Понятие налоговой льготы раскрывается в НК РФ. Под ней понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков некоторых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. В том числе это может быть возможность уплаты налога в меньшей сумме либо неуплаты налога вообще. При установлении льготы должны быть определены основания ее применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).
Льгота не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть категория плательщиков, отвечающих определенным критериям (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1,2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если никакие льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены.
Применение налоговой льготы не является обязательным для налогоплательщика. Иначе говоря, лицо, которое вправе применять льготу, может отказаться от нее или приостановить ее использование на время - один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Традиционно выделяют льготы по уровню действия. То есть льготы в отношении:
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать. Вместе с тем льготы, установленные НК РФ:
Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме:
Налоговые льготы позволяют налогоплательщикам уменьшить свои обязательства перед бюджетом, ли дают возможность полного освобождения от налогов, но при условии если имеются определенные обстоятельства. Основным предназначением налоговой льготы является создание налоговых преференций для определенных субъектов с целью стимулирования их экономического роста. Когда условия налоговых послаблений вводятся правовыми актами, то также предусматриваются и условия для их применения. В статье рассмотрим виды налоговых льгот для юридических и физических лиц, а также порядок их установления и применения.
Важно! Одним из принципов предоставления налоговых льгот является принцип массовости. То есть льгота не должна предоставляться одному единственному налогоплательщику, право на льготу должно предоставляться определенной группе налогоплательщиков (организациям, предпринимателям, физическим лицам), которые объединены по каким-либо однородным признакам.
Налоговые льготы распространяются на следующие группы налогов:
Если налоговая льготы предусмотрена положениями Налогового кодекса, то действительна она в каждом из регионов РФ. Местные власти не могут вносить свои корректировки в те налоговые преференции, которые установлены НК РФ. Различают следующие виды налоговых льгот:
Важно! Такие методы увеличения периода оплаты налогов, как отсрочка или рассрочка не представляет собой полноценную налоговую льготу. Но она позволяет налогоплательщикам перестроить график платежей налоговых обязательств в бюджет. При этом общая сумма налога (задолженности в бюджет) останется без изменений.
Каким образом происходит освобождение от обязательств по налогам:
Для физических лиц все виды налоговых льгот применяться могут только в следующих случаях:
Налоговые льготы для физлиц предусматриваются Налоговым кодексом РФ. Среди них выделяют:
Важно! Налоговые льготы предоставляются как на постоянной основе, на и на ограниченный период времени, пока действуют те обстоятельства, которые эти льготы вызвали.
Для того, чтобы юрлицу уплачивать налоги по льготам, потребуется обратиться в налоговую за их оформлением. Порядок действий при этом будет следующий:
Важно! Компания может изменить свой вид деятельности и выбрать в качестве системы налогообложения – упрощенку или иной спецрежим. В этом случае они смогут получить полное освобождение от некоторых налогов.
При обращении в налоговую для получения налоговой льготы потребуется помимо заявления подготовить следующие документы:
Для получения налоговой льготы физическому лицу необходимо обратиться в налоговую. За исключением стандартных вычетов, их получение оформляется у работодателя путем подачи заявления и подтверждающих право на вычет документов .
В налоговую для получения льготы нужно будет предоставить пакет документов, который будет зависеть от того, к какой категории льготников относится физлицо. Среди документов выделяют следующие:
Также могут потребоваться документы на объект налогообложения, например:
Полный перечень документов, необходимых для получения налоговой льготы будет зависеть от его вида и узнать эту информацию можно в отделении налоговой в соответствии со своим адресом.
Таким образом, получение налоговых льгот юридическими и физическими лицами является правом, а не обязанностью, а их оформление не представляет особых сложностей.
Налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет физическим лицам различные налоговые льготы .
Они предоставляются с целью улучшить материальное положение и повысить меры социальной защиты граждан в различных жизненных ситуациях.
Налоговая льгота – это освобождение физического лица от уплаты налога на определенное имущество или с определенной суммы.
Освобождение может быть полным и предоставляться в течение всей жизни, а может применяться сниженная ставка , либо налогом не будет облагаться только определенная сумма.
Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих видах :
Все вышеперечисленные виды налоговых льгот могут применяться в следующих случаях , если физическое лицо:
Применение налоговых льгот не является обязательным и лицо, которому они положены, самостоятельно решает подавать ему документы для их предоставления или нет.
Все налоговые льготы, которыми может воспользоваться физическое лицо, прописаны в основном документе, регулирующем налоги – Налоговом Кодексе .
Это вид налоговой льготы, которая позволяет не платить налог с суммы , направленной на определенные цели, при условии, что она уже уплачена. То есть гражданин оплачивает нужды, которые подпадают под данную категорию, а затем представляет документы, удостоверяющие это, и его доход в пределах указанной суммы освобождается от НДФЛ.
Налоговые вычеты бывают следующих видов :
Налоговый Кодекс предполагает уплату налога с любого имущества, которым владеет физическое лицо. Но в тоже время данное имущество может быть изъято из перечня объектов, которые подвергаются налогообложению.
Основные налоги на имущество:
Все вышеуказанные льготы могут предоставляться на постоянной основе либо на определенный период, пока не исчезнут обстоятельства их вызвавшие.
Все виды налоговых льгот будут предоставляться только при наличии заявления. Некоторые будут предоставлены только за один период, а некоторыми можно воспользоваться сразу за несколько периодов (лет).
Налоговые льготы могут предоставляться гражданам относящиеся к определенным категориям, а могут предоставляться в связи с особым статусом предмета налогообложения.
Особые категории граждан :
Этот перечень не является исчерпывающим, его могут дополнять на местном уровне.
Для того, что бы получить налоговые льготы и освободиться от уплаты налога с того или иного объекта физическое лицо обязано подать документы в налоговую службу . Исключение из этого правила составляют стандартные налоговые вычеты, для их получения заявление и необходимый пакет документов предоставляют работодателю.
Документы , которые могут понадобиться при получении налоговых льгот, которые положены определенным категориям граждан:
То есть для предоставления налоговых льгот в этом случае нужно будет подтвердить принадлежность гражданина к льготной категории.
Если налоговая льгота испрашивается в связи с тем, что объект налогообложения можно изъять из налогооблагаемого перечня, то могут понадобиться следующие документы :
Этот список также может дополняться в случае необходимости.
Получение налоговой льготы не составит труда, если гражданин имеет на это право и предоставит весь пакет необходимых документов.
О том, какие существуют льготы при оплате налогов, смотрите в следующем видеосюжете:
Основные правила предоставления
Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.
Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.
Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.
При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:
Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.
Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.
Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:
Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:
Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.
Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.
При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.
Поскольку использование льгот по налогам и сборам - это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.
Различается несколько форм:
Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.
Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.
Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.
Виды налоговых льгот бывают следующие:
Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.
К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН - упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.
Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.
Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.
Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.
Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.
Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.
Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.
Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.
Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.
Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:
Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.
Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик - физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.
Срок подачи - не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.
ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495
) 649-11-65; (985
) 763-90-66
Вопрос: О предоставлении инвалидам налоговых льгот по земельному налогу.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения льгот по земельному налогу и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31 « Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как инвалиды, в данный перечень не включена.
Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I группу инвалидности, лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г., инвалиды с детства.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Одновременно обращаем внимание, что на основании п. 2 ст. 34.2 Кодекса письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают соответственно финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Заместитель директора
Департамента
А.В.САЗАНОВ
По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:
(495
) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985
) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.
Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»
С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог