерительные трубы к настилу двойного дна.

На судах с системами дистанционного измерения уровня, заполняемых специальными жидкостями, должен быть запас таких жидкостей. Отверстия температурных труб закрывают пробками, чтобы в них не попадала вода, которая может разморозить трубу.

Уход, обслуживание и содержание всех противопожарных систем судна определяются "Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР".

Повседневно необходимо следить за состоянием системы отопления, особенно путевого соединения, немедленно устраняя малейшие неисправности. Редукционные клапаны парового отопления регулируют на заданное давление, предохранительные клапаны, установленные заредукционными, - на давление подрыва.

Приборы парового и электрического отоплений закрывают исправными металлическими кожухами. По окончании отопительного сезона систему отопления промывают и заполняют пресной водой для предохранения труб от коррозии. Если в системе горячей мытьевой воды есть автоматическое устройство, регулирующее температуру воды, то необходимо поддерживать температуру в пределах 70°С.

Сточно-фановую систему периодически промывают. При на хождении судна в водах с санитарным режимом автоматика опорожнения фекальных и сточных цистерн (при ее наличии на суд не) должна быть отключена. Фекальные и сточные цистерны нужно опорожнять до захода в районы с санитарным режимом. Фекальные цистерны после опорожнения промывают забортной водой. Для предотвращения замерзания захлопки системы периодически обогревают паром. Должны обеспечиваться плотность и исправность фланцев и других соединений сточно-фановых трубопроводов.

За всеми элементами системы вентиляции и кондиционирования воздуха (воздуховодами, воздухоприемниками, дефлекторами, пробками, вентиляторами, фильтрами, воздухоотделителями, подогревателями, увлажнителями и приборами автоматики) должен бытъ постоянный уход. Эти системы при работе должны обеспечивать параметры воздуха и нормы его подачи в соответствии с действующими санитарными правилами для морских судов.

Необходимо следить за тем, чтобы съемные штормовые крышки вентиляторов были исправными и хранились на штатных местах. При значительной запыленности наружного воздуха системы вентиляции и кондиционирования должны принимать воздух через приемный фильтр. Периодически по мере загрязнения следует осматривать воздушные фильтры, чистить их или промывать.

При температуре наружного воздуха ниже 10°С установка кондиционирования должна работать с рециркуляцией и подогревом. Количество свежего воздуха в системах с рециркуляцией должно составлять для жилых помещений не менее 30%, для общественных - не менее 50%.

Во время действия системы механической вентиляции необходимо проверять работу электровентиляторов. При появлении стуков и ударов, а также при заметном увеличении вибрации следует немедленно остановить вентилятор и, установив причину увеличения вибрации, устранить ее.

При подготовке системы главной СЭУ (турбины) к действию необходимо: осмотреть трубопровод главного пара и убедиться в том, что разобщительные клапаны главной магистрали закрыты; проверить открытие клапанов продувания магистрали главного пара и ее арматуры; осмотреть редукционные и предохранительные клапаны; полностью открывая и закрывая быстрозапорные, маневровые и сопловые клапаны, проверить исправность их действия, после чего оставить закрытыми. После закрытия слегка отвернуть маховики обратно (для предотвращения заедания клапанов при нагреве). Проверить исправность блокировочного устройства маневровых клапанов; проверить закрытие клапанов отбора пара из промежуточных ступеней главных турбин и клапанов подвода отработавшего пара вспомогательных механизмов в промежуточные ступени главных турбин (где они имеются):

открыть клапаны продувания турбин и ресиверов, быстрозапорного и маневровых клапанов, паровой коробки и камер штоков сопловых клапанов;

непосредственно перед прогреванием турбин или одновременно с началом его прогреть и продуть главный паропровод до быстрозапорного клапана через специальный трубопровод прогревания либо, при отсутствии такового, медленным открытием главных разобщительных клапанов (от котла), постепенно повышая давление в магистрали главного пара, по мере его прогревания.

Включение в действие систем главного пара турбины и наблюдение за ее работой осуществляет судовая команда в соответствии с инструкцией ПТЭ.

При выводе из действия системы главного пара необходимо: закрыть разобщительный клапан на главной магистрали от котлов; открыть клапаны продувания главной магистрали и закрыть после того, как давление в магистрали упадет до 2-3 кгс/см 2 ; окончательно осушить систему главного пара, осторожно открыв маневровый клапан, после чего закрыть его и открыть клапаны продувания главной магистрали; отработавший пар вспомогательных механизмов, если он подводился к главному конденсатору, переключить на вспомогательный конденсатор.

Все операции по вводу в действие и выводу из действия нужно выполнять в точном соответствии с инструкцией по обслуживанию, при этом необходимо знать в совершенстве схему паровой системы энергетической установки, которая должна быть вывешена на видном месте.

Системы СЭУ не должны иметь свищей, разрывов, неплотностей во фланцевых или других соединениях (течь, парение), не исправностей в креплениях и изоляции, клапаны, распредели тельные клапанные коробки, клинкетные задвижки, стопорные предохранительные и маневровые клапаны, пробковые краны для отбора пара и продувания паропроводов должны быть плотно закрыты.

Вся арматура должна иметь отличительные планки с четки ми надписями, пробки кранов - риски, указывающие направление прохода. Паропроводы, испытывающие значительные температурные перепады, должны иметь исправные компенсационные устройства (компенсаторы) для ослабления температурных напряжений. При обслуживании паропроводов необходимо регулярно проверять надежность крепления труб, арматуры и их приводов к набору корпуса, переборкам или палубам. Все дефекты следует немедленно исправлять. Штоки клапанов, клинкетных задвижек, пробки и прочие детали арматуры, паропроводов и приводов должны быть всегда расхожены.

Предохранительные клапаны систематически проверяют, обнаруженные дефекты устраняют при первой возможности. При низких температурах окружающего воздуха необходимо принять меры, предотвращающие замерзание палубных паропроводов и арматуры. Особое внимание следует обращать на техническое состояние и надежность действия трубопроводов продувания и обогрева кингстонов и другой забортной арматуры.

Выполнение операций связанных с эксплуатацией главных и вспомогательных и вспомогательных механизмов судна и их систем управления

Общие положения

Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов (далее в тексте - Правила) определяют основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов, установленных на судах федеральной собственности.

Правила могут быть приняты к руководству судовладельцами других форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских рыбных портах Российской Федерации.

Требования Правил обязательных для специалистов инженерно - технических служб судовладельцев, обеспечивающих техническую эксплуатацию и ремонт судовых технических средств (СТС), а также специалистов судовых экипажей, имеющих в заведовании вспомогательные механизмы.

При определении обязанностей должностных лиц судовых экипажей и их ответственности за содержание и сохранность своих заведований и за соблюдение Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности, надо руководствоваться Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

Документация по технической эксплуатации. С каждым механизмом завод - изготовитель поставляет следующие документы:

  • - описание и инструкцию (руководство) по обслуживанию механизма;
  • - формуляры на механизм и на его электропривод;
  • - паспорта на средства автоматики и контрольно - измерительные приборы (КИП). Техническая эксплуатация механизмов должна осуществляться строго в соответствии с требованиями инструкции (руководства) завода - изготовителя. При отсутствии заводской инструкции инженерно - техническая служба (ИТС) судовладельца должна разработать и снабдить суда инструкциями по обслуживанию конкретных механизмов с учетом требований настоящих Правил.

Непосредственно около ответственных механизмов (вспомогательный котел, компрессор, рулевая машина и др.) должны быть вывешены извлечения из инструкций по их обслуживанию о порядке ввода механизма в действие и мер по контролю за его безопасной эксплуатацией.

В Правилах изложены общие требования по технической эксплуатации электроприводных вспомогательных механизмов, эксплуатируемых на судах рыбной промышленности, поднадзорных Российскому Морскому Регистру Судоходства (далее в тексте - Регистр).

В послегарантийный период эксплуатации механизма, при достаточных технических обоснованиях, допускается внесение в заводскую инструкцию (руководство) по обслуживанию изменений, выработанных практикой и направленных на повышение эффективности, надежности или безопасности эксплуатации механизма.

Отделы (службы) судовладельцев обязаны:

  • - периодически организовывать курсы (семинары) повышения квалификации технического персонала плавсостава;
  • - ежегодно проводить зачет по техминимуму знаний на право занятия специалистами судомеханической службы соответствующей штатной должности на судне.

Применяемые в тексте Правил термины означают:

  • - техническое использование: обеспечение готовности механизма к пуску и безотказной работе в режимах, допускаемых его рабочими характеристиками (производительность, потребляемая мощность, частота вращения, температура, давление);
  • - техническое обслуживание (ТО): комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности механизма при подготовке к использованию по назначению, то есть работе под нагрузкой;
  • - календарный график ТО механизмов: график операций по осмотру узлов механизмов, выполняемых с периодичностью, установленной инструкциями по их обслуживанию с целью предупреждения отказов (поломок) отдельных деталей и восстановления работоспособности агрегатов путем проведения ТО.

Основные практические требования по техническому обслуживанию и уходу за механизмами изложены во втором разделе Правил. Содержание основных операций, выполняемых по графикам ТО, приведено в третьем разделе Правил.

Лица судового экипажа, допустившие нарушение Правил или инструкции по обслуживанию вспомогательного механизма, вследствие чего произошла его поломка или авария, несут предусмотренную законом ответственность независимо от того, в чьем заведовании находится механизм.

Администрации бассейновых управлений по охране, воспроизводству и регулированию рыболовства, эксплуатирующие суда, находящиеся под техническим надзором Российского Речного Регистра, в части технического состояния судов и судовых механизмов должны руководствоваться требованиями правил названного Регистра.



Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.

Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.

В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).

Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).

Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.

С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.

Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.

Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.


    1. Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.

Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.

Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.

Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.

Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .


    1. Специальные пожарные автомобили

К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.

Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.

Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .


    1. Вспомогательные пожарные автомобили

К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.

ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .


Организация технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях играет важнейшую роль в современных экономических условиях, характеризующихся кризисными явлениями и высоким уровнем конкуренции. Любые неисправности и поломки оборудования - это вынужденные простои, выпуск некачественной продукции и дополнительные потери времени, денежных средств. Поэтому рациональная организация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, особенно для предприятий с крупносерийным и поточным производством, играет важнейшую роль в обеспечении успешной хозяйственной деятельности.
Итак, отметим, что термин «организация» в широком смысле означает устройство, сочетание чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата . В свою очередь предприятие, отдельные его службы и подразделения имеют собственную структуру. По мнению О. Г. Туровца, структура представляет собой взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри организации; элементы системы, их связи и целостные свойства, если они обеспечивают устойчивое состояние системы. Структура должна соответствовать целям, задачам организации, подразделения и должна быть приспособлена к ним.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии предполагает создание и функционирование специализированных структурных подразделений, реализующих функции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, а также необходимой документации (стандартов, нормативов, правил.), регламентирующей создание и работу данных подразделений. Структура служб технического обслуживания и ремонта на современных предприятиях должна соответствовать их размерам, специализации, масштабам деятельности, имеющимся ресурсам и специфическим особенностям. В зависимости от параметров предприятия (масштаб, специализация, форма организации производства), на нем может быть организован как небольшой отдел технического обслуживания, так и достаточно крупная служба оборудования. В большинстве случаев, на малых и некоторых средних предприятиях техническое обслуживание и ремонт оборудования (обычно за исключением текущих обслуживающих операций и мелкого ремонта) осуществляют специализированные сторонние организации, а также поставщики оборудования (гарантийный и послегарантийный ремонт). На крупном машиностроительном предприятии для реализации функций по техобслуживанию и ремонту организуются общезаводские и цеховые обслуживающие и ремонтные подразделения. Среди них выделим отдел главного механика, который включает в себя конструкторское бюро по ремонту оборудования, производственно-плановое бюро, ремонтный и инструментальный цеха, отдельные склады запасных частей и материалов, ремонтные участки в отдельных цехах, диспетчерское бюро и некоторые другие подразделения (в зависимости от специфики предприятия). Данный отдел выполняет конструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хозяйства предприятия . В ремонтном цехе формируются бригады по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Их основные задачи - осуществлять профилактическое обслуживание оборудования и в случае поломки оборудования и его остановки - явиться на участок сразу после вызова и как можно быстрее устранить выявленные неисправности.
Действующие в настоящее время организационные структуры ремонтных служб промышленных предприятий в основном были сформированы еще в 60-70 годах прошлого века и с тех пор практически не претерпели изменений. В современных литературных источниках, например, трудах Туровца О. Г., Козловского В. А., Радневского М. В., Зайцева Е. И., Митюшина В. представлены различные варианты организационных структур служб технического обслуживания и ремонта оборудования. Исторически сложились три принципиальные схемы организации ремонтных служб предприятия : централизованная, децентрализованная и смешанная.
При использовании централизованной организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования, представленной на рисунке 1, все виды работ выполняются силами специализированных цехов, которые входят в состав основного производства.

При децентрализованной структуре (рисунок 2) все виды работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования производятся силами ремонтных и обслуживающих подразделений (отделов и участков), входящих в состав цехов основного производства.

Соответственно при смешанной структуре данных служб (рисунок 3) часть работ выполняется силами специализированных цехов, а другая часть – ремонтными и обслуживающими подразделениями, в составе цехов основного производства.

Стоит отметить, что инженерно-технические службы, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом оборудования в отечественной практике, в большинстве случаев, имеют смешанную структуру. При наличии централизованных служб (управление главного механика, управления главного энергетика и т.д.) в каждом подразделении основного производства существуют аналогичные им службы.
По мнению В. Митюшина и А. Тарасова использование смешанной организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования в настоящее время на российских машиностроительных предприятиях связано с тем, что системы технического обслуживания и ремонта изначально выстраивались по функциональному признаку. Поэтому их организационная структура формировалась по соответствующим функциональным направлениям, которые определялись, в первую очередь, видами оборудования (технологическое, энергетическое и др.). Подобная структура имеет свои преимущества и недостатки. Среди ее преимуществ выделим:

1. четкое распределение полномочий и ответственности за выполнение отдельных функций (например, за работоспособность технологического оборудования отвечает главный механик, энергетического – главный энергетик и т.п.);
2. оперативность принятия и реализации решений, так как любой линейный руководитель каждого уровня управления обладает всеми необходимыми ресурсами для принятия и реализации практически любых решений, связанных с обеспечением работоспособности оборудования;
3. функциональную специализацию обслуживающих и ремонтных подразделений, которая предусматривает четкое разделение подразделений для быстрого решения определенного вида задач.

К недостаткам смешанных организационных структур служб технического обслуживания и ремонта оборудования относят:

1. разрыв между службами главных специалистов и соответствующих им инженерно-технических работников в цехах основного производства;
2. проблему контроля за деятельностью специалистов в цехах основного производства со стороны главных специалистов (отдел главного механика);
3. функциональную специализацию, которая затрудняет персонификацию ответственности за решение комплексных задач;
4. недостаточную управляемость процессом технического обслуживания и текущего ремонта оборудования из-за двойного соподчинения;
5. большой разрыв в уровнях механизации, автоматизации и технической оснащенности ремонтных служб и подразделений основного производства.


Становится понятно, что, несмотря на преимущества смешанной формы организации обслуживающих и ремонтных служб современных машиностроительных предприятий, ее недостатки приводят к существенным материальным потерям и снижению эффективности работы данных служб. Для устранения вышеназванных структурных недостатков в общем случае необходим комплекс мероприятий, связанных с разделением задач по управлению производственными процессами и обеспечению работоспособности оборудования, а также организацией и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования по принципу сервисного обслуживания. Заметим, что сервисное обслуживание предполагает выполнение комплекса работ (услуг), направленных на поддержание оборудования в рабочем состоянии при сохранении его технических параметров, как в течение гарантийного срока, так и в течение всего срока эксплуатации, и выполняется у заказчика специализированными организациями. В завершение отметим, что существует достаточно много альтернативных форм организационной структуры служб технического обслуживания и ремонта оборудования. Представленные нами варианты отражают общие принципы их организации, которые могут быть использованы на различных производствах для создания собственных эффективных служб технического обслуживания оборудования.

Список используемой литературы

1. Туровец О. Г. Организация производства: Учеб. для ВУЗов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное – М.: «Экономика и финансы», 2002. – 452 с.
2. Управление ремонтами и ТО оборудования / Электронное издание / http://www.bitec.ru, 2008.
3. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник / Р. А. Фатхутдинов – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 492 с.
4. Дубровин И. А. Организация производства на предприятиях. Учеб. Пособие / И. А. Дубровин М: Колосс, 2004 - 359 c.
5. Радневский М. В. Организация производства: инновационная стратегия ускоренного развития предприятия: Учеб. пособие/ М. В. Радневский. – Мн.: НЧ ЧУП «Управленец», 2006. – 430 с.
6. Козловский В.А. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. М.: ИНФРА-М, 2005. – 574 с.
7. Зайцев Е. И. Организация производства на предприятиях автомобильного транспорта. Учеб. Пособие / Е. И. Зайцев. М: Academia, 2008 - 176 c.
8. Дубровин И. А. Организация производства на предприятиях. Учеб. Пособие / И. А. Дубровин М: Колосс, 2004 - 359 c.
9. Митюшин В. С. МИФ 5: Организация ремонтных и инженерно-технических служб предприятия, нет путей для повышения эффективности / В. С. Митюшин // Компас промышленной реструктуризации. – №1 – 2005 – С. 25-33.


Другие материалы из раздела

Система технической эксплуатации (СТЭ) сети оператора связи - это совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания ОТЭ на сети, технические средства связи и программно-технические средства, а также технический персонал, обеспечивающие функционирование сети с требуемыми качественными показателями.

На сетях ОП организуются соответствующими операторами этих сетей СТЭ междугородных сетей (СМП) и СТЭ зоновых сетей (ЗПС), которые при выполнении мероприятий ТЭ взаимодействуют друг с другом.

СТЭ первичной сети строится по территориально-иерархическому принципу с числом иерархических уровней, определяемым конкретными условиями технической эксплуатации и масштабами обслуживаемой сети.

На всех иерархических уровнях СТЭ могут функционировать:

  • системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) – для аналоговых и цифровых первичных сечей, организованных на основе ЦСП ПЦИ;
  • центры технической эксплуатации (ЦТЭ) - для цифровых первичных сетей, организованных на основе ЦСП СЦИ.

Эти и другие структуры технической эксплуатации организуются на основе технических служб операторов сетей.

СТЭ СМП представляет распределенную по всей территории Российской Федерации систему, которая содержит четыре следующих иерархических уровня:

  • федеральный уровень, на котором организован Главный центр управления междугородными связями и телевидением (ГЦУМС), обеспечивающий проведение единой технической политики в части технической эксплуатации и организацию технической эксплуатацией СМИ на территории всей страны;
  • территориальный уровень, на котором организованы территориальные центры междугородных связей и телевидения (TЦМС), обеспечивающие техническую эксплуатацию СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • узловой уровень, на котором организованы технические узлы междугородных связей и телевидения (ТУСМ), выполняющие задачи технической эксплуатации СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • цеховой уровень, на котором организуются цеха, осуществляющие техническую эксплуатацию закрепленного участка СМП.

Для выполнения функций в автоматизированном режиме все уровни СТЭ СМП оснащаются программно-техническими комплексами (ПТК). Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ СМП и СТЭ других сетей осуществляется с использованием каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных.

СТЭ 3ПС организуются соответствующими операторами региональных сетей электросвязи. Количество иерархических уровней организационной структуры каждой СТЭ ЗПС определяется конкретными условиями построения первичной сети. В общем случае СТЭ ЗПС содержит два иерархических уровня: верхний и нижний.

Для автоматизации процессов технической эксплуатации все уровни системы технической эксплуатации ЗПС оснащаются ПТК. Каждый иерархический уровень СТЭ ЗПС содержит базу данных своей зоны обслуживания для выполнения всех функций, возложенных на данный уровень СТЭ ЗПС. Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ ЗПС и СТЭ других сетей осуществляется с помощью каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных, которая должна быть защищена от несанкционированного доступа.

1.4.2 Системы управления

Система управления первичной сетью оператора связи предназначена для обеспечения нормального функционирования первичной сети при любых изменениях ее состояния, эффективного использования всех ее возможностей в интересах вторичных сетей и других пользователей, сокращения времени восстановления трактов и каналов передачи и повышения производительности труда технического персонала.

С учетом поэтапного характера цифровизации ЕСЭ РФ на первичных сетях могут использоваться следующие модификации систем управления:

  • система (автоматизированная) оперативно-технического управления (СОТУ, АСОТУ) - для аналоговых и наложенных цифровых сетей на основе ЦСП ПЦИ;
  • самостоятельная распределенная сеть управления электросвязью (СУЭ) -для современных средств электросвязи.

В зависимости от статуса первичной сети (CMП или 3ПС) используются различные системы СОТУ (АСОТУ).

СОТУМС обеспечивает оперативно-техническое управление СМП и междугородными вторичными телефонной и телеграфной сетями ОП, каналами междугородного телевизионного и звукового вещания, фотогазетными трактами на территории Российской Федерации.

СОТУЗС обеспечивает оперативно-техническое управление ЗПС и зоновыми вторичными телефонной и телеграфной сетями в пределах одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, и т.д.).

СОТУМС и СОТУЗС построены по иерархическому принципу и осуществляют управление через свои структурные подразделения.

Для оперативно-технического управления ЗПС в рамках СОТУЗС организуются следующие подразделения:

  • служба оперативного управления (СОУ) ОАО «Электросвязь»;
  • узловой пункт управления (УПУ), функционирующий под руководством СОУ ОАО «Электросвязь» или СОУ ОАО выделенной междугородной телефонной станции (МТС) и при экстремальных ситуациях оперативно подчиняющийся ТЦМС;
  • информационно-исполнительный пункт (ИП), функционирующий под руководством УПУ и выполняющий функции по оперативно-техническому управлению и техническому обслуживанию предприятия ЗПС.

Организационно СОТУМС представляет собой территориально разнесенную многоуровневую иерархическую структуру и включает в себя подсистемы управления следующими видами сетей связи:

  1. СМП (с разделением на аналоговую и цифровую сети);
  2. сетью тактовой сетевой синхронизации (ТСС);
  3. вторичными сетями:

а) междугородной телефонной сетью (с разделением на сети с аналоговыми и цифровыми станциями коммутации);

б) междугородной телеграфной сетью общего пользования;

в) междугородной сетью распределения программ телевизионного вещания;

г) междугородной сетью распределения программ звукового вещания.

Каждая из этих подсистем управления имеет соответствующее количество уровней иерархии, соответствующее количество и размещение центов управления в зависимости от назначения, размеров и разветвленности управления сетей.

Обмен информацией и подача команд между подразделениями СОТУ осуществляются в соответствии с установленными алгоритмами оперативно-технического управления сетями электросвязи.

Общий вид взаимосвязи между СУЭ и сетью электросвязи приведен на рисунке 1.4. Операционные системы обеспечивают выполнение функций СУЭ но обработке, хранению и поиску управляющей информации. Рабочие станции обеспечивают взаимодействие технического персонала первичной сети с сетью управления через стык типа F (физический уровень передачи данных в компьютерной сети). В качестве рабочих станций используются стандартные или специализированные компьютерные комплексы. Сеть передачи данных предназначена для организации связи между сетевыми элементами, операционными системами и другими компонентами СУЭ через стыки типа Q (уровни сетевой и выше передачи в компьютерной сети).

С функциональной точки зрения СУЭ является самостоятельной выделенной сетью, которая взаимодействует с управляемой сетью электросвязи для получения информации и управления работой сети. Основным принципом построения СУЭ является обеспечение общей архитектуры для обмена информацией управления по стандартным стыкам.

СУЭ строится по иерархическому принципу, показанному на рисунке 1.5. Для целей технического обслуживания сети функциональность управления СУЭ может рассматриваться разделенной на уровни: управления элементами сети, управления сетью, управления услугами, управления бизнесом.

Каждый указанный уровень ограничивает процесс управления в пределах определенных границ, имеет свою информационную модель и структуру и взаимодействует с другими уровнями.

Уровень управления элементами сети осуществляет контроль и непосредственное управление элементами сети и является источником информации о состоянии элементов сети для следующих уровней.

Уровень управления сетью осуществляет функции по управлению сетью или ее участков, включающих географически разнесенные элементы сети. Этот уровень взаимодействует с уровнем управления услугами по вопросам качества, развития сети и т.д.

Уровень управления услугами осуществляет функции по взаимодействию с другими операторами, с поставщиками услуг и пользователями. Этот уровень управления является административным и взаимодействует с уровнем управления бизнесом.

Управление конфигурацией

Управление устранением неисправностей

Управление качеством передачи

Управление расчетами

Управление защитой информации

Уровень управления бизнесом осуществляет функции общей деятельности оператора, связанные с предоставлением услуг электросвязи, и выполняет координацию работ по бизнесу. Этот уровень является уровнем управления оператора и взаимодействует с уровнем управления услугами.

Система управления охватывает вес функциональные области управления сетями, обеспечивающие поддержку оператора в его деятельности, а также управление сетями в чрезвычайных ситуациях (см. рисунок 1.5).

Управление конфигурацией включает планирование, формирование и развитие управляемой сети, установку и ввод в эксплуатацию нового оборудования, установление и изменение соединений между элементами сети, предоставление сетевых ресурсов пользователям и т.д.

Управление устранением неисправностей включает обнаружение, локализацию, регистрацию и устранение неисправностей в сети и т.д.

Управление качеством передачи включает сбор, обработку, регистрацию, храпение и отображение статистических данных о функционировании сети и ее элементов, анализ качественных показателей и т.д.

Управление расчетами включает сбор и учет предоставляемых услуг связи, начисление платы за их использование, подготовку, рассылку и контроль оплаты счетов и т.д.

Управление защитой информации включает (обеспечение конфиденциальности и целостности передаваемой информации, выдачу сигналов тревоги при несанкционированном доступе к информации и т.д.

На каждом уровне управления функции по управлению выполняются определенными организационно-техническими структурами (например, службами предприятий) в разном функциональном объеме в зависимости от содержания решаемых задач.

Техническая служба как система управления

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Тема № 1: Техническая служба пожарной охраны.

Раздел 4: Эксплуатация пожарной техники.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.


Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.



Что еще почитать