Одноклеточные водоросли (строение, виды). Урок одноклеточные водоросли

Водоросли - обитатели воды. Они живут как в водоемах с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов. Есть и такие, которые живут вне воды, например на коре деревьев. Водоросли очень разнообразны. Знакомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Вам, наверное, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или тихую изумрудную заводь реки. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она «цветет». Попробуйте зачерпнуть ладонью «цветущую» воду. Оказывается, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придает ей изумрудный оттенок. Во время «цветения» мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада 166 .В переводе с греческого слово «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой» - оболочкой. Хламидомонада - одноклеточная зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом . Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки . Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный «глазок» - светочувствительное тельце красного цвета, крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие красящие вещества у хламидомонады находятся в хроматофоре (в переводе с греческого «несущий цвет»). Он зеленый, так как содержит хлорофилл, поэтому и вся клетка кажется зеленой.

Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтез образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Но хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением.

Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной зигота делится. В результате деления образуются четыре клетки - молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.



Хлорелла - тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах 167 . Клетки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме - зеленый хроматофор.

Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.

Водоросли - обитатели воды. Они живут как в пресных водоемах, так и в соленых водах морей и океанов. Водоросли очень разнообразны. Знакомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Мы живем в век покорения космоса. Скоро наступит время, когда советские космонавты устремятся к далеким планетам. Космические пути длинны. Будущим космонавтам придется проводить в кораблях, несущихся по просторам вселенной, месяцы и годы. Человек потребляет в сутки до 700 литров кислорода и выдыхает много углекислого газа. Как же быть? Научные исследования показали, что обеспечить космонавтов кислородом могут зеленые водоросли. На свету при образовании органических питательных веществ они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, беспрерывно пополняя запасы его в воздухе.

Наиболее полезным растением в космических путешествиях, по всей вероятности, будет крошечная одноклеточная водоросль - хлорелла. Почему же именно хлорелла больше других зеленых растений интересует исследователей космоса? Потому, что эта водоросль способна быстро размножаться. Она содержит большое количество белков, равноценных белку сухого коровьего молока.

Хлорелла - одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах, морях и почвах. (Клетки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой. Под оболочкой находятся цитоплазма и ядро. Внутри цитоплазмы расположен зеленый хроматофор, в котором на свету образуются органические вещества. Углекислый газ, воду и минеральные соли хлорелла поглощает всей поверхностью тела через оболочку.

В процессе фотосинтеза, то есть создания на свету органических веществ, хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее ее массу. При этом хлорелла поглощает гораздо больше солнечной энергии, чем цветковые растения.

Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет ученым Предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. Исследования ученых еще не закончены, но предварительные испытания показали, что именно водоросли могут сопровождать космонавтов в полете, чтобы обеспечить их кислородом, а возможно, и питанием.

Хлорелла - только один из видов одноклеточных водорослей.

Вам, наверное, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или тихую изумрудную заводь реки. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она «цветет». Попробуйте зачерпнуть ладонью «цветущую» воду. Оказывается, что она прозрачна. Это множество плавающих в воде мелких зеленых шариков и пластинок придает ей изумрудный оттенок. Мельчайшие зеленые шарики и пластинки - одноклеточные зеленые водоросли, обитающие в воде. Во время «цветения» мелких луж или водоемов чаще всего встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Рассмотрим это маленькое растение.

Свое несколько странное название водоросль получила от слов: хламида - одежда древних греков и монада - простейший организм. В дословном переводе «хламидомонада» означает: простейший организм, покрытый «одеждой» - оболочкой. Хламидомонада - одноклеточная округлая зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом. Хламидомонада быстро движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.

Рис. 153. Внешний вид и размножение водорослей:
1 - хлорелла;
2 - хламидомонада.

Сверху хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма и ядро. Имеется также маленький красный «глазок» - тельце красного цвета, крупная вакуоль заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие красящие вещества у хламидомонады находятся в хлоропласте - хроматофоре.

У хламидомонады хроматофор похож на чашу. Он окрашен хлорофиллом в зеленый цвет, поэтому и вся клетка кажется зеленой. В переводе на русский язык слово «хроматофор» означает «носитель окраски».

Одноклеточная хламидомонада питается, как и зеленые цветковые растения. Всей своей поверхностью хламидомонада поглощает растворы минеральных солей и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется органическое вещество - крахмал и выделяется кислород. Но хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества.

Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Летом хламидомонада размножается простым делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики, затем ее ядро и цитоплазма делятся пополам. Новые клетки в свою очередь делятся пополам. Так под материнской оболочкой возникают четыре, а иногда восемь подвижных маленьких клеток. Их называют зооспорами.

Зооспоры покрываются своими оболочками и образуют жгутики. Вскоре они выплывают из разорвавшейся материнской оболочки в воду, начинают жить самостоятельно и превращаться во взрослую хламидомонаду.

Размножение водорослей путем образования зооспор называют бесполым размножением.

При наступлении неблагоприятных условий размножение хламидомонады усложняется. Сначала хламидомонада делится на большое число мелких подвижных клеток со жгутиками. Затем мелкие подвижные клетки разных особей хламидомонады соединяются попарно. При этом цитоплазма и ядро одной клетки сливаются с цитоплазмой и ядром другой клетки. Так из двух клеток образуется одна новая, которая покрывается толстой плотной оболочкой. В таком виде организм зимует. Весной из клетки с толстой оболочкой образуется несколько молодых хламидомонад. Они покидают оболочку материнской клетки, растут и вскоре становятся взрослыми.

Урок биологии в 5 классе

Слайд 1 Тема: «Одноклеточные водоросли»

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

Формировать умение определять среду обитания;

формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли .

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

    Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

    Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование: таблицы, текст и рисунки учебника, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры. технологическая карта урока, учебник “ В.В. Пасечника «Биологии. Бактерии, грибы, растения М. : изд. Дрофа, сер. «Вертикаль» ФГОС 2014. - 141с.»..таблица.

Термины и понятия урока: хламидомонада, спирогира, слоевищные растения,

Тип: Урок «открытия» новых знаний;

Цель: организация деятельности обучающихся по изучению особенностей строения одноклеточных водорослей, приспособленность их к среде обитания и роли в природе и жизни человека.

Задачи:

Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

Сформировать знания об их среде обитания;

Раскрыть особенности строения тела;

Показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады;

Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Показать значение водорослей в природе и жизни человека;

Продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

Продолжить формирование умения работать с учебником;

План урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Оборудование: дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин).

Актуализация проблемы:

Вступительное слово учителя: Всем добрый день! Здравствуйте! РЕБЯТА, посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

А теперь какое у вас настроение? Вот с этим настроением начинаем работать. Работа у нас предстоит очень серьёзная, и я желаю всем успеха, чтобы к концу урока настроение ни у кого не испортилось. Успешная работа бывает только у людей внимательных.

Слайд 2 Сергей: У меня дома есть, вот такой аквариум и мои рыбки в аквариуме все водоросли съели - и валлиснерию, и рдест.

Слайд 3 Слайд Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест - цветковые растения. Но не всё, что в воде растет, - водоросли.

1. Чем отличаются взгляды Сергея и мои? (Вы говорите о растениях, а Сергей о водорослях)

И задала я этот вопрос не случайно, потому что тема нашего урока действительно будет связана с водорослями. Попробуйте предположить, о чём мы будем с вами говорит на уроке, и если это урок биологии.(О строении, приспособленности хламадомонады к среде обитания ит.д.)

Ещё предположения по поводу темы урока есть?

Слайд 4 . К стати, - Посмотрите на представленные слайды,

Как называются водоросли? (зеленая водоросль хламидомонада, спирогира )

Сколько клеток у хламидомонады? (одна )

А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет )

Чем отличаются представленные на слайдах водоросли?

Таким образом, какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого слайда?

Водоросли Слайд 5

Одноклеточные Многоклеточные

(хламидомонада) (спирогира)

(Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные формы .) Поэтому сегодня мы обсудим на уроке только одноклеточные водоросли. Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Как она будет называться?

Слайд 6 (Одноклеточные водоросли)

Ребята сегодня мы работаем по группам. (1,2,3,4,5групп)

А теперь посовещайтесь в парах (группах) и предложите план изучения темы. Он может быть в виде вопросов, словосочетаний, предложений, не слишком громоздких.

Чья группа готова дайте знак.

1. Определение водорослей.

2. Среда обитания водорослей

3. Строение водорослей.

4. Способ питания водорослей.

5.Значение водорослей в природе и жизни человека

Слайд 7 План

У нас план получился из 5 пунктов.

Вы доказали, что вы внимательны, поэтому помните, что план – это результат, который вы должны получить к концу урока, то есть вам нужно научиться раскрывать каждый пункт предложенного вами плана.

Спасибо вам за идеи и предложения, а у меня для вас целая корзина идей. Вынимайте записку с идеей, читайте вслух. Если идея принимается, мы её оставляем в корзине, а в конце урока обсудим, удалось ли эту идею реализовать.

Сегодня мы учимся выделять самую главную информацию

Сегодня мы учимся писать умные шпаргалки

Сегодня мы учимся красиво оформлять свои мысли

Сегодня мы учимся ловить подсказки учителя

Сегодня мы учимся слушать друг друга

Сегодня мы учимся убедительно доказывать.

Ну а теперь, когда тема, план и задачи урока определены, работаем по плану.

    Дайте определение понятию водоросль.

(Приведите примеры) Почему это сложно сделать?

Слайд 8. П редлагаю помощь: Из списка выбрать нужные слова и составить определение. (Работаем в группах)

Обитающие, одноклеточные, организмы, или, в водной среде, многоклеточные

(Одноклеточные или многоклеточные организмы обитающие в водной среде) Слайд 9 Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.

Какие царства живой природы вам известны? Слайд10

А к какому царству можно отнести водоросли? (Царству растений)

Вот это нам и предстоит доказать, что водоросли относятся к царству растений?

    Рассмотрим место обитания

Где могут обитать одноклеточные водоросли?

Слайд 11 . Почти все водоросли обитают в воде. Немногие - на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Запишем в тетрадях: Среда обитания: в воде, во влажных местах, на камнях и древесине.

Какой следующий пункт плана?

3.Строение.

Давайте вспомним, из каких основных органоидов состоит растительная клетка? Обратимся к плакату.(оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты)

Слайд 12. А у хламидомонады можно их найти?Какие ещё имеются органоиды? Ловите мою подсказку. Кто может нам в этом помощь? Ну, конечно учебник. Давайте обратимся за помощью к учебнику, откройте стр.94 первый абзац. (Прочитали)

Кто нам может рассказать? Так какие ещё органоиды имеются у хламидомонады?

Слайд13 Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет - и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

Слайд14 Выполнение лабораторной работы:

Лабораторная работа «Мои биологические исследования. Изучение

строения водорослей»:

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Рассмотреть внешний вид водоросли.

2. Зарисовать и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

Закрепим усвоенный материал. Я называю органоид. Если этот органоид встречается, и в растении, и в водорослях вы приседаете вытянув руки вперёд, если органоид встречается только в водорослях, вы ставите руки на пояс и делаете наклоны туловища влево и вправо.

Слайд15. физкультминутка.

Оболочка, красный чувствительный глазок, ядро, два жгутика, цитоплазма, пульсирующие вакуоли, хлоропласт. Достаточно. Садитесь

Продолжаем работу.

4.Питание.

Почему хламидомонада окрашена в зелёный цвет. О чём это говорит.(имеются хроматофор. хлоропласты ) Что означает это слово (несущий свет ). Что содержится в хроматофоре (хлорофилл - вещество улавливающее лучи света )

Как вы думаете, какую роль играет хлорофилл в питании хламидомонады? Одним словом, как образуются питательные вещества у хламидомонады?

Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться готовыми растворенными в воде органическими веществами.

Слайд16 Автотрофное – создание органических питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное – всасывание готовых растворов питательных веществ.

Вы уже поняли, по какому признаку водоросли делятся на 2группы в зависимости от способа питания.

Попробуйте составить в тетради схему (по способу питания)

Слайд17

А теперь мы, можем сказать, к какому царству относятся водоросли? Давайте сравним их с растениями. Что общего между растениями и водорослями? Можем мы назвать растения автотрофами?

Какие органы имеются у растений? А у водорослей?

Слайд Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).

Слайд18 Водоросли – слоевищные растения»

Так как мы выяснили, что в природе существует 4 Царства: (растений, грибов, бактерий, животных ), то водоросли относятся к какому царству? (растений ). В свою очередь растения делятся на 2подгруппы: низшие,высшие.

Сделаем маленькую шпаргалку в тетради в виде схемы:

Слайд 19

Как вы считаете, влияют ли водоросли на окружающуюся природу? Можно назвать положительное и отрицательное воздействие водорослей на окружающуюся природу. О роли водорослей в природе и жизни человека подготовил сообщение Попов Вова.

Урок подходит к концу. Сегодня мы поработали с большим объёмом материала. Попробуем подвести итог - что из изученного надёжно и надолго осталось в вашей памяти (чемодан), какой материал требует доработки осмысления (мясорубка), а что пролетело мимо (Вентилятор)

Проверим багаж ваших знаний в чемоданах.

Предлагаю выполнить тест:

    Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является: а) хроматофор, б) жгутик, в) глазок, г) ядро.

    Фотосинтез у водоросли происходит в а) хроматофоре, б) светочувствительном глазке, в) листе.

    Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: а) ризоидами, б) листьями, в) корнями, г) всем телом.

    Водоросли питаются: а) создавая органические вещества из неорганических, б) потребляя готовые органические вещества, в) создавая неорганические вещества из органических.

Проверьте правильные ответы на экране), оцените:

0-ошибок-5, 1ошибка-4, 2 ошибки-3, 3ошибки – 2.

1.-в, 2-а, 3 –г, 4 –в, 5 -а.

Домашнее задание:

для тех кто получил «3» -параграф ответить на вопросы к нему;

для тех кто получил»4» параграф без вопросов;

Для тех, кто получил «5» придумать загадку.

А теперь вернёмся к корзине идей, -

Какие из них удалось реализовать на уроке?

Какие оставим на следующий урок? Было трудно? Интересно? Настроение?

Какие из приобретённых знаний и умений вам сегодня пригодиться в жизни?

Всем спасибо за работу, урок окончен, до свидания.

Домашнее задание: текст на с. 94-96.

Водоросли – обитатели воды. Они живут как в водоемах с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов. Есть и такие, которые живут вне воды, например, на коре деревьев. Водоросли очень разнообразны. Знакомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Вам, например, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда, или тихую изумрудную

заводь реки. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она “цветет”. Попробуйте зачерпнуть ладонью “цветущую” воду. Оказывается, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время “цветения” мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада . В переводе с греческого слово “хламидомонада” означает “простейший организм, покрытый одеждой” – оболочкой. Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом. Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный “глазок” – светочувствительное тельце красного цвета, крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие красящие вещества у хламидомонады находятся в хроматофоре (в переводе с греческого “несущий цвет”). Он зеленый, так как содержит хлорофилл, поэтому и вся клетка кажется зеленой.

Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Но хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. В результате деления образуются четыре клетки – молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.

Хлорелла – тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах. Клетки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме – зеленый хроматофор.

Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.

Цель урока: показать, что клетка может быть целостным организмом; рассмотреть особенности строения одноклеточных водорослей, их роль в природе.

Задачи.

Образовательные: начать формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей, познакомить с многообразием, средой обитания и особенностями жизнедеятельности водорослей.

Воспитательные: обратить внимание на красоту природы и одноклеточных растений, подвести к пониманию необходимости заботы о природе.

Развивающие: развивать навыки работы с микроскопом, дополнительными источниками информации, ведения конспективных записей, выполнения тестовых заданий; развивать интерес к изучению биологии.

Ход урока

I. Организационный момент

До начала урока на партах размещаются материалы с рабочими листами, тестовыми заданиями и оборудование для проведения лабораторной работы (микроскопы и микропрепараты). На доске прикрепляются карточки с названиями новых систематических групп (обратной стороной.

Здравствуйте, ребята!

У нас с вами сегодня пройдёт необычный урок, а урок-экспедиция.

– А что же такое экспедиция? (Путешествие со специальной научной целью)

Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах. А чтобы ваши старания были оценены по достоинству, давайте их подпишем. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны!

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы с вами говорили о науке систематике.

Давайте вспомним, что же такое систематика? (Ответы учеников)

Кто был первым учёным-систематиком? (Ответы учеников)

Какой вклад в науку он сделал? (Ответы учеников)

А зачем нужна классификация растений? На основе каких признаков растения объединяются в одну группу: вид, род и т.д.

Ребята, давайте попробуем на доске представим классификацию растений от царства до вида. (Один из учеников работает у доски с карточками - задание на соответствие).

У меня есть ещё одно задание, которое я вам приготовила заранее.

Но к сожалению наша уборщица, когда мыла доску, всё перепутала. Давайте сейчас с вами попробуем всё восстановить.

На доске карточки с названиями систематических групп.

Царство: Растения
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Капустоцветные
Семейство: Капустные
Род: Капуста
Вид: Капуста огородная

А сейчас, давайте немного поиграем! У меня есть специальный мешочек, со словами. Ваша задача, достать один и объяснить смысл слова.

Слова: вид, таксон, царство, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Аристотель.

Но у меня есть одна проблема.

Попробуйте ответить на следующие вопросы (они написаны на доске)

- Кто покрасил белых медведей в зоопарке?

Что является причиной “цветения” воды в водоемах?

Что такое арбузный снег?

Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление?

Узнать ответы на эти вопросы и будет целью нашей сегодняшнего путешествия.

Итак, ребята наше знакомство с растительным миром мы начнём с самых древних жителей нашей планеты – водорослей. Водоросли – это так называемые низшие растения, т.е. их тело не разделено на органы (корни, листья, стебли)

На доске:

Я рожден волной зеленой,
Корнем к камню прикреплен.
Влагой горькой и соленой
Этот корень напоен…

Начнём наше знакомство с водорослями с самых простых -одноклеточных водорослей.

Оказывается, есть такие одноклеточные растения, которые выступают в роли целого организма. Именно их нам предстоит сегодня изучить, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.
Итак, записываем тему нашего урока –

Одноклеточные водоросли. Строение и значение.
Сегодня мы постараемся выяснить, как устроены и какую роль в природе играют одноклеточные водоросли.

III. Изучение нового материала

– Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают водоросли? (В водоемах)
Мы мысленно переместились на берег реки и взяли пробу воды.
– Что можно сказать о её внешнем виде? (Вода имеет зеленый оттенок)
– Как вы думаете, что придало воде такую окраску? (Обитающие в ней одноклеточные водоросли)
– Видны ли они в воде невооруженным глазом? (Нет)
– Почему мы не можем их рассмотреть? (Они имеют очень маленький размер)
А с помощью микроскопа в пресных водоемах можно обнаружить одноклеточную зеленую водоросль, которая называется хлорелла.
Может быть, кто-то из вас знает от какого слова образовано название этой водоросли? На какое известное вам слово оно похоже? (Хлорофилл, хлоропласт)
Все эти слова – однокоренные, образованы от греческого слова “хлорос” – зеленый. А вторая часть названия – от латинского суффикса, придающего уменьшительное значение, “элла” – маленькая.
Хлорелла имеет шарообразную форму. Снаружи она защищена плотной оболочкой, под которой находится мембрана. В цитоплазме располагаются ядро, вакуоль и один крупный хлоропласт, который у водорослей носит название – хроматофор . В нем, так же как у наземных растений, содержится хлорофилл и происходит процесс фотосинтеза.
Пора начинать вести наши путевые заметки. Отметьте в рабочих листах, что такое хроматофор.
Часто обитателем пресных водоемов является и другая одноклеточная водоросль – хлорококк . Вторая часть названия этой водоросли происходит от греческого слова “коккос” – зерно, его употребляют, чтобы подчеркнуть шарообразную форму объекта.
Клетки хлорококка крупнее, чем у хлореллы и покрыты более толстой оболочкой. Это связано с тем, что эта водоросль может жить не только в воде, но и на суше во влажных местах. Под оболочкой находятся ядро, цитоплазма, вакуоль и хроматофор с пигментами.
А теперь давайте познакомимся еще с одним представителем одноклеточных водорослей. Перед нами водоросль – хламидомонада . В переводе с греческого языка “хламида” – одежда, “монадос” – частица, существо, организм. Клетка хламидомонады имеет грушевидную форму, снаружи покрыта оболочкой, под которой можно обнаружить, ядро, чашевидный хроматофор, пару пульсирующих сократительных вакуолей (удаляют из клетки избыток воды и продукты обмена веществ), красный светочувствительный глазок, цитоплазму, которая имеет тонкие выросты – жгутики. Жгутики так быстро движутся, что разглядеть их можно только на неподвижной клетке.

Клетка хламидомонады способна накапливать различные пигменты - красящие вещества.
– Чем хламидомонада отличается от хлореллы и хлорококка? (Она подвижная, у неё есть светочувствительный глазок, сократительные вакуоли)
– Как вы думаете, с помощью чего хламидомонада двигается? (С помощью жгутиков)
Действительно, жгутики – это органоиды передвижения хламидомонады. С их помощью она активно движется в сторону лучшего освещения.
– Зачем хламидомонаде искать освещенные участки водоема? (Свет необходим для фотосинтеза)
– С помощью чего она может определить степень освещенности? (С помощью светочувствительного глазка)
Таким образом, мы понаблюдали за представителями одноклеточных водорослей, изучили их строение.

Размножение одноклеточных водорослей происходит 2-мя способами, в зависимости от внешних условий.
А сейчас, юные исследователи, пришло время для решения наших проблемных задач:

– Кто покрасил белых медведей в зоопарке? (Водоросль хлорелла, которая может поселяться во влажной шерсти животных и придавать ей зеленую окраску; медведь любит купаться, а шерстинки у него полые внутри)
– Что является причиной “цветения” воды в водоемах? (Интенсивное размножение одноклеточных зеленых водорослей, например хлорококка, придает зеленую окраску среде обитания)
– Откуда в горах берется розовый снег? (В горах на поверхности снега обитает хламидомонада снежная, которая накапливает пигмент, придающий розовую окраску снегу)
– Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление? (В дождевой воде присутствовали представители водоросли хлорококка, содержащие пигмент каротин, который придал им самим и воде красную окраску)

Ребята, а вы знаете, что к нам в гости сегодня пришли учёные. Давайте мы послушаем, что они нам интересного скажут об этих организмах.

Выступления учащихся.

Ученый-эколог. Одноклеточные водоросли входят в состав планктона. Планктон происходит от греческого слова, означающего “скиталец”, и представляют морское и океаническое сообщество.

Самые мелкие представители – наннопланктон – имеют размер 4,76 мкм. Основную часть морского и пресноводного планктона представляют золотистые водоросли и диатомовые водоросли с уникальным двустворчатым панцирем из кремнезема.

Фитопланктон представляет собой огромный запас биомассы и служит первым звеном в пищевой цепи морских обитателей.

Ученый-биолог. Одноклеточных водорослей много и в пресной воде средних и северных широт. К ним относятся хламидомонада и хлорелла из отдела зеленых водорослей. Хламидомонада развивается в любой луже, а снежная хламидомонада также на поверхности льда и снега, окрашивая их в красный цвет. Это подвижная микроскопическая клетка рода вольвокс округлой или грушевидной формы. В свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. А 100 г ее порошка хватит, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в разного вида витаминах.

Инженер-технолог. Хламидомонада хоботковая любит грязь и обитает в мелких, часто пересыхающих водоемах, иногда в почве и вызывает цветение воды. Ее используют в очистных сооружениях для биологической очистки бытовых сточных вод.

Эколог. Хлорелла – еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка. В основном все, что сказано о хламидомонаде, относиться полностью и к хлорелле. Кроме очистки стоков ее используют для восстановления, регенерации воздуха космических кораблях и подводных лодках. Благодаря быстрому размножению и неприхотливости хлорелла известна и как источник витаминов и полноценного белка.

Спасибо, дорогие наши учёные за интересную информацию. Просим вас присаживайтесь к ребятам и вместе с ними вы можете выполнить лабораторную работу.

В чём же состоит значение водорослей?

Какова их роль в природе и в жизни человека? (Высказывания учащихся)

Делаем записи в рабочих листах.

IV. Закрепление

Лабораторная работа на тему “Особенности строения одноклеточных водорослей”.

Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей.

Оборудование:микроскоп, инструментарий, аквариум с одноклеточными водорослями, цветные карандаши.

Выполнение работы.

Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума.

Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.

Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).

Фильтровальной бумагой с краю от покровного стекла удалите часть влаги. Рассмотрите строение, отметьте окраску тела. Наблюдайте, как работает пульсирующая вакуоль.

Зарисуйте водоросль и подпишите её части.

Сделайте вывод - что такое водоросли, какова их роль в природе?

Гимнастика для глаз.

Наша экспедиция подходит к завершению.

Давайте подведем итоги.

– Какие общие особенности имеют одноклеточные водоросли? (Состоят из одной клетки, есть специальные органоиды для питания, движения)

– Какие органоиды обеспечивают питание? (Хроматофор)

– С помощью какого органоида осуществляется выделение? (С помощью сократительных вакуолей)

– Какие органоиды движения существуют у одноклеточных водорослей? (Жгутики)

– Почему всего лишь одну клетку называют организмом? (Потому что она выполняет все функции организма: дышит, питается, растет, размножается, двигается)

Достигла ли наша экспедиция своей цели? (Да)

Итак, экспедиция успешно завершилась. Настало время проверить ваши знания. Для этого выполним тестовое задание. Возьмите листочки с заданиями: выберите буквы, соответствующие правильным ответам под номерами вопросов.

Завершаем выполнение теста и проверяем свои работы.

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя.

Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с информационным листом и найти правильные ответы.

V. Домашнее задание

Всем: изучить § 37, устно ответить на вопросы после §.

Любознательным: найти дополнительную информацию о водорослях и подготовить сообщения.

VI. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вас удивило?

– Что еще захотелось узнать?

Приложение 1 (Методы и средства обучения)



Что еще почитать