Наставления по технической службе гпс. Наставление по технической службе федеральной противопожарной службы



Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.

Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.

В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).

Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).

Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.

С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.

Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.

Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.


    1. Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.

Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.

Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.

Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.

Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .


    1. Специальные пожарные автомобили

К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.

Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.

Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .


    1. Вспомогательные пожарные автомобили

К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.

ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .

Приложение

к приказу ______МЧС России

от «____» ___________ 20___ г. № _____
НАСТАВЛЕНИЕ

по технической службе Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий
Раздел 1

«Наставление по технической службе в части пожарных автомобилей, пожарных машин, приспособленной техники и вспомогательных автомобилей»
Настоящее «Наставление по технической службе МЧС России» (далее - Наставление) определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Действие Наставления распространяется на личный состав территориальных органов и подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), воинских частей гражданской обороны, спасательных центров МЧС России, (далее - подразделений), а также подразделений ГПС, находящихся в оперативном подчинении Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах полномочий, подразделений специальных управлений, государственных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений ФПС МЧС России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные понятия

1.1.1. В Наставлении применяются следующие понятия:

техническая служба ФПС (далее - ТС) - вид службы, организуемой в целях технического обеспечения действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, поддержания в технически исправном состоянии техники и продления сроков её эксплуатации;

подразделения технической службы (далее - подразделения ТС) – производственные подразделения ФПС, обеспечивающие технически исправное состояние техники, а также материально-техническое оснащение подразделений техникой и иной пожарно-технической продукцией;

производственная деятельность подразделений ТС - вид деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом техники, переоборудованием и изготовлением отдельных её образцов;

техника – все виды технических средств подразделений, используемых при тушении пожара, проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения хозяйственных нужд;

пожарная техника (далее - ПТ)- технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты и спасения людей и материальных ценностей от пожара, а также проведения аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации (далее – ЧС);

пожарное оборудование (далее - ПО)оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения (пожарные гидранты, гидрант-колонки, рукавные линии, рукавные разветвления и т.д.), обеспечивающее возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, а также проникновение личного состава подразделений в помещения зданий и сооружений;

пожарно-техническое вооружение (далее – ПТВ) съёмные средства пожарной техники, которыми укомплектовывают пожарные машины, согласно норм табельной положенности. В состав ПТВ включены: пожарное оборудование, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;

пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные;

основные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийных спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников;

основные ПА подразделяются на: общего применения, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах, а также целевого применения, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах;

специальные ПА - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте ЧС (спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба и др.);

приспособленные технические средства (далее - приспособленная пожарная техника (ПТ)) – единичные образцы мобильной техники на базе: тягача, прицепа, трактора, мотоцикла, снегоболотохода и др., оборудованные и оснащённые средствами пожаротушения (в том числе аварийно-спасательным оборудованием) в зависимости от её предназначения;

вспомогательная автомобильная и специализированная техника (далее - вспомогательная автотранспортная техника ) – автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, мотоциклы, автокраны, экскаваторы, бульдозеры и другая специализированная техника, предназначенная для выполнения вспомогательных и обеспечивающих работ при тушении пожаров, проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, ликвидации ЧС и хозяйственной деятельности подразделений;

эксплуатация техники – комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение учёта, использования по предназначению, технического обслуживания, ремонта и хранения техники;

исправное техническое состояние – состояние техники, соответствующее всем требованиям нормативно-технической документации (далее - НТД);

неисправное техническое состояние – состояние техники, не соответствующее хотя бы одному из требований НТД;

работоспособное состояние – состояние техники, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных НТД;

отказ техники - нарушение её работоспособности, приводящей к прекращению или резкому снижению эффективности выполнения оперативных действий.
1.2. Назначение и основы организации технической службы ФПС МЧС России

1.2.1. Техническая служба гарнизона предназначена для обеспечения постоянной готовности пожарной и другой техники подразделений гарнизона к выполнению оперативных действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2.2. Техническая служба в гарнизонах ФПС МЧС России создаётся на нештатной основе.

1.2.3. В состав ТС включаются отделы (отделения) вооружения и техники территориальных органов МЧС России, подразделения ТС – производственно технические центры (далее - ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.

В подразделениях ТС могут создаваться: посты диагностики техники, по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, базы ГДЗС и рукавные, гарнизонные базы обеспечения (ГСМ, оборудованием и др.), пункты (склады) по снабжению запасными частями и техникой.

1.2.4. Основными задачами ТС ФПС являются:

обеспечение постоянной технической готовности пожарной и другой техники, находящейся на вооружении территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

организация эксплуатации пожарной и другой техники согласно требованиям регламентирующих документов, проведение мероприятий по повышению надёжности и продлению амортизационных сроков эксплуатации;

подготовка предложений по формированию структуры парка пожарной и другой техники подразделений по типам и в количествах, необходимых для выполнения оперативных задач гарнизона в пределах норм штатной (табельной) положенности;

материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

1.2.5. Ответственность за организацию ТС ФПС МЧС России возлагается на руководителей территориальных органов МЧС России.

1.3. Силы и средства технической службы ФПС МЧС России

1.3.1. Силы технической службы составляют сотрудники и работники отделов (отделений) вооружения и техники территориальных органов МЧС России – Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации - далее ГУ МЧС России), сотрудники и работники, ответственные за технику отрядов (частей) ФПС, личный состав подразделений ТС, водители и технические работники подразделений, а также должностные лица территориальных органов МЧС России – региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) и гарнизонов, выполняющие функции руководства и обеспечения деятельности ТС.

1.3.2. К средствам ТС относятся: передвижное, стационарное и переносное оборудование (подъёмно-транспортное, контрольно-диагностическое, ремонтно-технологи-ческое, разборочно-сборочное, мойки, чистки, смазки, заправки и др.), станки, приспособления, приборы и инструмент, размещённые на производственных участках (постах) подразделений ТС и предназначенные для технического обслуживания (далее – ТО) и ремонта техники подразделений.
1.4. Функции структурных подразделений территориальных органов и обязанности должностных лиц подразделений, отвечающих за техническую готовность пожарной техники*

1.4.1. Организация деятельности по вопросам обеспечения технической готовности техники в подчинённых подразделениях и ГУ МЧС России возложена на управление тыла и вооружения (отдел вооружения и техники) РЦ МЧС России, которое в пределах своих полномочий выполняет следующие основные функции:

осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией и техническим состоянием техники подчиненных подразделений и ГУ МЧС России;

разрабатывает проекты приказов, указаний, распоряжений и иных документов по вопросам деятельности технической службы;

осуществляет оперативно-методическое руководство подчинёнными подразделениями и ГУ МЧС России по выполнению задач, входящих в компетенцию технической службы;

организовывает систему мониторинга технического состояния ПТ подразделений, её отказов и неисправностей, обобщает информацию об эффективности работы техники (в том числе входящей в реестр дорогостоящих и наукоёмких образцов вооружения, техники и технологий) и представляет её в заинтересованные организации;

анализирует состояние оснащенности подразделений пожарной и другой автотехникой, горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ), огнетушащими веществами и

другим оборудованием, организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчинённых подразделений и ГУ МЧС России с учётом норм штатной (табельной) положенности, работу по учёту, реализации и высвобождению (списанию) техники и иной пожарно-технической продукции (ПТП);

составляет и направляет сводные заявки в довольствующие органы центрального аппарата по выделению бюджетных средств на закупку ПТП;

организует финансовое обеспечение ГУ МЧС России и подчинённых подразделений, контроль за рациональным распределением и освоением финансовых средств и

материальных ресурсов, подготовку и утверждение смет доходов и расходов по бюджетам и внебюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учёт финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу;

организует и контролирует работу в подразделениях по охране труда, защите окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации техники;

_________________________________________________

* Конкретные функции подразделений, обязанности и права должностных лиц органов управлений и подразделений ТС, начальников ТС местных гарнизонов разрабатываются на местах в зависимости от особенностей функционирования службы.

анализирует эффективность работ по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и отказов техники, стоящей на балансе подразделений, при выполнении повседневных обязанностей, в том числе связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.
1.4.2. Отдел (отделение) вооружения и техники управления материально-технического обеспечения (далее - УМТО) ГУ МЧС России:

осуществляет контроль технической готовности техники подразделений к ведению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатывает рекомендации, положения и другие методические документы по совершенствованию её эксплуатации;

анализирует состояние оснащённости подразделений техникой и иной ПТП с учётом норм штатной (табельной) положенности и готовит предложения по централизованному и децентрализованному материально-техническому обеспечению подразделений за счёт средств федерального бюджета и привлечению внебюджетных средств;

организует рациональное распределение и освоение выделяемых бюджетных средств по материально-техническому обеспечению ГУ МЧС России и подчинённых подразделений;

осуществляет контроль за нормативной эксплуатацией техники, участвует в разработке проектов нормативных актов и распорядительных документов, представляет на утверждение руководству ГУ МЧС России нормы пробега ПА (ПМ) до капитального ремонта, а также временные нормы расхода топлива на пожарную технику, не включённую в нормативные документы, корректирует нормативы ТО и ремонта, пробега до капитального ремонта ПА (ПМ) с учётом особенностей эксплуатации техники и природно-климатических условий региона;

организует ведение учёта поступления, рационального использования, хранения и списания (высвобождения) техники, её передачи и снятия с учёта;

проводит расчёт и готовит предложения по потребности необходимого количества эксплуатационных и горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ, контролирует их приёмку, распределение и списание;

изучает и обобщает передовой опыт в области технического обслуживания и ремонта ПТ, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности ТО и ремонтов техники, увеличению межремонтных пробегов мобильных средств;

разрабатывает годовые планы-графики и планы-задания на проведение ТО-2, капитальных (средних) ремонтов ПА и агрегатов и контролирует их выполнение в подразделениях;

организует метрологическое обеспечение контрольно-измерительных приборов в подразделениях;

организует и контролирует производственную деятельность подразделений ТС, состояние и оснащённость постов ремонта, ТО и диагностики, учебных классов, кабинетов безопасности дорожного движения (далее - БДД);

организует и контролирует подготовку водительского состава по вопросам эксплуатации техники;

проводит профилактическую работу по предупреждению ДТП и нарушений ПДД, осуществляет оперативное реагирование на ДТП с участием техники подразделений, анализирует состояние и эффективность этих работ, разрабатывает мероприятия по предупреждению ДТП;

участвует установленным порядком в совершенствовании формы и методов подготовки и переподготовки водителей, личного состава ТС гарнизонов;

организует и участвует в работе квалификационной комиссии по аттестации водительского состава;

организует проведение ежегодного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД;

осуществляет контроль за выполнением требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации техники.

1.4.3. Общее руководство и контроль деятельности ТС гарнизонов (территориального и местных) осуществляет начальник УМТО ГУ МЧС России.

Непосредственное руководство ТС гарнизонов осуществляет заместитель начальника УМТО - начальник отдела вооружения и техники или другое должностное лицо из числа сотрудников начальствующего состава, имеющее высшее техническое (профессиональное) образование по направлению деятельности и опыт работы в области эксплуатации автотранспортных средств, он же выполняет обязанности начальника нештатной ТС территориального гарнизона. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России.

Начальник нештатной ТС территориального гарнизона находится в оперативном подчинении начальника территориального гарнизона.

1.4.4. Начальник нештатной ТС местного гарнизона назначается приказом начальника ГУ МЧС России (по согласованию с начальником соответствующего местного гарнизона) из числа сотрудников старшего (среднего) начальствующего состава и имеющих удостоверение на право управления автотранспортным средством.

Начальник нештатной ТС местного гарнизона находится в оперативном подчинении начальника местного гарнизона. По вопросам ТС начальники нештатной ТС местных гарнизонов взаимодействуют с начальником нештатной ТС территориального гарнизона.

Функциональные обязанности начальника нештатной ТС местного гарнизона разрабатываются по аналогии с функциональными обязанностями начальника нештатной ТС территориального гарнизона с учётом особенностей гарнизона.

1.4.5. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона по вопросам ТС взаимодействует с должностными лицами соответствующих структурных подразделений и служб (отдела вооружения и техники, службы пожарной техники и др.) управления тыла и вооружения РЦ МЧС России.

1.4.6. Начальник нештатной ТС территориального гарнизона обязан:

руководить ТС территориального и местных гарнизонов, контролировать и анализировать деятельность ТС местных гарнизонов, готовить мероприятия по совершенствованию ТС;

организовывать контроль подразделений пожарной охраны при несении гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения и оборудования к тушению пожаров и ликвидации других ЧС;

организовывать учёт сил и средств ТС, анализировать состояние оснащённости подразделений ТС оборудованием, приборами и инструментом, организовывать работу по расчёту потребности в запасных частях и ремонтных материалах;

обеспечивать развитие материально-технической базы подразделений, внедрение новых средств, технологий и передового опыта, способствующих повышению качества ТО и ремонта ПТ;

оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники;

осуществлять в пределах своих полномочий контроль работы подразделений технической службы, состояния и содержания постов ТО, ремонта и диагностики;

организовывать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования техники, контролировать проведение испытаний ПТ в подразделениях;

организовывать контроль за нормативной эксплуатацией техники в подразделениях и лично участвовать в проверках подразделений согласно утвержденным начальником ГУ МЧС России планам работ;

организовывать работу по внедрению мероприятий, способствующих повышению надёжности, увеличению межремонтных пробегов ПТ и сроков их эксплуатации, экономии ГСМ и специальных жидкостей при эксплуатации ПТ, повышению эффективности ТО и ремонта;

анализировать состояние и эффективность работы в подчинённых ГУ МЧС России подразделениях по предупреждению ДТП и отказов техники при выполнении оперативных действий, при необходимости лично участвовать в расследовании случаев ДТП с техникой подразделений;

организовывать контроль фактического поступления техники и другой ПТП в подразделения и постановки её в расчёт, рационального использования, хранения, перемещения, реализации и списания (высвобождения) установленным порядком;

организовывать своевременное и качественное исполнение требований предписывающих документов, относящихся к деятельности ТС;

организовывать сбор информации о работе техники, её отказах и неисправностях, анализировать причины отказов, обеспечивать передачу информации в региональный центр и ФГУ ВНИИПО МЧС России, контролировать подготовку и рассылку актов-рекламаций на заводы-изготовители;

организовывать работу по метрологическому обеспечению контрольно-измерительных приборов и диагностического оборудования в подразделениях;

контролировать выполнение требований инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации ПТ;

осуществлять контроль за своевременной регистрацией пожарной и другой автотехники в ГИБДД и её страхованием;

контролировать правильность штатной расстановки водителей подразделений в соответствии приказов и распоряжений;

давать в установленном порядке предложения при планировании обучения водителей ПТ и личного состава ТС, вносить предложения о поощрении или наказании водителей подразделений и личного состава ТС;

организовывать разработку планов эксплуатации автотранспортной техники, планов-графиков ТО-1, ТО-2, ремонтов;

готовить в установленном порядке предложения по разработке норм расхода топлива для пожарных автомобилей, на которые отсутствуют утвержденные нормы;

организовывать итоговый конкурс «Лучший по профессии среди водителей ПА», смотры - конкурсы на «Лучшее содержание техники», «Лучший пост технического обслуживания», «Лучший кабинет безопасности дорожного движения», «Лучшее рукавное хозяйство».

1.4.7. Начальник (заместитель начальника) подразделения взаимодействует по вопросам ТС с начальниками нештатной ТС территориального и местных гарнизонов.

1.4.8. Начальник (заместитель начальника) подразделения обязан:

проводить мероприятия по оснащению подразделения пожарной техникой и иной ПТП, организовывать её нормативную эксплуатацию;

осуществлять персональный контроль технического состояния и организовывать правильное (соответствующее всем нормам и правилам)содержание ПТ в подразделении;

организовывать и контролировать проведение работ на посту ТО в подразделении, его комплектование согласно рекомендуемому перечню оборудования, приспособлений и инструмента;

осуществлять контроль ведения записей в журнале учета технического обслуживания пожарного автомобиля и формуляре ПА;

организовывать своевременный ремонт и качественное испытание ПТ;

обеспечивать правильное применение, учёт и экономное расходование ГСМ и специальных жидкостей;

осуществлять контроль расходования, своевременного списания (высвобождения) и реализации материальных ценностей;

осваивать выделяемые бюджетные средства на развитие материально-технической базы подразделения;

проводить мероприятия по предупреждению ДТП и отказов ПТ в работе;

руководить рационализаторской и изобретательской работой, с учётом практического опыта готовить предложения по модернизации и созданию новых образцов техники;

организовывать и лично принимать участие в проверках технической готовности техники при контрольных осмотрах;

организовывать проведение предрейсового медицинского освидетельствования водительского состава подразделения перед заступлением на дежурство;

направлять водителей на квалификационную комиссию для присвоения класса квалификации и допуска к работе;

организовывать закрепление техники за водительским составом, обеспечивать её своевременную регистрацию в ГИБДД и обязательное страхование ответственности, подготовку техники к прохождению ежегодного государственного технического осмотра;

отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления ПА (ПМ);

организовывать контроль выполнения инструкций и правил по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств, снимать с эксплуатации технику не соответствующую требованиям правил;

требовать от подчиненных, в части их касающейся, исполнения требований Наставления и иных нормативных актов в области эксплуатации транспортных и технических средств;

принимать участие в работе комиссий по проведению инвентаризаций материальных ценностей;

обеспечивать своевременное представление сведений и отчётов в отдел вооружения и техники ГУ МЧС России;

организовывать и проводить конкурсы по скоростному маневрированию и оперативному развертыванию.

1.4.9. Основные функции производственных подразделений технической службы и обязанности должностных лиц по вопросам ТС.*

Производственное подразделение ТС (ПТЦ, отряд, часть, отдельный пост):

осуществляет техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, испытание техники, средств связи и другого оборудования, изготовление отдельных образцов ПТ;

установленным порядком производит сбор и обобщение данных о техническом состоянии пожарной техники, средств связи и другого оборудования с целью определения номенклатуры и приобретения необходимого количества запасных частей, материалов для проведения ТО, ремонта и изготовления ПТ;

осуществляет метрологическое обслуживание и поверку средств измерения оборудования, ПТВ, средств связи и оповещения подразделений в соответствии с требованиями технической документации;

осуществляет получение, доставку, хранение и выдачу пожарно-технической и иной продукции подразделениям в соответствии с разнарядками РЦ МЧС России, ГУ МЧС России;

представляет установленным порядком отчеты по обеспечению подразделений материальными средствами;

проводит профессиональное обучение, первоначальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, рабочих и служащих производственных подразделений ТС, личного состава подразделений МЧС;

принимает непосредственное участие в изучении личным составом подразделений ТС новой техники, вооружения и оборудования;

осуществляет мероприятия по охране труда, защите окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на служебном транспорте.

1.4.10. Руководители производственных подразделений ТС руководствуются в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, приказами МЧС России и настоящим Наставлением.

По вопросам ТС руководители производственных подразделений ТС взаимодействуют с начальниками ТС территориального и местных гарнизонов.

1.4.11. Начальник подразделения ТС осуществляет руководство подразделением на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на подразделение, подчиняется начальнику УМТО ГУ МЧС России, а по вопросам эксплуатации и ремонта техники – начальнику нештатной ТС территориального (местного) гарнизона.

Начальник подразделения ТС обязан:

планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию готовности подразделения к выполнению задач по предназначению, добиваться их выполнения;

обеспечивать планирование и представление в установленном порядке на утверждение в ГУ МЧС России планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, получаемым от приносящей доход деятельности;

обеспечивать выполнение утверждённых в установленном порядке нормативов, планов производственно-хозяйственной деятельности и смет доходов и расходов, достижение предусмотренных в них качественных и количественных показателей, составление и представление в ГУ МЧС России отчётности о ходе и результатах их выполнения;
______________________________________

* должностные обязанности других должностных лиц, сотрудников и инженерно-технических работников производственных подразделений устанавливаются на местах в зависимости от специфики производственной деятельности и количества обслуживаемой техники.
обеспечивать расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России, утверждёнными сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств;

обеспечивать выполнение плана-задания по проведению технического обслуживания и ремонта техники, изготовлению отдельных образцов ПТ;

обеспечивать развитие и укрепление материально-технической базы подразделения, совершенствовать технологию производства;

организовать работу складского хозяйства, не допуская накопления сверхнормативных запасов материальных средств и неликвидного имущества;

организовывать мероприятия по проведению изобретательской и рационализаторской работы в подразделении, направленных на улучшение условий труда, качества проведения технического обслуживания и ремонта техники, экономию материальных средств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.

Основными задачами технической службы ГПС МЧС России являются:

1. Обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

2. Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

Организация эксплуатации пожарной техники.

Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.

Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.

1. Теоретическая часть

1.1 Организация технической службы пожарной охраны

Техническая эксплуатация пожарных автомобилей определяет пути и методы наиболее эффективного управления их техническим состоянием. Цель технической эксплуатации - максимальная реализация потенциальных свойств пожарных автомобилей при движении в оперативном режиме и обеспечении боевой работы личного состава на месте пожара.

Поддержание парка пожарных автомобилей в исправном состоянии является одной из основных задач технической службы пожарной охраны. Техническая служба представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности пожарной охраны.

Техническая служба пожарной охраны решает следующие задачи:

Обеспечение боевой готовности пожарной техники, находящейся на вооружении пожарных подразделений;

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

Проведение мероприятий по технике безопасности, охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;

Материально-техническое обслуживание;

Организацию и проведение мероприятий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Обобщение, распространение и внедрение передового опыта, проведение рационализаторской и изобретательской работы в подразделениях пожарной охраны.

Непосредственная реализация задач по поддержанию парка пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с «Положением об отрядах (частях) технической службы» и «Наставлением по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» .

1.2 Техническое обслуживание и ремонт ПА

Эксплуатация пожарного автомобиля неразрывно связана с необходимостью поддержания его технически исправного состояния путем проведения работ, которые можно разделить на две группы :

Техническое обслуживание (ТО);

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание - комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.

ТО должно обеспечивать:

Постоянную техническую готовность пожарного автомобиля к использованию;

Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

Безопасность движения;

Устранение причин, вызывающих повышение скорости изнашивания детали и как следствие - возникновение отказов и неисправностей;

Минимальный расход топливосмазочных и других эксплуатационных материалов;

Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню и месту выполняемых работ подразделяют:

Ежедневное ТО при смене караула (ЕТО);

ТО на пожаре (учении);

ТО по возвращении с пожара (учения);

ТО после первых 1000 км пробега (по спидометру);

Первое ТО (ТО-1);

Второе ТО (ТО-2);

Сезонное ТО (СО).

Ежедневное ТО при смене караула предназначено для осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержания его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения (ПТВ); заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО проводят в пожарной части при смене караулов.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы двигателя и пожарного оборудования при выполнении боевой работы; проводится водителем пожарного автомобиля в объеме перечня работ.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. ТО проводят водитель и личный состав караула под руководством командира отделения согласно перечню основных работ.

Техническое обслуживание после первых 1000 км проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации и проверки правильности приработки деталей. ТО проводят закрепленные за автомобилем водители на посту, ТО пожарной части.

Первое и второе ТО предназначены для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния базового шасси и специальных агрегатов пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических, шинных и других работ.

ТО-1 организует начальник пожарной части или его заместитель и проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя и личный состав отделения в объеме основного перечня работ.

ТО-2 в отряде (части) технической службы на отдельном посту ТО проводят рабочие этих подразделений с участием водителей пожарного автомобиля в соответствии с планом-графиком ТО в объеме основного перечня работ.

Сезонное ТО предназначено для подготовки пожарного автомобиля к эксплуатации в зимний и летний период. Выполняют его два раза в год и, как правило, совмещают с проведением очередного ТО путем соответствующего увеличения периодичности и трудоемкости работ в зависимости от времени года. Сезонное обслуживание проводят силами отряда (части) технической службы с участием закрепленных за автомобилями водителей в объеме перечня основных работ.

Ремонт пожарных автомобилей

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

Для автомобилей (текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);

Для агрегатов (текущий, капитальный).

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняют восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ для обеспечения работоспособного состояния.

Текущий ремонт агрегата заключается в частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.

Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния с помощью более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривают, как правило, замену двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замену отдельных агрегатов, окраску кузова и проведение других ремонтных работ.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта .

2. Исходные данные

Исходные данные представлены в таблицах.

Номер зачетной книжки - 210080.

Исходные данные для расчета ЦРБ (П)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Численность населения города, NH, тыс. чел.

Протяженность территории города, L, км

Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ

Количество пожарных автомобилей в пожарном депо

Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%) АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-5-40 (43101)

АПП-3909 мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Минимальный общий пробег ПА Lmin, км: основных

специальных

вспомогательных

Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км: основных

специальных

вспомогательных

Количество капитальных ремонтов: коробок отбора мощности (КОМ)

3. Расчет и проектирование пожарно-технических центров, пожарных частей технической службы

3.1 Расчет годовой производственной программы

Расчетное значение периодичности капитального и среднего ремонтов, а также ТО-2 определяется по формуле:

пожарный производственный охрана

где Ti - расчетное значение межремонтных пробегов, км;

Tiн - нормативное значение межремонтных пробегов, км;

0,8 - коэффициент для III категории эксплуатации;

1 - коэффициент для умеренного климата.

Периодичность ТО-2 равна:

для основных автомобилей:

для специальных ПА:

Для вспомогательных ПА:

Приведем значения ТО-2 нормативные и скорректированные, а также коэффициенты корректировки в таблице 2.

Таблица 2 - Периодичность ТО-2

Значение периодичности капитального и среднего ремонтов для основных пожарных автомобилей равно:

Периодичность КР и СР для специальных автомобилей:

Для вспомогательных пожарных автомобилей количество средних ремонтов не рассчитывается, так как их режимы эксплуатации не отличаются от автомобилей народного хозяйства. Тогда значение КР для специальных автомобилей:

Нормативные значения периодичности капитальных и средних ремонтов для основных, вспомогательных и специальных ПА, а также коэффициенты корректировки и скорректированные значения приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Значения пробегов до КР и СР

Базовое шасси ПА

ЗИЛ (осн.)

УАЗ (осн.)

ЗИЛ (всп.)

УАЗ (всп.)

При расчете годовой производственной программы определяется число капитальных и средних ремонтов, технических обслуживаний №2.

Число капитальных ремонтов вычисляется:

где NКР - число капитальных ремонтов;

Lср - средний пробег автомобиля, км:

NПА - число пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;

ТКР - скорректированный пробег автомобиля до первого капитального ремонта, км.

Средний пробег основных ПА равен:

Средний пробег специальных ПА:

Средний пробег вспомогательных ПА:

Количество капитальных ремонтов для:

основных автомобилей, АЦ на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Вспомогательных на шасси ВАЗ:

Расчеты занесем в таблицу 4.

Число средних ремонтов в гарнизоне рассчитывается:

где NСР - число средних ремонтов;

ТСР - скорректированный пробег автомобиля до среднего ремонта, км.

Количество средних ремонтов для:

основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Данные расчетов занесем в таблицу 4.

Число технических обслуживаний ТО-2 рассчитывают по формуле:

где NТО-2 - число технических обслуживаний;

ТТО-2 - скорректированный пробег автомобиля до технического обслуживания, км.

Если полученное значение NТО-2 больше количества ПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейшего расчета. Если же оно меньше, то используется формула:

Число ТО-2 для основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

ТО-2 для специальных автомобилей:

ТО-2 для вспомогательных автомобилей:

Полученные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Количество КР, СР и ТО-2

Базовое шасси

основные

специальные

вспомогательные

4. Определение общей годовой трудоемкости основных работ

Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2, КР, СР и ТР и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч) ТС.

Нормативы трудоемкости приведены в для третьей категории эксплуатации и умеренной климатической зоны.

Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта вычисляют по формуле:

где ti - расчетная трудоемкость соответствующего вида ремонта, чел.-ч;

tiн - нормативная трудоемкость, чел.-ч (приведен в таблицах 2,4,5,6 );

Коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;

Коэффициент для заданного по условию климата;

КЭ - коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации (приведен в п. 1.6 ). Примем, что пожарные автомобили находятся в эксплуатации от 10 до 15 лет.

Для автолестниц высотой более 30 метров, а также импортных пожарных автомобилей нормативы трудоемкости умножаются на коэффициент, равный 2.

Для АЦ - 2,0-4 (5301) трудоемкость:

Текущего ремонта:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Полученные результаты приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Значения трудоемкостей ТО-2, КР, СР и ТР

Базовое шасси

КЭtТО-2tТРtСРtКР

Примечание.

* - нормативные значения трудоемкостей взяты для близких марок шасси;

** - значения трудоемкостей для автолестниц высотой более 30 м умножаются на коэффициент 2.

Вычисление годовой трудоемкости каждого вида ремонта определяют для каждой марки шасси ПА по формуле:

где Пi - годовая трудоемкость каждого из ремонтов и ТО-2, чел.-ч;

Ni - число ремонтов;

ti - скорректированная трудоемкость ремонта и ТО-2, чел.-ч.

Для автомобиля АЦ - 2,0-4 (5301) годовая трудоемкость:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Результаты расчета занесем в таблицу 6.

Таблица 6 - Значения годовых трудоемкостей КР, СР, ТО-2

Тип и марка ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

АПТ-40 (53213)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется:

где ПТР - годовая трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;

Lср - средний пробег автомобиля, км;

NПА - число пожарных автомобилей;

tТР - скорректированная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч.

Годовая трудоемкость текущего ремонта для АЦ - 2,0-4 составляет:

Расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Значение трудоемкостей текущего ремонта

Тип и марка ПА

Количество ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АПТ-40 (53213)

АНР-40-1000 (433360)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного фонда вычисляют по формуле:

где Пi агр - годовая трудоемкость i-го агрегата, чел.-ч;

Ni агр - число ремонтов i-го агрегата;

ti - трудоемкость ремонта i-го агрегата, чел.-ч.

Значения трудоемкости ремонта ПА по агрегатам и узлам представлена: ремонт КОМ п. 5 таблица 8 ; ремонт насоса п. 16 таблица 8 .

Для автоцистерн на шасси ЗИЛ скорректированная трудоемкость ремонта КОМ составляет:

Годовая трудоемкость ремонта КОМ:

Полученные результаты занесены в таблицу 8.

Таблица 8 - Значения годовых трудоемкостей ремонта агрегатов

Базовое шасси

tКОМ н, чел.-ч

tнасос н, чел.-ч

tКОМ, чел.-ч

tнасос, чел.-ч

ПКОМ, чел.-ч

Пнасос, чел.-ч

Так как в годовом план-задании в соответствии с предусматривается резерв времени в объеме 20% от общей годовой трудоемкости, то расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяется по формуле:

где УПi - суммарная трудоемкость работ по ТО-2, СР, КР и ТР и КР агрегатов;

ПСАМ - объем работ по самообслуживанию (принимается 10 - 15% от общей трудоемкости).

5. Режим работы пожарных отрядов (частей) технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих

В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными средняя продолжительность смены составляет 8 часов.

Годовой фонд рабочего времени определяется:

где Фд - годовой фонд рабочего времени;

Дни в году;

А - число выходных дней в году;

Б - число праздничных дней в году;

С - продолжительность отпуска в году (принимаем 28 дней);

Д - продолжительность рабочего дня в часах (принимаем 8 ч);

Е - продолжительность предпраздничных дней в году;

К - сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимаем 1 ч);

З - коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни (принимаем 0,96).

Праздничные дни: новогодние каникулы - 8 дней, 23 февраля, 8 марта, 1 мая - 5 дней, 9 мая - 4 дня, 12 июня, 11 октября (День республики), 4 ноября, 2 дня - религиозные праздники.

Общее количество рабочих дней: 244.

Количество производственных рабочих определяется:

где mр - число рабочих;

П - общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч;

Фд - годовой фонд рабочего времени;

Следовательно, необходимое число производственных рабочих 258 человек. Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10 - 15% численности основных производственных рабочих. Таким образом, численность вспомогательных рабочих составит примерно 26 человек.

6. Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков

Состав производственных зон и отделений (участков) принимают исходя из технологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч) ТС.

Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч) ТС должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.

Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста, вычисляемый по формуле:

где фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

tТО-2срв - скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч;

tп - время на установку ПА на пост и съезд с поста, ч (принимаем 0,16 ч).

Средневзвешенная трудоемкость равна:

где ПТО-2i - трудоемкость ТО-2 по маркам ПА, чел.-ч;

NТО-2 - общее количество технических обслуживаний;

Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:

где Nс - число обслуживаний в сутки;

NТО-2 - количество ТО-2 за год;

Ритм производства:

где R - ритм производства ч-1;

Nс - количество обслуживаний в сутки;

Количество универсальных постов ТО-2 определяется:

где ХТО-2 - число универсальных постов ТО-2;

фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

R - ритм производства, ч-1;

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,85);

Число постов всех видов ремонта рассчитывается:

где Хi - количество постов каждого из ремонтов;

Пi - общая годовая трудоемкость работ по каждому из видов ремонта, чел.-ч;

ц - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на пост ремонта (принимаем 1,3);

Кр - коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постах ремонта (принимаем 0,55);

Др - количество рабочих дней в году;

С - число смен (принимаем 1);

Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);

Рп - количество рабочих, одновременно работающих на посту (принимаем 5 чел.);

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,9).

Количество постов для ТО-2:

основных автомобилей:

Округлим до 4;

Специальных автомобилей:

округлим до 1;

вспомогательных автомобилей:

Необходимо совместить посты ТО-2 специальных и вспомогательных автомобилей.

До 60 - 70% текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживания пожарных частей. Поэтому количество постов текущего ремонта составляет лишь 30 - 40% от расчетного числа.

Все полученные данные сводятся в таблицу 9.

Таблица 9 - Количество постов ТО-2, КР, СР и ТР

Вид обслуживания

Назначение ПА

Количество ПА

Расчетная трудоемкость П, чел.-ч

Количество постов

Техническое обслуживание ТО-2 (универсальные посты)

Капитальный ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Средний ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Текущий ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Примечание. * - количество постов составляет 30-40% от расчетного значения.

Площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА рассчитывают по формуле:

где FТО,Р - площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА, м2;

fа - площадь, занимаемая ПА, м2 (принимаем 2,5Ч7);

Хп - число постов;

К0 - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы (принимаем 4).

Количество постов для ТО-2 17, тогда общая площадь, занимаемая зоной ТО-2 составляет:

Полученные результаты занесены в таблицу 10.

Таблица 10 - Площади зон ТО и ремонтов

Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновки производственных зданий.

Площадь производственного участка рассчитывается:

где Fу - площадь производственного участка, м2;

fоб - площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2;

Кп - коэффициент плотности расстановки оборудования (принимаем 3,5).

Пост мойки.

На посту мойки находится следующее оборудование: моечная установка, ее габариты приведены в приложении Г.

Посты ТО-2.

Находится следующее оборудование: маслораздаточный бак, V=223 л; солидолонагреватель; слесарный верстак; осмотровая канава; подъемник канавный; насосная станция подъемника П128М; солидолонагнетатель пневматический, передвижной. Габариты и характеристика оборудования приведены в приложении Г.

Посты ремонта. Оборудование: осмотровые канавы; слесарный верстак; гайковерт; тележка; насосная станция подъемника П128М; кран-балка, верстак.

Агрегатно-механический участок. Оборудование: точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм; пресс гидравлический, 10т; настольно-сверлильный станок, Ш=12 мм; стенд для разборки и регулировки сцеплений; слесарный верстак; стенд для разборки и сборки двигателей; стенд для разборки и сборки коробки передач; ванна для мойки деталей, V=60 л; станок для шлифовки фасок клапанов; установка для промывки каналов блоков и коленчатых валов двигателей (тупиковая); станок для расточки тормозных барабанов; токарно-винторезный станок, 630х1400; вертикально-сверлильный станок, Ш 25 мм; кругло-шлифовальный станок, 200х500; плоско-шлифовальный станок, 200х630; горизонтально-фрезерный станок, 320х1250; станок для заточки инструментов; установка для мойки деталей; универсально-фрезерный станок 200х800; станок для шлифовки фасок клапанов и торцов толкателей.

Электротехнический участок. Оборудование: верстак, контрольные испытательные стенды (мод. 532М. Э-211), габариты 950х800.

Участок кузовных работ. Оборудование: тележка 1700х1000; приточно-вытяжная вентиляция, компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); верстак с вытяжным устройством; ванна для испытания топливных баков автомобиля; станок точечной сварки; наковальня; горн кузнечный; пневматический молоток; машина для резки, гибки и отбортовки листового материала; генератор ацетиленовый; стол для газосварочных работ; ножницы комбинированные; ванна для проверки радиаторов, 1100х800.

Участок обслуживания топливной аппаратуры. Оборудование: верстак с вытяжным устройством; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; стенд для испытания масляных насосов и фильтров; стенд для испытаний и регулировки топливной аппаратуры.

Отбойно-столярный участок. Оборудование: слесарный верстак; циркулярная пила; станок деревообрабатывающий комбинированный; машина швейная.

Пост окраски. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); краскопульты; система вентиляции; АУПС.

Участок обслуживания аккумуляторов. Оборудование: слесарный верстак; зарядное устройство; приточно-вытяжная вентиляция; ванна для промывки аккумуляторных батарей; стеллаж для аккумуляторных батарей; ванна для слива электролита; верстак с вытяжным устройством; стенд для проверки аккумуляторных батарей; электродистиллятор.

Шиномонтажный участок. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); слесарный верстак; стенд для монтажа и демонтажа шин; электровулканизационный аппарат; ванна для проверки герметичности камер; стеллаж для колес и покрышек; тележка для снятия и транспортировки колес.

Участок испытаний двигателей и агрегатов. Оборудование: стенд для испытания коробки передач; стенд для испытания герметичность блоков цилиндров; обкаточно-тормозной стенд двигателей; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; монорельс с талью.

Например, пост мойки. В моечном отделении находится моечная установка и пожарный автомобиль. Габариты моечной установки 835х315 мм, тогда площадь, ею занимаемая, 0,26 м2. Расчетная площадь равна 3,5*0,26=0,92. Также на посту мойки должен помещаться автомобиль, тогда площадь составляет 0,92 + 17,5 = 18,42 м2.

Аналогично подсчитываются площади других участков. Полученные результаты приведены в таблице 11.

Таблица 11 - Значения площадей участков

Наименование участка

Площадь, занимаемая ПА, м2

Площадь, занимаемая оборудованием, м2

Значение принятого коэффициента

Расчетная площадь, м2

Площадь, принятая после планировки, м2

Пост мойки

Посты ремонта

Агрегатно-механический участок

Электротехнический участок

Участок кузовных работ

Топливно-ремонтный участок

Обойно-столярный участок

Пост окраски

Аккумуляторная

Шиномонтажный участок

Испытательная

7. Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПЧ ТС и технологическая планировка участков

Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также противопожарных и санитарно-технических требований, предъявляемых к отдельным зонам и участкам.

Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы. Длина здания определяется:

где Lз - длина здания, м;

Fз - площадь здания производственного корпуса, м2;

Вз - ширина здания, м.

Площадь здания равна сумме площадей всех постов, находящихся в производственном корпусе. Тогда:

При стандартной длине плиты 6000 мм примем длину здания 90 м. Тогда площадь здания после уточнения его длины составит:

Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных устройств.

Планировка производственного корпуса представлена в приложении А.

8. Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ и работа с эксплуатационной документацией

8.1 Технологическое проектирование пожарного депо

В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, которые предназначены для охраны городов и предприятий.

Хранение и обслуживание пожарных автомобилей и пожарного оборудования производится в пожарных депо.

Состав площади помещений пожарных депо установлены в приложение 4 и приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Состав и площади помещений пожарных депо

Наименование помещений

Площадь помещений для II типа пожарного депо на 4 автомобиля, м2

1. Помещения пожарной техники и техобслуживания:

а) помещения пожарной техники

б) пост техобслуживания с осмотровой канавой

в) мастерская

г) кладовая для инструмента и запасных частей

д) пост мойки

е) кабинет безопасности движения

ж) кабинет начальника дежурной смены

з) учебный класс

2,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности дежурной смены

и) комната инструктажа населения

2. Вспомогательные помещения:

а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования:

гардероб

4 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

термокамера

душевые и уборные

Предусматриваются согласно действующим нормам

кабинет психологической разгрузки

б) комната приема пищи

1,4 м2 на сотрудника, из расчета 75%-й численности личного состава дежурной смены

в) комната разогрева пищи

г) склад вещимущества с комнатой для коменданта

д) зал собраний

1,6 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

е) комната при зале собраний

ж) спортивный зал

3. Служебные квартиры (количество)

Площадь и высоту помещений след...

Подобные документы

    Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов и частей технической службы. Расчет режима работы, фондов времени и количества производственных рабочих. Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов. Компоновка производственных зон.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2014

    Организация технической службы пожарной охраны, ее техническое обеспечение и предъявляемые требования, цели и функции деятельности, нормативно-правовое обоснование. Расчет производственной программы и этапы проектирования пожарно-технических центров.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Тактико-технические характеристики основных, специальных пожарных автомобилей гарнизона. Расчет, проектирование пожарных отрядов технической службы. Этапы эксплуатации пожарных рукавов. Определение производственных площадей базы, их компоновочные решения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2013

    Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Географическая и социально-экономическая характеристика г. Чита. Оценка параметров пожарной обстановки в городе. Математическое моделирование оперативной деятельности пожарной охраны. Совершенствование организации и управления противопожарной службы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2012

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Строительство пожарной охраны в середине XIX-начале XX в. Основные направления деятельности пожарных обществ. Приоритеты России в области создания пожарно-технической продукции. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII в.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Ознакомление с основами несения службы дежурным караулом пожарной части. Описание правил выезда по тревоге, проведения занятий с личным составом дежурного караула, инструктажей по мерам безопасности. Изучение документов планирования боевой подготовки.

    отчет по практике , добавлен 05.06.2015

    Организация советской пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Общие принципы обеспечения пожарной безопасности и требования к ней.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2014

    Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.

Назначение и основы организации технической службы ФПС МЧС России

1.2.1. Техническая служба гарнизона предназначена для обеспечения постоянной готовности пожарной и другой техники подразделений гарнизона к выполнению оперативных действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2.2. Техническая служба в гарнизонах ФПС МЧС России создаётся на нештатной основе.

1.2.3. В состав ТС включаются отделы (отделения) вооружения и техники территориальных органов МЧС России, подразделения ТС – производственно технические центры (далее - ПТЦ), отряды, части и отдельные посты ТС.

В подразделениях ТС могут создаваться: посты диагностики техники, по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов, базы ГДЗС и рукавные, гарнизонные базы

Стр. 3 из 20

обеспечения (ГСМ, оборудованием и др.), пункты (склады) по снабжению запасными частями и техникой.

1.2.4. Основными задачами ТС ФПС являются:

обеспечение постоянной технической готовности пожарной и другой техники, находящейся на вооружении территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

организация эксплуатации пожарной и другой техники согласно требованиям регламентирующих документов, проведение мероприятий по повышению надёжности и продлению амортизационных сроков эксплуатации;

подготовка предложений по формированию структуры парка пожарной и другой техники подразделений по типам и в количествах, необходимых для выполнения оперативных задач гарнизона в пределах норм штатной (табельной) положенности;

материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России и подчинённых подразделений;

1.2.5. Ответственность за организацию ТС ФПС МЧС России возлагается на руководителей территориальных органов МЧС России.

Силы и средства технической службы ФПС МЧС России

1.3.1. Силы технической службы составляют сотрудники и работники отделов (отделений) вооружения и техники территориальных органов МЧС России – Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации - далее ГУ МЧС России), сотрудники и работники, ответственные за технику отрядов (частей) ФПС, личный состав подразделений ТС, водители и технические работники подразделений, а также должностные лица территориальных органов МЧС России – региональных центров МЧС России (далее - РЦ МЧС России) и гарнизонов, выполняющие функции руководства и обеспечения деятельности ТС.

1.3.2. К средствам ТС относятся: передвижное, стационарное и переносное оборудование (подъёмно-транспортное, контрольно-диагностическое, ремонтно-технологи-ческое, разборочно-сборочное, мойки, чистки, смазки, заправки и др.), станки, приспособления, приборы и инструмент, размещённые на производственных участках (постах) подразделений ТС и предназначенные для технического обслуживания (далее – ТО) и ремонта техники подразделений.



Что еще почитать