Выдавать банковские гарантии для торгов по Закону № 223-ФЗ могут только банки.
Список банков, которые могут предоставлять банковские гарантии по 223 ФЗ не регламентируется законодательством, в отличие от 44-ФЗ, по которому выпускать гарантии могут только банки, входящие в перечень Минфина. Однако государственные заказчики имеют право предъявить в аукционной документации требования к банкам, гарантии которых они будут принимать в качестве обеспечения исполнения контракта. К сожалению, иногда заказчики требуют нахождение банка в топ-10 списка Минфина или топ 50-100 в общем рейтинге банков или даже «топ-10 элитных банков». Важно отметить, что перечень формируется не по рейтингу банка, а по регистрационному номеру кредитной организации. То есть первыми в списках Минфина или общем рейтинге находятся банки с первыми регистрационными номерами.
Федеральный Закон № 223-ФЗ не требует от участников торгов, чтобы банковская гарантия была внесена в единый федеральный реестр. Поэтому любые требования заказчика по включению гарантий в реестр по 223-ФЗ необоснованны. На практике в аукционную документацию подобные требования попадают по ошибке. Необходимо обязательно направить заказчику запрос на , и данное требование удалят.
Способ обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ выбирает участник (поставщик) на свое усмотрение. Если обеспечение вносится банковской гарантией, то основанием для отклонения в принятии гарантии по 223-ФЗ не может быть ее отсутствие в реестре, так как такое положение не прописано в ФЗ 223.
До конца 2016 года все ГУПы и МУПы организовывают закупки в соответствии с 223-ФЗ. Однако с 1 января 2017 года все государственные закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий должны быть организованы в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и часть 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», разработанный Минэкономразвития России, на заседании Правительства РФ.
Это означает, что все банковские гарантии, оформляемые в пользу государственных и муниципальных унитарных предприятий, с 1 января 2017 года должны соответствовать 44-ФЗ. Соответственно, банки, выпускающие банковские гарантии в пользу ГУП и МУП, должны быть в реестре Минфина и полностью отвечать статье 45 Закона №44.
По 223-ФЗ так же, как и с 44-ФЗ, банковские гарантии лучше оформлять у надежных банков с отлаженными бизнес-процессами и обширной практикой выполнения подобных операций, например, в
Депутатом Государственной Думы Шайхутдиновым Р.Г. предложено внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части требований к для обеспечения исполнения обязательств участниками закупки.
В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.
Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.
Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):
наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».
При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.
Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,
потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций.
В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).
Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:
не способствует реализации ряда целей данного закона,
сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
не соответствует принципу закупки, сформулированному в
пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,
В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.
Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.
Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.
Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.
Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.
Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.
Согласно 223-ФЗ закрепленного в положении о закупке, к участию в торгах допускаются потенциальные исполнители, которые могут предъявить обеспечение своей заявки.
Согласно второй части первой статьи положения данного закона распространяются в основном на государственные корпорации, их дочерние предприятия, различные бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Также положениями этой статьи устанавливаются принципы и требования к проведению закупок.
В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.
Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.
Требования к оформлению гарантии
Несмотря на существенное снижение требований к банкам и тот факт, что гарантию можно не вносить в единый реестр Федерального казначейства РФ, существует ряд требований к содержанию гарантии:
Обеспечение договора по 223-ФЗ - это гарантия для заказчика, что победитель процедуры исполнит все взятые на себя обязательства. Чаще всего деньги требуют в случаях, когда предусмотрен аванс. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Что об обеспечении исполнения договора говорится в 223-ФЗ, расскажем далее.
Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Обратите внимание, что зачастую заказчики принимают гарантии не от всех банков. Проверьте, есть ли учреждение, в которое вы хотите обратиться за гарантией, в утвержденном перечне .
Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.
Вам не вернут деньги, если вы :
Внести обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ важно вовремя, поскольку в обратном случае победителя признают уклонившимся от заключения контракта, а это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков.
Добавим, что на федеральном уровне готовятся прописать требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ. Поправки предложил Минфин. Если нововведения одобрят, заказчики будут принимать от участников только те гарантии, которые выдали банки из списка ЦБ. Документы должны быть:
Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору , конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.
Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юрлицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только в документации, а в положении не содержится.
Что делать если поставщик обещал, но не обеспечил договор
Акционерное общество заключило договор по Закону № 223-ФЗ. Поставщик обязался предоставить обеспечение исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии или поручительства, но не сделал этого. Заказчик направил претензию, но не получил ответа на нее и обратился в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного Суда. Интересно, что судьи разных инстанций разошлись во мнениях, должен ли поставщик исполнить обещанное и оформить гарантию или обязан только выплатить неустойку за нарушение.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог