София Новгородская – легенды древнего храма. София новгородская - среди трех русских софий

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места. центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский собор. Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города:»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи и видных горожан.

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены. Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной Мартириевской паперти, почти на против входа в собор с центральной площади Детинца.

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций. И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в .

Вот уже XII столетий на берегу озера Ильмень стоит Собор Святой Софии в Новгороде и восхищает взор горожан. На Руси уже много тысяч лет говорят: «Новгород там, где Святая София стоит». Храм был заложен Ярославом Мудрым и Владимиром, сыном князя. Это древнейший храм во всей России, духовный центр Новгородской Республики, имеющий мировое значение для православной веры.

История возведения Софиевского Собора

У храма Софии Новгородской был предшественник, как и у многих других известных храмов, дошедших до наших дней. Древние летописи сохранили писание о перестройке ещё в 989 году, сразу после Крещения Руси, деревянного храма Софии Новгородской.

Софийский Собор в Новгороде год создания считается 1045. В этом году князь Ярослав Мудрый направился в Новгород к сыну Владимиру, на постройку собора. Храм решили заложить на месте сгоревшей перед этим церкви в 989 году. Новгородцы относятся к собору с благоговением. Они считают, что именно благодаря ему, на их территорию никогда не нападали татары. В 1238 году была попытка татар напасть на город, но не дойдя до него, они повернули назад и горожане увидели в этом Божий знак. В 1931 году в городе начался страшный мор, который вскоре и закончился, новгородцы также считают, что София спасает и оберегает их.

Строительство Софийского собора в Новгороде проводилось византийскими и киевскими умельцами, которые на то время были лучшие в этом деле. Они смогли в камне передать черты северного народа - храм выгладит сдержанно, сурово и мощно.

Изначально он имел пять нефов и три галереи, в них расположилось ещё несколько престолов.

Существует предание о создании фресок внутри святыни. Когда расписывали купола один из мастеров написал Иисуса Христа со сжатой рукой, фреску пытались перерисовать несколько раз, пока к умельцу во сне не пришёл Господь и не сказал, что он специально держит ладонь сжатой, в ней он держит Новгород.

Северная галерея подвергалась множественной перестройке . Храм сначала был покрыт просто слоем цемента, внутренние стены были обнажены и покрыты фресками. Такая архитектура была выбрана под воздействием Константинопольского стиля, мраморная облицовка граничила с мозаикой на сводах.

В западном крыле были возведены бронзовые врата в романском стиле, на которых было размещено множество скульптур и горельефов. Уже в 1900 году была проведена реставрация собора, которую проводил Курдюков Н. С. , эти скульптуры были разобраны.

В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей , а в 1929 году собор был закрыт, в нём открыли антирелигиозный музей. Во время войны 1941 года святыня была сильно повреждена, разграблена и только в 1950 году начались реставрационные работы. Храм был вновь восстановлен, в нём открыли музей. В 1991 году собор лично освятил патриарх Алексий ІІ. С 2005 по 2007 произведена полная реставрация куполов.

Софийский собор (Новгород)



Архитектурные особенности храма Софии

Святилище Софии имеет пять куполов, шестой купол венчает башню под лестницей в северной галерее. Центральный купол позолоченный, пять других свинцовые, их форма точно повторяет форму богатырского шлема. Верхняя часть святыни комбинированная, кровля полукруглая. Со стороны кажется, что собор монолитный, это и не удивительно, ведь толщина стен собора 1.3 метра, таких толстых стен нет ни в одном другом храме. На самом высоком куполе храма разместили голубя, отлитого из свинца. По легенде голубь не должен покидать крест, иначе в городе начнётся беда. Софиевский храм является уникальным храмом по многим показателям:

  • самый старый из сохранившихся;
  • самый высокий из других храмов с подобной архитектурой;
  • имеет толстые стены;
  • в святилище нет звонницы, колокольня расположена рядом с собором.

Ещё одна достопримечательность территории Софиевского собора Магдебургские ворота, которые считаются главным входом. Ворота эти имеют свою историю, они попали в город как трофей в ХІІ из Швеции. В пятнадцатом веке ворота были полностью реконструированы мастером Авраамом, чей лик можно на них увидеть. Сейчас эти ворота по большей части закрыты, для посетителей открыт северный вход, а эти необычные врата открывают только по большим церковным праздникам.

Иконы и росписи Софиевского храма

Внутренне убранство храма, которое задумывалось изначально, сохранилось только частично. Тут можно увидеть изображение святого Константина и Святой Елены, фрески произведены ещё в ХІ столетии. Эта фреска необычна тем, что была она написана не по сырой штукатурке, а по сухой. Эта редкая техника тогда практически не применялась. Она создаёт эффект парящей фрески. Выдающие умы России считают, что именно такой техникой были расписаны все деревянные церкви древней Руси, но время безжалостно и не сохранило ни одну из них.

В ХІІ веке храм был полностью расписан грандиозными трехметровыми фресками, с изображениями святых и облагорожен чудотворной мозаикой в алтарной части храма.

В древние времена Собор имел преграду перед алтарём, в которую входили иконы, датируемые ХІ веком, иконы сохранились и до сих пор:

  • «Спас на престоле» была нарисована в XVI веке, поверх ещё более старой иконы, которую можно просмотреть через специально сделанные небольшие окошечки в иконе;
  • Апостолы Петр и Павел.

Сейчас в соборе три иконостаса, среди других икон наибольшее историческое значение имеют такие святыни:

  • Божьей Матери «Знамение».
  • Икона с изображением Евфимия Великого, Антония Великого и Саввы Освящённого.
  • В центральном иконостасе находится икона Софии «Премудрость Божья». Отличается гораздо большим символизмом, чем другие иконы, выполненные в таком стиле. Она представлена в так называемом «новгородском стиле», это конкретно видно на изображении огненного ангела, который восседает на престоле. Образ Софии-градоначальницы у новгородцев как бы слился с образом Богородицы, заступницы города.
  • , расположена в Рождественском иконостасе. Это наиболее почитаемая икона. Она представляет собой копию с другой такой же святыни, считается что такая икона полностью переняла все чудотворные свойства оригинала.

Мощи в Новгородском храме

На территории Софийской святыни постоянно покоятся останки многих святых, которые много сделали для постройки этого храма, Новгорода и для христианской веры:

  • Анны (Ингигерды) - великая Киевская княгиня, жена Ярослава Мудрого.
  • Князя Владимира - сын князя Ярослава Мудрого и его второй жены Анны.
  • Святого Федора и князя Новгородского Мстислава.
  • Епископа Иоакима Корсунянина - первый эпископ в Новгороде.
  • Луки Жидяты - второй эпископ в Новгороде, занимающийся реставрирование храма.
  • Архиепископов Григория, Иоанна, Антония, Мартирия, Симеона и Афония.

Софийский Собор сегодня

Софийский собор Великий Новгород открыт ежедневно для любого желающего, время работы с 7.00 до 20.00. Литургия совершается в 10.00, вечерняя служба в 18.00.

По территории собора проводятся экскурсии как индивидуальные, так и групповые (билет от 100 рублей), экскурсия занимает 30 минут. Святилище Софии Новгородской находится на территории Новгородского Кремля.

Софийский Собор Новгорода - известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого Собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили Собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 - 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику - фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные - Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», - говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь - помощью свыше защищает город.

В древности в Соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI - XII веков. В Соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение Новгородского Софийского Собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – Собора в Киеве - строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы - 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

В 1929 году собор закрыли и открыли в нем музей. В нём представлены сокровища ризницы. При оккупации храм разграбили и повредили. После войны его восстановили и сделали отделом музея Новгорода. В 1991 собор передан РПЦ. Патриарх Алексий II совершил его освящение 16 августа 1991 года. В 2005-2007 реставрированы купола Собора.

В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

5. Радуга над собором


Фото: martisha.ortox.ru

И вот еще одно чудо, которое по рассказам, было связано с Софийским собором. В 1991 году совет области утвердил решение о передаче храма Новгородской епархии РПЦ в постоянное пользование. Это произошло 14 августа. Через день прошло торжественное освящение Софии Новгородской, совершенное Патриархом Алексием II. Во время церемонии было ясно и безоблачно. Вдруг в небе прямо над центральным куполом собора вспыхнула радуга. А в самой Святой Софии свершилось очередное чудо – замироточили иконы…

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.




Что еще почитать