Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.
Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.
Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).
Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).
Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.
Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.
В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.
И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).
Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).
Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).
Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.
Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).
Нередко бывает, что открытое ранее общество с ограниченной ответственностью становится ненужным и даже обременительным. Законодатель предусмотрел 2 основных способа ликвидации юридического лица – по решению учредителей (участников) и по инициативе регистрирующего органа.
Бизнесмены, которым приходилось закрывать ООО по собственной инициативе, знают, насколько это затруднительная процедура . Поэтому многие владельцы компаний предпочитают воспользоваться такой возможностью, как ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции.
Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке . Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.
Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица :
Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.
Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра :
Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.
Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам :
В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам :
Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев . В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака :
Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.
Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций , которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.
На основании этих реестров в банк направляются запросы , по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось , принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.
В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».
На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией .
Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам .
Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней . Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки , общество исключается из ЕГРЮЛ.
Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре , даже если формальные основания на это у нее имеются.
Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна :
Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов . Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица .
Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом
Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди
Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке . В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ , после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.
Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ . В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства .
Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале .
После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.
До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.
Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет . Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.
В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.
Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.
Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник , который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления .
Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.
Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.
Финансовые риски в бизнесе есть всегда , вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.
Дата публикации: 30.08.2012 07:00 (архив)
Юридическое лицо может быть ликвидировано по двум различным основаниям. Первое - это ликвидация по решению учредителей (участников) юридического лица, второе - ликвидация по решению регистрирующего (налогового) органа. Об этом напоминают в МИФНС России №7 по Алтайскому краю.
Так, с начала этого года Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю исключено из ЕГРЮЛ по решению учредителей - 14 организаций, по решению регистрирующего органа - 73 организации.
Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрация юридических лиц находится в компетенции налоговых органов.
В случае, если юридическое лицо примет самостоятельно решение о ликвидации, оно обязано в течение 3-х рабочих дней от даты принятия такого решения уведомить регистрирующий орган.
Законодательством установлен единый порядок ликвидации, который состоит из нескольких этапов: принятие решения о ликвидации; формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора); публикация сообщения о ликвидации;- осуществление расчетов с кредиторами и составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса; государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа. Данная процедура производится при наличии одновременно двух непременных условий. Это- непредставление непрерывно в течение 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации, юридическим лицом налоговой отчетности и отсутствие операции хотя бы по одному банковскому счету.
Регистрирующий орган, установив наличие вышеуказанных признаков, принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Информация о данном решении, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в органах печати.
В отличие от добровольной ликвидации, срок направления претензий увеличен до трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Если такое заявление в течение указанного срока поступает, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса).
Российское законодательство оставляет право за ФНС на ликвидацию ООО в определенных случаях. Такое закрытие фирмы происходит принудительно и у учредителей нет прямого права его отменить. Важно не доводить деятельность до такой ситуации, а если она все же произошла, то действовать надо правильно и незамедлительно.
Ликвидация ООО по решению ФНС часто нарушает права кредиторов. Поэтому мы выделили обжалование решения налоговой о ликвидации ООО (юридического лица) в приоритетное направление нашей работы.
Самый простой и надежный способ обжалования - это подача иска, в котором выдвигается требование признать запись в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия недействительной.
Потому наиболее оптимальным считается вариант, содержащий следующие пункты:
Также кредитор, чьи права были нарушены, может предъявить иск о возмещении убытков членам ликвидационной комиссии или самому ликвидатору. Он должен доказать, что получил убытки в результате их действий или бездействия.
Помимо трехмесячного срока, на протяжении которого можно начать обжалование ликвидации предприятия, законодательством предусмотрен специальный срок в 1 год. В ст. 22 Закона «О государственной регистрации…» сказано, что в течении этого срока кредиторы или другие лица, чьи интересы были затронуты в результате ликвидации юр лица, могут обжаловать это решение.
Срок на обжалование отсчитывается с того дня, когда истцы узнали о том, что их права были нарушены. Как правило, такой точкой отсчета является день, когда в «Вестнике государственной регистрации» было официально опубликовано сообщение о ликвидации компании.
Но суд может определять срок давности конкретного дела, не опираясь на эту дату. Ему необходимо выяснить все обстоятельства и узнать точно, когда именно права истцов были нарушены. Когда срок давности дела истекает, истцы больше не имеют права обжаловать решение о ликвидации. Исключением являются случаи, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта.
О последнем двух пунктах поговорим особо, так как именно они чаще всего становится "подарком" от налоговой для предпринимателя.
Если в течении 6 мес., с даты внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ, компания не предпримет действий для ее исправления, то такая компания подлежит ликвидации.
Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках, наличии которых позволяет считать, что деятельность компания больше не ведет.
Ст. 21.2 ФЗ 129 предписывает ФНС принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.
Если инспекторы налоговой зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то запись в ЕГРЮЛ о вашем ООО удаляется.
Однако, в 2015 году Конституционный суд признал ст. 21.1 частично не соответствующей основному закону страны. Норму обжаловали предприниматели из Алтайского края. Компания «Отделсервис» инициировала банкротство компании «Лидер» в арбитражном суде. 11 декабря 2013 года последняя была признана банкротом. При этом 12 декабря того же года фискальные органы исключают сведения ООО «Лидер» из ЕГРЮЛ. На основании решения налоговой инспекции суд прекращает процедуру конкурсного производства, и требования кредиторов остаются неисполненными.
Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей. Несмотря на то, что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства. Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.
Если компания не сдает декларацию, пусть даже "нулевую", то попадает в "черный" список компаний-молчунов. По этим спискам делаются запросы в банки, в которых открыты счета. Если нет движения средств на счетах, а сами они пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.
Вот почему так важно регулярно сдавать "нулевую" отчетность, если хозяйственная деятельность не ведется!
Закон отводит три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».
После публикации информации в этом СМИ инспекторы в течение трех месяцев ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.
Принудительная ликвидация ООО по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты других компаний. Считается, что сделки с компанией, которая фактически прекратила свое существование, могут принести существенные убытки.
Еще раз напоминаем, что в случае, когда деятельность не ведется, нужно не забывать о своевременной сдачи нулевых деклараций. В противном случае компанию принудительно "зачистят" из Госреестра.
Ликвидация ООО по решению налогового органа представляет собой правовой механизм, в результате действия которого исключение общества из ЕГРЮЛ происходит независимо от желания его учредителей. Подробно об этом расскажет наша статья.
Ликвидация ООО представляет собой прекращение его деятельности без передачи в порядке правопреемства прав и обязанностей. Как правило, в подавляющем большинстве случаев инициатором и непосредственным участником действий (через назначенного ликвидатора) являются учредители ликвидируемой организации.
Между тем существует и законодательная схема, при которой учредители общества могут не только не иметь желания закрыть свою компанию, но даже не знать о начатой процедуре ликвидации в отношении нее. Такой процесс возможен в случае инициации процедуры исключения общества из списков ЕГРЮЛ налоговой инспекцией как во внесудебном порядке, так и по решению суда. Нормативной базой для этого являются положения ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ.
Необходимыми условиями, способствующими исключению общества из ЕГРЮЛ по решению налоговой службы, являются (п. 1 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):
Не знаете свои права?
При этом наличия только 1 из перечисленных условий для закрытия фирмы недостаточно, значение в этом случае имеет именно их совокупность.
Ликвидация ООО ИФНС поэтапно расписана в п. 3, 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и представляет собой следующую последовательность действий:
ВАЖНО! После рассмотрения ст. 21.1 закона № 129-ФЗ на предмет соответствия ее нормам Конституции РФ (постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П) налоговые инспекции потеряли право ликвидировать описанным выше образом компании, находящиеся на стадии банкротства.
Через суд юрлицо может быть ликвидировано по требованию налоговых органов в случаях, определенных п. 3 ст. 61 ГК РФ. К ним относятся:
Процесс ликвидации общества через суд по инициативе ФНС начинается с подачи последней искового заявления в соответствующий судебный орган. Процедура при этом должна соответствовать действующим процессуальным нормам, т. е. налоговый орган обязан подтвердить суду обоснованность своей позиции.
Таким образом, возможность ликвидировать организацию по своей инициативе у налоговых органов есть. Однако при осуществлении указанной процедуры ФНС ограничена нормами законодательства и не имеет права действовать им вопреки.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог