Требование банковской гарантии 223 фз.

Выдавать банковские гарантии для торгов по Закону № 223-ФЗ могут только банки.

Список банков для банковских гарантий по 223-ФЗ

Список банков, которые могут предоставлять банковские гарантии по 223 ФЗ не регламентируется законодательством, в отличие от 44-ФЗ, по которому выпускать гарантии могут только банки, входящие в перечень Минфина. Однако государственные заказчики имеют право предъявить в аукционной документации требования к банкам, гарантии которых они будут принимать в качестве обеспечения исполнения контракта. К сожалению, иногда заказчики требуют нахождение банка в топ-10 списка Минфина или топ 50-100 в общем рейтинге банков или даже «топ-10 элитных банков». Важно отметить, что перечень формируется не по рейтингу банка, а по регистрационному номеру кредитной организации. То есть первыми в списках Минфина или общем рейтинге находятся банки с первыми регистрационными номерами.

Реестр гарантий по 223-ФЗ

Федеральный Закон № 223-ФЗ не требует от участников торгов, чтобы банковская гарантия была внесена в единый федеральный реестр. Поэтому любые требования заказчика по включению гарантий в реестр по 223-ФЗ необоснованны. На практике в аукционную документацию подобные требования попадают по ошибке. Необходимо обязательно направить заказчику запрос на , и данное требование удалят.

Способ обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ выбирает участник (поставщик) на свое усмотрение. Если обеспечение вносится банковской гарантией, то основанием для отклонения в принятии гарантии по 223-ФЗ не может быть ее отсутствие в реестре, так как такое положение не прописано в ФЗ 223.

Банковские гарантии для ГУП и МУП

До конца 2016 года все ГУПы и МУПы организовывают закупки в соответствии с 223-ФЗ. Однако с 1 января 2017 года все государственные закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий должны быть организованы в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и часть 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», разработанный Минэкономразвития России, на заседании Правительства РФ.

Это означает, что все банковские гарантии, оформляемые в пользу государственных и муниципальных унитарных предприятий, с 1 января 2017 года должны соответствовать 44-ФЗ. Соответственно, банки, выпускающие банковские гарантии в пользу ГУП и МУП, должны быть в реестре Минфина и полностью отвечать статье 45 Закона №44.

Проверенные банки для гарантий 223-ФЗ

По 223-ФЗ так же, как и с 44-ФЗ, банковские гарантии лучше оформлять у надежных банков с отлаженными бизнес-процессами и обширной практикой выполнения подобных операций, например, в

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 755 раз

Депутатом Государственной Думы Шайхутдиновым Р.Г. предложено внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части требований к для обеспечения исполнения обязательств участниками закупки.


В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.

Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.

Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):

наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.

Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,

потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций.

В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).

Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

не способствует реализации ряда целей данного закона,

сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

не соответствует принципу закупки, сформулированному в

пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,

В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.

Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.

Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.

Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.

Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.

Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.

Согласно 223-ФЗ закрепленного в положении о закупке, к участию в торгах допускаются потенциальные исполнители, которые могут предъявить обеспечение своей заявки.

Согласно второй части первой статьи положения данного закона распространяются в основном на государственные корпорации, их дочерние предприятия, различные бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Также положениями этой статьи устанавливаются принципы и требования к проведению закупок.

Виды торгов по 223-ФЗ

Согласно 223-ФЗ могут устанавливаться следующие виды торгов:
  • Аукционы;
  • Конкурсы;
  • Закрытые закупки;
  • Иные способы закупок.
Закрытые закупки

В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.

Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.

Требования к оформлению гарантии

Несмотря на существенное снижение требований к банкам и тот факт, что гарантию можно не вносить в единый реестр Федерального казначейства РФ, существует ряд требований к содержанию гарантии:

  • Указание срока действия.
    Данный показатель устанавливается конкурсной документацией и регламентирует продолжительность действия гарантии.
  • Безотзывность.
    Данное условие гарантирует, что банк не сможет прекратить действие гарантии на протяжении всего срока.
  • Перечень гарантийных случаев .
    Список обязательств исполнителя, в случае нарушения которых заказчику причитаются соответствующие выплаты.
  • Сумма выплаты.
    Определяет размер неустойки, которая будет выплачена заказчику при нарушении исполнителем определенных обязательств. Размер неустойки не регламентируется 223-ФЗ и указывается в проектной документации.

Обеспечение договора по 223-ФЗ - это гарантия для заказчика, что победитель процедуры исполнит все взятые на себя обязательства. Чаще всего деньги требуют в случаях, когда предусмотрен аванс. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Что об обеспечении исполнения договора говорится в 223-ФЗ, расскажем далее.

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

  • гарантия должна быть безотзывной;
  • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
  • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Обратите внимание, что зачастую заказчики принимают гарантии не от всех банков. Проверьте, есть ли учреждение, в которое вы хотите обратиться за гарантией, в утвержденном перечне .

Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

Вам не вернут деньги, если вы :

  • неоднократно поставляли некачественный товар;
  • просрочили поставку более чем на 20 дней;
  • не предоставили необходимые документы;
  • нарушили сроки устранения недостатков товара;
  • предоставили гарантию из банка, выдачу которой в кредитном учреждении не подтвердили;
  • поставили товар с неподтвержденным сертификатом;
  • поставили товар с неустранимыми дефектами.

Внести обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ важно вовремя, поскольку в обратном случае победителя признают уклонившимся от заключения контракта, а это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков.

Добавим, что на федеральном уровне готовятся прописать требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ. Поправки предложил Минфин. Если нововведения одобрят, заказчики будут принимать от участников только те гарантии, которые выдали банки из списка ЦБ. Документы должны быть:

  • безотзывными;
  • со сроком действия на два месяца больше периода подачи заявок или на месяц больше срока действия договора (в зависимости от вида обеспечения).

Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ: сколько процентов

Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору , конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

Когда обязательно обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юрлицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только в документации, а в положении не содержится.

Что делать если поставщик обещал, но не обеспечил договор

Акционерное общество заключило договор по Закону № 223-ФЗ. Поставщик обязался предоставить обеспечение исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии или поручительства, но не сделал этого. Заказчик направил претензию, но не получил ответа на нее и обратился в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного Суда. Интересно, что судьи разных инстанций разошлись во мнениях, должен ли поставщик исполнить обещанное и оформить гарантию или обязан только выплатить неустойку за нарушение.



Что еще почитать