Государство и право ссср в годы великой отечественной войны. Развитие права в период великой отечественной войны Основные изменения гражданского права в период вов

  • 1. Гражданское право 2. Семейное право 3. Трудовое право 4. Колхозное право 5. Уголовное право
  • 1. В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.

В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.

2. В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.

Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнялся процесс развода -- развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

3. Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.

На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

4. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней -- в хлопковых районах, до 100 -- в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 -- во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6-- 10-х классов, студентов техникумов и вузов,

5. В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний -- смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • 69. Советская судебная система в 1950-е годы. Восстановление принципов законности, процессы реабилитации. Развитие полномочий прокуратуры и Верховного Суда ссср.
  • Глава I - Основы конституционного строя;
  • 77. Изменения в политической системе и государственной организации в конце 1980-х годов. Реконструкция многопартийной системы, новые органы государственной власти и принципы их деятельности.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.

    Советское право в целом не претерпело серьезных изменений. Оно, как и государство, оказалось вполне пригодным и в военных условиях. Тем не менее, произошли некоторые изменения, носившие двоякий характер. Законов в это время издаётся мало, поскольку Верховный совет СССР собирался всего три раза. Больше нормативных материалов принимают Президиум Верховного Совета, а также правительство, следует отметить и постановления ГКО. Важное значение имеет деятельность Верховного Суда СССР, анализировавшего и обобщавшего судебную практику.

    В сфере гражданского права следует отметить изменения, связанные с войной, касающиеся жилищных и наследственных правоотношений. Необходимо было оградить интересы военнослужащих, а также регламентировать правоспособность эвакуированных граждан в жилищных вопросах. Государство стремилось проявлять максимальную заботу об охране прав защитников родины, предоставляло им различные льготы. Так, уже 23 июня 1941 г. Верховный Суд СССР дал судам указание о приостановлении производства всех незаконченных дел о выселении военнослужащих, а также их семей. В августе того же года СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоявшими на военной службе, сохраняется их жилая площадь, причем без оплаты. Временные жильцы, поселившиеся на площади военнослужащего, обязывались немедленно ее освободить по возвращении хозяина.

    Сложнее решался вопрос о жилплощади эвакуированных граждан. В принципе, предусматривалось, что жилплощадь за ними сохраняется, но для этого требовалось соблюсти некоторые условия, а именно: эвакуация должна быть оформлена, а квартплата - регулярно вноситься. Только тогда возвратившийся мог требовать в судебном порядке освобождения его жилья, занятого кем-либо. Если же квартира была предоставлена лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог просить жилищные органы о выделении ему какой-либо иной жилплощади. Не сохранялось жильё за одной категорией эвакуированных – теми, кто уехал вместе со своим предприятием, перевезенным на восток. Они получали жильё на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных Советов, и предоставлялась в первую очередь рабочим оборонных предприятий, оставшимся в данном городе.

    В отличие от вещного и обязательственного права существенные изменения произошли в праве наследственном.

    Огромные людские потери привели к тому, что часто у наследодателя не оставалось близких родственников. Поэтому круг возможных наследников был значительно расширен. В соответствии с Указом Президента Верховного Совета СССР, принятым в марте 1945 г., ими стали трудоспособные родители, братья и сестры. Была введена очередность призвания к наследству, в силу которой отсутствие наследников первой очереди требовало призвания наследников второй, а при их отсутствии – третьей. Первыми наследовали дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. Во вторую очередь наследовали трудоспособные родители, в третью – братья и сестры, было введено правило представления, которое возникает в случае, если наследник умирал раньше открытия наследства. При этом наследство переходит к определенным наследникам такого наследника. Наследодателю было предоставлено право завещать при отсутствии наследников по закону имущество любому лицу. Общая идея реформы состояла в том, чтобы уменьшить массу выморочного имущества, сохранить его за гражданами, что в условиях военного разорения было весьма существенно.

    Военная обстановка обусловила перелив гражданско-правовых отношений в сферу хозяйственно-правовых. Административные формы были удобнее договорных в чрезвычайных условиях. Поэтому, например, договор поставки заменялся простым административным распоряжением.

    В годы войны в семейное право были внесены изменения, коренным образом реформировавшие отрасль. Самым значительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г., с другой - он вносил изменения в принципы, лежащие в основе КЗоБСО РСФСР.

    Принципиальные изменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указ подзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записан в качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в суде. Кроме того, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г., от родителей, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, имели в случае смерти отца право наследования наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака.

    Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подаче заявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело о расторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участием разводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе - от 500 до 2 тыс. руб., даже если это был первый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля 1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка.

    Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим трех и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двух и 200 руб. - на трех и более детей. Пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могла решить всех проблем и главной из них - дать ребенку реального отца, который мог бы воспитывать его.

    На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля 1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, и увеличивался его размер. Таким образом, затраты на выплату пособий многодетным и одиноким матерям в определенной степени покрывались за счет одиноких и малосемейных граждан. От обложения освобождались определенные категории военнослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.

    Наряду с мерами экономического стимулирования рождаемости Указом от 8 июля 1944 г. предусматривались и шаги по моральному поощрению многодетных семей. Учреждались "Медаль материнства" двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден "Материнская слава" трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня".

    Трудовое право . Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

    Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было разрешено также в напряженные периоды сельскохозяйственных работ проводить мобилизацию трудоспособного населения городских и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах и МТС. Такая практика в основном сохранилась на долгие годы и после войны.

    По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны.

    В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочие и служащие предприятий военной промышленности.

    Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. Причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.

    В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочие и служащие предприятий и учреждений, расположенных вблизи фронта.

    Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

    Трудовые отношения в годы войны регулировались не только (а порой не столько) правом, но и высокой патриотической моралью советских граждан. Трудовой энтузиазм стал для миллионов людей нормой поведения. Выполнение и перевыполнение добровольно взятых обязательств было обычным и естественным для людей, которые самоотверженным трудом крепили оборонную мощь своей Отчизны.

    В трудовом праве периода войны отразилась, хотя и крайне ограниченная из-за имевшихся возможностей, забота Советского государства о защитниках Родины, и прежде всего об инвалидах Великой Отечественной войны и семьях военнослужащих. Инвалидам войны назначали пенсии. Работавшие инвалиды в случае болезни получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Руководители предприятий и учреждений должны были принимать их на работу в первую очередь, предоставлять жилую площадь, организовывать питание, принимать меры к повышению квалификации путем направления на различного рода курсы и в школы. Инвалидам войны надлежало в первую очередь предоставлять путевки в санатории и дома отдыха. Дети их пользовались преимуществами при устройстве в ясли, детские сады, пионерские лагеря. Инвалидов войны принимали в вузы и техникумы вне конкурса. Местные органы власти много внимания уделяли трудоустройству и бытовому обеспечению членов семей военнослужащих. Семьям погибших выдавали пособия и назначали пенсии. Но все это, конечно, не снимало до конца остроты проблем, вставших перед инвалидами, семьями погибших, сиротами.

    Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности - сырьем, а также возрождение разрушенного оккупантами сельского хозяйства в освобожденных районах.

    Большую роль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины, почти полностью были мобилизованы тракторы, автомашины, а также тягловый скот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. для своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней: в зависимости от региона - 100, 120, 150, причем точно определялось число трудодней, которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственном периоде. Для подростков - членов семей колхозников - в возрасте от 12 до 16 лет также был установлен обязательный минимум - 50 трудодней в году, но без разбивки на периоды. Трудоспособных колхозников, не выработавших без уважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ, предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6 месяцев с удержанием 25% трудодней в пользу колхоза. Допускалось исключение таких лиц из колхоза с лишением их приусадебных участков.

    Было установлено также обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении от уборки урожая, что было явлением исключительным, подвергали штрафу путем списания с них определенного числа трудодней в пользу колхозов. Основная масса колхозного крестьянства, а в годы войны это были прежде всего женщины, дети и старики, проявила невиданный трудовой подъем, перекрывая, порой в несколько раз, установленные нормы выработки и фактически ничего не получая на трудодни.

    В организации труда бригадная и звеньевая системы были распространены не только на колхозников, но и на лиц, работавших в колхозах в порядке мобилизации. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основной работы, за учащимися и студентами сохранялась их стипендия.

    Но даже с учетом перечисленных мер не все колхозы были в силах обработать находившуюся в их пользовании землю. Поэтому разрешалась временная передача части закрепленной за колхозами земли другим колхозам или организациям и учреждениям, у которых имелась возможность ее использовать рационально.

    В целях сохранения поголовья скота законы военного времени ограничивали права колхозов на убой и продажу колхозного скота. Это могло производиться только с разрешения районного земельного отдела.

    Большое распространение получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Городским Советам и соответствующим земельным органам надлежало закрепить на пять - семь лет за предприятиями и учреждениями участки из земель городов, рабочих поселков и государственного земельного фонда под коллективные и индивидуальные огороды трудящихся при условии ежегодного использования предоставленной земли.

    Советские законы распространяли свое действие и на оккупированную территорию. Т.е., если сделка не соответствует советским законам или интересам, то она – недействительна.

    Общие тенденции:

    Гражданское право . Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы Особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указание пленума ВС СССР от 23 июня 1941 года приостановило все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и их семей. Постановление от 5 августа 1941 года . Вводились некоторые ограничения на право собственности, а именно: граждане должны были временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества. Также граждане должны были сдать трофейное имущество, и то имущество, собственник которого неизвестен. «Постановление СНК и ВКП(б) от 21 августа 1943 года» обязывало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который был эвакуирован на восток. В обязательственном праве усиливается применение административно-правовых, плановых методов, прежде всего это касалось поставки военной продукции, нефти, угля, металла. Купля-продажа часто замещалась простой передачей имущества от госоргана госоргану. В принятом в 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. Сужалось применение гражданско-правовых договоров, и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.


    Были установлены следующие очереди:

    * дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

    * трудоспособные родители,

    * братья и сестры.

    Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

    Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти. При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

    * эвакуация должна быть документально оформлена;

    * квартирная плата должна своевременно вносится;

    * лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

    В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м."

    Семейное право. В годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание "Мать-героиня" и установлена медаль "За материнство".Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней.

    Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). Также заботились и о сиротах. По Указу от 8 июля 1944 г., только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд, только если супруги не примирились.

    Трудовое право. Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Указом от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин начиная с шестого месяца и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пенсии.

    Указом от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров.

    В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков". Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет. 10 марта 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов. 25 апреля 1956 года выходит указ "Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины". В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. СМ СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и рабочего были созданы трудовые комиссии. Было утверждено положение "О порядке рассмотрения трудовых споров".

    Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

    Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности. Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающие на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

    Уголовное право. Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

    В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В декабре 1942 г. расширяется состав спекуляции (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах). В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны. Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

    Довоенные нормы уголовного права были дополнены. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "об ответственности за распространение в военное время ложных слухов"; такое деяние наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

    С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы на срок до 20 лет. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942).

    В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.

    Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

    Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.

    Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

    Уголовный процесс. Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

    Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели - разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой.

    С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

    В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

    Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право - смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

    Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

    Ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.

    Усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.

    Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

    Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

    Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

    Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных. «Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять -- к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний». http://www.history-ryazan.ru/node/7653 История Рязанского края: Тюремная система в годы Великой Отечественной войны

    Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

    Следует так же отметить, что еще одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление), даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы и т. д.

    Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

    В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса -- гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

    Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну . Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования . Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым .

    Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного, жилищного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой - другие имущественные права этих субъектов.

    Уголовное право . Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы .

    В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права. В июле 1941 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация.

    В ноябре 1943 г. был принят Указ Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну.

    С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права (фашистских преступников и их пособников) введены особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы.

    В декабре 1942 г. расширился состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа махорки и самогона в больших количествах).

    В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.

    Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями . В июне 1943 г. принят Указ об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

    Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч.

    Расширялся круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке .

    Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

    Семейное право . В июле 1944 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождал только зарегистрированный брак .

    Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака . Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции .

    В марте 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР внесены изменения в порядок наследования по закону . Круг наследников расширялся - в порядок очередности после наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводились наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья/сестры) групп . В случаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.

    Гражданское право . В сфере гражданского права В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имущества возникло много споров. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора . Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях.

    Особую роль стало играть право владения : расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто заменялась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и внутренний хозрасчет предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

    Колхозное право. В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, установление налоговых льгот организациям и лицам.

    Колхозам возвращался скот, ранее принадлежавший им и эвакуированный до начала оккупации, колхозы освобожденных территорий освобождались от некоторых государственных поставок, государство проводило закупку скота в восточных районах, чтобы обеспечить нужды западных областей. Жители освобожденных областей освобождались от обязательных поставок сельхозпродуктов государству. Принимались меры к восстановлению разрушенных жилищ колхозников.

    Вместе с тем главным направлением в политике правового регулирования экономики была мобилизация всех возможных ресурсов . В феврале 1942 г. принят Указ О мобилизации всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве, трудовая повинность введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков).



    Что еще почитать