Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.
В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.
Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.
В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).
Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).
Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.
С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.
Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.
Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.
Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.
Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.
Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.
Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.
Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.
Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .
К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.
Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.
Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.
Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .
К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.
УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.
ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .
Приложение
к приказу ______МЧС России
от «____» ___________ 20___ г. № _____
НАСТАВЛЕНИЕ
по технической службе Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Раздел 1
«Наставление по технической службе в части пожарных автомобилей, пожарных машин, приспособленной техники и вспомогательных автомобилей»
Настоящее «Наставление по технической службе МЧС России» (далее - Наставление) определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Действие Наставления распространяется на личный состав территориальных органов и подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), воинских частей гражданской обороны, спасательных центров МЧС России, (далее - подразделений), а также подразделений ГПС, находящихся в оперативном подчинении Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах полномочий, подразделений специальных управлений, государственных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений ФПС МЧС России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные понятия
1.1.1. В Наставлении применяются следующие понятия:
техническая служба ФПС (далее - ТС) - вид службы, организуемой в целях технического обеспечения действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, поддержания в технически исправном состоянии техники и продления сроков её эксплуатации;
подразделения технической службы (далее - подразделения ТС) – производственные подразделения ФПС, обеспечивающие технически исправное состояние техники, а также материально-техническое оснащение подразделений техникой и иной пожарно-технической продукцией;
производственная деятельность подразделений ТС - вид деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом техники, переоборудованием и изготовлением отдельных её образцов;
техника – все виды технических средств подразделений, используемых при тушении пожара, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения хозяйственных нужд;
пожарная техника (далее - ПТ)- технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты и спасения людей и материальных ценностей от пожара, а также проведения аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации (далее – ЧС);
пожарное оборудование (далее - ПО) – оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения (пожарные гидранты, гидрант-колонки, рукавные линии, рукавные разветвления и т.д.), обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, а также проникновение личного состава подразделений в помещения зданий и сооружений;
пожарно-техническое вооружение (далее – ПТВ) – съёмные средства пожарной техники, которыми укомплектовывают пожарные машины, согласно норм табельной положенности. В состав ПТВ включены: пожарное оборудование, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные;
основные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийных спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников;
основные ПА подразделяются на: общего применения, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах, а также целевого применения, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах;
специальные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте ЧС (спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба и др.);
приспособленные технические средства (далее - приспособленная пожарная техника (ПТ)) – единичные образцы мобильной техники на базе: тягача, прицепа, трактора, мотоцикла, снегоболотохода и др., оборудованные и оснащённые средствами пожаротушения (в том числе аварийно-спасательным оборудованием) в зависимости от её предназначения;
вспомогательная автомобильная и специализированная техника (далее - вспомогательная автотранспортная техника ) – автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, мотоциклы, автокраны, экскаваторы, бульдозеры и другая специализированная техника, предназначенная для выполнения вспомогательных и обеспечивающих работ при тушении пожаров, проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, ликвидации ЧС и хозяйственной деятельности подразделений;
эксплуатация техники – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение учёта, использования по предназначению, технического обслуживания, ремонта и хранения техники;
исправное техническое состояние – состояние техники, соответствующее всем требованиям нормативно-технической документации (далее - НТД);
неисправное техническое состояние – состояние техники, не соответствующее хотя бы одному из требований НТД;
работоспособное состояние – состояние техники, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных НТД;
отказ техники -
нарушение её работоспособности, приводящей к прекращению или резкому снижению эффективности выполнения оперативных действий.
1.2. Назначение и основы организации технической службы ФПС МЧС России
1.2.1. Техническая служба гарнизона предназначена для обеспечения постоянной готовности пожарной и другой техники подразделений гарнизона к выполнению оперативных действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
1.2.2. Техническая служба в гарнизонах ФПС МЧС России создаётся на нештатной основе.
1.2.3. В состав ТС включаются отделы (отделения) вооружения и техники территориальных органов МЧС России, подразделения ТС – производственно технические центры (далее - ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.
В подразделениях ТС могут создаваться: посты диагностики техники, по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, базы ГДЗС и рукавные, гарнизонные базы обеспечения (ГСМ, оборудованием и др.), пункты (склады) по снабжению запасными частями и техникой.
1.2.4. Основными задачами ТС ФПС являются:
обеспечение постоянной технической готовности пожарной и другой техники, находящейся на вооружении территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;
организация эксплуатации пожарной и другой техники согласно требованиям регламентирующих документов, проведение мероприятий по повышению надёжности и продлению амортизационных сроков эксплуатации;
подготовка предложений по формированию структуры парка пожарной и другой техники подразделений по типам и в количествах, необходимых для выполнения оперативных задач гарнизона в пределах норм штатной (табельной) положенности;
материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;
1.2.5. Ответственность за организацию ТС ФПС МЧС России возлагается на руководителей территориальных органов МЧС России.
1.3. Силы и средства технической службы ФПС МЧС России
1.3.1. Силы технической службы составляют сотрудники и работники отделов (отделений) вооружения и техники территориальных органов МЧС России – Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации - далее ГУ МЧС России), сотрудники и работники, ответственные за технику отрядов (частей) ФПС, личный состав подразделений ТС, водители и технические работники подразделений, а также должностные лица территориальных органов МЧС России – региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) и гарнизонов, выполняющие функции руководства и обеспечения деятельности ТС.
1.3.2. К средствам ТС относятся: передвижное, стационарное и переносное оборудование (подъёмно-транспортное, контрольно-диагностическое, ремонтно-технологи-ческое, разборочно-сборочное, мойки, чистки, смазки, заправки и др.), станки, приспособления, приборы и инструмент, размещённые на производственных участках (постах) подразделений ТС и предназначенные для технического обслуживания (далее – ТО) и ремонта техники подразделений.
1.4. Функции структурных подразделений территориальных органов и обязанности должностных лиц подразделений, отвечающих за техническую готовность пожарной техники*
1.4.1. Организация деятельности по вопросам обеспечения технической готовности техники в подчинённых подразделениях и ГУ МЧС России возложена на управление тыла и вооружения (отдел вооружения и техники) РЦ МЧС России, которое в пределах своих полномочий выполняет следующие основные функции:
осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией и техническим состоянием техники подчиненных подразделений и ГУ МЧС России;
разрабатывает проекты приказов, указаний, распоряжений и иных документов по вопросам деятельности технической службы;
осуществляет оперативно-методическое руководство подчинёнными подразделениями и ГУ МЧС России по выполнению задач, входящих в компетенцию технической службы;
организовывает систему мониторинга технического состояния ПТ подразделений, её отказов и неисправностей, обобщает информацию об эффективности работы техники (в том числе входящей в реестр дорогостоящих и наукоёмких образцов вооружения, техники и технологий) и представляет её в заинтересованные организации;
анализирует состояние оснащенности подразделений пожарной и другой автотехникой, горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ), огнетушащими веществами и
другим оборудованием, организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчинённых подразделений и ГУ МЧС России с учётом норм штатной (табельной) положенности, работу по учёту, реализации и высвобождению (списанию) техники и иной пожарно-технической продукции (ПТП);
составляет и направляет сводные заявки в довольствующие органы центрального аппарата по выделению бюджетных средств на закупку ПТП;
организует финансовое обеспечение ГУ МЧС России и подчинённых подразделений, контроль за рациональным распределением и освоением финансовых средств и
материальных ресурсов, подготовку и утверждение смет доходов и расходов по бюджетам и внебюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учёт финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу;
организует и контролирует работу в подразделениях по охране труда, защите окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации техники;
_________________________________________________
* Конкретные функции подразделений, обязанности и права должностных лиц органов управлений и подразделений ТС, начальников ТС местных гарнизонов разрабатываются на местах в зависимости от особенностей функционирования службы.
анализирует эффективность работ по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и отказов техники, стоящей на балансе подразделений, при выполнении повседневных обязанностей, в том числе связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
1.4.2. Отдел (отделение) вооружения и техники управления материально-технического обеспечения (далее - УМТО) ГУ МЧС России:
осуществляет контроль технической готовности техники подразделений к ведению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатывает рекомендации, положения и другие методические документы по совершенствованию её эксплуатации;
анализирует состояние оснащённости подразделений техникой и иной ПТП с учётом норм штатной (табельной) положенности и готовит предложения по централизованному и децентрализованному материально-техническому обеспечению подразделений за счёт средств федерального бюджета и привлечению внебюджетных средств;
организует рациональное распределение и освоение выделяемых бюджетных средств по материально-техническому обеспечению ГУ МЧС России и подчинённых подразделений;
осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией техники, участвует в разработке проектов нормативных актов и распорядительных документов, представляет на утверждение руководству ГУ МЧС России нормы пробега ПА (ПМ) до капитального ремонта, а также временные нормы расхода топлива на пожарную технику, не включённую в нормативные документы, корректирует нормативы ТО и ремонта, пробега до капитального ремонта ПА (ПМ) с учётом особенностей эксплуатации техники и природно-климатических условий региона;
организует ведение учёта поступления, рационального использования, хранения и списания (высвобождения) техники, её передачи и снятия с учёта;
проводит расчёт и готовит предложения по потребности необходимого количества эксплуатационных и горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, контролирует их приёмку, распределение и списание;
изучает и обобщает передовой опыт в области технического обслуживания и ремонта ПТ, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности ТО и ремонтов техники, увеличению межремонтных пробегов мобильных средств;
разрабатывает годовые планы-графики и планы-задания на проведение ТО-2, капитальных (средних) ремонтов ПА и агрегатов и контролирует их выполнение в подразделениях;
организует метрологическое обеспечение контрольно-измерительных приборов в подразделениях;
организует и контролирует производственную деятельность подразделений ТС, состояние и оснащённость постов ремонта, ТО и диагностики, учебных классов, кабинетов безопасности дорожного движения (далее - БДД);
организует и контролирует подготовку водительского состава по вопросам эксплуатации техники;
проводит профилактическую работу по предупреждению ДТП и нарушений ПДД, осуществляет оперативное реагирование на ДТП с участием техники подразделений, анализирует состояние и эффективность этих работ, разрабатывает мероприятия по предупреждению ДТП;
участвует установленным порядком в совершенствовании формы и методов подготовки и переподготовки водителей, личного состава ТС гарнизонов;
организует и участвует в работе квалификационной комиссии по аттестации водительского состава;
организует проведение ежегодного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД;
осуществляет контроль за выполнением требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации техники.
1.4.3. Общее руководство и контроль деятельности ТС гарнизонов (территориального и местных) осуществляет начальник УМТО ГУ МЧС России.
Непосредственное руководство ТС гарнизонов осуществляет заместитель начальника УМТО - начальник отдела вооружения и техники или другое должностное лицо из числа сотрудников начальствующего состава, имеющее высшее техническое (профессиональное) образование по направлению деятельности и опыт работы в области эксплуатации автотранспортных средств, он же выполняет обязанности начальника нештатной ТС территориального гарнизона. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России.
Начальник нештатной ТС территориального гарнизона находится в оперативном подчинении начальника территориального гарнизона.
1.4.4. Начальник нештатной ТС местного гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России (по согласованию с начальником соответствующего местного гарнизона) из числа сотрудников старшего (среднего) начальствующего состава и имеющих удостоверение на право управления автотранспортным средством.
Начальник нештатной ТС местного гарнизона находится в оперативном подчинении начальника местного гарнизона. По вопросам ТС начальники нештатной ТС местных гарнизонов взаимодействуют с начальником нештатной ТС территориального гарнизона.
Функциональные обязанности начальника нештатной ТС местного гарнизона разрабатываются по аналогии с функциональными обязанностями начальника нештатной ТС территориального гарнизона с учётом особенностей гарнизона.
1.4.5. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона по вопросам ТС взаимодействует с должностными лицами соответствующих структурных подразделений и служб (отдела вооружения и техники, службы пожарной техники и др.) управления тыла и вооружения РЦ МЧС России.
1.4.6. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона обязан:
руководить ТС территориального и местных гарнизонов, контролировать и анализировать деятельность ТС местных гарнизонов, готовить мероприятия по совершенствованию ТС;
организовывать контроль подразделений пожарной охраны при несении гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения и оборудования к тушению пожаров и ликвидации других ЧС;
организовывать учёт сил и средств ТС, анализировать состояние оснащённости подразделений ТС оборудованием, приборами и инструментом, организовывать работу по расчёту потребности в запасных частях и ремонтных материалах;
обеспечивать развитие материально-технической базы подразделений, внедрение новых средств, технологий и передового опыта, способствующих повышению качества ТО и ремонта ПТ;
оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники;
осуществлять в пределах своих полномочий контроль работы подразделений технической службы, состояния и содержания постов ТО, ремонта и диагностики;
организовывать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования техники, контролировать проведение испытаний ПТ в подразделениях;
организовывать контроль за нормативной эксплуатацией техники в подразделениях и лично участвовать в проверках подразделений согласно утвержденным начальником ГУ МЧС России планам работ;
организовывать работу по внедрению мероприятий, способствующих повышению надёжности, увеличению межремонтных пробегов ПТ и сроков их эксплуатации, экономии ГСМ и специальных жидкостей при эксплуатации ПТ, повышению эффективности ТО и ремонта;
анализировать состояние и эффективность работы в подчинённых ГУ МЧС России подразделениях по предупреждению ДТП и отказов техники при выполнении оперативных действий, при необходимости лично участвовать в расследовании случаев ДТП с техникой подразделений;
организовывать контроль фактического поступления техники и другой ПТП в подразделения и постановки её в расчёт, рационального использования, хранения, перемещения, реализации и списания (высвобождения) установленным порядком;
организовывать своевременное и качественное исполнение требований предписывающих документов, относящихся к деятельности ТС;
организовывать сбор информации о работе техники, её отказах и неисправностях, анализировать причины отказов, обеспечивать передачу информации в региональный центр и ФГУ ВНИИПО МЧС России, контролировать подготовку и рассылку актов-рекламаций на заводы-изготовители;
организовывать работу по метрологическому обеспечению контрольно-измерительных приборов и диагностического оборудования в подразделениях;
контролировать выполнение требований инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации ПТ;
осуществлять контроль за своевременной регистрацией пожарной и другой автотехники в ГИБДД и её страхованием;
контролировать правильность штатной расстановки водителей подразделений в соответствии приказов и распоряжений;
давать в установленном порядке предложения при планировании обучения водителей ПТ и личного состава ТС, вносить предложения о поощрении или наказании водителей подразделений и личного состава ТС;
организовывать разработку планов эксплуатации автотранспортной техники, планов-графиков ТО-1, ТО-2, ремонтов;
готовить в установленном порядке предложения по разработке норм расхода топлива для пожарных автомобилей, на которые отсутствуют утвержденные нормы;
организовывать итоговый конкурс «Лучший по профессии среди водителей ПА», смотры - конкурсы на «Лучшее содержание техники», «Лучший пост технического обслуживания», «Лучший кабинет безопасности дорожного движения», «Лучшее рукавное хозяйство».
1.4.7. Начальник (заместитель начальника) подразделения взаимодействует по вопросам ТС с начальниками нештатной ТС территориального и местных гарнизонов.
1.4.8. Начальник (заместитель начальника) подразделения обязан:
проводить мероприятия по оснащению подразделения пожарной техникой и иной ПТП, организовывать её нормативную эксплуатацию;
осуществлять персональный контроль технического состояния и организовывать правильное (соответствующее всем нормам и правилам)содержание ПТ в подразделении;
организовывать и контролировать проведение работ на посту ТО в подразделении, его комплектование согласно рекомендуемому перечню оборудования, приспособлений и инструмента;
осуществлять контроль ведения записей в журнале учета технического обслуживания пожарного автомобиля и формуляре ПА;
организовывать своевременный ремонт и качественное испытание ПТ;
обеспечивать правильное применение, учёт и экономное расходование ГСМ и специальных жидкостей;
осуществлять контроль расходования, своевременного списания (высвобождения) и реализации материальных ценностей;
осваивать выделяемые бюджетные средства на развитие материально-технической базы подразделения;
проводить мероприятия по предупреждению ДТП и отказов ПТ в работе;
руководить рационализаторской и изобретательской работой, с учётом практического опыта готовить предложения по модернизации и созданию новых образцов техники;
организовывать и лично принимать участие в проверках технической готовности техники при контрольных осмотрах;
организовывать проведение предрейсового медицинского освидетельствования водительского состава подразделения перед заступлением на дежурство;
направлять водителей на квалификационную комиссию для присвоения класса квалификации и допуска к работе;
организовывать закрепление техники за водительским составом, обеспечивать её своевременную регистрацию в ГИБДД и обязательное страхование ответственности, подготовку техники к прохождению ежегодного государственного технического осмотра;
отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления ПА (ПМ);
организовывать контроль выполнения инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств, снимать с эксплуатации технику не соответствующую требованиям правил;
требовать от подчиненных, в части их касающейся, исполнения требований Наставления и иных нормативных актов в области эксплуатации транспортных и технических средств;
принимать участие в работе комиссий по проведению инвентаризаций материальных ценностей;
обеспечивать своевременное представление сведений и отчётов в отдел вооружения и техники ГУ МЧС России;
организовывать и проводить конкурсы по скоростному маневрированию и оперативному развертыванию.
1.4.9. Основные функции производственных подразделений технической службы и обязанности должностных лиц по вопросам ТС.*
Производственное подразделение ТС (ПТЦ, отряд, часть, отдельный пост):
осуществляет техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, испытание техники, средств связи и другого оборудования, изготовление отдельных образцов ПТ;
установленным порядком производит сбор и обобщение данных о техническом состоянии пожарной техники, средств связи и другого оборудования с целью определения номенклатуры и приобретения необходимого количества запасных частей, материалов для проведения ТО, ремонта и изготовления ПТ;
осуществляет метрологическое обслуживание и поверку средств измерения оборудования, ПТВ, средств связи и оповещения подразделений в соответствии с требованиями технической документации;
осуществляет получение, доставку, хранение и выдачу пожарно-технической и иной продукции подразделениям в соответствии с разнарядками РЦ МЧС России, ГУ МЧС России;
представляет установленным порядком отчеты по обеспечению подразделений материальными средствами;
проводит профессиональное обучение, первоначальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, рабочих и служащих производственных подразделений ТС, личного состава подразделений МЧС;
принимает непосредственное участие в изучении личным составом подразделений ТС новой техники, вооружения и оборудования;
осуществляет мероприятия по охране труда, защите окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на служебном транспорте.
1.4.10. Руководители производственных подразделений ТС руководствуются в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, приказами МЧС России и настоящим Наставлением.
По вопросам ТС руководители производственных подразделений ТС взаимодействуют с начальниками ТС территориального и местных гарнизонов.
1.4.11. Начальник подразделения ТС осуществляет руководство подразделением на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на подразделение, подчиняется начальнику УМТО ГУ МЧС России, а по вопросам эксплуатации и ремонта техники – начальнику нештатной ТС территориального (местного) гарнизона.
Начальник подразделения ТС обязан:
планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию готовности подразделения к выполнению задач по предназначению, добиваться их выполнения;
обеспечивать планирование и представление в установленном порядке на утверждение в ГУ МЧС России планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, получаемым от приносящей доход деятельности;
обеспечивать выполнение утверждённых в установленном порядке нормативов, планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов, достижение предусмотренных в них качественных и количественных показателей, составление и представление в ГУ МЧС России отчётности о ходе и результатах их выполнения;
______________________________________
* должностные обязанности других должностных лиц, сотрудников и инженерно-технических работников производственных подразделений устанавливаются на местах в зависимости от специфики производственной деятельности и количества обслуживаемой техники.
обеспечивать расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России, утверждёнными сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств;
обеспечивать выполнение плана-задания по проведению технического обслуживания и ремонта техники, изготовлению отдельных образцов ПТ;
обеспечивать развитие и укрепление материально-технической базы подразделения, совершенствовать технологию производства;
организовать работу складского хозяйства, не допуская накопления сверхнормативных запасов материальных средств и неликвидного имущества;
организовывать мероприятия по проведению изобретательской и рационализаторской работы в подразделении, направленных на улучшение условий труда, качества проведения технического обслуживания и ремонта техники, экономию материальных средств.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.
Основными задачами технической службы ГПС МЧС России являются:
1. Обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;
2. Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;
Организация эксплуатации пожарной техники.
Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.
Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.
1. Теоретическая часть
1.1 Организация технической службы пожарной охраны
Техническая эксплуатация пожарных автомобилей определяет пути и методы наиболее эффективного управления их техническим состоянием. Цель технической эксплуатации - максимальная реализация потенциальных свойств пожарных автомобилей при движении в оперативном режиме и обеспечении боевой работы личного состава на месте пожара.
Поддержание парка пожарных автомобилей в исправном состоянии является одной из основных задач технической службы пожарной охраны. Техническая служба представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности пожарной охраны.
Техническая служба пожарной охраны решает следующие задачи:
Обеспечение боевой готовности пожарной техники, находящейся на вооружении пожарных подразделений;
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий;
Проведение мероприятий по технике безопасности, охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;
Материально-техническое обслуживание;
Организацию и проведение мероприятий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;
Обобщение, распространение и внедрение передового опыта, проведение рационализаторской и изобретательской работы в подразделениях пожарной охраны.
Непосредственная реализация задач по поддержанию парка пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с «Положением об отрядах (частях) технической службы» и «Наставлением по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» .
1.2 Техническое обслуживание и ремонт ПА
Эксплуатация пожарного автомобиля неразрывно связана с необходимостью поддержания его технически исправного состояния путем проведения работ, которые можно разделить на две группы :
Техническое обслуживание (ТО);
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание - комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.
ТО должно обеспечивать:
Постоянную техническую готовность пожарного автомобиля к использованию;
Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;
Безопасность движения;
Устранение причин, вызывающих повышение скорости изнашивания детали и как следствие - возникновение отказов и неисправностей;
Минимальный расход топливосмазочных и других эксплуатационных материалов;
Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню и месту выполняемых работ подразделяют:
Ежедневное ТО при смене караула (ЕТО);
ТО на пожаре (учении);
ТО по возвращении с пожара (учения);
ТО после первых 1000 км пробега (по спидометру);
Первое ТО (ТО-1);
Второе ТО (ТО-2);
Сезонное ТО (СО).
Ежедневное ТО при смене караула предназначено для осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержания его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения (ПТВ); заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО проводят в пожарной части при смене караулов.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы двигателя и пожарного оборудования при выполнении боевой работы; проводится водителем пожарного автомобиля в объеме перечня работ.
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. ТО проводят водитель и личный состав караула под руководством командира отделения согласно перечню основных работ.
Техническое обслуживание после первых 1000 км проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации и проверки правильности приработки деталей. ТО проводят закрепленные за автомобилем водители на посту, ТО пожарной части.
Первое и второе ТО предназначены для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния базового шасси и специальных агрегатов пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических, шинных и других работ.
ТО-1 организует начальник пожарной части или его заместитель и проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя и личный состав отделения в объеме основного перечня работ.
ТО-2 в отряде (части) технической службы на отдельном посту ТО проводят рабочие этих подразделений с участием водителей пожарного автомобиля в соответствии с планом-графиком ТО в объеме основного перечня работ.
Сезонное ТО предназначено для подготовки пожарного автомобиля к эксплуатации в зимний и летний период. Выполняют его два раза в год и, как правило, совмещают с проведением очередного ТО путем соответствующего увеличения периодичности и трудоемкости работ в зависимости от времени года. Сезонное обслуживание проводят силами отряда (части) технической службы с участием закрепленных за автомобилями водителей в объеме перечня основных работ.
Ремонт пожарных автомобилей
В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
Для автомобилей (текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);
Для агрегатов (текущий, капитальный).
Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняют восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ для обеспечения работоспособного состояния.
Текущий ремонт агрегата заключается в частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.
Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния с помощью более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривают, как правило, замену двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замену отдельных агрегатов, окраску кузова и проведение других ремонтных работ.
Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта .
2. Исходные данные
Исходные данные представлены в таблицах.
Номер зачетной книжки - 210080.
Исходные данные для расчета ЦРБ (П)
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
||
Численность населения города, NH, тыс. чел. |
||
Протяженность территории города, L, км |
||
Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ |
||
Количество пожарных автомобилей в пожарном депо |
||
Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%) АЦ - 2,0-4 (5301) |
||
АЦ-5-40 (43101) |
||
АПП-3909 мод. 6-ДД |
||
АНР-40-1000 (433360) |
Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС
Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
||
Минимальный общий пробег ПА Lmin, км: основных |
||
специальных |
||
вспомогательных |
||
Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км: основных |
||
специальных |
||
вспомогательных |
||
Количество капитальных ремонтов: коробок отбора мощности (КОМ) |
||
3. Расчет и проектирование пожарно-технических центров, пожарных частей технической службы
3.1 Расчет годовой производственной программы
Расчетное значение периодичности капитального и среднего ремонтов, а также ТО-2 определяется по формуле:
пожарный производственный охрана
где Ti - расчетное значение межремонтных пробегов, км;
Tiн - нормативное значение межремонтных пробегов, км;
0,8 - коэффициент для III категории эксплуатации;
1 - коэффициент для умеренного климата.
Периодичность ТО-2 равна:
для основных автомобилей:
для специальных ПА:
Для вспомогательных ПА:
Приведем значения ТО-2 нормативные и скорректированные, а также коэффициенты корректировки в таблице 2.
Таблица 2 - Периодичность ТО-2
Значение периодичности капитального и среднего ремонтов для основных пожарных автомобилей равно:
Периодичность КР и СР для специальных автомобилей:
Для вспомогательных пожарных автомобилей количество средних ремонтов не рассчитывается, так как их режимы эксплуатации не отличаются от автомобилей народного хозяйства. Тогда значение КР для специальных автомобилей:
Нормативные значения периодичности капитальных и средних ремонтов для основных, вспомогательных и специальных ПА, а также коэффициенты корректировки и скорректированные значения приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Значения пробегов до КР и СР
Базовое шасси ПА |
|||||||
ЗИЛ (осн.) |
|||||||
УАЗ (осн.) |
|||||||
ЗИЛ (всп.) |
|||||||
УАЗ (всп.) |
При расчете годовой производственной программы определяется число капитальных и средних ремонтов, технических обслуживаний №2.
Число капитальных ремонтов вычисляется:
где NКР - число капитальных ремонтов;
Lср - средний пробег автомобиля, км:
NПА - число пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;
ТКР - скорректированный пробег автомобиля до первого капитального ремонта, км.
Средний пробег основных ПА равен:
Средний пробег специальных ПА:
Средний пробег вспомогательных ПА:
Количество капитальных ремонтов для:
основных автомобилей, АЦ на шасси ЗИЛ:
специальных на шасси КаМАЗ:
Вспомогательных на шасси ВАЗ:
Расчеты занесем в таблицу 4.
Число средних ремонтов в гарнизоне рассчитывается:
где NСР - число средних ремонтов;
ТСР - скорректированный пробег автомобиля до среднего ремонта, км.
Количество средних ремонтов для:
основных автомобилей на шасси ЗИЛ:
специальных на шасси КаМАЗ:
Данные расчетов занесем в таблицу 4.
Число технических обслуживаний ТО-2 рассчитывают по формуле:
где NТО-2 - число технических обслуживаний;
ТТО-2 - скорректированный пробег автомобиля до технического обслуживания, км.
Если полученное значение NТО-2 больше количества ПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейшего расчета. Если же оно меньше, то используется формула:
Число ТО-2 для основных автомобилей на шасси ЗИЛ:
ТО-2 для специальных автомобилей:
ТО-2 для вспомогательных автомобилей:
Полученные данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Количество КР, СР и ТО-2
Базовое шасси |
||||||||||
основные |
||||||||||
специальные |
||||||||||
вспомогательные |
||||||||||
4. Определение общей годовой трудоемкости основных работ
Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2, КР, СР и ТР и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч) ТС.
Нормативы трудоемкости приведены в для третьей категории эксплуатации и умеренной климатической зоны.
Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта вычисляют по формуле:
где ti - расчетная трудоемкость соответствующего вида ремонта, чел.-ч;
tiн - нормативная трудоемкость, чел.-ч (приведен в таблицах 2,4,5,6 );
Коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;
Коэффициент для заданного по условию климата;
КЭ - коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации (приведен в п. 1.6 ). Примем, что пожарные автомобили находятся в эксплуатации от 10 до 15 лет.
Для автолестниц высотой более 30 метров, а также импортных пожарных автомобилей нормативы трудоемкости умножаются на коэффициент, равный 2.
Для АЦ - 2,0-4 (5301) трудоемкость:
Текущего ремонта:
среднего ремонта:
капитального ремонта:
Полученные результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Значения трудоемкостей ТО-2, КР, СР и ТР
Базовое шасси |
КЭtТО-2tТРtСРtКР |
||||||||||||
Примечание.
* - нормативные значения трудоемкостей взяты для близких марок шасси;
** - значения трудоемкостей для автолестниц высотой более 30 м умножаются на коэффициент 2.
Вычисление годовой трудоемкости каждого вида ремонта определяют для каждой марки шасси ПА по формуле:
где Пi - годовая трудоемкость каждого из ремонтов и ТО-2, чел.-ч;
Ni - число ремонтов;
ti - скорректированная трудоемкость ремонта и ТО-2, чел.-ч.
Для автомобиля АЦ - 2,0-4 (5301) годовая трудоемкость:
среднего ремонта:
капитального ремонта:
Результаты расчета занесем в таблицу 6.
Таблица 6 - Значения годовых трудоемкостей КР, СР, ТО-2
Тип и марка ПА |
||||||||||
Основные |
||||||||||
АЦ - 2,0-4 (5301) |
||||||||||
АЦ-3-40 (4326) |
||||||||||
АЦ-5-40 (43101) |
||||||||||
АПП (3909) мод. 6-ДД |
||||||||||
АНР-40-1000 (433360) |
||||||||||
АПТ-40 (53213) |
||||||||||
Специальные |
||||||||||
АКП-35 (53213) |
||||||||||
АСА-20 (43101) |
||||||||||
Вспомогательные |
||||||||||
Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется:
где ПТР - годовая трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;
Lср - средний пробег автомобиля, км;
NПА - число пожарных автомобилей;
tТР - скорректированная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч.
Годовая трудоемкость текущего ремонта для АЦ - 2,0-4 составляет:
Расчеты представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Значение трудоемкостей текущего ремонта
Тип и марка ПА |
Количество ПА |
||||
Основные |
|||||
АЦ - 2,0-4 (5301) |
|||||
АЦ-3-40 (4326) |
|||||
АЦ-5-40 (43101) |
|||||
АПП (3909) мод. 6-ДД |
|||||
АПТ-40 (53213) |
|||||
АНР-40-1000 (433360) |
|||||
Специальные |
|||||
АКП-35 (53213) |
|||||
АСА-20 (43101) |
|||||
Вспомогательные |
|||||
Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного фонда вычисляют по формуле:
где Пi агр - годовая трудоемкость i-го агрегата, чел.-ч;
Ni агр - число ремонтов i-го агрегата;
ti - трудоемкость ремонта i-го агрегата, чел.-ч.
Значения трудоемкости ремонта ПА по агрегатам и узлам представлена: ремонт КОМ п. 5 таблица 8 ; ремонт насоса п. 16 таблица 8 .
Для автоцистерн на шасси ЗИЛ скорректированная трудоемкость ремонта КОМ составляет:
Годовая трудоемкость ремонта КОМ:
Полученные результаты занесены в таблицу 8.
Таблица 8 - Значения годовых трудоемкостей ремонта агрегатов
Базовое шасси |
tКОМ н, чел.-ч |
tнасос н, чел.-ч |
tКОМ, чел.-ч |
tнасос, чел.-ч |
ПКОМ, чел.-ч |
Пнасос, чел.-ч |
||||
Так как в годовом план-задании в соответствии с предусматривается резерв времени в объеме 20% от общей годовой трудоемкости, то расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяется по формуле:
где УПi - суммарная трудоемкость работ по ТО-2, СР, КР и ТР и КР агрегатов;
ПСАМ - объем работ по самообслуживанию (принимается 10 - 15% от общей трудоемкости).
5. Режим работы пожарных отрядов (частей) технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих
В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными средняя продолжительность смены составляет 8 часов.
Годовой фонд рабочего времени определяется:
где Фд - годовой фонд рабочего времени;
Дни в году;
А - число выходных дней в году;
Б - число праздничных дней в году;
С - продолжительность отпуска в году (принимаем 28 дней);
Д - продолжительность рабочего дня в часах (принимаем 8 ч);
Е - продолжительность предпраздничных дней в году;
К - сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимаем 1 ч);
З - коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни (принимаем 0,96).
Праздничные дни: новогодние каникулы - 8 дней, 23 февраля, 8 марта, 1 мая - 5 дней, 9 мая - 4 дня, 12 июня, 11 октября (День республики), 4 ноября, 2 дня - религиозные праздники.
Общее количество рабочих дней: 244.
Количество производственных рабочих определяется:
где mр - число рабочих;
П - общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч;
Фд - годовой фонд рабочего времени;
Следовательно, необходимое число производственных рабочих 258 человек. Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10 - 15% численности основных производственных рабочих. Таким образом, численность вспомогательных рабочих составит примерно 26 человек.
6. Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков
Состав производственных зон и отделений (участков) принимают исходя из технологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч) ТС.
Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч) ТС должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.
Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста, вычисляемый по формуле:
где фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;
tТО-2срв - скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч;
tп - время на установку ПА на пост и съезд с поста, ч (принимаем 0,16 ч).
Средневзвешенная трудоемкость равна:
где ПТО-2i - трудоемкость ТО-2 по маркам ПА, чел.-ч;
NТО-2 - общее количество технических обслуживаний;
Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:
где Nс - число обслуживаний в сутки;
NТО-2 - количество ТО-2 за год;
Ритм производства:
где R - ритм производства ч-1;
Nс - количество обслуживаний в сутки;
Количество универсальных постов ТО-2 определяется:
где ХТО-2 - число универсальных постов ТО-2;
фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;
R - ритм производства, ч-1;
зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,85);
Число постов всех видов ремонта рассчитывается:
где Хi - количество постов каждого из ремонтов;
Пi - общая годовая трудоемкость работ по каждому из видов ремонта, чел.-ч;
ц - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на пост ремонта (принимаем 1,3);
Кр - коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постах ремонта (принимаем 0,55);
Др - количество рабочих дней в году;
С - число смен (принимаем 1);
Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);
Рп - количество рабочих, одновременно работающих на посту (принимаем 5 чел.);
зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,9).
Количество постов для ТО-2:
основных автомобилей:
Округлим до 4;
Специальных автомобилей:
округлим до 1;
вспомогательных автомобилей:
Необходимо совместить посты ТО-2 специальных и вспомогательных автомобилей.
До 60 - 70% текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживания пожарных частей. Поэтому количество постов текущего ремонта составляет лишь 30 - 40% от расчетного числа.
Все полученные данные сводятся в таблицу 9.
Таблица 9 - Количество постов ТО-2, КР, СР и ТР
Вид обслуживания |
Назначение ПА |
Количество ПА |
Расчетная трудоемкость П, чел.-ч |
Количество постов |
|
Техническое обслуживание ТО-2 (универсальные посты) |
|||||
Капитальный ремонт |
основные |
||||
специальные |
|||||
вспомогательные |
|||||
Средний ремонт |
основные |
||||
специальные |
|||||
вспомогательные |
|||||
Текущий ремонт |
основные |
||||
специальные |
|||||
вспомогательные |
|||||
Примечание. * - количество постов составляет 30-40% от расчетного значения.
Площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА рассчитывают по формуле:
где FТО,Р - площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА, м2;
fа - площадь, занимаемая ПА, м2 (принимаем 2,5Ч7);
Хп - число постов;
К0 - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы (принимаем 4).
Количество постов для ТО-2 17, тогда общая площадь, занимаемая зоной ТО-2 составляет:
Полученные результаты занесены в таблицу 10.
Таблица 10 - Площади зон ТО и ремонтов
Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновки производственных зданий.
Площадь производственного участка рассчитывается:
где Fу - площадь производственного участка, м2;
fоб - площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2;
Кп - коэффициент плотности расстановки оборудования (принимаем 3,5).
Пост мойки.
На посту мойки находится следующее оборудование: моечная установка, ее габариты приведены в приложении Г.
Посты ТО-2.
Находится следующее оборудование: маслораздаточный бак, V=223 л; солидолонагреватель; слесарный верстак; осмотровая канава; подъемник канавный; насосная станция подъемника П128М; солидолонагнетатель пневматический, передвижной. Габариты и характеристика оборудования приведены в приложении Г.
Посты ремонта. Оборудование: осмотровые канавы; слесарный верстак; гайковерт; тележка; насосная станция подъемника П128М; кран-балка, верстак.
Агрегатно-механический участок. Оборудование: точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм; пресс гидравлический, 10т; настольно-сверлильный станок, Ш=12 мм; стенд для разборки и регулировки сцеплений; слесарный верстак; стенд для разборки и сборки двигателей; стенд для разборки и сборки коробки передач; ванна для мойки деталей, V=60 л; станок для шлифовки фасок клапанов; установка для промывки каналов блоков и коленчатых валов двигателей (тупиковая); станок для расточки тормозных барабанов; токарно-винторезный станок, 630х1400; вертикально-сверлильный станок, Ш 25 мм; кругло-шлифовальный станок, 200х500; плоско-шлифовальный станок, 200х630; горизонтально-фрезерный станок, 320х1250; станок для заточки инструментов; установка для мойки деталей; универсально-фрезерный станок 200х800; станок для шлифовки фасок клапанов и торцов толкателей.
Электротехнический участок. Оборудование: верстак, контрольные испытательные стенды (мод. 532М. Э-211), габариты 950х800.
Участок кузовных работ. Оборудование: тележка 1700х1000; приточно-вытяжная вентиляция, компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); верстак с вытяжным устройством; ванна для испытания топливных баков автомобиля; станок точечной сварки; наковальня; горн кузнечный; пневматический молоток; машина для резки, гибки и отбортовки листового материала; генератор ацетиленовый; стол для газосварочных работ; ножницы комбинированные; ванна для проверки радиаторов, 1100х800.
Участок обслуживания топливной аппаратуры. Оборудование: верстак с вытяжным устройством; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; стенд для испытания масляных насосов и фильтров; стенд для испытаний и регулировки топливной аппаратуры.
Отбойно-столярный участок. Оборудование: слесарный верстак; циркулярная пила; станок деревообрабатывающий комбинированный; машина швейная.
Пост окраски. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); краскопульты; система вентиляции; АУПС.
Участок обслуживания аккумуляторов. Оборудование: слесарный верстак; зарядное устройство; приточно-вытяжная вентиляция; ванна для промывки аккумуляторных батарей; стеллаж для аккумуляторных батарей; ванна для слива электролита; верстак с вытяжным устройством; стенд для проверки аккумуляторных батарей; электродистиллятор.
Шиномонтажный участок. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); слесарный верстак; стенд для монтажа и демонтажа шин; электровулканизационный аппарат; ванна для проверки герметичности камер; стеллаж для колес и покрышек; тележка для снятия и транспортировки колес.
Участок испытаний двигателей и агрегатов. Оборудование: стенд для испытания коробки передач; стенд для испытания герметичность блоков цилиндров; обкаточно-тормозной стенд двигателей; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; монорельс с талью.
Например, пост мойки. В моечном отделении находится моечная установка и пожарный автомобиль. Габариты моечной установки 835х315 мм, тогда площадь, ею занимаемая, 0,26 м2. Расчетная площадь равна 3,5*0,26=0,92. Также на посту мойки должен помещаться автомобиль, тогда площадь составляет 0,92 + 17,5 = 18,42 м2.
Аналогично подсчитываются площади других участков. Полученные результаты приведены в таблице 11.
Таблица 11 - Значения площадей участков
Наименование участка |
Площадь, занимаемая ПА, м2 |
Площадь, занимаемая оборудованием, м2 |
Значение принятого коэффициента |
Расчетная площадь, м2 |
Площадь, принятая после планировки, м2 |
||
Пост мойки |
|||||||
Посты ремонта |
|||||||
Агрегатно-механический участок |
|||||||
Электротехнический участок |
|||||||
Участок кузовных работ |
|||||||
Топливно-ремонтный участок |
|||||||
Обойно-столярный участок |
|||||||
Пост окраски |
|||||||
Аккумуляторная |
|||||||
Шиномонтажный участок |
|||||||
Испытательная |
|||||||
7. Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПЧ ТС и технологическая планировка участков
Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также противопожарных и санитарно-технических требований, предъявляемых к отдельным зонам и участкам.
Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы. Длина здания определяется:
где Lз - длина здания, м;
Fз - площадь здания производственного корпуса, м2;
Вз - ширина здания, м.
Площадь здания равна сумме площадей всех постов, находящихся в производственном корпусе. Тогда:
При стандартной длине плиты 6000 мм примем длину здания 90 м. Тогда площадь здания после уточнения его длины составит:
Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных устройств.
Планировка производственного корпуса представлена в приложении А.
8. Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ и работа с эксплуатационной документацией
8.1 Технологическое проектирование пожарного депо
В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, которые предназначены для охраны городов и предприятий.
Хранение и обслуживание пожарных автомобилей и пожарного оборудования производится в пожарных депо.
Состав площади помещений пожарных депо установлены в приложение 4 и приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Состав и площади помещений пожарных депо
Наименование помещений |
Площадь помещений для II типа пожарного депо на 4 автомобиля, м2 |
|
1. Помещения пожарной техники и техобслуживания: |
||
а) помещения пожарной техники |
||
б) пост техобслуживания с осмотровой канавой |
||
в) мастерская |
||
г) кладовая для инструмента и запасных частей |
||
д) пост мойки |
||
е) кабинет безопасности движения |
||
ж) кабинет начальника дежурной смены |
||
з) учебный класс |
2,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности дежурной смены |
|
и) комната инструктажа населения |
||
2. Вспомогательные помещения: |
||
а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования: |
||
гардероб |
4 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава |
|
термокамера |
||
душевые и уборные |
Предусматриваются согласно действующим нормам |
|
кабинет психологической разгрузки |
||
б) комната приема пищи |
1,4 м2 на сотрудника, из расчета 75%-й численности личного состава дежурной смены |
|
в) комната разогрева пищи |
||
г) склад вещимущества с комнатой для коменданта |
||
д) зал собраний |
1,6 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава |
|
е) комната при зале собраний |
||
ж) спортивный зал |
||
3. Служебные квартиры (количество) |
Площадь и высоту помещений след... |
Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов и частей технической службы. Расчет режима работы, фондов времени и количества производственных рабочих. Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов. Компоновка производственных зон.
курсовая работа , добавлен 18.08.2014
Организация технической службы пожарной охраны, ее техническое обеспечение и предъявляемые требования, цели и функции деятельности, нормативно-правовое обоснование. Расчет производственной программы и этапы проектирования пожарно-технических центров.
курсовая работа , добавлен 22.04.2014
Тактико-технические характеристики основных, специальных пожарных автомобилей гарнизона. Расчет, проектирование пожарных отрядов технической службы. Этапы эксплуатации пожарных рукавов. Определение производственных площадей базы, их компоновочные решения.
курсовая работа , добавлен 19.12.2013
Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
курсовая работа , добавлен 15.05.2014
Географическая и социально-экономическая характеристика г. Чита. Оценка параметров пожарной обстановки в городе. Математическое моделирование оперативной деятельности пожарной охраны. Совершенствование организации и управления противопожарной службы.
дипломная работа , добавлен 10.07.2012
Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.
реферат , добавлен 29.01.2015
Строительство пожарной охраны в середине XIX-начале XX в. Основные направления деятельности пожарных обществ. Приоритеты России в области создания пожарно-технической продукции. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII в.
реферат , добавлен 28.11.2010
Ознакомление с основами несения службы дежурным караулом пожарной части. Описание правил выезда по тревоге, проведения занятий с личным составом дежурного караула, инструктажей по мерам безопасности. Изучение документов планирования боевой подготовки.
отчет по практике , добавлен 05.06.2015
Организация советской пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Общие принципы обеспечения пожарной безопасности и требования к ней.
контрольная работа , добавлен 16.01.2014
Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.
Назначение и основы организации технической службы ФПС МЧС России
1.2.1. Техническая служба гарнизона предназначена для обеспечения постоянной готовности пожарной и другой техники подразделений гарнизона к выполнению оперативных действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
1.2.2. Техническая служба в гарнизонах ФПС МЧС России создаётся на нештатной основе.
1.2.3. В состав ТС включаются отделы (отделения) вооружения и техники территориальных органов МЧС России, подразделения ТС – производственно технические центры (далее - ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.
В подразделениях ТС могут создаваться: посты диагностики техники, по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, базы ГДЗС и рукавные, гарнизонные базы
Стр. 3 из 20 |
обеспечения (ГСМ, оборудованием и др.), пункты (склады) по снабжению запасными частями и техникой.
1.2.4. Основными задачами ТС ФПС являются:
обеспечение постоянной технической готовности пожарной и другой техники, находящейся на вооружении территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;
организация эксплуатации пожарной и другой техники согласно требованиям регламентирующих документов, проведение мероприятий по повышению надёжности и продлению амортизационных сроков эксплуатации;
подготовка предложений по формированию структуры парка пожарной и другой техники подразделений по типам и в количествах, необходимых для выполнения оперативных задач гарнизона в пределах норм штатной (табельной) положенности;
материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;
1.2.5. Ответственность за организацию ТС ФПС МЧС России возлагается на руководителей территориальных органов МЧС России.
Силы и средства технической службы ФПС МЧС России
1.3.1. Силы технической службы составляют сотрудники и работники отделов (отделений) вооружения и техники территориальных органов МЧС России – Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации - далее ГУ МЧС России), сотрудники и работники, ответственные за технику отрядов (частей) ФПС, личный состав подразделений ТС, водители и технические работники подразделений, а также должностные лица территориальных органов МЧС России – региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) и гарнизонов, выполняющие функции руководства и обеспечения деятельности ТС.
1.3.2. К средствам ТС относятся: передвижное, стационарное и переносное оборудование (подъёмно-транспортное, контрольно-диагностическое, ремонтно-технологи-ческое, разборочно-сборочное, мойки, чистки, смазки, заправки и др.), станки, приспособления, приборы и инструмент, размещённые на производственных участках (постах) подразделений ТС и предназначенные для технического обслуживания (далее – ТО) и ремонта техники подразделений.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог