Совокупный годовой объем закупок в плане графике. Что представляют собой понятия «совокупный годовой объем закупок» и «годовой объем закупок»? Как обосновать годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст.93

При расчете СГОЗ необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в расчет СГОЗ включаются исключительно суммы контрактов, то есть гражданско-правовых договоров, заключенных заказчиком в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ , предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Любые другие денежные суммы (например, выплаты денежных средств работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, выплаты по договорам, не подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и т. д.) в расчет СГОЗ не включаются.

В частности, по мнению Минфина России, договоры, заключенные унитарными предприятиями до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в СГОЗ (см. письма от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059).

В письме от 29.12.2016 N Д28и-3495 аналогичный вывод сделан специалистами Минэкономразвития России в отношении включения в СГОЗ учреждения, сменившего тип с автономного на бюджетное, сумм на оплату договоров, заключенных этим учреждением в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ до изменения типа.

Во-вторых, в расчет СГОЗ включаются суммы всех контрактов, независимо от того, по итогам какого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) они заключены, поскольку никаких оговорок по данному вопросу п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не содержит. В частности, в расчет СГОЗ включаются суммы контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707).

В-третьих, согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Отсюда видно, что закупка всегда подразумевает заключение контракта, а под "суммой закупки" имеется в виду цена контракта . При этом ценой контракта с точки зрения Гражданского кодекса РФ, на котором основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), является вся сумма, уплачиваемая по контракту, независимо от того, включает ли она НДС или нет (тем более, что это зависит от системы налогообложения контрагента, которая может и измениться).

В-четвертых, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (см. разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2708). В связи с изменением цены конкретного контракта или его расторжением СГОЗ также не пересчитывается (см. письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632).

Таким образом, СГОЗ в любом отдельно взятом календарном году по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты. Доли закупки путем запроса котировок и у единственного контрагента определяются в процентах от суммы СГОЗ.

Пример

В 2017 году заказчиком были заключены контракты на сумму 3 миллиона рублей, из которых в 2017 году заказчик выплатил контрагентам 2,5 миллиона рублей, 500 тысяч рублей выплачиваются в январе 2018 года. В 2018 году заказчик заключает контракты на сумму 5 миллионов рублей, из которых согласно условиям контрактов заказчик обязан выплатить контрагентам в 2018 году 3 миллиона рублей, а оставшиеся 2 миллиона - в 2019 году. Заключать другие контракты в 2018 году заказчик не планирует.

СГОЗ на 2018 год = 500 тыс. руб. + 3 млн руб = 3,5 млн руб.

По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок и у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году.

То есть если, например, контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен в 2017 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2018 году, то из лимита на 2017 год, определенного исходя из СГОЗ 2017 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2017 году, а сумма, подлежащая уплате в 2018 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2018 года.

Официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось. Однако именно такой подход применяется при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пп.пп. "д" открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Относительно новый термин в юриспруденции, введённый в 2013 году федеральным законом о контрактной системе. Значение указанного термина трактуется в самом конце 3 статьи , где сказано, что совокупный годовой объём закупок (СГОЗ), это суммарный объём финансового обеспечения, ориентированный на реализацию закупок в нынешнем году, и контрактов, заключённых в предыдущем году, оплата которых осуществляется в нынешнем финансовом году.

Термин довольно часто используется в законе о контрактной системе, изучим, его главные черты и где он встречается.

Как посчитать совокупный годовой объём закупок?

контракты, подписанные в прошлом году, в части оплаты, возникшей в нынешнем году

+

контракты, подписанные в нынешнем году и целиком подлежащие оплате в этом году

+

контракты, подписанные в нынешнем году на этот и последующие годы, в части финансовых обязательств текущего года.

Что не считают при расчёте СГОЗ?

СГОЗ состоит исключительно из платежей, которые заказчик тратит на осуществление процедур закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, в СГОЗ не входят:

  • расходы на заработную плату работников, командировочные и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ;
  • уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ;
  • получаемые от приносящей доход деятельности и другие средства, которыми заказчик оплачивает договора по Закону № .

План-закупок, план-график

Нормами закона и функционалом Единой информационной системы в сфере закупок закреплено, что заказчик обязательно должен прописывать в формах СГОЗ, который в дальнейшем поможет при составлении отчётов, и других требуемых для работы расчётов.

Отчет по субъектам малого предпринимательства

Законодателем закреплён долг заказчика реализовывать закупки среди субъектов малого предпринимательства в количестве, превышающем пятнадцать процентов от СГОЗ. Но есть исключения. При расчёте объёма закупок у субъектов малого предпринимательства в СГОЗ не суммируются процедуры, проводимые по с ч.1 ст.93 44-ФЗ, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, услуг по предоставлению кредитов, работ в сферах атомной энергетики и процедуры, осуществляемые закрытым способом.

Таким образом, доля закупок у субъектов малого предпринимательства должна превышать пятнадцать процентов от суммы начальных (максимальных) цен всех конкурентных процедур (за редким исключением) осуществляемых заказчиком.

Контрактная служба

В случае если СГОЗ заказчика превышает 100 млн. рублей, он наделён правом создать контрактную службу. Указанная возможность не является обязанностью, поэтому создание указанного структурного подразделения является только всего лишь правом заказчика. Поэтому в случае СГОЗ превышающего 100 млн. рублей, заказчик вправе ограничиться назначением контрактного управляющего.

Запросы котировок

Статьёй 72 44-ФЗ установлена возможность проведения заказчиком закупок в форме запроса котировок. При этом сумма годового объема закупок в форме запросов котировок не должна превышать десять процентов от СГОЗ и составлять более чем 100 млн. рублей.

Закупка у единственного поставщика

Всеми любимые «прямые договора», или закупка до 100 тыс. рублей. Законодатель предусмотрительно дал такую возможность – закупать малыми объёмами без проведения процедур. Но при этом строго ограничил рамками – не более пяти процентов СГОЗ или не более 2 млн. рублей.

Таким образом, понятие совокупный годовой объём закупок, встречается в законе о контрактной системе не так уж и часто, но очень сильно влияет на деятельность заказчика.

Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?

Это объясняется тем, что единой законодательной нормы, определяющей порядок и варианты расчета, а также случаи использования полученных значений, не существует. Поскольку от СГОЗ зависит объем денежных средств, планируемых к получению из бюджета федеральной или муниципальной структурой на выполнение своих функций, то и внимание к его расчету пристальное. Рассмотрим, какие вопросы возникают при расчете СГОЗ.

Управление МЧС заключает договоры на экстренную медицинскую помощь, возмещение коммунальных услуг и договоры с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства в целях:

1) возмещения расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, на основании документов, представляемых медицинской организацией;

2) возмещения арендатором арендодателю расходов последнего на оплату коммунальных услуг;

3) привлечения экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.

Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для случаев осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует ли включать указанные договоры в расчет СГОЗ (до 2 млн руб.)?

Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общему правилу не может превышать два млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.

Пункт 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определяет СГОЗ как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

По смыслу данной нормы в СГОЗ включается объем финансового обеспечения абсолютно по всем закупкам заказчика, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, при расчете СГОЗ следует учитывать объем финансового обеспечения по всем закупкам (включая закупки коммунальных услуг, а также товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий), осуществляемым путем проведения конкурсов, аукционов, запроса предложений, запроса котировок и у единственного контрагента (подрядчика, исполнителя), способом, определяемым в соответствии со ст. 111 указанного Закона. Те же средства, которые расходуются заказчиком не в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, не учитываются при расчете СГОЗ. К ним относятся, в частности, средства, направляемые на уплату налогов, взносов и иных обязательных платежей, на оплату труда работников и исполнение прочих обязательств, которые возникают не из гражданско-правовых договоров и должны заключаться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а из иных оснований (например, в силу закона или на основании решения суда).

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ (в частности, пп. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, чч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами) любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется. Приведенные в вопросе отношения в упомянутый перечень не включены. Однако, несмотря на это, они, следуя букве закона, не могут рассматриваться как связанные с осуществлением закупок, не регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, а следовательно, соответствующие расходы заказчика не должны учитываться при расчете СГОЗ. Рассмотрим подробнее.

1) Возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям

В соответствии с п. 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911, при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган исполнительной власти (смотрите так же п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Согласно п. 146 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 № 668, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими организациями МЧС России. При этом организации МЧС России по заключенным договорам с медицинскими учреждениями производят расчеты за оказанную медицинскую помощь сотрудникам.

Таким образом, при определенных обстоятельствах (в случае оказания сотрудникам неотложной медицинской помощи, медицинской помощи по экстренным показаниям) обязанность территориального органа МЧС возместить расходы медицинской организации, оказавшей соответствующие медицинские услуги, возникает не на основании контракта (договора), а в силу требований, предусмотренных нормативными актами. Очевидно, что такие расходы не могут быть запланированы заранее (и отражены в плане графике в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ), что лицо, которому должны быть возмещены соответствующие расходы, определяется не заказчиком, а также что отношения, возникающие между заказчиком и соответствующей медицинской организацией, основаны не на договоре. Отношения между указанными лицами при таких обстоятельствах, в принципе, не могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Нормативные акты не устанавливают для подобных случаев требования о заключении какого-либо договора между заказчиком и медицинской организацией, фактически оказавшей услуги.

Приведенные основания, как нам представляется, свидетельствуют о том, что на отношения между заказчиком и медицинской организацией, связанные с возмещением расходов последней по оказанию медицинской помощи сотрудникам заказчика, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.

2) Возмещение арендатором арендодателю расходов последнего на содержание объекта аренды (включая расходы по оплате коммунальных услуг)

Обязанность арендатора по возмещению затрат арендодателя на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Согласно этой норме арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, возмещение арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основано непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг, по существу, лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.

Особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает, независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется.

Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому есть все основания полагать, что отношения, связанные с возмещением казенным учреждением, арендующим недвижимое имущество, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.

3) Привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства

Представляется очевидным, что нормы Закона № 44-ФЗ неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств. По существу, этот вывод следует и из некоторых разъяснений, касающихся применения законодательства о контрактной системе. Так, например, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 № 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 отмечено, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования право отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04 по вопросам применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014, сфера правового регулирования которого, по сути, совпадает со сферой регулирования Закона № 44-ФЗ. Схожий вывод представлен в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в котором суд отметил, что положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным АПК РФ.

В связи с этим можно сделать вывод, что привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.

Поскольку все указанные в вопросе отношения с участием заказчика не могут рассматриваться как связанные с исполнением контракта, который должен заключаться в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соответствующие расходы заказчика не связаны с оплатой контракта, осуществляются не в рамках закупки и, следовательно, не учитываются при расчете СГОЗ.

В заключение следует отметить, что разъяснений ФАС России и судебной практики по заданным вопросам в открытом доступе нет. Вышесказанное является экспертным мнением, предоставленным службой Правового консалтинга ГАРАНТ. За официальными же разъяснениями необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Термин «СГОЗ» можно встретить в Федеральном законе №-44. Сотрудники организаций обязаны знать, что это такое и как рассчитать определяемую им сумму.

В статье 3 закона №-44 говорится о том, что совокупный годовой объем закупок — это общий объем финансовых денежных средств, предназначенный для осуществления покупок в соответствии с настоящим законом. Что включается в СГОЗ по ?

В СГОЗ по 44-ФЗ включается :

  • Оплата контрактов, которые были заключены до начала нового финансового периода;
  • Оплата контрактов, заключенные в действующем финансовом периоде.

Как рассчитать СГОЗ по ФЗ-44?

Согласно закону правильный расчет СГОЗ подразумевает определение лимитов закупки у малых предпринимателей и некоммерческой организации. Управляющий предварительно подсчитывает полный объем покупок. Затем вычитывает из суммы те факторы, которые согласно закону при расчете СГОЗ не учитываются.

Подробная инструкция расчета СГОЗ по закону :

  1. Рассчитывается совокупный объем закупок для определенной компании за один год.
  2. Вычитается сумма на оплату товаров по кредитам, обороне, атомной энергии, закрытым закупкам и единственному поставщику.
  3. Из полученной суммы вычитается 15 процентов. Сумма округляется в большую сторону из-за высокой вероятности снижения стоимости в период проведения аукциона.

Формула совокупного годового объема закупок согласно закону : СГОЗ = П + Т + С

П — Контракты, которые были заключены в прошлом году и подлежат оплате.

Т — Контракты, которые были заключены в настоящем году, полностью исполнены и подлежат оплате.

С — контракты, заключенные в текущем финансовом году и действуют в дальнейшем на несколько финансовых лет вперед.

Пример расчета :

Годовой объем приобретения товаров компании «Дак» — 5 миллион рублей. Часть закупок относится к оплате коммунальных услуг, интернета или телефонной связи. К примеру, сумма для оплаты подобных услуг — 1 миллион рублей. Еще 2 миллиона — это небольшие товары стоимостью от 100 до 400 тысяч рублей.

Итоговая сумма 5 миллионов рублей — 1 миллион рублей — 2 миллиона рублей = 2 млн руб. Около 15 процентов из этой суммы должны составлять закупки для СОНКО и СМП. Это около 300 тысяч рублей.

На эти денежные средства компания «Дак» заключает контракт с СОНКО и СМП. Сотрудники организации могут увеличить размер закупок. В законодательстве нет ограничения по этому поводу. При этом уменьшать объем приобретения товаров запрещается. Бывают ситуации, когда в процессе проведения аукциона подается только одна заявка. В этом случае сделка заключается с единственным поставщиком.

Особенности расчета СГОЗ для бюджетного учреждения

В соответствии с законом при расчете СГОЗ для бюджетного учреждения учитываются следующие особенности :

  • Бюджетные учреждения производят закупки за счет субсидий, которые предоставляются бюджетной системой Российской Федерации. Требования по проведению приобретенных товаров устанавливаются настоящим Федеральным законом. Исключением считаются ситуации, которые описываются в части 2 и 3 настоящего ФЗ;
  • Бюджетные учреждения производят закупки при наличии правового документа, который был принят в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Скачать ФЗ-44

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с обеспечением муниципальных и государственных нужд. Основные цели ФЗ-44:

  • Повышение результативности;
  • Эффективности;
  • Осуществление работ, товаров и услуг;
  • Обеспечение прозрачности и гласности подобных приобретенных товаров;
  • Предотвращение коррупционных действий и иных злоупотреблений в области закупок.

Чтобы ознакомиться с настоящими законодательными положениями, скачайте последнюю редакцию закона по .

В нашу редакцию поступают вопросы о порядке применения норм закона о госзакупках, в частности, о расчете совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это не случайно, ведь от его величины зависят и решения о создании контрактной службы, определение объема денежных средств, которые может потратить учреждение на осуществление закупок у единственного поставщика или проведение запроса котировок. Сегодня мы расскажем о том, что же такое СГОЗ и как его правильно определить для различных нужд.

Что такое СГОЗ и для чего он нужен?

Как мы с вами знаем, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) проводится спортивными организациями на основании федеральных законов от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Понятие СГОЗ присутствует лишь в Законе № 44-ФЗ, и спортивным организациям нужно знать, что это такое и как его рассчитать, ведь от него многое зависит.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Отметим: данное определение было введено в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 04.06.2014 № 140-ФЗ ввиду того, что существовали споры по поводу включения сумм длительных контрактов, заключенных в предыдущем году и продолжающих исполняться в текущем. Теперь все ясно и понятно: если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в СГОЗ войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами (для бюджетных учреждений – в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности) будет оплачена в текущем году.

Почему важно правильно определить размер СГОЗ? Потому что от него зависят:

1. Расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Напомним, что согласно ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у данных организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ.

2. Необходимость создания контрактной службы. В частности, если СГОЗ заказчика превышает 100 000 000 руб., нужно создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ ). Если же СГОЗ не превышает 100 000 000 руб. и служба не создана, заказчик должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ ).

3. Объем закупок путем запроса котировок. Согласно ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 10 000 000 руб.

4. Расчет объема закупок у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. В частности, в силу годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 5% СГОЗ и не должен составлять более чем 50 000 000 руб.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может производиться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать:

– 2 000 000 руб.;
– 5% СГОЗ и не должен составлять более чем 50 000 000 руб.

Обратите внимание, что данные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93Закона № 44-ФЗ , не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Как же определить СГОЗ? Некоторые учреждения берут план-график, складывают начальные максимальные цены контрактов и получают СГОЗ. Однако это неверный подход.

Действительно, пока нормы Закона № 44-ФЗ о планировании не вступили в силу (напомним, что ст. 16 – 19 и 21 Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 01.01.2016) (Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ), заказчики размещают планы-графики на 2014 – 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, определенныхПриказом Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013 , и по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 761, Федерального казначейства № 20н от 27.12.2011 . Согласно названной форме в плане-графике отражаются лишь закупки на текущий финансовый год, а закупки, перешедшие с предыдущего года, в нем отражать не надо. Поэтому СГОЗ нужно рассчитывать по формуле:

СГОЗ

=

контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году

+

контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в этот период

+

контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем году

Разберем эту формулу на примере. У спортивной организации СГОЗ равен 3 000 000 руб. Если для осуществления закупок у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ названная организация выберет 5% от СГОЗ, то она сможет осуществить не так уж и много закупок по данному пункту, поскольку 5% от СГОЗ в этом случае составят всего лишь 150 000 руб. (3 000 000 руб. х 5%). Если же она выберет 2 000 000 руб., то она сможет осуществить закупки у единственного поставщика до 100 000 руб., а оставшийся 1 000 000 руб. придется израсходовать путем закупок, проведенных иными способами.

Рассчитываем СГОЗ для закупок у субъектов малого предпринимательства

Общий порядок расчета СГОЗ мы рассмотрели в предыдущем разделе консультации. Этот же порядок применяется для расчета объема закупок путем проведения запроса котировок (10% от СГОЗ). Однако для расчета СГОЗ в целях определения суммы средств, которые спортивное учреждение должно потратить на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, данная формула не подойдет.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% СГОЗ путем:

– проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 000 000 руб.;
– установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа данных организаций.

Обратите внимание: согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями считаются организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (социальную поддержку и защиту граждан, охрану окружающей среды и защиту животных, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и пр.).

При определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ , в расчет СГОЗ не включаются закупки:

– для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
– услуг по предоставлению кредитов;
– у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ;
– работ в области использования атомной энергии;
– при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, чтобы определить норму закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, надо исчислить СГОЗ и вычесть из него суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ и услуг, названных выше, а затем рассчитать 15% от полученного результата.

Например, СГОЗ спортивной организации на 2015 год составил 5 000 000 руб. Согласно плану-графику на 2015 год организация собирается закупить товаров, работ или услуг у единственного поставщика на 2 000 000 руб. Следовательно, у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций спортивное учреждение должно закупить товаров, работ или услуг на 450 000 руб. ((5 000 000 - 2 000 000) руб. х 15%).

К сведению: при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика нужно будет пересчитать норму закупок (15%) по ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ .

Отметим, что в случае признания процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ , не состоявшейся заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки не учитываются в объеме закупок, произведенных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ ).

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и разместить его в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным. В данный отчет заказчик включает информацию:

– о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями;
– о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
– о договорах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организациях, заключенных с субподрядчиками или соисполнителями, если заказчиком в извещении было установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа таких организаций (ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ ).

К сведению: в настоящее время форма и порядок размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не утверждены.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что СГОЗ достаточно важен, поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к его исчислению во избежание ошибок при определении объема средств, которые спортивное учреждение может потратить на закупку у единственного поставщика, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также закупку путем проведения запроса котировок. И помните, что СГОЗ не равен годовому объему закупок по плану-графику.



Что еще почитать